Здравствуйте! В нашей школе ввели охрану. Администрация школы заключила договор с ЧОП и сказала ,что мы- родители,должны оплачивать охрану в размере 100 руб. с человека на счёт школы ,каждый месяц в течение учебного года. Вопрос: Законно ли это? Обязаны ли мы платить эти деньги ? И вообще ЧОП имеют право охранять образовательные учреждения? Разве школа не должна нанимать своих сотрудников и оплачивать им з.п. ?

Ответы юристов (2)

И вообще ЧОП имеют право охранять образовательные учреждения? Разве школа не должна нанимать своих сотрудников и оплачивать им з.п. ?

Имеет за счет средств муниципального бюджета.Охрана безопасности детей является одной из обязанностей образовательного учреждения, на что выделяется финансирование.

Что у вас указано в квитанции об оплате, если так и стоит «плата за охрану», то пишите коллективную жалобу в прокуратуру.

Уточнение клиента

Да, школа является муниципальной «МБОУ СОШ №91». Получается мы не должны платить за охрану т.к. школе на это должны выделяться средства?

В квитанции написано.

с 15 декабря 2014 г в МБОУ «СОШ №91» будут работать сотрудники частного охранного предприятия «Альфа-Новокузнецк». В целях обеспечения безопасного пребывания учащихся в учреждении на родительских собраниях было принято решение о взносе денежных средств на организацию охраны в размере 100 руб. Ежемесячно производить оплату на счёт: Некоммерческая организация «Благотворительный фонд развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №91»

Вопрос тот же. Обязаны ли мы платить или же нас обманывают?

21 Декабря 2014, 07:43

Получается мы не должны платить за охрану т.к. школе на это должны выделяться средства?

Вопрос тот же. Обязаны ли мы платить или же нас обманывают?

Я так и предполагал, что в квитанции будет указана благотворительность, а не охрана.

Тем не менее, право на обращение в прокуратуру с заявлением о проверке действий школы вы имеете.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Должны ли родители по требованию администрации платить за охрану в школе?

В школе есть ставки сторожей и вахтеров.Администрация решила заключить договор с охранным агенством, так как настаивает Управление образования. Оплату требуют с родителей. Правомерно ли это?

Ответы юристов (3)

.Администрация решила заключить договор с охранным агенством, так как настаивает Управление образования. Оплату требуют с родителей. Правомерно ли это?
Светлана

Родители детей обучающихся в школе не должны платить за охрану школы. поскольку на все нужды школа получает финансирование из бюджета.

Вы можете написать жалобу на действия руководства в управление или министерство образования.

Есть вопрос к юристу?

Нет, данное требование неправомерно. Первый раз слышу, чтобы в московской школе требовали плату с родителей за охрану. Советую вам предупредить директора о жалобе в прокуратуру в случае продолжения неправомерных действий.

Согласно статье 41 п. 8 ч.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательное учреждение должно обеспечить охрану и безопасность детей во время их пребывания в учебной организации.

Справедливости ради надо сказать, что на первом собрании родителей спрашивают, существует ли, по их мнению, необходимость в услугах охранника. Ответ очевиден: существует. Но зачастую бюджет города не в состоянии выделить нужную сумму для оплаты услуг охранного агентства, и поскольку родители в них заинтересованы, эта функция по умолчанию ложится на их плечи. В результате создается порочная практика, при которой школа порой даже не пытается выполнить свои законные обязанности, сразу же требуя от родителей спасать ситуацию. А родители, не знакомые с законом, даже не задумываются о своих правах и обязанностях школы.

Школа не может обязать вас оплачивать эти услуги, обычно оформляется ими это как благотворительные пожертвования.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Договор охраны школы с родителями

Уважаемые руководители образовательных организаций и председатели родительских комитетов!

В статье «Что охраняем в школах: детей или имущество?» нами поднимался вопрос об организации в школах и в детских садах системы обеспечения физической защиты детей. В этой же статье говорилось о том, что Аппаратом Уполномоченного по правам ребёнка будет предложен типовой проект договора об организации контрольно-пропускного режима в образовательной организации. Выполняем это обещание, но для начала считаем необходимым дать следующие рекомендации.

Практика показывает, что в некоторых образовательных организациях договором с ЧОПом оговаривается следующее условие: ЧОП сам устанавливает систему видеонаблюдения, которая является его собственностью. Получается, что в случае досрочного расторжения этого договора, либо отказа от его пролонгации, ЧОП демонтирует оборудование системы видеонаблюдения, а образовательная организация останется ни с чем.

Считаем, что такая схема взаимоотношений является управленческой ошибкой: установка и обслуживание системы видеонаблюдения в любом случае оплачивается заказчиком охранных услуг, поскольку включается в общую цену. Более целесообразным решением будет заказ монтажа такой системы у специализирующегося в этой сфере предприятия по отдельному договору, с последующей постановкой этого имущества на баланс образовательной организации и его сервисным обслуживанием. За чей счёт будет приобретаться видеосистема – за счёт бюджета или средств родителей – это вопрос отдельный, но в любом случае владельцем системы видеонаблюдения должна быть образовательная организация.

Возвращаясь к главному вопросу – обеспечению физической безопасности детей в школе (детском саду) и на её территории – считаем необходимым обозначить два вопроса:

  1. Договор должен быть не «на охрану школы» или «о возмездном оказании услуг«, а «на организацию контрольно-пропускного режима в школе«, поскольку последняя формулировка более точно отражает суть оказания таких услуг. Ведь для родителей является главным, чтобы по школе и на её территории не могли разгуливать различные криминальные и сомнительные личности, и их дети находились под присмотром и были защищены.
  2. Договор должен быть трёхсторонним: образовательная организация – родительский комитет – частное охранное предприятие. Такая схема будет более точно отражать характер взаимоотношений всех заинтересованных сторон, а также позволит оформить договор, полностью соблюдающий требования действующего законодательства.

Очевидно, что выполнение второго условия возможно только при придании родительскому комитету школы или детского садика статуса юридического лица, т.е. при официальной регистрации его в качестве некоммерческой организации. В этом должны быть заинтересованы сами родители, поскольку это даст им возможность открыть расчётный счёт в банке, обеспечить бухгалтерский учёт всех родительских денежных поступлений и целесообразно распределять их на нужды своих детей, организовав полный контроль их расходования.

Предлагаемый ниже образец трёхстороннего договора является примерным, а поэтому может быть доработан или изменён в соответствии с текущими потребностями образовательной организации.

Родительский комитет школы в этом образце договора выступает в качестве юридического лица – некоммерческого партнерства, но он может зарегистрироваться и в другой форме – автономной некоммерческой организацией, фондом или общественным объединением.

В любом случае, какую бы форму некоммерческой организации не принял комитет, договор целесообразно заключать трехсторонним – это будет наиболее полно отвечать интересам как родителей, так и руководителей образовательных организаций, поскольку таким договором в первую очередь защищаются дети, а уж потом имущество образовательной организации.

Договор № ___
об оказании услуг по обеспечению контрольно-пропускного режима
в общеобразовательной организации

г. □□□□□□□□□ «__» _______ 201□ г.

Общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «□□□□□□» (в дальнейшем – Исполнитель) в лице директора □□□ □□□ □□□, действующего на основании Устава и лицензии № □□□, выданной ГУВД МВД РФ по Свердловской области от «□□» □□□□□□ 20□□г. (□□ № □□□□□□), с одной стороны, Некоммерческое партнерство «Родительский комитет средней общеобразовательной школы № □□□» (в дальнейшем – Заказчик) в лице председателя □□□ □□□ □□□, действующего на основании Устава, с другой стороны, и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № □□□» (в дальнейшем – Потребитель) на основании лицензии (серия □□ № □□□□□□) регистрационный № □□□, выданной ___________ на срок □□□, в лице директора □□□ □□□ □□□, действующего на основании Устава, с третьей стороны, заключили в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об образовании», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей» настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Исполнитель организует, а Заказчик оплачивает обеспечение контрольно-пропускного режима в здании школы (далее – объект), в которой размещается Потребитель, охрану объекта от проникновения посторонних лиц, а также видеоконтроль за территорией, закрепленной за школой (далее – территория).

1.2. Исполнитель обязуется оказать Потребителю услуги в соответствии с режимом, установленном в приложении 1 к настоящему договору.

1.3. Система дислокации контрольно-пропускных постов, видеонаблюдения, пропускной режим в объекте устанавливаются Потребителем, а обеспечиваются Исполнителем в соответствии со схемой, установленной в приложении 2 к настоящему договору.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Права и обязанности Исполнителя:

2.1.1. Исполнитель обязан:

2.1.1.1. Для организации контрольно-пропускного режима в объекте обеспечить сменное дежурство своих сотрудников (охранников), единовременно в количестве □□ человек, из числа имеющих специальную подготовку по охране объектов с большим скоплением людей.

Смотрите так же:  Приказ сэд-38-01-03-33

2.1.1.2. Контролировать состояние здоровья своих сотрудников, заступающих на дежурство на объекте, на предмет наличия заболеваний и состояния алкогольного или наркотического опьянения, а в случаях их выявления – оперативно обеспечить замену данного сотрудника.

2.1.1.3. Обеспечить допуск в объект:

а) учащихся и персонал школы в учебный период, указанный в приложении 1 к настоящему договору, а также в отдельные периоды, установленные отдельными письменными распоряжениями Потребителя;

б) родителей (законных представителей) при предъявлении ими приглашения классного руководителя учащегося, либо представителя администрации Потребителя и документа, подтверждающего личность;

в) представителей органов управления образованием, сотрудников правоохранительных и иных государственных или муниципальных органов при предъявлении ими служебных удостоверений;

г) представителей сторонних организаций при наличии у них пропуска, подписанного представителем администрации Потребителя.

2.1.1.4. Вести журнал учёта посторонних посетителей объекта, в который вносятся сведения о посетителе, цели и времени его посещения.

2.1.1.5. Не допускать внос габаритных грузов в объект и вынос из него материальных ценностей, принадлежащих Потребителю, без наличия соответствующего пропуска, подписанного представителем администрации Потребителя.

2.1.1.6. Не допускать в объект посторонних лиц, принять меры к выяснению их личности, цели присутствия, а в случае подозрения или сопротивления принять меры к задержанию и вызову наряда полиции.

2.1.1.7. Осуществлять визуальное и видеонаблюдение помещений объекта и территории, а в случае наблюдения противоправных действий или обнаружения лиц, чьё поведение вызывает подозрения о намерениях их совершить, вызывать наряд полиции.

2.1.1.8. Обеспечивать охрану правопорядка при проведении Потребителем массовых мероприятий для учащихся в объекте или на территории (торжественные линейки, родительские собрания, дискотеки, концерты и др.).

2.1.1.9. Подготовить рекомендации для Потребителя по недопущению террористических актов, захвата заложников и иных противоправных посягательств в отношении учащихся.

2.1.1.10. Письменно уведомить местный отдел лицензионно-разрешительной работы УМВД РФ об открытии им контрольно-пропускного пункта в объекте.

2.1.2. Исполнитель имеет право:

2.1.2.1. Останавливать на контрольно-пропускном пункте объекта учащихся или лиц из числа посетителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, вызывая в первом случае представителей администрации Потребителя, во втором – наряд полиции.

2.1.2.2. Вызывать представителя администрации Потребителя при возникновении конфликтных ситуаций между охранниками и учащимися или посетителями для их разрешения.

2.2. Права и обязанности Потребителя:

2.2.1. Потребитель обязан:

2.2.1.1. Оборудовать для сотрудников Исполнителя контрольно-пропускной пункт на основном входе объекта с системой поэтажного и наружного видеонаблюдения, телефоном и «тревожной кнопкой», связанной с ближайшим отделением полиции.

2.2.1.2. Организовать подконтрольность для Исполнителя использования всех вспомогательных и запасных выходов из объекта.

2.2.1.3. Установить режим вноса и выноса материальных ценностей в объекте.

2.2.1.4. Извещать заблаговременно Исполнителя о проведении в объекте или на территории массовых мероприятий для учащихся и их родителей (торжественные линейки, родительские собрания, дискотеки, концерты и др.).

2.2.2. Потребитель имеет право:

2.2.2.1. Осуществлять контроль за работой сотрудников Исполнителя и отстранять их от дежурства, известив об этом Исполнителя, в случаях нахождения последних на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо превышения служебных полномочий.

2.2.2.2. Изменять или дополнять систему видеонаблюдения в случаях выявления проблемных участков в объекте или на территории.

2.3. Права и обязанности Заказчика:

2.3.1. Заказчик обязан:

2.3.1.1. Своевременно вносить плату за услуги, предоставленные Исполнителем, в размере указанном в п. 4.1 настоящего договора.

2.3.1.2. В случае возникновения проблем, связанных с недостатком средств, собранных с родителей учащихся и необходимых для текущей оплаты услуг, предоставляемых Исполнителем, своевременно сообщать об этом Потребителю.

2.3.2. Заказчик имеет право:

2.3.2.1. Контролировать качество услуг, предоставляемых Исполнителем.

2.3.2.2. В случае ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему договору по согласованию с Потребителем инициировать досрочное расторжение настоящего договора.

3. Порядок принятия услуг

3.1. Услуги считаются оказанными Исполнителем и принятыми Потребителем при условии представления Исполнителем письменного отчёта о выполненных услугах по согласованной сторонами форме и подписания сторонами акта приема-сдачи услуг.

3.2. Предоставление отчета и подписание акта приема-сдачи за календарный месяц осуществляется в срок не более 3-х дней после окончания отчётного периода.

3.3. После подписания Потребителем услуг акта приёма-сдачи информация об этом доводится до сведения Заказчика и является основанием для оплаты услуг.

4. Цена договора и порядок расчётов

4.1. Цена договора составляет □□□□□□ (□□□□□) рублей в месяц и включает в себя компенсацию издержек Исполнителя и причитающееся ему вознаграждение.

4.2. Уплата Заказчиком Исполнителю цены договора осуществляется путем перечисления средств на расчетный счёт Исполнителя, указанный в договоре, в срок не более 3-х банковских дней со дня принятия услуг.

4.3. По согласованию между Исполнителем и Заказчиком допускается выплата аванса в размере не более □□% цены договора.

4.4. В случае задержки оплаты услуг, оказываемых Исполнителем, в сроки, указанные в п. 4.2 настоящего договора, Заказчик выплачивает пени за каждый день задержки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

5. Срок действия договора и его досрочное прекращение

5.1. Срок выполнения услуг устанавливается сторонами с «□□» □□□□□□ 201□ г. до «□□» □□□□□□ 201□ г.

5.2. По истечении срока договор каждый раз будет продлеваться автоматически на один год со дня истечения срока, если ни одна из сторон не уведомит в письменной форме другую сторону о прекращении договора не менее чем за 3 дня до окончания текущего срока действия договора.

5.3. Досрочное прекращение договора происходит в случаях:

5.3.1. При аннулировании лицензии Исполнителя на охранную деятельность.

5.3.2. По инициативе Заказчика или Потребителя при систематическом неисполнении или ненадлежащем исполнении Исполнителем своих обязательств по настоящему договору.

5.3.3. По инициативе Исполнителя при возникновении задолженности в оплате за оказанные услуги более 3-х месяцев.

6. Ответственность сторон

6.1. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств определяется в соответствии с нормами Гражданского законодательства РФ, регламентирующими возмездное оказание услуг. При невозможности исполнения обязательства по обстоятельствам, за которые отвечает Исполнитель, последний не вправе требовать оплаты услуги, а если она уже оплачена Заказчиком, обязан возвратить полученную от него денежную сумму и возместить иные убытки.

6.2. Исполнитель несёт гражданско-правовую ответственность за вред, нанесённый учащимся школы посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых по договору обязательств.

6.3. Исполнитель несет материальную ответственность за ущерб, причиненный Потребителю по вине сотрудников, осуществляющих охрану объекта, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим Законодательством РФ:

– за ущерб, причиненный кражами товарно-материальных ценностей, совершенных посредством взлома на объекте запоров, замков, дверей, окон, ограждений либо иными способами, в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых по договору обязательств;

– за ущерб, нанесенный уничтожением или повреждением имущества (в том числе путем поджога) посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых по договору обязательств.

6.4. При наличии заявления Потребителя о причиненном ущербе ответственные представители Исполнителя обязаны участвовать в определении размера этого ущерба. Размер ущерба должен быть подтвержден соответствующими документами, материалами следственных органов и суда, расчётом стоимости поврежденных, уничтоженных или похищенных материальных ценностей, составленным с участием Исполнителя.

6.5. Факты хищения, уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект, либо уничтожения или повреждения имущества вследствие пожара или в силу других причин, происшедших по вине работников, осуществляющих охрану объекта, устанавливаются в порядке, определяемом действующим законодательством.

Возмещение причиненного ущерба производится Исполнителем по представлению Потребителем постановления органов дознания, следствия или приговора суда, установивших вину работников, осуществляющих охрану объекта.

6.6. Исполнитель не несет ответственности:

  • за имущественный ущерб, возникший вследствие неисполнения Потребителем обязательств, принятых на себя в соответствии с условиями настоящего договора;
  • за имущественный ущерб, причиненный стихийными бедствиями и авариями в сетях коммунальных служб;
  • за имущественный ущерб, причиненный учащимися и персоналом школы, находящимися в помещениях объекта в учебный период.

6.7. Стороны освобождаются от ответственности и от полного или частичного исполнения своих обязательств по настоящему договору в случае возникновения общепринятых обстоятельств непреодолимой силы, а также других событий, находящихся вне разумного контроля сторон и препятствующих выполнению сторонами своих обязательств.

7. Порядок разрешения споров

7.1. Споры сторон, которые могут возникнуть при исполнении договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров, которые проводятся по письменному уведомлению любой из сторон в трёхдневный срок и оформляются протоколом. Стороны не вправе уклоняться от переговоров.

7.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров в течение одного месяца стороны вправе обратиться в арбитражный суд.

8. Особые условия и заключительные положения

8.1. В случае начала процедуры аннулирования лицензии на охранную деятельность Исполнитель обязуется незамедлительно уведомить об этом Заказчика и Потребителя.

8.2. Договор составлен в 3-х (трех) экземплярах, по одному из которых находится у каждой из сторон.

9. Подписи и реквизиты сторон

Исполнитель Заказчик Потребитель

Приложение 1
к договору № □□
от «□□» □□□□□□ 201□ г.

Контрольно-пропускной режим
в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № □□□»

1. Охрана объекта и видеонаблюдение за территорией осуществляется Исполнителем круглосуточно, ежедневно, начиная с 00 часов «□□» □□□□□□ 201□ г. до 24 часов «□□» □□□□□□ 201□ г.

2. Контрольно-пропускной режим входа-выхода учащихся и персонала школы осуществляется в период:

  • понедельник – пятница — с 07 ч. 00 мин. до 21 ч. 00 мин.
  • суббота — с 07 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин.
  • в периоды, выходящие за указанные выше временные рамки, пропуск в объект осуществляется на основании письменного разрешения (пропуска), подписанного представителем администрации Потребителя.
Смотрите так же:  Образец заявления в суд о смене взыскателя

3. В каникулярные дни контрольно-пропускной режим входа-выхода учащихся и персонала школы устанавливается распоряжением Потребителя, которое заблаговременно доводится до сведения Исполнителя.

Приложение 2
к договору № □□
от «□□» □□□□□□ 201□ г.

Схема
установки контрольно-пропускного поста и параметров видеонаблюдения

В данном приложении к договору изображается поэтажная схема здания школы и план закрепленной за школой территории с указанием расположения контрольно-пропускного поста, запасных и технических выходов и места установки камер видеонаблюдения и зона их обзора.

04 сентября, 2017 | Сергей ИВАНОВ

Охрана образовательной организации. Проблемы и их решения (10457)
охрана школ, Безопасность, система охраны

В настоящее время большинство школ в крупных городах охраняются частными охранными организациями. Обеспечение безопасности таких объектов — задача не менее сложная, чем охрана завода, магазина, склада и т.п. Поэтому решать ее следует комплексно, с учетом специализации и специфики образовательной организации, особенностей размещения, режимов работы, состава персонала, а главное, самих учащихся.

Еще одна особенность, которую следует учитывать при организации системы безопасности образовательной организации, это необходимость разработки паспорта антитеррористической защищенности и его согласования в соответствующих органах. То есть планировать и организовывать систему охраны школ, систему пропускного и внутриобъектового режимов следует с учетом противодействия террористической угрозе.

Целью настоящей статьи является попытка проанализировать особенности построения охраны образовательной организации и представить рекомендации по решению этой задачи наиболее эффективным образом.

Зачем образовательной организации охрана?

Вопрос звучит риторически, но ответ на него определяет политику администрации средней школы (или бери выше – департамента образования) в отношении организации охраны. Сразу отмечу: в том, что охрана нужна, не сомневается никто. Допускаю, что в небольших городках или поселках, где все знают друг друга в лицо, дружат во многих поколениях или связаны родственными связями, потребности в охране практически нет. По крайней мере, отсутствует необходимость постоянного присутствия поста охраны в школе. Достаточно сдавать школу под охрану на пульт, например ПЦН ФГУП «Охрана».

В большом городе оставить школу без охраны – значит поставить под угрозу жизнь и здоровье учащихся, персонала, а также сохранность товарно-материальных ценностей. К сожалению, существует множество мифов, связанных с созданием системы безопасности в школе, что подтверждается и нашим опытом охраны.

Так сложилось, что, придя на рынок частной охраны в Республике Крым, ОГ «ДУБРОВНИК» оказалась фактически одной из первых охранных структур, кто стал заниматься охраной образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Кроме того, в сфере деятельности ОГ «ДУБРОВНИК» находится ряд оздоровительных учреждений Крыма, в которых учащиеся школ и высших учебных заведений отдыхают после трудных месяцев учебы в течение года и после экзаменов во время сессий, а также набираются сил перед новым учебным годом.

На базе ОГ «ДУБРОВНИК» в Крыму создано образовательное учреждение дополнительной профессиональной подготовки – Центр специальной подготовки «ДУБРОВНИК». Задача Центра – профессиональная подготовка охранников для частных охранных организаций. Инициатива очень своевременная, особенно с учетом того, что российское законодательство о частной охране существенно отличается от украинского. Первые выпускники этого Центра стали и первыми профессионально подготовленными охранниками в средних школах Крыма, в Симферополе и Севастополе. Именно эти «первые ласточки» стали не только гарантом обеспечения безопасности в школах, где они работают, но и достойными помощниками педагогическим коллективам в правовом воспитании учеников. А о том, что такое воспитание необходимо, красноречиво говорят примеры из небольшой подборки, приведенной ниже.

Несколько примеров из жизни школ (источник – Интернет), а затем о мифах.

«…Канули в Лету времена, когда порядок в школах поддерживали дежурные классы, а воровство считалось происшествием вселенского масштаба. Теперь потенциальная угроза жизни и здоровью школьников растет пропорционально уровню благосостояния и характеру занятий их родителей.

…в селе Чистенькое Симферопольского района ученики во дворе школы нашли тело девятиклассницы… возбуждено уголовное дело. органы внутренних дел рассматривают несколько версий, в том числе что она могла выпасть сама из окна или что ее вытолкнули оттуда…

Вечером в школу одного из крупных областных центров ворвались двое пьяных молодых людей. Они оттолкнули вахтера и устремились на второй этаж, где стали врываться во все кабинеты. В одном из классов, где шел урок, учительница попросила их выйти из класса, однако непрошеный посетитель начал кричать, что ищет племянника. Педагог попыталась вытолкнуть хулигана в коридор, но тут раздались выстрелы. Одна из пуль попала учительнице в плечо. Стрелявших задержал наряд полиции, который вызвал прохожий.

Потом грянул Беслан… После трагических событий в Северной Осетии к вопросу безопасности в школах вернулись вновь. МВД ужесточило контроль за частными охранными организациями…

…было принято решение оборудовать все школьные учреждения «тревожными кнопками».

Куда более страшный случай произошел в Ульяновске. Там во дворе 40-й математической школы малолетние бандиты, невзирая на школьную охрану, убили лицеиста…

…факт из ленты новостей: в Калининграде психически ненормальный местный житель явился в школу с пневматическим пистолетом чтобы, как он объяснил, убивать детей. Директору удалось вызвать полицию. В этот раз все обошлось. Обойдется ли в следующий?

Чего ждут родители от человека, который в течение всего учебного времени обязан следить за безопасностью детей? Во-первых, он должен не допустить появления в школе разного рода нежелательных лиц. Во-вторых, следить за тем, чтобы школу не захватили террористы. В-третьих, он обязан пресекать драки между детьми и подростками, а также следить за сохранностью личных вещей ребенка. В общем, как в известной сказке Пушкина: «Нужен мне работник: повар, конюх и плотник».

Помочь сделать охрану более эффективной могли бы педагоги. Но истинным сюрпризом оказалось нежелание учителей и директоров образовательных учреждений общаться на данную тему. В подавляющем большинстве представители школьной администрации ревниво опекают свой замкнутый внутришкольный мир. . это при том, что в одной из московских школ наркоторговля на территории школы ведется иногда… самими школьниками.

– В туалет не войдешь. Шприцы валяются на полу, внимания на это – ноль. Всем до лампочки.

Согласно Закону «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в обязанности школьных стражей входит только обеспечение пропускного режима. Ни за жизнь и здоровье ребенка, ни за сохранность имущества учеников, ни за драки между подростками охранник ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ. Это забота полиции и школьной администрации!

Вмешиваться во внутришкольные преступления охранник права не имеет. »

Теперь обратимся к мифам, которые только подтверждают вышеприведенные примеры.

Миф 1. Охрана нужна, но совсем ни к чему привлекать частную охранную организацию лишь для того, чтобы сидеть на входе и проверять пропуска. Ведь ее услуги стоят недешево. А где взять денег? Нам бы что-нибудь подешевле. Например, примем в штат вахтером Василия Ивановича, пенсионера, и он обеспечит нашу охрану не хуже дорогостоящих молодцев из частных охранников.

Миф 2. У нас серьезная школа. Здесь учатся дети уважаемых родителей. В школе полно дорогой техники, новая мебель. Построены дорогущие спортивные и игровые площадки на школьной территории. Не дай Бог, кто-то решит поживиться или похулиганить. Добро необходимо защитить и от чужих, и от своих. Следовательно, нужно заключить договор об охране с местным отделением полиции или крупной известной частной охранной фирмой. Когда речь заходит о неком охранном предприятии, обычно предполагается лоббирование чьих-либо интересов. Деньги на охрану собирают с родителей или родители находят спонсоров. Иногда просто включается административный ресурс, когда он есть.

Миф 3. Особопродвинутыедиректора школ решают проблему обеспечения безопасности радикально – вводят в штат школы должность начальника службы безопасности. Естественно, с конкурентной заработной платой и практически без особой ответственности. Тем более что в некоторых регионах такая должность присутствует в рекомендуемых штатных расписаниях. Чем может заниматься столь уважаемое должностное лицо в школе, особенно если оно само себе определяет и полномочия, и ответственность, можно только догадываться. В лучшем случае привлечет «свою» ЧОО и будет почивать на лаврах безбедной жизни.

Это основные мифы из области идей на тему «Как обеспечить безопасность и организовать охрану школы». К сожалению, они не имеют ничего общего с реальным решением задач по организации системы охраны образовательной организации.

Несмотря на то, что я отношусь к ветеранам — отставникам правоохранительных органов и Вооруженных сил с глубоким уважением, могу и хочу пожелать всем руководителям школ: «Не надо изобретать велосипед или слушать знакомого пенсионера силовых структур». Потенциальные заказчики охранных услуг должны отдавать себе отчет, что далеко не все из состава пенсионеров правоохраны непосредственно занимались вопросами обеспечения безопасности или оперативной работой в своей «служивой» жизни и поэтому не имеют ни опыта, ни знаний, необходимых для организации системы охраны. Вывод простой: нужна охрана – обращайтесь к профессионалам! Но не к тем профессионалам, которые сами себя так называют, а к тем, которые имеют на руках все обходимые разрешительные документы и многими годами успешной работы на рынке частной охраны доказали свою состоятельность, обрели свое лицо (товарную марку) и имеют реальный многолетний опыт и действенные возможности обеспечить безопасность и организовать систему охраны школы.

Смотрите так же:  Работодатель не платит зарплату заявление

Что рекомендуется учесть при организации охраны образовательной организации?

Первое и самое главное – разрабатывая концепцию системы охраны школы и реализуя ее, никогда не забывайте, что вы взялись обеспечивать безопасность детей. Многие инструменты частного охранника, допустимые в обращении с взрослыми, при обращении с детьми категорически запрещены.

Второе – четко себе представьте задачи, которые придется решать, охраняя школу. Если подходить формально, то они стандартные:

· обеспечение общественного порядка и правил внутреннего распорядка на территории школы;

· охрана жизни и здоровья учеников и персонала школы от внешних и внутренних враждебных посягательств;

· охрана собственности школы от неправомерных действий «чужих» и «своих». Под «своими» подразумеваются ученики и персонал школы. Опять же, в каждой образовательной организации имеются свои особенности. Если ЧОО приходит в школу, где есть начальник СБ и, о чудо, есть концепция системы охраны, то задача упрощается – просто надо организовать и выставить посты, как определено в названной выше концепции, подготовить сотрудников и настроить их на работу. Если предлагаемая концепция, по мнению руководства и специалистов частной охранной организации, мягко говоря, требует доработки и уточнений, придется договариваться или отказываться от заказчика. Иного не дано. Собственное лицо дороже.

Если концепции нет, то ее придется разработать и согласовать с директором школы и лицом, отвечающим за ее безопасность. Далее все происходит по известному алгоритму.

Если начальника СБ в штате школы нет, то вся работа по организации системы безопасности и управление системой охраны целиком ложится на начальника охраны объекта, т.е. частную охранную организацию.

Из перечисленных особенностей следует важный вывод, он же – рекомендация. Начальник охраны объекта и при разработке концепции, и при управлении системой охраны должен определиться с кругом руководителей и педагогов школы, на которых он будет опираться в работе по охране школы. По собственному опыту могу рекомендовать следующий персонал школы, с которым начальнику охраны объекта предлагается организовать взаимодействие в первую очередь:

· заместитель директора по учебной работе;

· заместитель директора по организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми;

· заместитель директора по административно-хозяйственной работе;

Естественно, что речь идет о школах, где присутствует указанный персонал. Там, где приведенные категории персонала штатом не предусмотрены, эти обязанности делегируются другим работникам школы. Поэтому главными звеньями здесь являются конкретные работники школы, которым делегированы соответствующие полномочия и обязанности. Зачем все это начальнику охраны объекта? Ответ простой: он должен знать, чего ожидать от школьников, безопасность которых охрана призвана обеспечивать.

Как бы там ни было, но придется признать, что сами школьники являются одним из источников угроз безопасности. Хочу заметить, что охрана школы – это не только профилактика уголовных и административных правонарушений, но и предупреждение тривиальных нарушений правил внутреннего распорядка, пропускного режима и внутриобъектового режима. Естественно, что последних проблем значительно больше, чем правонарушений, но все они, если на них не обращать внимания и оценивать уровень угроз и рисков безопасности в динамике, неизбежно приведут к серьезному правонарушению. В результате администрация школы и педагогический коллектив, родители оказываются в шоке: «Как такое могло случиться? Все было так хорошо. Хорошие дети. Нет проблем с успеваемостью и т.д. и т.п. А тут вдруг наркотики, детская агрессия (девочки избивают своих одноклассниц и выкладывают записи в Интернете!), старшеклассники вымогают у младших деньги. » К сожалению, все это реалии сегодняшнего дня. Школы Крыма от этих проблем также не свободны.

Мы практическивсегда сталкиваемся с трудностями при организации взаимодействия с персоналом школы независимо от служебного положения конкретного сотрудника. Никто из них не мыслит категориями безопасности. При этом, когда их просят оценить работу охраны, они всегда чувствуют себя профессионалами в этих вопросах и без сомнений раздают «убийственные оценки» состоянию организации безопасности и работе охраны.

Вывод: персонал никогда не готов полноценно участвовать в обеспечении безопасности школы. Его этому нужно учить, и учить с опорой на соответствующие функции, прописанные в концепции безопасности школы.

Полномочия и обязанности педагогов школы должны быть конкретно и однозначно определены для каждого сотрудника по месту, должности, времени и адресу, т.е. на кого направлены. Решение проблем, особенно последних из указанных выше, невозможно без разработки и внедрения систематизированного пакета нормативных и регламентирующих документов, описывающих систему охраны, пропускного и внутриобъектового режимов и определяющих порядок их функционирования.

У читателя, у родителей может возникнуть вполне законный вопрос: «Должен ли охранник вмешаться, если ученики в школе дерутся? Или если ученики на перемене устраивают игры, опасные для их жизни и здоровья? Или если… и т.п.». Этот вопрос правомерен, особенно если частную охрану оплачивают сами родители, сдавая нужную сумму в родительский комитет школы. Ответ может быть простым: «Охранник оказывает ту услугу, которая оплачена!» Думаю, что немного найдется ЧОО, которые возьмутся патрулировать школьные коридоры и разнимать школьников или регулировать порядок на переменах. И это правильно. Вмешательство охранников в ученические конфликты – это не их задача. Школа – организация не только образовательная, но и воспитательная, поэтому контролировать поведение детей на уроках и во время перемен должны педагоги. Это один из элементов безопасности, который необходимо поручить педагогическому коллективу и самим ученикам. Сотрудники ЧОО могут привлекаться для успокоения «расходившихся» учеников только в исключительных случаях, под контролем учителей и в режиме блокирования конфликта, чтобы исключить травмы и угрозы жизни. Такие исключительные случаи важно конкретно сформулировать и согласовать с инспекцией по делам несовершеннолетних и с родительским комитетом. Рекомендую оформлять такое решение с администрацией школы.

Для примера ниже представлен типовой рекомендуемый состав локальных нормативных актов, который в интересах обеспечения безопасности необходимо иметь на объекте.

Документация школы, в которой определены цели, задачи и распределены функции между педагогами по обеспечению безопасности. Не следует пугаться. Речь о том, что в функциональные обязанности следует вписать обязанности по обеспечению безопасности в классах, на уроках, при проведении культурно-массовых мероприятий в школе и т.п.

1. Документация объекта охраны («Наблюдательное дело»), которая включает:

· копию договора на охрану объекта;

· положение об организации охраны объекта (приложение к договору на оказание охранных услуг), утвержденное директором ЧОО и согласованное заказчиком. Это положение должно содержать описание системы постов и функциональные обязанности старшего охраны объекта, старшего смены, общих обязанностей охранников, порядка действий по прибытии проверяющих, особых обязанностей по охране объекта при нападении на пост, при пожаре и других стихийных бедствиях;

· схему организации охраны объекта с указанием постов и порядка несения службы, подписанную начальником охраны объекта, утвержденную руководителем охранного предприятия и согласованную с заказчиком;

· табели каждого поста, в которых описывается задача и оборудование каждого поста, особые обязанности охранников по каждому посту;

· список номеров телефонов оперативного дежурного ЧОО;

· график несения дежурства на объекте;

· документы по постам и маршрутам.

2. Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах. Образцы всех видов пропусков, образцы сопроводительных документов на ТМЦ и образцы подписей руководителей школы, имеющих право подписывать материальные пропуска.

3. Инструкции персонала по обеспечению контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов.

4. Правила и информационные табло для учеников и персонала школы.

Примерно так выглядят проблемы, с которыми приходится сталкиваться ЧОО при организации охраны образовательных организаций. Рамки статьи не позволяют рассматривать весь комплекс вопросов обеспечения безопасности, поэтому обратимся к организации системы постов.

Рекомендуемая система постов охраны для школы

Система постов охраны – это часть системы охраны школы, часть системы обеспечения ее безопасности. На территории школы зоны высокого риска безопасности распределены неравномерно. Несмотря на это, при разработке концепции охраны рекомендуется использовать зональный принцип, так как при этом соблюдается главное условие обеспечения эффективности охраны – усиление охраны от младшей зоны к старшей.

Для унификации подходов к организации охраны вся территория школы условно разбивается на ряд зон, которые называют «зонами охраны (безопасности)».

В табл.1 приведены закрепление помещений школы за зонами охраны и состав рекомендуемых постов и технических средств охраны.