Извещатели пожарные ручные: современные требования

Извещатель пожарный ручной (ИПР), по определению из ГОСТ Р 53325-2009, — это пожарный извещатель, «предназначенный для ручного включения сигнала пожарной тревоги». Перевод ИПР в режим «Пожар» осуществляется посредством воздействия на так называемый приводной элемент, в качестве которого в настощее время по ГОСТ Р 53325 может использоваться буквально что угодно: рычаг, кнопка, хрупкий элемент или иное приспособление.

«Дублирование» ручных извещателей

Вероятно, при разработке первых конструкций ИПР учитывалась низкая надежность контактных переключателей, возможность окисления контактов, потеря пружинных свойств и т.д. В результате стал выпускаться ИПР с рычажным приводным элементом с магнитом и герконом. Геркон — это герметизированный переключатель с пружинным контактом из магнитного материала В дежурном режиме ИПР под действием магнитного поля контакты геркона были замкнуты. При активации ИПР рычаг переводился в горизонтальное положение, магнит удалялся от геркона, и его контакты размыкались. Возврат в дежурный режим ИПР возможен только с использованием специального ключа, который нередко теряется при длительном обслуживании.

В результате можно наблюдать вот такую картину: два ручных извещателя, расположенных в одном месте, один ИПР в режиме «Пожар», другой — в дежурном режиме Чтобы ключ от нового ИПР не потерялся, его «спрятали» под защитную прозрачную крышку (рис. 1).

Извещатели-головоломки

Очевидно, разнообразие способов активации ИПР только снижает уровень пожарной безопасности. На нашем рынке присутствуют настоящие головоломки с рычагами, скобами, планками в корпусах различных форм. Быстро определить, для чего предназначено данное устройство и как с ним обращаться, не представляется возможным.

«Понятные» ручные извещатели

В европейском стандарте EN 54-11 установлены четкие требования по форме и размерам корпуса и приводного элемента, а также по форме и размерам символов. Это определяет отсутствие экзотических конструкций среди импортных ручников и простоту обращения с ними.

По EN 54-11 допускается использовать только квадратный корпус с размером лицевой части от 85×85 до 1 35×1 35 мм и только с плоским приводным элементом — квадратным или прямоугольным. Квадратный приводной элемент составляет 25% площади лицевой панели, а прямоугольный — 32% площади при соотношении сторон 1:2 (рис. 2 а, б).

Гармонизация ГОСТ и евростандартов

Можно отметить некоторое продвижение в направлении гармонизации нашего ГОСТ Р 53325 севростандартами. Так, в проекте новой версии присутствуют в виде рекомендаций примеры конструкций ИПР и используемых символов, их расположения и размеров из стандарта SO 7240. В требованиях к конструкции ИПР кроме квадратных корпусов с приводными элементами квадратной и прямоугольной формы, присутствует пример внешнего вида ИПР с круглым корпусом и приводным элементом круглой формы.

Приведены евросимволы, которые должны наноситься на лицевую поверхность ИПР а также указано, в каком месте их следует наносить. Например, символ «Домик» должен располагаться над приводным элементом на центральной оси лицевой поверхности ИПР В зоне расположения приводного элемента должен быть нанесен символ «Стрелки». Определен не только внешний вид каждого символа, но и их относительные размеры.

Кроме того, с введением в действие в ближайшем будущем новой версии ГОСТ Р 35525 ручные извещатели станут классифицироваться как в европейских стандартах — по двум классам в зависимости от числа действий, необходимых для активизации ИПР. Если для перевода ИПР класса А в режим «Пожар» достаточно выполнения одного действия, то ИПР класса В активизируются после выполнения двух действий. Первые воздействия на плоский элемент по усилию одинаковы в ИПР обоих классов, но в ИПР класса В затем производится еще, например, нажатие на кнопку. На приводном элементе ИПР класса В дополнительно наносится символ «Рука» (рис. 2,6). Для ИПР класса А допускается наличие прозрачной крышки, защищающей приводной элемент от случайного воздействия. Возможно, в будущих версиях сводов правил будет определено назначение ИПР класса А и класса В.

Правила установки

Свод правил СП 5.13130.2009 определяет установку ручных пожарных извещателей на стенах и конструкциях на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня земли или пола до органа управления (рычага, кнопки и т.п.); на расстоянии не менее 0,75 м от других органов управления и предметов, препятствующих свободному доступу к извещателю; на расстоянии не более 50 м друг от друга внутри зданий и не более 1 50 м друг от друга вне зданий.

В соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложении Н к СП 5.13130.2009 в производственных зданиях ИПР должны устанавливаться у выходов из цехов, складов и т.п., вдоль эвакуационных путей, в коридорах, а также на лестничных площадках каждого этажа, в кабельных сооружениях у входа в туннель, у аварийных выходов из туннеля и у разветвлений туннелей В административно-бытовых и общественных зданиях ИПР устанавливаются в коридорах, холлах, вестибюлях, на лестничных площадках и у выходов из здания. Освещенность в месте установки ручного пожарного извещателя должна быть не менее нормативной для данных видов помещений.

Нужна ли ИПР для прохождения ПМПК?

Действительно ли для прохождения ПМПК детьми-инвалидами необходимо, чтобы в ИПР был адекватно заполнен раздел «образование»? Я знаю, что на деле часто происходит наоборот — МСЭ просит принести заключение ПМПК для составления ИПР, поскольку в составе комиссии МСЭ нет ни педагогов, ни дефектологов, ни логопедов. Получается какой-то замкнутый круг! Что же делать?

Для прохождения ПМПК достаточно заявления родителей. Перечень документов, которые родители должны представить на ПМПК, установлен п. 15 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (на уровне региона могут быть также свои нормативные акты, но они не должны противоречить Приказу министерства). В этот перечень ИПР вообще не входит, поскольку установление инвалидности и составление ИПР – это право, а не обязанность человека, и у ребенка с ОВЗ может не быть инвалидности, а у ребенка-инвалида – не быть ИПР. Требование представить ИПР, да еще и заполненную определенным образом, как условие для прохождения ПМПК – незаконно. В большинстве регионов сложилась практика, когда в составе МСЭ педагоги (да и психологи) отсутствуют, поэтому настоятельно рекомендуется (тоже не может быть жесткого требования) пройти ПМПК перед составлением ИПР, а уже соответствующие разделы ИПР заполняются с учетом или на основании заключения ПМПК. С другой стороны, если ИПР уже есть, то было бы правильно показывать его на ПМПК для формирования более полного представления о ребенке. Но повторюсь, никакого требования тут быть не может. Если встают вопросы о получении образования ребенком с ОВЗ – записывайтесь на ПМПК и приходите на неё, независимо от того, есть ли у Вас ИПР.

