Налог на вклады физических лиц

При выборе банковского депозита, как правило, мы рассчитываем ожидаемый доход, опираясь на сумму, срок и процентную ставку продукта. При этом фактор налогообложения процентного дохода в расчетах естественно не учитывается, поскольку многие даже не предполагают, что проценты по вкладам могут облагаться налогом. Подобное поведение вкладчика вполне объяснимо: во-первых, обязанности по перечислению налога в пользу государства возложены на банки (и мы об этом узнаем в последнюю очередь), во-вторых, далеко не каждый депозит попадает под налогообложение. Поэтому в данной статье мы попробуем разобраться, какой процент от величины вашего процентного дохода кредитные организации обязаны отчислять в бюджет, и в каких случаях.

Правовые основы налогообложения процентных доходов по вкладам

Согласно ст. 214.2 Налогового кодекса РФ, налогообложению подлежат процентные доходы по депозитам при:

  • оформлении рублевого вклада, процентная ставка по которому на 5 процентных пунктов превышает ставку рефинансирования Центробанка РФ (с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки ЦБ, которая с 03.08.2015 составляет 11%);
  • оформлении валютного вклада, процентная ставка по которому превышает 9% годовых.

29 декабря 2014 года был принят закон № 462-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 74-1 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», увеличивающий уровень необлагаемого процентного дохода до ставки рефинансирования ЦБ плюс 10 п.п.
Принятые изменения действовали в период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015-го.

Налог по вкладам физических лиц удерживается из процентных доходов, превышающих установленные законом нормы. При этом учитывается номинальная ставка, а не эффективная, которая может быть выше, к примеру, за счет капитализации процентов. Ставка налога составляет 35% для резидентов РФ и 30% для нерезидентов, пребывающих на территории России не менее 183 дней.

При заключении договора на срок до 3-х лет значение имеет только ставка, действующая на момент оформления (пролонгации) вклада. Налог взимается в момент выплаты процентов, при этом налоговым агентом выступает сам банк. Финансовая организация ведет строгий учет всех процентных доходов физических лиц и своевременно осуществляет перечисление НДФЛ, так как за этим процессом следят контролирующие органы — Центробанк, налоговая инспекция и аудиторы. Суммы уплаченного налога должны быть отображены гражданином в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, которая в обязательном порядке заполняется при получении налоговых вычетов и т.д.

О том, как процесс налогообложения осуществляется на практике, мы расскажем более детально.

Порядок налогообложения процентных доходов: примеры и особенности

Банк, выполняющий функции налогового агента, осуществляет учет процентных доходов вкладчиков с начала отчетного периода (с начала года или с начала действия депозитного договора). Для налоговой инспекции по каждому физическому лицу-вкладчику заполняются специальные справки, в которых указываются налогооблагаемая база и суммы уплаченного налога. Если процентный доход вкладчика не подлежит налогообложению, справка на него не оформляется. Банки соблюдают банковскую тайну, поэтому общую сумму депозита в документах для налоговой инспекции не указывают (фигурирует только сумма процентного дохода, подлежащая налогообложению).

Важно: по письменному заявлению клиента банк обязан выдать ему справку по форме 2-НДФЛ, в которой будет указана налогооблагаемая база (доход) и суммы выплаченного налога на доходы физических лиц.

Наглядно процесс налогообложения вкладов можно рассмотреть на следующих примерах.

Предположим, что 3 вкладчика – граждане РФ – разместили в трех разных банках средства:

  1. Первый вкладчик вложил 500 000 рублей под 15% годовых на срок 1 год. Проценты выплачиваются в конце срока.
  2. Второй вкладчик вложил 800 000 рублей под 17,75% годовых на 6 месяцев с выплатой процентов в конце срока.
  3. Третий вкладчик вложил 20 000 долларов США под 9,2% годовых на год, выплата процентов – в конце срока.

Действующая льгота: ставка рефинансирования — 11% + 5 п.п., то есть, налогом на доходы физических лиц должны облагаться процентные доходы по вкладам в рублях, по которым банки выплачивают 16 и более процентов годовых. Таким образом, процентный доход нашего первого вкладчика (ставка 15% годовых) не подлежит налогообложению, второго – подлежит (17,75 – 16 = 1,75 процентных пункта), третьего вкладчика также подлежит (9,2 – 9 = 0,2 процентных пункта).

Пусть ставка налога для второго и третьего вкладчика составит 35%. Тогда рассчитаем базу налогообложения для вкладчиков № 2 и 3:

  • Для №2: 800 000 руб.*1,75*182/ 365 *100 = 6 981 руб.
  • Для №3: 20 000 дол. США *0,2*365/365*100 = 40 дол.

Рассчитаем сумму налога, который будет уплачен из дохода:

  • Для №2: 6 981 руб. * 35% = 2 443,35 руб.
  • Для №3: 40 дол. * 35% *71 (курс доллара США) = 994 руб.

Важно: налог должен рассчитываться в национальной валюте по курсу Центробанка на дату расчета.

Рассчитаем, какую сумму процентов в итоге получат за 6 и, соответственно, 12 месяцев, вкладчики № 2 и 3:

  • Для №2: 800 000 * 17,75% *182/365 — 2 443,35 руб. = 68 362,13 руб. за 6 месяцев (вместо 70 805,48 руб. до налогообложения).
  • Для №3: 20 000 * 9,2% * 71 – 994 руб. = 129 646 руб. за 12 месяцев (вместо 130 640 руб. до налогообложения).

Мы рассмотрели на примере наиболее простой вариант расчета суммы налога, однако бывают и более сложные случаи, о них – далее.

Вариации на тему налогообложения процентного дохода

Случаи, когда проценты выплачиваются без капитализации в конце срока действия договора – наиболее простые. Однако часто срочные вклады оформляются с условием ежемесячной или ежеквартальной выплаты процентов. Тогда банк удерживает НДФЛ в соответствии с этим графиком – с той же периодичностью, что и начисляются проценты.

Более сложным вариантом является удержание НДФЛ с процентного дохода при использовании сложного процента («процента на процент», или капитализации) или при оформлении вкладов с возможностью пополнения. Тогда:

  • Увеличивается сумма вклада, следовательно, каждый раз меняется налогооблагаемая база и сумма налога.
  • Может увеличиваться и ставка (когда предусмотрена градация ставок в зависимости от суммы на счету). Тогда действует следующее правило: если в момент оформления ставка была ниже ставки рефинансирования ЦБ + 5 п.п. для вкладов в рублях (или ниже 9% для вкладов в валюте), налог не взимается. Если вкладчик пополнял вклад или к сумме вклада присоединялись проценты и ставка, повышаясь, достигла показателя, после которого доход должен облагаться налогом, банк обязан удержать сумму НДФЛ за период, с которого начала действовать повышенная ставка.

Также к особым случаям относится досрочное расторжение депозита и пересчет ставки по более низким тарифам (обычно – по ставке для вкладов до востребования, не превышающей 1%). Тогда, даже если ранее процентный доход облагался налогом, НДФЛ не взимается. Если на момент расторжения вклада НДФЛ уже был перечислен в бюджет, его можно вернуть по письменному заявлению налогоплательщика (обычно излишне уплаченные налоги перечисляются на текущий счет, указанный в заявлении).

Также при налогообложении процентного дохода должны учитываться изменения ставки рефинансирования ЦБ (и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения). Налог начинает (прекращает) взиматься со дня официального изменения ставки рефинансирования.

Нельзя забывать и о депозитах в драгоценных металлах: налогообложению подлежит весь процентный доход, но ставка НДФЛ составляет 13%.

В заключение хотелось бы отметить, что налогообложение депозитов не является негативным моментом и не должно влиять на выбор банковского продукта. Учитывая, что максимальный размер страхового возмещения по вкладам (счетам) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, увеличен до 1,4 млн рублей, можно смело размещать свободные средства на банковском депозите с максимальной доходностью.

Об изменениях в системе страхования вкладов с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года вступают в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), которые распространяют действие системы страхования вкладов (ССВ) на денежные средства юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к малым предприятиям, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Новой редакцией Федерального закона, получившего наименование «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», предусмотрено страхование денежных средств малого предприятия в рублях и иностранной валюте, размещенных на основании договора банковского вклада или банковского счета в банке – участнике ССВ, имеющем право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц.

Размер страхового возмещения для вкладчика — малого предприятия при наступлении страхового случая в банке после 1 января 2019 года устанавливается в рублях по тем же правилам, что и для физического лица: в размере 100 процентов суммы всех застрахованных обязательств банка перед таким вкладчиком (за вычетом суммы встречных требований банка к вкладчику), но не более 1,4 млн рублей в совокупности.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом с 1 января 2019 года к числу вкладчиков, у которых средства на банковских счетах (вкладах) застрахованы в системе страхования вкладов, наряду с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, дополнительно отнесены малые предприятия.

С 1 января 2019 года в систему страхования вкладов будут внесены изменения

Летом 2018 года был принят 322-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон №177 О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Поправки вступят в силу с 1 января 2019 года — т.е. с Нового года.

Что принесут поправки?

Термин “физическое лицо” заменит более обширный “вкладчик”.

Вкладчик — это гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства, в том числе осуществляющее предпринимательскую деятельность, или юридическое лицо, отнесенное в соответствии с законодательством Российской Федерации к малым предприятиям и сведения о котором содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Т.е. с 2019 года станут застрахованы не только физические лица, но и юридические — но только субъекты малого бизнеса.

Таким образом список застрахованных лиц вновь расширяется. Последний раз это происходило пять лет назад — в 2014 году, когда в их число включили индивидуальных предпринимателей.

Теперь застрахованными вкладчиками станут:

юридические лица — субъекты малого бизнеса.

Кто относится к субъектам малого бизнеса с точки зрения законодательства?

Необходимо одновременное выполнение следующих критериев:

выручка без НДС за предыдущий год до 800 млн рублей,

— среднесписочная численность работников за предшествующий год не более 100 человек,

если в составе учредителей предприятия имеются государственные или муниципальные образования, а также общественные и религиозные организации то их доля не должна превышать 25%,

если в составе учредителей имеются юрлица, не являющиеся малыми предприятиями, их суммарная доля не должна превышать 49% (данное ограничение не действует для компаний, связанных с интеллектуальной и инновационной деятельностью).

При этом налоговый режим не важен — это могут быть и специальные УСН, ЕНВД и ОСНО.

Чтобы быть застрахованным, также необходимо находиться в реестре субъектов мало и среднего предпринимательства на день отзыва лицензии у банка. Это обязательное условие. Проверить, находится ли там ваша фирма, можно на сайте налоговой по адресу: https://rsmp.nalog.ru/index.html.

Если вас там нет, можете создать заявку по адресу https://rsmp.nalog.ru/appeal-create.html

Изменится ли застрахованная сумма?

Нет, не изменится. По-прежнему составит 1400000 рублей.

Смотрите так же:  История Пособие для подготовки к егэ

И что касается физических лиц, то никаких изменений не произойдёт.

Какие вклады и счета будут не застрахованы?

Застрахованными будут не все денежные средства малых предприятий, а именно:

вклады, удостоверенные депозитными сертификатами,

деньги, переданные банкам в доверительное управление,

электронные денежные средства,

размещенные на номинальных счетах, кроме номинальных счетов, которые открываются опекунам и попечителям.

Повышение НДФЛ в 2019 году

На фоне реформирования фискальной системы ходит множество слухов о потенциальном изменении ставки налога на доходы физических лиц. Новые майские указы требуют пополнений бюджета, а резервные фонды находятся не в лучшем состоянии. При этом один из основных методов увеличения поступлений в бюджет – изменение фискальной политики, потому особо актуален вопрос, будет ли повышение НДФЛ в ближайшее время, в 2019 году.

На данный момент основными актуальными ставками НДФЛ являются:

  • 13% из размера заработной платы и дивидендов резидентов;
  • 30% от дохода нерезидентов;
  • 35% взымается от суммы выигрышей и доходов от капиталовложений.

Про этом предлагаемые изменения касаются лишь первой ставки.

Проекты повышения ставки НДФЛ

За последние года вопрос о поднятии налогового бремени для частных лиц поднимался неоднократно, еще в сентябре 2013 от вице-премьера Аркадия Дворковича поступило предложение о поднятии налога на 2 процентных пункта. В марте 2018 данная тема вновь поднималась, при этом вице-премьер заявлял о том, что увеличение ставки не приведет к росту уклонения от налогообложения, а 2 процента предлагалось направить на нужды здравоохранения.

Министерство финансов поддерживало повышение ставки НДФЛ с 13% до 15% с одновременным снижением процента страховых отчислений на 9%, то есть 21% вместо текущих 30%.

Министерство экономического развития также предлагало повысить ставку на 2 процентных пункта, однако компенсировать это внедрением вычета, соответствующего прожиточному минимуму.

В конце марта инициативная группа фракции ЛДПР внесла законопроект о изменении системы обложения физических лиц и введении прогрессивного налога. Согласно предложенным изменениям процентная ставка будет зависеть от размера дохода физического лица за налоговый период, равный одному году:

  • При доходе лица за отчетный период не превышающем сто тысяч рублей, вся сумма будет облагаться пониженной ставкой в 5%.
  • Часть дохода, полученная сверху ста тысяч, но меньше трех миллионов, будет облагаться по классической ставке 13%.
  • На часть дохода, превышающую три миллиона рублей, но меньше десяти миллионов, согласно законопроекту, будет установлен тариф в 18%.
  • На всю часть дохода, превышающую десять миллионов рублей, будет установлена максимальная ставка в 25%.

Изначально в проекте предполагалось, что вступление в силу произойдет с начала 2019 года, однако проект ЛДПР находится на стадии предварительного рассмотрения с 04.04.2018, до стадии закона законопроект о повышении налога не дошел.

Реакция правительства

Правительство Российской Федерации, ссылаясь на стабильность сбора НДФЛ (с 2012 года по 2016 поступления от НДФЛ консолидированные бюджеты только увеличивались) законопроект не поддержало. Правительство активно критиковало прогрессивную модель, основной аргумент –введение «налога для богатых» приведет к тому, что наиболее обеспеченные налогоплательщики начнут скрывать реальные доходы. Также Дмитрий Медведев перед вступлением в должность главы правительства заявил, что власть не пойдет на подобные меры.

Помимо этого, 7 июня на прямой линии президент Российской Федерации В. Путин заявил о том, что повышение НДФЛ активно обсуждалось, однако признано нецелесообразным.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Повышение НДФЛ маловероятно

Большинство экспертов полагают, что внесение изменений в ближайшее время (2019г) маловероятно, особенно на фоне повышения НДС до 20%, повышения налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей и пенсионной реформы. Правительство не поддерживает прогрессивную модель налогообложения, и если и пойдет на подобные меры, то изменения коснутся только самого процента, линейная система же не будет меняться на прогрессивную.

Что будет с вкладами в 2019 году

Учитывая нестабильную экономическую ситуацию на фоне падения рубля и роста инфляции, россияне задаются вопросом, что будет с вкладами в 2019 году. За последние несколько лет ставки упали почти в два раза, и интерес к вложению средств на таких условиях снижается. Тем не менее, банковский депозит – по-прежнему самый востребованный вид инвестирования среди населения.

Прогнозы экспертов

Аналитики утверждают, что 2019 год будет сложным для граждан в плане экономики. Здесь сказывается совокупность факторов:

  • повышение НДС до 20%,
  • ожидаемая инфляция на уровне 5-6%,
  • слабые позиции национальной валюты на международном рынке;
  • напряженные экономические отношения с Евросоюзом и США.

Правительство пополняет бюджет за счет внутренних реформ: дополнительные средства нужны для реализации программ, поставленных Президентом в майском указе. Такое «закручивание гаек» не будет благоприятствовать внутреннему экономическому росту, хотя и создаст профицит в бюджете. Однако рост ВВП также снизится: по сравнению с 1,7% в 2018 году уровень валового продукта составит 1,4% по предварительным оценкам агентства «Эксперт РА».

По мнению экспертов банковской сферы, 2019 год для граждан будет довольно непростым. Процентные ставки снижаются как по кредитам, так и по вкладам, следуя курсу ключевой ставки ЦБ РФ. Возможно, они достигнут минимума к концу года – так считают аналитики, изучившие отчет Агентства по страхованию вкладов по объему вложений физических лиц.

Александр Сараев, представитель рейтингового агентства «Эксперт РА», предполагает, что снижение процентных величин по депозитам обусловлено не только политикой ЦБ, но и ростом доходности ведущих банков страны. Большой объем денег граждан привлечен именно в эти организации, и они не заинтересованы в улучшении условий (так, средняя ставка Сбербанка во втором квартале 2018 году составляла около 4,5%). Более выгодные программы предлагают некрупные банки, которые не располагают таким объемом пассивов и нуждаются в увеличении ликвидности.

Дмитрий Монастыршин, представитель аналитического отдела Промсвязьбанка, считает, что во второй половине 2019 года ставки снизятся еще сильнее, поскольку у кредитных организаций уже не останется потенциала для смягчения условий ЦБ РФ.

Ключевая ставка

Обычно жесткая государственная политика сочетается с более лояльной кредитно-банковской сферой, однако ЦБ РФ тоже взял курс на ужесточение финансовых программ. Ключевая ставка, определяющая минимальный процент банковских кредитных продуктов, влияет также на формирование ставок по вкладам. Ее значение за последние 3 года стабильно снижалось, однако во втором квартале 2018 года осталось на уровне 7,25%, а в третьем квартале выросло на 0,25 п.п. и составило 7,5%. Регулятор ориентируется на прогнозируемую инфляцию, связанную как с поднятием НДС, так и с ростом цен на бензин.

Эльвира Набиуллина, глава ЦБ, считает, что следующее снижение ставки произойдет не ранее середины 2019 года. Это предполагает некоторую устойчивость в предложениях банковских программ. С ростом ключевой ставки самые высокие предложения по вкладам составили 6,5-7,4% годовых. Можно предположить, что в 2019 году вкладчиков ждет относительная стабильность или даже некоторый подъем ставок в первом полугодии и небольшое снижение к концу года.

Обратите внимание: эксперты считают, что наиболее выгодные проценты по вкладам будут предложены в первом квартале 2019 года. Затем возможен небольшой спад, особенно, если подтвердится прогноз о снижении ключевой ставки.

  1. Сумма вложений – чем она выше, тем больше процент дохода. Минимальный лимит у большинства программ начинается от 10 тыс. руб., но некоторые предложения начинаются всего с 1000 руб. Повышенные проценты по депозиту обычно предлагаются при превышении порога в 1 млн .руб. Также есть категория вип-вкладов для особо крупных сумм, ставки по ним обычно обговариваются индивидуально.
  2. Срок депозита – как правило, минимум составляет 90 дней, а в большинстве предложений колеблется от 300 дней до 1,5 года. Наиболее выгодные предложения чаще встречаются краткосрочные – на полгода или год. Это связано с тем, что банки не хотят рисковать, предлагая выгодную ставку на 3 года вперед.
  3. Валюта – еще в 2015 году такие вклады были очень популярны, особенно учитывая падение рубля. Но сейчас все меньше граждан открывают валютные депозиты. Проценты по ним предлагаются сравнительно низкие – средние величины колеблются в диапазоне 1-2% для евро и 1,5-2,5% для долларов.
  4. Возможность пополнения и снятия – обычно при таких «свободных» условиях депозит предлагает меньший доход, чем по фиксированным вложениям.
  5. Капитализация средств – накопленные проценты по истечении определенного срока (например, после каждого месяца) «плюсуются» к основной сумме депозита. В итоге основная сумма, по который вкладчик получает доход, увеличивается. В основном такие программы не предусматривают возможности досрочного снятия.
  6. Накопительный счет – вид программы, популярный в последние несколько лет. Не является полноценным вкладом, потому что в этом случае клиент может свободно распоряжаться средствами на своем счету. Однако от обычного счета отличается тем, что проценты, начисляемые на остаток денег, повышены. Во втором полугодии 2018 года некоторые банки предлагали 7% по такому счету, что вполне сравнимо с условиями депозита. Одно из важных условий – доход начисляется на минимальную сумму, имеющуюся на балансе в течение месяца.

Как выбрать банк

Кредитные организации ориентируются на ключевую ставку, тем не менее, разброс предложений по депозитным программам в разных банках может достигать 3-4%. Учитывая высокие риски банковской сферы (в 2018 году около 50 организаций лишились лицензии), к выбору надо подходить с осторожностью.

Большинство кредитных организаций, входящих в топ-10 по главным рейтингам, не предлагают высоких ставок по депозитам для физических лиц. Наиболее выгодные условия у небольших компаний, но они сочетаются с высокими рисками для клиентов. Лучше ориентироваться на средние условия программ – такие обычно предлагаются региональными банками, имеющими сеть филиалов по стране.

Важно: если планируется вложение денег на сумму до 1,4 млн. руб., то причин для беспокойства нет – все банки страхуют вклады своих клиентов в рамках обязательной системы страхования через АСВ.

Как ужесточат сбор налогов в 2019 году

Чего ждать налогоплательщикам от органов исполнительной власти и местного самоуправления, от ревизоров и инспекторов всех специализаций, жанров и мастей в 2019 году? Ответ на этот вопрос можно найти в письме Минфина России от 31.10.2018 № 06-04-11/01/78417. И ответ этот прост – ничего хорошего.

Почти как в том анекдоте: «Доктор, я жить буду?» – «Будете, но вряд ли вам такая жизнь понравится». Потому что на всех на нас предписано охотиться, как, скажем, на зайцев, причем с той же целью.

Минфин рекомендует

Руководство по такой охоте Минфин России как раз и направил в субъекты РФ вышеупомянутым письмом. Полное название документа: «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Фолиант на 45 страниц. Не хочется лишний раз тревожить дух Гете с его «Фаустом», но штука у чиновников действительно получилась сильная.

Все предлагаемые финансистами меры по обеспечению «сытости» бюджетов разделены на четыре раздела. Проанализируем рекомендации, которые касаются практически нас всех.

Повышение эффективности администрирования доходов

Местным властям рекомендуется, в частности, расширять составы комиссий по снижению неформальной занятости, мониторингу уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях и в организациях. Активизировать работу по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты налога на доходы физических лиц, а также деятельность по легализации иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов. Предпринимать должные и своевременные меры по профилактике налоговых нарушений и предотвращению банкротства предприятий и организаций. Неусыпно мониторить финансовое состояние крупных предприятий с целью прогнозирования налоговых поступлений.

Из всего вышесказанного следует, что:

  • активизируют свою работу так называемые «зарплатные комиссии», где работодателя будут убеждать платить «белую» зарплату, а также комиссии «банкротные». Рекомендуется обращать внимание на выявление задолженностей по выплате заработной платы, занижение уровня заработных плат и занижение численности работников (по сравнению со средними уровнями по отрасли). В качестве критического уровня по зарплате Минфин России рекомендует ориентироваться на уровень в две трети от среднего уровня зарплаты по отрасли. А упор на критерий «среднеотраслевой численности» означает, что «под одну гребенку» могут попасть крупный завод и маленький частный цех с тем же ОКВЭД, крупное агентство и семейная фирмочка, где работают только муж и жена;
  • увеличится количество проверок, проводимых миграционной службой, а соответственно – и количество штрафов. Финансовое ведомство рекомендует активизировать работу по легализации трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешительных документов, что даст возможность увеличить сборы по НДФЛ, а также страховые сборы по обязательному медицинскому, социальному и пенсионному страхованию. Особенно эффективными может оказаться проведение рейдов с участием участковых инспекторов, сотрудников территориальных органов МВД по вопросам миграции, налоговых органов, органов местного самоуправления;
  • к работе по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты НДФЛ будут привлекать управляющие компании и наиболее «доброжелательных», неравнодушных и социально активных жителей многоквартирных домов, почитающих за благо «утопить» ближнего своего. В качестве механизма, позволяющего заинтересовать управляющие компании выявлять подобные случаи и сообщать о них, изобретательные федеральные чиновники советуют местным властям выдавать из местных бюджетов стимулирующие гранты. Ну и конечно организовывать «горячие линии», где любой гражданин сможет создать своему соседу кучу неприятностей, просто сообщив по телефону, что его квартира сдается «в обход налога». После получения информации о том, что та или иная квартира сдается в наем, представители соответствующей комиссии, включающей специалистов налоговых органов, могут проводить рейдовые мероприятия, чтобы официально зафиксировать сложившуюся ситуацию;
  • при банкротстве всеми правдами и неправдами в первую очередь будет погашаться задолженность по налогам, в том числе и за счет привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц;
  • в отношении крупных компаний фактически открытым текстом разрешается устанавливать пресловутые «планы» по налогам (хотя ни для кого не секрет, что негласно они действуют и сейчас).
Смотрите так же:  Кбк по пеням налог на имущество

Выявление потенциальных доходных источников бюджетов

Если у кого-то чего-то не хватает, значит он – правильно – просто плохо ищет. Претворяя этот тезис в жизнь, Минфин России советует «регионалам» активизировать работу по выявлению незарегистрированных средств водного транспорта и уплаты налога на эти транспортные средства, развивать систему видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Запускать в эксплуатацию больше платных парковок и платных автодорог. Не скупиться на повышение ставок налога на имущество организаций и увеличение ставок транспортного налога для мощных, дорогих и элитных автомобилей. Полагая, что этой возможностью могут увлечься чрезмерно, чиновники как бы заранее предостерегают: «В пределах, установленных федеральным законодательством».

Наконец, предлагается поскорее запустить «единую методику оценки налоговых льгот» и «активнее внедрять передовой опыт регионов по реализации проектов, частично финансируемых за счет добровольных пожертвований граждан» а также развивать институты «софинансирования и самообложения граждан».

Говоря более понятным языком, предлагается следующее:

  • перевести на коммерческую основу (передать коммерческим организациям) системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения и взыскания штрафов. То есть всем нам наконец откровенно и официально разъяснили, что камеры ставятся вовсе не для безопасности движения и сохранения человеческих жизней, а исключительно «для штрафов»;
  • уничтожить бесплатные парковки там, где они почему-то еще остались;
  • повысить ставки транспортного налога и налога на имущество до максимально возможного предела;
  • снизить до минимально возможного предела количество налоговых льгот (еще лучше – извести их «под корень);
  • что касается рекомендации по внедрению «передового опыта добровольных пожертвований», то она при умелой трактовке может существенно расширить возможности для самоуправства на местах и фактически легализовать «чиновничий беспредел» или даже «институт завуалированного взяточничества» как таковой. Хрестоматийно же все: «А не будут брать – отключим газ!» Цель – благая, значит и средства оправданы. В качестве примера «самообложения» и добровольного пожертвования рискну привести следующий, совсем недавний: «Прокуратура Смоленской области не нашла нарушения в приобретении администрацией региона автомобиля Lexus LS 500. Иномарку властям Смоленской области безвозмездно передала микрокредитная организация ’’Смоленский фонд поддержки предпринимательства’’». В ведомстве добавили, что «Смоленский фонд поддержки предпринимательства» является некоммерческой организацией. «Действующим законодательством не предусмотрен запрет на безвозмездное принятие имущества от некоммерческих организаций. Оснований для вынесения актов прокурорского реагирования не выявлено», – уточнили в прокуратуре. Ну ежику же понятно, что не взятка никакая!

Развитие экономического потенциала регионов

Подзаголовок вроде бы вполне нейтральный. Наполнение, однако, достаточно пугающее. Предписано, во-первых, активизировать работу по проверке соответствия фактического использования земельных участков разрешенным видам использования, а также выявлению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. А во-вторых – проводить предварительную оценку эффективности предлагаемых к внедрению мер поддержки бизнеса (налоговые льготы, технопарки, бизнес-инкубаторы и т. д.).

В переводе сие означает не что иное, как усиление контроля за целевым использованием земельных участков с санкциями вплоть до изъятия земель и поддержку бизнеса только при условии увеличения налоговых поступлений. Что будет с тем, кого поддержали, а он, что называется, не оправдал, остается только догадываться. Бесплатный сыр – только в мышеловке, а Уголовного кодекса у нас на всех хватит.

Совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию

Этот сказ как бы не про нас, но на самом деле только на первый взгляд. На самом деле в этом подразделе как раз и сокрыта вся суть. Предлагаемые меры:

  • развитие системы стимулирования органов местного самоуправления к увеличению доходной базы местных бюджетов путем составления рейтингов органов местного самоуправления;
  • совершенствование системы стимулов для местных властей к увеличению налоговых доходов от источников на своей территории.

Переводим и переосмысливаем: если местная власть не будет выполнять рекомендации, то и никакой помощи от центра не получит. «Держаться» придется без денег. Так что выполнить их ей придется. И нам с вами – тоже.

Нелирическое отступление

Цель документа – увеличение доходов регионов путем роста экономического и налогового потенциалов. Минфин России рекомендует регионам в поисках нужных им средств «поскрести по сусекам» (как в сказке о Колобке) и хорошенько «тряхнуть» налогоплательщиков. Или, может, лучше – «растрясти»? Ну, как Алиса с Базилио трясли «богатенького Буратино». Правда, ожидаемого эффекта это, помнится, не принесло. Да и «буратины» нынче уж не те пошли – с кого есть что взять – изворотливые, а кто попроще да почестнее (глупее) – с тех и взять-то нечего. Но скрести по сусекам и трясти всех кого попало все же придется.

Напрягите ухо, и вы услышите равномерное гудение, похожее то на голодный вой, то на бурчание в утробе давно не евшего существа. Это не собака Баскервилей. Это подает голос его величество Бюджет. Тот самый, всегда встающий из-за стола с легким чувством голода. Смотрящий, словно волк, в лес, как бы его ни кормили. Робин Бобин Барабек, скушавший уже не сорок, а миллионы раз по сорок человек, коров, быков и кривых мясников. Бездонная Марианская впадина, где ни черта не видно. И он не угомонится, даже если слопает доходы всех самозанятых (хотя вряд ли они дадут ему это сделать). Он не насытится, если ему скормят все «забытые» вклады граждан.

Вклады «до невостребования»

Поясняем: речь идет о предложении передавать в бюджет невостребованные банковские вклады, которое сейчас рассматривает Комитет Госдумы по финансовому рынку. Объем «зависших» средств на счетах «спящих» клиентов оценивается в миллиарды рублей. Клондайк. Эльдорадо. Особенно принимая во внимание то, что многие фактические владельцы таких вкладов «спят» не просто в фигуральном смысле, но еще и вечным сном. Ведь чаще всего «зависшими» становятся счета умерших, о наследстве на имущество которых не заявили родственники. Согласно пункту 1 статьи 1152 и пункту 1 статьи 1154 Гражданского кодекса РФ, наследники имеют право принять наследство в течение шести месяцев с даты смерти. Причем сам банк такой счет закрыть не может.

«Также данная участь может коснуться средств номинальных держателей ценных бумаг и тех участников акционерных обществ, которые себя никак не проявляют, соответственно, не получают дивиденды. Суть заключается в том, чтобы определиться с этими ресурсами», – заявил глава комитета Анатолий Аксаков. «Определиться», разумеется, надо – чего добру пропадать. И нынешняя попытка – далеко не первая. Вот только раньше все эти невостребованные средства предлагалось перенаправлять на благотворительность, но сейчас, понятное дело, не до нее. Если посмотреть на Запад, мы увидим что-то подобное, но тоже с оговоркой. К примеру, такая практика с 2015 года существует в Швейцарии: там невостребованные вклады передают в пользу государства, но только в том случае, если по ним не было никаких движений в течение 60 лет. Мы же, традиционно любящие быструю езду, так долго ждать не можем. Поэтому нашим «невостребованным» и 10 лет – это слишком много. Нам бы попроще: годика три и «было ваше – стало наше». Предупреждаем, у нас длинные руки – из могилы достанем.

А если дело «конфискации» забытого наладится, то руки рачительных государственных «освоителей» могут дойти и до недвижимости. Может, и ее тоже кто-нибудь забудет.

Государственный интерес – пополнить казну в условиях, когда другие источники ее пополнения явно оскудевают, – вполне объясним. А тут 300 миллиардов рублей или даже больше. А с акциями – так, может, и целый триллион. Неплохая прибавка к бюджету, который, по официальным данным, и так уже «накормлен», то есть профицитен в этом году. Бюджет профицитен, а вот в отношении граждан и бизнеса продолжают изобретать все новые и новые поборы вместо того, чтобы своим профицитом поделиться. Ну да ладно, на то они и изобретатели.

В своей «методичке» Минфин России советует региональным властям искать конвертные схемы в компаниях, которые письменно не отчитываются о приеме на работу по заявленным вакансиям в ЦЗН, устанавливать побольше камер на дорогах, чтобы собирать побольше штрафов и «покончить» наконец с бесплатными парковками. Предлагается так же давать гранты управляющим компаниям, которые «стучат» на тех, кто сдает квартиры неофициально и стимулировать граждан заниматься «самообложением».

Вот только изъян «конфискационной» новации заключается в самой ее концепции. Да, допустим, человек ушел в мир иной, не оставив точного и исчерпывающего описания своего наследства. И часть его действительно осталась невостребованной. Как быть? Искать? В законопроекте упомянуты некие попытки найти обладателя или наследника «забытого вклада». Но какие попытки будут считаться исчерпывающими? Может, будет достаточно того, чтобы, скажем, банк послал уведомление по адресу регистрации вкладчика и, не получив ответа, спокойно позвал «экспроприаторов»? У нас миллионы людей живут не по месту регистрации. У нас давно уже судебные и многие другие органы считают, что человек «уведомлен», если ему отправили заказное письмо. Даже если оно потом пришло обратно. Судебные решения в отсутствие ответчика выносятся. Теперь таким же «облегченным образом» будут обходиться с собственностью на сотни миллиардов. Притом, что найти наследника еще труднее, чем непосредственного владельца. Кто будет этим озабочен? Банк? Зачем ему этот надо? Особенно если введут новую графу отчетности по части перечисления «невостребованных вкладов».

Нам кивают на Запад. Мы уже посмотрели на Швейцарию с ее 60-летним «сроком невостребования», теперь давайте глянем на другие страны, где сроки эти гораздо меньше. Но там (в тех же США, к примеру) наследники такой собственности или сами владельцы имеют бессрочное (это ключевое слово) право потребовать свои деньги обратно. После того, как деньги поступили в какую-нибудь программу «на общественное благо», их все равно можно найти и вернуть. Для это к услугам граждан как федеральный ресурс – специальный портал, где собраны все случаи, так и услуги всевозможных частных компаний, которые за 10% найдут вам ваши деньги. Или вашим наследникам, заподозрившим, что они что-то недополучили. После чего средства возвращаются в полном размере (за вычетом комиссии посредникам и поисковикам). Из казны штата. Еще раз повторим – без срока давности.

Смотрите так же:  Приказ на ночное дежурство

Если такой же порядок, гарантирующий безусловное и именно бессрочное право на восстановление прав собственности законными владельцами, будет прописан в российском законе, то это будет самой главной гарантией того, что частная собственность в стране охраняется законом. В противном случае это рискует превратиться в произвольные конфискации с массой «заинтересованных» контрагентов, как у нас водится в таких случаях. Кроме того, должен быть четко прописан обязательный порядок поиска владельцев и наследников. Но наши законотворцы ничего подобного не предлагают: еще чего не хватало – конфискации обратную силу придавать. Упало – пропало.

Есть и еще одна опасность: прослышав о том, что в Госдуме готовится некий закон о «конфискации» вкладов, многие не станут разбираться в деталях и тонкостях. Особенно если эта история обрастет паническими слухами. Почувствовав очередной подвох от государства, граждане могут начать совершать массовые «набеги на банки», изымая – на всякий случай – оттуда свои деньги и складируя их «под матрасом».

Так что нельзя исключать, что результатом панической, основанной на глубоком недоверии граждан ко всему, что делает власть, реакции на новый закон станет не выгода бюджету и финансовой систему в целом, а сплошной убыток. К тому же многие, прознав, что их кровные деньги даже теоретически могут попасть в казну и пущены потом невесть на что, а то и разворованы, предпочтут «назло врагам» изъять их, не дожидаясь собственного отправления в вечность.

Взятки: вред и… польза

Но даже если «экспроприация невостребованного» все же состоится, упомянутые невостребованные миллиарды, повторимся, переварятся в желудке нашего Барабека очень быстро. И – снова сусеки, скребок, пот со лба, надежды на лучшее, напряженная работа разума. Гениальная мысль подкралась незаметно, быстро оформившись сначала в законопроект № 544566-7, а затем и в Закон от 03.10.2018 № 351-ФЗ. Заработает с 1 января 2019 года. Суть предельно проста: конфискованные у коррупционеров средства будут перечислять в бюджет ПФР (это как бы младший брат нашего федерального Робина-Бобина). На благое дело, то есть, пойдут. Гуманистический принцип «убил бобра – спас дерево» наконец обрел достойное место в российском законодательстве.

Давая взятку чиновнику здесь и сейчас, ты обеспечиваешь себе (да и не только себе) достойное существование в будущем. Важно только правильно «сдать» коррупционера и не попасться самому. Круг замкнулся. Делая что-то как бы плохое (давая или вымогая взятку) ты в конечном счете поступаешь как бы хорошо.

Осталось только наловить взяточников – побольше и покрупнее. Но за этим, скорее всего, дело не станет. Например, при отделениях полиции можно создать подразделения «тайных взяткодателей» (по аналогии с тайными покупателями). Будут шастать из кабинета в кабинет и предлагать деньги – в надежде, что кто-нибудь да «поведется». Или тайком засовывать пачки купюр прямо в карманы. С «засудить», конечно, посложнее будет. А вот в том, что этим денежным конфискатом бюджет ПФР насытится – большие сомнения. Разве что чувство голода притупит, червячка заморит.

В общем, по большому счету, все эти методы – экзотика и популизм. Накормить бюджет могут только налоги, квазиналоги и еще раз налоги. Которые руководство страны обещало не увеличивать, а они почему-то растут.

Правительство развернули лицом к налогам

Ну да, как ту избушку на курьих ножках. Получается, что до этого оно стояло к ним если не задом, то вполоборота, что ли. Ну, в общем, так, чтобы не смотреть правде в глаза и не видеть, как они повышаются.

Так вот, однажды Михаил Викторович нажаловался Владимиру Владимировичу, что россиян фактически задушили налогами, и тот поручил Дмитрию Анатольевичу со всем этим разобраться. Мы не издеваемся – на самом деле все так и было, но некоторые подробности, конечно, не помешают.

Глава государства Владимир Путин встретился с руководителем Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и узнал от него о якобы сильном росте «фискальной и квазифискальной нагрузки на население». «В последнее время растут различные обязательные выплаты, неоправданно повышаются штрафы, в том числе за нарушение ПДД, цены на бензин, налоги по кадастровой стоимости на земельные участки и недвижимость. И это на фоне роста цен в магазинах в связи с инфляцией. Все это болезненно воспринимается людьми», – отметил Михаил Шмаков. Дабы удостовериться в правдивости слов профсоюзного лидера, президент и подключил к делу главу правительства Дмитрия Медведева: «Надо провести анализ того, что происходит по отраслям и по регионам, понимать, что реально, в реальной жизни там происходит. Не на бумажках, а в реальной жизни». В общем, отправил главу кабмина за МКАД и дальше – посмотреть, растет ли в реальности налоговая нагрузка на российских граждан в регионах по отдельным отраслям или все это г-ну Шмакову во сне привиделось. И теперь все зависит от того, будет ли г-н Медведев смотреть на ситуацию нормальными глазами («широко закрытыми» уже не получится) или традиционно – через розовые очки. И как он отрапортует президенту. Ведь что мы имеем сейчас: граждане России платят НДФЛ, налог на имущество, землю и транспорт. Акцизы, НДС и прочие сборы включаются в стоимость товаров и услуг, которые приобретаются населением, а страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования и Фонд соцстрахования платит работодатель.

Что имеется в виду под квазифискальными платежами? Финансово-экономический блок правительства и экспертное сообщество до сих пор ведут дискуссию по этому поводу. Теоретически к квазифискальной нагрузке можно отнести платежи за жилищно-коммунальные услуги, включая взносы за капремонт. Можно учитывать непрямые налоги. Так, например, акцизы на бензин включаются в конечную цену и переносятся на потребителя. Бремя уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), который с 2019 года повышается до 20%, тоже несет потребитель. Сам г-н Шмаков в качестве примера квазифискальной нагрузки привел исполнительский сбор 7% за взыскание штрафов за нарушение ПДД судебными приставами.

Формально правительство ставки для населения не повышает. Оно действует тоньше. Например, с помощью перехода на кадастровую стоимость при исчислении налога на имущество. Это привело к резкому скачку фискальной нагрузки. По данным ФНС России, если в 2013 году граждане заплатили 22 миллиарда рублей налога на имущество, то в 2017 году почти в семь раз больше – 144,7 миллиарда.

«Исходя из принимаемых мер по повышению доходов федерального бюджета можно увидеть, что налоговая нагрузка на бизнес и население в следующем бюджетном цикле будет возрастать как за счет роста ставок отдельных налогов и неналоговых (квазифискальных) платежей, так и за счет ужесточения налогового администрирования», – утверждают эксперты Российского экономического университета имени Плеханова.

Чуть менее агрессивно власти корректировали фискальную политику в области транспорта и земли. Но и тут нагрузка существенно возросла. С 2013 года в 1,6 раза выросли сборы транспортного налога с физических лиц (до 127,6 млрд руб.) и в 1,2 раза повысились поступления от земельного налога (до 186 млрд руб.).

Очень неплохо государство «заработало» на разгоне ставок акцизов. Они начисляются на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, пиво и другой алкоголь, табачную продукцию, нефтепродукты. Если в 2013 году консолидированный бюджет получил акцизов на 952,5 млрд рублей, то в 2017 году доходы по этой статье подскочили в 1,6 раза и составили 1,521 трлн рублей.

Весь текущий год росли цены на бензин. По данным Росстата, к 6 ноября литр Аи-95 в среднем подорожал на 9,5%, а литр дизеля подскочил в цене на 11,5%. Правительство разработало на следующий год специальный компенсационный механизм для нефтяников, а крупнейшие игроки отрасли подписали специальное «бензиновое» соглашение. Но дать 100-процентную гарантию того, что это поможет остановить повышение цен, нельзя. Ранее Счетная палата РФ и Федеральная антимонопольная служба высказывали опасение, что очередное повышение акцизов с 1 января 2019 года не позволит остановить этот рост.

Что касается ставки НДФЛ (подоходного налога), то она с начала нулевых годов нового века составляет 13%. Минфин России категорически против введения прогрессивной шкалы. Рост налоговых сборов здесь идет в основном благодаря увеличению зарплат (в частности, за первые девять месяцев этого года они выросли в номинальном выражении на 11,1%), а также действиям правительства и налоговиков по выводу доходов из тени в легальный сектор.

По итогам 2017 года ФНС России собрала 3,251 трлн рублей НДФЛ, что на 7,7% выше, чем в 2016 году. За январь-август этого года собрано 2,281 трлн рублей. Это 16,8% от общего объема налоговых поступлений. Больше дали только налог на добычу полезных ископаемых (27,7%) и налог на прибыль (20%).

НДС также не повышался. Но все изменится уже с 1 января 2019 года, когда ставка вырастет с 18 до 20%. Это приведет к скачку инфляции и негативно скажется на доходах населения, признавало ранее Минэкономразвития. Зато бюджет дополнительно получит около 620 млрд рублей.

Из-за повышения НДС вырастут тарифы на жилищно-коммунальные услуги. С 1 января 2019 года они будут проиндексированы на 1,7%, а с 1 июля того же года – на 2,4%. «Самостоятельно» увеличится для граждан плата за мусор. Ряд регионов, где заработали проекты по новой системе обращения с твердыми бытовыми отходами, уже ощутили рост «мусорного тарифа».

Например, Ивановская область уже перешла на новую систему. Если ранее стоимость услуги по вывозу коммунальных отходов составляла 2,5 рубля с квадратного метра, то теперь с человека берут в районе 86 рублей. По данным участников Комитета Госдумы по ЖКХ, плата за вывоз твердых бытовых отходов в коммунальном секторе повысилась на 12%.

Менее конкретен вице-премьер Виталий Мутко: «Рост, конечно, есть, и в некоторых регионах очень серьезный. Страшно сказать». Конечно, страшно, потому что даже такой закаленный человек, как г-н Мутко, не может не содрогаться от голодного воя не столько недокормленного, сколько ненасытного бюджета.

Остается надеяться, что глава правительства изучит ситуацию досконально, переборет все свои страхи и доподлинно расскажет президенту, как оно там, не на бумажке, а в реальной жизни. А там поглядим. В конце концов, в любом абсурде есть своя система.

Владимир Кирюхин, корреспондент «ПБ»

Электронная версия журнала
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Лучшее предложение для тех, кому нужен минимальный бюджет и практическая информация по учету и налогам.