Закон РБ О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей
Статья 3. Виды государственных пособий

1. В соответствии с настоящим Законом назначаются государственные пособия: пособия по материнству, семейные пособия, пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком.

2. К пособиям по материнству относятся:

2.1. пособие по беременности и родам;

2.2. пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности.

3. К семейным пособиям относятся:

3.1. пособие в связи с рождением ребенка;

3.2. пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

3.3. пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (далее – пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет);

3.4. пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, определяемых настоящим Законом (далее – пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей);

3.5. пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека;

3.6. пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

4. К пособиям по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком относятся:

4.1. пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет);

4.2. пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;

4.3. пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации.

Какие пособия полагаются семьям, воспитывающим детей-инвалидов

На какие виды государственных пособий имеют право семьи, воспитывающие детей-инвалидов, и куда обращаться за назначением, разъяснила главный специалист управления социальной поддержки населения и стационарных учреждений комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Елена Харкевич.

– Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» с 1 июля 2017 г. усилена социальная защита семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также семей, в которых сами родители являются инвалидами. Есть три вида пособий на детей-инвалидов, – рассказала Елена Харкевич.

Первое – ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 3 лет – выплачивается всем мамам только в повышенном размере – 45 % среднемесячной заработной платы по республике (в настоящее время пособие составляет 423,05 руб.).

На второе пособие имеют право отдельные категории семей, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте от 3 до 18 лет. Сейчас оно составляет 149,57 руб. (70 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума). Если в семье воспитываются и другие дети в возрасте от 3 до 18 лет, то родителям назначается пособие и на них в размере 50 % БПМ (106,84 руб.).

Но выплачиваются они при определенных условиях: занятость трудоспособного отца (отчима) в полной семье, родителя в неполной семье не менее 6 месяцев в общей сложности в году, предшествующем году обращения, или получение пенсии, пособий и иное.

Право на данное пособие имеют и семьи, в которых оба родителя в полной семье либо родитель в неполной – инвалиды I или II группы, а также если один из родителей является инвалидом I группы, а другой осуществляет уход за ним с получением пособия по уходу.

Право на третье пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте от 3 до 18 лет предоставлено родителям, опекунам, усыновителям либо другим лицам, фактически осуществляющим уход за ним. При этом родители, получающие такое пособие, могут работать не более чем на 0,5 ставки или выполнять работу на дому, быть получателями пенсии либо ежемесячной страховой выплаты от «Белгосстраха».

С июля 2017 года размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте от 3 до 18 лет увеличен и сейчас на детей с наиболее тяжелыми формами инвалидности (III или IV степень утраты здоровья) выплата составляет 120 % БПМ (256,40 руб.) и 100 % БПМ (213,67 руб.) для I и II степеней.

Елена Петровна отметила, что обращаться за перечисленными видами социальной поддержки необходимо работающим (за исключением тех, кто трудится в коммерческих организациях со средней численностью работников до 15 человек) по месту работы, при получении образования на дневной форме обучения – по месту учебы, остальным категориям граждан – в органы по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов, администраций районов в Витебске.

Елена Алимова, «Витебские вести», 3 октября 2018 г.

Виды пособия в республике беларусь

§ 21.2. Виды пособий по праву социального обеспечения

Принятые в последние годы нормативно-правовые акты в сфе­ре социального обеспечения привели к изменению в содержании правового регулирования общественных отношений по социально­му обеспечению пособиями. Вступление в силу Закона Республики Беларусь от 31 января 1995 г. «Об основах государственного соци­ального страхования» 263 , Закона Республики Беларусь «О государ­ственных пособиях семьям, воспитывающим детей» 264 , Закона Рес­публики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» 265 , Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности 266 и других нормативно-правовых актов коренным об­разом повлияло на систему правовых видов социального обеспече­ния, важную роль среди которых играют пособия.

Многообразие видов пособий, предусмотренных в действую­щем законодательстве, широта охвата круга лиц, подлежащих обес­печению пособиями, свидетельствуют о большой социальной значи­мости пособий в поддержании уровня жизни населения Республики Беларусь. Охвачены практически все социально значимые случаи нуждаемости граждан в материальной помощи.

Действующее законодательство предусматривает следующие виды пособий:

— по беременности и родам;

— в связи с рождением ребенка;

— женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;

— по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

— на детей старше 3 лет;

— по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;

— по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инва­лидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;

— по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

— при санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида в возра­сте до 18 лет;

— на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом им­мунодефицита человека.

— по временной нетрудоспособности.

Совокупность пособий представляет собой целостную систему с присущей ей структурой, требующей разграничения составных элементов между собой по отдельным частям этой системы, осно­вываясь на их общих признаках. Это значит: с помощью критериев классификации необходимо разбить пособия на группы, выявляя различия и отмечая черты сходства.

