Статья 19. Формы собственности на лесной фонд и на не входящие в лесной фонд леса

Статья 19. Формы собственности на лесной фонд и на не входящие в лесной фонд леса

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

О государственной регистрации права собственности РФ на земельные участки в составе лесного фонда см. письмо Минимущества РФ и МПР РФ от 17 сентября 2003 г. N АА-9/17907, N ВР-30-54/6372

Статья 8 ЛК РФ. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Комментарии к ст. 8 ЛК РФ

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Комментируемая статья устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Содержание права собственности в целом как института гражданского права закреплено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, которые нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е. тех, которые, по общему правилу, также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Статьей 33 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ был изложен в другой редакции. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.

Земли лесного фонда

Земли лесного фонда — это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности.

Земли лесного фонда, вопреки расхожему мнению, — это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности. Находятся земли лесного фонда под юрисдикцией, как Земельного кодекса, так и Лесного кодекса РФ.

Состав и правовое положение земель лесного фонда

Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:

  • защитные территории;
  • эксплуатационные территории;
  • резервные территории;
  • иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
  • земли лесного фонда;
  • другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.

Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.

Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.

В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.

Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.

Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.

Собственность на лесные земельные участки

Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель. Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.

Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • собственность субъектов федерации.

Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Кадастровая оценка земель лесного фонда происходит на общих основания, предусмотренных в Федеральном законе РФ № 221.

Перевод участков из лесной категории

Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:

  • ходатайство;
  • акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
  • решение от уполномоченного органа власти;
  • справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
  • выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
  • проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
  • результаты экспертизы, если таковая была проведена.

В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.

Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.

Осуществление деятельности по туризму и отдыху граждан

Целевое назначение земель лесного фонда подразумевает использование земельных участков для осуществления деятельности по организации туризма, отдыха и культурно-спортивных мероприятий для граждан. В описанном случае перевод земельных участков из одной категории в другую не требуется. Это прописано в статье 41 Лесного кодекса РФ.

Согласно пункту 2 статьи 41 ЛК РФ на земельных лесных участках возможно строительство или возведение зданий и сооружений, носящих временных характер, их благоустройство и использования в рекреационных целях.

При этом на время использования на земельный участок оформляется или договор аренды, или договор срочного/бессрочного пользования. Выступать одной из сторон такого договора может как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Физические лица этим правом не наделены, поскольку не могут осуществлять рекреационную деятельность, а только лишь быть ее участником (не организатором).

Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения

Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
  • возмещение ущерба.

Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.

Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.

Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.

Смотрите так же:  Пособие по второй группе инвалидности

При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам. Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).

Можно ли оформить земли лесного фонда в частную собственность

Может ли юридическое лицо или гражданин России оформить в частную собственность земли лесного фонда? Ответить «категорически нет» можно, однако это неверно. Способы получить во владение земельный участок, де-юре принадлежащий к неотчуждаемым лесным угодьям, – существуют.

К лесному фонду принадлежат не все земли, покрытые лесной растительностью. Уточним: участки лесных массивов, которые находятся в черте города, относятся к землям населенных пунктов. Но лесфонд составляют около 97% общей площади российских лесов – абсолютное большинство.

Однако и лесфонд – это не только лесные участки. В нем найдется немало земель, которые к лесному хозяйству имеют отношение чисто формальное.

Но даже такой земельный участок взять и приватизировать нельзя. По российскому законодательству ни один гектар из лесфонда не может быть отчужден. Эти земли принадлежат государству, являются федеральной собственностью, и исключая их приватизацию, власть заботится об интересах народа, для которого леса представляют огромную ценность.

Но означает ли это, что бизнес-субъект или хороший хозяин-физлицо не может стать собственником земельного участка, относящегося к лесному фонду, вообще никак? Нет.

Этому есть две причины:

  1. народ – это не только широкие слои населения, это и крупные предприниматели.
  2. и главное – существуют совершенно законные методы либо решить вопрос с приватизацией нужного земельного участка, либо хотя бы получить его в очень длительное пользование (практически навсегда):
  • перевод лесных земель в другую категорию;
  • аренда;
  • концессия – передача государством лесного участка во владение и пользование инвестору согласно концессионному соглашению;
  • безвозмездное срочное пользование.

Как поменять категорию земель?

Изменение целевого назначения участка, принадлежащего к лесфонду – очень сложная и длительная процедура, часто не гарантирующая результата. Нужно обосновать необходимость перевода земель в другую категорию, оформить огромное количество документов и пройти все круги согласований в ряде учреждений (инстанций), прежде чем Правительство РФ удовлетворит вашу потребность в данных гектарах – выдаст соответствующее распоряжение. Нужно:

  • изменение черты города согласно новому генплану, утвержденному и согласованному на федеральном уровне, либо
  • заключение госэкспертизы о ненужности земельного участка лесному хозяйству или невозможности продолжать его использование по текущему назначению.

Если первый вариант не подходит, следует обратиться в региональное подразделение Рослесхоза и выяснить, каковы шансы получить такое заключение. Если велики, можно начинать процедуру перевода.

От аренды – к собственности?

Лесной участок может быть взят в аренду на срок до сорока девяти лет включительно. Чем дольше, тем лучше, особенно учитывая что «автопродление» договора аренды законом не предусмотрено.

Но самое интересное, что после пятнадцати лет пользования арендуемым земельным участком добросовестный арендатор может обрести право собственности на него. Причем нигде в законодательстве не указано, что на земли лесфонда эта норма не распространяется. Если что, и поменять целевое назначение участка после стольких лет хозяйствования становится проще.

За некоторыми исключениями, лесфондовские земли сдаются в аренду после аукциона. Он должен быть объявлен в установленном порядке, после чего надо подать заявку и уплатить задаток, а на аукционе предложить самую высокую арендную плату. Но последнее – не всегда, поскольку заявка может быть подана только одна. Если это так и она ваша, аукцион признается состоявшимся, а с вами обязаны заключить договор аренды. Его надо правильно составить, зарегистрировать, затем предоставить надзорному органу проект освоения лесов и каждый год подавать лесную декларацию.

Материалы по теме: узнайте, что такое лесной сервитут. Как происходит кадастровая оценка земель лесного фонда, подробно описано здесь.

А если это лесопользование?

Если же участок лесфонда нужен исключительно для лесопользования и никакое другое использование не предвидится, можно оставить намерения насчет частной собственности на эту землю и попытаться получить ее в безвозмездное срочное пользование.

Также можно использовать ее по договору концессии – если в обмен на пользование ресурсами леса вы готовы сделать большие инвестиции в неосвоенный земельный участок, где отсутствует инфраструктура (ст. 37 ЛК РФ). И договор концессии, и безвозмездного срочного пользования могут быть заключены на тот же срок, что и аренды – от одного до 49 лет.

В итоге – нельзя, но можно

Обратитесь в Рослесхоз по месту нахождения земельного участка лесфонда, которым хотите обладать или уже обрели (что-то построили, не зная о не допускающем отчуждения целевом назначении). Специалисты должны помочь вам окончательно определиться со способом решения вашего вопроса. После этого вы сможете узнать все подробности о нужном варианте и применить его.

Право собственности на земли лесного фонда и иные земли, на которых произрастают леса.

Право пользования землями лесного фонда

Право собственности на земли лесного фонда и иные земли, на которых произрастают леса. Важнейший элемент правового режима земель лесного фонда — право собственности на эти земли и леса, произрастающие на них. Здесь необходимо принимать во внимание ряд обстоятельств.

Во-первых, из содержания п. 1 ст. 130 ГК РФ исключено упоминание о таких объектах, как леса и многолетние насаждения, которые ранее признавались недвижимым имуществом. Леса и многолетние насаждения более не являются недвижимостью.

Во-вторых, до принятия Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» действовала норма п. 2 ст. 261 ГК РФ о том, что, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем лес и растения. Сейчас из текста этой нормы исключено слово «лес». Это означает, что лес более не является объектом права собственности.

В-третьих, согласно ст. 8 ЛК РФ объектом права собственности признается лесной участок. Как указано в этой статье, лесные участки в составе земель лесного фонда, т. е. земельные участки, находятся в федеральной собственности. Таким образом, в федеральной собственности находятся земельные участки (лесные участки) в составе земель лесного фонда. Статья 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» уточняет это положение, признавая все земли лесного фонда федеральной собственностью.

В соответствии с нормами гражданского законодательства сейчас собственник земельного участка не обладает правом собственности на лес, произрастающий на его участке. Согласно п. 2 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка обладает правом собственности на находящиеся на нем растения. В лесном законодательстве отсутствует также указание на юридическую связь между такими понятиями, как «лес» и «земли лесного фонда», о чем говорилось выше. Леса не являются более объектом права собственности. Поэтому право федеральной собственности не распространяется на леса, растущие на землях лесного фонда. Объектом права федеральной собственности выступают земли лесного фонда.

Возможно приобретение права частной собственности на лесной участок в составе земель лесного фонда. Согласно п. 3 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Статья 624 ГК РФ допускает возможность выкупа арендованного имущества. Запрета на выкуп арендованного лесного участка нет ни в лесном, ни в земельном законодательстве.

Земельные участки из состава земель лесного фонда отнесены к числу земель, ограниченных в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Согласно п. 2 указанной статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким исключением является норма п. 3 ст. 71 ЛК РФ и ст. 624 ГК РФ.

Что касается форм собственности на лесные участки в составе земель иных категорий, то они определяются в соответствии с земельным законодательством (п. 2 ст. 8 ЛК РФ). Поскольку лесные участки выделяются на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, земель особо охраняемых природных территорий, они могут находиться в государственной или муниципальной собственности.

Леса могут произрастать на земельных участках в составе других категорий земель, в отношении которых земельное законодательство допускает частную собственность. Так, леса могут находиться на частных земельных участках в водоохранных зонах, зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов и на многих иных. В этом случае частный собственник будет иметь право собственности на землю, на растения, но не на лес.

Не будет обладать правом собственности на лесные насаждения и собственник земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения или земель транспорта. Собственник частного земельного участка имеет только право собственности на растения, причем содержание этого понятия в законодательстве не определено.

Право пользования землями лесного фонда. Леса являются источником заготовки древесины — сырья для производства самой различной продукции. Вместе с тем здесь заготавливается разнообразная недревесная лесная продукция: живица, различные смолы, эфирные масла, техническое и лекарственное сырье, грибы, орехи, мед и другие пищевые продукты. Леса — среда обитания диких животных и птиц, в них ведется охотничье хозяйство, заготавливается пушнина. Одновременно леса выполняют важнейшие экологические функции, поддерживают условия жизни в биосфере Земли.

Эколого-экономическая характеристика леса уникальна. При условии ведения разумного хозяйства лес можно использовать одновременно в различных необходимых обществу целях: вести заготовку древесины, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, использовать в рекреационных целях и т. д. Время, когда лес рассматривался только как источник древесины, постепенно отступает в прошлое. На первый план в качестве важнейшего фактора выдвигается задача комплексного, многоцелевого использования всех полезных свойств леса, организации непрерывного, неистощительного лесопользования. Однако такого понимания значения лесов в нашей стране нет. К сожалению, лесное законодательство ставит на первый план регулирование вопросов максимально возможной эксплуатации лесов и использования земель лесного фонда как территориального базиса без учета негативных экологических последствий.

Смотрите так же:  Налог от продажи имущества юридических лиц

До принятия нового ЛК РФ право лесопользования являлось центральным институтом лесного права. Сейчас законодатель отказался от понятий «лесопользование», «право лесопользования». Объектом права пользования признается лесной участок, хотя в ЛК РФ одновременно широко используется формулировка «использование лесов», суть которой в ЛК РФ не раскрывается. Лесные участки, т. е. земельные участки в составе земель лесного фонда и некоторых иных категорий земель, признаются объектами права пользования.

Виды права пользования землями лесного фонда. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24 ЛК РФ). В ст. 25 этого Кодекса перечислены виды использования лесов (земель лесного фонда): заготовка древесины; заготовка живицы;

заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства;

научно-исследовательская, образовательная деятельность; рекреационная деятельность; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений;

выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности;

иные виды деятельности, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

Некоторые из указанных видов использования лесов действительно являются по своему характеру таковыми, например заготовка древесины и живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений. Однако не имеют отношения к использованию лесов такие виды деятельности, как ведение сельского хозяйства, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов и некоторые иные: это прежде всего использование земель. Что касается геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, то такая деятельность — вид недропользования. Нельзя также признать создание лесных плантаций и их эксплуатацию использованием лесов хотя бы потому, что в самом начале такой деятельности леса не существует.

Основания права пользования землями лесного фонда. Виды прав пользования землями лесного фонда закреплены в ст. 9 ЛК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены главным образом в гражданском законодательстве и земельном законодательстве, если иное не указано ЛК РФ. Кроме того, использовать земли лесного фонда можно на праве пребывания граждан в лесах (ст. 11 ЛК РФ) и на основании договора купли-продажи лесных насаждений (ст. 75 ЛК РФ).

В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование — гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков осуществляется в соответствии с ЛК РФ (ст. 71).

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ст. 71 ЛК РФ).

Договор аренды лесного участка. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной либо нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. Объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (ст. 72 ЛК РФ).

По общему правилу договор аренды лесного участка заключается на срок от 10 до 49 лет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за некоторыми исключениями (ст. 74 ЛК РФ). Обычно при заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Без проведения аукциона договоры аренды заключаются в случаях использования земель лесного фонда для деятельности в сфере охотничьего хозяйства; выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Аукцион не проводится также в случаях заключения договоров для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и некоторых других.

Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Форма примерного договора аренды лесного участка утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. № 319 [1] .

Договор купли-продажи лесных насаждений. Условия этого договора определены в ст. 75 ЛК РФ. По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с ЛК РФ. К такому договору применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

В договоре купли-продажи указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

Договор заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением следующих двух случаев. Во-первых, согласно ч. 3 ст. 19 ЛК РФ при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями одновременно выполняется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. Во-вторых, граждане вправе заготавливать древесину для отопления, возведения строений и иных собственных нужд. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно заготавливать древесину для собственных нужд исходя из установленных нормативов. Граждане заготавливают древесину для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 30 ЛК РФ). Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. № 318′.

Общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, порядок организации их проведения регулируются ст. 78—80 ЛК РФ.

Право пребывания граждан в лесах. Статья 11 ЛК РФ закрепляет право общего пользования землями лесного фонда. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах, для собственных нужд заготавливать и собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пригодные для употребления в пищу лесные ресурсы (пищевые лесные ресурсы), а также недревесные лесные ресурсы.

В то же время в лесах граждане обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности, лесовосстановления, ухода за лесами. Запрещено осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые [2] признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [2] .

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности либо безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по иным основаниям не допускается.

Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбора находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, указанных выше. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных ЛК РФ.

Смотрите так же:  Незаконное увольнение практическое пособие

Условия использования земель лесного фонда. Для того чтобы начать использовать леса и земли лесного фонда, необходимо разработать проект освоения лесов (ст. 88 ЛК РФ). Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, составляют такой проект в соответствии с требованиями, применяемыми в отношении освоения лесов.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 г. № 69 [4] [5] . Проект подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 89 ЛК РФ).

Требования, касающиеся освоения лесов, сформулированы в ст. 12 ЛК РФ. Освоение лесов ведется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности, с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Так, эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с сохранением полезных функций лесов. Защитные леса осваиваются для сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются использование лесов, создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; принимаются меры для охраны, защиты, воспроизводства лесов, охраны, использования объектов животного мира, водных объектов.

Для использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов создается лесная инфраструктура (лесные дороги, лесные склады и др.). После того как отпадет надобность в объектах лесной инфраструктуры, объекты подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, — рекультивации. При этом лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов (ст. 13 ЛК РФ).

Для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и др.). Однако создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах.

Статья 21 ЛК РФ допускает строительство, реконструкцию и эксплуатацию на землях лесного фонда объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Сооружение таких объектов допускается для ведения работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; рекреационной и религиозной деятельности.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

Лесная декларация и отчет об использовании лесов. Осуществление прав пользования землями лесного фонда основано на представлении лесной декларации. Это заявление об использовании лесов в соответствии с проектом их освоения. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ст. 26 ЛК РФ). Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронном виде утверждены приказом Минприроды России от 16 января 2015 г. № 17 1 .

Кроме того, требуется представлять отчет об использовании лесов. Отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется гражданами, юридическими лицами, использующими леса, в органы государственной власти, органы местного самоуправления (ст. 49 ЛК РФ).

Порядок представления отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении, форма отчета об использовании лесов, форма отчета об охране и о защите лесов, форма отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 февраля 2012 г. № 47 [6] [7] .

Основания ограничения, приостановления или прекращения прав на земли лесного фонда. Согласно ст. 27 ЛК РФ использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ, другими федеральными законами. Допускается установление следующих ограничений использования лесов: запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов; запрет на проведение рубок; иные ограничения.

Использование лесов может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Приостановление осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами (ст. 28 ЛК РФ). Приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных КоАП РФ, осуществляется в судебном порядке.

Статья 24 ЛК РФ указывает, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного пользования лесным участком.

Право собственности на лес в зарубежном праве. В Швейцарии действует Федеральный закон от 4 октября 1991 г. «О лесе». В его ст. 2 содержится юридическое определение понятия «лес»: любая территория, которая покрыта лесными деревьями и лесным кустарником и способна выполнять функции леса. При этом происхождение леса, вид использования и назначение, указанные в земельном регистре, не имеют решающего значения.

В качестве леса также признаются леса, где выпасается скот; лесистые пастбища и ореховые рощи; не покрытые лесом или непродуктивные территории лесного участка, такие как вырубки, лесные дороги и иные лесные сооружения; участки, подлежащие обязательному лесовосстановлению. Изолированные группы деревьев и кустарников, живые изгороди, бульвары, сады, засаженные территории и парки, плантации деревьев на открытых территориях для краткосрочного использования, деревья и кусты на дамбах и в непосредственной близости от таких сооружений не признаются лесом.

Право частной собственности на леса ограничено. Любое лицо, которое намерено осуществлять рубки леса, должно получить разрешение лесной службы. Сплошные рубки и иные действия, последствия которых аналогичны последствиям сплошных рубок, запрещены. В случае необходимости реализации мер по охране лесов или строительства сооружений и установки оборудования для защиты от природных угроз кантоны могут приобретать нужные для этого земли путем принудительного отчуждения.

В Законе Дании от 7 июня 1989 г. № 383 «О лесе» определены категории лесов, которые находятся в государственной, муниципальной собственности, собственности Национальной лютеранской церкви, частной собственности, которые признаются лесными заповедниками. Территории, охраняемые как лесные заповедники, должны использоваться для целей ведения лесного хозяйства, которое должно быть в них организовано.

На Кипре все государственные леса являются собственностью государства. Такое положение установлено в Законе Республики Кипр от 28 июня 1967 г. «О лесе». Совет министров может принять решение о том, что для усиления охраны и улучшения управления любым лесом, находящимся в государственной собственности, должно быть приобретено любое недвижимое имущество, прилегающее к этому лесу. Совет министров может начать процедуру такого приобретения либо на основании заключения соглашения с собственником, либо путем принудительного приобретения недвижимости для публичных целей.

Заготовка древесины путем спиливания, раскорчевания, рубки в частных лесах допускается только на основании лицензии. Определен перечень охраняемых видов деревьев, рубка которых запрещена.

В Финляндии действует Закон № 1093/1996 «О лесе», который обязывает собственников обеспечивать проведение работ по лесовосстановлению. При переходе права собственности на недвижимость новому собственнику обязанность по лесовосстановлению переходит к новому собственнику. В случаях если право владения, пользования или иное специальное право, касающееся недвижимости, включает право лесовосстановления, принадлежащее иному лицу, которое не является собственником, обладатель такого права обязан по общему правилу проводить работы по лесовосстановлению. Когда собственник передал только право заготовки древесины, обязанность по лесовосстановлению возлагается на собственника.

В английском праве юридическое понятие «земля» охватывает все деревья, кусты, живые изгороди, растения и цветы, произрастающие на ней, независимо от того, выращивают их специально или они растут в диком состоянии. Такие формы растительности соединены с реальным имуществом, т. е. с землей, и, соответственно, являются частью титула, которым обладает землевладелец.

  • [1] См.: РГ. 2011. 14 окт.
  • [2] БНА. 2011. № 42.
  • [3] БНА. 2011. № 42.
  • [4] СЗРФ. 1998. № 2. Ст. 219.
  • [5] См.: РГ. Спец. вып. 2014. 28 июля.
  • [6] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • [7] См.: РГ. 2012. 18 июля.