1. Пояснительная записка Направленность программы — Актуальность программы: Особенности программы Адресат программы

2 1. Пояснительная записка Туризм на сегодняшний день одна из популярнейших форм активного отдыха людей. Туристская деятельность является важным средством оздоровления и физического развития учащихся. Но самой распространенной и доступной формой досуговой деятельности для ребят всех возрастных групп являются, конечно же, туристские походы. При современной нарушенной экологии, загазованности городов и поселков, высоком уровне шума и других травмирующих факторах, а также значительном пребывании подростков в закрытом помещении, у телеэкранов, компьютеров и мобильных устройств, субботний или воскресный туристский поход или практическое занятие на местности являются важным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы снимают нервное напряжение, дают заряд бодрости и энергии. После педагогически правильно организованного похода подросток в течение нескольких дней чувствует себя физически хорошо и спокойно. Походы и соревнования по спортивному туризму проявляют в молодом человеке его моральные качества и ведут к социализации личности. Не через монитор, а вербально человек переживает окружающий его мир в его более напряженной степени и быстро меняющейся обстановке. Именно в такой обстановке и таким образом происходит познание окружающей природы, формирование коммуникативных процессов и самопознание. Путешествия на байдарках и других судах занимают все большее место в системе детского спортивного туризма. В водном путешествии прекрасно сочетаются элементы познания, активного отдыха, физического воспитания и спорта. Отдых на воде, чистый воздух, купание, рыбная ловля все это является хорошим средством оздоровления. Походная жизнь, преодоление естественных препятствий содействуют воспитанию коллективизма, дисциплины и взаимной выручки, выработке смелости, выносливости, находчивости, развивают инициативу. Направленность программы — туристско-краеведческая, объединение «Юный водник». Актуальность программы: восполнение пробелов в изучении географии и ОБЖ в школе (обязательно образование). Получение комплексных знаний о виде спорта, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, оказания первой медицинской помощи, получение спортивных разрядов по спортивному туризму. Кроме того, актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и ростом популярности детско-юношеского водного туризма в стране, необходимостью популяризации гребного слалома как олимпийского вида спорта, необходимостью усиления безопасности на воде и умелых действиях при ЧС. Особенности программы. Основной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической туристской деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности; максимального использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя, в самоопределении самореализации через систему соревнований и тренировок по спортивному туризму, туристических походов, путешествий, экскурсий; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего края. Адресат программы Программа объединения рассчитана на возраст от 12 лет до 21 года. Период реализации программы включает в себя три возрастных периода. 1. Подростковый возраст от 12 до лет — переходный прежде всего в биологическом смысле. Психологически, этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его — чувство взрослости. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. 2.Юношеский возраст (от до 18 лет) характеризуется завершением физического созревания. Многих остро волнуют проблемы обеспечения своей «автономии» от старших. Вместе с тем они должны уже найти свое место во взрослом мире, а это требует выработки мировоззрения и осознанной позиции. 3. От до 23 лет, можно назвать началом самореализации. В отличие от подростка это 2

3 уже взрослые, как в биологическом, так и в социальном отношении люди. В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка. Однако неравномерность физического развития приводит к угловатости, потере гармонии в движениях. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, пытаясь бравадой отвлечь внимание от своей наружности. Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера подростка — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится у подростка и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысливания. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого мышления у подростка. Под влиянием окружающей среды в процессе целенаправленного воспитания происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности. Этот возраст характеризуется формированием эстетического отношения к действительности. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постоянно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми. Форма обучения очная Особенности организации образовательного процесса Состав группы 10 человек. Занятия проводятся с полным составом объединения в первый год, на этапе специализации возможны групповые (2-4 человека) занятия. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований. Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях в помещении (класс, спортзал) и на местности (на пришкольном участке, стадионе, в лесу, на реке у спасательной станции) в зависимости от темы занятия и времени года. В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных и категорийных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры, прогулки), так и познавательно творческой деятельности (экскурсии, беседы; обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр видеосюжетов, фильмов). Особое внимание следует уделить общей и специальной физической подготовке учащихся. Каждое мероприятие должно предполагать общее оздоровительно-закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций. 3

4 После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного многодневного туристского мероприятия похода, слета, соревнований, туристского лагеря. Цель программы: создать условия для формирования личности обучающегося, обладающей ключевыми компетенциями и самосознанием гражданина своей страны, владеющей практическими навыками в различных видах туристской деятельности и испытывающей потребность в творческом, физическом развитии и здоровом образе жизни. При этом предполагается решение следующих основных задач: 1. Предметные: — дать представление о развитии спортивного туризма в области и России, видах туризма, званиях и спортивных разрядах в туризме и водном туризме в частности, судействе соревнований, организации походов. — развивать и поддерживать интерес к различным видам туризма и активного отдыха; -научить ряду практических умений и навыков; 2. Метапредметные: — умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через туризм, двигательную активность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты; -умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу физического развития, технических навыков; -формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения. 3. Личностные: самоопределение, развитие рефлексивной самооценки действия за счёт сравнения обучающимися своих достижений и выработка на этой основе конкретной самооценки. Предоставление возможности осуществлять большое количество выборов (выбор технического способа выполнения учебного действия, выбор объёма заданий с обязательной аргументацией, выбор тактических аспектов совершения действия) Календарный учебный график Начало учебного года 1 сентября (для группы 1 года обучения 15 сентября), окончание учебного года 31 мая Количество учебных недель — 36 Срок реализации программы- 2 года, 420 часов за весь период обучения Объединения 1 полугодие Образова телъный процесс Зимние каникулы 2 полугодие Образова тельный процесс Летние каникулы Всего 1 год обучения 2 год обучения недель недель недель недель недели 36 недель Этапы 1 год обучения 2 год обучения образовательного процесса Начало учебного года 15 сентября 1 сентября Продолжительность 34 недели (204 часа) 36 недель (216 часов) учебного года Часов в неделю 6 (2 раза по 3 часа) 6 (2 раза по 3 часа) Текущий контроль В течение годане менее 3-х раз В течение годане менее 3-х раз 4

5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Распределение учебной нагрузки по годам обучения УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1год обучения Раздел Спортивный туризм в РФ Туристские возможности родного края для водных путешествий Особенности водного туризма. Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия Снаряжение для водного путешествия Питание в водном путешествии Всего Теоретические занятия Количество часов Практические занятия в помещении Основы туристской подготовки 1 на местности Формы аттестации/контроля опрос опрос Практическая работа Практическая работа тестирование 1.6 Привалы и ночлеги Практическая работа Топография и ориентирование на местности Техника движения. Речная лоция. Естественные и искусственные препятствия Тактика водного путешествия Обеспечение безопасности в водном путешествии Специальная техническая подготовка Основы доврачебной помощи и гигиены 3 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 5

6 Гигиена туриставодника и доврачебная помощь в походе Краеведческая, общественно полезная работа в походе 5.1 Общефизическая подготовка Специальная физическая подготовка Изучение регламентов и правил по спортивному туризму Учебнотренировочное путешествие первой категории сложности Краеведение Физическая подготовка Соревновательная деятельность Итого опрос тестирование Практическая работа Практическая работа тестирование Оформление отчета Содержание программы 1-ого года обучения. Раздел 1. Основы туристской подготовки 1.1Спортивный туризм в РФ. Чем интересны и полезны водные путешествия. Цели и задачи юношеского туризма в РФ: воспитание советского патриотизма, расширение и углубление знаний, полученных в школе, физическая закалка, приобретение трудовых умений и навыков, развитие самостоятельности и инициативы, чувства коллективизма, выполнение общественно полезной работы, приобретение навыков исследовательской работы. Виды туризма: пеший, водный, горный, лыжный, велосипедный и др. Их особенности, преимущества и недостатки. Традиции советского туризма. Нормативы на значки «Юный турист» и «Турист РФ». Разрядные требования по туризму. 1.2 Туристские возможности родного края для водных путешествий. Географическое положение и границы родного края. Основные водоемы и реки, рельеф, растительный и животный мир, полезные ископаемые, экономика, население. Краткие сведения из истории родного края. Памятные места, экскурсионные объекты и заповедники. Рекомендуемые маршруты водных одно-, двух-, трехдневных походов, многодневных и категорийных водных путешествий по родному краю. Литература о родном крае Особенности водного туризма. Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия. Специфика водных путешествий, их преимущества и недостатки. Комбинированные походы. Комплектование группы. Распределение обязанностей в группе. Подготовка и проведение похода. План подготовки. Сбор информации о районе путешествия. Общегеографические сведения о реках и озерах в районе путешествия. Разработка маршрута. Запасные варианты маршрута. Подведение итогов путешествия. Формы отчетов. 6

7 Практические занятия. Составление плана подготовки путешествия, сбор информации о районе похода, разработка маршрута. Проверка умения плавать, контрольные выходы, составление отчетов о путешествии Снаряжение для водного путешествия. Виды туристских судов: байдарки, лодки, катамараны, плоты. Их значение и конструктивные особенности. Устройство байдарок. Подготовка и походное оборудование байдарок. Нормы загрузки. Повышение плавучести байдарок. Ремонтный набор для водного путешествия. Подбор личного снаряжения. Особые требования к одежде и обуви туриставодника. Снаряжение для рыбной ловли. Особенности упаковки вещей и продуктов. Укладка груза и размещение людей в байдарке. Спасательные средства и их хранение. Практические занятия. Сборка и разборка байдарок. Предпоходный профилактический ремонт байдарок. Изготовление герметичной тары Питание в водном путешествии. Значение правильной организации походного быта и питания. Рекомендуемый набор продуктов питания во время водных путешествий. Режим питания в походе и калорийность пищи. Пополнение пищевых запасов в пути (в том числе, рыбная ловля, сбор ягод и грибов). Примерные дневные нормы расхода продуктов. Упаковка и хранение продуктов в водном путешествии. Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Учет расхода продуктов. Практические занятия. Составление походного меню и раскладка продуктов. Приготовление пищи в походных условиях Привалы и ночлеги. Привалы на берегу и на воде, их периодичность и продолжительность, выбор места для привала. Обеспечение безопасности при выборе места для привалов и ночлегов. Работа группы на привале и организация отдыха. Ночлеги. Требования к месту ночлега в полевых условиях. Организация лагеря: выбор места, планировка, распределение работ, заготовка топлива, установка палаток, защита от насекомых. Хранение снаряжения. Типы и виды костров. Костровое оборудование. Дежурство у костра. Установка байдарок на ночь. Ремонт и сушка одежды, обуви и снаряжения. Охрана природы и соблюдение гигиенических правил на привалах и ночлегах. Снятие лагеря. Организация ночлега в населенном пункте. Практические занятия. Выбор места для лагеря, планировка, заготовка топлива, установка палаток, разведение костров. Установка байдарок на ночь (на суше, на воде). Ремонт байдарок и другого снаряжения в походных условиях Топография и ориентирование на местности. Виды карт и основные сведения о карте: масштаб, условные топографические знаки, рельеф и способы его изображения, изображение гидросети на картах различного масштаба и схемах. Чтение карты и работа с ней: ориентирование, измерение расстояний, копирование. Старение карт. Хранение карт в пути. Составление схем. Вычерчивание маршрутных лент. Компас. Магнитное склонение. Ориентирование на местности: по карте, компасу и местным предметам, по небесным светилам. Ориентирование в условиях рек, озер. Способы определения расстояний на местности, па воде. Глазомерная съемка препятствий и составление схемы их прохождения. Составление схем особо интересных мест. Уточнение карты и ленты маршрута в пути. Практические занятия. Работа с картой ориентирование, измерение расстояний на местности. Глазомерная съемка, составление схем. Раздел 2. Специальная техническая подготовка 2.1. Техника движения. Речная лоция. Естественные и искусственные препятствия. Элементы гребли. Техника гребли на байдарках: работа рук, положение корпуса и ног, ритм и темп. Управление байдаркой при помощи весел и руля. Требования к рулевому. Выполнение команд рулевого. Основные маневры: посадка, отход от берега, движение в различном строю, подход к берегу, высадка. Речная лоция. Характеристика рек и притоков. Типы течений. Определение характерных элементов реки. Речная обстановка. Способы преодоления естественных препятствий (быстрина, мели, камни, топляки, заросли камыша, тростника, зарастающие водоемы, шиверы, перекаты, несложные пороги, большие плесы, волнение, встречный и боковой ветер). Способы преодоления искусственных препятствий (мосты, паромные переправы, плотины, шлюзы, рыболовные сооружения, молевой сплав). Волок, ход на бечеве. Встреча с самоходным судном. Обеспечение безопасности при прохождении препятствий. 7

