Президент Российской Федерации (5)

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Поволжской Академии Государственной Службы

Имени П.А. Столыпина

«Президент Российской Федерации»

I курса 108 группы

Шишкина Екатерина Алексеевна

Место Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации…………………………………………………………………………4

Возникновение института Президента в России……………………….…4

Взаимоотношения Президента РФ с иными органами власти. Отречение Президента РФ от должности………………..…………………………. 9

2. Разрешение Президентом спорных вопросов………………………………. 16

Список использованной литературы……………………………………………………20

Мы являемся свидетелями достаточно четкого юридического оформления еще одной ветви власти – президентской. Она отчасти нормотворчествует, отчасти управляет, отчасти разрешает споры. Но всё это делается в правовых рамках для реализации своих главных задач – поддержания стабильности государственной системы, гражданского мира в обществе, охраны конституционного строя, суверенитета и целостности государства.

Цель работы: показать специфическую роль института президента в условиях формирования гражданского общества, политического плюрализма, организации государственной власти на новых принципах.

Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны (во всяком случае, на нынешнем витке цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти – подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функционирование, оперативно выводит государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым этот арбитр обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей. Говоря по-другому, институт президента призван «цементировать» государство, то есть обеспечивать устойчивость механизма власти.

Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача президента – олицетворять государство внутри страны и вовне. Принципиальное значение, особенно в настоящее время, имеет анализ конституционно — урегулированных взаимоотношений президента с правительством, парламентом, судебными органами, их сравнения с практикой и определение тенденции их развития.

Вместе с тем, преждевременно рассматривать институт Президента как устоявшуюся совокупность конституционных норм и сложившейся практики. Со времени создания (1991г.) он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые черты. Многие полномочия и функции Президента получили необходимую конкретизацию в текущем федеральном законодательстве, нормативных указах Президента и решениях Конституционного Суда. Причем речь идет не о наделении дополнительными, полномочиями Президента, а, главным образом, о разграничении компетенции основных органов, осуществляющих государственную власть в России.

1. Место Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации.

Стержневой основой характеристики правового статуса любого учреждаемого Конституцией Российской Федерации государственного органа являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая его функциональное назначение, и 2) место, которое ему отводится в системе органов государственной власти. Последний признак хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение , поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции Российской Федерации концепция построения системы государственной власти.

Исходя из этого, отправными правовыми установлениями применительно к анализу статуса Президента Российской Федерации являются Ст.80 Конституции Российской Федерации и место главы, посвященной Президенту Российской Федерации в тексте Конституции Российской Федерации.

Возникновение института Президента в России.

Становление института президентской власти в России воспринималось неоднозначно и шло на фоне реформирования, как политической, так и всей экономике государства.

Начало демократических преобразований в России в 1990 г., провозглашение в Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» принципа разделения властей (пункт 13) стало отправной точкой начала государственной реформы в России. С этого же момента начинается и конфликт между провозглашенным принципом разделения властей и устаревшей, закрепленной в Конституции РСФСР 1978 г. системой единовластия представительных органов власти.

Вообще, идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая еще в бывшем Союзе ССР, но встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако, набирающие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР в 1990 г. был учреждён.

В России вопрос об учреждении поста Президента решался более чем сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии, с которым указанный пост был учреждён. В Конституцию РСФСР 1978 г. была включена статья, закрепившая принципы разделения властей; глава о Президенте.

С введением в РСФСР института президента и выборами в июне 1991 г. первого Президента РСФСР, объективно была заложена основа конституционного кризиса.

