Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

Категория документа:

(c) Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Республике Мордовия, 2006-2015 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 430030, г. Саранск, ул. Дальняя, д. 7

Федеральный закон от 26.06.2007 № 118-ФЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации

(С изменениями на 3 июля 2016 года)
(редакция, действующая с 1 января 2017 года)

Внести в Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 года № 1550-I «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 29, ст.1010; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст.2618; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст.3822; 2006, № 17, ст.1782) следующие изменения:

1) в пункте 11 статьи 49 слова «о выделении в его распоряжение дополнительного земельного фонда,» исключить;

2) в статье 51: а) пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. предоставляет земельные участки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;»; б) пункты 4 и 6 признать утратившими силу;

3) в статье 60: а) пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. предоставляет земельные участки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;»; б) пункты 4-7, 11 и 12 признать утратившими силу;

4) в статье 71: а) пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. предоставляет земельные участки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;»; б) пункты 4-7 и 11 признать утратившими силу.

В абзаце третьем пункта 4 постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 года № 1562-I «О структуре и функциях органов представительной и исполнительной власти в Ленинграде» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 28, ст.979) слова «и городскими землями, контроля за их использованием» заменить словами «, контроля за его использованием».

Часть вторую статьи 25 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738-I «О плате за землю» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 44, ст.1424; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 16, ст.1860) признать утратившей силу.

Внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст.834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст.823; 1999, № 7, ст.879; 2000, № 2, ст.141; 2004, № 35, ст.3607) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 5 слова «и отводе земельных участков» исключить;

3) в пункте 4 части первой статьи 12 слова «земельного отвода» заменить словами «земельного участка»;

4) в статье 19: а) в наименовании слова «собственниками, владельцами» заменить словами «собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами»; б) слова «Собственники, владельцы» заменить словами «Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы»;

5) статью 25.1 изложить в следующей редакции:

«Статья 25.1. Предоставление и изъятие земельных участков при проведении работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр

Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. Указанные земельные участки могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.».

Внести в Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 33, ст.1915; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст.5503; 2004, № 35, ст.3607; 2006, № 3, ст.282) следующие изменения:

1) в абзаце втором пункта 3 статьи 1 слова «и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам» исключить;

2) в абзаце третьем пункта 1 статьи 2 слова «и об отводе земель» исключить;

3) в абзаце пятом пункта 1 статьи 3 слово «землей,» исключить;

4) в статье 6: а) пункт 1 признать утратившим силу; б) в пункте 2: в абзаце первом слово «Земли» заменить словами «Земельные участки»; абзац второй признать утратившим силу; в) пункт 3 признать утратившим силу; г) пункт 4 изложить в следующей редакции: «4. В закрытом административно-территориальном образовании особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства Российской Федерации.»; д) пункт 5 признать утратившим силу.

1) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Земельные участки

Земельные участки для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.»;

2) в подпункте 8.1 пункта 8: а) в абзаце третьем слова «пользованием недрами» заменить словами «геологическим изучением и иным использованием недр»; б) в абзаце пятом слова «пользованием недрами» заменить словами «геологическим изучением и иным использованием недр»;

3) в подпункте 10.7 пункта 10 слова «Собственникам или владельцам» заменить словами «Собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам».

Абзац четвертый пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года № 3321-I «О реабилитации казачества» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст.1805) признать утратившим силу.

В пункте 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 7, ст.247; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 32, ст.3838; 2001, № 29, ст.2953; 2005, № 30, ст.3133) слово «получение» заменить словом «предоставление», слова «под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово-огородные и личные подсобные хозяйства» заменить словами «для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества», слова «законодательством субъектов Российской Федерации» заменить словами «Земельным кодексом Российской Федерации».

В части первой статьи 56 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст.357) слово «отведенном» заменить словом «предоставленном», слово «отвода» заменить словом «предоставления».

Внести в Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 17, ст.594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 16, ст.1861; 1996, № 50, ст.5610; 1999, № 23, ст.2808; 2000, № 46, ст.4537; 2003, № 27, ст.2700; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 10, ст.763; 2007, № 1, ст.29) следующие изменения:

1) часть третью статьи 8 изложить в следующей редакции: «В интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше и при необходимости — по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта.»;

2) в части второй статьи 30: а) в подпункте 1 слова «в бессрочное (постоянное) пользование землях по установленным нормам» заменить словами «земельных участках»; б) в подпункте 2 слова «владельцев, пользователей земельных участков» заменить словами «собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов»;

3) в части первой статьи 45 слово «земельных,» исключить.