В настоящее время нет единой точки зрения в части выбора оснований классификации пособий.

Рассмотрим существующие подходы в части выбора группи­ровки пособий. А.Е. Козлов классифицирует пособия по источникам финансирования 267 .

В предложенной А.Е. Козловым классификации пособия делят­ся на две группы. Первую составляют пособия по социальному обес­печению, вторую — по социальному страхованию. Данная класси­фикация строится на принципе финансирования социальных выплат (пособий) как со стороны государства (за счет средств бюджета) — сюда включаются пособия по социальному обеспечению, так и со стороны самих получателей (нанимателя) — пособия через систему страховых взносов в соответствующие страховые фонды (Фонд со­циальной защиты населения, Государственный фонд содействия за­нятости). С такой классификацией можно согласиться, но тогда за­родившаяся в последние годы практика предоставления пособий за счет средств нанимателя, строящаяся на договорных началах, теря­ет всякое значение. А оно, несомненно, есть.

Закон «Об основах государственного социального страхова­ния» закрепил создание в республике единой системы социального страхования для всех слоев населения, включая рабочих, служащих государственных предприятий, предприятий и обществ иных форм собственности, в том числе и сельскохозяйственных предприятий, колхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Статья 12 этого Закона предоставляет возможность заключать договоры на добровольное социальное страхование: «Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополни­тельное социальное страхование своих работников».

Таким образом, государство в лице законодателя предостав­ляет возможность и рекомендует нанимателю использовать допол­нительные меры по страхованию своих работников, которые имеют право получать пособия из дополнительного (договорного) источни­ка. К тому же предприятие самостоятельно определяет направление использования чистой прибыли. В условиях хозяйственной само­стоятельности предприятий резко возрастает возможность допол­нительного обеспечения своих работников за счет средств, отчисля­емых от прибыли предприятий в фонды социального развития и ма­териальной помощи.

Обеспечение работников и их семей пособиями за счет средств нанимателя регламентируется коллективными договорами, которые могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях.

Статья 364 Трудового кодекса Республики Беларусь конкрети­зирует, какие именно вопросы могут быть отражены в содержании коллективного договора. Среди прочих коллективный договор мо­жет содержать положения: «о гарантиях социального страхования работников и их семей, предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитываю­щим детей-инвалидов, организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей; обеспечении занятости».

Итак, такая классификация (пособия по социальному обеспе­чению и пособия по социальному страхованию) была обоснованной и вытекала из характера единой государственной системы социаль­ного обеспечения пособиями. В настоящее время этой классифика­ции придерживаться явно невозможно, назрела необходимость в новой, основанной на ином дополнительном критерии — социально-экономическом.

Исходя из сказанного, пособия по социально-экономической сущности, основанной на источнике финансирования, можно клас­сифицировать на три вида (группы):

  • пособия, входящие в систему государственного социального страхования;
  • пособия по социальному обеспечению (финансируемые из госбюджета);
  • пособия, предоставляемые за счет средств нанимателя (на договорной основе).

К первой группе относятся пособия:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • в связи с рождением ребенка;
  • матери, ставшей на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;
  • по уходу за ребенком до 3 лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осу­ществляющего уход за ребенком;
  • при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов в возра­сте до 18 лет;
  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • пособие по безработице.

Источником финансирования перечисленных выше пособий яв­ляется Фонд социальной защиты населения и средства Государствен­ного фонда содействия занятости 268 .

Ко второй группе пособий по социальному обеспечению, фи­нансируемых из государственного и местных бюджетов, относятся пособия:

  • на детей старше 3 лет;
  • одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

Третью группу составляют пособия, выступающие основным источником средств существования для некоторых категорий граж­дан. А это означает, что пособия этого вида выдаются в качестве помощи в связи с тем, что у получающих отсутствуют или могут отсутствовать такие источники средств к существованию, как оплата по труду, пенсии и иные источники. До реформы пенсионного зако­нодательства к этой группе относили социальные пенсии инвалидам с детства, ранее называвшиеся «пособия инвалидам и престарелым, не имеющим права на пенсию и не обладающим самостоятельным источником дохода» 269 .

Первую группу составляют пособия, заменяющие временно ут­раченный по уважительной причине заработок, выплачиваемые в раз­мере, равном или приближающемся к утраченному заработку. К пер­вому виду относятся пособия по беременности и по временной нетру­доспособности, которые выплачиваются в случаях: утраты трудоспо­собности вследствие болезни (травмы); беременности и родов (у ра­ботающей женщины); санаторно-курортном лечении; ухода за боль­ным членом семьи; ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребен­ком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, и т.д.

