Приступить к ликвидации

  • Жанры : Детективы, Боевики, Драма
  • Год создания : 1983
  • Дата выхода в РФ : 12 марта 1984
  • Страна : СССР
  • Студия : Киностудия им. М.Горького
  • Продолжительность : 132 мин.

Актёры и команда 11

Телевизионный детектив Бориса Григорьева с Олегом Стриженовым, Михаилом Жигаловым и Василием Лановым в главных ролях, экранизация романа Эдуарда Хруцкого «Четвертый эшелон«.

Съемочная группа фильма Приступить к ликвидации / Pristupit k likvidatsii

Режиссер: Борис Григорьев
Автор сценария: Эдуард Хруцкий
В ролях: Олег Стриженов, Михаил Жигалов, Василий Лановой, Валерий Войтюк, Георгий Юматов, Надежда Бутырцева, Александр Филиппенко, Ольга Сирина, Владимир Гусев, Леонид Белозорович и другие
Операторы: Петр Катаев, Александр Рыбин
Композитор: Георгий Дмитриев

Сюжет фильма Приступить к ликвидации / Pristupit k likvidatsii

В начале апреля 1945 года в районе Гродно появилась банда бывшего полицая Болеслава Крука (Виталий Беляков), совершавшая дерзкие и жестокие преступления – ограбления, убийства, поджоги.

Тем временем в Москве следователь отдела по борьбе с бандитизмом Иван Данилов (Олег Стриженов) расследовал дело об убийстве некоего Судина и вышел на след бывшего военного летчика Чистякова (Василий Лановой). Вскоре выяснилось, что Чистяков, он же Алтунин, дезертировал с фронта и стал одним из подручных Крука. С Круком же был связан и убитый Судин — уголовник по кличке Морденок.

После ареста Чистяков раскаялся в том, что он совершил, и захотел помочь милиционерам ликвидировать банду Крука.

История создания фильма Приступить к ликвидации / Pristupit k likvidatsii

В основу сценария картины положен роман известного советского и российского писателя и кинодраматурга Анатолия Хруцкого «Четвертый эшелон«. Книга входит в детективный цикл о следователе отдела по борьбе с бандитизмом Иване Данилове.
Прототипом этого героя (в фильме «Приступить к ликвидации» Данилов появляется в звании полковника милиции) стал полковник Игорь Скорин, более 30 лет отдавший службе в милиции.

Игорь Дмитриевич боролся с преступностью в Читинской области и в Киргизии, возглавлял уголовный розыск Латвии и Крыма, работал заместителем начальника уголовного розыска Москвы и Московской области, руководил отделом МУРа по борьбе с тяжкими преступлениями. На счету легендарного сыщика среди прочих заслуг — ликвидация банды Ивана Митина из подмосковного Красногорска, известной всей стране по книге братьев Вайнеров «Эра милосердия» и фильму «Место встречи изменить нельзя«, в которых эта ОПГ выведена как банда «Черная кошка«.

Игорь Дмитриевич Скорин участвовал в создании картины в качестве консультанта.

Анатолий Хруцкий рассказывал:

Для Олега Стриженова, пик популярности которого пришелся на 1950-е — 1960-е годы, роль Данилова стала одной из последних крупных работ в кино. В последующие годы актер стал появляться на экране все реже, а с конца 1980-х снялся всего лишь в нескольких фильмах.

«Приступить к ликвидации» — четвертая по счету совместная работа Бориса Григорьева и Василия Ланового после картин «Пароль не нужен«, «Петровка, 38» и «Огарева, 6» (в двух последних снимался также Георгий Юматов), и если в этих лентах Лановой играл однозначно положительных героев, то теперь ему довелось исполнить роль человека с неидеальной репутацией.

Михаил Жигалов, который также не в первый раз снялся у Григорьева, и который прежде играл в основном уголовников и других отрицательных персонажей, признавался, что фильм «Приступить к ликвидации» стал в его карьере поворотным пунктом:

Зрителям запомнилось яркое исполнение Александром Филиппенко роли уголовника Копченого. В романе Хруцкого этот бандит был упомянут лишь вскользь, в картине же Филиппенко придал его образу объем и выразительность.

Интересные факты о фильме Приступить к ликвидации / Pristupit k likvidatsii

— Режиссер Борис Григорьев сыграл в фильме эпизодическую роль милиционера.
Иван Данилов является главным героем еще одного фильма – «По данным уголовного розыска«, поставленной по повести Хруцкого «Тревожный август«. В этой ленте его играет Леонид Неведомский. В 2012 году вышел сериал «МУР«, в котором роль Данилова исполнил Михаил Ефремов.
— У Эдуарда Хруцкого есть книга под названием «Приступить к ликвидации«, которая также входит в цикл об Иване Давыдове, но ее события разворачиваются раньше тех, которые показаны в фильме – в 1943 году.

10 лет сериалу «Ликвидация»

В этом году исполняется 10 (!) лет культовому фильму «Ликвидация», который уже давно назвали одним из лучших сериалов XXI века!

Что и говорить — фильм завоевал народную любовь, его мгновенно растащили на цитаты, а исполнители главных ролей полюбились зрителям навсегда. Мог ли знать режиссер Сергей Урсуляк, приступая к съемкам, что его картину ожидает такое международное признание и феноменальный успех у зрителей, а Давиду Гоцману поставят памятник?!

Пролистаем историю создания сериала «Ликвидация».

Залог невероятной популярности сериала многие видят в удачном подборе актеров, в первую очередь, исполнителя главной роли – Владимира Машкова. Сейчас и правда трудно представить себе другого Давида Гоцмана, а ведь изначально эту роль писали для актера совсем другой типажности.

Режиссер Сергей Урсуляк позже рассказывал: «История с выбором актера на роль Гоцмана стоит отдельного фильма. Алексей Поярков (сценарист) писал о большом, лысом мужике. Не очень обаятельном, таком биндюжнике. Я честно искал артиста в соответствии с внешним портретом, предложенным автором. Круг актеров такой фактуры весьма ограничен. Типаж Александра Балуева, к примеру…

Продюсеры терпеливо относились к моим поискам, но осторожно так, мягко намекали: а может быть, Машкова попробовать? Послали ему сценарий, Володя прочитал, и… семь месяцев съемок я каждый день радовался, что именно он играет Гоцмана. То, что его воспринимают как секс-символ, мне кажется ошибкой. Он тонкой и ранимой органики человек, с особой энергетикой. И невероятной нежности и доброты. Он – Белоснежка, а вовсе не крутой мачо…».

Образ Давида Гоцмана, по признанию режиссера, был собирательным, однако многие старожилы Одессы узнавали в нем Давида Курлянда – легендарного одесского сотрудника уголовного розыска.

Давид Гоцман (Владимир Машков) и Давид Курлянд (реальный прототип главного героя). Фото: factroom.ru

На Одесском кинофестивале в 2010 г. за роль в «Ликвидации» Владимира Машкова наградили грамотой от МВД и знаком «Почетный работник МВД Украины». Кроме того, за эту роль он получил ТЭФИ-2008 и «Золотого орла». Через год после выхода фильма в Одессе у здания управления МВД установили бронзовую скульптуру в честь милиционеров послевоенного времени. Местные жители ее тут же прозвали памятником Давиду Гоцману, а для туристов она стала настоящим местом паломничества. Правда, в первые же месяцы кто-то стащил одного из бронзовых голубей.

Тот самый памятник Давиду Гоцману в Одессе Фото: panoramio.com

К роли Владимир Машков готовился очень серьезно: почти год прожил в Одессе, общался с ветеранами одесской милиции и с представителями воровского мира. Он похудел на 20 кг, постригся под «полубокс» и еще долго после съемок продолжал разговаривать так же, как его герой. Светлана Крючкова, сыгравшая тетю Песю, говорила, что он был «не Володей Машковым, а Гоцманом. Ходил всюду, плевал свои «семачки» и был абсолютно счастлив… Я лишний раз убедилась, что Машков – актёр высочайшего класса. Он перевоплощается на клеточном уровне, у него не остаётся зазора между ним и его персонажем».

«Нет, Ви видели?! — он таки хочет моей смерти!» — и это не единственная фраза тёти Песи, героини Светланы Крючковой, в которую зрители влюбились сразу и безоглядно.

Когда сын Светланы Крючковой впервые увидел ее в гриме, он даже не узнал свою маму!

На одесских улицах актрису принимали за местную и даже спрашивали дорогу! Сама Светлана Крючкова в своей роли тоже себя чувствовала, как рыба в воде, хотя сомневалась, сможет ли принимать участие в съемках. Тот год был для нее очень тяжелым – актриса перенесла две операции и клиническую смерть.

Однажды она отправилась на Привоз. Пока актриса примеряла туфли, у нее из сумки стащили мобильный телефон. Она не растерялась и голосом тети Песи закричала на весь рынок: «Правильно, приехала народная артистка, а ее прямо на Привозе бессовестно обокрали!» Через несколько минут телефон подбросили в сумку ее подруги. Одесситы смеялись: «То, что на Привозе крадут, мы знали, но такого, чтобы вернули, еще никогда не было!».

Фима Петров и другие

На экране этот удивительно обаятельный герой живет всего две серии, но помнится весь фильм — конечно, мы говорим про Фиму, незабвенного друга Давида Гоцмана!

Для актера Андрея Краско роль Фимы Петрова в «Ликвидации» стала последней работой. Во время съемок он скончался от сердечного приступа, и эпизоды, в которых он уже успел сняться, переснимали уже с другим актером – Сергеем Маковецким.

Смотрите так же:  До какого года можно оформить землю

В этом году не стало исполнителя роли колоритного начальника уголовного розыска, Андрея Остаповича — актера Виктора Смирнова.

Зрители сразу полюбили трогательно-смешного Эмика, сына тёти Песи — в исполнении Сергея Семчева. К слову, дуэт тёти Песи и Эмика был настолько хорош и убедителен, что режиссер увеличил количество эпизодов с ними!

Александр Семчев (Эмик) и Сергей Маковецкий (Фима) Беата Маковская (Циля) и Светлана Крючкова (тётя Песя) Фёдор Добронравов (в роли Лёхи Якименко) Константин Лавроненко (в роли Чекана)

Короткий экскурс в историю

Фильм был снят на основе реальных событий: в 1946 г. опального маршала Жукова действительно отправили в Одессу наводить порядок и бороться с преступными группировками.

Однако это, пожалуй, единственный достоверный факт, все остальные перипетии – вымысел, как, например, облава во время концерта Леонида Утесова или мятеж «лесных братьев». Песня «У Черного моря», которая звучит в фильме, была написана спустя 5 лет после описываемых событий.

А вот и сам Леонид Осипович Утёсов и его песня о любимом городе:

Специалисты обращают внимание на то, что в сериале вообще много отступлений от исторической правды. Но для режиссера куда важнее была правда характеров, а также воссоздание атмосферы легендарного города.

Тот самый двор на одесской Молдаванке, где снимали фильм «Ликвидация»

Впрочем, Сергея Урсуляка обвиняли и в «пережиме и нарочитости» в изображении одесситов и их говора, что выглядело, по мнению критиков, слишком анекдотично и карикатурно. Другие резонно возражают на это: фильм снят в пограничной зоне между мифом и историей, поэтому его нельзя назвать ни историческим, ни фантастическим. Он создан «по мотивам» исторических событий.

Ясно одно — и 10 лет, ещё многие годы спустя этот удивительный фильм будет волновать наши сердца. Снова мы окунемся в удивительную атмосферу той эпохи, будем наслаждаться одесским колоритом и неповторимым сочным языком, будем вместе с героями плакать и смеяться.

Каждый день вкусные рецепты и интересная информация, подписывайтесь на нашу страницу! Нас 30000!

Сериал «Ликвидация»: Актеры учились говорить «по-одесски»

В основу фильма легли реальные события. Летом 1946 года по приказу Сталина маршал Жуков был снят с поста Главнокомандующего Сухопутными войсками и отправлен на Украину командовать Одесским военным округом. В Одессе он с ходу взялся за наведение порядка. Было проведено несколько громких операций. Об одной из них, операции «Маскарад», легшей в основу сценария, до сих пор в Одессе ходит множество слухов. Есть очевидцы и живы некоторые участники этой операции.

У главного героя фильма Давида Гоцмана , которого играет Владимир Машков , был реальный прототип — Давид Маркович Курлянд. После службы в армии он пришел в Одесский уголовный розыск, поднялся по служебной лестнице до должности заместителя начальника. Но так как по натуре своей в кресле сидеть не привык, сам планировал проведение различных операций против бандитов и сам в них участвовал.

Съемки проходили в Одессе, в обычных жилых квартирах и подъездах. В городе жилой фонд находится не в самом хорошем состоянии, но именно такая натура стала бесценным подспорьем для киногруппы. Единственное, реквизиторам постоянно нужно было маскировать ставнями зарешеченные окна первых этажей да увивать диким виноградом газовые трубы, проходящие снаружи. Во время съемок выяснилось, что в незапамятные времена во дворе на Молдаванке были ворота. Но их сломали и больше не чинили. Для фильма деревянные створки восстановили.

Для пущей убедительности актерам пришлось брать уроки у местного лингвиста, который ставил им одесский акцент. Чтобы постичь особенности одесского говора, сценарист Алексей Поярков несколько месяцев провел в Одессе. Он специально ездил в общественном транспорте, ходил в Музей уголовного розыска и общался с собирателями местного фольклора. А бывший киевлянин Сергей Маковецкий, сыгравший в «Ликвидации» роль экс-щипача Фимы, обращался за советом к своей жене — бывшей одесситке.

— В Одессе говорят очень красиво — так правильно, как нигде, — делился потом он.

Через месяц съемок с одесским акцентом заговорила вся киногруппа.

— Когда мы вернемся домой, нам придется вновь учиться говорить по- московски , — замечал режиссер Сергей Урсуляк .

Владимир Машков для придания достоверности свой игре даже пообщался с настоящими одесскими «авторитетами» на пенсии. Один из них, когда-то зарабатывавший в игорных притонах, учил актера игре в карты.

А вот Михаил Пореченков решил, что для роли Кречетова, заместителя военного прокурора, ему просто необходимо потолстеть, чтобы предстать абсолютно «невоенным» типом. К тому же ему хотелось работать на контрасте с Машковым.

— Он был таким бравым и поджарым воякой, а я — большой и рыхлый, — говорит Михаил.

КСТАТИ

Первые две серии «Ликвидации» покажут в воскресенье. А дальше сериал будет идти с понедельника по четверг по вечерам.

О ЧЕМ КАРТИНА?

Действие разворачивается в послевоенное время. В Одессе, куда отправлен в ссылку опальный маршал Жуков (его играет Владимир Меньшов ), царит настоящий разгул преступности. Банда под предводительством таинственного немецкого шпиона по прозвищу Академик грабит военные склады. Поймать преступника, которого никто не знает в лицо, под силу только начальнику угрозыска Давиду Гоцману (Владимир Машков) и маршалу Жукову.

Главные роли исполнили замечательные актеры — Владимир Машков, Владимир Меньшов, Сергей Маковецкий, Михаил Пореченков, Светлана Крючкова , Олег Басилашвили .

Вот это «Фитнес»: ради роли актриса похудела на 20 кг

Актриса Софья Зайка сбросила вес всего за два с половиной месяца

Песня Максим и несравненная Чиповская: новый сериал «Пекарь и красавица» расскажет историю Золушки наоборот

Очередная романтическая комедия о неравной любви ждет нас на канале СТС с 18 февраля

Гонорары на ТВ: на ток-шоу артистам платят в 10 раз больше, чем в документальных проектах

Откровения из личной жизни стоят дороже воспоминаний о коллегах

Спасите наши уши

В новом шоу из безголосых сделают Шаляпиных и Нетребко

В туалете есть бумага, в небесах парит «Конкорд»

— Сегодня мы вспоминаем 1969 год и фильм «Мама вышла замуж», — весело сказала Юлия Меньшова в премьерной программе на Первом «Наши люди». — Герои этой картины не стиляги, не модники, они самые обычные…

Заставить себе поверить! Почему Пореченков хочет посмотреть сериал «Гадалка»

Многосерийный фильм с элементами мистики начнут показывать на Первом канале с 11 февраля

Появились первые официальные фото восьмого сезона «Игры престолов»

От Матери Драконов до Леди Винтерфелла

Сериал «Остаться в живых» может вернуться

Топ-менеджер телеканала, где показывали шоу, заявил, что хочет возобновить съемки

Сценарист сериала «Ланцет» на Первом канале: «Если о врачах написать правду, это будет ужастик, который Голливуду и не снился»

Автор сценария Валерия Подорожнова из Ростова-на-Дону рассказала всю правду о докторе Ладынине, прототипах и постановке диагнозов

И снова седая новь

Российское телевидение продолжает агонизировать, выплескивая в судорогах одну за другой ностальгические передачи

«Яндекс» снимает сериалы, которые убьют телевидение

Компания готова тратить миллиарды, чтобы стать «русским Netflix»

По роману Умберто Эко «Имя розы» сняли сериал

Это вторая экранизация знаменитого интеллектуального детектива Умберто Эко. В 1986 году на большие экраны вышел фильм Жан-Жака Анно с Шоном Коннери и Кристианом Слэйтером

Сериал «Ходячие мертвецы» продлен на десятый сезон

Телеканал АМС анонсировал дату возвращения зомби-драмы [видеообзор]

Возрастная категория сайта 18+

«Гоцман умер от инфаркта, а Нора с Мишкой уехали в Москву»

Среди телевизионных событий уходящего года под номером первым конечно же идет «Ликвидация» Сергея Урсуляка, показанная на канале «Россия». Это не сериал, а настоящий многосерийный художественный фильм, где остросюжетная интрига сочетается с поразительно точной атмосферой и великолепной актерской игрой. «Известия» пригласили в гости создателей «Ликвидации» — Сергея Урсуляка, его жену, актрису Лику Нифонтову, сыгравшую роль Норы, автора сценария Алексея Пояркова и композитора Энри Лолашвили. В разговоре принимали участие главный редактор Владимир Мамонтов, редактор отдела культуры Елена Ямпольская, обозреватели Вита Рамм, Анна Федина и Михаил Марголис.

Вита Рамм. 14-серийный фильм режиссера Сергея Урсуляка, снятый в кинокомпании «Централ Партнершип», на мой взгляд, встал в один ряд с такими телефильмами, как «Михайло Ломоносов», «Тени исчезают в полдень», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя». Из новых в этот же ряд могу поставить «Штрафбат», «Доктор Живаго», «Завещание Ленина». Я называю работы, вызвавшие не только большой интерес, но и дискуссии. Спорили не только зрители, но и специалисты. В случае с «Ликвидацией» особую активность проявили военные историки. Претензии к художественному фильму, на мой взгляд, были весьма странными. Мол, и Жуков не так приезжал, и с бандитизмом не так боролись, и, конечно, всех возбудила финальная часть. Все дружно удивились — откуда в одесских степях «лесные братья». Потому мой первый вопрос — к сценаристу Алексею Пояркову. В момент написания сценария использовались ли какие-то исторические документы или все, что мы видим в фильме, — это импровизация на тему Одессы и 1946 года?

Смотрите так же:  Право на иск и право на удовлетворение иска

Алексей Поярков. По «лесным братьям» могу объяснить, что в Одесский округ, куда Сталин сослал маршала Жукова, входила и Молдавия. А там были и леса, и «лесные братья». К сожалению, по финансовым соображениям мы не могли снять написанную сцену, как «братья» прибывают на поездах. В целях экономии им достались три грузовика. Хочу напомнить историкам, что «лесных братьев» ловили аж до 1956 года.

Рамм: А еще от чего пришлось отказаться по финансовым соображениям?

Поярков: От эпизода на стадионе. В августе 1946 года на одесском стадионе состоялся футбольный матч. Играли «Пищевик» со «Стахановцем» из города Сталина, счет был 5:3. По полю должны были бегать футболисты с реальными фамилиями, а на трибуне активно должен был «болеть» Исаак Гроссман, легендарный одесский футбольный эксперт, который после забитого гола всегда плясал, а человек был корпулентный. Но мы поняли, что бюджет фильма не выдержит, если мы начнем собирать целый стадион одетой и подстриженной по послевоенной моде массовку.

Владимир Мамонтов. Я обратил внимание, что у вас очень тщательно подобрана массовка. Нигде не случилось ляпов. На улицах, на трамвайных остановках — везде герои фильма помещены в аутентичную среду. И одеты люди правильно, и никаких инородных тел в виде случайных машин или рекламных щитов. Очень понравилась работа оператора Михаила Суслова, хотя можно лишь предположить, сколько трудностей ему пришлось обойти.

Елена Ямпольская. Что касается исторической точности, в фильме есть сцена, которая меня довела до слез, — это концерт Леонида Утесова. Полное впечатление, что у нынешнего зрителя появилась сказочная возможность прийти в зал и услышать Утесова живьем. Вот только песня «У Черного моря» была написана на десять лет позже.

Поярков. Я не считаю это ляпом. На самом деле, пройдет немного времени, и никто уже не вспомнит, когда была написана конкретная песня. Для нас важнее всего была не документальная история, а наше отношение к этому времени. Мы, естественно, знали, что той песни в 1946 году еще не было. Первоначально в сценарии был «Одессит Мишка», но в итоге выбрали ту, которая лучше передает эмоциональное состояние публики. И с афишей фильма «Подвиг разведчика» та же история. В сценарии я написал, что Гоцман с Мишкой-Карасем идут смотреть «Осаду». Но Сергей был прав, когда сказал, что этого фильма большинство людей не смотрело, что с ним не будет никаких чувственных ассоциаций, а «Подвиг разведчика» сразу затронет память.

Михаил Марголис. В фильме две основные музыкальные темы. Они уже были наработаны или сам фильм подсказывал, какая должна звучать музыка? Вам, Энри, задачу ставил режиссер, чтобы одна тема была лирической, а вторая тревожной?

Энри Лолашвили. Музыку к фильму я стал писать только после просмотра. Сергей меня пригласил, потому что ему понравилась моя работа в «Нежном возрасте» и «Статском советнике». Я же долгое время жил во Франции и потому о Сергее ничего не знал. А уж когда узнал, что предлагают писать для телесериала, и вовсе в ужас пришел. Но мне прислали первые три серии, посмотрел их на одном дыхании. Я был покорен тем, что увидел не сериал, а прекрасный телевизионный многосерийный художественный фильм. Я увидел почерк режиссера, я увидел время на экране. Эпизоды, в которых пели актрисы, были сняты синхронно. Как прекрасно они пели — Наталья Рожкова и Полина Агуреева! А как снят концерт Утесова! Могу сказать, что столь дотошного режиссера я в своей жизни еще не встречал. Музыка в эпизоде, например, должна была длиться 35 секунд или 38, и ни секундой больше. Режиссер добивался, чтобы музыка и изображение жили в абсолютной гармонии. И это правильно.

Рамм. Алексей, вы, когда писали сценарий, уже держали в уме конкретных исполнителей?

Поярков. Сначала я писал самостоятельно и свободно. Но потом Сергей начал выказывать свои актерские предпочтения. Эмик, например, у меня был маленький, худенький, такой шлемазл. И тут Сергей мне вдруг заявил, что в роли Эммика он видит Сашу Семчева. В таких случаях я всегда отхожу в сторону, проговариваю про себя все, что я думаю про Урсуляка, а потом выдаю ему информацию в сжатом виде. Но, подумав, я согласился, что история может получиться странной, а потому и более интересной.

Мамонтов. Фильм радует колоритностью всех второстепенных персонажей. Каждый с характером, каждый запоминается. Насколько, например, реален секретарь горкома Одессы? Пару раз мелькнул, но ведь запомнился! И диабетом, и тем, как Жуков на него наорал.

Поярков. Это реальный факт, когда Жуков орал на толстого партийного чиновника. В сценарии им стал секретарь горкома.

Мамонтов. Очень узнаваемый тип.

Поярков. Я же жил в советское время. Хорошо помню таких. Писал, что называется, с натуры.

Марголис. Мне бы хотелось спросить у режиссера. В «Ликвидации» я увидел много цитат и полуцитат из говорухинского «Места встречи. «. Ставилась ли задача сделать парафраз популярного фильма?

Сергей Урсуляк. Я заметил, что журналисты — люди образованные и потому часто приписывают мне цитирование картин, которых я и не видел. «Место встречи. » я смотрел один раз. Вот что действительно есть в «Ликвидации», это цитата из «Судьбы человека». Она сознательная. Это поклон тому времени, тем людям, которые снимали великое кино. Я на них рос, я ими воспитан. Я цитирую не Франсуа Озона, чьи фильмы мне очень нравятся, а Сергея Федоровича Бондарчука. Возвращаясь к «Месту встречи. «, могу сказать: если фургон «Хлеб» у Станислава Сергеевича и фургон «Хлеб» у меня воспринимать как буквальную цитату. В этом случае цитатой можно считать то, что у меня женщины в платьях, и у него тоже.

Марголис. Но Гоцман и Кречетов могут считаться подражанием Жеглову и Шарапову?

Урсуляк. Кречетов не может быть Шараповым, потому что он враг. А функции Жеглова в «Ликвидации» исполняет, скорее, маршал Жуков. Гоцман с его упертостью, что все должно быть по закону, на самом деле гораздо ближе к Шарапову. Сравнивать Машкова и Высоцкого я вообще считаю неправильным. Даже подход к ролям у них совершенно разный. Например, Высоцкий ради фильма прическу менять не стал. А Машков сделал полубокс.

Мамонтов. И все же общее между фильмами есть. Прежде всего, тонкое внимание к послевоенному времени. Понимание, что внутри того времени много вещей, знаков и деталей, отсутствие которых резало бы глаз.

Урсуляк. Согласен. И если мне еще скажут, что «Ликвидации» суждена такая же долгая и счастливая жизнь, как «Месту встречи. «, я буду просто счастлив.

Анна Федина. Я хочу спросить авторов, насколько им была важна идея законности. Ведь по многочисленным сериалам можно заметить, как серьезно персонажи на нашем телевидении стали относиться к проблемам закона.

Урсуляк. Для меня было принципиально, что Гоцман ведет борьбу с преступностью по правилам. Не зря его так уважают одесские бандиты. Противостояние с маршалом Жуковым осложняется еще и тем, что для Давида Одесса — это его родной город. Где свои понятия чести.

Марголис. В фильме замечательный актерский ансамбль. Можно ли считать, что все актеры из «труппы Сергея Урсуляка»?

Урсуляк. Да, за последние 15 лет у меня уже сложилась такая труппа. Но меняюсь я, меняются артисты, у них свои планы, своя жизнь. У меня только Лика снимается в каждом фильме. Но — по остаточному принципу. Вот читает она сценарий и говорит: ой, какая роль! Нет, отвечаю, ее будет играть Полина Агуреева. Ой, а вот это какой образ! Нет — он для Ксении Раппопорт. Зато, говорю я ей, есть Нора. И Лика соглашается. Я очень рад, что у меня сыграл Костя Лавроненко. Мы с ним давно знакомы, еще по театру «Сатирикон».

Рамм. Константин Лавроненко и Ксения Раппопорт в фильме «Ликвидация» могут претендовать на звание лучшей кинопары года. В одном форуме было написано: обратите внимание на сцену, когда Ида стирает и смотрит на Чекана.

Лолашвили. Когда я увидел эту сцену, музыкальная тема сложилась сама. Потому что на экране была настоящая страсть!

Поярков. Это только благодаря режиссеру. У меня в сценарии они давили абрикосы.

Урсуляк. В фильме есть пара на любой вкус. Идеальная — как Нора и Гоцман, сначала игривая, а потом трагическая — Кречетов и Тоня или такой европейский класс страстей в исполнении наших европейских лауреатов Кости Лавроненко и Ксюши Раппопорт. Мне важно было, чтобы отрицательные персонажи не вызывали примитивного отвращения. Я люблю людей, про которых снимаю кино. И потому мне хотелось, чтобы у зрителя возникало ощущение, что каждый из персонажей мог бы быть счастливым и правильным, если бы жизнь повела его по другой дороге.

Смотрите так же:  Защита прав потребителей в слуцке

Мамонтов. Ваш фильм стал возвращением на экран талантливой актрисы Натальи Рожковой из театра Юрия Погребничко «Около дома Станиславского». В свое время она интересно начинала и всегда очень хорошо пела. И будет большой справедливостью, если эта актриса вновь станет востребованной.

Нифонтова. В театре Погребничко есть спектакль, который так и называется — «Перед сеансом». Это бенефис Натальи Рожковой. Весь спектакль она поет те песни, которые звучат в ее же исполнении и в «Ликвидации». Мы с Сережей были покорены ее обаянием, талантом.

Ямпольская. Если мы уж стали сравнивать ваш фильм и фильм Станислава Говорухина, то, на мой взгляд, абсолютно принципиальное между ними различие в том, что в «Месте встречи. » за пять серий количество трупов можно пересчитать по пальцам. И каждая смерть была как-то «обставлена»: ей дается моральная оценка, за кого-то мстят. То есть каждая человеческая жизнь идет на вес золота, что, наверное, не соответствует исторической правде. В «Ликвидации» трупы множатся в геометрической прогрессии, просто, буднично и оттого особенно страшно. Поэтому меня разочаровал финал. «Было это или не было, знают только каштаны на бульварах. «. Столько народу положили, чтобы так идиллически, впустую выбраться из этой истории?

Урсуляк. Я готов согласиться, что натяжка есть, но мне хотелось избежать разговоров о подлинности сюжета. Хотя все равно раздались возмущенные голоса просто историков и военных историков. Специалисты по еврейскому вопросу начали подсчитывать количество евреев на метр пленки и сличать с официальной статистикой, — сколько евреев к концу войны оставалось в Одессе. У нас было несколько вариантов финала. В одном Гоцман вообще умирал. Но я подумал, что это будет несправедливо по отношению к зрителям, которые три недели смотрели кино, чтобы в итоге узнать: а главный герой-то умер. Мало того, по сценарию и Эммик должен был погибнуть! И даже был снят этот эпизод, но ввиду его антигуманизма из окончательной версии монтажа я его решил убрать. Вдруг случится «Ликвидация-2»? Тогда и у Володи Машкова, и у Саши Семчева появится возможность сыграть продолжение.

Ямпольская. А вот за Фиму, чью смерть мы до сих пор оплакиваем, вам придется ответить. Когда вы в конце второй серии убили такого замечательного персонажа, я подумала: а что же будет в оставшихся двенадцати? Царство Небесное Андрею Краско, он, наверное, сыграл бы Фиму не менее ярко, но Сергей Маковецкий в этой роли бесподобен. И чувствовалось, что он сам в кадре откровенно наслаждается. Не было соблазна продлить жизнь Фимы?

Урсуляк. В сценарии Фима погибал еще раньше. И только по моей личной просьбе Алексей Поярков продлил ему жизнь. Мне казалось, что очень правильно, когда зритель плачет о потере героя, потому что уже успел его полюбить.

Поярков. В сценарии, в самом конце, была краткая информация о дальнейшей судьбе каждого персонажа. Жукова отправили в Уральский округ, Чусова отстранили от должности и посадили. Гоцман умер от инфаркта, а Нора уехала в Москву с Мишкой, который потом вырос и стал кинорежиссером. Это такой маленький привет Николаю Губенко, который в 1952 году окончил тот же самый дипломатический интернат в Одессе.

Ямпольская. Фильм радовал не только глаз, но и ухо. «Дел за гланды», «картина маслом», «кудой — тудой». Вы, Алексей, это сами сочинили или в Одессе подслушали?

Поярков. Я восемь месяцев занимался Одессой. Месяца через четыре на улицах и в магазинах меня уже стали спрашивать, из какого я района. Особо закрученные фразы я проверял на одесситах и принимал все их поправки.

Мамонтов. Почему на роль главного героя вы выбрали Владимира Машкова?

Урсуляк. История с выбором актера на роль Гоцмана стоит отдельного фильма. Алексей Поярков писал о большом, лысом мужике. Не очень обаятельном таком биндюжнике. Я честно искал артиста в соответствии с внешним портретом, предложенным автором. Круг актеров такой фактуры весьма ограничен. Типаж Александра Балуева, к примеру. Продюсеры терпеливо относились к моим поискам, но осторожно так, мягко намекали: а может быть, Машкова попробовать? Я решил проверить. Пришел домой и говорю Лике: представляешь, Машкова мне предлагают на главную роль! Лика сразу стала меня лучше кормить. Своей группе сказал — увидел вдруг радостные лица. И тут я испугался, что Машков откажется. Живет он в Лос-Анджелесе, у него контракты с Голливудом, эдакий «властелин с горы». Послали ему сценарий, Володя прочитал, и — семь месяцев съемок я каждый день радовался, что именно он играет Гоцмана. То, что его воспринимают как секс-символ, мне кажется ошибкой. Он тонкой и ранимой органики человек, с особой энергетикой. И невероятной нежности и доброты. Он — Белоснежка, а вовсе не крутой мачо.

Мамонтов. Во время съемок у вас было ощущение, что фильм станет событием телегода?

Урсуляк. Меня удивило, что первый показ был запланирован под выборы. Я думаю, что наш фильм опровергает известный миф о пещерном антисемитизме России. Рейтинги «Ликвидации» от этого мифа камня на камне не оставляют. В антисемитской стране никто не стал бы смотреть фильм про еврея, да еще с псевдоисторической интригой. Давида Марковича Гоцмана можно было назвать как-то по-другому, нейтрально. Но и меня, и Володю Машкова национальность главного героя не пугала. И мы не делали вид, что он якут, а не еврей.

Ксения Раппопорт

Раппопорт Ксения Александровна

Kseniya Rappoport

Родилась 25 марта 1974 года.

В 2000 году окончила Санкт-Петербургскую Государственную академию театральных искусств, мастерская В.М.Фильштинского.

Актриса академического Малого драматического театра Санкт-Петербурга.

Заслуженная артистка России (2009).
Народная артистка России (2015).

Учебный театр:
Елена Андреевна — А.П.Чехов «Дядя Ваня» (реж. В.Фильштинский).

МДТ:
Нина Заречная А.П.Чехов «Чайка» (реж. Л.Додин);
Елена Андреевна — А.П.Чехов «Дядя Ваня»;
Софья — «Пьеса без названия»;
Леди Мильфорд — Ф.Шиллер «Коварство и любовь».
Раневская — «Вишнёвый сад» А.П.Чехова (2014, реж. Л.Додин)

Театр «На Литейном»:

Иокаста — «Эдип-царь» (реж. А.Прикотенко);
Исмена — «Антигона»;
Беатриче — «Слуга двух господ».

Театр «Приют комедианта»:
Вальера — «Венецианка» (реж. М.Грузд).

Театр «Особняк»:
Хестер — «Джонни и Хес» (реж. А.Янковский)

Лауреат Высшей петербургской театральной премии «Золотой софит» за лучшую женскую роль (Елена Андреевна в спектакле «Дядя Ваня», 2003).

Лауреат Независимой Молодежной премии «Триумф» (2004).

Премия «Давид ди Донателло» (2007):
Лучшая актриса («Незнакомка»)

Премия независимых критиков Европы «Золотой кувшин» за лучшее исполнение женской роли в фильме «Юрьев день» (2008).

Приз за лучшую женскую роль имени Натальи Гундаревой фестиваля отечественного кино «Московская премьера» за роль в фильме «Юрьев день» (режиссер Кирилл Серебренников).

Римская премия «Симпатия» за выдающуюся гражданскую деятельность (май 2009).

Премия «Золотой орёл»:
2008 — Лучшая актриса («Юрьев день»)
2008 — Лучшая актриса на ТВ («Ликвидация»)
2011 — Лучшая актриса («Два дня»)

Номинация на премию «Золотой орёл»:
2008 — Лучшая актриса второго плана («Качели»)
2012 — Лучшая актриса на ТВ («Белая гвардия»)
2013 — Лучшая актриса второго плана («Распутин»)
2016 — Лучшая актриса («Дама Пик»)

Номинация на премию «Ника»:
2008 — Лучшая актриса («Юрьев день»)
2010 — Лучшая актриса («Золотое сечение»)
2011 — Лучшая актриса («Два дня»)
2013 — Лучшая актриса второго плана («Распутин»)
2016 — Лучшая актриса («Дама Пик»)

Специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» XXXV Московского международного кинофестиваля (2013).

Лауреат Независимой актёрской Премии им.В.И. Стржельчика (2014)

Венецианский кинофестиваль (2009):
Кубок Вольпи за лучшую женскую роль («Двойной час»)

Кинофестиваль «Кинотавр» (2008):
Лучшая женская роль («Юрьев день»)