Полномочия экзаменационной комиссии

Федеральный закон Российской Федерации

от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ

«Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Глава III.1. ПОЛНОМОЧИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ КОМИССИЙ

И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

(введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 388-ФЗ)

Статья 26.1. Полномочия экзаменационных комиссий

1. Высшая экзаменационная комиссия принимает экзамены у кандидата на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность относится к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации принимает экзамены у кандидата на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность относится к полномочиям квалификационной коллегии судей данного субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

3. Высшая экзаменационная комиссия осуществляет общее и методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации. Высшая экзаменационная комиссия дает разъяснения экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с приемом квалификационного экзамена на должность судьи.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

4. Высшая экзаменационная комиссия утверждает регламенты экзаменационных комиссий.

Статья 26.2. Организация работы экзаменационных комиссий

1. Работу экзаменационной комиссии организует председатель экзаменационной комиссии или по его поручению заместитель председателя экзаменационной комиссии либо член экзаменационной комиссии.

2. Экзаменационная комиссия правомочна принимать квалификационный экзамен на должность судьи при наличии не менее половины ее состава. При этом судьи должны составлять не менее половины от числа присутствующих на квалификационном экзамене членов комиссии.

Статья 26.3. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи

(в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

1. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи устанавливаются регламентами экзаменационных комиссий, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией.

2. Экзаменационные билеты составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции, кандидатов на должность судьи арбитражного суда, кандидатов на должность судьи специализированного суда и должны содержать три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела.

3. Теоретические вопросы в экзаменационных билетах составляются Высшей экзаменационной комиссией, а задачи по вопросам судебной практики и письменные задания по подготовке процессуального документа по макету дела составляются соответствующими экзаменационными комиссиями и утверждаются Высшей экзаменационной комиссией.

4. Для кандидатов на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации экзаменационные билеты составляются в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

5. Высшая экзаменационная комиссия составляет экзаменационные вопросы и утверждает задачи по вопросам судебной практики и письменные задания по подготовке процессуального документа по макету дела по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации.

6. Сведения о ходе проведения квалификационного экзамена на должность судьи и его результатах отражаются в протоколе, который подписывается председательствующим на заседании экзаменационной комиссии и секретарем экзаменационной комиссии. Подготовленные кандидатом решения задач и проект процессуального документа по макету дела приобщаются к протоколу заседания экзаменационной комиссии и хранятся в архиве экзаменационной комиссии не менее четырех лет.

7. Выписка из протокола о сдаче кандидатом на должность судьи квалификационного экзамена предоставляется кандидату по его просьбе.

8. Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен на должность судьи, удостоверение о результатах квалификационного экзамена с оценками по каждому вопросу и общей итоговой оценкой. В случае получения общей итоговой неудовлетворительной оценки указанное удостоверение не выдается.

9. Результаты квалификационного экзамена на должность судьи признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена. В течение указанного срока кандидат на должность судьи вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи суда другого уровня, другой системы, другого вида или другого субъекта Российской Федерации.

10. Кандидат, приступивший к ответу и отказавшийся от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена на должность судьи, а также кандидат, не сдавший квалификационного экзамена, может обратиться в эту или иную экзаменационную комиссию с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев со дня проведения квалификационного экзамена.

11. Кандидату на должность судьи может быть отказано в допуске к сдаче квалификационного экзамена только по основаниям, установленным федеральным законом. В случае отказа кандидату в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи соответствующее решение должно быть мотивировано и оформлено в письменном виде.

Статья 26.4. Обжалование решений экзаменационных комиссий

1. Кандидат на должность судьи может обжаловать решение экзаменационной комиссии в судебном порядке в течение десяти дней со дня получения удостоверения о результатах квалификационного экзамена на должность судьи. Решения Высшей экзаменационной комиссии обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации. Решения экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов.

2. Решения экзаменационных комиссий могут быть обжалованы только по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

3. Кандидат на должность судьи вправе обжаловать действия (бездействие) экзаменационной комиссии, в результате которых он не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

Положение об экзаменационных комиссиях

1. Задачи экзаменационных комиссий:
1.1. Экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, также на должность судьи суда субъекта Российской Федерации (далее — экзаменационные комиссии) проводят квалификационный экзамен (далее — экзамен), цель которого — установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня.
1.2. Экзамен может сдавать гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к претенденту на должность судьи, представивший в соответствующую экзаменационную комиссию помимо заявления о сдаче экзамена документ, удостоверяющий личность претендента как гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий высшее юридическое образование претендента; трудовую книжку или иной документ, подтверждающий наличие у претендента стажа работы по юридической профессии; либо копии указанных документов; анкету, содержащую биографические сведения о претенденте; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Копии указанных документов удостоверяются в установленном законом порядке или членом экзаменационной комиссии.

2. Порядок образования экзаменационных комиссий
2.1. Экзаменационные комиссии образуются в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции Закона от 15 декабря 2001 года) и Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» на срок полномочий соответствующих квалификационных коллегий судей.
2.2. Экзаменационные комиссии состоят при соответствующих квалификационных коллегиях судей и образуются из числа наиболее опытных судей. В состав этих комиссий могут входить ученые — правоведы и преподаватели юридических дисциплин.
2.3. Количественный состав экзаменационной комиссии устанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей. Численность судей в составе экзаменационной комиссии не должна быть менее трех четвертей состава комиссии.
2.4. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей:
а) экзаменационной комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации — по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
б) экзаменационные комиссии при квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации — по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации, а в случае действия на территории субъекта Российской Федерации гарнизонного военного суда — также по представлению председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда.
При отклонении внесенной кандидатуры либо в случае прекращения соответствующей квалификационной коллегией судей полномочий члена экзаменационной комиссии на утверждение в том же порядке представляется другая кандидатура.
2.5. Председатель экзаменационной комиссии, его заместитель (заместители) и секретарь утверждаются соответствующей квалификационной коллегией судей из числа членов экзаменационной комиссии.

3. Организация работы экзаменационных комиссий

3.1. Работу экзаменационной комиссии организует ее председатель, а в случае его отсутствия — заместитель председателя комиссии. Председатель экзаменационной комиссии:
— рассматривает поступившие в экзаменационную комиссию материалы;
— организует проверку представленных претендентом документов;
— назначает дату и время сдачи экзамена;
— обеспечивает в соответствии со специализированными учебными программами обучения судей составление и ежегодное обновление экзаменационных билетов и письменных заданий, которые утверждаются экзаменационной комиссией;
— подписывает удостоверение о сдаче претендентом экзамена, протокол заседания экзаменационной комиссии и другие документы, связанные с работой комиссии;
— организует обобщение результатов работы экзаменационной комиссии и принимает меры по улучшению организации ее деятельности, о чем информирует соответствующую квалификационную коллегию судей.
Содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат.
В экзаменационные билеты для претендентов на должность судьи суда субъекта Российской Федерации включаются вопросы по законодательству субъекта Российской Федерации.
3.2. Экзамен назначается председателем экзаменационной комиссии при обращении претендента на должность судьи с заявлением о сдаче экзамена и представлении документов, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения.
Претенденту, представившему указанные документы, не может быть отказано в допуске к экзамену.
3.3. О времени и месте проведения экзамена претендент на должность судьи извещается экзаменационной комиссией не позднее чем за десять дней до экзамена.
3.4. Экзаменационная комиссия правомочна принимать экзамен при наличии не менее половины ее состава. При этом из числа присутствующих на экзамене членов комиссии не менее половины ее состава должны составлять судьи.
3.5. Экзамен проводится не позднее месячного срока со дня обращения претендента с заявлением о сдаче экзамена.

4. Порядок проведения квалификационного экзамена
4.1. Экзаменационная комиссия при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также экзаменационные комиссии при квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации принимают экзамены у претендентов на те должности, на которые указанные коллегии судей дают заключения.
4.2. Экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит 3 вопроса по различным отраслям права и 2 задачи из судебной практики.
По решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен письменным заданием по подготовке проекта процессуального документа.
4.3. По прибытии на экзамен претендент на должность судьи предъявляет секретарю экзаменационной комиссии документ, удостоверяющий личность. Затем он выбирает один из произвольно разложенных на столе экзаменационных билетов и в этом же помещении в пределах установленного экзаменационной комиссией времени готовится к ответу. Номер билета, содержащиеся в нем вопросы и предлагаемые для решения задачи отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии, который подписывается председателем и секретарем.
4.4. На подготовку к ответам по вопросам билета, включая решение задач и составление процессуальных документов, отводится не менее двух часов. Во время экзамена кандидат вправе пользоваться сборниками нормативных правовых актов и справочными материалами.
4.5. По усмотрению экзаменационной комиссии претенденту могут быть заданы дополнительные вопросы в пределах специализированной программы обучения судей.
4.6. За устные ответы и письменное задание, а также по результатам экзамена выставляются следующие оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Решение об оценках принимается экзаменационной комиссией в отсутствие претендента и других лиц открытым голосованием простым большинством голосов.
4.7. Оценки, выставленные по каждому вопросу билета и по письменному заданию, а также по результатам экзамена, отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии, к которому приобщается письменная работа претендента.
Результаты экзамена объявляются в день завершения экзамена.
4.8. По итогам экзамена принимается решение о сдаче или несдаче квалификационного экзамена на должность судьи суда соответствующего вида и уровня.
4.9. Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен, удостоверение установленного образца, а также выписку из протокола заседания экзаменационной комиссии с оценками.

5. Делопроизводство экзаменационных комиссий
5.1. Экзаменационными комиссиями ведутся:
— журнал регистрации заявлений, поступивших от претендентов на должность судьи;
— протокол заседания с обязательным отражением необходимых сведений;
— журнал учета выданных удостоверений о сдаче экзамена на должность судьи.
5.2. Протоколы заседаний экзаменационных комиссий хранятся пять лет, другая документация — три года.
5.3. Ведение делопроизводства возлагается на аппарат экзаменационной комиссии, состоящий из необходимого числа сотрудников Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов, и контролируется секретарем экзаменационной комиссии.

6. Обеспечение деятельности экзаменационных комиссий

6.1. Организационное, материально — техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности экзаменационных комиссий осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и входящими в его систему органами, обеспечивающими деятельность соответствующих квалификационных коллегий судей.
6.2. Судьи, входящие в состав экзаменационной комиссии, на период работы в ней освобождаются от выполнения своих служебных обязанностей с сохранением заработной платы (денежного содержания) в соответствии с нормами действующего законодательства.
Расчет оплаты труда иных членов экзаменационной комиссии производится в соответствии с нормативными правовыми актами на основании договоров возмездного оказания услуг.

Смотрите так же:  Доверенность от потерпевшего в уголовном процессе

7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня его утверждения.
7.2. Удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, выданные до утверждения настоящего Положения в соответствии с Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденным 17 января 2002 года, признаются действительными.
7.3. Со дня вступления в силу настоящего Положения признать утратившим силу Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденное 17 января 2002 года.

Глава III.1. Полномочия экзаменационных комиссий и порядок проведения экзамена (ст.ст. 26.1 — 26.4)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 388-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен главой III.1, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Глава III.1. Полномочия экзаменационных комиссий и порядок проведения экзамена

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена у кандидатов в судьи города Москвы

Председатель экзаменационной комиссии г. Москвы по приему квалификационного экзамена на должность судьи

Фомин Дмитрий Анатольевич
заместитель председателя Московского городского суда

Заместители председателя экзаменационной комиссии:

  • Агеева Лидия Николаевна — председатель судебного состава Арбитражного суда города Москвы
  • Кичик Кузьма Валерьевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
  • Курциньш Светлана Эдуардовна — председатель судебной коллегии по гражданским делам, судья Московского городского суда

Состав экзаменационной комиссии:

  • Абызова Елена Равильевна — судья Арбитражного суда города Москвы
  • Агафонов Вячеслав Борисович — доктор юридических наук , профессор кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина
  • Басыров Ильнар Ирфанович — судья Московского городского суда
  • Богданова Елена Евгеньевна — доктор юридических наук, и.о. заведующего кафедрой гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина
  • Вырышева Ирина Владимировна — председатель Басманного районного суда города Москвы
  • Кондрат Елена Николаевна — судья Арбитражного суда города Москвы
  • Кравчик Олеся Анатольевна — судья Арбитражного суда города Москвы
  • Кравченко Дмитрий Валерьевич — кандидат юридических наук, член ассоцации юристов, адвокат Московской городской коллегии адвокатов (Адвокатская контора № 31 «Аснис и партнеры»)
  • Суворов Андрей Александрович — судья Московского городского суда
  • Худобко Иван Васильевич — судья Арбитражного суда города Москвы

Экзаменационная комиссия г. Москвы по приему квалификационного экзамена на должность судьи действует в соответствии с Федеральным законом РФ от 14.03.2002 г. «Об органах судейского сообщества в РФ». Полномочия экзаменационной комиссии определены ст. 26.1 вышеуказанного закона.

Основным направлением деятельности экзаменационной комиссии г. Москвы по приему квалификационного экзамена на должность судьи является установление наличия профессиональных знаний и умений у претендента на должность судьи, что дает возможность получить наиболее полное представление об уровне подготовленности претендента к осуществлению правосудия.

В соответствии с Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, экзамен может сдавать гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к претенденту на должность судьи, представивший в соответствующую экзаменационную комиссию помимо заявления о сдаче экзамена документ, удостоверяющий личность претендента как гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий высшее юридическое образование претендента; трудовую книжку или иной документ, подтверждающий наличие у претендента стажа работы по юридической профессии; либо копии указанных документов; анкету, содержащую биографические сведения о претенденте; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Копии указанных документов удостоверяются в установленном законом порядке.

Экзаменационная комиссия г. Москвы
по приему квалификационного экзамена у претендентов на должность судьи
г. Москва, ул. Богородский вал, д.8
Тел.: (495) 533-89-31

Полномочия экзаменационной комиссии

Актуальность темы исследования Экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи имеют важное значение в системе органов судейского сооб-щества. С 2011 г. с внесением соответствующих изменений в законодательные акты РФ правовой статус экзаменационных комиссий существенно повысился, усовершенствован порядок их формирования, уточнены требования к квалификационному экзамену. Создание самостоятельных экзаменационных комиссий свидетельствует об усилении роли и значения квалификационного экзамена как первоначального этапа в механизме отбора кандидатов на судейские должности. В настоящее время является актуальным, представляет научный и прак-тический интерес исследование различных аспектов организации и деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Кроме того, правовой институт экзаменационных комиссий находится в постоянном развитии, совершенствуется, что также требует пристального научного анализа. Например, современное законодательство РФ предусматривает создание специальных экзаменационных комиссий (создаются для приема квалификационного экзамена на должность судьи только в конкретных, определенных случаях и на определенный срок и имеют временный характер), а также, в определенных случаях возложение функций одной экза-менационной комиссии на другую. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с формированием и функционированием экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи в РФ. Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования, состав и полномочия экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи в РФ. Цель исследования: на основе анализа действующего законодательства РФ и практики его применения проанализировать задачи, значение, понятие, виды, порядок формирования, состав, полномочия экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи в РФ. Методологию исследования составляют: универсальный метод научного познания – диалектический, а также общенаучные и частнонаучные методы: исторический, логический, системно-структурный, статистический, формально-юридический, сравнительно-правовой. Теоретическую основу исследования составляют научные труды таких авторов, как: Е. В. Бурдина, М. И. Клеандров, О. В. Романовская, А. С. Саломаткин и др. Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ, Феде-ральные конституционные законы, Федеральные законы (О статусе судей в РФ, Об органах судейского сообщества в РФ и др.), акты органов судейского сообщества (Регламент Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, Регламент Совета судей РФ и др.). Эмпирическая основа исследования представлена результатами анализа организации и деятельности экзаменационных комиссий нескольких субъектов РФ, входящих в состав Центрального федерального округа (г. Москва, Московская область, Рязанская область). Научная новизна исследования состоит в комплексном (на основе науч-ных данных, положений законодательства и практики его применения) анализе актуальных аспектов организации и деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи в РФ. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. 1. Можно предложить следующее определение понятия: экзаменацион-ные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи – это органы судейского сообщества, созданные в целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня. 2. Закон предусматривает два вида экзаменационных комиссий : – Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного эк-замена на должность судьи; – экзаменационные комиссии субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Анализ законодательства РФ позволяет прийти к выводу, что возможно создание специальных экзаменационных комиссий для приема квалификационного экзамена на должность судьи только в конкретных, определенных случаях и на определенный срок, имеющих временный характер (например, Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда РФ). В определенных, конкретных случаях, на основании закона возможно возложение функций одной экзаменационной комиссии на другую (например, до завершения формирования экзаменационной комиссии Республики Крым по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационной комиссии города федерального значения Севастополя по приему квалификационного экзамена на должность судьи их полномочия, осуществляет Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи). 3 Анализ организации и деятельности экзаменационных комиссий не-скольких субъектов РФ, входящих в состав Центрального федерального округа, а именно: г. Москвы, Московской области, Рязанской области, позволяет на примере данных субъектов РФ выявить складывающиеся при формировании экзаменационных комиссий субъектов РФ закономерности и предложить пути дальнейшего совершенствования. Анализ практики показывает, что состав экзаменационных комиссий субъектов РФ включает в среднем 10-20 членов (в Рязанской области – 8, в г. Москве – 14, в Московской области – 18), из них судьи составляют от 63 до 83 % (в Рязанской области – 62 %, в г. Москве – 71 %, в Московской области – 83 %). Однако, в соответствии с законом, общее количество судей должно составлять не менее ? (т.е. 75 %) от общего числа членов экзаменационной комиссии субъекта РФ, что не всегда точно соблюдается. Также, не всегда точно соблюдается положение закона, в соответствии с которым, в составе экзаменационной комиссии субъекта РФ число судей судов общей юрисдикции должно быть равным числу судей арбитражных судов (в составе экзаменационной комиссии Московской области 7 судей судов общей юрисдикции и 8 судей арбитражных судов, в составе экзаменационной комиссии Рязанской области 2 судьи судов общей юрисдикции и 3 судьи арбитражных судов (причем двое из них – судьи в отставке. Только в составе экзаменационной комиссии г. Москвы равное число судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов – по 5 судей). В состав некоторых экзаменационных комиссий субъектов РФ (например, экзаменационной комиссии Рязанской области) входят и судьи в отставке, профессиональный резерв которых можно использовать более широко в деятельности экзаменационных комиссий субъектов РФ. Оптимальным представляется подход, используемый в экзаменационных комиссиях субъектов РФ, когда заместители председателя экзаменационной комиссии субъекта РФ представлены: 1) судьей судов общей юрисдикции; 2) судьей арбитражных судов; 3) преподавателями юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования и научными работниками, либо представителями общероссийских общественных объединений юристов. 4 Необходимо придать особое значение решениям экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи в механизме конкурсного отбора кандидатов на должности судей. Это усилит значение квалификационного экзамена, позволит формировать судейский корпус на основе, взяв за основу уровень профессиональной подготовки претендентов, т.е. на основании профессиональных критериев.

Регламент Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (утв. Решением Высшей квалификационной коллегией судей РФ от 29.06.2017, Протокол N 6)

Решением Высшей экзаменационной

комиссии по приему квалификационного

экзамена на должность судьи

29 июня 2017 г. Протокол N 6

ВЫСШЕЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО ПРИЕМУ КВАЛИФИКАЦИОННОГО

ЭКЗАМЕНА НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ

1. Общие положения

1.1. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее — Высшая экзаменационная комиссия, экзаменационная комиссия, комиссия) является органом судейского сообщества, образуемым в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в целях решения задач и осуществления функций, определенных данным федеральным законом на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

1.2. Нормативно-правовую основу деятельности Высшей экзаменационной комиссии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

1.3. Настоящий Регламент разработан и утвержден на основе указанных выше правовых актов и представляет собой правовой акт, устанавливающий правила организации работы Высшей экзаменационной комиссии, порядок производства по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее — квалификационный экзамен, экзамен) в Высшей экзаменационной комиссии, правила рассмотрения и разрешения иных вопросов, отнесенных к ведению Высшей экзаменационной комиссии.

1.4. Целями деятельности Высшей экзаменационной комиссии являются:

— установление наличия у кандидата на должность судьи (далее — кандидат), дача заключения о рекомендации которого на эту должность относится к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня;

Смотрите так же:  Антимонопольный комитет полномочия

— обеспечение единообразия в деятельности экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее — экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации);

— взаимодействие с органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

1.5. Для достижения целей, указанных в пункте 1.4 настоящего Регламента, Высшая экзаменационная комиссия решает следующие задачи:

— организует прием документов у кандидатов на должности судей, обратившихся в комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена;

— обеспечивает допуск кандидатов на должности судей к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи;

— организует прием у допущенных к сдаче квалификационного экзамена кандидатов квалификационного экзамена и обеспечивает официально-документальное оформление его результатов;

— осуществляет общее и методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации;

— обеспечивает подготовку и направление необходимой информации о своей деятельности в органы судейского сообщества;

— осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

1.6. Реализация перечисленных в пункте 1.5 настоящего Регламента задач обеспечивается посредством осуществления Высшей экзаменационной комиссией следующих полномочий:

— принятие решений о допуске кандидатов к сдаче квалификационного экзамена и об отказе в допуске их к сдаче квалификационного экзамена;

— принятие квалификационного экзамена у кандидатов, допущенных к сдаче этого экзамена, и принятие решений в отношении каждого из кандидатов по результатам принятого у них экзамена;

— составление и принятие решений об утверждении экзаменационных билетов для сдачи квалификационного экзамена в Высшей экзаменационной комиссии по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации;

— составление теоретических вопросов, принятие решений об утверждении задач по вопросам судебной практики и письменных заданий по подготовке процессуального документа по макету дела, включаемых в экзаменационные билеты, используемые экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации для приема квалификационного экзамена по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации;

— принятие решения об утверждении Регламента Высшей экзаменационной комиссии и регламентов экзаменационных комиссий субъекта Российской Федерации;

— рассмотрение письменных обращений экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации о даче разъяснений по вопросам, связанным с приемом квалификационного экзамена, и принятие решений о даче соответствующих разъяснений;

— подготовка и направление необходимой информации о своей деятельности в органы судейского сообщества;

— подготовка и направление необходимой информации в органы государственной власти, общественные объединения, должностным лицам по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

2. Организация работы Высшей экзаменационной комиссии

2.1. Высшая экзаменационная комиссия правомочна принимать решения о допуске кандидатов к сдаче квалификационного экзамена, осуществлять прием у кандидатов квалификационного экзамена, если в ее заседании участвует не менее половины членов избранного состава комиссии. При этом судьи должны составлять не менее половины от числа присутствующих на приеме квалификационного экзамена членов комиссии.

2.2. Высшая экзаменационная комиссия правомочна принимать решение о представлении к назначению на должность секретаря Высшей экзаменационной комиссии или освобождению его от должности, если в ее заседании участвует более половины членов избранного состава комиссии.

2.3. Высшая экзаменационная комиссия правомочна принимать решения о даче разъяснений экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации и по другим вопросам, отнесенным к компетенции комиссии, если в ее заседании участвует не менее половины членов избранного состава комиссии.

2.4. Решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции Высшей экзаменационной комиссии, принимаются посредством проведения открытого голосования простым большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на ее заседании.

Содержание принятых Высшей экзаменационной комиссией решений отражается в протоколе заседания комиссии. Решения, принятые Высшей экзаменационной комиссией в отношении кандидатов, доводятся до их сведения как путем устного оглашения, так и в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, посредством вручения, направления им соответствующей выписки из протокола заседания комиссии, заверяемой председателем и секретарем комиссии.

2.5. Работу Высшей экзаменационной комиссии организует председатель Высшей экзаменационной комиссии или по его поручению заместитель председателя либо член Высшей экзаменационной комиссии.

Председатель Высшей экзаменационной комиссии либо замещающее его лицо осуществляет следующие организационно-распорядительные полномочия:

— предварительно изучает поступившие в комиссию заявления, жалобы и иные обращения, приложенные к ним документы и дает поручения по их дальнейшему движению секретарю Высшей экзаменационной комиссии;

— дает устные и письменные поручения членам и секретарю комиссии по предварительной подготовке вопросов, рассмотрение которых отнесено к компетенции комиссии, в том числе по подготовке проектов соответствующих документов и решений комиссии;

— организует проверку предоставленных кандидатами документов на соответствие требованиям, установленным к лицам, имеющим право на сдачу квалификационного экзамена;

— по согласованию с членами комиссии назначает даты и время проведения квалификационных экзаменов, посредством утверждения графика на очередной календарный год в конце текущего года, в случае необходимости вносит в него изменения, назначает даты и время проведения внеочередных заседаний комиссии;

— докладывает на заседании комиссии о результатах проверки предоставленных кандидатами документов и вносит на рассмотрение комиссии вопрос о возможности принятия решения о допуске каждого из них к сдаче квалификационного экзамена;

— ведет заседания комиссии;

— оглашает результаты приема комиссией у кандидатов квалификационного экзамена;

— подписывает удостоверения о сдаче кандидатами квалификационного экзамена, протоколы заседаний Высшей экзаменационной комиссии и другие официальные документы, исходящие от комиссии;

— организует обеспечение сохранности экзаменационных билетов, гербовой печати, бланков удостоверений и иных документов комиссии;

— своевременно предоставляет Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации информацию, необходимую для обеспечения деятельности Высшей экзаменационной комиссии;

— представляет Высшую экзаменационную комиссию в органах государственной власти, общественных объединениях, органах судейского сообщества по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

— организует ежегодное обобщение результатов работы Высшей экзаменационной комиссии и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, принимает меры по улучшению организации их деятельности;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом.

2.6. Секретарь Высшей экзаменационной комиссии осуществляет правовое, методическое, документационное, информационное и материально-техническое обеспечение работы комиссии и не участвует в принятии комиссией решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Секретарь Высшей экзаменационной комиссии назначается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по представлению Высшей экзаменационной комиссии.

В случае временного отсутствия секретаря Высшая экзаменационная комиссия принимает решение о возложении его обязанностей на одного из членов комиссии.

Секретарь Высшей экзаменационной комиссии, либо член комиссии, исполняющий его обязанности, осуществляет следующие организационно-обеспечительные полномочия:

— принимает заявления кандидатов о сдаче квалификационного экзамена, информирует их о порядке обращения в экзаменационную комиссию, требованиях к заявлению и к документам, предоставление которых необходимо для допуска к сдаче экзамена, осуществляет предварительную проверку полноты и правильности оформления предоставленных кандидатом документов;

— по поручению председателя Высшей экзаменационной комиссии обеспечивает подготовку мотивированных проектов решений комиссии по вопросам о допуске кандидатов к сдаче квалификационного экзамена и о даче разъяснений экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации по поставленным ими вопросам;

— ведет, оформляет и подписывает протоколы о ходе и результатах заседаний комиссии;

— готовит выписки из протоколов о сдаче кандидатами квалификационного экзамена и предоставляет эти выписки кандидатам по их просьбе, выраженной в форме письменного заявления, в течение трех рабочих дней со дня поступления указанного заявления;

— оформляет и подписывает удостоверения о сдаче кандидатами квалификационного экзамена;

— заверяет копии документов, предоставленные кандидатами в комиссию;

— ведет делопроизводство комиссии;

— обеспечивает хранение документов и ведение архива комиссии;

— осуществляет размещение информации о работе комиссии на интернет-сайте комиссии;

— осуществляет иные полномочия на основании поручений председателя Высшей экзаменационной комиссии либо его заместителя, данных по вопросам организации работы комиссии.

3. Производство по приему квалификационного экзамена

на должность судьи в Высшей экзаменационной комиссии

3.1. Общие правила приема квалификационного экзамена в Высшей экзаменационной комиссии

3.1.1. Квалификационный экзамен в Высшей экзаменационной комиссии вправе сдавать гражданин Российской Федерации, не являющийся судьей либо являющийся судьей в отставке и пребывающий в отставке более трех лет подряд (за исключением граждан, имеющих ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»), отвечающий требованиям, предъявляемым Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» к кандидату на должность судьи суда соответствующего вида, системы и уровня, и предоставивший в комиссию необходимые для допуска к сдаче экзамена документы.

3.1.2. Высшая экзаменационная комиссия принимает квалификационный экзамен у кандидатов на должность судьи по экзаменационным билетам, разрабатываемым и утверждаемым комиссией по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации.

Экзаменационные билеты составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции, кандидатов на должность судьи арбитражного суда, кандидатов на должность судьи специализированного суда и должны содержать три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела.

Для кандидатов на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации экзаменационные билеты составляются в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом порядок составления и утверждения экзаменационных билетов, производства по приему квалификационного экзамена и определения оценки знаний кандидата на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации не должен противоречить общему порядку, предусмотренному Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и настоящим Регламентом.

3.1.3. Результаты квалификационного экзамена признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена (в течение указанного срока кандидат на должность судьи вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи суда другого уровня, другой системы, другого вида или другого субъекта Российской Федерации), а также после назначения на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.

3.2. Допуск кандидатов к сдаче квалификационного экзамена

в Высшей экзаменационной комиссии

3.2.1. В целях сдачи квалификационного экзамена кандидат предоставляет в комиссию заявление о приеме у него экзамена, к которому прилагает следующие документы: подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации, и его копию; анкету, содержащую биографические сведения о кандидате; подлинник и копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»; копию трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенных в установленном порядке; документ об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи; расписку о том, что кандидат не сдавал в течение последних трех лет квалификационный экзамен на должность судьи в Высшей экзаменационной комиссии, а также о том, что не является кандидатом, приступившим к ответу и отказавшимся от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена на должность судьи, а также кандидатом, не сдавшим квалификационный экзамен в этой или иной экзаменационной комиссии в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о сдаче квалификационного экзамена.

Копии указанных документов удостоверяются в установленном законом порядке или секретарем экзаменационной комиссии при предъявлении их оригиналов.

3.2.2. Кандидату, предоставившему в Высшую экзаменационную комиссию документы, перечисленные в пункте 3.2.1 настоящего Регламента, и не явившемуся в течение двух месяцев с момента подачи заявления на заседание экзаменационной комиссии без уважительной причины, а также кандидату, не приступившему к ответу и отказавшемуся от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена, принятые у него документы возвращаются экзаменационной комиссией без рассмотрения.

3.2.3. Высшая экзаменационная комиссия в соответствии с утвержденным графиком проведения квалификационных экзаменов и на основании даты и времени, указанных в письменном заявлении кандидата о сдаче квалификационного экзамена, вправе принять решение об отказе в допуске его к сдаче экзамена при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

— несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 3.1.1 настоящего Регламента;

— непредоставление или предоставление кандидатом не в полном объеме к назначенной дате приема квалификационного экзамена документов, перечисленных в пункте 3.2.1 настоящего Регламента.

Решение экзаменационной комиссии об отказе в допуске кандидата к сдаче квалификационного экзамена должно содержать указание на основания его принятия и доводится до сведения кандидата на заседании комиссии устно, а также по его просьбе, выраженной в форме письменного заявления, в течение трех рабочих дней посредством вручения или направления соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.

Смотрите так же:  Расписка за предоплату аренды квартиры

3.2.4. Даты, время и место проведения заседаний экзаменационной комиссии определяются председателем на календарный год в конце текущего, посредством утверждения графика проведения квалификационных экзаменов по согласованию с членами комиссии. В случае необходимости в график проведения квалификационных экзаменов могут быть внесены изменения. Председателем комиссии по согласованию с членами комиссии могут быть назначены даты и время проведения внеочередных заседаний комиссии

О дате, времени и месте приема квалификационного экзамена кандидат извещается устно секретарем комиссии при приеме у него заявления и иных документов, а в случае предоставления кандидатом заявления и прилагаемых к нему документов по почте — посредством телефонной связи, о чем кандидат делает соответствующую запись в заявлении.

3.3. Порядок проведения квалификационного экзамена в Высшей

3.3.1. По прибытии в помещение, предназначенное для подготовки к сдаче квалификационного экзамена, кандидат предъявляет секретарю Высшей экзаменационной комиссии документ, удостоверяющий его личность, после чего выбирает на столе одну из карточек (с указанием номера соответствующего экзаменационного билета, уровня, системы, вида суда), после чего данному кандидату выдается экзаменационный билет, соответствующий номеру на выбранной им карточке, и в этом же помещении в пределах установленного комиссией времени, который не может составлять менее трех часов, готовится к устному ответу на заседании комиссии и изготавливает проект процессуального документа по предложенному макету дела. Номер полученного кандидатом экзаменационного билета заносится в протокол заседания Высшей экзаменационной комиссии.

3.3.2. Во время подготовки к сдаче экзамена кандидат вправе пользоваться печатными текстами соответствующих нормативных правовых актов, постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или техническими средствами, предоставленными Высшей экзаменационной комиссией и позволяющими получить доступ к текстам нормативных правовых актов, постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации без выхода в сеть «Интернет», делать необходимые записи по вопросам и задачам экзаменационного билета, составлять процессуальный документ по макету дела на специальных выданных ему листах бумаги, на которых проставлен штамп Высшей экзаменационной комиссии. Кандидату запрещается пользоваться какими-либо иными источниками информации, в том числе мобильным телефоном, другими средствами связи, а также иными техническими средствами, в том числе позволяющими осуществлять выход в сеть «Интернет».

В случае обнаружения нарушения указанного порядка подготовки к сдаче квалификационного экзамена Высшая экзаменационная комиссия на основании соответствующего сообщения секретаря комиссии, устных или письменных объяснений кандидата вправе принять решение об отстранении кандидата от сдачи экзамена на данном заседании комиссии.

3.3.3. По окончании подготовки к сдаче экзамена кандидат приглашается для устного ответа. При этом кандидат представляется комиссии, передает ей для изучения и оценки подготовленный им проект процессуального документа по макету дела и приступает к устному изложению ответов на вопросы и решений по задачам экзаменационного билета.

В ходе и по окончании устного изложения ответов на вопросы и решений по задачам члены комиссии вправе задавать кандидату вопросы в пределах содержания соответствующих вопросов и задач. По окончании устного ответа кандидата член (члены) комиссии, изучивший (изучившие) подготовленный этим кандидатом проект процессуального документа по макету дела, оглашает (оглашают) свое мнение о качестве подготовки данного документа и вправе задать кандидату вопросы, связанные с его составлением.

По окончании процедуры приема у кандидата (кандидатов) квалификационного экзамена кандидат (кандидаты) удаляется (удаляются) из зала заседания экзаменационной комиссии, после чего члены комиссии совещаются по вопросу о результатах сдачи кандидатом (кандидатами) экзамена и оценке уровня его (их) теоретической подготовки и практических правоприменительных навыков. При совещании членов комиссии не допускается присутствие кандидата, иных лиц, за исключением секретаря комиссии, ведущего протокол заседания комиссии.

3.3.4. По окончании совещания о результатах сдачи кандидатом квалификационного экзамена Высшая экзаменационная комиссия принимает решение об оценке его теоретических знаний и умений, правоприменительных навыков по каждому теоретическому вопросу, каждой задаче по вопросам судебной практики и по составленному им процессуальному документу по макету дела, а также об общей итоговой оценке, которая подлежит выставлению кандидату по результатам приема у него экзамена в целом. Комиссией может быть принято решение о выставлении кандидату следующих оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Оценки, выставленные Высшей экзаменационной комиссией кандидату по каждому теоретическому вопросу, задаче по вопросам судебной практики и процессуальному документу по макету дела, а также общая оценка по результатам приема экзамена заносятся секретарем комиссии в протокол заседания комиссии, к которому приобщаются все письменные материалы (записи по вопросам и задачам билета, процессуальный документ по макету дела), составленные кандидатом в ходе подготовки к сдаче экзамена.

3.3.5. По окончании приема квалификационного экзамена каждый из кандидатов персонально или все кандидаты одновременно, у которых был принят экзамен, приглашаются в зал заседания экзаменационной комиссии для объявления результатов сдачи им (ими) экзамена. Председатель экзаменационной комиссии либо замещающее его лицо оглашает кандидату (кандидатам) выставленные ему (им) комиссией общие итоговые оценки по результатам приема у него (них) квалификационного экзамена.

3.3.6. Высшая экзаменационная комиссия выдает кандидату, сдавшему квалификационный экзамен на должность судьи, удостоверение утвержденного образца о результатах сдачи экзамена с указанными в нем оценками по каждому теоретическому вопросу, каждой задаче по вопросам судебной практики и по составленному процессуальному документу по макету дела, а также общей итоговой оценки (Приложение N 1). В случае получения кандидатом по результатам сдачи квалификационного экзамена общей итоговой неудовлетворительной оценки указанное удостоверение не выдается.

По просьбе кандидата, выраженной в форме письменного заявления, секретарь Высшей экзаменационной комиссии обязан предоставить ему в течение трех рабочих дней со дня обращения выписку из протокола заседания комиссии о результатах сдачи им квалификационного экзамена.

4. Производство по подготовке и направлению Высшей

экзаменационной комиссией разъяснений экзаменационным

комиссиям субъектов Российской Федерации

4.1. Подготовка и направление экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации разъяснений по вопросам, связанным с приемом квалификационного экзамена на должность судьи осуществляются Высшей экзаменационной комиссией на основании соответствующих письменных запросов указанных комиссий, а также в случае возникновения необходимости в таких разъяснениях по собственной инициативе.

Запрос экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации о даче разъяснений по вопросам, связанным с приемом квалификационного экзамена на должность судьи, должен быть рассмотрен на заседании Высшей экзаменационной комиссии в срок не позднее трех месяцев со дня его поступления в комиссию.

4.2. Подготовка проектов решений Высшей экзаменационной комиссии о даче разъяснений экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации осуществляется секретарем комиссии и (или) на основании соответствующего поручения председателя комиссии отдельными членами комиссии.

4.3. На заседании Высшей экзаменационной комиссии секретарь комиссии или член комиссии, осуществлявший подготовку соответствующего вопроса, по которому необходимо дать разъяснение экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации, доводит до сведения присутствующих членов комиссии существо данного вопроса и предлагает проект решения по нему. После этого члены комиссии обсуждают вынесенный на рассмотрение вопрос и принимают по нему решение путем открытого голосования простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии при условии соблюдения требования, предусмотренного пунктом 2.3 настоящего Регламента.

4.4. Решение Высшей экзаменационной комиссии о даче разъяснений экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации оформляется в виде соответствующего информационного письма, содержащего ответы на поставленные в запросах указанных комиссий вопросы и (или) разъяснения по вопросам, связанным с приемом квалификационного экзамена на должность судьи, данные Высшей экзаменационной комиссией по собственной инициативе. Указанное письмо подписывается председателем Высшей экзаменационной комиссии или его заместителем и направляется в адрес всех экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации или только тех экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, по запросам которых были даны разъяснения.

5. Делопроизводство в Высшей экзаменационной комиссии

5.1. Высшей экзаменационной комиссией ведутся следующие документы:

— журнал регистрации заявлений и документов, поступивших от кандидатов на должность судьи (Приложение 2);

— протокол заседания комиссии с обязательным отражением в нем необходимых сведений (Приложение 3);

— журнал учета выданных удостоверений о сдаче экзамена на должность судьи (Приложение N 4);

— иные документы, ведение которых признается необходимым решением комиссии.

5.2. Протоколы заседаний Высшей экзаменационной комиссией и приобщенные к ним подготовленные кандидатами решения задач и проекты процессуальных документов по макету дела хранятся не менее четырех лет, другая документация — три года.

5.3. Ведение делопроизводства возлагается на секретаря Высшей экзаменационной комиссии.

5.4. Высшая экзаменационная комиссия имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и воспроизведением своего наименования, штамп, удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи и бланки.

5.5. Высшая экзаменационная комиссия имеет свой интернет-сайт.

6. Обеспечение деятельности Высшей экзаменационной комиссии

6.1. Организационное, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности Высшей экзаменационной комиссии осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

6.2. Судьи, входящие в состав Высшей экзаменационной комиссии, на период участия в ее заседаниях освобождаются от выполнения своих обязанностей по осуществлению правосудия с сохранением установленного для них денежного содержания в полном объеме.

Расчет оплаты труда иных членов экзаменационной комиссии производится в порядке, предусмотренном статьей 28.1 Федерального закона от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества Российской Федерации».

6.3. Удостоверение председателя Высшей экзаменационной комиссии подписывается председателем Совета судей Российской Федерации. Удостоверения членов Высшей экзаменационной комиссии и председателей экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации подписываются председателем Высшей экзаменационной комиссии.

Удостоверение оформляется и выдается на основании письменного заявления члена комиссии в соответствии с установленным образцом (Приложение N 5).

7. Обжалование решений Высшей экзаменационной комиссии

7.1. Кандидат на должность судьи вправе обжаловать в Верховный Суд Российской Федерации следующие решения и действия (бездействие) Высшей экзаменационной комиссии:

— решение комиссии об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена;

— действия (бездействие) комиссии, в результате которых кандидат не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

— решение комиссии, принятое по результатам приема у кандидата квалификационного экзамена.

7.2. Решение Высшей экзаменационной комиссии, принятое по результатам приема у кандидата квалификационного экзамена, может быть обжаловано кандидатом в Верховный Суд Российской Федерации только по основаниям нарушения комиссией установленной Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества» и настоящим Регламентом процедуры проведения квалификационного экзамена. Кандидат не вправе обжаловать выставленные ему комиссией по результатам сдачи квалификационного экзамена оценки по каждому теоретическому вопросу, каждой задаче по вопросам судебной практики и по составленному им процессуальному документу по макету дела, а также общую итоговую оценку.

7.3. Обжалование решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии, указанных в пункте 7.1 настоящего Регламента, осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

7.4. Решения, принятые Высшей экзаменационной комиссией по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции законом и настоящим Регламентом, обжалованию в административном и судебном порядке не подлежат.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящий Регламент вступает в силу со дня его утверждения решением Высшей экзаменационной комиссии.

8.2. Выданные кандидатам в соответствии с Регламентом Высшей экзаменационной комиссии, утвержденным 29 марта 2012, удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи действуют до истечения установленного срока их действия.

ВЫСШАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ КОМИССИЯ ПО ПРИЕМУ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