Этот вид пособий имеет общую цель — оказать помощь, вос­полнить заработок, утраченный работником по причине, признан­ной государством уважительной, причем эта помощь предоставля­ется непродолжительное время, но в сумме, равной или приближа­ющейся к размеру утраченного заработка. Условия назначения та­ких пособий исключают возможность их получения одновременно с оплатой по труду. Пособия первого вида различаются между собой по юридическим признакам, что сказывается и на их названии. Так, пособия по временной нетрудоспособности отличаются от пособий по беременности и родам спецификой юридических фактов, при наступлении которых они назначаются 270 .

Ко второму виду относятся пособия, дополняющие основной источник средств существования (оплата за труд, пенсия). Эта по­мощь покрывает дополнительные расходы, на которые основных источников у гражданина, по мнению законодателя, недостаточно.

К этому виду по действующему законодательству следует от­нести пособия:

  • в связи с рождением ребенка;
  • матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беремен­ности;
  • пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • надбавки к государственным пособиям на детей одиноким матерям из числа детей-сирот, на детей одиноким матерям, разве­денным мужчинам и женщинам, если один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, на детей военнослужащих срочной службы.
Смотрите так же:  Заверять заявление на загранпаспорт

К третьей группе пособий, предоставляемых за счет средств нанимателя, относятся пособия:

  • дополнительный свободный от работы день (работающим матерям, воспитывающим двоих, троих и более детей в возрасте до 16 лет, а также одиноким матерям, имеющим двоих и более детей такого же возраста);
  • пособие на детей;
  • пособие семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрас­те до 18 лет.

За счет средств нанимателя может выплачиваться любой из вышеперечисленных видов пособий, отнесенных и к первой, и ко второй группе приведенной классификации.

Очевидно, что по своему целевому назначению пособия явля­ются помощью гражданам в предусмотренных законодателем слу­чаях. При этом помощь в одних случаях восполняет заработок, ут­раченный лицом по причине, признанной обществом уважительной, в других случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предо­ставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.

На наш взгляд, представляет наибольший интерес классифика­ция пособий по видам, предложенная В.С. Андреевым. В основу группировки положена конкретная цель их предоставления. Она позволяет объединить сходные по назначению пособия в самостоя­тельные группы, обеспечивает единство и дифференциацию их в общей системе пособий. Исходя из данной классификации, все по­собия можно разделить на три большие группы (вида):

  • на детей старше 3 лет;
  • по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • на погребение.

Несмотря на общую цель, все пособия, входящие в данный вид, различаются между собой спецификой юридических фактов, при наступлении которых они назначаются, фондами, из которых выплачиваются. При этом специфика каждого юридического факта предопределила и само название конкретного пособия.

На наш взгляд, в нынешних условиях развития социального обес­печения к третьей группе можно отнести пособие по безработице.

Теоретическая и практическая ценность классификации посо­бий, введенной В.С. Андреевым, состоит в том, что впервые им были раскрыты роль и значение пособий как самостоятельного вида социального обеспечения.

Все пособия не однородны по структуре и по целевому назна­чению. Поэтому классифицирующим признаком для группировки пособий по видам может использоваться критерий периодичности выплаты пособий.

На базе современного законодательства пособия по праву со­циального обеспечения предоставляются ежемесячно, единовремен­но и периодически. Так, по Закону Республики Беларусь «О госу­дарственных пособиях семьям, воспитывающим детей» семья (лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком) вправе претендо­вать: на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на единовременное пособие в связи с рождением ребенка; на периодические — по уходу за больным ребенком, при санатор­но-курортном лечении детей-инвалидов.

Следуя этой схеме, разграничим все пособия на:

  • ежемесячные, выплачиваемые регулярно в течение длитель­ного срока, таковыми являются пособия семьям, воспитывающим детей (по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей в возра­сте от 3 до 16 (18) лет, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и т.д.);
  • единовременные, выплачивающиеся при наличии соответству­ющих правовых оснований однократно, к ним относятся: пособие матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности, пособие в связи с рождением ребенка, на погребение;
  • периодические выплачиваются при наступлении соответству­ющих правовых оснований в течение сравнительно непродолжитель­ного срока (относительная длительность выплаты таких пособий не превращает их в ежемесячные); к этому виду пособий следует от­нести пособия по временной нетрудоспособности, по беременнос­ти и родам, по безработице.

Общепризнано, что в праве социального обеспечения не суще­ствует универсального критерия классификации пособий по видам.

Нами предлагаются следующие социально-правовые основа­ния классификации:

— семья (основным признаком отнесения отдельных видов по­собий к семейным выплатам является их функциональная направ­ленность на материальное обеспечение как детей в составе семьи, так и одновременно семьи в целом, поскольку она обременена уходом за ними. Здесь можно поставить знак равенства, поскольку выплаты, производимые в связи с наличием в семье несовершенно­летнего ребенка (детей), поступают в общий семейный бюджет, практического их обособления не происходит и уже из этого обще­го бюджета удовлетворяются потребности детей.