Кризис подспудно начался, а точнее был изначально предопределён половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 гг., когда в Конституцию РСФСР 1978 г. были искусственно вмонтированы элементы механизма разделения властей и введена должность Президента РСФСР при сохранении неопределённого статуса Съезда народных депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Тем самым были заложены и очень скоро обнаружились противоречия конституционных норм, не разграничивших чётко на этот момент полномочия исполнительной, судебной и законодательной власти в России. Как известно, формировавшаяся под конституционно закреплённую идею руководящей роли КПСС и сложившаяся за 70 лет советского строительства система организации государственной власти в СССР не имела к началу 90-х годов никаких зазоров и ниш в конституционно правовом механизме и инфраструктуре государственного управления для принятия совершенно инородного для себя звена. Тем более что речь шла о должности главы государства — Президенте России, избираемом гражданами на основе их прямого волеизъявления. Таким образом, вмонтированное в структуру Конституции РСФСР чужеродное звено (по идеологии этой Конституции) в виде института президента ещё больше нарушило и так шаткий и условный баланс отношений представительной и исполнительной власти в России. Где с одной стороны, Президент РСФСР, являющийся в соответствии со статьёй 121-1 Конституции РСФСР высшим должностным лицом во властной иерархии страны и одновременной главой исполнительной власти РСФСР, с другой стороны, Съезд народных депутатов, определенный Ст.104 Конституции РСФСР в качестве высшего органа государственной власти, имеющего право принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, относящийся к ведению Российской Федерации. 1 Именно эта коллизия конституционных норм, спровоцировавшая противостояние и противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Президентом РСФСР и законодательных органов в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, осложнившая их взаимодействие, а также невозможность разрешения этой коллизии чисто правовыми методами в рамках старого Основного Закона России и заложили политико-правовую основу кризиса 1993 года. Реально осознавал всю опасность политических последствий неразрешенности названной конституционно-правовой коллизии. Президент России инициировал в начале 1993 г. процесс разработки проекта новой Конституции Российской Федерации.

Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив Президента представлялась многим в 1993 г. кардинальным решением развязки противоречий в системе государственной власти. Возникла идея сконструировать такую модель сильной президентской власти, которая была построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирующей роли главы государства.

В рамках работы Конституционного Совещания уже к лету 1993 г. вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента, были концептуально решены и сформулированы в тексте проекта новой Конституции Российской Федерации.

Полномочия парламента как законодательного органа в проекте новой Конституции РФ были существенно расширены. В тоже время исполнительная власть получила необходимую самостоятельность, избавляясь от управляюще-распорядительного пресса со стороны законодательной власти.

Таким образом, парламент в соответствии с проектом новой Конституции РФ становился в прямом, общепринятом смысле законодательным органом и статусно выравнивался с другими ветвями власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс. Поэтому и необходима была новая Конституция суверенной России, которая бы поставила точку в этом болезненном процессе, чётко сформулировала и закрепила полномочия по осуществлению функций государственной власти всеми составляющими её основными субъектами, в том числе Президентом России как главы государства и гаранта Конституции и Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательного органа — парламента страны.

С.С.Алексеев так охарактеризовал новое содержание президентской власти: «Глава государства — это глава. Его ответственность — за целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство». 1 Федеральное Собрание состоит из 2-х палат Государственной Думы «Совета Федерации. При чём Федеральное Собрание — это законы. Правительство — это управление. Суды — это правосудие. Каждый занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему через проект протянута идея президентского начала, может быть, не в том виде, как это закреплено в учебниках, каких-то классических формах. Но президентское начало как главенствующее».

Смотрите так же:  Договор о монтаже забора

Выступая на Конституционном Совещании 5 июня 1993 года, Б.Н. Ельцин связывал цели проведения конституционной реформы с ликвидацией угрозы анархии «безвластия, исключением возможности монополизировать власть со стороны любого государства. Он утверждал, в частности, что «полномочия Президента ограничены правом парламента, отрешать его от должности по заключению высшей судебной инстанции. При этом полномочия Президента РФ строго ограничены сферой федеральной компетенции. Он не может вторгаться в права субъектов РФ и местного самоуправления. Полномочия законодательного органа Российской Федерации ограничены правом Президента в случае затянувшегося правительственного кризиса, распустить парламент и назначить новые выборы. «

На этом же Совещании С.С.Алексеев уточнил концепцию о сущности президентско-парламентской республики, где глава государства Президент обеспечивает целостность государства, функционирование исполнительной власти, преодолевает кризисные ситуации, «где монополия законодательной власти принадлежит Федеральному Собранию, которое осуществляет высший парламентский контроль, где реализуется на самом высоком уровне правосудие судом, — «всё это в условиях развёрнутого, надо надеяться, последовательного парламентаризма». С.С.Алексеев отстаивает идею равной значимости для государства и общества Президента, парламента, исполнительной власти судов». 1

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выражаются, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создания гарантий от произвола.

В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные её ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя, как система «сдержек и противовесов», предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Таким образом, принцип разделения властей реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов РФ. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.

Дипломная работа полномочия президента

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года в части 1 статьи 80 определяет Президента РФ, как главу государства, а часть 3 данной статьи сосредотачивает в руках Президента РФ основные направления внутренней и внешней политики. Кроме того, Конституция РФ наделяет Президента РФ основополагающими полномочиями, ключевым из которых выступают полномочия в области обороны и безопасности РФ. Согласно статье 87 Конституции РФ, Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, а в случае агрессии против Российского государства или при наличии угрозы такой агрессии Президент вводит на территории РФ и в отдельных ее местностях военное положение. Данное полномочие Президента РФ, вверенное ему Основным законом, является весьма важным, так как безопасность всего государства является важнейшим критерием, характеризующим защищенность интересов не только отдельной личности, но и всего общества и государства, что является неподдельной ценностью. В целях обеспечения безопасности, Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, а к его компетенциям следует отнести утверждение военной доктрины Российского государства, которая выступает основной частью, составляющей общую концепцию безопасности. При этом, не смотря на то, что Президент РФ наделяется широким спектром полномочий, данные полномочия не являются беспредельными, так как соотносятся с полномочиями других органов государственной власти, например Правительством РФ, и характеризуются не правами, а взаимообуславливающей ответственностью. Актуальность данной темы является безоговорочной, так как представляет собой одну из самых животрепещущих на сегодняшний день вопросов – вопросов, касающихся безопасности и соответственно защищенности всего государства. Данный вопрос в первую очередь решается Президентом РФ, который берет на себя обязанность защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность Российской Федерации. Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределила необходимость обращения к трудам ученых, исследовавших вопросы, касающиеся реализации полномочий Президента РФ в том числе и в области обороны. Теоретическая основа данной работы опирается на труды ученых-правоведов, которые посвящаются вопросу полномочий Президента РФ в области обороны и безопасности. В частности, исследования таких авторов, как М.Н. Марченко, Н.В. Витрук, С.И. Некрасова, О.Е. Кутафина, Р.Т. Жегутов, Ж.И. Овсепян, А.В. Максимов, В.А. Туманов, И.Г. Власовой и других. Целью данной работы является исследование основных аспектов, связанных с полномочиями Президента РФ в области обороны. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач: 1. рассмотреть место Президента в системе органов государственной власти; 2. охарактеризовать основные полномочия Президента РФ; 3. изучить полномочия Президента РФ связанные с деятельностью Федерального Собрания РФ и Государственной Думы РФ; 4. изучить полномочия Президента РФ связанные с деятельностью с Правительства РФ; 5. изучить полномочия Президента РФ связанные с судебной властью; 6. рассмотреть полномочия Президента РФ в области обороны и безопасности; 7. изучить соотношение полномочий Президента РФ и Правительства РФ в области обороны и безопасности; Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации Президентом РФ полномочий в области обороны. Предметом исследования выступают нормы Конституции РФ, а также федерального законодательства, закрепляющие основные положения, связанные с реализацией Президентом РФ полномочий в области обороны. Методологической основой исследования выступают исходные принципы познания ( историзм, научная объективность); логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция); различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, метод правового регулирования, сравнительно-правовой, функциональный, формально юридический. Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, четырех глав, включающих в себя три параграфа, заключение, библиографический список.

Подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов. Президенту РФ отводится особая специфическая роль во всей системе государственной власти. Специфика его положения заключается в том, что он не относится ни к одной из установленных Конституцией РФ ветвей власти, но при этом его деятельность не может быть авторитарной, так как, осуществляя свои полномочия, глава государства напрямую взаимодействует, как с исполнительной, так и с законодательной и судебной властью. Конституция дает Президенту широкие полномочия для осуществления политических маневров. Так, при наличии определенных обстоятельств, Президент может опереться на поддерживающее его большинство депутатов Государственной Думы, которое преодолеет при голосовании, несогласии Совета Федерации по конкретному законопроекту. Конституция закрепляет за Президентом статус верховного главнокомандующего вооруженными силами РФ, а также сосредотачивает в его руках основные правления внутренней и внешней политики. Основополагающими полномочиями выступают полномочия в области обороны и безопасности РФ, которые закрепляются за Президентом не только на уровне Основного закона, но и на уровне федерального законодательства. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «О безопасности» и Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», устанавливают перечень основных полномочий не только для Президента, но и для Правительства РФ. В целях обеспечения безопасности, Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, а к его компетенциям следует отнести утверждение военной доктрины Российского государства, которая выступает основной частью, составляющей общую концепцию безопасности. Военная доктрина носит оборонительный характер. В ее основных положениях прослеживаются сочетание идей последовательной приверженности миру и защиты национальных интересов. В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент РФ не вправе. Таким образом, не смотря на то, что Президент РФ наделяется широким спектром полномочий, данные полномочия не являются беспредельными, так как соотносятся с полномочиями других органов государственной власти, например Правительством РФ, и характеризуются не правами, а взаимообуславливающей ответственностью.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. ? 2009. ? № 4. ? Ст. 445. 2. Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства РФ. 1997. — №51. – Ст. 5712 3. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»// Собрание законодательства РФ. 1996. — №23. – Ст. 2750 4. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «О безопасности»// Российская газета.2010. — №5374 5. Федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» ( с изменениями и дополнениями). <Электронный ресурс>// Консультант Плюс: справочно-правовая система — ВерсияПроф.-М.,2014 6. Указ Президента РФ от 4 марта 1998 г. N 237 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. N 549″//Собрание законодательства РФ. 2010. — №10. – Ст.1161 7. Конституционное право России/ Под ред. Б.С. Эбзеева: Учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 225 8. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. М: Юрист, 2011. – С. 321 9. Витрук Н.В. Компетенция и полномочия Главы российского государства, как гаранта Конституции// Политика и право. 2011.-№44. -С. 29-31 10. Конституционное право России / под ред. С.И. Некрасова: Учеб. пособие. – М: Юрайт, 2012.- С. 123 11. Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник для студентов юридического факультета. М: Юристъ, 2009. — С.316 12. Теория государства и права/ Под ред. Р.Т. Жегутов: Учеб. пособие. – М.: Новый Юрист, 2010. – С. 204 13. Овсепян Ж.И. Президент РФ системе органов государственной власти// Юридическая Россия. 2013.-№18.- С.21 14. Максимов А.В. Президент- глава исполнительной власти// Государство и право. 2011.№48. – С.26 15. Туманов В.А. Суд глазами юриста// Право и политика. 2014.-№39. С. 66-69 16. Власова И. Глава государства, как источник непоколебимой власти. – М. Эксмо, 2009 – С. 331 17. Ашмарин К.С. Основные функции Правительства РФ в сфере обороны РФ// Политика и право. 2011.-№16. – С. 63

Смотрите так же:  Лицензия dr web security space 10

Дипломная работа на тему: Полномочия Президента в сфере исполнительной власти

Преимущества покупки этой работы:

– После заполнения формы Вам придет письмо с условиями Вашего заказа и разъяснениями.