Ручные пожарные извещатели: виды, типы, характеристики и правила установки

Извещатель пожарный ручной – это, согласно ГОСТ Р 53325-2009, определяющего требования к техническим средствам АПС, техническое изделие для ручной отправки тревожного сигнала. Сокращенное название/аббревиатура – ИПР.

Такие изделия, дублирующие автоматическую передачу сигнала от других, подобных по назначению устройств, таких как тепловые, дымовые, газовые или извещатели пламени, входят в состав практически всех установок/систем АПС.

Кроме того, они могут использоваться как устройства дистанционного пуска станций/насосов внутреннего противопожарного водопровода, стационарных систем пожаротушения зданий/сооружений – дублирующие элементы автоматических, так и локальных установок ручного способа приведения в действие; включения систем аварийного дымоудаления/подпора воздуха, для разблокирования электромеханических/магнитных замков дверей аварийных выходов, а также как тревожные кнопки в составе охранной сигнализации.

Тем не менее основное назначение ИПР – это формирование сигнала «Пожар» вручную очевидцами, обнаружившими признаки пожара в помещениях зданий/сооружений, на территории объекта предприятия, где они находятся; в независимости от того, кем они являются – работниками, дежурным персоналом инженерных служб, сотрудниками охраны или посетителями.

Виды ручных пожарных извещателей

Различают два вида ИПР в составе систем АПС:

  • Пороговые. Традиционные извещатели о возникновении пожара в помещениях здания/на территории, передающие сигнал тревоги при замыкании/размыкании электрической цепи устройства, включенного в шлейф ПС. Значительным недостатком является отсутствие точного адреса очага возникновения пожара, в зависимости от того сколько зданий/строений на территории или помещений в здании/сооружений защищено данным шлейфом ПС.

Как правило, более четкой информации о локализации места возгорания, чем этаж здания или здание/группа строений на стандартных моделях приборов АПС с использованием пороговых ИПР получить просто невозможно, т.к. использовать отдельный шлейф ПС на каждый ручной извещатель нецелесообразно дорого.

  • Адресные. Большим принципиальным преимуществом таких ИПР является передача точных координат очага пожара в зданиях, на территории защищаемого объекта. Как правило, они используются в адресных или адресно-аналоговых системах АПС, использующих в качестве пульта охранного/пожарного поста наблюдения/контроля ПК с установленным соответствующим программным обеспечением. Последними разработками, современными моделями таких изделий, выпускаемых как зарубежными, так и отечественными производителями, являются ИПР, способные передать тревожное сообщение по радиоканалу или с использованием сотовой связи как GSM, так и других стандартов.

Стоит более подробно рассмотреть основные виды изделий, называемых ИПР, чтобы понять их принцип действия:

  • Извещатель пожарный ручной адресный. Согласно СП 5.13130.2009, устанавливающего нормы проектирования установок АПС/АУПТ, это ИПР, передающий одновременно с тревожным сообщением о пожаре на приемно-контролирующий прибор (ПКП) код адреса своего точного места расположения/установки в составе противопожарной автоматики защищаемого объекта.

Точность адресных ИПР – до расположения в помещении здания/строения или указания конкретного места на территории предприятия/организации позволяет оперативно проконтролировать сигнал о пожаре, принять необходимые меры без потерь драгоценного в такой ситуации времени; что гораздо более затруднительно во всех отношениях при использовании традиционных пороговых ИПР, включенных в протяженные по расстоянию шлейфы ПС, защищающие множество помещений в общественном, административном здании или строений на территории промышленного предприятия.

Это весьма удобно, наглядно видно на мониторе ПК при использовании автоматизированного рабочего места, например, с пакетом программного обеспечения комплекса системной охраны «Орион» от лидера российских производителей оборудования – НВП «Болид» из подмосковного г. Королев.

Использование адресных ИПР в таких централизованных комплексных системах контроля, в том числе с использованием камер видеонаблюдения, по понятным причинам, сокращает/предотвращает как количество ложных/случайных срабатываний, так и возможность умышленного нажатия таких извещателей, в том числе из хулиганских побуждений. При этом в один шлейф адресно-аналогового или адресного приемного контрольного прибора АПС могут включаться сотни извещателей, включая ИПР такого вида.

  • Извещатель пожарный ручной радиоканальный – это современное беспроводное устройство. Чаще всего используется в составе адресных интегрированных систем безопасности, защищающих объекты – комплексы зданий большой площади/этажности или сооружения промышленных, складских предприятий, расположенные на большой территории, где использование проводных систем затруднено, нецелесообразно или невыгодно по различным причинам. Передача устойчивого, надёжного сигнала тревожного сообщения ведется по выделенному радиоканалу на большое расстояние. Например, до 600 м на открытом пространстве у ИПР 51310-1, имеющего также маркировку ИПР-Р, производства компании «Аргус-Спектр» из Санкт-Петербурга.
  • Извещатель пожарный ручной электроконтактный – это самое старое по конструкции изделие, чья история использования насчитывает более века; но надежное, простое и, что немаловажно, недорогое устройство извещение о возникновении пожара. Несмотря на появление более «продвинутых» в техническом плане адресных, радиоканальных ИПР, в том числе использующих GSM-стандарт связи; массовое производство электроконтактных извещателей, принцип действия и устройство которых указаны в самом названии, не сокращается и сегодня. Они востребованы для оборудования помещений зданий, территории предприятий во всех типовых случаях, когда требования к их установке, точности определения места расположения не так высоки.

Хотя к такому общему виду – по принципу замыкания/размыкания электрической цепи, можно причислить и все остальные ИПР, традиционно к ним относят более «старые» модели изделий. Адресные, радиоканальные ручные извещатели получили собственное название из-за принципиально другого способа обмена информацией с совместимыми приборами АПС.

К различным видам/типам ИПР можно также отнести модели изделий в обычном исполнении для установки в помещениях, на территории, где им предстоит эксплуатация в нормальных условиях; и ручные извещатели во взрывозащищенных корпусах, монтируемые в помещениях категорий А, Б.

Технические характеристики

К таким параметрам относятся:

  • Простота, удобство использования ИПР по прямому назначению. Он должен легко отличаться на фоне отделки интерьера помещений, на стене здания, столбе/опоре при установке на территории, чему способствует красный цвет корпуса; контрастный, обычно белый цвет элемента извещателя, приводящий его в действие, а также размеры – минимально 5 тыс. мм 2 .
  • Конструкция обязана позволять приводить к его срабатыванию практически на бегу, когда человек, обнаруживший очаг пожара находится в стрессовой/экстремальной ситуации. И, конечно, не требовать предварительного изучения технического паспорта изделия, практического изучения его устройства.
  • Защита корпуса – не меньше IP ИПР должны быть устойчивы к вибрации, электромагнитному воздействию, высокой влажности воздуха, перепадам температуры окружающей среды в широком диапазоне, так их устанавливают не только в помещениях, но и на территории предприятий.

Все эти и многие другие технические требования, а также методики испытаний ИПР на «профпригодность» изложены в НПБ 70-98.

Следует отметить, что большинство требований рекомендательны, что позволяет производителям вовсю использовать свою фантазию в деле конструирования ИПР «отличных от других», что совсем не идет на пользу делу. Так, та часть устройства, которая приводит к его срабатыванию, может быть хрупким элементом, что следует/возможно разбить несильным ударом, а также рычагом, кнопкой или иным приспособлением (!). Говорить об унификации изделий при таких вольготных трактовках основного элемента ИПР просто невозможно.

В продаже присутствуют крайне неэффективные конструкции извещателей с рычагами, нажимными/сдвижными скобами, планками. Практически головоломки, созданные десятилетия назад, архаичные как по внешнему виду, так и по способам использования/возвращения в рабочее состояние после применения.

Поэтому при выборе модели изделия лучше всего воспользоваться мнением даже не специалистов проектных организаций, часто по привычке включающих в спецификацию рабочей документации устаревшее оборудование; а советами ИТР предприятий/организаций, выполняющих на основании лицензии МЧС работы по монтажу/обслуживанию систем АПС/АУПТ, чьи знания и опыт подскажут оптимальное решение для данного защищаемого объекта.

При выборе места монтажа ИПР следует руководствоваться приложением Н СП 5.13130.2009. Его основные указания – установка вдоль эвакуационных путей, у выходов из помещений/зданий, в вестибюлях, коридорах, на лестничных площадках с удобным доступом к ним, максимально возможным освещением.

Согласно НПБ 88-2001* высота монтажа ИПР – 1,5 м, а предельное расстояние между ними в помещениях – 50 м, на территории – 150 м. В последнем случае устройства должны защищаться от атмосферных осадков.

Производители моделей изделий

Чтобы хоть немного ориентироваться в многообразии товарной продукции, выпускаемой многими производителями оборудования АПС, стоит привести примеры некоторых популярных, следовательно, проверенных опытом монтажа/эксплуатации моделей изделий:

Смотрите так же:  Пенсия 2004

Извещатель пожарный ручной 513-10

  • Извещатель пожарный ручной 513-10. Производится ГК «Рубеж». Питание – 3–30 В, потребление тока – не больше 50 мкА. Размеры – 88 х 85 х 43 мм, вес – менее 0, 15 кг. Защита корпуса – IP Диапазон температуры эксплуатации – от – 40 до + 60℃. Отличный извещатель, чья конструкция, внешний вид, включая маркировку, соответствует как российским, так и зарубежным стандартам соответствия/сертификации; что немаловажно во многих ситуациях при проектировании, последующем техническом обслуживании.

Извещатель пожарный ручной 535

  • Извещатель пожарный ручной 535. С такой маркировкой существует довольно много изделий от разных производителей с дополнительными названиями. Например, ИПР 535 «Гарант» производства «Спецприбор». Этот извещатель имеет защиту корпуса IP 67, стойкость к агрессивной среде, взрывозащищенное исполнение. А также ИПР 535-7, выпускаемый компанией «Сибирский Арсенал». Это классический ручной извещатель из прошлого этих устройств с дополнительной крышкой для защиты «от дурака» и нажимной вниз кнопкой (!), как указано на изделии, а по факту – сдвижной конструкцией. Все вместе приводит к ненужным никому, излишним манипуляциям с устройством; а тот, кто, будет давить на такую «кнопку» – никогда никому не передаст сигнал тревоги.

Извещатель пожарный ручной ИПР 513

  • Извещатель пожарный ручной ИПР 513. Аналогичная ситуация с различными производителями, обозначениями/названиями, маркировками. Пример – вышеуказанный ИПР 513-10, а также следующее в списке изделие.

Извещатель пожарный ручной ИПР 513-3АМ

  • Извещатель пожарный ручной ИПР 513-3АМ производства НВП «Болид». Это современное адресное электроконтактное устройство, соответствующее самым высоким стандартам. В один шлейф ПС с использованием ПКП серии «С2000», выпускаемых компанией «Болид», можно подключить до 127 ИПР 513-3А, что впечатляет.

Выводы: найти ИПР, соответствующие ситуации, подходящие по совместимости с выбранными ПКП, техническим характеристикам и стоимости, несложно, если прибегнуть к помощи специалистов.

Требования для создания ИПР

Требования к разработке ИПР

Индивидуальная программа разрабатывается кураторами случая, на основании предложений специалистов субъектов системы профилактики на заседании межведомственной рабочей группы.

Основными задачами рабочей группы являются:

диагностика индивидуальных особенностей, проблем и ресурсов (внутренних и внешних) несовершеннолетнего и его семьи;

объединение и систематизация информации о несовершеннолетнем и его семье, которой владеют специалисты субъектов системы профилактики на момент постановки на учет;

определение статуса ребенка и его семьи, их проблемных зон, ресурсов, интересов, возможностей;

разработка индивидуального маршрута психолого-педагогического, социально-экономического и правового сопровождения несовершеннолетнего и его семьи, способствующего выходу из социально опасного положения (выбор технологии);

содействие несовершеннолетнему и членам его семьи в реализации, защите и восстановлении прав и законных интересов;

обеспечение своевременной реализации конкретных мероприятий программы ИПР.

выбор содержания и форм, определение сроков и лиц, ответственных за реализацию мероприятий программы ИПР;

распределение обязанностей в соответствии с компетенцией субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по участию в реализации программы ИПР несовершеннолетнего и его семьи.

Первая часть индивидуальной программы реабилитации семьи содержит

Анкетная информация о несовершеннолетних, их родителях (законных представителях);

Дату и основание постановки на учет;

Дату заключения соглашения о сотрудничестве с семьей;

Координаты куратора семьи и рабочей группы;

Вторая часть индивидуальной программы реабилитации семьи содержит

Блоки реабилитационных мероприятий по решению конкретных проблем семьи и несовершеннолетних заявленных выше в первой части ИПР;

Мероприятия планируются исходя из задач, поставленных для решения выявленных проблем.

Мероприятие, форма проведения. Необходимо точно сформулировать мероприятие, указать его форму. Например: «Психологическая консультация «Вопросы воспитания и взаимодействия с подростком»;

Участники мероприятия. Необходимо указать кто будет участвовать в мероприятии. Например: подросток, родители, инспектор, куратор.

Ответственный специалист за реализацию и результат мероприятия. Необходимо указать Ф.И.О., должность специалиста.

Срок реализации. Например «15.07.2014» или «август 2014», возможно «ежемесячно». Недопустимо: по мере необходимости, постоянно, по обращению в течение срока реабилитации.

Третья часть индивидуальной программы реабилитации семьи содержит

Заключительную информацию: подпись руководителя социальной службы, специалиста – куратора семьи, законного представителя несовершеннолетнего, членов рабочей группы.

Номер материала: ДВ-458845

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Cкачать бесплатно НПБ 70-98 «Извещатели пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний» в архиве .zip (32 кБт)

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ИЗВЕЩАТЕЛИ ПОЖАРНЫЕ РУЧНЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ

ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

MANUAL CALL POINTS. GENERAL TECHNICAL

REQUIREMENTS. ТЕSТ МЕТНОDS

Дата введения 01.07.98

Разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России (В.А. Александров, М.Б. Филаретов, В.Л. Здор).

Внесены и подготовлены к утверждению нормативнотехническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России.

Утверждены и введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 1 июля 1998 г. № 48.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящие нормы распространяются на извещатели пожарные ручные (далее — извещатели), предназначенные для работы с пожарными приемно-контрольными приборами, и на извещатели пожарные ручные, функционально связанные с сигнально-пусковыми устройствами, и устанавливают общие технические требования и методы их испытаний.

2. Настоящие нормы распространяются на извещатели, применяемые на территории России.

3. Требования настоящих норм не распространяются на извещатели, используемые на объектах специального назначения.

4. Требования настоящих норм являются обязательными.

5. В настоящих нормах используются следующие термины:

5.1. Извещатель пожарный ручной — устройство, предназначенное для ручного включения сигнала пожарной тревоги в системах пожарной сигнализации и пожаротушения.

5.2. Приводной элемент — элемент извещателя (рычаг, кнопка, хрупкий элемент или иное приспособление), предназначенный для перевода извещателя при помощи механического воздействия из дежурного режима в режим выдачи тревожного извещения.

III. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

6. Извещатели должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящих норм и технических условий или технической документации (далее — ТУ) на извещатели конкретных типов, утвержденных в установленном порядке.

7. Требования назначения

7.1. Извещатели должны обеспечивать передачу в шлейф пожарной сигнализации тревожного извещения при включении приводного элемента. Включение должно осуществляться приложением усилия к приводному элементу не менее 15 Н или ударом по хрупкому элементу с энергией не менее 0,29 Дж.

Извещатели должны передавать тревожное извещение и после снятия усилия с приводного элемента.

7.2. Извещатели должны находиться в дежурном режиме при выключенном приводном элементе. Приводной элемент не должен включаться при приложении усилия к нему не более 5 Н. Хрупкий элемент извещателей должен выдерживать нагрузку не более 25 Н без разрушения.

7.3. Электрические характеристики извещателей (напряжение и токи дежурного режима и режима тревожного извещения) указывают в ТУ на извещатели конкретных типов, они должны соответствовать электрическим характеристикам шлейфа пожарной сигнализации (ШПС) пожарного приемно-контрольного прибора (ППКП), с которым предполагается использовать извещатели.

7.4. Извещатели должны сохранять работоспособность при изменении напряжения питания в диапазоне, установленном в ТУ на извещатели конкретных типов, но не уже (0,75¸1,15) Uном, где Uном — номинальное значение напряжения питания извещателей.

7.5. Значение электрического сопротивления изоляции должно соответствовать ГОСТ 12997 и быть установлено в ТУ на извещатели конкретных типов.

7.6. Значение электрической прочности изоляции должно соответствовать ГОСТ 12997 и быть установлено в ТУ на извещатели конкретных типов.

7.7. Извещатели должны быть рассчитаны на круглосуточную непрерывную работу.

8. Требования надежности

8.1. Требования надежности должны соответствовать НПБ 76-98.

8.2. Средняя наработка извещателей на отказ должна быть не менее 60 000 ч.

9. Требования электромагнитной совместимости

9.1. Извещатели должны сохранять работоспособность при воздействии наносекундных электрических импульсов, параметры которых должны соответствовать не ниже 2-й степени жесткости НПБ 57-97 и быть установлены в ТУ на извещатели конкретных типов.

9.2. Извещатели должны сохранять работоспособность при воздействии на их корпус электростатических разрядов, параметры которых должны соответствовать не ниже 2-й степени жесткости НПБ 57-97 и быть установлены в ТУ на извещатели конкретных типов.

9.3. Извещатели должны сохранять работоспособность при воздействии на них электромагнитного поля, параметры которого должны соответствовать не ниже 2-й степени жесткости НПБ 57-97 и быть установлены в ТУ на извещатели конкретных типов.

9.4. Значение напряженности поля радиопомех, создаваемых извещателями при эксплуатации, должно соответствовать НПБ 57-97.

10. Требования стойкости к внешним воздействиям

10.1. Извещатели должны сохранять работоспособность при воздействии на них повышенной температуры окружающей среды, установленной в ТУ на извещатели конкретных типов в соответствии с ГОСТ 28200, но не ниже 55 °С.

10.2. Извещатели должны сохранять работоспособность после воздействия на них повышенной температуры 55 °С.

10.3. Извещатели должны сохранять работоспособность при воздействии на них пониженной температуры окружающей среды, установленной в ТУ на извещатели конкретных типов в соответствии с ГОСТ 28199, но не выше минус 10 °С.

10.4. Извещатели должны сохранять работоспособность при конденсации влаги на них в результате понижения температуры при относительной влажности воздуха не менее 95 %.

10.5. Извещатели должны сохранять работоспособность при воздействии на них относительной влажности воздуха 93 % при повышенной температуре 40 °С.

10.6. Извещатели должны сохранять работоспособность после воздействия на них относительной влажности воздуха 93 % при повышенной температуре 40 °С.

10.7. Извещатели, предназначенные для установки в помещениях с агрессивными средами, должны сохранять работоспособность после воздействия на них агрессивной среды с содержанием двуокиси серы.

10.8. Извещатели должны сохранять работоспособность при воздействии на них синусоидальной вибрации с ускорением 4,905 м/с 2 (0,5 g) в диапазоне частот от 10 до 150 Гц.

10.9. Извещатели должны сохранять работоспособность после воздействия на них синусоидальной вибрации с ускорением 9,81 м/с 2 (1 g) в диапазоне частот от 10 до 150 Гц.

10.10. Извещатели должны сохранять работоспособность при воздействии на них прямого механического удара с энергией 1,9 Дж.

10.11. Извещатели должны сохранять работоспособность при воздействии на них ударных импульсов полусинусоидальной формы. Длительность импульса и пиковое ускорение должны соответствовать ГОСТ 12997 и быть установлены в ТУ на извещатели конкретных типов.

11. Требования к конструкции

11.1. Конструкция извещателей должна соответствовать требованиям НПБ 76-98.

11.2.* Лицевая поверхность извещателей, установленных на месте эксплуатации в соответствии с инструкцией изготовителя, должна находиться в вертикальном положении.

11.3.* Лицевая поверхность извещателей должна иметь площадь не менее 5000 мм 2 .

11.4.* Приводной элемент должен быть расположен со стороны лицевой поверхности извещателей, быть хорошо виден, занимать площадь от 1600 до 4000 мм 2 , но не более 50 % площади лицевой поверхности. На приводном элементе или на лицевой поверхности извещателей должны быть нанесены знаки, однозначно определяющие место и направление приложения усилия к приводному элементу.

11.5.* Оптический индикатор красного цвета должен быть расположен на лицевой поверхности извещателей.

11.6.* Наружные поверхности извещателей (лицевая, боковые, верхняя и нижняя), кроме приводного элемента, должны быть окрашены в красный цвет в соответствии с ГОСТ 12.4.026. Приводной элемент должен контрастно выделяться на фоне корпуса извещателя.

11.7.* Извещатели должны иметь клеммы для подключения проводов ШПС. Клемма должна быть устроена таким образом, чтобы обеспечивать зажим проводника между металлическими плоскостями с достаточной силой, но без повреждения проводника. Каждая клемма должна позволять подключать проводник, имеющий номинальную площадь поперечного сечения от 0,125 до 1,5 мм 2 . Клеммы должны быть продублированы, чтобы обеспечить соединение входных и выходных проводов ШПС не путем прямого контакта между проводниками, а через клеммы извещателей.

11.8. Конструкция извещателей должна исключать возможность доступа без специальных инструментов к клеммам извещателей после его монтажа.

Требования пп. 11.2-11.7 — рекомендуемые.

11.9. Степень защиты извещателей, обеспечиваемой оболочкой, — не ниже 1Р 41 по ГОСТ 14254.

12. Требования к комплектности, маркировке, упаковке, требования безопасности и требования экономного использования электроэнергии должны соответствовать НПБ 76-98.

IV. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

13. Общие положения

13.1. Извещатели подвергают следующим видам испытаний:

13.2. Погрешность измерения параметров при проведении испытаний не должна превышать 5 %, если иные требования не установлены в конкретном пункте методов испытаний.

13.3. Соединение извещателя с пожарным приемно-контрольным прибором или прибором, его заменяющим, должно быть произведено в соответствии с инструкцией изготовителя.

13.4. Испытания проводят в нормальных условиях при температуре от 15 до 35 °С, относительной влажности от 45 до 75 % и атмосферном давлении от 86 до 106 кПа.

13.5. Продолжительность испытаний, указанная в п. 14.19 настоящих норм, установлена для типовых и периодических испытаний.

13.6. Объем и последовательность сертификационных испытаний должны соответствовать таблице. Для проведения испытаний методом случайной выборки отбирают шесть извещателей.

13.7. В объем приемосдаточных испытаний должны входить проверки технических требований по пп. 7.1, 7.2 настоящих норм. Полный объем приемосдаточных испытаний устанавливают в ТУ на извещатели конкретных типов.

  • Главная
  • Защита прав
  • Статьи и материалы
  • Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность

Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность

Что такое ИПРА?

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) – это разработанный на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для человека с инвалидностью реабилитационных мероприятий. В их числе – отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей человека с инвалидностью к выполнению определенных видов деятельности.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится путем комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя бюро (главного либо Федерального). Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации и абилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и услуги, необходимые человеку с инвалидностью для ведения полноценной независимой жизни.

Формат карты ИПРА

Актуальная на сегодняшний день новая форма ИПРА была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 июля 2015 г. N 528н Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации человека с инвалидностью, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм. Карта ИПРА подразделяется на несколько частей. Начинается она с основных персональных сведений о человеке с инвалидностью. Этот раздел помимо анкетных данных включает в себя сведения: об образовательном уровне (общем и профессиональном); о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была); о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности и жизнедеятельности в принципе. Также добавлены пункты для дополнительной информации, рассчитанной на неграждан и лиц без гражданства, инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, а также лиц без определенного места жительства и информация о законном (уполномоченном) представителя инвалида. Также указывается срок, на который оформлена ИПРА. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа. Карта ИПРА включает следующие разделы:

  • Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации;
  • Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации;
  • Мероприятия социальной реабилитации или абилитации;
  • Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Смотрите так же:  Увольнение военнослужащих по категории д

В новой форме ИПРА – Индивидуальная программа реабилитации или абилитации, которая вступила в силу 1 января 2016 г., добавлены разделы:

  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом (выделен отдельно от социальной реабилитации);
  • ТСР, предоставляемые человеку с инвалидностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и др. источников;
  • Виды помощи, оказываемые человеку с инвалидностью в преодолении барьеров.

В ИПРА для детей с инвалидностью добавлен раздел “Психолого-педагогическая реабилитация”, куда вносятся заключения об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных организациях высшего образования, и раздел “Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество, на приобретение которых могут направляться средства материнского (семейного) капитала”.

Медицинская реабилитация людей с инвалидностью осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.

Раздел “Медицинская реабилитация” включает:

1. восстановительную терапию;

2. реконструктивную хирургию;

3. протезирование и ортезирование;

4. санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.


В разделе “Социальная реабилитация” предусмотрены:

1. социально-средовая реабилитация и абилитация;

2. социально-педагогическая реабилитация;

3. социально-психологическая реабилитация;

4. социокультурная реабилитация;

5. социально-бытовая адаптация;

6. физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.


Раздел “Профессиональная реабилитация” (
процесс и система восстановления его конкурентоспособности на рынке труда) включает:

1. профессиональную ориентацию;

2. профессиональное обучение/переобучение;

3. содействие в трудоустройстве;

4. производственную адаптацию.

Есть специальное место для рекомендации по трудоустройству, доступные виды труда и трудовые действия (функции), выполнение которых затруднено.


Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

1. рекомендации по условиям организации обучения;

2. психологическую помощь, оказываемую в образовательной организации;

3. профессиональную ориентацию, оказываемую в образовательной организации.

Итак, карта ИПРА включает несколько разделов. В каждом прописываются необходимые мероприятия, услуги, необходимые человеку с инвалидностью для реабилитации, а также технические средства реабилитации. Напротив каждой отметки о нуждаемости/ненуждаемости место для внесения сведений об исполнителях, и о сроках выполнения программ. В конце карты ИПРА есть место для подписи самого человека с инвалидностью и для оценки результатов реабилитации в целом.

Где оформить карту ИПРА

При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации и абилитации человека с инвалидностью оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации и абилитации. Карта ИПРА разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, поэтому с просьбой о заполнении ИПРА следует обращаться в то место, где гражданин получал или будет получать справку об инвалидности, а именно в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) – структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов. Найти БМСЭ можно в вашей районной поликлинике, хотя они на данный момент подведомственны Министерству труда и социального развития РФ. Впрочем, не все люди с инвалидностью «приписаны» к местным районным бюро МСЭ. Как правило, имеющие инвалидность по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПРА именно там. Кроме того, граждане, имеющие психические и интеллектуальные особенности, также проходят через специализированные МСЭ. Такие специализированные МСЭ, как правило, находятся при психиатрических больницах.

Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов:

а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;

б) оценка реабилитационного потенциала;

в) определение реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих человеку с инвалидностью восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний, социальным статусом и реальными возможностями социально-средовой инфраструктуры.

ИПРА составляется в двух экземплярах: один выдается человеку с инвалидностью или его законному, уполномоченному представителю на руки, о чем делается запись в журнале выдачи ИПРА, второй – приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

ИПРА, оформленная в виде электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного или Федерального) или уполномоченного заместителя руководителя главного бюро (Федерального), простой электронной подписью (при ее наличии) человека с инвалидностью/его законного или уполномоченного представителя и направляется человеку с инвалидностью/его законному или уполномоченному представителю с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

При отсутствии простой электронной подписи ИПРА у человека с инвалидностью или его законного или уполномоченного представителя, оформленная в виде электронного документа подпись распечатывается на бумажном носителе.

Что дает человеку с инвалидностью заполнение ИПРА

ИПРА – это основной механизм реабилитации человека с инвалидностью. Он призван обеспечивать учет индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.

В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у человека с инвалидностью ИПРА. Например, сейчас вузы и ссузы при приеме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПРА; ни один человек с инвалидностью не может встать на учет на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПРА, включающей трудовые рекомендации. Значит, без ИПРА будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПРА можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПРА могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете. В общем, сформированная ИПРА – это один из важных механизмов решения проблем гражданина и реализации его прав.

Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую гражданину реабилитационную услугу. ИПРА содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые человеку с инвалидностью бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам человек с инвалидностью либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если гражданин уже оплатил реабилитационные услуги или приобрел технические средства реабилитации, указанные в карте ИПРА и входящие в Федеральный перечень, государство обязано возместить его затраты.

Процедура заполнения карты ИПРА

В Положении о признании лица человеком с инвалидностью, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изменениями и дополнениями от 4 сентября 2012 г.) сказано, что ИПРА должна быть разработана после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений. В более ранней версии постановления присутствовал даже срок в 30 дней с момента признания гражданина инвалидом.

Однако сейчас на практике часто бывает, что инвалидность установлена до внедрения ИПРА и бессрочно, или гражданину необходимо просто переоформить ИПРА или внести недостающие записи в нее. В этом случае для получения ИПРА необходимо обратиться к своему лечащему врачу с просьбой дать направление в бюро МСЭ для оформления ИПРА, затем подать направление и заявление следующего образца в двух экземплярах в бюро МСЭ. Учтите, что за разработкой ИПРА можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПРА может составляться ежегодно, раз в два года или без указания срока (бессрочно) и до 18 лет для детей информация об этом находится в самой ИПРА. Срок действия ИПРА не обязательно привязан к сроку, на который установлена инвалидность. ИПРА должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.

Однако, иногда специалисты БМСЭ предлагают родителям детей с инвалидностью или самим совершеннолетним людям с инвалидностью подписать отказ от составления индивидуальной программы реабилитации, мотивируя этот шаг нецелесообразностью, неэффективностью реабилитации либо отсутствием технических средств, услуг, материальных ресурсов, необходимых для исполнения ИПРА. Подобное требование со стороны органов МСЭ противозаконно.

Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПРА?

Человек с инвалидностью должен расписаться в самой ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПРА (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель) в графе для подписи необходимо написать: “С содержанием карты ИПРА не согласен” и указать причину. Действия и решения бюро МСЭ человек с инвалидностью может обжаловать путем подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона. Заявление подается через районное бюро.

На основании обследования и бесед с лицом с инвалидностью делается заключение по спорным вопросам. Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПРА с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона. Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а далее в Министерство труда и социального развития. На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации человека с инвалидностью, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем технических средств, предоставляемых человеку с инвалидностью. Эта формулировка из Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, но она не совсем корректна: имеется в виду, что предусмотренный объем должен быть предоставлен бесплатно.

Человек с инвалидностью или его законный представитель может отказаться от ИПРА в целом или от реализации отдельных ее частей. Это освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за ее исполнение и лишает человека с инвалидностью права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Еще раз о назначении и структуре карты ИПРА

Представим себе, что сформированная для вас ИПРА отражает все необходимые мероприятия, услуги и технические средства. Перед вами встает вопрос, как полноценно реализовать эту программу. Для решения этого вопроса целесообразно разобраться в вопросах о правах и обязанностях государства и человека с инвалидностью в процессе исполнения ИПРА.

В соответствии с Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ст. 11) ИПРА “является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности”. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПРА, не имеют права отказаться от ее исполнения.

Однако для самого человека с инвалидностью в соответствии со ст. 11 указанного Закона ИПР имеет рекомендательный характер. То есть если вы не хотите участвовать в мероприятиях, получать услуги или технические средства, внесенные в ИПРА, вы можете отказаться от них.

Что следует за отказом инвалида от исполнения ИПРА?

Отказ человека с инвалидностью от исполнения индивидуальной программы реабилитации в целом или от отдельных ее частей освобождает государственные органы и другие организации от обязанности участвовать в ее реализации.

Однако возможна и менее жесткая тактика. Помня, что для инвалида ИПРА носит не обязательный, а рекомендательный характер, после подписания карты ИПРА вы можете просто не обращаться в организации, которые предоставляют включенные в ИПРА реабилитационные услуги или выдают технические средства реабилитации. В этом случае вы оставляете себе возможность в течение срока действия ИПРА изменить решение и воспользоваться своими законными правами.

Выбор исполнителя ИПРА

Иногда особо важным пунктом при заполнении карты ИПРА является выбор ее исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия.

В связи с новой формой ИПРА немного меняется порядок указания исполнителя того или иного реабилитационного мероприятия. Раньше исполнителя всегда указывало бюро МСЭ, сейчас МСЭ указывает лишь часть исполнителей. Например, при обеспечении техническими средствами реабилитации (ТСР) его указывает исполнительный орган фонда социального страхования или органы соц. защиты как в Москве. Также исполнителей некоторых других мероприятий указывается местный орган соц. защиты или образовательное учреждение (без конкретизации). Но в случае, когда прописан конкретный исполнитель, обратиться к другому будет проблематично. Поэтому прописывать конкретного исполнителя стоит только, когда вы точно уверены в добросовестном, своевременном и качественном исполнении вашего ИПРА этим учреждением.

Человеку с инвалидностью или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации, в соответствии со ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов”, является устранение или, возможно, более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПРА следует выбирать организации либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом. Ими могут быть как государственные, так и негосударственные организации любых форм собственности.

Рассмотрим возможные варианты участия специалистов бюро МСЭ и людей с инвалидностью либо их законных представителей в выборе исполнителей ИПРА.

1. Исполнители ИПРА – конкретные государственные учреждения.

Обычно органы МСЭ или другой орган, в качестве исполнителей ИПРА вписывают систему гос. власти, в ведении которого находится реализация соответствующих полномочий. Но в определенных случаях остается возможность вписать конкретную организацию. Иногда это очень важно в силу имеющейся информации о качестве предоставляемых услуг.

Услуги по ИПРА предоставляются государственными учреждениями человеку с инвалидностью бесплатно. Однако закон оставляет за вами право самим выбрать исполнителя ИПРА вместо предложенного БМСЭ учреждения.

2. Исполнители ИПРА – не конкретные организации, а учреждения определенного типа.

Органы МСЭ или другие органы могут в качестве исполнителей назвать не конкретные организации, а организации определенного типа, решающие задачи обучения или социальной реабилитации в отношении людей с инвалидностью (например, “центр социального обслуживания” или “школа ___ вида”).

На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач. Поэтому для начала можно заказным письмом по почте запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПРА на их базе. Если назначенная исполнителем ИПРА организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от нее отказ (желательно в письменной форме). При этом можно в качестве исполнителя ИПРА сразу выбрать и какую-либо иную организацию. Это наиболее оптимальный вариант.

3. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПРА.

Важно отметить, что отказ от организации, указанной в ИПРА в качестве исполнителя, не значит отказ от комплекса мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации: согласно ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», «инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации”.

Из этого следует, что человек с инвалидностью (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПРА по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью.

Смотрите так же:  Займ под материнский капитал стерлитамак

Исходя из этого, исполнителем ИПРА может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную для вас органами МСЭ программу, вне зависимости от того, вписана ли она специалистами БМСЭ в карту ИПРА.

Согласование выбора исполнителя ИПР с органами МСЭ

Органы МСЭ могут согласиться с вашими доводами, воспользоваться полученными рекомендациями независимых специалистов и внести предложенных вами исполнителей в карту ИПРА. Однако на практике специалисты бюро МСЭ в ряде случаев не соглашаются возложить ответственность за исполнение ИПРА на негосударственные организации. Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПРА курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

Реализация ИПРА

Впервые ИПРА, как, впрочем, и само понятие «реабилитация инвалидов» (статья 9) упоминается в Федеральном законе №181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г. Помимо ст. 11 данного закона, полностью посвященной Индивидуальной программе реабилитации, ИПР также упоминается в ст. 8 (“Государственная служба медико-социальной экспертизы”), ст. 18 (“Воспитание и обучение детей-инвалидов”), ст. 19 (“Образование инвалидов”), ст. 23 (“Условия труда инвалидов”), ст. 25 (“Порядок и условия признания инвалидов безработными”), ст. 29 (“Санаторно-курортное лечение инвалидов”) и ст. 32 (“Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров”).

ФЗ “О социальной защите инвалидов” даёт определение ИПРА, информацию о том, что ИПРА разрабатывается Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также что основные права людей с инвалидностью на образование, создание необходимых условий труда, санаторно-курортное лечение, а детям с инвалидностью на воспитание и обучение обеспечиваются в соответствии с ИПРА. Кроме того, человек с инвалидностью не может быть признан безработным гражданином без заполненной ИПРА, а все споры по поводу реализации ИПРА разрешаются посредством направления официальных претензий (заявлений), а в случае отказа в удовлетворении претензии – в судебном порядке.

Обратите внимание на такие важные моменты, отмеченные в этом Законе, как обязательность исполнения ИПРА соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Помните и о том, что человек с инвалидностью сам вправе выбирать виды технических и иных средств реабилитации и реабилитационных услуг, а в случае самостоятельной их оплаты получить компенсацию в денежной форме.

После заполнения карты ИПРА человек с инвалидностью либо его законный представитель прибегает к помощи различных организаций для выполнения направленных на реабилитацию мероприятий в рамках ИПРА. Механизм реализации ИПРА на настоящий момент уже отработан, но на практике препятствия для индивидуальной реабилитации человека с инвалидностью возникают на каждом шагу – от момента составления ИПРА до процедуры её исполнения, в том числе связанной с компенсацией расходов на реабилитацию инвалидов. Вопросы, связанные с реализацией ИПРА, решаются как в досудебном порядке, так и в судебном. Сложившейся практики судебного решения подобных дел пока не велико, но прецеденты выигранных дел о компенсации понесенных лицом с инвалидностью или его семьей расходов на реабилитацию в разных регионах есть.

Самое главное, по мнению РООИ «Перспектива», – люди с инвалидностью и родители детей с инвалидностью должны ответственно относиться к формированию ИПРА. Они не должны ожидать, что МСЭ сделает все за них, необходимо самому вникать и знать о своих потребностях и возможностях в связи с инвалидностью. Нужно в том числе знать, что рекомендуют врачи-специалисты и не бояться задавать этим специалистам вопросы, ведь именно от их рекомендаций на 80-90% зависит содержание будущей ИПРА. Цена ошибки или недосмотра – повторная прохождение процедуры с самого начала.

Кто возьмет на себя расходы на реабилитацию в рамках ИПРА?

В Правилах обеспечения людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв. постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240) во исполнения Федерального Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” установлено:

Обеспечение людей с инвалидностью техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Обеспечение людей с инвалидностью и ветеранов техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости – сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;

г) оплаты проживания и проезда инвалида (ветерана, при необходимости – сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) далеко от места проживания (об этом должна быть соответствующая отметка в ИПРА!);

д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Кроме того, “Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены человеку с инвалидностью или если он приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду”. Это означает, что, если родитель ребёнка с инвалидностью (или сам инвалид) приобрёл техническое средство или оплатил услугу, внесенную в ИПРА и входящий в федеральный или региональный перечень, он имеет право получить компенсацию затраченных на это средств. На этом вопросе стоит остановиться подробнее.

Прежде всего надо отметить, что в ИПРА включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам человек с инвалидностью. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых человеку с инвалидностью.

Этот перечень был утвержден Правительством, и, к сожалению, его содержание довольно скудно. Просмотрев этот документ, мы может заключить, что государство берет на себя оплату самого минимального набора технических средств и услуг. В некоторых регионах уже давно были приняты региональные программы реабилитации инвалидов. Включенные в них технические средства и услуги предоставляются людям с инвалидностью бесплатно за счет средств этого региона. Региональные программы должны действовать и после 1 января 2005 г.

Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПРА

Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПРА (в пределах Федерального перечня), должны производить территориальные органы фонда социального страхования (в г. Москве – органы соц. защиты и деп. здравоохранения по ТСР медицинского назначения). Напомним еще раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПРА дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПРА, подкрепленные доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг. Кроме того, важно также доказать, что исполнитель мог на законных основаниях и предоставил ТСР или услуги, соответствующие требованиям законодательства.

Компенсации производятся в соответствии с «Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное человеком с инвалидностью техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. N 57н).

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации человека с инвалидностью, аналогичных техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня. В размер компенсации включается оплата банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки соответствующего технического средства реабилитации (услуги), информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении гос. заказов (www.zakupki.gov.ru).

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации (услуг) не осуществлялась либо процедура осуществления закупки не состоялась, размер компенсации определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации (услуг), информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении гос. заказов, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесенных вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.

Взаимодействие человека с инвалидностью, рассчитывающего на законную компенсацию понесенных в процессе реализации ИПРА расходов, и органов ФСС или другим уполномоченным органом должно быть аккуратным, четким и взаимно корректным. Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью либо его законного представителя о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги человеком с инвалидностью за собственный счет, а также предъявления им следующих копии документов:

  • документа, удостоверяющего личность;
  • индивидуальной программы реабилитации инвалида;
  • страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг;
  • копии правоподтверждающих документов исполнителя.

Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

вы можете обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации, форма которого может быть примерно следующей:

В отделение фонда социального страхования
(название города, района, области)
От _____________________,
проживающего по адресу: (указать индекс и адрес)

На основании ст. 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” прошу компенсировать расходы, понесенные мной в рамках исполнения Индивидуальной программы реабилитации №_____, выданной БМСЭ №____ “__” ___________200 г., в сумме ____________ руб. _______ коп. Рекомендованные мероприятия были осуществлены в (название организации или фамилия и инициалы независимого специалиста – реального исполнителя ИПР).

Приложения:
Дата. Подпись.

Копии право подтверждающих документов исполнителя – это разные сертификаты качества, лицензии на деятельность в определенных сферах (например, медицинские услуги) и т. п., которые подтверждают о возможности и правомерности деятельности исполнителя по надлежащему исполнению ИПРА.

Оригиналы всех документов не отправляются, но могут и должны быть предъявлены при необходимости. Заявление можно оставить в канцелярии органа ФСС, попросив принявшего его сотрудника расписаться на втором экземпляре и проставить входящий номер. Также возможно не посещать организацию ФСС лично, а отправить заявление и все необходимые приложения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если в течение месяца ответа не поступит или вы получите отказ в выплате компенсации, вы можете написать жалобу в вышестоящий орган ФСС. Отказ в выплате компенсации со стороны вышестоящих органов завершает этап взаимодействия инвалида или его представителя с ФСС на добровольной основе. Следующим шагом на пути получения компенсации расходов на реализацию ИПРА может стать обращение в суд с жалобой на бездействие органов фонда социального страхования и требованием компенсировать на законном основании понесённые инвалидом или его родителями расходы.

Родителям ребёнка-инвалида (либо взрослым людям с инвалидностью) следует понимать, что обращение в суд не свидетельствует о вашем желании создать конфликтную ситуацию. Напротив, грамотно аргументированные обращения представителей инвалидов в суд помогут сотрудникам государственных служб обратить внимание на проблему и всесторонне осознать свои установленные законом обязанности.

С другой стороны, пока мы рассматриваем такую деятельность как правозащитную, на данный момент есть совершенно противоположные решения суда по таким делам (правда ответчиком выступали территориальные органы соцзащиты, поскольку до 1 января 2005 г. Компенсации должны были выплачивать именно они), поэтому, рассчитывая на победу, надо быть готовым и к поражению. Но если мы не будем сами пытаться отстаивать свои права, политика государства и в особенности чиновников по отношению к нам не изменится.

О досрочной замене ТСР

В последнее время в адрес юристов участились вопросы со стороны родителей детей, использующих инвалидную коляску, сталкиваются с проблемой ее замены. Ребенок растет, следовательно, и коляску необходимо менять с учетом его роста и физического развития. Дети не растут «по шаблону», а значит, нельзя установить унифицированный срок замены технических средств реабилитации и ожидать, что он подойдет всем. Иногда даже одиннадцатилетнему ребенку нужна «взрослая» коляска. Также многочисленные случаи недоброкачественные ТСР или обычные поломки.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ издало Приказ от 21 августа 2008 г. N 438н «Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий», в котором говорится о том, что уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня получения заявления о проведении медико-технической экспертизы производит экспертную оценку состояния работоспособности технического средства (изделия) и его соответствия требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям. То есть, можно посредством медико-технической экспертизы доказать необходимость досрочной замены технического средства реабилитации не только в случаях поломки, но и при несоответствии требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям и, следовательно, добиться ее досрочной замены.