Таким образом, по социально-правовым основаниям обеспе­чения пособия можно разделить на следующие важнейшие виды:

  • первый — пособия по временной нетрудоспособности;
  • второй — семейные пособия (в том числе и пособие на по­гребение);
  • третий — пособие по безработице.

Социальное обеспечение населения пособиями представляет собой комплекс денежных выплат, направленных на оказание ад­ресной дифференцированной помощи нуждающимся гражданам. Адресность включает в себя дифференцированный подход к соци­альному обеспечению пособиями в зависимости от социального статуса нуждающихся и их демографических характеристик. Со­вершенно очевидно, что потребности различны у одиноких и се­мейных граждан, у многодетных семей и семей, имеющих одного ребенка и т.д.

Одним из критериев для дифференциации пособий по видам необходимо избрать круг лиц, имеющих право на тот или иной вид пособия. Совершенствование законодательства в сфере социально­го обеспечения граждан Республики Беларусь пособиями свидетель­ствует о расширении круга лиц, имеющих право на пособия 271 .

Проявляя заботу о семье, о детях, государство до 1992 г. оп­ределяло только один вид пособия, на который имела право «се­мья» — пособие на погребение. Данную проблему разрешил Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

Исходя из названного правового акта, субъектом, имеющим право на различные виды пособий, стала семья с детьми.

Следует, однако, отметить, что в ст. 1 Закона «О государствен­ных пособиях семьям, воспитывающим детей» указано: «. семьи, воспитывающие детей, имеют право на государственные пособия в случаях, определенных данным Законом» 272 . Возникает вопрос: что собой представляет семья, как определить круг лиц, входящих в семью, имеющих право на пособия на данном этапе развития социаль­ного обеспечения?

Статья 35 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспе­чении» определяет круг лиц, включаемых в состав семьи для назна­чения пенсии по случаю потери кормильца, — дети, братья, сестры, внуки, родители, супруг (супруга), дед, бабушка, отчим, мачеха, усыновитель, усыновленный. В других же случаях законодатель упот­ребляет термин «семья», закрепляя ее права и гарантии в сфере социального обеспечения пособиями, не раскрывая его. Статья 17 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим де­тей», закрепляя право на пособие по уходу за больным ребенком, за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери (пособие по уходу за заболев­шим членом семьи), не раскрывает, кто на него имеет право.

В понятии семьи с детьми необходимо выделить три основных характеризующих критерия: первый — это наличие детей; второй — определенная правовая связь ребенка с лицами, осуществляющими заботу о нем; третий критерий — совместное проживание ребенка с лицом, осуществляющим заботу о нем, воспитывающим его.

К семейным пособиям относятся пособия:

  • в связи с рождением ребенка;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • на детей старше 3 лет;
  • по уходу за больным ребенком;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери;
  • по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • надбавки к государственным пособиям.

Вторым субъектом при классификации пособий по кругу лиц следует выделить женщину-мать. Несомненно, только женщина­мать имеет право на следующие пособия: матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности, по беременности и родам, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года.

Уровень жизни населения рассматривается в качестве обобща­ющего показателя, и он является одним из важнейших критериев эффективной социальной политики государства. Одним из важней­ших показателей социальной ситуации являются трудовые ресурсы и занятость населения 273 .

Учитывая специфику экономических и социальных реалий раз­вития нашего общества, особенность действующего законодатель­ства о пособиях, пособия по видам следует классифицировать так:

— социально-экономические (1 — пособия, входящие в систему государственного социального страхования; 2 — пособия по соци­альному обеспечению (финансируемые из госбюджета); 3 — посо­бия, предоставляемые за счет средств нанимателя (на договорной основе));

— целевые (1 — пособия, заменяющие временно утраченный по уважительной причине заработок; 2 — пособия, дополняющие ос­новной источник средств существования; 3 — пособия, выступающие основным источником средств существования); социально-правовые (1 — семейные пособия; 2 — пособия по временной нетрудоспособ­ности; 3 — пособия по безработице);

— периодичность выплат (1 — ежемесячные; 2 — единовремен­ные; 3 — периодические);

— по кругу лиц (1 — пособия семьям с детьми; 2 — пособия женщине-матери; 3 — пособия работнику).

263 Об основах государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь, 31.01.1995 г., № 3563-XII (в ред. от 06.01.2009 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. — 1995. — № 14. — Ст. 138.

264 О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Респ. Бела русь, 30.10.1992 г., № 1898-XII (в ред. от 09.11.2009 г., с изм. от 29.12.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 305. — 2/1403.

265 О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15.06.2006 г., № 125-З (в ред. от 04.01.2010 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — № 94. — 2/1222.