  • Данная работа является авторской, в Интернете такой работы НЕТ.
  • Вы получите эту работу сегодня в самые кратчайшие сроки (от 15 минут до 4-х часов).
  • По Вашему желанию мы можем скрыть название и оглавление приобретенной Вами работы с нашего сайта на срок Вашей сдачи.

Отзывы наших клиентов

Спасибо вам огромное, я довольна еще воспользуюсь вашими услугами. Думаю, что в ближайшее время придется еще обратиться к Вам за помощью. Елена, 23.01.2014 Мне все понравилось, пока мельком пробежалась, но все супер! Спасибо вам огромное за отличные работы и адекватные цены! Жаль что я вас не нашла когда на первом курсе училась(( Наталья, 04.09.2014 Заказал работу в 14:16. Работа пришла через 15 минут в субботу. Выше всяких похвал, спасибо! Андрей, 12.05.2018 Класс. Спасибо, как всегда довольна всем 🙂 если что нужно то только к Вам Илона, 13.09.2017

Полномочия президента РФ

Полномочия президента России: формирование федеральных органов государственной власти, участие в законотворчестве, внешняя политика и оборона, обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Подобные документы

Конституционный статус и полномочия Президента Российской Федерации. Координирующая и объединяющая роль Президента в системе государственной власти государства. Формы взаимодействия его с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

контрольная работа, добавлен 26.11.2015

Правовой статус и полномочия Президента Российской Федерации. Состав и полномочия Правительства Российской Федерации, структура и система федеральных органов исполнительной власти. Взаимодействие Президента Российской Федерации и исполнительной власти.

курсовая работа, добавлен 08.04.2014

Исследование роли Президента РФ в системе органов государственной власти. Изучение основных понятий законодательного процесса. Выявление компетенции и полномочий Президента в законодательном процессе. Юридическая природа правовых актов главы государства.

курсовая работа, добавлен 06.10.2013

Значение института Президента в России, анализ реализации его полномочий, направленных на согласованное взаимодействие органов государственной власти, обобщение практики его взаимодействия с органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

дипломная работа, добавлен 02.02.2017

Исследование понятия и свойств государственной власти. Общая характеристика форм осуществления государственной власти. Определение сущности и властных полномочий Президента Российской Федерации, законодательного, исполнительных и судебных органов.

курсовая работа, добавлен 26.11.2014

Понятие и характеристика органов государственной власти Российской Федерации. Цели, задачи и функции законодательной, исполнительной и судебной ее ветвей. Полномочия каждой из властных структур РФ, особенности и направления их взаимодействия между собой.

курсовая работа, добавлен 20.12.2014

Положение Президента РФ в системе органов государственной власти: понятие главы государства, порядок его избрания и вступления в должность, конституционный статус, основные функции и полномочия. Изучение соотношения института президента в России и США.

курсовая работа, добавлен 08.07.2010

Институт президентской власти в развитии российской государственности. Положение Президента РФ в системе органов власти. Конституционный статус. Порядок избрания Президента Российской Федерации и его полномочия. Назначение и финансирование выборов.

курсовая работа, добавлен 10.02.2009

Теоретические основы и классификация государственного управления и органов государственной власти. Полномочия и ответственность института и администрации Президента РФ. Анализ взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.

курсовая работа, добавлен 12.07.2010

Правовой статус и полномочия президента Российской Федерации по новой Конституции. Федеральное собрание (парламент) государства, его функции и конституционные характеристики. Порядок принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов.

контрольная работа, добавлен 31.01.2011

Курсовая работа на тему: Полномочия Президента Российской Федерации

Преимущества покупки этой работы:

– После заполнения формы Вам придет письмо с условиями Вашего заказа и разъяснениями.

  • Данная работа является авторской, в Интернете такой работы НЕТ.
  • Вы получите эту работу сегодня в самые кратчайшие сроки (от 15 минут до 4-х часов).
  • По Вашему желанию мы можем скрыть название и оглавление приобретенной Вами работы с нашего сайта на срок Вашей сдачи.

Отзывы наших клиентов

Спасибо еще раз Вам большое. Есения, 20.02.2013 Благодарю Вас за присланную работу, честно говоря не думала что за столь короткий срок и за столь не значительные деньги можно получить такую замечательную работу. Ещё раз огромное спасибо в наше время – это чудо когда так происходит. Анна, 28.01.2011 Спасибо вам огромнейшее, за ваш труд, успехов и хорошей позитивной работы.) Саша, 22.05.2018 Огромное спасибо за две готовые работы, про заказную тоже спасибо:))) До новых «встреч»!) Ксения, 06.02.2017

Дипломная работа полномочия президента

Полномочия главы государства зависят от формы государства, поли-тических условий и исторических традиций страны. В парламентарных мо-нархиях, а также в республиках парламентского типа функции главы госу-дарства выражены слабо, президентских и полупрезидентских республиках полномочия обширнее, а, следовательно, функции Президента сильнее. Пре-зидент может быть главой исполнительной власти, либо не относиться ни к одной ветви власти. В Конституции Российской Федерации от 12.12.1993г. сформировано три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная, которые, во-первых, самостоятельны в осуществлении своих полномочий, во-вторых, находятся в тесном взаимодействии, в- третьих, контролируют друг друга, что представляет собой систему сдержек и противовесов, предложенную фи-лософом Монтескье. Глава 4 Конституции РФ посвящена президенту Российской Федера-ции, именно с указанной главы начинается изложение системы государствен-ных органов, что означает единство государственной власти. Согласно Кон-ституции РФ Президента нельзя относить ни к одной из трех ветвей власти, в связи с тем, что он контролирует деятельность всех ветвей власти, обладает обширными полномочиями для управления страной. Система сдержек и противовесов в Российской Федерации распространяется, в том числе, и на Президента, что не дает возможности бесконтрольного осуществления пол-номочий Президента РФ. Полномочия Президента РФ пересекаются с пол-номочиями других ветвей власти, отношения между органами власти и Пре-зидентом построены на взаимных правах и взаимной ответственности. По количеству функций и полномочий Президент РФ лидирует в си-стеме органов государственной власти Российской Федерации. Президент обеспечивает согласованное взаимодействие всех ветвей власти РФ, соблюде-ние Конституции РФ, защищает прав и свободы человека и гражданина, охраняет государственный суверенитет. Президент в Российской Федерации — глава государства. Указанное по-ложение Конституции РФ наделяет президента сверхсилой по отношению к другим органам государственной власти, в отличие от предыдущей Консти-туции, где Президент выступал в качестве высшего должностного лица и главы исполнительной власти. Гарантируя права и свободы человеку и гражданину, Президент несет персональную ответственность за соблюдение органами государственной власти Конституции РФ, за реализацию механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина, а также норм Конституции РФ, охраняет суверенитет Российской Федерации, независимости и целостности страны. В ввиду обострения отношений на международной арене из-за ситуа-ции на Украине, актуальным вопросом является выяснение выявление пол-номочий Президента Российской Федерации и определение пределов указан-ных полномочий как в отношениях между странами, так и внутри страны. Проблематика полномочий Президента РФ уже рассматривалась в ра-ботах различных авторов, наиболее подробно перечень полномочий рас-крывается в комментариях к Конституции РФ. Кроме того, указанная тема раскрывается в учебниках по конституционному праву РФ, а также периоди-ческих изданиях. Однако при исследовании работ по данной теме выявляется ее недостаточная разработанность, а именно отсутствие классификации пол-номочий по различным основаниям. Целью курсовой работы является раскрытие полномочий Президента РФ. Для решения указной цели поставлены следующие задачи: охарактери-зовать полномочия Президента связанные с формированием и деятельностью федеральных органов государственной власти; полномочия Президента Рос-сийской Федерации во внешней и внутренней политике; выявить особые пол-номочия Президента РФ. Предметом исследования являются гарантированные Конституцией полномочия президента РФ. Объектом исследования настоящей работы является законодательство Российской Федерации, определяющее полномочия президента РФ. Курсовая работа состоит из трех глав, рассматривающих полномочия Президента в зависимости от затрагиваемых указанными полномочиями правоотношений. Глава 1 раскрывает полномочия, связанные с формирова-нием и деятельностью федеральных органов государственной власти, глава 2 — полномочия во внешней и внутренней политике, глава 3 раскрывает особые полномочия Президента: введение чрезвычайного положения, полномочия главнокомандующего, помилование, предоставление гражданства, присвое-ние почетных званий и др. При написании настоящей курсовой работы использовались работы Авакьян С.А., Анисимова Л.Н., Баглай М.В., Голубок С.А., Некрасова С.И. и др. авторов.

Смотрите так же:  Налог на имущество при исчислении налога на прибыль

В Конституции Российской Федерации сформировано три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Президент РФ не включен ни в одну из трех ветвей власти, в связи с тем, что он контролирует деятельность всех ветвей власти, обладает обширными полномочиями для управления страной. Система сдержек и противовесов в Российской Федерации распростра-няется, в том числе, и на Президента, что не дает возможности бесконтроль-ного осуществления полномочий Президента РФ. Полномочия Президента РФ пересекаются с полномочиями других ветвей власти, отношения между органами власти и Президентом построены на взаимных правах и взаимной ответственности. Гарантируя права и свободы человеку и гражданину, Президент несет персональную ответственность за соблюдение органами государственной власти Конституции РФ, за реализацию механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина, а также норм Конституции РФ, охраняет суверенитет Российской Федерации, независимости и целостности страны. Полномочия Президента РФ можно классифицировать по различным основаниям: 1. По значению полномочия различают на: — полномочия, которые принадлежат исключительно Президенту РФ; — полномочия, направленные на реализацию принципа разделения вла-стей и взаимодействие с другими органами власти; 2. По характеру полномочий, взаимодействию с другими ветвями вла-сти: — полномочия в сфере взаимодействия с Федеральным Собранием, например назначение выборов Государственной Думы; — полномочия по взаимодействию с Правительством РФ, органом ис-полнительной власти РФ, например назначение на должность заместителей председателя Правительства; — полномочия в сфере взаимодействия с судебной властью, например назначение на должность федеральных судей, Генерального прокурора; — полномочия в сфере взаимодействия с органами государственной вла-сти субъектов РФ (например, назначение полномочных представителей Пре-зидента в субъектах РФ); — полномочия в области обороны и безопасности Российской Федера-ции; — полномочия в области внешней политики государства; — полномочия Президента РФ по вопросам гражданства, наград и по-милования. Большой круг полномочий Президента касается высшего органа ис-полнительной власти – Правительства РФ. В полномочия Президента РФ входит назначение с согласия Государственной Думы Председателя Прави-тельства, назначение на должность и освобождение от должности заместите-лей Председателя Правительства, а также федеральных министров, пред-ставление Государственной Думе кандидатуру Председателя Центрального банка РФ; Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституци-онного, верховного суда, генерального прокурора; назначение федеральных судей. Кроме того Президент вправе присутствовать на заседаниях прави-тельства РФ в качестве председателя и др. Президент вправе принять реше-ние об отставке Правительства РФ. В полномочия Президента в судебной власти входит участие в ее фор-мировании совместно с Советом Федерации. Президент самостоятельно назначает и освобождает от должности федеральных судей на всей террито-рии Российской Федерации, а также участвует в назначении судей высших судов РФ. Конституция РФ возлагает на Президента ряд полномочий, связанных с деятельностью Парламента. В соответствии со ст.84 Конституции в полно-мочия Президента входит назначение выборов в Государственную Думу, право роспуска Государственной Думы. Согласно Конституции РФ Дума может быть распущена после того как представленные Президентом кандидатуры Председателя Правительства бу-дут отклонены в третий раз. В этом случае, президент назначает Председате-ля Правительства, принимает решение о роспуске Думы и назначении новых выборов. В статье 107 Конституции закреплен порядок подписания и обнародо-вания федеральных законов Президентом, согласно которой принятые феде-ральные законы в течение 5 дней направляются Президенту и в течение 14 дней им подписываются. Конституция дает право вето, отклонения феде-рального закона Президенту, который должен направить указанный феде-ральный закон в Государственную Думу для пересмотра с мотивированным посланием. В качестве средства влияния на Федеральное Собрание выступает по-слание