Смотрите так же:  Приставы г Уварово

8 Практические занятия. Отработка элементов гребли, управление байдаркой, выполнение различных маневров. Отработка техники преодоления естественных и искусственных препятствий Тактика водного путешествия. Понятие о тактике в водном путешествии. Распорядок дня. Режим и график движения. Комплектование экипажей. Походный порядок судов. Место руководителя при движении нескольких судов. Связь и сигнализация. Выбор линии движения в различных условиях плавания. Разведка пути. Движение при плохой видимости. Тактика прохождения препятствий. Тактика разведки волоков. Практические занятия. Отработка умения выбирать линию движения в различных условиях плавания. Проведение разведки препятствий и волоков (обносов) Обеспечение безопасности в водном путешествии. Виды аварий, их причины. Анализ характерных аварийных случаев в водном путешествии. Обязанности руководителя и участников путешествия в обеспечении безопасности. Правила поведения в байдарке. Предпоходная проверка снаряжения и байдарок и профилактический осмотр их в походе. Предпоходный выход на воду. Применение спасательных средств. Значение сработанности группы и роль дисциплины. Спасательные команды. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Правила подъема человека из воды на судно. Обязательность предпоходной тренировки в аварийной обстановке. Аварийное расписание экипажей. Меры безопасности и страховка при преодолении естественных и искусственных препятствий. Спасательные команды при прохождении препятствий. Правила купания в незнакомых водоемах. Практические занятия. Контрольный выход на воду, тренировка в аварийной обстановке. Отработка приемов страховки при преодолении различных препятствий. Отработка использования спасательных средств. Раздел 3. Основы доврачебной помощи и гигиены 3.1. Гигиена туриста-водника и доврачебная помощь в походе. Личная гигиена туриста-водника. Значение систематического медосмотра. Самоконтроль в походе. Характерные для водных путешествий заболевания и травмы. Их профилактика и лечение в условиях водного путешествия. Предупреждение заболеваний. Первая помощь при ожогах, кровотечении, повреждении кожного покрова, ушибе, вывихе, растяжении, переломе, солнечном и тепловом ударе, отравлении, ядовитом укусе. Состав медицинской аптечки для водного похода. Практические занятия. Наложение повязок. Отработка приемов спасения утопающего, искусственного дыхания, транспортировки пострадавшего. Раздел 4. Краеведение 4.1. Краеведческая, общественно полезная работа в походе. Краеведческие наблюдения в походе. Изучение родного края. Поисковая работа в походе. Краеведческие навыки (ведение дневника, описание маршрута, сбор документальных материалов, фотографирование). Гидрологические наблюдения в походе. Обработка и оформление собранного материала. Работа туристов среди местного населения. Охрана природы, борьба с засорением лесов, рек, озер и других водоемов. Организация экспедиций, содержание экспедиционных заданий. Получение заданий от государственных, научных и хозяйственных организаций и учреждений, от школы и внешкольного учреждения. Порядок оформления экспедиционных отрядов. Участие в республиканских экспедициях. Практические занятия. Поисковая работа и краеведческие наблюдения в походе. Обработка и оформление собранного материала. Раздел 5. Физическая подготовка 5.1. Общефизическая подготовка Развитие общей и специальной выносливости — бег, лыжные походы, гребля на открытой воде. Силовые упражнения для развития основных групп мышц гребца на перекладине, наклоны с гимнастической скамейкой, гребля с применением весла с обычной лопастью. Развитие общей и специальной быстроты, ловкости и совершенствование техники гребли — бег, игра в баскетбол. Силовая подготовка: серийно, упражнения с шестом, канатом, резиновыми амортизаторами, гимнастической скамейкой, набивными мячами, брусьями Специальная физическая подготовка Совершенствование техники и специальной выносливости путем гребли на время Развитие скоростной выносливости — бег, специальные упражнения с шестами, канатами, упражнения с резиновыми амортизаторами, гимнастической 8

9 скамейкой, набивными мячами, гребля в усиленном темпе. Тренировка на развитее выносливости длительная гребля в равномерном темпе. Повторное прохождение дистанции в равномерном темпе раза, в том числе с отягощением (тормозом). Тренировка с ускорениями: серии до 5, ускорения в три гребка, ускорения в пять гребков, ускорения на полный круг, ускорения с отягощением. Тренировка на отработку техники: серийно, по видам гребков. Раздел 6. Соревновательная деятельность 6.1. Изучение регламентов и правил по спортивному туризму Регламент проведения соревнований по дисциплине «дистанция комбинированная». Общие положения. Квалификация дистанций. Информация об этапах и подведение итогов. Обеспечение безопасности на дистанции. Правила соревнований по спортивному туризму. Группа дисциплин «маршрут». Правила судейства. Виды соревнований. Положения о соревнованиях и заявки. Допуск на маршрут и определение результатов. Требования к группе. Взаимодействие со спасательными службами и страховыми компаниями. Ответственность за безопасность участников соревнований. Судейство соревнований. Квалификация маршрутов. Группа дисциплин «дистанция». Общие положения. Правила проведения соревнований. Отчёт о соревнованиях. 6.2 По итогам первого года обучения воспитанники должны научиться самостоятельно (при незначительной помощи педагога) организовывать и проводить водные походы выходного дня, иметь навыки прямой гребли и управления байдаркой на гладкой воде, ориентирования на местности по спортивным и топографическим картам, должны понимать принципы спортивного туризма, знать правила безопасности и оказания первой медицинской помощи. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2год обучения Наименование тем Спортивный туризм в РФ Туристские возможности родного края для водных путешествий Особенности водного туризма. Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия Снаряжение для водного путешествия Всего Теоретические занятия Количество часов Практические занятия в помещении Основы туристской подготовки 1 на местности Привалы и ночлеги Топография и ориентирование на местности Динамика речного Формы аттестации/контроля 9

10 потока Техника движения и преодоления препятствий Тактика водного путешествия Обеспечение безопасности в водном путешествии 3.2 Доврачебная медицинская помощь 4.1 Общефизическая подготовка Специальная физическая подготовка Учебнотренировочное путешествие второй категории сложности Составление отчета о туристском путешествии Специальная техническая подготовка Безопасность и доврачебная помощь Физическая подготовка Соревновательная деятельность Итого Содержание программы 2 года обучения. Раздел 1. Основы туристской подготовки 1.1 Спортивный туризм в РФ. Краткие сведения из истории развития туризма в РФ. Правила организации самодеятельных путешествий на территории РФ. Документы туристского путешествия. Утверждение маршрута путешествия. Практические занятия. Оформление документов похода (заполнение заявочной и маршрутной книжек, маршрутных листов). Оформление значков и разрядов Туристские возможности родного края для водных путешествий. Обзор литературы о родном крае. Практические занятия. Разработка рекомендуемых маршрутов водных одно-, двух-, трехдневных походов, многодневных и категорийных водных путешествий по родному краю на основе путешествий, совершенных в первый год обучения Особенности водного туризма. Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия. Специфика водных путешествий. Сбор информации о районе путешествия: характер и режим рек, препятствия, гидрометеорологическая обстановка, подъезды, пункты связи и медицинской помощи. Разработка маршрута с учетом режима реки, глубины потока, препятствий, скорости течения, ходового режима различных судов. Расчет переходов. Схемы и графики движения. Возможности 10

11 радиальных пешеходных выходов. Запасные варианты маршрута. Содержание и календарь предпоходных тренировок. Подведение итогов путешествия. Формы отчетов. Практические занятия. Сбор информации о районе путешествия. Разработка маршрута водного путешествия II категории сложности. Подбор материалов к отчету о многодневном путешествии Снаряжение для водного путешествия. Подготовка, модернизация и ремонт байдарок перед сложным водным путешествием. Использование в путешествиях на байдарках парусов и подвесных байдарочных моторов. Практические занятия. Подготовка байдарки к сложному путешествию: усиление каркаса, проклейка оболочки, оборудование байдарок фартуками. Изготовление парусов Привалы и ночлеги. Использование привалов для проведения разведки. Особенности выбора места для биваков на берегах равнинных, предгорных, горных рек, открытых водоемов. Установка байдарок на ночь в различных условиях плавания, с учетом колебания уровня воды. Практические занятия. Выбор места для лагеря, его планировка, установка палаток, заготовка топлива, разведение костров Топография и ориентирование на местности. Практика в вычерчивании продольного и поперечного профилей реки. Практика в съемке реки и составлении схем. Глазомерная съемка порога и составление его схемы. Ориентирование при прохождении перекатов и порогов Динамика речного потока. Основные параметры потока (расход воды, средняя глубина и скорость). Характеристика долины реки, русла (продольный профиль, уклон, падение, извилистость). Основные закономерности потока (силы, действующие на массу воды, закон Бернулли, распределение скоростей по сечению, направлению струи). Работа реки в отношении берега. Действие потока на плывущее тело. Практические занятия. Тренировка управлением байдаркой в условиях действия потока на нее при различных скоростях и направлении течения. Раздел 2. Специальная техническая подготовка Техника движения и преодоления препятствий. Техника гребли в зависимости от силы течения и направления ветра, правила дыхания при гребле и связь его с темпом и ритмом движения. Управление байдаркой с учетом дрейфа. Особенности гребли и управления судном на горных реках. Техника движения по открытым водоемам, хождения под парусом. Способы преодоления сложных перекатов, порогов, завалов. Виды узлов, применяемых в водном туризме, их назначение, правила вязки. Практические занятия. Тренировка в вязании узлов. Тренировка управления байдаркой в сильной струе при прохождении переката, порога, завалов Тактика водного путешествия. Построение продольного профиля маршрута. Внесение коррективов в план и график движения в зависимости от реальной обстановки. Выбор линии движения судов в различных условиях. Порядок движения при плохой видимости и в ночное время. Предварительный просмотр порогов и других сложных участков. Тактические приемы прохождения их. Регулярное подведение итогов дня в группе (разбор пройденного пути и действий участников), выработка плана действий на следующий день. Практические занятия. Вычерчивание продольного профиля маршрута. Тренировка в предварительном осмотре сложных участков и оценке возможности прохождения препятствия. Проведение разбора пройденного пути. Раздел 3. Безопасность и доврачебная помощь 3.1. Обеспечение безопасности в водном путешествии. Безопасность основное и важнейшее требование ко всем туристским путешествиям. Персональная ответственность руководителя за безаварийность. Основные причины возникновения опасности в путешествии: плохая техническая, физическая и моральная подготовка участников и недисциплинированность туристов, недостаточный опыт руководителя, слабое изучение района и условий предстоящего путешествия, плохая разработка маршрута, неумелое преодоление препятствий, пренебрежение страховкой, недооценка трудностей и опасностей и переоценка собственных сил и возможностей, ослабление внимания на «легких» участках, переутомление, незнание приемов оказания доврачебной помощи, внезапное изменение погоды, ядовитые растения и пресмыкающиеся. Обязанности руководителя и участников группы в обеспечении безопасности. Предпоходные меры предупреждения опасности: 11

12 проверка снаряжения, байдарок, спасательных средств. Меры предупреждения опасности в путешествии: регулярный осмотр байдарок, спасательных средств и другого снаряжения и своевременный ремонт их. Отработка приемов использования спасательных средств на первом пороге. Строгое соблюдение порядка движения судов, предварительный осмотр серьезных препятствий, организация страховки при преодолении естественных и искусственных препятствий. Анализ характерных аварийных случаев в водном путешествии и выводы из них. Практические занятия. Тренировки в «аварийной» обстановке с применением спасательных средств. Приемы оказания помощи терпящим бедствие на воде Доврачебная медицинская помощь. Первая помощь при травмах, возможных в водном путешествии, и уход за пострадавшим до доставки его в пункт медицинской помощи. Практические занятия. Обработка раны, наложение повязок и шин. Отработка приемов спасения утопающего, искусственного дыхания, транспортировки пострадавшего. Раздел 4. Физическая подготовка Общефизическая подготовка Развитие общей и специальной выносливости — бег, лыжные походы, гребля на открытой воде. Силовые упражнения для развития основных групп мышц гребца на перекладине, наклоны с гимнастической скамейкой, гребля с применением весла с обычной лопастью. Развитие общей и специальной быстроты, ловкости и совершенствование техники гребли — бег, игра в баскетбол. Силовая подготовка: серийно, упражнения с шестом, канатом, резиновыми амортизаторами, гимнастической скамейкой, набивными мячами, брусьями Специальная физическая подготовка Совершенствование техники и специальной выносливости путем гребли на время Развитие скоростной выносливости — бег, специальные упражнения с шестами, канатами, упражнения с резиновыми амортизаторами, гимнастической скамейкой, набивными мячами, гребля в усиленном темпе. Тренировка на развитее выносливости длительная гребля в равномерном темпе. Повторное прохождение дистанции в равномерном темпе раза, в том числе с отягощением (тормозом). Тренировка с ускорениями: серии до 5, ускорения в три гребка, ускорения в пять гребков, ускорения на полный круг, ускорения с отягощением. Тренировка на отработку техники: серийно, по видам гребков. Раздел 5. Соревновательная деятельность 5.1 По результатам второго года обучения воспитанники должны научиться при незначительной помощи руководителя организовывать и провести поход первой категории сложности, иметь навыки управления байдаркой на извилистых реках с препятствиями некатегорийной сложности, знать правила проведения соревнований по спортивному туризму и участвовать в них на доступных категориях дистанций с соблюдением всех требований правил и регламентов Составление отчета о туристском путешествии. Формы отчетов о туристском путешествии. Письменный отчет: титульный лист, введение, краткая характеристика района путешествия, график движения по маршруту, картографический материал, техническое описание маршрута и его достопримечательностей, дневниковые записи о жизни группы, сведения по организационным и хозяйственным вопросам, сведения о личном составе группы, список использованной и рекомендуемой литературы по району путешествия, выводы и рекомендации, оглавление. Планируемые результаты 1-го года обучения п/п Название разделов и тем 1.1 Спортивный туризм в РФ Знания Основы туристской подготовки 1. Развития туризма в России. Виды туризма. Правила организации самодеятельных путешествий на территории РФ. Документы туристского путешествия. Навыки и умения 1.2 Туристские возможности Географическое положение и границы родного края. Основные водоемы и реки, 12

Смотрите так же:  Имущественный налоговый вычет за машину

13 родного края для водных путешествий 1.3 Особенности водного туризма. Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия 1.4 Снаряжение для водного путешествия 1.5 Питание в водном путешествии 1.6 Привалы и ночлеги 1.7 Топография и ориентирование на местности рельеф, растительный и животный мир, полезные ископаемые, экономика, население. Краткие сведения из истории родного края. Распределение обязанностей в группе. Подготовка и проведение похода. План подготовки. Сбор информации о районе путешествия. Общегеографические сведения о реках и озерах в районе путешествия. Разработка маршрута. Запасные варианты маршрута. Подведение итогов путешествия. Формы отчетов. Виды туристских судов: байдарки, лодки, катамараны, плоты. Их значение и конструктивные особенности. Устройство байдарок. Подготовка и походное оборудование байдарок. Нормы загрузки. Повышение плавучести байдарок. Ремонтный набор для водного путешествия. Подбор личного снаряжения. Особые требования к одежде и обуви туриста-водника. Рекомендуемый набор продуктов питания во время водных путешествий. Режим питания в походе и калорийность пищи. Пополнение пищевых запасов в пути (в том числе, рыбная ловля, сбор ягод и грибов). Примерные дневные нормы расхода продуктов. Упаковка и хранение продуктов в водном путешествии Привалы на берегу и на воде, их периодичность и продолжительность, выбор места для привала. Обеспечение безопасности при выборе места для привалов и ночлегов. Работа группы на привале и организация отдыха. Ночлеги. Требования к месту ночлега в полевых условиях. Организация лагеря: выбор места, планировка, распределение работ, заготовка топлива, установка палаток, защита от насекомых. Хранение снаряжения Виды карт и основные сведения о карте: масштаб, условные топографические знаки, рельеф и способы его изображения, изображение гидросети на картах различного масштаба и схемах. Чтение карты и работа с ней: ориентирование, измерение расстояний, копирование. Старение карт. Хранение карт в пути. Составление схем. Вычерчивание маршрутных лент. Компас. Магнитное склонение. Ориентирование на местности: по карте, компасу и местным предметам, по небесным светилам. Ориентирование в условиях рек, озер Составление плана подготовки путешествия, сбор информации о районе похода, разработка маршрута. Проверка умения плавать, контрольные выходы, составление отчетов о путешествии. Сборка и разборка байдарок. Предпоходный профилактический ремонт байдарок. Изготовление герметичной тары. Составление походного меню и раскладка продуктов. Приготовление пищи в походных условиях.. Выбор места для лагеря, планировка, заготовка топлива, установка палаток, разведение костров. Установка байдарок на ночь (на суше, на воде). Ремонт байдарок и другого снаряжения в походных условиях. Работа с картой ориентирование, измерение расстояний на местности. Глазомерная съемка, составление схем. 13

14 2.1 Техника движения. Речная лоция. Естественные и искусственные препятствия 2.2 Тактика водного путешествия 2.3 Обеспечение безопасности в водном путешествии 3.1. Гигиена туриставодника и доврачебная помощь в походе 4.1 Краеведческая, общественно Специальная техническая подготовка 2 Речная лоция. Естественные и искусственные препятствия. Элементы гребли. Техника гребли на байдарках: работа рук, положение корпуса и ног, ритм и темп. Управление байдаркой при помощи весел и руля. Требования к рулевому. Выполнение команд рулевого. Основные маневры: посадка, отход от берега, движение в различном строю, подход к берегу, высадка. Речная лоция. Характеристика рек и притоков. Типы течений. Определение характерных элементов реки. Речная обстановка. Способы преодоления естественных препятствий Понятие о тактике в водном путешествии. Распорядок дня. Режим и график движения. Комплектование экипажей. Походный порядок судов. Место руководителя при движении нескольких судов. Связь и сигнализация. Выбор линии движения в различных условиях плавания. Разведка пути. Движение при плохой видимости. Тактика прохождения препятствий. Тактика разведки волоков. Виды аварий, их причины. Анализ характерных аварийных случаев в водном путешествии. Обязанности руководителя и участников путешествия в обеспечении безопасности. Правила поведения в байдарке. Предпоходная проверка снаряжения и байдарок и профилактический осмотр их в походе. Предпоходный выход на воду. Применение спасательных средств. Значение сработанности группы и роль дисциплины. Спасательные команды. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Правила подъема человека из воды на судно. Основы доврачебной помощи и гигиены 3 Личная гигиена туриста-водника. Значение систематического медосмотра. Самоконтроль в походе. Характерные для водных путешествий заболевания и травмы. Их профилактика и лечение в условиях водного путешествия. Предупреждение заболеваний. Первая помощь при ожогах, кровотечении, повреждении кожного покрова, ушибе, вывихе, растяжении, переломе, солнечном и тепловом ударе, отравлении, ядовитом укусе. Состав медицинской аптечки для водного похода. Краеведение 4 Краеведческие наблюдения в походе. Изучение родного края. Поисковая работа в Отработка элементов гребли, управление байдаркой, выполнение различных маневров. Отработка техники преодоления естественных и искусственных препятствий. Отработка умения выбирать линию движения в различных условиях плавания. Проведение разведки препятствий и волоков (обносов). Контрольный выход на воду, тренировка в аварийной обстановке. Отработка приемов страховки при преодолении различных препятствий. Отработка использования спасательных средств. Наложение повязок. Отработка приемов спасения утопающего, искусственного дыхания, транспортировки пострадавшего. Поисковая работа и краеведческие 14

15 полезная работа в походе 5.1 Общефизическая подготовка 5.2 Специальная физическая подготовка 6.1 Изучение регламентов правил спортивному туризму и по походе. Краеведческие навыки (ведение дневника, описание маршрута, сбор документальных материалов, фотографирование). Гидрологические наблюдения в походе. Обработка и оформление собранного материала. Работа туристов среди местного населения. Охрана природы, борьба с засорением лесов, рек, озер и других водоемов Физическая подготовка 5 Развитие общей и специальной выносливости — бег, лыжные походы, гребля на открытой воде. Силовые упражнения для развития основных групп мышц гребца на перекладине, наклоны с гимнастической скамейкой, гребля с применением весла с обычной лопастью. Развитие общей и специальной быстроты, ловкости и совершенствование техники гребли — бег, игра в баскетбол. Силовая подготовка: серийно, упражнения с шестом, канатом, резиновыми амортизаторами, гимнастической скамейкой, набивными мячами, брусьями. Совершенствование техники и специальной выносливости путем гребли на время Развитие скоростной выносливости — бег, специальные упражнения с шестами, канатами, упражнения с резиновыми амортизаторами, гимнастической скамейкой, набивными мячами, гребля в усиленном темпе. Тренировка на развитее выносливости длительная гребля в равномерном темпе. Повторное прохождение дистанции в равномерном темпе раза, в том числе с отягощением (тормозом). Тренировка с ускорениями: серии до 5, ускорения в три гребка, ускорения в пять гребков, ускорения на полный круг, ускорения с отягощением. Тренировка на отработку техники: серийно, по видам гребков. Соревновательная деятельность 6 Регламент проведения соревнований по дисциплине «дистанция комбинированная». Общие положения. Квалификация дистанций. Информация об этапах и подведение итогов. Обеспечение безопасности на дистанции. Правила соревнований по спортивному туризму. Группа дисциплин «маршрут». Правила судейства. Виды соревнований. Положения о соревнованиях и заявки. Допуск на маршрут и определение результатов. Требования к группе. Взаимодействие со наблюдения в походе. Обработка и оформление собранного материала Выполнение принятых в школьной программе нормативов по физической подготовке с превышением их на 10-15% Участие в туристских соревнованиях, подготовка инвентаря для соревнований, участие в подготовке этапов, судейство 15

16 спасательными службами и страховыми компаниями. Ответственность за безопасность участников соревнований. Судейство соревнований. Квалификация маршрутов. Группа дисциплин «дистанция». Общие положения. Правила проведения соревнований. Отчёт о соревнованиях. 6.2 Участие в соревнованиях и походах выходного дня По итогам первого года обучения воспитанники должны научиться самостоятельно (при незначительной помощи педагога) организовывать и проводить водные походы выходного дня, иметь навыки прямой гребли и управления байдаркой на гладкой воде, ориентирования на местности по спортивным и топографическим картам, должны понимать принципы спортивного туризма, знать правила безопасности и оказания первой медицинской помощи. Планируемые результаты 2-го года обучения п/п Название разделов и тем 1.1 Спортивный туризм в РФ 1.2 Туристские возможности родного края для водных путешествий 1.3 Особенности водного туризма. Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия Знания Основы туристской подготовки 1. Краткие сведения из истории развития туризма в РФ. Правила организации самодеятельных путешествий на территории РФ. Документы туристского путешествия. Утверждение маршрута путешествия. Обзор литературы о родном крае. Специфика водных путешествий. Сбор информации о районе путешествия: характер и режим рек, препятствия, гидрометеорологическая обстановка, подъезды, пункты связи и медицинской помощи. Разработка маршрута с учетом режима реки, глубины потока, препятствий, скорости течения, ходового режима различных судов. Расчет переходов. Схемы и Навыки и умения Оформление документов похода (заполнение заявочной и маршрутной книжек, маршрутных листов). Оформление значков и разрядов. Разработка рекомендуемых маршрутов водных одно-, двух-, трехдневных походов, многодневных и категорийных водных путешествий по родному краю на основе путешествий, совершенных в первый год обучения. Сбор информации о районе путешествия. Разработка маршрута водного путешествия II категории сложности. Подбор материалов к отчету о многодневном путешествии. 16

17 1.4 Снаряжение для водного путешествия 1.5 Привалы и ночлеги 1.6 Топография и ориентирование на местности 1.7 Динамика речного потока 2.1 Техника движения преодоление препятствий 2.2 Тактика водного путешествия и графики движения. Возможности радиальных пешеходных выходов. Запасные варианты маршрута. Содержание и календарь предпоходных тренировок. Подведение итогов путешествия. Подготовка, модернизация и ремонт байдарок перед сложным водным путешествием. Использование в путешествиях на байдарках парусов и подвесных байдарочных моторов. Использование привалов для проведения разведки. Особенности выбора места для биваков на берегах равнинных, предгорных, горных рек, открытых водоемов. Установка байдарок на ночь в различных условиях плавания, с учетом колебания уровня воды. Практика в вычерчивании продольного и поперечного профилей реки. Практика в съемке реки и составлении схем. Глазомерная съемка порога и составление его схемы. Ориентирование при прохождении перекатов и порогов Основные параметры потока (расход воды, средняя глубина и скорость). Характеристика долины реки, русла (продольный профиль, уклон, падение, извилистость). Основные закономерности потока (силы, действующие на массу воды, закон Бернулли, распределение скоростей по сечению, направлению струи). Работа реки в отношении берега. Действие потока на плывущее тело. Специальная техническая подготовка 2 Техника гребли в зависимости от силы течения и направления ветра, правила дыхания при гребле и связь его с темпом и ритмом движения. Управление байдаркой с учетом дрейфа. Особенности гребли и управления судном на горных реках. Техника движения по открытым водоемам, хождения под парусом. Способы преодоления сложных перекатов, порогов, завалов. Виды узлов, применяемых в водном туризме, их назначение, правила вязки. Построение продольного профиля маршрута. Внесение коррективов в план и график движения в зависимости от реальной обстановки. Выбор линии движения судов в различных условиях. Порядок движения при плохой видимости и в ночное время. Предварительный просмотр порогов и других Подготовка байдарки к сложному путешествию: усиление каркаса, проклейка оболочки, оборудование байдарок фартуками. Изготовление парусов. Выбор места для лагеря, его планировка, установка палаток, заготовка топлива, разведение костров.. Работа с картой ориентирование, измерение расстояний на местности. Глазомерная съемка, составление схем. Управление байдаркой в условиях действия потока на нее при различных скоростях и направлении течения Вязка узлов. Управление байдаркой в сильной струе при прохождении переката, порога, завалов Вычерчивание продольного профиля маршрута. Тренировка в предварительном осмотре сложных участков и оценке возможности прохождения 17

18 3.1 Обеспечение безопасности в водном путешествии сложных участков. Тактические приемы прохождения их. Регулярное подведение итогов дня в группе, выработка плана действий на следующий день. Безопасность и доврачебная помощь 3 Безопасность основное и важнейшее требование ко всем туристским путешествиям. Персональная ответственность руководителя за безаварийность. Основные причины возникновения опасности в путешествии: плохая техническая, физическая и моральная подготовка участников и недисциплинированность туристов, недостаточный опыт руководителя, слабое изучение района и условий предстоящего путешествия, плохая разработка маршрута, неумелое преодоление препятствий, пренебрежение страховкой, недооценка трудностей и опасностей и переоценка собственных сил и возможностей, ослабление внимания на «легких» участках, переутомление, незнание приемов оказания доврачебной помощи, внезапное изменение погоды, ядовитые растения и пресмыкающиеся. Обязанности руководителя и участников группы в обеспечении безопасности. Предпоходные меры предупреждения опасности: проверка снаряжения, байдарок, спасательных средств. Меры предупреждения опасности в путешествии: регулярный осмотр байдарок, спасательных средств и другого снаряжения и своевременный ремонт их. Отработка приемов использования спасательных средств на первом пороге. Строгое соблюдение порядка движения судов, предварительный осмотр серьезных препятствий, организация страховки при преодолении естественных и искусственных препятствий. Анализ характерных аварийных случаев в водном путешествии и выводы из них. препятствия. Проведение разбора пройденного пути. Уметь действовать в «аварийной» обстановке с применением спасательных средств. Уметь оказывать помощь терпящим бедствие на воде. Знать основные причины возникновения опасных и аварийных ситуаций в походах. Профилактика опасных ситуаций. 3.2 Доврачебная Первая помощь при травмах, возможных в Обработка раны, медицинская водном путешествии, и уход за наложение повязок и помощь пострадавшим до доставки его в пункт шин. Отработка приемов медицинской помощи. спасения утопающего, искусственного дыхания, транспортировки пострадавшего. Физическая подготовка Общефизическая Развитие общей и специальной выносливости Выполнение принятых в 18

Смотрите так же:  Федеральный закон о прожиточном минимуме 2019

19 подготовка 4.2 Специальная физическая подготовка 5.1 Изучение регламентов правил спортивному туризму 5.2 Составление отчета туристском путишествии и по о — бег, лыжные походы, гребля на открытой воде. Силовые упражнения для развития основных групп мышц гребца на перекладине, наклоны с гимнастической скамейкой, гребля с применением весла с обычной лопастью. Развитие общей и специальной быстроты, ловкости и совершенствование техники гребли — бег, игра в баскетбол. Силовая подготовка: серийно, упражнения с шестом, канатом, резиновыми амортизаторами, гимнастической скамейкой, набивными мячами, брусьями. Совершенствование техники и специальной выносливости путем гребли на время Развитие скоростной выносливости — бег, специальные упражнения с шестами, канатами, упражнения с резиновыми амортизаторами, гимнастической скамейкой, набивными мячами, гребля в усиленном темпе. Тренировка на развитее выносливости длительная гребля в равномерном темпе. Соревновательная деятельность 6 По результатам второго года обучения воспитанники должны научиться при незначительной помощи руководителя организовывать и провести поход первой категории сложности, иметь навыки управления байдаркой на извилистых реках с препятствиями некатегорийной сложности, знать правила проведения соревнований по спортивному туризму и участвовать в них на доступных категориях дистанций с соблюдением всех требований правил и регламентов. Формы отчетов о туристском путешествии. Письменный отчет: титульный лист, введение, краткая характеристика района путешествия, график движения по маршруту, картографический материал, техническое описание маршрута и его достопримечательностей, дневниковые записи о жизни группы, сведения по организационным и хозяйственным вопросам, сведения о личном составе группы, список использованной и рекомендуемой литературы по району путешествия, выводы и рекомендации, оглавление. школьной программе нормативов по физической подготовке с превышением их на 10-15% Участие в туристских соревнованиях, подготовка инвентаря для соревнований, участие в подготовке этапов, судейство Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Помещения для занятий: 19

20 Помещение для проведения учебных и практических занятий должно соответствовать санитарно- эпидемиологическим требованиям. В начале и середине учебного года рекомендуется проводить инструктаж по технике безопасности (Цель: знакомство с правилами пожарной безопасности, ПДД, поведение на улице, в общественных местах, правилами проведения туристских мероприятий). Класс для занятий, столы, стулья, доска классная (настенная или переносная для маркера или мела) Спортивный зал, шведские стенки, перекладина, скамейки. Оборудование, специальное снаряжение, дидактический, раздаточный и демонстрационный материал: Количество Наименование п/п единиц 1. Палатки туристские с тентами и стойками Компл. 3. Репшнуры (длина 2 З м, диаметр 6 8 мм) Компл. 4. Петли пруссика (веревка 8 мм) Компл. 5. Карабин туристский Компл. 6. Курвиметр 1 шт 7. GPS навигатор 1 шт 8. Компас жидкостный для ориентирования Компл. 9. Секундомер электронный 2 шт. 10. Аптечка медицинская в упаковке Компл. 11. Пила двуручная в чехле 1 шт. 12. Топор в чехле 2 шт. 13. Таганок костровой 2 шт. 14. Тросик костровой 1 шт. 15. Рукавицы костровые (брезентовые) Компл. 16. Тент хозяйственный 1 шт. 17. Клеенка кухонная 2 шт. 18. Кухонные принадлежности (ножи, терка, консервный нож ) Компл. 19. Каны (котлы) туристские 2 Компл. 20. Ремонтный набор в упаковке Компл. 21. Лопата саперная в чехле 1 шт. 22. Лента мерная 1шт. 23. Планшет для глазомерной съемки местности 4 шт. 24. Карандаши цветные, чертежные Компл. 25. Транспортир Компл. 26. Карты топографические и спортивные учебные Компл. 27. Условные знаки спортивных карт и топографических карт Компл. 28. Учебные стенды «Туристские узлы» Компл. 29. Учебные фильмы Компл. 30. Методические разработки занятий и мероприятий; Компл. 31. Канцелярские принадлежности; Компл. 32. Раздаточный материал Компл. 33. Байдарки туристские Компл. 34. Вёсла Компл. 35. Спасательные жилеты Компл. 36. Гидромешки (гермоомешки) Компл. 37. Спасательный конец Компл. 38. Спасательный круг 1шт. 39. Конец Александрова 1шт 20

21 40. Каски защитные (закрытый затылок, закрытые уши) Компл. 41 Неопреновый комбинезон Компл. Информационное обеспечение мультимедийные средства обучения; — мультимедийные презентации; — видеофильмы. Интернет источники Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования- Ампилогов Д.В., педагог высшей квалификационной категории. Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Грамоты, дипломы, маршрутный лист, протоколы соревнований, материал анкетирования и тестирования Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов Слет, соревнование, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, выполнение требований на присвоение судейской категории, спортивного разряда. В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний, умений и навыков. Система контроля за усвоением обучающимися программы складывается из следующих элементов: опрос, зачеты, самостоятельные работы по организации туристской, спортивной, судейской деятельности. Результаты проверки уровня усвоения программы фиксируются педагогом в специально разработанных листах учебных достижений: лист учебных достижений 1 (Приложение ) заполняется при проверке ЗУН обучающихся после изучения основных тем программы; лист учебных достижений 2 (Приложение ) заполняется при проведении диагностики обучающихся: входной, промежуточной и итоговой. В течении учебного года по определению уровня усвоения программы обучающимися осуществляется три диагностических среза: — входная диагностика посредством бесед, анкетирования, тестов, где выясняется начальный уровень знаний, умений и навыков обучающихся. — промежуточная диагностика позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень ЗУН обучающихся, в соответствии с пройденным материалом программы. Предлагаются контрольные соревнования по ОФП, СФП, тесты. — итоговая диагностика проводится в конце учебного года и предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым направлениям; (зачетный поход до 2 категории сложности, в зависимости от года обучения, выступление в соревнованиях и выполнение спортивных разрядов, судейских званий). Данный контроль позволяет проанализировать степень усвоения программы обучающимися. Результаты контроля фиксируются в диагностической карте. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1-й год обучения ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ (1 полугодие) 1. Промежуточная аттестация за полугодие сдача нормативов по ОФП. Тестовые испытания по общей физической подготовке по видам:

22 Прыжок в длину с места Уровень подгото вки Бег 60 челночный Бег Поднимание м. бег 3х10 м 1000 м. туловища за 30 сек Критерии оценки ОФП: Высокий Средний Низкий Обучающийся показывает Обучающийся показывает Результаты результат выше, чем на входящем результат выше, чем на меняются, тестировании по трем и больше входящем тестировании по ухудшаются тестам одному-двум тестам 2. ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗА ГОД 1.Тестовые испытания по общей физической подготовке по видам: Прыжок в длину с места Бег 60 м. челночный бег 3х10 м Бег 1000 м. Поднимание туловища за 30 сек Подтягивание Юн Отжимание Дев не или Подтягивание Юн Отжимание Дев Критерии оценки ОФП: Уровень Высокий Средний Низкий подготов Обучающийся показывает Обучающийся показывает Результаты ки результат выше, чем на результат выше, чем на меняются, промежуточном тестировании по трем и больше тестам промежуточном тестировании по одномудвум тестам ухудшаются 2.Тестирование по теоретической и технической подготовке: 50 вопросов не или 22

25 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ЗА ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Туристские навыки. 1. Распределите по группам личное и групповое снаряжение: кружка, палатка, спальный мешок, теплоизолирующий коврик, котелок, топор, тент, свитер, компас, ложка. 2. В туристской группе 15 человек. Для варки манной каши норма крупы на одного едока 50 грамм. Запланировано в походе четыре варки каши. Сколько надо взять манной крупы? а) 2 кг; б) 3 кг; в) 4 кг. 3.Укажите признаки ухудшения погоды погоды: а) утром роса и туман; б) перистые облака движутся с запада, изменяя очертания; в) красная заря утром; г) дым от костра поднимается вертикально. 4. Узлы предназначены для связывания двух веревок одинаковой или разной толщины, привязывания к опорам, обеспечения страховки и самостраховки. Какой узел применяется для связывания верхней и нижней частей личной страховочной системы: а) прямой б) восьмерка в) булинь 5. В походе приходится переправляться через реки. Наиболее частый вид переправы прохождение реки вброд. Укажите видимые признаки брода на равнинной реке: а) густые заросли осоки и камыша; б) небольшая рябь на поверхности медленно текущей реки; в) завихрения и водовороты на поверхности воды. 6. Место для бивака должно удовлетворять нескольким требованиям: безопасность, наличие дров, наличие воды. В каком месте вы бы поставили свой лагерь: а) на берегу реки, ниже сельского населенного пункта; б) на опушке ельника, рядом с оврагом; в) на поляне осинового леса, не далеко от пруда. 7. К продуктам, взятым в поход, предъявляются определенные требования. Укажите, какие продукты вы не возьмете в поход на 3 дня: Макароны, консервы рыбные, пирожное, крупа гречневая, сахар, йогурт, печенье, масло растительное, суп (концентрат), чипсы. Топографическая подготовка и ориентирование. 8.Основной способ изображения рельефа на карте это способ горизонталей. Горизонталью называется: а) сложная кривая линия, все точки которой имеют одинаковую высоту над уровнем моря; б) линия, разделяющая сток атмосферных осадков по двум склонам, направленным в разные стороны; в) линия, соединяющая наиболее низкие точки дна речной долины, лощины, балки, оврага. 9. Стрелка компаса показывает направление: а) на Северный географический полюс б) на Северный магнитный полюс в) дорогу домой 10.Какие ориентиры помогают наиболее точно определить направление по сторонам горизонта? Выберите четыре ответа. Склоны муравейника, солнце, кроны деревьев, мох, квартальные столбы, церковь, спил дерева, полярная звезда. Высокий уровень 45 и больше правильных ответов Средний уровень правильных ответа Низкий уровень 34 и меньше правильных ответа. 2-й год обучения 1. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ Прыжок в длину с места Бег 60 м. челночный бег 3х10 м Бег 1000 м. Поднимание туловища за 30 сек Подтягивание Юн Отжимание Дев Критерии оценки ОФП: Уровень Высокий Средний Низкий 25

26 подготовки Обучающийся показывает результат выше, чем на промежуточном тестировании по трем и больше тестам Обучающийся показывает результат выше, чем на промежуточном тестировании по одному-двум тестам Результаты не меняются, или ухудшаются 2. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗА ГОД Промежуточная аттестация за год сдача нормативов по ОФП, тестирование Прыжок в длину с места Уровень подготовки Бег 60 м. челночный бег 3х10 м Бег 1000 м. Поднимание туловища за 30 сек Подтягивание Юн Отжимание Дев Критерии оценки ОФП: Высокий Средний Низкий Обучающийся показывает Обучающийся показывает результат выше, чем на результат выше, чем на промежуточном тестировании промежуточном тестировании по трем и больше тестам по одному-двум тестам Тестирование по теоретической и технической подготовке: 88 вопросов Результаты не меняются, или ухудшаются 26

30 Изображение узла название Изображение узла название 30