266 Об утверждении Положения о порядке обеспечения пособиями по вре менной нетрудоспособности и по беременности и родам: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30.09.1997 г., № 1290 (в ред. от 30.03.2010 г.) // Рэспубл1ка. — 1997. — № 224.

267 Советское право социального обеспечения: учебник / под ред. А.Д. Зай кина. — М., 1982.

268 О Фонде социальной защиты населения Министерства социальной защиты: Указ Президента Респ. Беларусь, 16.01.2009 г., № 40 (в ред. от 13.02.2010 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. — № 17. — 1/10419.

269 Абрамчик, Л.Я. Сущность права граждан на обеспечение государственны ми пособиями / Л.Я. Абрамчик / / Прававая рэформа у Рэспублщы Беларусь: вопыт, праблемы, перспектывы: тэз. дакл. рэсп. навук.-практыч. канф., Гродна, 24- 25 крас. 1997 г. — Гродна: ГрДУ, 1997. — Ч. 1. — С. 171 — 173.

270 Абрамчик, Л.Я. Права пособия по беременности, родам и воспитанию детей /Л.Я. Абрамчик // Вестник молодежного научного общества. — Минск: Молодежное научное общество, 2000. — № 3. — С. 83—91.

271 Абрамчик, Л.Я. Пути совершенствования законодательства в сфере со­циального обеспечения пособиями граждан Республики Беларусь / Л.Я. Абрамчик // Система прав и законодательства Республики Беларусь: состояние, перспективы развития: материалы респ. науч.-практич. конф., Гродно, 26-27 апр. 1999 г. — Грод­но: ГрГУ. — 1999. — Ч. 1. — С. 322—327.

272 О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Респ. Беларусь, 30 окт. 1992 г. (в ред. от 09.11.2009 г., с изм. от 29.12.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 305. — 2/1403.

273 Абрамчик, Л.Я. Проблемы социальной защиты на современном этапе и возможные пути выхода / Л.Я. Абрамчик / / Юридическая наука и образование в Республике Беларусь на рубеже XX-XXI веков: материалы междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 22-23 апр. 1998 г. — Гродно: ГрГУ, 1998. — С. 142—144.

Детское пособие в Беларуси

В Республике Беларусь, как и в большинстве развитых стран мира, неработающим матерям, воспитывающим детей, выплачиваются специальные пособия. Также закон предусматривает возможность выплаты такого пособия лицам, заменяющим ребенку мать – например, овдовевшему супругу-отцу или опекуну.

Детское пособие в Беларуси бывает нескольких видов. Оно выплачивается как единоразово, так и до достижения ребенком 3-летнего возраста. Размеры пособий четко привязаны к бюджету прожиточного минимума (БПМ), среднему размеру зарплаты в стране и регулярно индексируются.

Виды детских пособий в РБ

На данный момент существует 3 основных вида детских пособий:

  1. Пособие для женщин, которые стали на учет по беременности до 12-ой недели беременности. Его размер равен максимальному значению БПМ. Выплата данного пособия обычно производится уже после родов.
  2. Единоразовое пособие в связи с появлением на свет ребенка. Его величина определяется тем, какой по счету ребенок рождается в семье. Если это первенец, то государство выплачивает родителям (или родителю, если семья неполная) 10 бюджетов прожиточного минимума. Если же это второй и последующий ребенок, то выплаты составляют уже 14 БПМ.
  3. Детское пособие по уходу за ребенком. Именно его чаще всего и имеют в виду, когда говорят о детских пособиях в Беларуси. Выплачивается до тех пор, пока ребенку не исполнится 3 года. Для первого в семье ребенка размер пособия составляет 35% от среднемесячной зарплаты в стране. Для второго и последующих – уже 40%. Отдельно оговорены случаи с детьми-инвалидами – им родителям государство выплачивает 45% от средней зарплаты.

Детское пособие в 2018 году, по состоянию на июль равняется:

  • по уходу за ребенком до 3-х лет – от 312 до 401 рубля;
  • единовременное в связи с рождением ребенка – от 2065 до 2892 рублей;
  • женщинам, вставшим на учет по беременности до срока 12 месяцев – 206 рублей.
Смотрите так же:  Аэроэкспрессы стоимость льготы

Другие виды детских пособий, существующие в Беларуси

Законом предусмотрены выплаты и других видов пособий, помимо вышеупомянутых. Назовем основные среди них:

  • пособие на детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Данное пособие выплачивается, пока детям не исполнится 18 лет. В обоих случаях его размер составляет 70% от БПМ;
  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом. Его размер – 1 БПМ, выплаты производятся родителям либо лицам, их заменяющим;
  • пособие на детей в возрасте от 3-х до 18 лет, если в семье воспитывается один или несколько других детей, не достигших 3-летнего возраста. Это сравнительно новое пособие, существующее с 2015 года. Его размер – половина от максимального БПМ на душу населения в Беларуси.