Президента Парламенту, в котором формируются основные направ-ления развития страны в ближайшее время. По своей юридической природе послание Президента не относится к правовым актам главы государства, но в тоже время выступает в качестве значимого политического и программного документа, адресованного, не только парламенту, но и всем другим органам власти в Российской Федерации, и обществу в целом. Президент может участвовать в законодательной деятельности посред-ством реализации права законодательной инициативы, в соответствии с ко-торым президент может ставить вопросы о принятии новых законов, внесе-нии изменений и дополнений в действующие. В качестве формы участия в за-конодательной деятельности выступает принятие решения о назначении ре-ферендума. Президент в отношениях международных отношениях выступает в ка-честве официального представителя Российской Федерации. Президент Рос-сийской Федерации несет конституционную ответственность за выполнение международных обязательств Российской Федерации, при осуществлении внешнеполитических функций. Президент действует в интересах Российской Федерации без документарного подтверждения своих полномочий. Реализуя свои полномочия во внутренней политике страны, Президент назначает своих представителей в субъектах Российской Федерации, которые взаимодействуют с органами государственной власти субъекта, политиче-скими партиями, а также религиозными и общественными объединениями, при этом полномочные представители не вправе оказывать влияние на их де-ятельность. В случаях возникновения конфликтов между субъектами Российской Федерации Президент вправе вмешаться для их урегулирования путем про-ведения согласительной процедуры. В полномочия Президента также входит разрешение конфликтов и разногласий между органами государственной власти субъектов РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Президент одновременно является Верховным Главнокомандующим Российской Федерации. При проявлении в отношении Российской Федерации агрессии или непосредственной угрозы агрессии со стороны иностранного государства, в полномочия Президента входит объявление полной или ча-стичной мобилизации, введение на территории РФ или отдельных субъектах режим военного положения незамедлительно сообщая об этом Парламенту. Президентом утверждаются перечни воинских должностей, подлежа-щие замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ. Общее ко-личество воинских должностей, которые подлежат замещению полковника-ми (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, и других войсках также утверждается Президентом РФ. Главой государства присваиваются высшие воинские звания, назначаются военнослужащие на воинские должности. Президентом также указанные лица освобождаются от их воинских должностей и увольняются их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом и др. В полномочия Президента входит введение указом чрезвычайного по-ложения на всей территории РФ или ее отдельной местности. Указ Президен-та о введении чрезвычайного положения причины введения указанного по-ложения; обоснование необходимости его введения, границы территории, силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; пере-чень чрезвычайных мер и ограничений прав и свобод граждан; перечень государственных органов, ответственных за осуществление режима чрезвы-чайного положения; время вступления в силу чрезвычайного положения и срок его действия. Согласно ст.89 Конституции Российской Федерации Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища. Прези-дент принимает решение о приеме в гражданство РФ в общем порядке, вос-становлении в гражданстве РФ в общем порядке, решает вопрос выхода из гражданства в общем порядке, а также отмены решений по вопросам граж-данства РФ. В полномочия Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ включено награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий. В полномочия Президента РФ входит помилование осужденных за уголовные преступления. Помилование следует отличать от амнистии, право объявления которой принадлежит Государственной Думе. Помилованием признается акт президента, полностью или частично освобождающий осуж-дённого от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким.