Финансы и их сбережение

Сущность налога на имущество физических лиц

Большинство федеральных и региональных налогов и сборов, установленных в декабре 1991 г., представляли собой принципиально новые виды обязательных отчислений. Система местных налогов и сборов в первой половине 1990-х гг. в большей степени сохраняла черты прежнего советского периода. Прежде всего, это относится к налогообложению имущества физических лиц и различного рода сборам.

В соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» к местным налогам были отнесены следующие: налог на имущество физических лиц; земельный налог; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 143 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

Налогом на имущество физических лиц признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Совокупность финансовых и правовых мероприятий, проводимых государством в связи с изъятием части доходов предприятий и граждан, представляет собой процесс налогообложения.

Таким образом, налог — обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета. Налоги на имущество и, в первую очередь, на имущество, полученное в наследство или подарок, появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима.

Как правило, во все исторические времена и во всех государствах имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, особенно в крупных суммах, облагалось налогом в повышенных размерах, так как оно было нажито не в результате деятельности лица, получившего это имущество. Это было оправдано, тем более, что государство несло расходы по охране имущества граждан.

Налоговые поступления от обложения наследства и дарений в общей сумме налоговых доходов стран составляют менее 1%. Столь незначительная доля поступлений по налогообложению наследства и дарений, несмотря на высокие (до 60-70%) предельные ставки, обусловлена системой вычетов из суммы наследования или дарения, подлежащей налогообложению.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, взимался и будет взиматься с наследников независимо от государственной пошлины, уплачиваемой за нотариальное оформление наследования или дарения.

Сущность налогов выражают их функции, которые отражают определенную сторону налоговых отношений. Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и значение. Функция налогов на имущество физических лиц — это проявление их сущности в действии, способ выражения его свойств.

Из определения налогов на имущество физических лиц вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер изъятия в бюджет. Таким образом, налоги являются основой государственных доходов, позволяя тем самым покрывать общественные потребности. Эта функция налога называется фискальной либо финансовой (от латинского fiscus — государственная казна). В тоталитарных и экономически слабых государствах, как правило, финансовая функция превалирует над остальными. Тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам государства приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

По мере становления и развития товарно-денежных отношений, экономического обособления хозяйствующих субъектов возникает необходимость то стимулировать, то сдерживать воспроизводство, воздействовать на платежеспособный спрос населения, способствовать воспроизводству и оптимальному размещению капитала. Все это делается с помощью налогов.

В экономической литературе приводятся самые разные трактовки налоговых функций. Принципиально их можно свести к двум основным функциям: фискальная; стимулирующая.

Налог на имущество физических лиц (9)

Главная > Курсовая работа >Финансы

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЕСАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему «Налог на имущество физических лиц»

Выполнила студентка 3 курса

181 группы специальности 080109

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Халиловой Алины Фаргатовны

Поступила на кафедру

Возвращена на доработку

Допущена к защите

1 . Экономическое содержание налогов

1.1. Характеристика налога на имущество физических лиц 5

1.2 Сущность и назначение налоговых платежей 8

1.3 Экономическая сущность и принципы взимания налогов 10

2. Современное состояние налогообложения в России

2.1 Место налога на имущество физических лиц в системе налогов и сборов 13

2.2 Тенденция развития налога на имущество физических лиц 16

3. Основные элементы налогообложения

3.1 Плательщика налога на имущество физических лиц 18

3.2 Льготы по налогу на имущество физических лиц 20

3.3 Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц 23

Использованная литература 28

Нaлог нa имущество физических лиц — местный нaлог по Зaкону об основaх налоговой системы, взимаемый на основе Закона РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О нaлогах нa имущество физических лиц». Первоначaльно существовали двa налога на имущество физических лиц: налог на строения, помещения и сооружения и налог на трaнспортные средства. С 1 января 2003 г. В связи с введением гл. 28 «Транспортный нaлог» НК РФ в кaчестве налога на имущество физических лиц взимается только налог на строения, помещения и сооружения.[1, 614]

Нaлоги являются основным источником формирования доходной чaсти бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют нaлоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видaми налогов, в том числе транспортным налогом, рядом косвенных нaлогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции, но основными налогами, которые уплачивают практически все грaждане, является подоходный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц. С экономической точки зрения налог с физического лица — это отчуждение в пользу государства (муниципального образования) части принaдлежащего ему на прaве собственности имущества. Обязанности по уплате налогов возникают у физического лица при наличии у него объекта налогообложения.

При уплате нaлога должны быть определены следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; нaлоговая база; налоговый период; порядок исчисления нaлогa; порядок и сроки уплаты налога.

Налоги — основнaя cтaтья пополнения государственного бюджета. Именно из налоговых платежей государство осуществляет значительную часть своих расходов.

Налоги нa имущеcтво физических лиц производятся только в денежной форме, и хотя не имеют решающего значения в сумме отчислений бюджету, все же являются вaжным источником пополнения средств, прежде вcего, местных бюджетов.

Актуaльность налога на имущество физических лиц в налоговой cиcтеме РФ заключается в том, что cуммы уплаченного нaлогa, aаккумулированные в бюджете местного уровня, идут на поддержание финaнсирования государственных программ нa территории соответствующих муниципальных образований, так или иначе, cнижая необходимость увеличения поступлений из федерального бюджета.

Целью курcовой работы является рассмотрение особенностей нaлогообложения имущества, принадлежащего физическим лицам по праву собственности, зарегистрированному в соответствии с законодательством.

Предметом исследовaния выбрано исчисление налогооблагаемой базы и суммы налога на имущество физических лиц в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации.

Объектом исследования в дaнной работе является инвентаризационная стоимость объекта недвижимого имуществa (квартиры), принадлежащего физическому лицу на прaве собственности.

Экономическое содержание налогов

1.1 Характеристика налога на имущество физических лиц.

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывно связаны с налоговой системой.

Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость — национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.

Участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которая формирует их общественное содержание.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории. Налог на имущество физических лиц – местный налог, так как устанавливается Федеральным законом и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – граждане РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Смотрите так же:  Виды цен учебное пособие

Отсутствие у указанных лиц государственного акта (документа), удостоверяющего право собственности на указанное имущество, равно как отсутствие предусмотренной действующим законодательством регистрации права собственности не может являться основанием для непризнания этих лиц налогоплательщиками в отношении этого имущества, если фактически эти лица реализуют права по владению, распоряжению и использованию этим имуществом.

Основания возникновения права собственности могут быть первоначальные, то есть право собственности на недвижимость возникает впервые, и производные, то есть права собственника зависят от прав его предшественников.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. При этом все собственники этого имущества несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства. Если физическое лицо является членом кооператива и не полностью выплатило паевой взнос, то право собственности возникает с момента регистрации, а обязанность уплаты налога – с момента полной выплаты паевых взносов.

Следует отметить, что если собственниками имущества являются несовершеннолетние дети, то налог должен уплачиваться родителями, опекунами или попечителями. Налог на строения, помещения и сооружения за детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны уплачивать учреждения, в которых они находятся на полном государственном обеспечении. При этом налог уплачивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других незапрещенных законом источников.

Собственник должен зарегистрировать недвижимое имущество в соответствии с нормативно правовыми актами (ст.219 ГК РФ, ФЗ от 21 июля 1997г. №122-ФЗ).

Не признается налогоплательщиком в отношении арендуемого имущества арендатор этого имущества.

Объектами налогообложения признаются находящиеся на территории местного самоуправления следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные здания, строения, помещения и сооружения.

Объекты незавершенного строительства относятся (включаются в состав) к объектам налогообложения в порядке, определяемом органами субъектов Российской Федерации, ответственными за проведение политики в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества или его части, признаваемого объектом налогообложения, независимо от их места пребывания и от того, каким образом эти физические лица осуществляют права по владению, распоряжению и пользованию этим имуществом.

Сущность и назначение налоговых платежей

Налог на имущество является существенным компонентом многих систем налогообложения. Подобный налог отвечает многим принципам налогообложения, таким как достаточность (даже при относительно низких ставках этот налог способен принести достаточно доходов), стабильность, равенство (благосостояние в виде имущества отражает способность платить, а стоимостью имущества измеряются услуги, оказываемые по имуществу), эффективность администрирования (от уплаты этого налога трудно уйти, он налагается на имущество, которое в другом случае можно было бы не заметить). Во многих странах мира налог на имущество является основным источником дохода для органов местного самоуправления.

Сущность налога на имущество и его значение в экономике страны

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на макро- и микроэкономические процессы. Налог на имущество организаций взимается с владельца имущества (как собственника, так и обладателя иных вещных прав на имущество). Экономическая сущность данного налога — изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества [21].Из этого вытекает фискальная и стимулирующая функции. Первая — благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая — через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.

Рассматривая принципы налогообложения имущества предприятий, нельзя не обратиться к основным началам налогообложения в целом. Так, в соответствии со ст.3 НК РФ [15]:

— каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

— не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

— все налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

— не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

— ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные данным Кодексом;

— при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

— все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

На основании изложенных принципов базируются и основные начала процесса расчета и уплаты налога на имущество, уплачиваемого юридическими лицами, которые, в соответствии со ст.19 НК РФ, являются налогоплательщиками.

В соответствии с нормами главы 30 НК РФ, налог на имущество организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.

Налог на имущество организаций вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации. Данный налог уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка [23].

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка налога на имущество установлена в едином размере – не более 2,2% [15]. Ставки могут дифференцироваться в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) облагаемого имущества.

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Но устанавливать иные отчетные (по отношению к предусмотренным в п.2 ст.379 НК РФ) законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе.

Согласно положениям главы 30 НК РФ [15], все организации, независимо от формы собственности, обязаны уплачивать налог на имущество.

Согласно ст.373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются:

— иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Задачи и основные направления финансовой политики
Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным собранием, определенные успехи в экономическом развитии в 2000 г. (рост ВВП более чем на 7%, инвестиций – более чем на 17%) создали благоприятные условия для выборки стратегических и та .

Современное состояние инвестиционной политики
С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику в 1996 — 1997 гг. предусматривается осуществлять на основе следующих принципов: -последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития мн .

Сущность и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения
Упрощенная Система Налогообложения – один из четырех видов Специальных Налоговых Режимов, использующихся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, позволяющий добровольно перейти на уплату единого налога (глава 26.2 НК РФ). Применение упрощенной системы налогообложения организациями .

Экономическая сущность налога на имущества физических лиц в Российской Федерации

Экономическую сущность налога на имущество физических лиц и его назначение можно оценить, уяснив место этих налогов в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни органов местного самоуправления.

Налоги на имущество физических лиц, как экономическую категорию следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков). Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (дохода, капитала) и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина в целом и на народное хозяйство как единое целое. Она раскрывается в том, что налоги на имущество физических лиц выступают косвенным регулятором развития экономики, являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования, одним из способов регулирования дефицита бюджета, распределения и перераспределения доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Налог на имущество является регулярным налогом и взыскивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. Налог на имущество физических лиц охватывает значительную часть населения страны.

Налоги на имущество (в том числе на жилые помещения) принадлежат к числу старых, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств. В советское время большая часть жилых помещений находилась в государственной собственности, что исключало обложение их налогом. Лишь с начала 90-х годов после демонополизации роли государства в жилищной сфере вопрос налогообложения жилья стал актуален.

Смотрите так же:  Льготы на жилье для многодетных

В последнее десятилетие в результате проводимой приватизации жилья все больше граждан стало приобретать жилые помещения в частную собственность. Но, становясь собственниками жилья, граждане приобретают не только права, но и обязанности. Одной из главных в данном контексте является конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Комплекс нормативных актов, регулирующих процедуру налогообложения имущества, был введен в ходе налоговой реформы начала 90-х годов XX века. За время действия законодательства, регулирующего налогообложение имущества, в него было внесено множество поправок и изменений, которые привели к расширению сферы действия имущественных налогов, налогооблагаемой базы и перечня подлежащих обложению видов имущества.

Налог на имущество физических лиц — местный налог, взимаемый на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Первоначально существовали два налога на имущество физических лиц: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства. С 1 января 2003 г. в связи с введением гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ в качестве налога на имущество физических лиц взимается только налог на строения, помещения и сооружения.

Суммы налога зачисляются в местный бюджет по месту происхождения (регистрации) объекта обложения.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Поскольку согласно Закону налогоплательщиками могут быть все граждане Российской Федерации, которые имеют в собственности имущество, возникают ситуации, при которых собственником либо одним из собственников имущества являются несовершеннолетние, недееспособные граждане или граждане, ограниченные в дееспособности.

В этих случаях исполнение обязанности по уплате налога в отношении имущества возлагается на законных представителей налогоплательщика — физических лиц, которыми признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица в соответствии с гражданским законодательством являются:

— родители, усыновители или попечители несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет (ст. ст. 26 и 33ГК РФ);

— родители, усыновители или опекуны малолетних, то есть несовершеннолетних, не достигших 14 лет (ст. ст. 28 и 32 ГК РФ);

— опекуны граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ);

— попечители граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33 ГК РФ).

Понятие и сущность налога на доходы физических лиц (1)

Главная > Реферат >Финансы

1. Налогоплательщики и налоговые агенты 4


2. Объект налогообложения. Порядок определения налоговой базы 6


3. Налоговая ставка. Налоговые льготы 9


4. Налоговый период. Налоговая отчетность 12

Библиографический список 18

Актуальность темы контрольной работы определяется тем, что в условиях изменившейся экономической обстановки налог на доходы физических лиц имеет особую роль в системе налогообложения.

Рыночная экономика обладает достаточной степенью гибкости, и реформирование общественных отношений в налоговой сфере находится в полной зависимости от частой смены экономического курса. Формирование и реализация налоговой политики осуществляется путем разработки системы научных положений, создающих основу стимулирования развития реального сектора экономики и направленных на решение наиболее важных социальных проблем населения.

Наличие пробелов в налоговом правовом статусе физических лиц, в правовом регулировании имущественных налогов, законодательная неопределенность в вопросах механизма предоставления налоговых льгот, порождает как нарушение прав налогоплательщиков, так и способствует правовому нигилизму, который выражается в использовании этих пробелов с целью минимализации налогооблагаемой базы.

Но в то же время, одной из негативных черт современной действительности является наличие большого количества устаревших, противоречивых нормативных актов и не являющихся нормативными разъяснений специалистов налоговых органов. Отсутствие современной законодательной базы, регулирующей правовое положение налогоплательщиков — физических лиц и особенности взимания имущественных налогов с рассматриваемой категории, приводит к нарушению принципа единообразия применения правовых норм.

Целью контрольной работы является изучение налога на доходы физических лиц.

1. Налогоплательщики и налоговые агенты

Особенности налогообложения доходов физических лиц в РФ связаны с историческими этапами развития экономики России. Реформирование существующей налоговой системы обеспечивается разработкой научно обоснованных форм и методов формирования налогов и элементов налогообложения доходов физических лиц.

Существование налогов с физических лиц на ряду с другими налогами объясняется прежде всего необходимостью создания дополнительного доходного источника для государственной казны, поэтому выполнение ими фискальной функции было очевидным с момента существования.

Сегодня же факт существования налогов с населения, кроме потребностей фискальных, объясняется еще и необходимостью регулирования уровня дохода граждан. С проведением в нашей стране преобразований, возникновением отсутствовавших ранее финансовых институтов (страховых компаний коммерческих банков, бирж и т.п.) население стало активным участником финансового рынка со всем его инструментарием. Это способствовало появлению дополнительных доходных источников у граждан, связанных с операциями как финансового, так и имущественного характера, и разнообразию видов оплаты труда [3, c.7].

В общем смысле налоги с населения представляют собой обязательные безвозмездные платежи, производимые в пользу государства из личных доходов граждан, получаемых ими из любых источников. Из этого следует, что сколько бы ни было налогов, они будут уплачиваться из одного источника — дохода гражданина.

Система налогов с физических лиц представляет собой совокупность видов налогов, методов их построения и взимания. Однако состав налогов, закрепленных за гражданами-налогоплательщиками законодательно, на практике оказывается значительно сложнее. Так, на ряду с подоходным и имущественными налогами, к налогам могут быть отнесены и некоторые другие платежи, поступающие от населения в доход государства, и содержащие все признаки налогов с населения, переходящих к государству. К таким платежам можно отнести взносы во внебюджетные фонды (единый социальный налог), начисляемые к фонду оплаты труда работников. Эти платежи выполняют функцию перераспределения, поэтому обратная связь между ними и услугами государства не всегда очевидна [3, c.7].

Налог на доходы физических лиц взимается с налогоплательщиков в соответствии с главой 23 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс).

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются:

физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (далее — РФ), получающие доход от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ;

физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников в РФ.

На российские организации, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщики получили доходы, возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет.

Указанные лица именуются налоговыми агентами.

Налоговые агенты обязаны:

исчислить суммы налога по итогам каждого месяца нарастающим итогом с начала года со всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, с которых налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога). Сумма налога применительно к доходам, в отношение которых применяются разные налоговые ставки, исчисляется отдельно;

удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности удержать налог налоговый агент обязан в течение месяца письменно сообщить об этом в налоговый орган;

перечислить налог не позднее дня фактического получения в банке денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц. В иных случаях:

не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплаченных в денежной форме;

не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения обязаны перечислить налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

2. Объект налогообложения. Порядок определения налоговой базы

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком в календарном году, как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды [4, c.20].

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» к объектам налогообложения относятся доходы, полученные от иностранных организаций в связи с деятельностью их обособленных подразделений, не являющихся постоянными представительствами. При этом согласно статье 226 НК РФ такие обособленные подразделения, с 1 января 2008 года приобретают статус налоговых агентов. Другими словами, российские граждане, работающие в указанных обособленных подразделениях иностранных компаний, поставлены в равное положение с работниками российских организаций.

При определении суммы дохода в натуральной форме из нее исключается частичная оплата налогоплательщиком полученных (потребленных) им товаров, работ, услуг.

Из подлежащей налогообложению материальной выгоды (ст. 212 НК РФ) исключены [4, c.21]:

материальная выгода, полученная в связи с операцией с банковскими картами (не являющимися кредитными) в течение беспроцентного периода, определенного договором;

материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство или приобретение жилья (в случае, если налогоплательщик имеет право на получение соответствующего налогового вычета).

Данный закон уточняет порядок определения дохода в виде материальной выгоды от пользования заемными (кредитными) средствами в рублях: ставка рефинансирования ЦБ РФ определяется не на дату получения налогоплательщиком средств, а на дату фактического получения налогоплательщиком дохода.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам. В связи с этим остается сожалеть, что законодатель вновь не увидел пробела в правовом регулировании ситуации. Ведь если налогоплательщик получает заем на беспроцентной основе, дату фактического получения дохода (наличие которого не вызывает сомнений) определить физически невозможно.

Смотрите так же:  Детские пособия за январь 2019

С 1 января 2008 года на налоговых агентов возлагается обязанность определять налоговую базу в виде материальной выгоды налогоплательщика, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств. Они же будут обязаны удерживать и перечислять налог. До указанной даты налогоплательщики в подобной ситуации обязаны определять налоговую базу и уплачивать налог самостоятельно.

Законодатель впервые установил размер суточных, не включаемых в доход налогоплательщиков — не более 700 руб. в день на территории Российской Федерации и не более 2500 руб. за границей. Такие изменения внесены в пункт 3 статьи 217 НК РФ [6, c.37].

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, дополнен суммами, получаемыми налогоплательщиками из бюджета, в том числе, в виде жилищных субсидий (пункты 35 и 36 статьи 217 НК РФ).

С 1 января 2008 года имущественный налоговый вычет, связанный с приобретением жилой недвижимости, не может применяться в случаях, если оплата соответствующих расходов произведена за счет жилищных субсидий. Такой вывод следует из новой редакции абзаца 19 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ.

Датой фактического получения дохода в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца является последний день работы физического лица, за который ему начислен доход.

Абзац 6 пункта 2 статьи 224 НК РФ с 1 января 2008 года фактически возвращается к редакции, действовавшей до 1 января 2005 года. Доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование целевыми жилищными займами (кредитами), вновь будут облагаться налогом по ставке 35 %.

3. Налоговая ставка. Налоговые льготы

С физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, в зависимости от вида доходов налог взимается по следующим ставкам: 13%, 35%, 9%.

По ставке в размере 35% налог взимается со стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг; с процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 Кодекса; с суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Кодекса.

По ставке в размере 9% в отношении доходов [6, c.38]:

от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;

в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

С остальных доходов налог взимается по ставке 13 процентов.

По ставке в размере 30% налог взимается с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Налоговые вычеты применяются только в отношении доходов, с которых налог взимается по ставке 13 процентов.

Налог на недвижимость: новый расчет

Еще в 2004 году Правительством было выдвинуто предложение о переоценке всего имущества физлиц и организаций с целью определения реальной его стоимость – рыночной.

Это необходимо для соответствия налоговых перечислений фактической стоимости квартир, автомобилей и прочего имущества россиян, то есть увеличения сборов. Были выбраны первые 12 регионов РФ, в которых ввели обязательную регистрацию и оценку личного имущества, и последующую постановку его на учет в Кадастре.

С начала 2015 года действует налог на недвижимость, который заменяет фактически действовавшие ранее 2 вида сборов – на имущество и участки земли. Механизм его начисления и взимания определен новой главой НК. Однако перечисление налога на недвижимость будет производиться гражданами уже в 2016 за текущий.

«Обновленный» налог

Суть налога на недвижимость – отчисление определенной суммы согласно стоимости имущества в бюджет. Основные нововведения:

  • Прежде базой выступала инвентаризационная стоимость, в реальности не соответствующая истинной цене имущества. В последующую пятилетку (2015-2020) планируется перевести все регионы на новый порядок исчисления базы – по кадастровой оценке. Она чаще всего выше инвентаризационной, причем иногда в десятки раз. Будет определяться независимыми оценщиками, которых будет «нанимать» государство.
  • До момента перехода в регионе на новый порядок налогообложения имущества будет использоваться прежний метод – определение размера сбора по инвентаризационной стоимости.
  • Появились в «свежей» главе НК типы имущества, также подлежащие налогообложению наряду с прочими: неоконченное строительство, недвижимый комплекс и машино-место.
  • Срок внесения налога в бюджет также изменен. Теперь конечной датой является 1 октября следующего года.
  • Уведомление граждан о необходимости уплаты – обязанность ФНС, однако владелец при отсутствии извещения должен самостоятельно явиться в ФНС и сообщить обо всем имуществе, числящемся в его владении.

Кадастровая оценка сегодня не окончена и в половине регионов РФ. Взятие на учет и исчисление кадастровой стоимости всего имущества в пределах страны планируется закончить через 5 лет. Кроме того, после проведения оценки региональными властями должен быть принят соответствующий закон, позволяющий местным ФНС рассчитывать сумму сбора по-новому.

Сегодня перечислять налог необходимо в том случае, когда вы числитесь владельцем одного из видов имущества или нескольких одновременно:

  • постройки;
  • помещения жилого/нежилого фонда;
  • сооружения;
  • здания;
  • участки земли под частым или многоквартирным домом;
  • неоконченное капстроительство.

Налог на недвижимость в 2015 году для физических лиц является местным налогом, а потому ставку по нему определяют местные же власти. Дифференциация ее будет осуществляться с учетом категории самого плательщика и его имущества (земли, строения).

Максимальный размер ставки устанавливается по оценочной (кадастровой) стоимости. Но ставка может быть и снижена.

Сегодня действуют такие ставки при определении суммы налога по инвентаризационной стоимости:

  • стоимость базы до 300 тысяч рублей – ставка равна 0,1%;
  • стоимость в пределах 300–500 тысяч рублей – 0,1–0,3%;
  • любая стоимость выше полумиллиона рублей – 0,3–2%.

Налог на недвижимость для физических лиц планируется повышать постепенно, так как увеличение это будет существенным. Для расчета будет браться специальная формула, в состав которой входят понижающие сумму коэффициенты. Рассчитан такой порядок на 4 года, поэтому реальную сумму налога, который придется платить все последующие годы, россияне увидят только к 2020 году.

Налог на недвижимость с 2016 года для физических лиц будет рассчитываться следующим образом:

  • по кадастровой оценке определяется конечная сумма налога;
  • исчисляется налог, как и прежде, по инвентаризационной оценке объекта;
  • рассчитывается разница между этими двумя показателями;
  • разницу умножают на коэффициент (размер его составляет от 0,2% в 2015 году до 0,8% в 2020 году);
  • этот показатель суммируется с суммой налога, исчисленной по инвентаризационной стоимости.

Федеральное законодательство установило такие налоговые ставки (какой налог на недвижимость будет установлен в регионе, зависит от решения региональных органов власти):

  • 0,1% для незавершенной стройки, машино-места, строений до 50 метров квадратных, недвижимых комплексов (например, трубопроводов), гаражей, частных квартир;
  • 2% – имущество, рыночная (кадастровая) оценка которого превышает планку в 300 млн рублей, а также офисы, магазины, административные помещения.

Все остальные объекты имущества россиян будут облагаться «федеральной» ставкой в 0,5% от оценочной стоимости. Региональными властями ставка может быть вовсе упразднена, однако повысить ее размер более чем в 3 раза они не имеют права. Налог с продажи оцененной недвижимости составит уже 13%, если владелец ее был таковым менее 3 лет. При продаже недвижимости в 2015 году также будет использоваться «новая» кадастровая оценка, согласно ей производится определение суммы налога.

Как и по любому типу налога, здесь установлены льготы:

  • доля в жилой квартире менее 20 метров площади;
  • часть комнаты, не превышающая 10 метров площади;
  • доля частного дома не выше 50 метров площади.

При этом не важно, какое количество владельцев будет у данного имущества. Например, собственник нескольких квартир может получить льготу (вычет) на каждые 20 метров в каждой из них. Либо два собственника получить льготу на каждые 50 метров площади частого дома для каждого.

Когда в недвижимом комплексе имеется квартира, на нее также предоставляется вычет. Дополнительные скидки по налогу на недвижимость получают граждане с особым статусом: пенсионеры, инвалиды, чернобыльцы, участники ВОВ, военнослужащие при наличии 20 лет стажа и другие, определенные местной властью.