Виды пособия в республике беларусь

Государственные пособия семьям, воспитывающим детей

С 1 июля 2017 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей» от 30 июня 2017 г. №33-З.

В соответствии со статьей 1 Закона в новой редакции изложен Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон).

Право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей, в соответствии со статьей 1 Закона, имеют:

— постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;
— временно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет фонда) на социальное страхование.

Государственные пособия назначаются на детей, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) в Республике Беларусь (получивших разрешение на временное проживание в Республике Беларусь) на день обращения за назначением государственных пособий, при условии их фактического проживания в Республике Беларусь (требование о фактическом проживании не распространяется на детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь, и детей, выехавших за пределы Республики Беларусь для получения медицинской помощи).

В соответствии с Законом назначаются государственные пособия:

пособия по материнству:

— пособие по беременности и родам;

-пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности.

семейные пособия:

— пособие в связи с рождением ребенка;

— пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

— пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (далее — пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет);

— пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, определяемых настоящим Законом (далее — пособие на детей старше
3 лет из отдельных категорий семей);

— пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека;

— пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком:

— пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет);

— пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;

-пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации.

Государственные пособия назначаются комиссиями по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, создаваемыми в государственных органах, иных организациях любых организационно-правовых форм. Порядок создания, деятельности и полномочия комиссии по назначению пособий устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь

Назначение государственных пособий осуществляется:

пособия по беременности и родам:

— по месту работы (службы), учебы (при получении профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования в дневной форме получения образования) или прохождения подготовки в клинической ординатуре в очной форме женщины, усыновителя (удочерителя), опекуна ребенка;

— лицам, совмещающим учебу (при получении профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования в дневной форме получения образования) или прохождение подготовки в клинической ординатуре в очной форме с работой, — по месту учебы или прохождения подготовки в клинической ординатуре и месту работы;

— лицам, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании, — территориальными органами Фонда социальной защиты населения по месту постановки их на учет в качестве плательщиков обязательных страховых взносов;

— лицам, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящим профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивающим содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов, — в органах по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания).

пособия женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;

пособия в связи с рождением ребенка;

пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей:

— по месту работы (службы), учебы (при получении профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования в дневной форме получения образования) или прохождения подготовки в клинической ординатуре в очной форме матери (мачехи) в полной семье, родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя), опекуна (попечителя) ребенка, а если мать (мачеха) в полной семье не работает (не служит), не обучается, не проходит подготовку в клинической ординатуре и не является лицом, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы в бюджет фонда в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании, — по месту работы (службы), учебы или прохождения подготовки в клинической ординатуре отца (отчима) ребенка.

— в органах по труду, занятости и социальной защите — матери (мачехе) в полной семье, родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) ребенка в соответствии с регистрацией по их месту жительства (месту пребывания) в случае, если:

оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка относятся к следующим категориям лиц:

не работают (не служат), не обучаются в дневной форме получения образования, не проходят подготовку в клинической ординатуре в очной форме;

являются лицами, самостоятельно уплачивающими обязательные страховые взносы в бюджет фонда в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;

выполняют работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;

работают в коммерческих организациях со средней численностью работников до 15 человек включительно, у индивидуальных предпринимателей, нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных бюро, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;

работают в религиозных организациях;

зарегистрированы в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходят профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивают содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов.

пособия на детей в возрасте от 3 до 18 лет:

— по месту назначения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет матери (мачехе) или отцу (отчиму) в полной семье, родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю).

Назначение пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей и пособия на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, семьям, в которых воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека, осуществляется государственным учреждением «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», а выплата таких пособий производится органом по труду, занятости и социальной защите.

пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет:

— в органах по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком:

— по месту работы лица, имеющего право на государственное пособие (лицам, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании, такие государственные пособия назначаются территориальными органами Фонда социальной защиты населения по месту постановки их на учет в качестве плательщиков обязательных страховых взносов).

Выплата пособий:

по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в клинической ординатуре – в дни, установленные для выплаты заработной платы (денежного довольствия);

в органах по труду, занятости и социальной защите — по выбору получателя государственного пособия через банки и (или) объекты почтовой связи, организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий и пособий, в соответствии с графиками выплаты.

Выплата государственных пособий: пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; пособия на детей в возрасте от 3 до 18 лет; пособия на детей старше3 лет из отдельных категорий семей; пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет производится за текущий месяц.

Право на пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности имеют женщины, в том числе суррогатные матери, ставшие на учет в организациях здравоохранения Республики Беларусь до 12-недельного срока беременности, регулярно посещавшие такие организации и выполнявшие предписания врачей-специалистов в течение всего срока беременности.

