Сначала казнь! Потом приговор! «Алиса в стране чудес» Л. Кэррол

„Тише ты, железная лапа, — мурлыкнула большая кошка.

— Он же всего лишь человеческий детеныш!“ — Багира, «Книга Джунглей», Р. Киплинг

Этот раздел по идее должен бы быть самым коротким: «Никак». Но с учетом реалий расшифровка все же будет. По методу «от противного». Итак, еще раз.

Вообще детей нельзя наказывать и самое главное не стоит наказывать — лучше всего, когда воспитательным моментом является только угроза наказания (а чтобы до самого наказания лучше не доходило).

Но можно сказать это идеальный случай, который на практике почти не встречается (к нему просто надо стремиться), и поэтому поговорим о наказаниях. Для начала сформулируем, КАК нельзя наказывать, особенно, как нельзя наказывать ни в коем случае.

Как нельзя наказывать детей НИКОГДА.

  • Нельзя наказывать едой (лишение десерта, полдника и.т.д);
  • Рукоприкладство;

Как нежелательно наказывать детей.

  • Спортом (исключение во время утренней зарядки и в соответствии со здоровьем наказуемого) Некоторые считают, что это только полезно для здоровья, другие приравнивают это к физическим наказаниям. Иногда наказания спортнагрузкой практикуются. Но надо иметь в виду: в лагерь часто едут физически ослабленные дети, имеющие медотвод от физкультуры. Некоторым из них, может быть, просто нельзя приседать или бегать. Не зная этого, вы можете подвергнуть опасности здоровье ребёнка, так что будьте осторожны! Да и стоит ли наказывать тем, к чему нужно приучить;
  • Трудом (исключение взрослые оболтусы и трудом соизмеримым со здоровьем наказуемого и в соответствии с санитарными нормами в ДОЛ). Наказанием трудом малышей может выработать у них стереотип, что труд наказание. Малышам надо наоборот «подавать» труд как игру, как приятное и необходимое занятие, для малышей в таком случае лучшее наказание — вынужденное безделье;
  • Сном (Т.е. лишать их сна, а дополнительно предоставлять им время для сна можно);
  • Купанием (Детей в лагере купают не для забавы, а для здоровья детей. Например, можно заставить ребенка купаться у самого берега вдали от других), как впрочем нежелательно наказывать детей и лишением любых других благ, которые положены им по режиму;
  • Нельзя наказывать способом, который может нанести ребенку психологическую травму. Например: выставить мальчика в одних трусах в палату девочек (ну конечно понятно, что не для всех мальчиков это будет наказанием, может быть даже наоборот, но для некоторых это может быть очень жестоко и может привести к серьезной психологической травме). Вообще-то примеров тут можно привести очень много и поэтому надо всегда очень внимательно относиться к наказанию детей.

Как можно (но не нужно — см. выше Вступление) наказывать детей:

  • Сном. Можно детей пораньше уложить спать или просто уложить спать, например, в Тихий Час (для взрослых детей) если они не умеют тихо вести себя в Тихий Час.
  • Пропуском какого-то мероприятия. Например, не пустить на дискотеку или еще на какое-то мероприятие (правда, на то мероприятие, на которое наказуемый хочет идти, а то это не будет наказанием), но тут надо быть уверенным (а именно надо лично контролировать наказуемого), что ребенок не предоставлен сам себе, а находится, например, в своей палате и никуда оттуда не выходит. Если же вы не можете это проконтролировать (или просто не хотите), то тогда не надо так наказывать ребенка. Дело в том, что мероприятия все предназначены, прежде всего, для того, чтобы вожатые могли контролировать детей. А вообще-то наказывать так нехорошо, надо постараться, чтобы ваши угрозы этого наказания не пришлось выполнять, а если уже и пришлось, то надо как деликатно смягчить его, объяснив ребенку, что если добросовестно отбудет (не будет его избегать и ныть) наказание в течение часа, то будет отпущен на Волю.
  • Лучший друг вожатого. Это довольно таки экзотический способ наказания и требует значительных умений и сил вожатого. Применяется он, исключительно, к детям старших отрядов. Наказуемый(ые) должен в течении всего дня стать «лучшим другом вожатого». Что это значит — он должен всегда и везде следовать за вожатым (как это водится у закадычных друзей) и ни на минуту не покидать его — если вожатый пошел в туалет, он ждет под дверью, если вожатый зашел в вожатскую, наказуемый ждет под дверью (например, дать этому товарищу стул и книжку). С одной стороны это вроде бы не наказание, но это только на первый взгляд — ребенок лишается коллектива (своего детского), наказуемый (это может самое главное) не может отойти покурить. В общем больше полдня никто не выдерживал, хотя сперва были полны энтузиазизма — просто, можно сказать, были рада что отделались таким пустяковым наказанием, но это наказание оказывалось очень действенным. Но стоит еще раз сказать, что это наказание требует значительных усилий от вожатого — вожатый должен быть уверен, в том, что он сможет удержать своего «лучшего друга» возле себя.
  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнения «наказывать или «не наказывать», не наказывайте. Никакой «профилактики» на всякий случай.
  3. Наказание не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, никогда не отнимайте подаренного Вами или кем бы то ни было — никогда.
  4. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова.
  5. Наказание должно быть без унижения. Что бы ни было, какая ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Оценивать нужно не личность ребенка, а поступок, который он совершил.
  6. Ребенок должен осознавать справедливость наказания. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону.
  • Проявлять терпение
  • Объяснить причину
  • Выслушать обе стороны
  • Нельзя наказывать: за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от вашей точку зрения.
  • В наказании и поощрении необходима своевременность. Наказывать мгновенно и справедливо.
  • Если «сцепились» двое наказать следует обоих, т.к. не бывает одного виновного. Если «достанется» обоим – обиженных не будет, все останутся довольны.
  • Маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять.
  • При разговоре с провинившимся ребенком нужно делать акцент на том, что накажут не только его, но еще и вожатого.
  • Взрослым детям можно дать возможность выбрать наказание самим. Сказать, например: «Ну и чего вы заслуживаете после такого?» (предварительно «раздуть», преувеличить их поступок).
  • Если ребенок жалуется родителям, то им необходимо объяснить мотив наказания, рассказать всю ситуацию и роль в ней «наказанного». («В целях воспитания и предупреждения подобного рода происшествий было необходимо поступить … и наказать…»).
  • Необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.
  • Необходимо создать себе такой авторитет, чтобы обида вожатого была для ребенка худшим наказанием.
  • Наказывать детей должен только вожатый (ни директор, ни старшие воспитатели), т.к. именно вожатый непосредственно работает с детьми, а не администрация.
  • Правила, ограничения обязательно должны присутствовать в жизни ребенка. Но их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими.
  • Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески-разъяснительным, чем повелительным.
  • Наказывая ребенка, правильнее лишать его приятного, чем делать плохое.

Наказание ребёнка — одна из самых сложных задач вожатской практики, ибо само по себе входит в конфликт с «идеей вожатства», как таковой. Вообще говоря, детей наказывать нельзя. Вожатый наказывает ребёнка, как правило, за свои собственные проступки. Например, если ребёнок ушёл за территорию лагеря, то вина вожатого может заключаться в том, что он либо не предупредил ребёнка о том, что за территорию выходить нельзя, либо не проконтролировал, чем занят ребёнок, либо не сумел занять ребёнка чем-то интересным, чтобы ребёнку не захотелось вообще куда-нибудь уходить. Особенно это относится к вожатому, который наказывает весь отряд или палату. Если дети не хотят спать и шумят после отбоя, значит, вожатый не проследил, что они играли перед сном в эмоциональные игры, не заметил, что у них в палате бегает ёжик или просто поленился почитать им на ночь интересную книгу.

Однако мы с вами понимаем, что идеальных людей не бывает, да и дети порой не всегда должным образом реагируют на замечания вожатого. Поэтому иногда детей всё-таки приходится наказывать.

Надо отметить, что наказать ребёнка без предупреждения можно только в случаях серьёзных провинностей, в остальных случаях ребёнка следует предупредить о том, что если он не прекратит своих действий, то будет наказан. Во многих случаях угроза наказания является более эффективной формой воздействия на ребёнка, чем само наказание, особенно, если ребёнку не сказать какое именно наказание последует за его действия.

Наказывая ребёнка или предупреждая о наказании надо соблюдать несколько правил:

  • Мера наказания должна соответствовать совершенному проступку (бессмысленно выгонять ребёнка из лагеря за то, что он на две минуты опоздал на обед);
  • Нельзя угрожать ребёнку наказанием, которое вы не сможете применить;
  • Нельзя применять к ребёнку наказание, которое он не в состоянии выполнить;
  • Если на предупреждение о наказании ребёнок не отреагировал, то его необходимо наказать обещанным образом и при этом проконтролировать выполнение наказания;
  • Выбирая наказание ребёнку, можно учитывать его интересы и ценности (ребёнок очень любит ходить на дискотеки или с отрядом в лес, участвовать в различных представлениях, не любит рано ложится спать и так далее);
  • За один проступок наказывают один раз. То есть наказывать должен один человек за конкретное нарушение, а не все по очереди (вожатый, напарник, начальник лагеря…)
  • Простить ребёнка или изменить меру наказания может только вожатый, его наказавший (в противном случае это может привести к значительным проблемам в управлении отрядом и в отношениях между вожатыми).
  • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало
  • Ребенок должен бояться не наказания, а вашего огорчения
  • Если провинился случайно или не знал, что поступает плохо, не наказывать
Смотрите так же:  Мировой суд 1 московского района

И все-таки, какие наказания можно применять к ребёнку? В зависимости от совершённого ребёнком проступка, его можно не пустить на дискотеку, не взять с отрядом на прогулку, не разрешить участвовать в интересной игре или представлении. Но в этих случаях надо всегда контролировать, чем же ребёнок будет заниматься, чтобы он от скуки не натворил глупостей.

Есть такое специфическое наказание, как лишение вожатской любви, т.е. можно обидеться на ребёнка, специально не уделять ему внимания, не разговаривать с ним, не обращаться к нему с просьбами и не поручать никаких дел (в особенности, если раньше ему оказывалось много доверия), показав тем самым, что ребёнок доверие вожатого потерял. Но в этом случае надо учитывать, что на детей не следует так обижаться в начале смены, когда дети к вожатому ещё не сильно привыкли, а также злоупотреблять этим видом наказания, то есть применять его слишком часто редко (ну, скажем, 1 раз за смену) и только если у вас есть соответствующий авторитет. Вы как бы начинаете относиться к нему прохладно, не замечать. Иногда это действует очень сильно. Естественно, такой «сеанс холода» должен закончиться прощением, когда ребёнок всё осознает. Это наказание можно применять и ко всему отряду.

Одной из мер наказания является обсуждение поведения ребёнка на сборе всего отряда. При этом чтобы не настроить отряд против вожатого на этом же сборе следует похвалить некоторых детей за хорошее поведение и сказать, что с их надо брать пример (принцип «разделяй и властвуй»).

Можно заставить ребёнка написать объяснительную записку на имя старшего вожатого или директора лагеря о совершённом им поступке. При этом ребенок описывает как само действие, так и причину, побудившую его к этому действию. Когда ребёнок будет описывать свой поступок на бумаге, он более глубоко задумается о своих действиях, тем более что он объясняется такому уважаемому человеку, как старший вожатый или директор. Естественно, директору их никто не отдаёт. Но сам процесс почему-то действует, как взгляд удава на кролика. Объяснительная имеет и воспитательный смысл: она заставляет ребёнка осознать, что же он сделал, и почему он неправ.

Можно также в качестве наказания пригласить ребёнка на вожатскую планёрку или на индивидуальную беседу со старшим вожатым, директором или милиционером лагеря.

У вас уже записаны правила отряда и висят на видном месте? Отлично!

При первом же, желательно самом мелком конфликте, нарушении или недоразумении, дополните правила списком возможных наказаний за проступки, приемлемых в вашем отряде. Соберитесь вместе, выслушайте тонну бредовых предложений о наказаниях, объясните заодно почему те или иные способы вообще нельзя применять к людям потому что они задевают достоинство. А варианты приемлемые запишите. Какие могут быть?

Да вот из того же «нежелательного списка», только с подачи детей:

— бардак в комнате равен уборке территории и выносу мусора — «словесные баталии» с явно нецензурными эпитетами равны разучиванию детских песенок и выступлению перед отрядом с художественной программой — мелкая порча имущества равна починке испорченного + еще всегда найдется что подправить в лагере

Запишите все эти мелкие проступки со слов ваших детей (они подскажут, у них опыт) и пусть сами придумают равные по уровню действия-«оправдания»

А что касается крупных, серьезных нарушений, ссылайтесь на правила лагеря и сразу дайте понять, что во-первых, это очень серьезно и как бы вообще неприемлемо для вашего прекрасного отряда, а во-вторых, отвечать будете лично вы: материально и морально. Дети обычно жалеют любимых вожатых и не дают им умереть с голоду на рудниках, отрабатывая детские провинности.

Общее правило звучит где-то так: «Наказывай только тогда, когда по-другому нельзя», но также есть и правило «Отсутствие наказания за осознанный проступок порождает вседозволенность». В любом случае, перед вожатым ставится задача, чтоб провинившийся согласился со справедливостью наказания, лучше если сам себе его и придумает. Еще хорошо придумывать интересные и полезные наказания. Вот, например, если от ребенка вы услышали нецензурную брань, вы ему объясняете, что в русском языке полно красивых слов, даете бумажечку, он садится в беседочку, обычно привлекает друзей-помощников, и пишет сочинение. Обратите внимание, что все слова в нем должны начинаться на ту букву, на которое это нецензурное слово начиналось. Если какой-нибудь мальчик говорил девочке обидные слова, то вечером того же дня он должен прочитать стих о любви (или просто красивый стих, если это принципиально) ей при всем отряде. Застуканные за курением в неположенном месте или без разрешения, рисуют большой и красивый плакат о вреде курения. И т.д.

Можно попробовать, если это допустимо в конкретной ситуации, заместить наказание на другое воздействие, адекватное возрасту, полу, “преступлению” и интересам ребенка. Например 🙂

  • Нудная лекция об устройстве двигателя внутреннего сгорания девочке 15 лет в течение 20 минут.
  • Отбой на час раньше (Но тогда должно быть не только наказание. но и поощрение, например отбой на час позже и т.п.)
  • Изучение мировой фантастики от братьев Стругацких детям 9-10 лет.
  • Угроза отвести ребёнка в медпункт действует на детей 6-11 лет безотказно, если сказать что там сделают такое…
  • Нарушителя заставить сделать змейку из обёрток от конфет или любое другое занятие, требующее внимания ребенка достаточно продолжительное время. Данное нехитрое мероприятие даёт время ребёнку обдумать своё поведение и раскаяться в своих поступках. Нераскаявшемуся ребёнку предлагается вторая попытка.
  • Занимательное чтение. Это наказание развивает культурную сферу ребёнка. Как приятно иногда по вечерам послушать, например, чтение классики вслух. Например, дети могут познакомиться с «Анной Карениной». Они узнают не только трагедию жизни Анны, но и поймут, как опасно переходить железнодорожные пути в неподходящем месте. Этот приём можно использовать также для укладывания детей спать. Как оказалось, чтение университетских лекций в течение 20 минут оказывает потрясающее усыпляющее влияние на всю аудит. э, то есть детскую палату.
  • Написать сочинение, например, на тему «Почему для оформления пола использовались плитки коричневого цвета»
  • Доброе дело. Для данного наказания лучше всего использовать группу провинившихся детей. Им предлагается разучить песню или отрепетировать какую-нибудь сценку. В общем, подготовить развлекательную программу и отправиться в гости к соседнему отряду.
  • Написать письмо маме, папе, бабушке, дедушке о своём поведении. Да еще и сидеть с ним рядом, подсказывать, чего он там забыл и язвительно комментировать!
  • Грамотно и культурно общаться — одно из правил лагеря. Ребёнку, употребляющему нецензурную лексику, предлагается написать письмо своей маме. Его задачей является описать жизнь лагеря и своего отряда, используя всю ту нецензурщину, что вы слышали от него.
  • Помывка рук. Отличное наказание для столовой. Оказывается, мытье рук в течение 20 минут, успокаивающе действует на ребенка.

Наказание можно перевести в игровую форму, это намного эффективнее. Например, вы заходите в комнату, а дети там обкидывают друг друга шишками. Вместо того чтобы ругаться, можно устроить «похороны шишек». Ребята собирают все шишки и складывают их в пакет и идут в ближайший лесок копать «братскую могилу». На месте каждому достанется своя роль: кто-то будет плакать, причитать, кто-то копать. Таким образом, с одной стороны, вы мероприятие провели, а с другой – это будет и своеобразным наказанием. Или другой случай. Например, ребята дрались пластиковыми бутылками, и вы предлагаете им написать сочинение на тему «Когда я стану директором минерального завода…». Получится достаточно забавно, и интересно потом будет читать эти труды.

Наказание — это, в общем-то, крайняя мера, и к ней надо прибегать, если ничего другое не помогает. Сначала всегда лучше предупредить (см. Дисциплина). Бывают, правда, вопиющие случаи, когда наказание должно следовать немедленно (например, выход за территорию).

Если вы обещали наказание, его надо исполнить. Дети должны видеть, что вожатый не бросает слов на ветер. Если вы пригрозили, а потом забыли об этом, это ещё хуже, чем вообще никак не отреагировать на детский проступок. Впрочем, если вы видите, что само ожидание наказания уже возымело действие, вы можете простить ребёнка. Но сделать это надо так, чтоб он воспринял это не как норму, а как огромное одолжение, которое вы ему сделали.

Пример и правила написания объяснительной записки, образец для скачивания.

Ситуации, когда приходится писать объяснительную записку, возникают достаточно часто. Поэтому стоит знать, как правильно составляется данный документ. В нашей статье мы расскажем обо всех особенностях оформления объяснительной записки, в зависимости от того, куда она предоставляется.

○ Что такое объяснительная записка?

Объяснительная записка – документ, объясняющий какие-либо причины (отсутствие на рабочем месте, опоздание, невыполнение своих обязанностей и т.д.). Следует учитывать, что в законодательстве не предусмотрено данное понятие, но установлена обязанность работодателя требовать объяснения от сотрудника, прежде чем применять к нему дисциплинарное взыскание.

Смотрите так же:  Как оформить детский сад к новому году своими руками

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
(ст. 19 Трудового кодекса РФ).

○ Правила составления объяснительной.

Закон не регламентирует обязательную форму составления документа. Существует унифицированная форма представленного документа, которая утверждена 14 мая 2007 года под номером 25, но она носит рекомендательный характер. Поэтому организации могут использовать собственную структуру, предварительно издав приказ, регламентирующий его.

✔ Структура текста.

Независимо от используемой формы в документ должны быть включены следующие части:

  • Фактическая, где указываются факты, послужившие поводом для создания документа.
  • Причинная, объясняющая проступок.

Также нужно указать следующие факты:

  • Название организации, где трудится лицо.
  • Место составления документа.
  • Сведения о составителе (ФИО и должность).
  • Наименование документа («Объяснительная записка»).
  • Указание объяснений причин проступка.
  • Дата написания.
  • Зарегистрированный номер.
  • Подпись.

✔ Как сформулировать причины?

Форма составления документа свободная. Это значит, что вы можете излагать свои мысли произвольно. Однако следует учитывать стиль написания – необходимо следование деловой этике и соблюдение норм русского языка.

Главное в данном документе ­– правильно сформулировать причину своего проступка, чтобы у руководства не возникло сомнений в отсутствии преднамеренности и честности сотрудника. Правила, которые следует учитывать при объяснении причин:

  • Лаконичность – пишите кратко и по смыслу.
  • Обоснованность – укажите причины проступка.
  • Осознанность – покажите, что поняли свою ошибку.

Использование указанных правил позволит составить документ, который поможет избежать дисциплинарного взыскания.

○ Где может пригодиться?

Несмотря на то, что чаще всего объяснительная используется в трудовых отношениях, она может понадобиться и в других ситуациях. Рассмотрим подробно каждый вариант.

✔ Объяснительная в школу.

Подобный документ может понадобиться в школе по причине отсутствия ребенка на занятиях без предварительного уведомления или в случае, если родители не посетили собрание. Документ составляется от руки, в ней указываются стандартные данные: адресат обращения, дата и место написания, данные составителя, приводимые объяснения и подпись.

Отличительным признаком данного вида объяснительной является то, то она составляется не прогулявшим ребенком, а его родителями.

Пример подобного документа приведен здесь:

✔ Объяснительная в институт.

Данный вид документа составляется студентом на имя декана факультета, на котором он обучается. В документе помимо стандартных сведений нужно дополнительно прописать число пропущенных учебных дней, указать даты и причину отсутствия. Если имеется подтверждающий документ (например, медицинская справка), его нужно приложить к объяснению.

✔ Объяснительная на работу.

Данный вид объяснительной является самым распространенным и составляется перед принятием руководством решения о дисциплинарном взыскании.

Может оформляться в качестве объяснения своего отсутствия или невыполнения служебных обязанностей. Во втором случае объяснительная является частью основного документа.

✔ Объяснительная в полицию.

Бывают ситуации, когда объяснения приходится писать и в полицию. Подобная необходимость может возникнуть в следующих случаях:

  • Вызов наряда, которому приходится давать письменное заверение, что реакция на звонок была.
  • Совершение противоправных действий против заявителя, который объясняет, что именно произошло.
  • Оформление документа со стороны нарушителя, который поясняет, где находился и чем занимался в определенный момент времени.

В документе указывается стандартная информация о получателе объяснительной, составителе, сути документа, даты оформления и подписи. Образец можно посмотреть здесь.

○ Последствия отказа в составлении.

Вам следует знать, что написание данного документа является вашим правом, а не обязанностью. Это определено ст. 51 Конституции РФ.

Последствия отказа от составления объяснительной могут наступить только при трудовых отношениях. В этом случае у работодателя появляется основание для применения дисциплинарного взыскания на основании акта об отказе от предоставления объяснительной. Поэтому стоит подумать, что лучше сделать в подобной ситуации.

Во всех остальных случаях отказ от написания документа не влечет никаких последствий, поэтому, даже если вас убеждают в обратном, не стоит реагировать на подобные угрозы.

✔ Можно ли не писать объяснительную в школу, если родители не были на собрании?

Присутствие родителей на собраниях не является их обязанностью, поэтому объяснять причины своего отсутствия они могут исключительно по своему желанию.

✔ Что делать, если объяснительную не хотят принимать?

Вам нужно вручить ее обязательно, поэтому если начальник отказывается принимать документ, отправляйте его заказным письмом с описью о вложении. Также можно предупредить о своих действиях профсоюз и комиссию по решению трудовых споров.

Специалист Сергей Трутнев дает полезные советы, как правильно написать объяснительную записку.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Здоровячки»

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 7-11 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 08.06.2012 – 04.07.2012.

Источники финансирования: Муниципальный бюджет, средства социальной защиты населения по Солтонскому району, родительские средства.

Цель программы: Создание условий для воспитания, оздоровления и занятости детей в период летних каникул.

Ожидаемые результаты реализации программы: Охват отдыхом в лагере с дневным пребыванием учащихся 7-11 лет.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка
  • Цель, задачи программы
  • Актуальность программы
  • Основополагающие принципы и методы работы
  • Направление и виды деятельности
  • Механизм реализации программы
  • Ожидаемые результаты
  • План-сетка мероприятий
  • Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Большое влияние на развитие личности ребенка оказывает коллектив, формируя моральные качества, определенные убеждения и совершенствуя способности и природные дарования.

Процесс формирования личности ребенка, как правило, осуществляется не в одном, а в нескольких коллективах, в которые он входит. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «…каждый человек имеет свои духовные запросы и интересы, и нет такого универсального коллектива, в котором все они могли бы найти полное удовлетворение. Удовлетворить их можно лишь при том условии, когда духовная жизнь воспитанника проходит в нескольких коллективах, причем каждый из них имеет специфические цели и сферу деятельности».

Детский оздоровительно-образовательный лагерь представляет собой уникальную среду для формирования у детей здорового образа жизни. Встречи с новыми людьми, знакомства со сверстниками, новые впечатления, радость общения с природой — все это создает особые условия для внедрения в сознание ребенка интересных и полезных знаний о здоровом образе жизни в увлекательной и ненавязчивой форме.

Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста.

Содержание деятельности смены лагеря с дневным пребыванием определяется оздоровительной направленностью. Главным в деятельности смены лагеря будут оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление физического, психологического, нравственного здоровья детей, формирование здорового образа жизни.

Программа летнего школьного лагеря «Здоровячки» реализовывается на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сузопская средняя общеобразовательная школа с. Сузоп для младшего школьного возраста в количестве 25 человек. Продолжительность дневного пребывания с 9.00 до 15.00, в течение 18 дней. В начальной школе МБОУ Сузопская СОШ обучается 38 учащихся. Из них 25 детей посещают ДОЛ “Здоровячки”, это 65% от количества всех учащихся. Основное внимание уделяется оздоровлению следующих категорий школьников: из социально-необеспеченных семей (многодетных, безработных, с низким уровнем дохода), детей, находящихся под опекой, с ослабленным здоровьем, детей, относящихся к группе детей с дивиантным поведением.

Основным направлением ДОЛ “Здоровячки” является спортивно-оздоровительная культура, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря.

Летнее оздоровление школьников имеет огромное значение и составляет важнейшее звено программы “Школа и здоровье”, принятой коллективом нашего образовательного учреждения на период с 2008г. По 2012г.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в период летних каникул, организация досуга учащихся.

Задачи:

  • Привитие навыков здорового образа жизни, организация физической активности детей, умения оказания первой само- и взаимопомощи.
  • Формирование благоприятной психологической среды для социализации, общения со сверстниками; развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе.
  • Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
  • Реализация лечебно-оздоровительных и профилактических, спортивных и культурно-досуговых программ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Актуальность данной программы в том, что она является ярким примером реализации конкретного заказа со стороны государства, родителей детей – видеть здоровое будущее страны, здоровую нацию, здоровых детей.

Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной и гражданско-патриотической деятельности учащихся посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую деятельность.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

В основу программы «Здоровячки» положены следующие принципы:

  • Принцип природосообразности
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников
  • Принцип равенства и сотрудничества
  • Личностно-ориентированный принцип
  • Принцип целостности и системности
  • Принцип гуманизма
  • Многовариантность и альтернативность
  • Моделирование и создание ситуации успеха

Для реализации цели и задач данной программы считаю необходимым использовать данные методы:

  • Диагностические
  • Организационные
  • Побудительные
  • Коммуникативные
  • Методы коррекции
  • Игровые методы
  • Поисковый метод

НАПРАВЛЕНИЕ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Физкультурно-оздоровительная работа
  • Досуговая деятельность
  • Кружковая деятельность

Физкультурно-оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  • Выработка и укрепление гигиенических навыков
  • Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • ежедневная утренняя зарядка;
  • солнечные, воздушные ванны;
  • оздоровительный комплекс процедур;
  • витаминизация третьих блюд;
  • проведение спортивных соревнований, праздников здоровья, викторин;
  • ежедневные подвижные игры на воздухе;
  • прогулки в парк;
  • просмотр фильмов и инструктажи по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, безопасному поведению в транспорте, общественных местах, на воде;
  • проведение мини-тренингов «Один дома» и «Один на улице»;
  • создание благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе;
  • развитие у детей навыков сотрудничества, сотворчества, сочувствия.

Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:

  • Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
  • Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идет закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Смотрите так же:  Нотариус в пушкино московская область

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение дискотек, проведение экскурсий, спортивных соревнований, прогулки;
  • отдых, в какой – то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают кружки, творческие мастерские.

Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Кружковая деятельность

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Во время сезона работают следующие кружки: «Пластилиновая фантазия», «Кукольный театр», творческая мастерская по тестопластике«Пышка».

Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  • Изучение интересов детей;
  • Презентация кружков на линейке в начале смены;
  • Ознакомление детей с режимом работы кружков;
  • Самоопределение детей и запись их в кружки;
  • Деятельность ребят в кружках;
  • Текущее отражение результатов деятельности детей;
  • Подведение итогов работы кружков в конце смены.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в четыре этапа согласно разработанному плану мероприятий в установленные для каждой позиции сроки.

I этап – организационный – апрель-май

  • выработка нормативно-правовой базы;
  • формирование кадрового состава;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Здоровячки»;
  • определение перспектив деятельности по программе;

II этап – основной– июнь-июль

отработка всех форм реализации программы

III этап – итоговый– июль

  • оптимизация форм деятельности;
  • накапливание опыта деятельности;
  • определение дальнейшей перспективы;
  • итоговая оценка эффективности реализации программы.

IV этап – аналитический – июль

  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

В реализации программы летнего школьного лагеря принимают участие учителя начальных классов, учитель физкультуры, медицинская сестра, библиотекарь.

Ход реализации программы обсуждается на педагогических и методических советах лагеря.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа направлена на социальное развитие каждой личности через положительную мотивацию, интересы и ведение индивидуальных, групповых и коллективных занятий.

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;
  • организация полноценного отдыха детей;
  • охват детей всеми формами оздоровления и занятости, предусмотренными программой;
  • расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей;

Объяснительная записка для начальника — скачать образец

В этой статье мы рассмотрим объяснительную записку на работе. Мы узнаем, как правильно написать объяснительную записку начальнику, в каких случаях она пишется, что она из себя представляет и многое другое. В конце статьи, традиционно, у вас будет уникальная возможность скачать образец объяснительной записки начальнику, чтобы вы могли правильно и грамотно составить этот документ. Но сначала, естественно, мы начнем с некого введения в суть вопроса, чтобы вы имели представление об объяснительной записке как таковой.

Объяснительная записка начальнику

Объяснительная записка представляет из себя не школьную форму документа, которая помогает прогулять урок физкультуры, а совершенно официальную бумагу, которая отправляется руководителю в связи с какой-либо негативной ситуацией на работе. Многие скажут, что этот вопрос не стоит того, чтобы его разбирать, ведь интуитивно все знают, как примерно должна быть написана объяснительная записка. Но мы позволим себе с вами не согласиться, потому что объяснительная записка очень часто помогает сохранить место работы, а в современном мире место работы играет огромное значение, даже не надо объяснять почему.

Давайте сначала попробуем дать этой бумаге какое-то определение. Объяснительная записка нужна для того, чтобы описать руководителю ход развития каких-либо событий с точки зрения сотрудника.

События могут быть, к примеру, следующие: невыполнение плана, опоздание на рабочее место, прогул, невыполнение какого-либо поручения руководства и многие другие

Цель объяснительной записки может быть и иной. К примеру, в ней могут содержаться пояснения и рекомендации по какому-либо документу или, скажем, по какой-либо программе. И написана она может быть, в таком случае, на бланке, который официально принят в данной компании.

Если мы откроем Трудовой Кодекс Российской Федерации и попробуем взять информацию об объяснительной записке начальнику оттуда, то увидим следующее: в том случае, когда сотрудник совершает проступок, связанный с работой, руководитель имеет полное право потребовать объяснений в письменном виде. Если сотрудник отказывается писать объяснительную записку начальнику или пишет её, но предоставляет руководству не в срок, то работодатель имеет право на какие-либо дисциплинарные санкции в отношение работника. Из этого можно сделать вывод о том, что объяснительную записку всегда лучше написать, ибо для провинившегося сотрудника – это наилучший вариант.

Какие бывают объяснительные записки?

Теперь поговорим о видах объяснительных записок и о том, в каких случаях они пишутся. Вообще, отбросив официоз, их можно разделить на два «лагеря» — оправдательные объяснительные записки и пояснительные объяснительные записки. В первом случае, сотрудник оформляет этот документ, когда у него есть какое-либо нарушение, и он его пытается объяснить и оправдать. Во втором же случае, сотрудник перечисляет независящие от него причины, которые вынудили его поступить так, а не иначе.

Теперь рассмотрим более подробно, когда от сотрудника могут потребовать написания объяснительной записки. Это могут быть разные случаи. Приведем несколько примеров:

  • Когда сотрудник что-то украл с места работы
  • Когда сотрудник появился на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
  • Когда сотрудник опоздал на работу один или более раз
  • Когда сотрудник просто прогулял свое рабочее время
  • Когда сотрудник не выполнил свой установленный рабочий план или норму
  • Когда сотрудник систематически не соблюдает правила охраны трудовой деятельности
  • Когда сотрудник предоставляет руководству неверные личные данные

Вот некоторые примеры нарушений рабочего процесса, которые могут повлечь за собой требование руководителя написать объяснительную записку на его имя.

Какая форма объяснительной записки для начальника?

Теперь мы обсудим, в какой форме и в каком формате следует написать объяснительную записку для руководителя. Обычно объяснительную записку оформляют на бумаге формата А4. Писать её следует на имя руководства или начальства. Мы встречали несколько видов бланков, которые рекомендуются для заполнения объяснительной, но сразу предупредим, что все эти бланки только рекомендуют, что делать, ибо стандартных форм написания объяснительных записок начальнику не существует в Российском Законодательстве. Иногда встречаются компании, в уставе которых прописываются стандарты написания корпоративных документов, в том числе и объяснительных записок. В любом случае, вы можете писать объяснительную записку в любом виде, ибо даже если приняты в компании какие-то стандарты, касательно этого документа, то произвольная форма не препятствует восприятию информации.

Как правильно написать объяснительную записку?

Вот мы и подошли к заключительной части нашего повествования, которая ответит на вопрос, как правильно написать объяснительную записку? Напоминаем, что образец объяснительной записки для начальника вы можете скачать в конце статьи. Хоть у объяснительной записки и нет какого-либо стандарта написания, все равно мы рекомендуем вам придерживаться этого плана:

  • Верхняя часть содержит в себе контактную информацию о том, для кого пишется документ. ФИО, должность и прочая нужная информация
  • В заголовке следует указать «Объяснительная записка», потом не забудьте поставить порядковый номер документа
  • Далее оформляем заглавие к самому тексту. Можно использовать слово «касательно…»
  • Пишем самую главную часть нашей записки, причем в таком виде: сперва даются случившиеся события, а затем последствия и мотивы, которые побудили к этому сотрудника. Рекомендуем вам не разводить воду и писать кратко, по-деловому, ибо только в таком случае вы выглядите серьезно и ответственно
  • В конце обязательно следует расписаться, указать свою должность. Не помешает указать и расшифровку росписи