Внести в статью 8 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 19, ст.683) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Здания, строения, сооружения, помещения, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности»;

2) слова «, а также земельные участки, на которых расположены указанные здания, строения и сооружения,» и слова «Российской Федерации» исключить;

3) дополнить частью второй следующего содержания: «Земельные участки, на которых расположены указанные в части первой настоящей статьи здания, строения, сооружения, а также земельные участки, которые расположены на территории города Москвы и право собственности Российской Федерации на которые признано федеральными законами или возникло при разграничении государственной собственности на землю либо которые приобретены Российской Федерацией по предусмотренным гражданским законодательством основаниям, находятся в федеральной собственности.».

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст.3301; 2005, № 1, ст.39; 2006, № 50, ст.5279; № 52, ст.5498) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 260 после слова «иного» дополнить словом «целевого», после слова «его» дополнить словом «целевым»;

2) пункт 1 статьи 263 после слов «требований о» дополнить словом «целевом»;

3) в статье 264: а) пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.»; б) в пункте 3 слова «или договором» исключить;

4) статью 267 изложить в следующей редакции:

«Статья 267. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении

Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.»;

5) в статье 268: а) в пункте 1 слова «юридическим лицам» заменить словами «государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления»; б) пункт 2 признать утратившим силу; в) пункт 3 после слова «постоянного» дополнить словом «(бессрочного)»;

6) в статье 269: а) наименование после слова «постоянного» дополнить словом «(бессрочного)»; б) пункт 1 после слова «постоянное» дополнить словом «(бессрочное)»; в) пункт 2 после слова «постоянное» дополнить словом «(бессрочное)»;

7) в статье 271: а) в пункте 1: в абзаце первом слова «предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка» заменить словами «предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком»; абзац второй признать утратившим силу; б) в абзаце первом пункта 2 слова «соответствующей частью земельного участка» заменить словами «соответствующим земельным участком»;

8) в статье 273: а) в части первой слова «здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон» заменить словами «здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом»; б) часть вторую признать утратившей силу;

Смотрите так же:  Защита прав потребителей 2019 г

9) пункт 4 статьи 274 после слова «постоянного» дополнить словом «(бессрочного)»;

10) пункт 2 статьи 276 после слов «в соответствии с» дополнить словом «целевым»;

11) пункт 5 статьи 279 признать утратившим силу;

12) статью 280 после слова «его» дополнить словом «целевым»;

13) в статье 282 слово «двух» заменить словом «трех»;

15) в статье 284: а) наименование после слова «его» дополнить словом «целевым»;

б) после слов «использован по» дополнить словом «целевому»;

16) в статье 340: а) в пункте 3 слова «, либо части этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый объект» и слова «или его соответствующей части» исключить; б) абзац второй пункта 4 после слов «в соответствии с его» дополнить словом «целевым».

В абзаце пятом пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 1, ст.2) слова «- в их бессрочном и безвозмездном пользовании» заменить словами «предоставляются национальным библиотекам в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Внести в статью 10 Федерального закона от 3 августа 1995 года № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 32, ст.3199) следующие изменения:

1) в части первой слова «(крестьянским (фермерским) хозяйствам)» заменить словами «- членам крестьянского (фермерского) хозяйства»;

2) часть третью после слова «установленные» дополнить словами «в соответствии с».

Внести в Федеральный закон от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст.4870; 1997, № 10, ст.1120; 1999, № 8, ст.973; 2003, № 24, ст.2248; 2006, № 45, ст.4635; № 52, ст.5497) следующие изменения:

1) второе предложение пункта 4 статьи 3 изложить в следующей редакции: «При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, находящиеся в собственности членов крестьянских (фермерских) хозяйств или ведущих личные подсобные хозяйства граждан, и право аренды земельных участков, используемых ими на основании договора аренды, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд.»;

2) в абзаце четвертом статьи 6 слово «вещные» исключить;

3) подпункт 16 пункта 1 статьи 11 изложить в следующей редакции: «16) порядок оценки имущества, вносимого в счет паевого взноса, за исключением земельных участков;»;

4) абзац пятый пункта 6 статьи 15 изложить в следующей редакции: «вид паевого взноса (денежные средства, имущество, в том числе земельные участки, имущественные права);»;

5) пункт 5 статьи 35 изложить в следующей редакции: «5. Учет паевых взносов ведется кооперативом в стоимостном выражении. В случае внесения в счет паевого взноса лицом, вступившим в кооператив, земельных и имущественных долей и иного имущества (за исключением земельных участков) или имущественных прав денежная оценка паевого взноса проводится правлением кооператива и утверждается общим собранием членов кооператива. Общее собрание членов кооператива может утвердить методику денежной оценки передаваемого имущества и поручить правлению кооператива на основе этой методики организовать работу по денежной оценке передаваемого имущества. Результаты данной оценки подлежат утверждению наблюдательным советом кооператива. В этом случае на общее собрание членов кооператива выносятся только спорные вопросы по денежной оценке передаваемого имущества. По решению общего собрания членов кооператива денежная оценка паевого взноса может быть проведена независимым оценщиком. В случае внесения в счет паевого взноса земельных участков их денежная оценка проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.»;

6) в пункте 6 статьи 37 слово «землю» заменить словами «земельные участки».

Внести в Федеральный закон от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст.142) следующие изменения:

1) статью 21 изложить в следующей редакции:

» Статья 21. Государственный мониторинг мелиорированных земель

Государственный мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственного мониторинга земель и представляет собой систему наблюдений за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются изменения состояния мелиорированных земель и дается оценка таких изменений. Объектами государственного мониторинга мелиорированных земель являются все мелиорированные земли в Российской Федерации.»;

2) часть вторую статьи 26 изложить в следующей редакции: «Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых размещены государственные мелиоративные системы или находящиеся в муниципальной собственности мелиоративные системы и находящиеся в государственной или муниципальной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, предоставляются организациям, осуществляющим эксплуатацию указанных систем и сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;

3) статью 40 изложить в следующей редакции:

«Статья 40. Возмещение убытков, причиненных нарушением законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель

Граждане (физические лица) и юридические лица обязаны возместить убытки, причиненные ими нарушением законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.».

Второе предложение пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст.145; 2007, № 1, ст.39) изложить в следующей редакции: «Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

В пункте 4 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст.146; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 17, ст.1482) слово «Отвод» заменить словом «Предоставление».

Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст.410) следующие изменения:

1) в статье 552: а) в пункте 1 слова «ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима» заменить словами «земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый»; б) в пункте 2: в абзаце первом слова «либо предоставляется право аренды или предусмотренное договором продажи недвижимости иное право на соответствующую часть земельного участка» заменить словами «на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом»; абзац второй признать утратившим силу; в) в абзаце втором пункта 3 слова «соответствующей частью земельного участка» заменить словами «соответствующим земельным участком»;

2) статью 553 признать утратившей силу;

3) в статье 652: а) в пункте 1 слова «ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима» заменить словами «земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим»; б) в пункте 2: абзац первый после слов «право аренды» дополнить словами «земельного участка», слова «соответствующую часть земельного участка» заменить словами «соответствующий земельный участок»; в абзаце втором слова «той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима» заменить словами «земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим»;

4) в статье 653 слова «частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима» заменить словами «земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим».

Пункт 2 статьи 29 Федерального закона от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 22, ст.2594; 2004, № 35, ст.3607) изложить в следующей редакции: «2. Здания, строения, сооружения, оборудование и другое имущество, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; водные объекты, прилегающие к указанным зданиям, строениям, сооружениям; имущество, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета и иных средств, а также земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной охраны, являются федеральной собственностью.».

Внести в статью 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 23, ст.2750; 2000, № 1, ст.6; 2003, № 27, ст.2700; 2004, № 27, ст.2711; 2005, № 10, ст.763; 2006, № 50, ст.5279) следующие изменения:

1) в пункте 10 слова «Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам» заменить словами «для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов»;

2) в пункте 11 слова «органов местного самоуправления» заменить словами «муниципальных образований».

Часть вторую статьи 15 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст.4136; 2004, № 35, ст.3607) признать утратившей силу.

В части 4 статьи 3 Федерального закона от 9 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст.349; 2006, № 20, ст.2157) слово «получение» заменить словом «предоставление», слова «под строительство индивидуальных жилых домов, дач и под садово-огородные хозяйства» заменить словами «для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества», слово «площадью» заменить словами «в размерах, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, но не менее чем».

Статью 43 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст.1383) изложить в следующей редакции:

«Статья 43. Предоставление земельного участка или поверхностного водного объекта

Земельный участок, предназначенный для размещения аэродрома, аэропорта или объекта единой системы организации воздушного движения, поверхностный водный объект, предназначенный для размещения аэродрома, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Внести в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 16, ст.1801; 2004, № 35, ст.3607; 2006, № 27, ст.2881) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 12 слова «(ведение садоводства, огородничества, дачного хозяйства)», слова «(перечень ограничений, обременений и сервитутов)» и слова «(право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования)» исключить;

2) пункты 3 и 5 статьи 13 признать утратившими силу;

3) в статье 14: а) в пункте 4: в абзаце первом слова «первоначально в срочное пользование» заменить словами «в соответствии с земельным законодательством», слова «или на ином вещном праве» исключить; в абзаце втором слова «либо на ином вещном праве» исключить; б) пункт 6 признать утратившим силу;

4) пункт 2 статьи 15 признать утратившим силу;

5) в пункте 3 статьи 18 слова «, если земельные участки им предоставляются на праве аренды или срочного пользования» исключить, дополнить предложением следующего содержания: «Права иностранных граждан и лиц без гражданства на садовые, огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;

6) статьи 29 и 30 признать утратившими силу;

В части второй статьи 69 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 29, ст.3400) слова «, либо части этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый объект» и слова «или его соответствующей части» исключить.

Смотрите так же:  Налог на туарег 30 дизель

В пункте 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст.3802; 2004, № 35, ст.3607; № 52, ст.5274) слова «, а также земельные участки» исключить.

В пункте 2 статьи 48 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст.1650; 2004, № 35, ст.3607) слово «безвозмездно» и слова «в постоянное пользование» исключить.

Внести в статью 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст.1667) следующие изменения:

1) в части первой слова «в постоянное или во временное пользование» и слово «земельным» исключить;

2) части вторую и третью признать утратившими силу.

Внести в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст.2208; 2004, № 35, ст.3607) следующие изменения:

1) пункт 12 статьи 5 признать утратившим силу;

2) пункт 7 статьи 6 признать утратившим силу;

3) в пункте 3 статьи 7 слово «отводом» заменить словом «предоставлением»;

4) в статье 8: а) в пункте 1 части 1 слова «владеть и» исключить; б) в пункте 1 части 2 слова «владеть и» исключить.

Часть вторую статьи 15 Федерального закона от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 28, ст.3493) после слова «Право» дополнить словами «на заключение договора».

В части четвертой статьи 31 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст.3697; 2004, № 35, ст.3607) слово «отводиться» заменить словом «предоставляться».

Абзац первый подпункта 2.3 пункта 2 графы «Мероприятия» таблицы 3 раздела VI «Система мероприятий по реализации программы» приложения к Федеральному закону от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 16, ст.1639) изложить в следующей редакции: «2.3. Обеспечить реализацию прав государственных и муниципальных образовательных учреждений на предоставление им земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования; осуществить закрепление за указанными учреждениями соответственно государственного и муниципального имущества на праве оперативного управления; разработать и принять соответствующие нормативные правовые акты и утвердить необходимые типовые договоры.».

Внести в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст.1001; 2003, № 27, ст.2700; 2006, № 52, ст.5498) следующие изменения:

1) в пункте 1: а) в абзаце первом слово «городских» исключить; б) абзац второй изложить в следующей редакции: «Порядок взимания платы за земельные участки, занимаемые организациями внутреннего водного транспорта, определяется законодательством Российской Федерации.»;

2) в пункте 9 слово «Отвод» заменить словом «Предоставление».

1) в части второй статьи 11 слова «безвозмездное пользование» заменить словами «соответствии с законодательством Российской Федерации»;

2) в части четвертой статьи 13 слова «Российской Федерации» исключить.

Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст.133; 2006, № 52, ст.5498) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 37 слова «отвода земельных участков в натуре» заменить словами «установления границ земельных участков на местности»;

2) в пункте 3 статьи 46 слово «отвода» заменить словом «использования».

В части пятой статьи 80 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст.170) слово «отводиться» заменить словом «предоставляться».

В абзаце втором пункта 1 статьи 419 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст.2066) слово «безвозмездное» исключить.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 47 настоящего Федерального закона.

2. Статья 47 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
26 июня 2007 года
№ 118-ФЗ

§ 1. Обязательства из договоров перевозки

1. Система договорных обязательств по перевозке

Важнейшую юридическую особенность отношений по перевозкам пассажиров, грузов и багажа

составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обязательств .

Отечественное законодательство, регулирующее перевозки грузов, с дореволюционного времени не признавало иных договорных форм, кроме договора перевозки конкретного груза. Так, согласно Общему уставу Российских железных дорог 1885 г. груз передавался отправителем железной дороге (в местах общего пользования) и отправлялся дорогой незамедлительно, а при наличии грузов иных отправителей — в порядке очереди. Эта же схема правового регулирования отношений по перевозкам грузов была воспринята при кодификации советского гражданского законодательства в 1961—1964 гг., хотя в то время в деятельности транспортных организаций уже активно использовались разнообразные договорные формы, оформляющие отношения по перевозкам грузов. Тем самым все остальные правоотношения, складывающиеся между грузоотправителем и перевозчиком, перевозчиком и грузополучателем, а также между различными перевозчиками, которые тоже опосредствуют процесс транспортировки груза, по существу, исключались из сферы договорных отношений по перевозкам.

Следствием такого подхода стало ограничение видов договора перевозки их разделением по видам транспорта на договоры перевозки железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутренневодным транспортом 1 . На морском транспорте перевозки внутри страны называются каботажем ; при этом различают малый каботаж (перевозки между портами одного морского бассейна) и большой каботаж (перевозки между портами нескольких морских бассейнов). На автомобильном транспорте выделяют городские (в пределах черты города), пригородные (за пределами черты города, но не более 50 километров), междугородные (более 50 километров за чертой города), межреспубликанские и международные перевозки.

Наряду с этим традиционно выделяются перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. Местными перевозками являются перевозки в пределах действия одной транспортной организации (железной дороги, пароходства и т.п.); прямыми — перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями одного вида транспорта и по одному транспортному документу; к прямым смешанным относят перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями, относящимися к различным видам транспорта, но на основе одного транспортного документа 2 . При этом выделение перевозок в местном сообщении не находит подтверждения в транспортном законодательстве, так как в соответствии с приведенным определением к ним придется отнести, например, воздушную перевозку, осуществляемую одной авиакомпанией по маршруту Москва — Владивосток, или морскую перевозку грузов в большом каботаже силами одного пароходства.

Однако обязательственные отношения между грузоотправителем и перевозчиком не сводятся к договору перевозки конкретного груза. Они возникают уже на стадии подачи транспортных средств под погрузку и предъявления груза к перевозке . Основанием их возникновения являются: при систематических перевозках и долгосрочных отношениях сторон — договоры об организации перевозок , в иных случаях — договоры перевозки (договор фрахтования (чартер) на морском и воздушном транспорте) или договоры, заключаемые путем принятия перевозчиком заявки (заказа) грузоотправителя. Лишь собственно транспортировка груза охватывается договором перевозки груза, исполнение которого (при выдаче груза получателю в местах общего пользования) является основанием прекращения отношений по перевозкам.

Но и указанная система отношений характерна лишь для элементарной организации перевозочного процесса. В реальном имущественном обороте для оформления грузовых перевозок

См., например: Гражданское право России. Обязательственное право / Отв. ред. О.Н. Садиков . С. 472 (автор главы — О.Н. Садиков ); Гражданское право: Учебник. 4е изд. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого . М., 2003. Т. 2. С. 449—456 (авторы главы — Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов ).

См., например: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. М., 1999. С. 39—40; Гражданское право России. Обязательственное право / Отв. ред. О.Н. Садиков . С. 472 (автор главы — О.Н. Садиков ).

используются более сложные схемы правоотношений. В частности, нередко грузоотправители заключают с автотранспортными организациями или с товарными (экспедиционными) конторами других видов транспорта договоры централизованной перевозки грузов на станции, в порты (пристани), аэропорты. Между транспортными организациями заключаются договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (например, договор на централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) аэропорты). При перевозках грузов по единому транспортному документу между транспортными организациями различных видов транспорта заключаются соглашения о порядке организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении . Все эти договоры порождают гражданскоправовые обязательства между участниками перевозочного процесса — грузоотправителем, перевозчиком, иными транспортными организациями, грузополучателем.

Таким образом, в настоящее время договор перевозки конкретного груза уже нельзя рассматривать как некий центральный договор, к которому примыкают призванные его обслуживать различные правовые формы: отношения по перевозкам грузов действительно регулируются системой договоров , в которой данный договор является лишь одной из разновидностей.

Вместе с тем в литературе нередко высказываются предложения об объединении всех договоров с участием транспортных организаций в единую категорию «транспортных договоров» и даже о выделении неких единых «транспортных обязательств» 3 . Но в сфере транспорт@ной деятельности используются самые разные договоры и типы и виды гражданскоправовых обязательств. К примеру, в деятельности морского и воздушного транспорта широко используется договор фрахтования транспортного средства на время, который относится к разновидностям договора аренды; на морском и речном транспорте применяется договор буксировки судна, относящийся к договорам возмездного оказания услуг; экспедиционное обслуживание грузов, осуществляемое на всех видах транспорта, охватывается вполне самостоятельным договором транспортной экспедиции. Поэтому попытки выделения категории «транспортных договоров» или «транспортных обязательств», претендующих на собственное место в системе гражданскоправовых обязательств, представляются искусственными и ошибочны по существу.

2. Источники правового регулирования обязательств по перевозке

В ГК включены лишь основные, принципиальные положения о договоре перевозки, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Основную роль в регулировании взаимоотношений участников конкретных перевозок традиционно играют транспортные кодексы и уставы . При этом они должны приниматься только в качестве федеральных законов, что гарантирует единообразие правового регулирования сходных отношений. Вместе с тем следует иметь в виду, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением , если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК).

После введения в действие ГК первым был принят Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60@ ФЗ (ВК) 4 . К сожалению, он содержит большое количество отсылочных норм, открывая простор для ведомственного нормотворчества и вместе с тем — пробелы в правовом регулировании воздушных перевозок, например в сфере фрахтования воздушных судов. Имеются также противоречия с некоторыми общими положениями ГК.

Смотрите так же:  Федулина ирина владимировна нотариус

Вслед за ним был принят Транспортный устав железных дорог РФ от 8 января 1998 г. № 2ФЗ (ТУЖД) 5 , отличавшийся теми же недостатками, что и ВК. В настоящее время взамен ТУЖД принят и действует новый Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. № 18ФЗ (УЖТ) 6 , который разрабатывался вместе с новым Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее — Закон о железнодорожном транспорте ) 7 , включающим в себя ряд положений, направленных на реформирование отношений

собственности в сфере железнодорожного транспорта. К сожалению, и УЖТ не избавлен от

Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого . Т. 2. С. 433 (авторы главы — Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов ).

СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383; 1999. № 28. Ст. 3483; 2004. № 35. Ст. 3607, № 45. Ст. 4377; 2005. № 13. Ст. 1078.

СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 218; 2001. № 32. Ст. 3408 (утратил силу).

СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 170, № 28. Ст. 2891.

СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 169, № 28. Ст. 2884.

недостатков, которые были присущи ТУЖД, и даже предусматривает необоснованные выгоды и преимущества для транспортных организаций и так называемых владельцев инфраструктуры, а также включает ряд положений, значительно усложняющих структуру договорных связей по перевозкам.

Следующим по очередности принятия стал Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81ФЗ (КТМ) 8 , который с необходимой полнотой и детальностью регулирует договорные отношения, возникающие в сфере морских перевозок.

Последним из вновь принятых транспортных уставов и кодексов является Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24ФЗ (КВВТ) 9 . Этот закон подобно УЖТ предполагает весьма широкие возможности ведомственного нормотворчества и предусматривает ряд односторонних преимуществ для транспортных организаций.

В сфере автомобильных перевозок пока действует старый Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12 10 . Работа над проектом нового устава автомобильного транспорта (федерального закона) до настоящего времени, к сожалению, не завершена. В его отсутствие система правового регулирования договоров перевозки не может считаться завершенной.

Соглашения между организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозок грузов, пассажиров и багажа должны заключаться в соответствии со специальным законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК), который также пока не принят. В его отсутствие правила, регулирующие такие перевозки, включаются в отдельные транспортные уставы и кодексы.

После принятия части второй ГК транспортными министерствами и ведомствами принимаются и утверждаются новые правила перевозок грузов , заменяющие собой ранее изданные аналогичные правила.

В условиях противоречивого законодательства, регулирующего пассажирские и грузовые перевозки, большое значение приобретают общеобязательные акты судебного толкования соответствующих законоположений 11 .

3. Отдельные виды договоров перевозки и их классификация

Собственно перевозку (транспортировку) грузов опосредствует договор перевозки грузов , по

которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Этот договор является реальным , поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз). В договорных отношениях по перевозке груза помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель, на стороне которого имеются не только права, но и определенные обязанности.

Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе : на железнодорожном, речном и воздушном транспорте — накладной; на морском транспорте — накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте — товарно@транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю накладной или иного перевозочного документа одновременно служит подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Особо выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования , когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица, оформляемые публичными договорами .

Наряду с договором перевозки конкретного груза широко используются также договоры об организации перевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов.

СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207; 2001. № 22. Ст. 2125; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. № 45. Ст. 4377, № 15. Ст. 1519; 2005. № 52 (ч. 1). Ст. 5581.

СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001; 2003. № 14. Ст. 1256, № 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711.

СП РСФСР. 1969. № 2—3. Ст. 8; РГ. 1992. 30 мая; САПП. 1994. № 8. Ст. 597; РГ. 1995. 17 мая.

См., например: постановление Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 1.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК). Такие договоры носят долгосрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов . К ним относятся навигационные договоры — на морском и речном транспорте; специальные договоры — на воздушном транспорте; годовые договоры — на автомобильном транспорте.

Между организациями различных видов транспорта заключаются также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (ст. 799 ГК) , в которых определяется порядок передачи и приема грузов с одного вида транспорта на другой, а также условия осуществления таких перевозок:

узловые соглашения , договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов между организациями автомобильного и других видов транспорта и др.

При этом различаются договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, которые регулируют взаимоотношения, складывающиеся между транспортными организациями различных видов транспорта при перевозках грузов, не охватываемых единым транспортным документом (по нескольким транспортным накладным), и соглашения между организациями различных видов транспорта при прямом смешанном сообщении . Возможно и заключение транспортными организациями различных видов транспорта договора, одновременно предусматривающего как обязательства по обеспечению перевозок грузов, осуществляемых по различным транспортным документам, так и обязательства, связанные с организацией перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Такими смешанными договорами являются, в частности, узловые соглашения , регламентирующие порядок и условия взаимодействия транспортных организаций в пунктах перевалки грузов.

Особое место в отношениях по перевозке занимает договор перевозки пассажира (ст. 786 ГК), по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом , а сдача багажа —

Этот договор в отличие от реального договора перевозки конкретного груза является консенсуальным и считается заключенным после приобретения пассажиром билета или багажной квитанции. Кроме того, на эти отношения распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав .

Договор фрахтования (чартер) , по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК), отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов, что предопределяет и специфику содержания этого арендного обязательства.

Более того, договорные отношения между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком возникают уже при подаче грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятии ее перевозчиком (п. 1 ст. 791 ГК), т.е. до заключения договора перевозки груза. Из факта ее принятия перевозчиком вытекает его обязательство подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправителя предъявить соответствующие грузы к перевозке.

Иногда подачу и принятие заявки на перевозку груза рассматривают не как сделку, влекущую появление гражданскоправового обязательства, а в качестве организационных предпосылок договора перевозки 12 или некоей стадии «завязки транспортного процесса» 13 . Между тем из указанного юридического факта возникает типичное гражданскоправовое обязательство, которое не может появиться ни из «организационных предпосылок», ни из «завязки грузоперевозочного процесса», поскольку таких оснований возникновения гражданских прав и обязанностей гражданское право не знает. Иными словами, путем подачи и принятия заявки между перевозчиком и грузоотправителем заключается договор, содержащий все существенные условия обязательства по подаче и использованию транспортных средств (сформулированные в принятой перевозчиком заявке).

См.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого . Т. 2. С. 436—437 (авторы главы — Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов ).

Гражданское право России. Обязательственное право / Отв. ред. О.Н. Садиков. С. 478 (автор главы — О.Н. Садиков ); Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 43.