Пособие назначается и выплачивается единовременно в размере 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка (детей), независимо от количества родившихся детей. В случае рождения мертвого ребенка пособие назначается и выплачивается.

Право на пособие в связи с рождением ребенка имеют мать или отец в полной семье, родитель в неполной семье, лицо, усыновившее (удочерившее) ребенка в возрасте до 6 месяцев либо назначенное опекуном ребенка в возрасте до 6 месяцев.

на ребенка, родившегося за пределами Республики Беларусь, который зарегистрирован по месту жительства в Республике Беларусь, — при условии, если в пределах 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу рождения ребенка, один из родителей в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун ребенка были зарегистрированы по месту жительства (имели разрешение на временное проживание в Республике Беларусь) и фактически проживали в Республике Беларусь не менее шести месяцев в общей сложности (за исключением лиц, работающих в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь);

временно проживающим в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства — при условии, если за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование уплачивались не менее шести месяцев в общей сложности до дня возникновения права на пособие в связи с рождением ребенка.

Пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка единовременно при рождении, усыновлении (удочерении) в следующих размерах:

— на первого ребенка — в размере десятикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка;

-на второго и последующих детей — в размере четырнадцатикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка.

При определении размера пособия в связи с рождением ребенка учитываются дети, в том числе усыновленные (удочеренные), а также воспитываемые в семье пасынки и падчерицы в возрасте до 18 лет и не учитываются дети:

в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав;

отобранные из семьи;

воспитываемые в приемных семьях, детских домах семейного типа.

Опекуну на подопечного ребенка размер пособия определяется в зависимости от количества детей, над которыми установлена опека (попечительство).

Пособие не назначается в случаях оставления ребенка в организации здравоохранения, отказа от ребенка, отобрания ребенка, рождения мертвого ребенка, а также суррогатным матерям.

Право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет имеют мать (мачеха) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун ребенка, фактически осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет.

Отец (отчим) в полной семье, другой родственник или член семьи ребенка в возрасте до 3 лет, фактически осуществляющие уход за этим ребенком, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до
3 лет в случае, если они:

— находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы);

— являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (далее — ремесленная деятельность), деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (далее — деятельность в сфере агроэкотуризма), и соответствующая деятельность приостановлена в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет в порядке, установленном законодательством, а мать (мачеха) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) ребенка вышли на работу (службу), учебу (при получении профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования в дневной форме получения образования), проходят подготовку в клинической ординатуре в очной форме, являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (за исключением случаев приостановления соответствующей деятельности в порядке, установленном законодательством, неосуществления предпринимательской деятельности в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности).

Отец (отчим) в полной семье, фактически осуществляющий уход за ребенком в возрасте до 3 лет, имеет право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет также в случаях, если он не работает (не служит), не обучается в дневной форме получения образования, не проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме, не выполняет работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, не является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, а мать (мачеха) ребенка работает (служит) или осуществляет иные виды деятельности (на условиях, указанных в подпунктах 3.1-3.7 пункта 3 статьи 13 Закона), либо обучается (при получении профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования в дневной форме получения образования), проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме.

Смотрите так же:  Разъединение от требования

Размеры и условия выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет:

на первого ребенка — 35 процентов среднемесячной заработной платы работников в республике (далее — среднемесячная заработная плата);

на второго и последующих детей — 40 процентов среднемесячной заработной платы.

На ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет — в размере
45 процентов среднемесячной заработной платы.

Пособие назначается и выплачивается в размере 50 процентов если лицо, имеющее право на такое пособие и фактически осуществляющее уход за ребенком в возрасте до 3 лет:

— работает на условиях полного рабочего времени, неполного рабочего времени (более половины месячной нормы рабочего времени)
у одного или нескольких нанимателей;

— работает на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) и одновременно выполняет работу на дому у одного или нескольких нанимателей;

— выполняет работу на дому более чем у одного нанимателя;

— выполняет работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;

— проходит военную службу, службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (за исключением находящихся в отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы);

— является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (за исключением случаев приостановления соответствующей деятельности в порядке, установленном законодательством, неосуществления предпринимательской деятельности в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности);

— является собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняет функции руководителя этого юридического лица (за исключением случаев, если такой руководитель работает на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени));

— получает послевузовское образование в дневной форме получения образования и получает стипендию;

— проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме и получает стипендию.

Право на пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель), воспитывающие одновременно детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет.

Опекун (попечитель) имеет право на такое пособие, если опека (попечительство) установлена над ребенком (детьми) в возрасте до 3 лет и ребенком (детьми) в возрасте от 3 до 18 лет и ребенку (детям)
в возрасте от 3 до 18 лет не предоставляется государственное обеспечение в связи с нахождением в опекунской семье.

