Содержание:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. № 66н “Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях” (не вступил в силу)

В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724) и пунктом 5.2.121 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

от 9 декабря 2008 г. № 705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2009 г. № 13459);

от 12 августа 2009 г. № 581н «О внесении изменений в Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. № 705н» (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2009 г. № 14806);

от 20 июня 2011 г. № 577н «О внесении изменений в Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. № 705н» (зарегистрирован Минюстом России 19 сентября 2011 г. № 21820).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 сентября 2012 г.

Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. № 66н)

1. Настоящие Порядок и сроки определяют правила совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками (далее — работники) профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях и продолжительность данного обучения (далее — Порядок и сроки).

2. Совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях осуществляется работниками в целях обновления имеющихся теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности, а также получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.

3. Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки.

4. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.

Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.

Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.

5. Сроки, формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую образовательную программу, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) и потребностью работодателя.

Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем образовательной или научной организации, где она проводится.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный № 14292), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. № 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 г., регистрационный № 23879), квалификационными характеристиками, предусмотренными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный № 18247).

6. Зачисление на обучение по программам дополнительного профессионального образования проводится в соответствии с ежегодно утверждаемыми образовательными и научными организациями правилами приема.

7. Государственные и муниципальные образовательные и научные организации обеспечивают совершенствование профессиональных знаний и навыков работников государственных и муниципальных организаций в рамках реализации ежегодно устанавливаемого государственного задания на оказание соответствующих государственных услуг в соответствии с заявками органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

8. Обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, имеющих среднее и/или высшее медицинское и/или фармацевтическое образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, указанным в абзаце третьем пункта 5 настоящих Порядка и сроков, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности более 5 лет организуется:

— для работников, имеющих стаж работы 10 лет и более, по программам дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации (нормативный срок прохождения подготовки при любой форме обучения составляет от 100 до 500 часов);

— для работников, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет, по программам дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки (нормативный срок подготовки при любой форме обучения составляет свыше 500 часов).

9. Условиями зачисления работников в образовательную или научную организацию для обучения по программам дополнительного профессионального образования являются:

— личное заявление работника;

— наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим специалистам с медицинским или фармацевтическим образованием (за исключением работников, указанных в пункте 8 настоящих Порядка и сроков);

— наличие документов, подтверждающих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской (фармацевтической) специальности более 5 лет (для работников, указанных в пункте 8 настоящих Порядка и сроков).

10. Освоение программ дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации и профессиональной переподготовки завершается обязательной итоговой аттестацией.

Работникам, успешно завершившим освоение программы дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации, выдается свидетельство о повышении квалификации.

Работникам, успешно завершившим освоение программы дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки, выдается диплом о профессиональной переподготовке.

11. Работники, указанные в пункте 8 настоящих Порядка и сроков, успешно завершившие освоение программ дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации или профессиональной переподготовки, могут продолжать профессиональную деятельность по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности.

Обзор документа

Установлен новый порядок повышения квалификации, переподготовки и стажировки медицинских и фармацевтических работников.

Как и ранее, повышать квалификацию необходимо не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности, обязательна переподготовка.

Обучение проходит в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам. Оно проводится с отрывом от работы (в том числе частичным) и по индивидуальным формам. Определены документы, необходимые для зачисления на обучение.

Повышение квалификации и профпереподготовка организуются в соответствии с квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения.

Сотрудники, чей уровень образования не соответствует этим требованиям, но имеющие стаж практической работы по специальности не менее 10 лет, направляются на повышение квалификации (в объеме от 100 до 500 часов). Имеющие стаж работы 5-10 лет — на переподготовку (срок обучения — свыше 500 часов). Только после успешного окончания обучения они могут продолжить работу по специальности.

О повышении квалификации выдается свидетельство, о переподготовке — диплом.

Необходимость прохождения стажировки определяет работодатель. Он же устанавливает ее продолжительность (по согласованию с руководителем образовательной или научной организации).

Смотрите так же:  Чем отличается социальная пенсия от пенсии по старости

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Лабораторные новости

Минздрав предлагает сохранить систему повышения квалификации врачей раз в пять лет

4 октября на портале regulation.gov.ru завершился этап публичного обсуждения проекта приказа Минздрава РФ о внесении изменений в приказ 2012 года №66н – тот самый, который регламентировал порядок и сроки совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков. Как известно, проходить дополнительные профессиональные образовательные программы в образовательных и научных организациях предписывалось не реже одного раза в пять лет, в объеме 144 академических часов.

Федеральным законом №389 выдача сертификатов специалистов пролонгирована до 2021 года, а право на осуществление медицинской деятельности на основании данных сертификатов – до 2026-го. С 2016-й по 2021 год в стране был введен переходный период, и предполагалось, что на смену прежней системе придет НМО, где каждый медработник будет обязан учиться ежегодно, на конференциях, семинарах, в аудиториях и онлайн, накапливая по 50 кредитов, итого 250 за 5 лет. Для того чтобы это заработало, необходимо было внести изменения в многочисленные нормативно-правовые акты не только Минздрава, но и Минобра. Ходили слухи, что это и стало одним из основных камней преткновения – найти компромисс ведомствам оказалось непросто. По сию пору никаких законов, регулирующих НМО уже не в тестовом, а в рабочем режиме, не принято.

Проект приказа, который в ближайшее время отправится на антикоррупционную экспертизу, предусматривает сохранение старой системы, однако предоставляет врачу и провизору право выбора.

«Первый вариант, прописанный в проекте, – это освоение дополнительных профессиональных образовательных программ объемом 150 часов не реже одного раза в пять лет, — говорит ведущий эксперт РТР «Медицина» Дмитрий Пивень. – Он практически тождественен сегодняшней практике, только увеличивает продолжительность обучения на 6 часов. Второй вариант — освоение по 30 академических часов ежегодно в течение пяти лет, то есть суммарно получаем те же 150 часов. Никакие кредиты в данном проекте не упоминаются. И будем надеяться, что приказ будет утвержден в нынешнем виде».

Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (подготовлен Минздравом России 20.09.2017)

Досье на проект

Внести изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2012 г., регистрационный N 25359) согласно приложению.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации
от «___» _____________ 2017 г. N ____

Изменения, которые вносятся в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»

1. В наименовании и в абзаце втором приказа слова «дополнительным профессиональным образовательным программам» заменить словами «дополнительным профессиональным программам».

2. В Порядке и сроках совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях:

а) в наименовании слова «дополнительным профессиональным образовательным программам» заменить словами «дополнительным профессиональным программам»;

б) в тексте слова «программа дополнительного профессионального образования», «дополнительная профессиональная образовательная программа» в соответствующем числе и падеже заменить словами «дополнительная профессиональная программа» в соответствующем числе и падеже;

в) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Выбор дополнительной профессиональной программы осуществляется с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — интернет-портал), доступ к которому обеспечивается с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и Федерального регистра медицинских работников, ведение которого осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. N 1159н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 апреля 2014 г., регистрационный N 32044).»;

г) абзац четвертый пункта 4 изложить в следующей редакции:

«Повышение квалификации работников, направленное на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации, проводится в течение всей их трудовой деятельности путем освоения учебных занятий и учебных работ, предусмотренных пунктом 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014), в объеме не менее 30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет.»;

в абзаце первом слова «, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности)» заменить словами «по соответствующему направлению подготовки (специальности), требованиями профессиональных стандартов специалистов в области здравоохранения»;

после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

«При реализации дополнительных профессиональных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также сетевой формы взаимодействия.»;

в абзаце четвертом слова «Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879)» заменить словами «Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337)»;

е) пункт 7 после слов «муниципальных образований» дополнить словами «и на основе договора об образовании, заключаемого с работником и/или с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение работника».

Обзор документа

Планируется скорректировать порядок прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам.

Так, выбор дополнительной профессиональной программы предполагается производить с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Определяется минимальный объем часов, отводимых на повышение квалификации работников, — 30 академических часов ежегодно либо 150 академических часов не реже 1 раза в 5 лет.

Предусматривается возможность освоения дополнительных профессиональных программ в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования с использованием инновационных образовательных технологий.

Также закрепляется обязательность заключения договора об образовании с работником и/или с лицом, обязующимся оплатить его обучение.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Пролучение медицинского сертификата в неккоммерческих организациях. Правомерность

Имею сертификат и первичную специализацию по специальности «Кардиология».

Стаж кардиолога 25 лет.

Есть желание пройти переподготовку по специальности «Детский кардиолог»

Требуется ли для этого первичная специализации (количество часов 576) для получения сертификата, или можно сразу пройти сертифицированный курс обучения и получить сертификат «Детский кардиолог».

Как поступить, если нет стажа детского кардиолога

Насколько юридически правомерно обращаться для прохождения профессиональной переподготовки или обучения и продления сертификата в автономные некоммерческие организации, имеющие лицензии на дополнительное профессиональное образование ? Министерство здравоохранения не дает никаких пояснений, насчет таких образовательных программ.

Например, Центральный многопрофильный институт, имеющий лицензию на осуществление образовательной деятельности. Лицензия выдана Департаментом образования г Москвы.

Ответы юристов (2)

Порядок переподготовки медицинских работников, регулируется соответствующими положениями приказа Минздрава РФ.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 августа 2012 года N 66н

1. Настоящие Порядок и сроки определяют правила совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками (далее — работники) профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях и продолжительность данного обучения (далее — Порядок и сроки).

2. Совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях осуществляется работниками в целях обновления имеющихся теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности, а также получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.

Смотрите так же:  Приказ по курению в доу

3. Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки.

5. Сроки, формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую образовательную программу, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) и потребностью работодателя.

6. Зачисление на обучение по программам дополнительного профессионального образования проводится в соответствии с ежегодно утверждаемыми образовательными и научными организациями правилами приема.
http://docs.cntd.ru/document/9.

При этом также установлены следующие положения :

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»:

5.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), квалификационными характеристиками, предусмотренными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н

8. Обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, имеющих среднее и/или высшее медицинское и/или фармацевтическое образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, указанным в абзаце третьем пункта 5 настоящих Порядка и сроков, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности более 5 лет организуется:

для работников, имеющих стаж работы 10 лет и более, по программам дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации (нормативный срок прохождения подготовки при любой форме обучения составляет от 100 до 500 часов);

— для работников, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет, по программам дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки (нормативный срок подготовки при любой форме обучения составляет свыше 500 часов).

9. Условиями зачисления работников в образовательную или научную организацию для обучения по программам дополнительного профессионального образования являются:

— личное заявление работника;

— наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим специалистам с медицинским или фармацевтическим образованием (за исключением работников, указанных в пункте 8 настоящих Порядка и сроков);

— наличие документов, подтверждающих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской (фармацевтической) специальности более 5 лет (для работников, указанных в пункте 8 настоящих Порядка и сроков).

Соответственно, необходимо обратиться к положениям касающимся квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 октября 2015 года N 707н

Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»

Специальность «Детская кардиология»
Дополнительное профессиональное образование
Профессиональная переподготовка по специальности «Детская кардиология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Кардиология», «Педиатрия»
http://docs.cntd.ru/document/4.

Следовательно, возможно получение дополнительного профессионального образования путем профессиональной переподготовки по специальности «детская кардиология», при наличии подготовки по специальности «Кардиология» в интернатуре либо в ординатуре.

При этом нормативный срок прохождения подготовки при любой форме обучения составляет от 100 до 500 часов, в зависимости от программы образовательного учреждения.

Что касается непосредственно самого образовательного учреждения, то оно должно иметь лицензию на ведение образовательной деятельности в данной сфере, а также дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и образовательные мероприятия образовательного учреждения, должны быть внесены в перечень образовательных программ или образовательных мероприятий Минздрава РФ (по ссылке:http://edu.rosminzdrav.ru/orga. ).

Имею сертификат и первичную специализацию по специальности «Кардиология». Стаж кардиолога 25 лет. Есть желание пройти переподготовку по специальности «Детский кардиолог» Требуется ли для этого первичная специализации (количество часов 576) для получения сертификата, или можно сразу пройти сертифицированный курс обучения и получить сертификат «Детский кардиолог».

По этому вопросу смотрим

Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N
707н
«Об утверждении Квалификационных
требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим
образованием по направлению подготовки
»Здравоохранение и медицинские науки»
(Зарегистрировано в Минюсте России
23.10.2015 N 39438)

Специальность «Детская кардиология»

Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное
дело», «Педиатрия»

Подготовка в ординатуре по специальности «Детская кардиология»

Дополнительное
профессиональное
образование
Профессиональная переподготовка по специальности «Детская
кардиология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из
специальностей: «Кардиология», «Педиатрия»

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей
трудовой деятельности

То есть при наличии у Вас специальности в интернатуре/ординатуре «Кардиология», требуется только повышение квалификации по специальности «Детская кардиология»

Насколько юридически правомерно обращаться для прохождения профессиональной переподготовки или обучения и продления сертификата в автономные некоммерческие организации, имеющие лицензии на дополнительное профессиональное образование? Министерство здравоохранения не дает никаких пояснений, насчет таких образовательных программ. Например, Центральный многопрофильный институт, имеющий лицензию на осуществление образовательной деятельности. Лицензия выдана Департаментом образования г Москвы.

Здесь, согласно Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлена обязанность медицинского работника совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях (подп. 3 ч.1 ст. 73 Закона).

Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников

3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Порядок и в сроки повышения квалификации установлены Приказом Минздрава России № 66н от 03.08.2012 г. «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Это может быть и АНО, имеющее образовательную лицензию.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Административные барьеры в сфере непрерывного медицинского образования и аккредитации медицинских работников

Или почему в МЗ РФ предложили новый проект НМО: повышение квалификации проводится в объеме не менее ‎30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет?
Шаг вперёд и два шага назад?

АВТОР БОРИСОВ Д.А. 28 СЕНТЯБРЯ 2017

Автором настоящей статьи было предложена следующая редакция пункта 16 проекта порядка:

Работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – непрерывное образование) или один раз в пять лет в объеме более 100 часов.

Предлагалось исключить из пункта 16 слово «только», поскольку систему непрерывного образования еще только предстоит создать, для чего необходим переходный период по аналогии с введением аккредитации. В течение переходного периода врачам целесообразно предоставить право выбора между традиционной системой ДПО и новой системой непрерывного образования.

Пунктами 18 — 20 порядка предусмотрено, что общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов, включая объем освоения образовательных программ не менее 36 академических часов и образовательные мероприятия (конференции и семинары), общий ежегодный объем которых не может составлять более 14 академических часов.

Следует отметить, что в настоящее время трудоемкость повышения квалификации составляет, как правило, 144 часа (приказом №66н предусмотрено более 100 часов) один раз в пять лет. Увеличение трудоемкости на 73% — 150%, приведет к росту затрат на ДПО, как для государства, так и для частного сектора, с учетом общего количества врачей — более 600 000 и среднего медперсонала — более 1 500 000 человек. Кроме того, фактически вводится обязательное ежегодное повышение квалификации и посещение конференций и семинаров, что приведет к многократному росту расходов на проезд. Резкий рост затрат на ДПО в период экономического кризиса является неоправданной нагрузкой на медицинские организации, среди которых значительное количество малых предприятий.

В настоящее время Минздравом РФ подготовлен проект приказа О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения ‎Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н ‎«Об утверждении Порядка и сроков совершенствования ‎медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения ‎по дополнительным профессиональным образовательным ‎программам в образовательных и научных организациях», http://regulation.gov.ru/projects#npa=73236

Смотрите так же:  Лицензия оа

Подпунктом «г» пункта 2 Проекта изменений предлагается абзац четвертый пункта 4 изложить в следующей редакции:

«Повышение квалификации работников, направленное на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации, проводится в течение всей их трудовой деятельности путем освоения учебных занятий и учебных работ, предусмотренных пунктом 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ‎от 15 ноября 2013 г. № 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный № 31014), в объеме не менее ‎30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет.».

Таким образом, после утверждения поправок можно будет констатировать, что наши предложения были услышаны в министерстве здравоохранения и напряженность, связанная с переходом на новую систему непрерывного медицинского образования, будет снята.

Вместе с тем, Национальной Ассоциацией медицинских организаций было направлено обращение Президенту России Путину В.В. с просьбой дать поручение о внесении соответствующих изменений в проект приказа Минздрава РФ О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения ‎Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н ‎«Об утверждении Порядка и сроков совершенствования ‎медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения ‎по дополнительным профессиональным образовательным ‎программам в образовательных и научных организациях», http://regulation.gov.ru/projects#npa=73236.

Подпунктом «в» пункта 2 Проекта изменений предлагается пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Выбор дополнительной профессиональной программы осуществляется ‎с использованием интернет-портала непрерывного медицинского ‎и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – интернет-портал) … ».

Предлагаю фразу «Выбор дополнительной профессиональной программы осуществляется» заменить фразой «Обучение может осуществляться». В пояснительной записке указано, что Проект приказа устанавливает возможность освоения дополнительных профессиональных программ в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования с использованием инновационных образовательных технологий. Однако из предложенных изменений следует, что обучение может осуществляться исключительно по программам, размещенным на интернет-портале. При этом на интернет-портале образовательные программы в настоящее время привязаны к конкретным образовательным организациям. Таким образом, нахождение образовательной организации на интернет-портале является условием продолжения образовательной деятельности по данному направлению, что возлагает на образовательные организации обязанности, не предусмотренные законом.

Решение о размещении образовательной программы повышения квалификации на интернет-портале принимается Экспертной комиссией по непрерывному медицинскому образованию, созданной Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее – Экспертная комиссия).

Следует иметь в виду, что согласно п.5.5.2(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, к полномочиям Минздрава относится:

разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования.

Полномочия по регулированию деятельности образовательных организаций, в частности допуск к образовательной деятельности по направлению «Здравоохранение» у Минздрава отсутствует.

Предоставление такого полномочия Минздраву нецелесообразно по следующим причинам:

1. Это возлагает на образовательные организации дополнительные требования и ограничения, не предусмотренные законом. Так действующим законодательством об образовательной деятельности не предусмотрено указание в приложении к лицензии перечня программ ДПО. Действовавшее ранее требование было упразднено.

2. Регистрация программ ДПО каждой образовательной организацией не имеет практического значения при наличии разработанных и утвержденных Минздравом примерных программ, в том числе с учетом большого количества медицинских специальностей — более 90 и еще большего количества образовательных организаций, реализующих программы ДПО.

Возложение указанной обязанности на образовательные организации не входит в компетенцию Минздрава, предложенная редакция камуфлирует нарушение прав образовательных организаций, не содержит четких административных процедур.

В представленном Проекте изменений выявлены коррупциогенные факторы (в соответствии с пп. «а», «г», «д», «е», «ж», «и» пункта 3 и пп. «а» — «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96).

Для допуска к деятельности медицинских работников вместо сертификата, выдаваемого по итогам повышения квалификации образовательной организацией, имеющей лицензию, приказом Минздрава РФ № 334н от 2 июня 2016 года предусмотрено создание аккредитационных комиссий.

Положении об аккредитации специалистов в первоначальной редакции, утвержденное данным приказом (далее — Положение), содержит непреодолимые требования для образовательных организаций, выдающих в настоящее время сертификаты медицинским работникам:

1) барьер для Председателя аккредитационной комиссии — членство в некоммерческой организации, число членов (врачей) которой составляет 25% от общей численности врачей на территории субъекта;

2) ежегодное утверждение состава и Председателя аккредитационной комиссии по усмотрению министра здравоохранения по каждой из более чем 90 специальностей;

3) необоснованно завышенные требования к организационно-техническому оснащению образовательных организаций.

С указанными проблемами Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения обратился в ФАС 03.11.2016 г.

Как следует из ответа ФАС, согласно пункту 7 приказа № 334н, аккредитация специалистов проводится в помещениях образовательных и (или) научных организаций, реализующих программы медицинского (фармацевтического) образования, организационно-техническое оснащение которых обеспечивает возможность оценки соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

В связи с тем, что проведение аккредитации осуществляется по нескольким видам, пунктом 33 приказа № 334н определены этапы прохождения каждого из видов аккредитации. Так, проведение первичной и первичной специализированной аккредитации включает в себя оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях, в то время, как для проведения периодической аккредитации использование симулированных условий не требуется.

Законодательством Российской Федерации не установлено, что образовательные организации, реализующие программы медицинского (фармацевтического) образования обязаны иметь организационно-техническое оснащение, достаточное для проведения всех видов аккредитации. Таким образом, по мнению ФАС России, в помещении образовательной организации может проводиться, например, только периодическая аккредитация, проведение которой не требует организации симулированных условий, так как такой вид аккредитации включает в себя только оценку портфолио и тестирование.

Вместе с тем, ФАС России считает, что из содержания пункта 7 приказа № 334н невозможно сделать однозначный вывод о том, может ли образовательная организация иметь организационно-техническое оснащение помещений, достаточное для проведения только периодической аккредитации.

Таким образом, в процессе применения указанного пункта приказа № 334н, к образовательным организациям, имеющим условия для проведения только периодической аккредитации, могут быть предъявлены не предусмотренные законодательством Российской Федерации и, следовательно, необоснованно завышенные, требования к оснащению помещений, что приведет к препятствованию осуществления деятельности, ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

По мнению ФАС России, во избежание двусмысленного толкования, в норме, установленной пунктом 7 приказа № 334н, должна быть устранена неясность, путем четкого разделения требований для проведения первичной и первичной специализированной аккредитации, и предъявляемых в случае проведения в помещениях образовательной организации только периодической аккредитации.

Позиция ФАС России по данному вопросу также была направлена в адрес Минздрава России. Как следует из ответа Минздрава в адрес Союза от 28.12.2016 г., Правовым департаментом прорабатывался вопрос внесения изменений в приказ № 334н с учетом позиции Союза.

В приказ № 334н 19.05.2017 г. были внесены изменения. К нашему сожалению, не произошло четкого разделения требований в части материально-технического оснащения для проведения первичной и первичной специализированной аккредитации, и предъявляемых в случае проведения в помещениях образовательной организации только периодической аккредитации. Согласно принятым поправкам (см. п.8), аккредитационные комиссии формируются в субъектах РФ по видам образования (высшее медицинское, высшее фармацевтическое, среднее медицинское и иное высшее). Приказ был дополнен пп. 18.1-18.6, согласно которым Председателем аккредитационной комиссии из членов аккредитационной комиссии формируются аккредитационные подкомиссии по специальностям, по которым проводится аккредитация специалистов, а также определяется Регламент работы аккредитационной подкомиссии.

На основе действующей редакции приказа №334н можно сделать вывод о том, что в субъекте будет создаваться одна комиссия, то есть вместо создания условий для конкуренции данный процесс будет монополизирован. Об этом свидетельствует и норма о ежегодном утверждении состава и Председателя аккредитационной комиссии по усмотрению министра здравоохранения.