Трудовой кодекс на гос служба

Трудовой кодекс Российской Федерации и вопросы регулирования труда государственных и муниципальных служащих

В феврале этого года после принятия Государственной Думой и подписания Президентом вступил в действие новый Трудовой кодекс Российской Федерации. Этот основополагающий документ, регулирующий отношения практически всех россиян в сфере труда сменил просуществовавший почти три десятилетия КЗоТ — Кодекс законов о труде.

Мы продолжаем анализировать новый документ, особенно в применении на практике государственной службы. Разумеется, что отличия нового Трудового кодекса от КЗоТ требуют разъяснений, комментариев, новых подзаконных актов. Но первые толкования уже появились. Между тем у тех, кто работает, возникает немало вопросов, разрешить которые требуется оперативно. Сегодня — продолжение темы, начатой в №1 (17), посвященной основному закону для всех, кто трудится.

Вопросы регулирования труда государственных и муниципальных служащих представляют значительную трудность по следующим причинам. Во-первых, здесь действуют не только Трудовой кодекс РФ и другие акты общего законодательства о труде, но и специальное законодательство, т.е. Федеральный закон от 31 июля 1995 г . № 119 «Об основах государственной службы РФ»[1] (в дальнейшем – ФЗ № 119) и целый ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, а также Федеральный закон от 8 января 1998 г . № 8 «Об основах муниципальной службы в РФ»[2] (в дальнейшем – ФЗ №8). Во-вторых, значительный массив законодательства о государственной и муниципальной службе принят в субъектах РФ. В-третьих, немало правовых актов по вопросам муниципальной службы принято органами местного самоуправления. В-четвертых, нормативные правовые акты о государственной и муниципальной службе страдают серьезными недостатками. В-пятых, не сложилась судебная практика по применению законодательства о государственной и муниципальной службе. В-шестых, мало научных исследований по этим вопросам. В-седьмых, если тезис о том, что трудовые отношения работников и тесно связанные с ними отношения входят в предмет трудового права, в принципе в юридической науке не оспаривается, то вопрос о том, в предмет какой отрасли, административного или трудового права, входят трудовые отношения государственных и муниципальных служащих, стал объектом оживленной научной дискуссии. Наконец, в-восьмых, если судьи и работники прокуратуры в принципе неплохо ориентируются в общем законодательстве о труде, то этого нельзя сказать о законодательстве о государственной и муниципальной службе.

С принятием Трудового кодекса РФ возникла необходимость проанализировать его основные новые положения и попытаться «примерить их к специальному законодательству о государственной и муниципальной службе». В основном это вопросы теоретического характера, но они имеют и научное и практическое значение.

Первым хотелось бы обсудить вопрос о соотношении общих норм трудового права со специальными нормами о труде государственных служащих.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Кодексу. В случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. Более того, в этой же статье указывается, что если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс.

Исходя из изложенных выше положений ст. 5 ТК РФ, некоторые юристы делают выводы о том, что если отдельные нормы законодательства о государственной и муниципальной службе не соответствуют Кодексу, то должен применяться Кодекс. Думается, что для таких выводов нет достаточных оснований. Толкование положений ст. 5 ТК РФ должно быть системным, т.е. производиться с учетом других положений Кодекса, а также федеральных законов о государственной и муниципальной службе.

В ст. 11 ТК РФ провозглашается, что Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Однако далее в этой же статье указывается, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе государственных служащих (а значит и муниципальных служащих), устанавливаются Кодексом и иными федеральными законами. При дальнейшем изучении Кодекса оказывается, что он фактически не содержит специальных норм о труде государственных и муниципальных служащих. Исключение составляют лишь несколько статей. Так, согласно ст. 28 ТК РФ особенности применения норм раздела II «Социальное партнерство в сфере труда» к государственным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, учреждений и органов безопасности, органов налоговой полиции, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств РФ устанавливаются федеральными законами. Как видно, эта статья носит отсылочный характер.

В то же время здесь следует вспомнить, что согласно Конвенции МОТ № 151 «О трудовых отношениях на государственной службе» (1978)[3] государственные служащие обладают правом на объединение в профсоюзы, они могут вести коллективные переговоры об условиях труда с соответствующими органами государственной власти.

В ст. 23 ТК РФ упоминается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в качестве работодателей. Здесь следовало бы указать на то, что работодателями являются и иные госорганы (избирательная комиссия, Счетная палата и т.д.). Однако из этой статьи можно сделать вывод о том, что работодателями в трудовых отношениях государственных служащих являются органы государства, а не государство, как утверждают отдельные юристы.

В ст. 337-341 содержатся особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ.

Все это говорит о том, что многие вопросы труда государственных и муниципальных служащих должны регулироваться с помощью двух федеральных законов: от 31.07.1995 № 119 – ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и от 08.01.1998 № 8 – ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ».

Согласно ст. 142 Трудового кодекса РФ не допускается приостановка работы государственными служащими в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, в то время как на других работников, в том числе муниципальных служащих, этот запрет не распространяется.

Так, в п. 3 ст. 4 ФЗ №119 указывается, что на государственных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными настоящим федеральным законом. Ст. 20 ФЗ №8 закрепляет, что поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством РФ о труде с учетом особенностей, предусмотренных настоящим федеральным законом.

Значительную ценность для понимания рассматриваемого вопроса представляет ст. 251 ТК РФ «Особенности регулирования труда». В ней устанавливается, что особенности регулирования труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Отсюда можно сделать вывод, что положение ст. 5 ТК РФ о том, что в случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс, относится лишь к федеральным законам, содержащим общие нормы о труде. Что касается ФЗ № 119 и ФЗ № 8, то содержащиеся в них специальные нормы права о труде государственных и муниципальных служащих имеют своеобразный приоритет над соответствующими положениями ТК РФ. Иное понимание данного вопроса, на наш взгляд, может привести к серьезным ошибкам.

Второй важный вопрос – это вопрос о соотношении федерального законодательства о труде государственных и муниципальных служащих и соответствующего законодательства субъектов РФ. Согласно ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, значит и государственных и муниципальных служащих;

б) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

в) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения.

Органы государственной власти субъектов РФ, указывается в ст. 6 Кодекса, принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Думается, это означает, что в законах субъектов РФ о государственной и муниципальной службе не должны содержаться правовые нормы о порядке заключения, изменения и прекращения трудового договора, дисциплинарных взысканиях, об обязанностях и ограничениях государственных и муниципальных служащих.

Кроме того, поскольку согласно ст. 72 Конституции трудовое законодательство входит в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов, то субъекты РФ по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, могут принимать «опережающие» нормативные правовые акты.

Однако эти акты согласно ст. 5 Кодекса не должны противоречить не только Кодексу и иным федеральным законам, но и Указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. При этом не следует забывать, что согласно ст. 71 Конституции РФ регулирование и защита прав человека и гражданина входят в предмет ведения РФ. Не случайно поэтому судебная Коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 22 апреля 1998 г . указала, что в силу ст. 71 Конституции РФ регулирование конституционных прав и свобод человека и гражданина является исключительной компетенцией РФ и, следовательно, не может быть передано ни в совместное ведение Федерации и ее субъектов, ни в ведение субъектов Федерации.[4]

Поэтому положение п. 3 ст. 2 ФЗ №119 о том, что государственная служба субъектов РФ находится в их ведении, противоречит ст. 71 Конституции РФ и является юридически ничтожным.

Целый ряд новелл Трудовой кодекс содержит в институте трудового договора. Здесь следует напомнить, что согласно п. 6 ст. 21 ФЗ № 119 гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Что касается муниципальных служащих, что в соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ № 8 муниципальные должности муниципальной службы замещаются путем заключения трудового договора. Поэтому необходимо уяснить, какие новые положения Трудового кодекса РФ о трудовом договоре распространяются на государственных и муниципальных служащих, а какие нет.

Раздел III «Трудовой договор» Трудового кодекса РФ в значительной степени повторяет содержание главы II «Трудовой договор (контракт)» КЗоТ РФ. Однако в ст. 56 ТК РФ «Понятие трудового договора. Стороны трудового договора» содержатся некоторые новые положения. Во-первых, одной из обязанностей работодателя здесь закреплена обязанность предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции. При этом под трудовой функцией согласно ст. 15 ТК РФ понимается работа по определенной специальности, квалификации или должности[5]. Во-вторых, вместо прежней обязанности работодателя «выплачивать работнику заработную плату» (ст. 15 КЗоТ РФ) ст. 56 ТК РФ содержит обязанность своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

Смотрите так же:  Склад для хранения пестицидов требования

Совершенно новой является ст. 57 ТК РФ «Содержание трудового договора», которая полностью распространяется на государственных и муниципальных служащих. Особое значение при этом имеют указанные в ст. 57 существенные условия трудового договора: а) место работы (с указанием структурного подразделения); б) дата начала работы; в) наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации работника; г) права и обязанности работника; д) права и обязанности работодателя; е) характеристика условий труда; ж) условия оплаты труда; з) виды и условия оплаты социального страхования.

Весьма важным для государственной и муниципальной службы является вопрос о сроке трудового договора. Вопросам срочных трудовых договоров посвящены статьи 58 и 59 ТК РФ. Повторяя в основном положения ст. 17 КЗоТ РФ, ст. 58 ТК РФ вместе с тем содержит и новые правила. Так, в ней отсутствует такое основание для заключения срочного трудового договора как «интересы работника» ввиду его неопределенности. Кроме того, в данной статье указывается, что трудовой договор заключенный на неопределенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, или судом, считается заключенным на неопределенный срок. Наконец, ст. 58 ТК РФ устанавливает, что запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий предусмотренных работникам, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.

Ст. 59 ТК РФ включает основания, при наличии которых с работником может быть заключен срочный трудовой договор. Следует отметить, что перечень оснований расширился по сравнению с ранее действовавшим. Однако, во-первых, в перечисленных в ст. 59 ТК РФ случаях срочные трудовые договоры могут заключаться по инициативе работодателя либо работника, но не подлежат обязательному заключению. Во-вторых, все эти основания действуют лишь после 1 февраля 2002 г . и не распространяются на трудовые отношения, возникшие до этой даты (ст. 424 ТК РФ)[6]. В-третьих, ст. 59 ТК РФ содержит 18 оснований, при наличии которых могут заключаться срочные трудовые договоры.

Иные основания могут предусматриваться лишь федеральными законами. Непосредственное отношение к государственной и муниципальной службе имеют лишь некоторые из этих оснований. Во-первых, это трудовой договор с лицами, направляемыми на работу за границу. Сюда относятся государственные служащие, направляемые на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также представительства федеральных органов исполнительной власти за границей (ст. 338 ТК РФ). Во-вторых, с лицами, поступившими на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Речь идет, прежде всего, о государственной службе на государственных должностях категории «Б», которая согласно п. 2 ст. 3 ФЗ №119 ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А». Что касается лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы, то ФЗ №8 не предусматривал деление их на категории. Толчком к такому делению послужила ст. 59 ТК РФ. Поэтому Федеральным законом № 38 от 19 апреля 2002 г .[7] в ст. 8 Федерального закона № 8 «Об основах муниципальной службы в РФ» было внесено соответствующее изменение.

Ст. 59 ТК РФ предусматривает возможность заключения срочного трудового договора с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Представляется, однако, что эти положения ст. 59 ТК РФ не распространяются на государственных и муниципальных служащих – руководителей государственных и муниципальных органов, их заместителей и главных бухгалтеров. Во-первых, потому, что эти органы являются не просто организациями, а органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, а во-вторых, потому, что ФЗ № 119 и ФЗ № 8 не предусматривают возможность заключения срочных трудовых договоров с данными лицами. И приоритет здесь остается за указанными федеральными законами, в этих случаях действуют положения ст. 251 ТК РФ.

И последнее о срочных трудовых договорах. Ст. 59 ТК РФ предусматривает возможность заключения срочных трудовых договоров с пенсионерами по возрасту. На государственных служащих это положение не распространяется, так как в п. 3 ст. 25 ФЗ № 119 изложены соответствующие нормы, касающиеся заключения срочного трудового договора с лицами, достигшими 60 лет. С ними срочный трудовой договор может заключаться не более чем на год однократно и не долее, чем до достижения государственным служащим 65 лет.

Сложнее обстоит дело с муниципальными служащими. В. п. 2 ст. 20 ФЗ № 8 указывается, что предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы – 60 лет. Допускается продление срока нахождения на службе муниципальных служащих, достигших указанного возраста. При этом однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на 1 год. Как видно, в отличие от ФЗ № 119, ФЗ № 8 не устанавливает предельного возраста, по достижении которого не может быть продлена муниципальная служба. Это обстоятельство дало основание отдельным ученым утверждать, что в данном случае речь может идти лишь о продлении срока службы на 1 год[8]. На наш взгляд, такое толкование является ошибочным. Не установив предельного возраста муниципальных служащих, до которого с ними может заключаться срочный трудовой договор, законодатель тем самым оставил решение этого вопроса соответствующим руководителям органов местного самоуправления. В то же время законодатель определил срок такого договора: договор может заключаться неопределенное число раз, но не более чем на один год каждый раз.

Весьма важным является положение ст. 67 ТК РФ о письменной форме трудового договора. Письменная форма трудового договора повышает гарантии в реализации договоренностей между работником и работодателем по основным условиям труда, позволяет предотвратить многие конфликтные ситуации.[9]

Толкование положений статей 57 и 70 ТК РФ о возможности испытания при приеме на работу применительно к государственной и муниципальной службе может быть различным. Трудно согласиться с утверждением, что работодатель не вправе устанавливать срок испытания приказом о приеме на работу, если трудовым договором это условие не предусмотрено[10]. Такое утверждение можно признать правильным лишь в отношении работников, на которых распространяются общие нормы трудового права, а также в отношении муниципальных служащих. Что касается государственных служащих, то исходя из ст. 23 ФЗ № 119 установление испытательного срока при приеме на государственную службу является обязательным.

Интересным является вопрос о включении в трудовой договор с государственным служащим положений о совмещении и совместительстве. Совмещение означает одновременное выполнение работы по двум или более должностям в одной и той же организации в пределах установленной продолжительности рабочего времени. Возможность совмещения на государственной службе предусмотрена п. 9 ст. 21 ФЗ №119. На муниципальных же служащих распространяются нормы ст. 151 ТК РФ.

Согласно ст. 282 ТК РФ совместительство — это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться как по месту основной работы (внутреннее совместительство), так и в других организациях (внешнее совместительство).

ФЗ №119 в п. 1 ст. 11 и ФЗ №8 в п. 1 ст. 11 запрещают государственным и муниципальным служащим заниматься другой оплачиваемый деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Таким образом, государственные и муниципальные служащие ограничены в праве на совместительство.[11]

Из других новых положений ТК РФ, распространяющихся на государственных и муниципальных служащих, следует отметить нормы ст.101 о ненормированном рабочем дне и нормы ст.119 о ежегодном оплачиваемом отпуске работникам с ненормированным рабочим днем. Ст. 101 ТК РФ устанавливает, что ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего дня.

В ст.119 ТК РФ указывается, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, и который не может быть менее 3-х календарных дней. Если такой отпуск не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.

Трудовой кодекс РФ содержит ряд новых норм, касающихся прекращения трудового договора.

Во-первых, как уже отмечалось, в ст.6 ТК РФ указывается, что порядок расторжения трудовых договоров, особенности регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются федеральными органами государственной власти. Следовательно, эти вопросы не могут решаться органами государственной власти субъектов РФ.

Во-вторых, в ТК РФ дается уточненная классификация оснований прекращения трудового договора. В ст. 77 ТК РФ даются общие основания, которых насчитывается 11. Ст. 80 ТК РФ регулирует вопросы расторжения трудового договора по инициативе работника, ст. 81 — по инициативе работодателя (их 13), а ст.83 — по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (их 7).

Кроме того, в ст. 84 ТК РФ перечислены основания прекращения трудового договора вследствие нарушения обязательных правил при заключении трудового договора. Почти все указанные в ТК РФ основания прекращения трудового договора распространяются на государственных и муниципальных служащих, а некоторые из них повторяются. К числу последних можно отнести разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (п/п 4 п. 2 ст. 25 ФЗ №119 и п/п «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ).

Не применимы к государственной и муниципальной службе такие основания прекращения трудового договора как смена собственника имущества организации в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера (п. 4 ст. 81 ТК РФ), совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ст. 81 ТК РФ), смерть работодателя – физического лица (п. 6 ст. 83 ТК РФ) и другие.

Смотрите так же:  Приказ правила внутреннего распорядка организации

Таковы некоторые положения Трудового кодекса Российской Федерации и вопросы соотношения их с законодательством о государственной и муниципальной службе.

В заключение можно отметить еще один аспект проблемы «Трудовой кодекс РФ и государственная служба». Речь идет о несинхронности, несогласованности и определенной изолированности становления законодательства о гражданской государственной службе и законодательства о труде. В ФЗ №119 игнорируется расположение нормативного материала по институтам, сложившимся в трудовом праве.

Представители некоторых отраслевых правовых наук недооценивают трудо-правовую природу служебных отношений на гражданской государственной службе, тот бесспорный факт, что государственная служба является профессиональной деятельностью, выполняемой за вознаграждение, т.е. одной из разновидностей наемного труда. Именно из такой позиции исходит Международная Организация Труда.

В настоящее время в России предусмотрено проведение административной реформы, принятие целого пакета законов и иных нормативных правовых актов в области государственной службы. Разработка и принятие указанных актов должны основываться на совместной и согласованной работе правоведов, независимо от представляемой отрасли права.

Убежден, что реформирование государственной службы Российской Федерации должно основываться на Трудовом кодексе Российской Федерации — новейшем кодифицированном федеральном законе в области законодательства о труде.

[1] СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990 (с изм. и доп.).

[2] Там же. 1998. № 2. Ст. 224 (с изм. и доп.).

Трудовой кодекс на гос служба

Трудовой договор (отношения)

при всех видах службы

В современном устройстве общества служебная деятельность подразделяется на два основных вида: государственную и негосударственную службу.

Трудовые отношения с работниками, находящимися на государственной службе, имеют свою специфику. Они имеют право на предоставление не только общих, но и дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Российским законодательством. О некоторых дополнительных гарантиях и компенсациях, предоставляемых служащим, мы и расскажем в этой статье.

Для начала отметим, что государственная служба Российской Федерации (далее – государственная служба) – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

– федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

– субъектов Российской Федерации;

– органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Такое определение содержит статья 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Закон № 58-ФЗ).

Система государственной службы, согласно статье 2 Закона № 58-ФЗ, включает в себя следующие виды государственной службы:

– государственная гражданская служба;

При этом под государственной гражданской службой следует понимать вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Об этом сказано в пункте 1 статьи 5 Закона № 58-ФЗ, а также в статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закона № 79-ФЗ).

Государственная гражданская служба подразделяется на:

– федеральную государственную гражданскую службу;

– государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Закона № 79-ФЗ в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (статья 8 Закона № 79-ФЗ).

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами (Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ), Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ)) и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. На это указывает статья 6 Закона № 58-ФЗ. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Отметим, что понятие военной службы дано и в статье 2 Закона № 53-ФЗ. Согласно названной статье военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой:

– гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;

– гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Прохождение военной службы осуществляется:

– гражданами – по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

– иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (статья 7 Закона № 58-ФЗ). Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется, в частности, на:

– государственных гражданских служащих – в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ (статьи 73 Закона № 79-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе;

– сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба, – с особенностями, предусмотренными специальным законодательством, регулирующим прохождение правоохранительной службы.

Таким образом, государственные гражданские служащие и сотрудники государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба, имеют право не только на общие гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, но и на гарантии и компенсации, предусмотренные соответствующим законом.

Так, согласно статье 114 ТК РФ всем работникам предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска.

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска на основании статьи 115 ТК РФ составляет 28 календарных дней. Отдельным категориям работников в соответствии с законодательством предоставляется удлиненный основной отпуск, продолжительность которого составляет более 28 календарных дней.

Право на удлиненный основной отпуск имеют:

– судьи (пункт 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 3132-1)). Им предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 рабочих дней. Заметим, что судьям, работающим в районах Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 рабочий день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, – 45 рабочих дней.

Обратите внимание, что время следования судьи к месту отдыха и обратно в срок отпуска не засчитывается. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате;

– сотрудники Следственного комитета (пункты 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее – Закон № 403-ФЗ)). Данным лицам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно. Заметим, что сотрудникам Следственного комитета, проходящим службу в местностях с особыми климатическими условиями, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 513 «О продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, проходящих службу в местностях с особыми климатическими условиями, и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. № 242», но не менее 45 календарных дней.

Обратите внимание, что на основании пункта 2.1 статьи 25 Закона № 403-ФЗ сотрудникам Следственного комитета, сотрудникам научных и образовательных учреждений Следственного комитета, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях), или в органах и учреждениях Следственного комитета, расположенных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Инструкция о порядке оплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации проезда к месту проведения основного оплачиваемого отпуска и обратно утверждена Приказом СК России от 19 февраля 2014 года № 13 «Об утверждении Инструкции о порядке оплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации проезда к месту проведения основного оплачиваемого отпуска и обратно»;

Смотрите так же:  Договор ипотечного кредитования в сбербанке

– гражданские служащие (пункты 3, 4 статьи 46 Закона № 79-ФЗ). Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней;

– сотрудники таможенного органа (пункты 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее – Закон № 114-ФЗ)). Сотруднику таможенного органа очередной ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно. В случае отзыва сотрудника таможенного органа из очередного ежегодного отпуска при предоставлении неиспользованной части отпуска в удобное для указанного сотрудника время продолжительность неиспользованной части отпуска увеличивается на количество дней, необходимое для проезда к месту проведения отпуска и обратно;

Кроме основного оплачиваемого отпуска работнику может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, который присоединяется к основному.

Согласно статье 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с действующим законодательством дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются следующим категориям граждан:

– сотрудникам таможенного органа – продолжительностью (статья 39 Закона № 114-ФЗ):

5 календарных дней – при выслуге 10 лет;

10 календарных дней – при выслуге 15 лет;

15 календарных дней – при выслуге 20 лет и более.

Отметим, что сотрудникам таможенных органов также предоставляется дополнительный отпуск за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях. Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск, и правила предоставления указанным сотрудникам указанного отпуска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1998 года № 189 «О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях».

Кроме того, дополнительный ежегодный отпуск предоставляется и сотрудникам таможенных органов, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями. Перечень указанных районов и местностей, а также продолжительность дополнительного отпуска определяются Правительством Российской Федерации. Заметим, что на сегодняшний день продолжительность дополнительного отпуска указанных сотрудников установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1999 года № 1376 «О продолжительности дополнительного отпуска сотрудников таможенных органов Российской Федерации, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями».

Обратите внимание, что вышеперечисленные дополнительные отпуска суммируются с очередным ежегодным отпуском. При этом общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 календарных дней.

Имейте в виду, что сотруднику таможенного органа при выслуге 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней;

– судьям с учетом стажа их работы в области юриспруденции (пункт 2 статьи 19 Закона РФ № 3132-1):

от 5 до 10 лет – 5 рабочих дней;

от 10 до 15 лет – 10 рабочих дней;

свыше 15 лет – 15 рабочих дней

Порядок определения стажа работы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается Верховным Судом Российской Федерации;

– прокурорам, научным и педагогическим работникам прокуратуры за стаж службы в качестве прокурора, научного или педагогического работника прокуратуры (пункт 1 статьи 41.4 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»):

после 10 лет службы – 5 календарных дней;

после 15 лет – 10 календарных дней;

после 20 лет – 15 календарных дней.

Заметим, что в стаж службы, дающий право на предоставление дополнительного отпуска, засчитываются также периоды службы в качестве стажеров в органах и организациях прокуратуры. В указанный стаж в календарном исчислении засчитываются служба в других правоохранительных органах, военная служба, а также работа в должности судьи;

Обратите внимание, что оплата труда государственных гражданских служащих и сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба, также имеют свои особенности.

К примеру, денежное содержание гражданского служащего согласно статье 50 Закона № 79-ФЗ состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты).

При этом к дополнительным выплатам относятся:

– ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

при стаже гражданской службы:

от 1 года до 5 лет – 10%;

от 5 до 10 лет – 15%;

от 10 до 15 лет – 20%;

свыше 15 лет – 30%.

– ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада;

– ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

– премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

– ежемесячное денежное поощрение;

– единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Отметим, что размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Оплата труда сотрудника полиции на основании статьи 42 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

Обеспечение денежным довольствием сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сотруднику полиции, имеющему почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации» и (или) «Заслуженный юрист Российской Федерации», выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10% к должностному окладу в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Следует отметить, что на военнослужащих в случае исполнения ими обязанностей военной службы трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права не распространяются. Об этом сказано в части 8 статьи 11 ТК РФ.

В связи с чем, при определении гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим необходимо руководствоваться Законом № 76-ФЗ, Законом № 53-ФЗ и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Также необходимо отметить, что отдельным видом службы является муниципальная служба.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. Об этом сказано в статье 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 2 Закона № 25-ФЗ муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В силу пункта 2 статьи 3 Закона № 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие ТК РФ с особенностями, предусмотренными Законом № 25-ФЗ. Заметим, что данная норма установлена и в статье 11 ТК РФ.

Таким образом, муниципальные служащие, как и государственные гражданские служащие, сотрудники государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба, имеют право не только на общие гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, но и на гарантии и компенсации, предусмотренные соответствующим законом (в данном случае речь идет о Законе № 25-ФЗ).