Пособие назначается и выплачивается при условии назначения и выплаты матери (мачехе) или отцу (отчиму), усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю), другому родственнику или члену семьи ребенка (детей) пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

Пособие назначается в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума. При воспитании в семье двоих и более детей пособие назначается и выплачивается одно на семью.

Пособие выплачивается ежемесячно по день достижения младшим ребенком, воспитываемым в семье, возраста 3 лет включительно, если в этот период в семье воспитывается (воспитываются) ребенок (дети) в возрасте от 3 до 18 лет включительно.

Право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка (детей) старше 3 лет, если в семье:

— воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;

— воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;

— отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) проходят срочную военную службу, альтернативную службу;

— оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей (мать (мачеха) или отец (отчим)) в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.

Пособие назначается на каждого ребенка старше 3 лет в следующих размерах:

— на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет — 70 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума;

— на других детей — 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте
до 18 лет
имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида либо другое лицо, фактически осуществляющие уход за ним.

Матери (мачехе) или отцу (отчиму) в полной семье, родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) ребенка-инвалида, фактически осуществляющим уход за ним, пособие назначается и выплачивается при условии, если они не являются занятыми в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона или если они заняты на следующих условиях:

— работают на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей или выполняют работу на дому у одного нанимателя;

— являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством;

— являются индивидуальными предпринимателями и не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности;

— находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или академическом отпуске;

— получают пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, пособие назначается и выплачивается при условии, если они не являются занятыми в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона, а оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида не имеют права на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в соответствии с настоящей статьей либо не могут осуществлять уход за ребенком-инвалидом в связи с инвалидностью I группы.

Пособие назначается на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет независимо от получения других видов семейных пособий в следующих размерах:

— по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим I или II степень утраты здоровья, — 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума;

— по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим III или IV степень утраты здоровья, до достижения им возраста 3 лет включительно —
100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, после достижения ребенком возраста 3 лет — 120 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

Сроки обращения за назначением государственных пособий:

Пособия по материнству и семейные пособия назначаются со дня возникновения права на них, если обращение за назначением государственного пособия последовало не позднее шести месяцев со дня возникновения такого права в соответствии с пунктами 3-5 статьи 22 Закона (за исключением случаев назначения государственных пособий при изменении места их выплаты в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона).

Пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком назначаются со дня возникновения права на них, если обращение за назначением государственного пособия последовало не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы или от иной деятельности в связи с временной нетрудоспособностью. При обращении по истечении указанного срока пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком не назначаются.

При обращении за пособием по беременности и родам, пособием в связи с рождением ребенка, пособием женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по истечении шести месяцев со дня возникновения права на них такие государственные пособия не назначаются.

В случае изменения места выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, пособия на детей в возрасте от 3 до 18 лет, пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (поступления на работу (службу), учебу, изменения места работы (службы), учебы, прохождения подготовки в клинической ординатуре, увольнения, окончания учебы, изменения места жительства и в других случаях), по новому месту государственные пособия назначаются со дня, следующего за днем прекращения их выплаты по прежнему месту выплаты, если обращение за их назначением последовало не позднее
шести месяцев и при условии, что семья имела право на государственные пособия за период, в течение которого они не выплачивались.

При обращении за государственными пособиями по истечении
шести месяцев со дня, следующего за днем прекращения их выплаты, они назначаются со дня обращения.

Прекращение выплаты государственных пособий

Выплата государственных пособий прекращается в случае наступления следующих обстоятельств:

отказа от ребенка;

отмены усыновления (удочерения), опеки (попечительства);

отобрания ребенка из семьи;

помещения ребенка в учреждения, указанные в
подпунктах 3.2 — 3.4 пункта 3 статьи 1 Закона, в приемную семью, детский дом семейного типа;

зачисления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обучение в учреждения образования для получения образования, указанного в подпункте 3.5 пункта 3 статьи 1 Закона;

лишения родительских прав получателя государственного пособия;

изменения места выплаты государственного пособия;

выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более
двух месяцев (за исключением детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь, и детей, выехавших за пределы Республики Беларусь для получения медицинской помощи);

обучения ребенка в дневной форме получения образования за пределами Республики Беларусь;

выезда получателя государственного пособия на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь;

снятия ребенка с регистрационного учета по месту жительства в Республике Беларусь или с регистрационного учета по месту пребывания в Республике Беларусь в случае отсутствия у него регистрации по месту жительства в Республике Беларусь (истечения срока действия разрешения на временное проживание в Республике Беларусь либо аннулирования этого разрешения);

смерти ребенка, признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим;

смерти получателя государственного пособия, признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим;

вступления несовершеннолетнего лица в брак либо объявления несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация).