Последние новости

Каждый гражданин нашей страны имеет право голосовать, однако есть и определенные ограничения. Согласно ст. 32 Конституции РФ, не имеют права голосовать на выборах недееспособные, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Так, граждане на период пребывания в местах лишения свободы не могут воспользоваться правом голоса. Это правило не распространяется на заключенных следственных изоляторов временного содержания (СИЗО), так как их вина еще не доказана судом, а в следственном изоляторе они находятся лишь на время следствия.

Для голосования в СИЗО заключенному необходимо получить открепительный талон по месту прописки. Для этого нужно написать доверенность на человека, который сможет получить открепительное удостоверение за него, а также написать заявление в избирательную комиссию с просьбой о выдаче открепительного талона. Для заверения доверенности не обязательно обращаться к нотариусу, это может сделать администрация СИЗО.

После признания вины заключенного он лишается права голоса на весь срок пребывания в местах лишения свободы. Право голоса возвращается к гражданину автоматически после его выхода на свободу.

По официальной статистике, сейчас более 700 000 граждан РФ признаны судом виновными и отбывают срок в местах лишения свободы, а это означает, что они не могут воспользоваться своим правом проголосовать на выборах.

На данный момент в правительство РФ внесен проект по предоставлению заключенным права голосовать, но решение по нему еще не принято. Так, например, Европейский суд по правам человека обязует Великобританию вернуть право голоса заключенным, особенно осужденным лишь на условный срок. По мнению ЕСПЧ, запрет на участие в голосовании для заключенных нарушает одно из основных прав человека и противоречит положению Европейской конвенции по правам человека, которую в том числе подписала Россия.

Как проголосовать по месту регистрации на выборах губернатора Подмосковья

Кто может голосовать

Кто может голосовать Любой совершеннолетний гражданин РФ, достигший 18 лет, за исключением ряда категорий граждан, по Конституции имеет право голосовать на выборах представителей власти любого уровня, в том числе губернатора Подмосковья.

— граждане, признанные судом недееспособными;

— лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Как найти избирательный участок

Более 4 тысяч избирательных участков будет открыто в Московской области на выборах губернатора региона в Единый день голосования, 9 сентября 2018 года.

Чтобы отдать свой голос, нужно прийти на свой избирательный участок по месту официальной регистрации с 08:00 до 20:00 по московскому времени.

Жители Подмосковья могут найти список территориальных избирательных комиссий (ТИК), адреса и контакты участковых избирательных комиссий (УИК) в каждом муниципалитете на сайте Избирательной комиссии Московской области.

На избирательном участке

На избирательном участке Обратитесь к члену УИК, предъявив паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий (аналогом может быть только справка о замене паспорта; права и другие документы не принимаются).

Сотрудник УИК должен отметить гражданина в списках избирателей и выдать бюллетень для голосования. Избиратель должен расписаться за полученный бюллетень.

Как правильно заполнить бюллетень

1. Бюллетень заполняется в закрытой кабине для голосования, куда не допускаются посторонние лица, за исключением инвалидов, которые не могут самостоятельно заполнить бюллетень.

2. Чтобы отдать свой голос, поставьте галочку или крестик напротив фамилии одного из кандидатов.

3. Заполненный бюллетень следует опустить:

— в ящик для голосования, сложив его вдвое (если на избирательном участке установлен КОИБ, то бюллетень нельзя складывать);

— в комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), который имеет голосовую кнопку помощи;

— воспользоваться комплексом для электронного голосования (КЭГ), если такой установлен на избирательном участке.

Что делать, если в бюллетене ошибка

Бюллетень, в котором любой знак проставлен более чем в одном квадрате или не поставлен нигде, считается недействительным.

Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он может обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать бюллетень взамен испорченного. Член УИК обязан выдать новый бюллетень.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Статья 64. Порядок голосования

Статья 64. Порядок голосования

1. Время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка, участка референдума расположено место жительства избирателей, участников референдума, рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке, участке референдума может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа. При совмещении дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, Палату Представителей Парламента Союзного государства, на референдуме Российской Федерации время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом.

2. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

3. В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, участникам референдума, лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов – при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии.

4. Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

5. Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, – по предъявлении также открепительного удостоверения.

6. При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей, участников референдума делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.

7. Голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.

8. Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.

9. Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.

10. Избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В та­ком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

11. Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

12. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Смотрите так же:  Налог добавочной стоимости

13. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

14. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте. При этом учитываются голоса избирателей, участников референдума, поступившие в соответствующую комиссию не позднее окончания времени голосования в день голосования. Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

15. При проведении выборов, референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Общее число избирательных участков, участков референдума, где проводится электронное голосование, не должно превышать 1 процент от числа избирательных участков, участков референдума, образованных на территории, на которой проводятся выборы, референдум, а если 1 процент от числа избирательных участков, участков референдума, образованных на территории, на которой проводятся выборы, референдум, составляет менее пяти избирательных участков, участков референдума, указанное общее число не может быть менее пяти избирательных участков, участков референдума. Решение о проведении электронного голосования принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума и установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

1. В комментируемом пункте содержится норма, согласно которой продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. При этом время начала и окончания голосования устанавливается конкретными законами о выборах. Так, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что голосование проводится с 8.00 до 20.00 часов по местному времени. С учетом нормы, определившей единые дни голосования (статья 10 комментируемого Федерального закона), в комментируемом пункте содержится однозначное требование о соблюдении норм конкретного федерального закона о времени начала и окончания голосования в случае совмещения дня голосования на выборах различного уровня с федеральными. Кроме того, в законах субъектов Российской Федерации целесообразно предусматривать одинаковое время голосования на региональных и муниципальных выборах, референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме.

В комментируемом пункте, в отличие от прежней редакции Федерального закона, содержится новая норма, дающая право ИКСРФ, в целях предоставления избирателям (участникам референдума), рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом) возможности принять участие в выборах в органы государственной власти, референдуме субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка, участка референдума, где расположено их место жительства, своим решением перенести время начала голосования на более раннее время, но не более чем на два часа.

2. Согласно пункту 7 статьи 19 комментируемого Федерального закона списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, город­ского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения (города Москвы и города Санкт-Петербурга), а при проведении выборов в органы местного самоуправления поселения – главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Комментируемый пункт предписывает дублировать информацию о месте нахождения помещения для голосования в более поздний срок, а также сообщить о времени голосования, установленном в соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи, ТИК или участковым комиссиям.

3. Исходя из положений пунктов 1 и 3 комментируемой статьи, до начала времени голосования заинтересованным и уполномоченным лицам должны быть предъявлены пустые переносные и стационарные ящики для голосования (отсеки для бюллетеней при использовании технических средств подсчета голосов). Таким образом, наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 комментируемого Федерального закона, должны получить доступ в помещение для голосования до начала времени голосования. Определяя время начала работы участковой комиссии, следует также учитывать, что на выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме может использоваться институт досрочного голосования, который в соответствии с пунктами 6–9 статьи 65 комментируемого Федерального закона требует проведения до начала голосования определенных действий с конвертами, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями (участниками референдума).

Согласно пункту 32 статьи 68 комментируемого Федерального закона участковые комиссии при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования используют технические средства подсчета голосов по решению ЦИК России или на основании ее поручения по решению соответствующей ИКСРФ. При этом в случае совмещения выборов разных уровней использование этих технических средств подсчета голосов (ТСПГ) избирателей обязательно при подсчете голосов на всех выборах всех уровней. Перечень избирательных участков, участков референдума, на которых используются ТСПГ, определяет ЦИК России или по ее поручению соответствующая ИКСРФ.

4. Положения комментируемого пункта обеспечивают реализацию принципов избирательного права: тайного голосования, свободного волеизъявления граждан. Из положений комментируемого пункта следует, что бюллетень не может быть выдан иному гражданину, кроме избирателя (участника референдума), предъявившего документ, удостоверяющий личность, и расписавшегося в получении бюллетеня в соответствии с пунктом 6 комментируемой статьи. Незаполненный бюллетень ни при каких обстоятельствах не может быть передан одним избирателем (участником референдума) другому избирателю (участнику референдума) или постороннему лицу.

5–6. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме выдаются избирателям (участникам референдума), включенным в списки избирателей (участников референдума), по предъявлении паспорта или заменяющего его документа (подпункт 16 статьи 2 комментируемого Федерального закона), а в случае, когда избиратель (участник референдума) голосует по открепительному удостоверению – по предъявлении наряду с паспортом или заменяющим его документом открепительного удостоверения. Бюллетень избирателю (участнику референдума) выдает член комиссии с правом решающего голоса, ответственный за выдачу бюллетеней. Согласно пункту 5 статьи 75 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» члены УИК с правом решающего голоса получают от председателя УИК избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении.

При получении бюллетеня избиратель (участник референдума) проставляет в списке избирателей (участников референдума) серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя (участника референдума) либо по его просьбе эти данные могут быть внесены в список избирателей (участников референдума) членом комиссии с правом решающего голоса. Избиратель (участник референдума) проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении бюллетеня, а если голосование проводится по нескольким бюллетеням, то избиратель (участник референдума) расписывается за каждый бюллетень. Не исключаются ситуации, когда избиратель (участник референдума) получает не все бюллетени, которые выдаются на соответствующем участке, например, если он голосует по открепительному удостоверению на федеральных выборах, при этом на соответствующей территории одновременно проводятся еще и выборы в органы местного самоуправления, на которых указанный избиратель не обладает активным избирательным правом. В этом случае избиратель (участник референдума) расписывается только за те бюллетени, которые ему выданы.

В комментируемом пункте закреплена норма, в соответствии с которой член участковой комиссии, выдавший избирателю (участнику референдума) бюллетень, ставит в соответствующей графе списка избирателей (участников референдума) свою подпись. Если избирателю (участнику референдума) было выдано несколько бюллетеней, то член комиссии все равно ставит только одну подпись.

7. Несмотря на неоднократно вносившиеся предложения о законодательной конкретизации требований к знаку, вносимому в бюллетень избирателем для фиксации своего волеизъявления, комментируемый Федеральный закон не предписывает избирателю никаких правил (вносится «любой знак»). Целесообразно, чтобы знаки, используемые избирателями, были унифицированными, например, либо +, либо V, поскольку наличие в бюллетенях индивидуально определенных (для каждого избирателя) знаков ставит под сомнение результаты волеизъявления в связи с возможным нарушением тайны голосования и должно влечь соответствующую проверку.

Избиратель может проставить в бюллетене любые знаки в таком количестве квадратов, в каком это предписано соответствующим законом. Самый распространенный случай голосования – по мажоритарной избирательной системе относительного или абсолютного большинства по одномандатным избирательным округам – предполагает нанесение одного знака в одном квадрате. При голосовании по многомандатным избирательным округам закон может предусмотреть нанесение знака как в одном квадрате, так и в нескольких, при этом каждый избиратель имеет право поставить любые знаки в одинаковом количестве квадратов (пункт 2 статьи 5 комментируемого Федерального закона).

При голосовании по открытым спискам кандидатов, при применении иных систем голосования (кумулятивный вотум, система единственного передаваемого голоса) в бюллетене могут проставляться и иные отметки.

8–10. Комментируемые пункты обеспечивают реализацию принципа тайного голосования. Не рассматриваются как нарушение тайны голосования случаи, когда избиратель (участник референдума), не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, сообщит комиссии о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. При этом комментируемый Федеральный закон установил ограничения для круга лиц, которые могут оказать эту помощь избирателю (участнику референдума). Сведения о лицах, оказывающих помощь избирателю (участнику референдума), – их фамилия, имя, отчество, серия паспорта или заменяющего его документа – заносятся членом комиссии в соответствующую графу (графы) списка избирателей (участников референдума). Бюллетень, погашенный в соответствии с пунктом 9 комментируемой статьи 64, включается в число погашенных бюллетеней, указываемое в строке 7 протокола об итогах голосования. По сравнению с предыдущей редакцией комментируемого Федерального закона в пункте 9, в целях сокращения числа актов, составляемых участковой комиссией, изменен порядок действий с испорченным бюллетенем – вместо составления акта на испорченном бюллетене, как правило, на его лицевой стороне, делается соответствующая запись, заверяемая подписями члена и секретаря участковой комиссии. Конкретный текст записи федеральный законодатель не определил, но из текста должно быть однозначно понятно, что данный бюллетень испорчен.

Смотрите так же:  Судебная практика пени по договору

11. Комментируемый Федеральный закон не предусматривает иных вариантов распоряжения бюллетенем, кроме как опускание его в ящик для голосования (ТСПГ).

12. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в этом помещении. В случае отсутствия председателя комиссии его заменяет заместитель председателя, а в случае отсутствия заместителя председателя – секретарь или любой другой член участковой комиссии, должным образом уполномоченный ею. Комментируемый пункт четко распределил функции комиссии и правоохранительных органов по поддержанию законного порядка голосования. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатели и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах, референдуме. Участковая комиссия может только коллегиально определить, нарушает ли то либо иное лицо, по ее мнению, требования закона, в частности, требования о тайне волеизъявления (статья 7) и свободе голосования (пункт 3 статьи 3), о недопустимости проведения агитации в день голосования (статья 49), о недопустимости вмешательства в деятельность комиссии должностных лиц (пункт 7 статьи 3 комментируемого Федерального закона). Реализация решения, принятого комиссией, возложена на правоохранительные органы, которые также должны принять меры по привлечению нарушителей к уголовной (статьи 141 и 142 УК РФ) или административной (статьи 5.2, 5.3, 5.6, 5.10–5.12, 5.14, 5.16, 5.22 и 5.23 КоАП РФ) ответственности. Комментируемый пункт содержит дополнение, согласно которому мотивированное решение, в случае нарушения закона о выборах в помещении для голосования, вправе принять и вышестоящая комиссия.

13. Запрет, содержащийся в комментируемом пункте, распространяется на лиц, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы в результатах голосования.

14. В комментируемой статье содержится норма, согласно которой законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей (участников референдума) по почте. До урегулирования этого вопроса федеральным законом порядок голосования по почте определяется ЦИК России 1 . В случае когда вопрос не урегулирован федеральным законом или – до его принятия – нормативным актом ЦИК России, голосование по почте не применяется. Голосование по почте в перспективе может заменить институт досрочного голосования, а в некоторых случаях – и институт открепительного удостоверения 2 .

15. Комментируемая статья содержит новый комментируемый пункт, который введен Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ и допускает вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе (в документальном виде), проведение электронного голосования, при этом ограничивает число избирательных участков, участков референдума, где проводится электронное голосование. С учетом того, что правила, изложенные в комментируемой статье (например, в пунктах 3, 5, 7 и 11), иных статьях комментируемого Федерального закона в связи с отсутствием бюллетеня как материального источника информации имеют специфику реализации, федеральный законодатель предоставил ЦИК России право установления порядка электронного голосования, подсчета голосов избирателей (участников референдума), установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, формы протокола участковой комиссии об итогах голосования и особенностей установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования.

_______________
1 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 августа 2003 года № 20/144-4 «О временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 9, постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 августа 2006 года № 184/1171-4 «О внесении изменений во Временный порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления» в части приведения положений пунктов 1.2 и 4.1 указанного Временного порядка в соответствие с новой редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 8 (199), а также постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 сентября 2006 года № 187/1182-4 «О внесении изменений во Временный порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 9 (200).
2 По состоянию на 1 января 2007 года какой-либо нормативный правовой акт по данному вопросу отсутствует. Венецианской комиссией на 51-й сессии (5–6 июля 2002 года) утверждены «Руководящие принципы относительно выборов», где в пункте 3.2 записано, что голосование по почте должно допускаться лишь в том случае, если почта работает надежно и безопасно. Международные избирательные стандарты. Сборник документов. М.: Изд-во «ВЕСЬ МИР», 2004. С. 624–628.

Правила голосования на выборах президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 марта 2018 года в России пройдут очередные президентские выборы.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о правилах голосования.

Избирательное право

Выборы проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, которое гарантировано избирательным законодательством независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.

Проголосовать может гражданин РФ, достигший на день выборов 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. Все избиратели участвуют в выборах лично, дистанционное голосование российским законодательством не предусмотрено. Исключение сделано только для российских космонавтов, находящихся в день выборов на орбите, — они голосуют через доверенное лицо во время специального телесеанса связи с Центром управления полетами (ЦУП).

Такую практику ввели в конце 1980-х годов на орбитальном комплексе «Мир». До этого космонавты голосовали в прямом эфире в ходе телесеанса связи с ЦУП без участия доверенных лиц. 18 марта 2018 года Центр управления полетами обеспечит голосование находящегося на Международной космической станции бортинженера Антона Шкаплерова.

Численность избирателей

По данным на 1 января 2018 года Центризбирком зарегистрировал 110 млн 858 тыс. 228 избирателей, в том числе в России 108 млн 968 тыс. 869 человек, а за ее пределами — 1 млн 889 тыс. 359. На выборах 2012 года были зарегистрированы 109 млн 860 тыс. 331 избирателей.

На выборах президента 2018 года граждане впервые смогут проголосовать не только по месту регистрации, но и по месту своего фактического пребывания. Для этого не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за пять дней до выборов нужно было прикрепиться к удобному участку, подав заявление в территориальный избирком через многофункциональный центр, интернет-портал госуслуг или участковую избирательную комиссию. Ранее для участия в выборах не по месту регистрации гражданин должен был получить открепительное удостоверение. Однако эта практика была отменена поправками в закон о выборах президента от 1 июня 2017 года.

В день выборов граждане РФ могут проголосовать на избирательных участках с 8:00 до 20:00 часов по местному времени. На территории участков, где расположены предприятия с непрерывным циклом работы (например, вахтовым методом), разрешено начинать голосование на два часа раньше.

Граждане, включенные в список избирателей, получают бюллетени для голосования по предъявлении паспорта или заменяющего его документа (военный билет, временное удостоверение, выдаваемое на период оформления паспорта, и др.). Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень.

Чтобы проголосовать, необходимо проставить в квадрат бюллетеня любой знак, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Если избиратель нуждается в помощи при заполнении бюллетеня (например, пожилой или слабовидящий человек), он должен сообщить об этом комиссии. Помочь ему может любой присутствующий на участке, кроме членов избиркома, наблюдателей, кандидатов или их представителей.

При этом комиссия обязана зарегистрировать сведения о том, кто оказывает помощь. Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он может попросить новый экземпляр. На испорченном бланке член избиркома делает соответствующую запись и погашает его (отрезает левый нижний угол бюллетеня). При подсчете голосов такой экземпляр учитываться не будет.

Граждане опускают заполненные бюллетени в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования. На участках, оборудованных комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), бланк в расправленном виде, лицевой стороной вниз, необходимо поместить в считывающее устройство. Если голосование ведется с помощью электронных комплексов (КЭГ), то бумажные носители не нужны. Избиратель получает одноразовый штрих-код (карту), который вставляет в разъем устройства и голосует, касаясь сенсорного экрана, на котором отображается электронный бюллетень. При использовании КОИБ и КЭГ голоса подсчитываются автоматически.

Голосование вне избирательных участков

Избиратель, который по состоянию здоровья не сможет прийти на участок, имеет право обратиться в свою комиссию в течение 10 дней до выборов и непосредственно в день голосования, но не позднее, чем за шесть часов до закрытия участков. К нему на дом 18 марта будут направлены сотрудники избиркома с переносным ящиком для бюллетеней.

Смотрите так же:  Образец приказа по кассовой дисциплине в рб

На президентских выборах 2012 года вне избирательных участков проголосовали 5 млн 901 тыс. 833 избирателя, что составило 8,22% от числа избирателей, принявших участие в выборах.

Голосование за границей

За пределами РФ участки для голосования российских граждан, как правило, создаются на территориях дипломатических представительств, консульских учреждений, центров Россотрудничества и воинских частей РФ. Согласно сведениям Центризбиркома, на 1 января 2018 года за пределами РФ проживает 1 млн 875 тыс. 408 российских избирателей, в том числе 1 млн 875 тыс. 408 постоянно проживают за границей, еще 13 тыс. 951 человек живет и работает в городе Байконуре (Казахстан). Большинство избирателей за рубежом зарегистрированы в Германии (около 500 тыс. человек), Молдавии (189 тыс.), Израиле (124 тыс.), Эстонии (110 тыс.), США (104 тыс.). Кроме того, в день голосования за границей могут находиться до 500 тыс. российских туристов.

По данным Центризбиркома, на 1 января 2012 года в иностранных государствах проживали 1 млн 794 тыс. 454 гражданина РФ (1,63% от общего числа российских избирателей). На выборах главы государства 4 марта 2012 года в 147 странах было образовано 385 избирательных участков. Всего в выборах президента РФ за рубежом приняли участие 25,24% (442 тыс. 286 человек) от числа граждан, стоящих на консульском учете.

Памятка избирателю

Выборы столичного мэра относятся к выборам регионального уровня (Москва, как известно, приравнена к отдельному субъекту Российской Федерации), поэтому ее избирательное законодательство отличается от общефедерального. Иными словами, не все, кто проживают и работают в столице, имеют право избирать ее градоначальника (или выдвигаться на эту должность). Есть свои особенности и в других пунктах избирательного процесса. «Лента.ру» разобралась в том, кто имеет право голосовать на выборах мэра Москвы и как это правильно делать.

Про избирателей

Для начала следует установить, кто, в соответствии с действующим законодательством, имеет право принимать участие в столичных выборах. Прежде всего, это совершеннолетние граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства в Москве. Есть также еще одна категория граждан, наделенных таким правом: вынужденные переселенцы, имеющие регистрацию по месту пребывания в Москве. Правда, на 1 января 2013 года таковых в столице было всего 263 человека, включая несовершеннолетних детей.

Особо следует оговорить, что москвичи, наделенные правом избирательного голоса, но в день голосования оказавшиеся за пределами Москвы, не смогут принять участие в выборах — на территории, например, Тверской области проголосовать за кандидата в московские градоначальники не получится ввиду отсутствия действующих участков и заранее приготовленных бюллетеней. Равным образом, без выборов останутся и те, кто на день голосования окажется за границей, — действующим законодательством голосование в российских дипломатических представительствах разрешено лишь на выборах федерального уровня.

Теперь про тех жителей Москвы, кто в принципе лишен права выбирать мэра. Это, разумеется, иностранцы и лица без гражданства. Еще это граждане РФ, зарегистрированные в Москве по месту пребывания — им в столице разрешено голосовать лишь на федеральных референдумах, выборах депутатов Государственной Думы или президента РФ. И это также граждане РФ и иностранцы, признанные судом недееспособными или отбывающие срок в местах лишения свободы по приговору суда.

Наконец, есть еще одна категория лиц, которые, пусть и в усеченном виде, но могут 8 сентября 2013 года реализовать в Москве свои избирательные права. Это граждане Казахстана, Киргизии, Таджикистана — стран, с которыми у РФ заключены соглашения об облегченном режиме пребывания, а также граждане Белоруссии, полноправные члены Союзного государства России и Белоруссии. Те из них, кто получил от органов ФМС право на постоянное проживание на территории РФ (вид на жительство) и постоянно или преимущественно проживает в Москве, могут принять участие в выборах местного самоуправления. Это означает, что к голосованию за кандидатуру в мэры их не допустят; но 8 сентября выборы пройдут также в советы депутатов 14 муниципальных образований «новой Москвы» — в них казахстанцы, киргизы, таджики и белорусы могут принять участие наравне с москвичами. (Правда, лица этой категории не любят ходить на российские выборы. Например, по данным ЦИК РФ, в единый день голосования 1 марта 2009 года из 9262 граждан указанных стран своим правом избирать и избираться на выборах в российские органы местного самоуправления воспользовались всего 23 человека.)

Про избирательные списки

Важным шагом на пути к урне для голосования являются также избирательные списки. Гражданин, желающий удостовериться, что его имя внесено в список избирателей, может лично сделать это в участковой комиссии, но не ранее, чем за 10 дней до дня голосования. Если вдруг гражданин не обнаружит себя в этих списках, — так бывает, например, если он лишь недавно зарегистрировался по месту проживания, — то он может подать соответствующее заявление в УИК. Его заявление должны рассмотреть в течение суток; если же в УИКе гражданину откажут, то он имеет право обжаловать это решение в вышестоящей комиссии или в суде, причем его жалобу должны рассмотреть в трехдневный срок.

Более того, если жалоба поступила за менее чем трехдневный срок до дня голосования, то ее должны рассмотреть немедленно. В избирательный список на законных основаниях можно попасть и прямо в день выборов. Процедура та же: сначала надо подать заявление на имя председателя УИК, а тот должен рассмотреть его в течение двух часов. В случае отказа решение УИКа также можно обжаловать в суде или вышестоящей избирательной инстанции, причем и тут жалобу должны рассмотреть немедленно.

Про процедуру голосования

Если с избирательными списками все в порядке, то осталось лишь заполнить бюллетень и опустить его в урну. Проще всего это сделать, лично явившись на участок для голосования в день выборов. Но есть и нюансы.

На выборах мэра Москвы нельзя будет проголосовать досрочно. Согласно федеральному закону о выборах, право на досрочное голосование на местных и региональных выборах предоставляется лишь в случае референдумов, и то только для избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах и полярных станциях. Поэтому, кстати, в «Избирательном кодексе города Москвы» возможность досрочного голосования вообще не предусмотрена.

На выборах мэра Москвы 8 сентября 2013 года можно будет в последний раз воспользоваться открепительным удостоверением. В июле открепительные удостоверения в Москве отменили, но поскольку решение было принято уже после старта нынешней избирательной кампании, оно вступит в силу лишь после окончания этих выборов.

Открепительное удостоверение может понадобиться тем, кто в день выборов окажется в месте временного пребывания на территории Москвы (например, в больнице, санатории, доме отдыха или следственном изоляторе) и не сможет прибыть на свой избирательный участок для голосования.

Открепительное удостоверение можно получить в территориальной (за 45-10 дней до дня голосования) или участковой (за 9 и менее дней до дня голосования) комиссии. Воспользоваться им можно будет один раз 8 сентября на любом избирательном участке в Москве. Если избиратель сидит в СИЗО, то открепительное удостоверение может получить его представитель на основании доверенности, заверенной администрацией изолятора.

Особые правила разработаны для сотрудников московских предприятий с непрерывным циклом работы или военнослужащих, находящихся в день выборов вне места расположения своей воинской части, но на территории Москвы. Их могут включить в список на избирательном участке по месту их временного пребывания — для этого им надо не позднее чем за три дня до голосования подать письменное заявление в соответствующий УИК. Аналогичное право закреплено за престарелыми избирателями и инвалидами, находящимися в местах временного пребывания.

Наконец, если в день выборов избиратель находится у себя дома, но по состоянию здоровья не может лично явиться на избирательный участок, то ему следует обратиться в УИК с просьбой принести ему на дом переносную урну для голосования. Соответствующее письменное заявление или устное обращение можно передать как лично, так и через знакомых не ранее чем за 10 дней до дня голосования и не позднее чем за шесть часов до его окончания.

Избиратель, не способный из-за инвалидности или по состоянию здоровья самостоятельно заполнить бюллетень, имеет право попросить об этом другого избирателя. Для этого ему необходимо сообщить о своем желании членам избирательной комиссии. Если при заполнении избирательного бюллетеня будет допущена ошибка, то по просьбе избирателя члены избиркома выдадут ему новый документ взамен испорченного.