Медико-социальная экспертиза состав задачи

Государственная служба медико-социальной экспертизы в соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организуется в системе органов социальной защиты населения для проведения медико-социальной экспертизы лиц, нуждающихся в этом.

Существует два вида учреждений подобного типа:

* бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ);

* главное бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ). В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего, специализированного (для проведения медико-социальной экспертизы больных с различными заболеваниями, дефектами и последствиями травм, для лиц до 16 лет) или смешанного профиля.

В своей деятельности медико-социальные экспертизы руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами, а также положением о БМСЭ и ГБМСЭ, которые при установлении инвалидности руководствуются Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Правительством РФ (№ 965 от 13.08.96).

БМСЭ и ГБМСЭ функционируют на стыке здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения.

Свою деятельность БМСЭ и ГБМСЭ осуществляют во взаимодействии с органами социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, службой занятости и другими органами и учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов, а также представителями общественных организаций инвалидов.

Решение об установлении инвалидности принимается коллегиально простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, и является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями всех форм собственности.

БМСЭ и ГБМСЭ несут в установленном законодательством РФ порядке ответственность за выполнение возложенных на них задач.

БМСЭ и ГБМСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ.

Расходы на их содержание производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Количество БМСЭ и ГБМСЭ, а также их профили и штаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Формирование сети бюро производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта РФ, и числа свидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одного бюро на 70— 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8—2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться в расчете на иную численность населения и числа освидетельствуемых в год граждан.

В штатный норматив бюро МСЭ входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог.

Кроме того, штатным расписанием предусматриваются должности старшей медсестры, медицинского регистратора и шофера.

При необходимости в штатный норматив бюро могут быть введены врачи-педиатры, специалисты по функциональной диагностике, по профориентации, по эргономике, физиологии труда, педагог, сурдопереводчик и другие специалисты.

В штатный норматив главного бюро МСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения.

В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации различного профиля (в зависимости от потребности в экспертно-реабилитационной диагностике), специалисты по социальной работе и психологи.

В случае необходимости при главном бюро МСЭ может быть создано стационарное отделение экспертизы трудоспособности, задачей которого является уточнение диагноза и изучение функций организма больного.

Количество составов специалистов, входящих в штатный норматив главного бюро, определяется в зависимости от числа бюро, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ, из расчета один состав специалистов на четыре бюро.

Для проведения медико-социальной экспертизы граждан главное бюро МСЭ может привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам.

Основными задачами БМСЭ и ГБМСЭ являются:

* определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалидов в различных видах социальной защиты;

* разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;

* формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и фактов, к ней приводящих;

* участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

Функции бюро МСЭ:

* определяет структуру и степень ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц и их реабилитационный потенциал;

* устанавливает факт наличия инвалидности, определяет группу, причины (обстоятельства и условия возникновения), сроки и время наступления инвалидности;

* определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты;

* определяет причинную связь смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего;

* определяет потребность инвалидов в специальных транспортных средствах;

* формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов (определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации), а также контролирует их реализацию;

* оказывает разностороннюю помощь лицам, прошедшим медико-социальную экспертизу, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, и содействует в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию;

* формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов и представляет соответствующие сведения в главное бюро;

* принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;

* представляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста.

Функции главного бюро МСЭ:

* проводит медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решение бюро, и в случае необоснованности этих решений изменяет их;

* проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования;

* формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в случаях, требующих применения специальных методов обследования, а также контролирует их реализацию;

* оказывает первичную реабилитационно-психологическую и профессиональную помощь гражданам, прошедшим медико-социальную экспертизу;

* формирует банк данных субъекта Российской Федерации о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, и представляет соответствующие сведения в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации;

* принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;

* предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста;

* оказывает консультативную помощь врачам-экспертам и другим специалистам бюро.

БМСЭ и ГБМСЭ для осуществления своих полномочий имеют право:

* направлять лиц, проходящих медикосоциальную экспертизу, на обследование с целью уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

* запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;

* проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

* направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения.

Учреждения МСЭ, их виды, состав и функции: какие цели преследуют и каково назначение судебной медико социальной экспертизы

Из всех государственных задач, призванных решать проблемы социально незащищённых групп населения, особняком стоит деятельность МСЭ. Это первое звено, выделяющее группы граждан, нуждающихся в поддержке.

Смотрите так же:  Земельный налог сроки уплаты авансовых платежей для юридических лиц

Медико-социальная экспертиза – это структура организации деятельности бюро, где на трёх уровнях проходит непосредственная экспертиза лиц с ограниченными возможностями, уполномоченная на признание за ними обозначенного статуса.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-54 . Это быстро и бесплатно !

Назначение судебной медико социальной экспертизы – в трансляции государственных программ, направленных на поддержку инвалидов. Работа МСЭ строится на непосредственном взаимодействии с медицинскими учреждениями и производством, где трудятся граждане, нуждающиеся в поддержке.

Она осуществляет реорганизацию состояний обследуемых, которые, на основании освидетельствования, вправе получить гарантии, требуемые для восстановления здоровья. Важность сложно переоценить.

Цели экспертизы – обеспечение условий для лиц с инвалидностью, приближенных к социальным нормам и стандартам, доступным каждому человеку.
Таким образом, защищаются конституционные права лиц с ограниченными возможностями, гарантированные на законодательном уровне.

В ведении бюро – материальные компенсации, предоставляемые по его решению. Получение средств жизнеобеспечения гражданами осуществляется при тщательном исследовании их историй болезней, общей картины заболевания, которая характеризует потребность в инвалидизации, либо отменяет её.

Соответственно, вся целесообразная работа сводится к справедливому устройству, где лицам, находящимся в зоне экономического риска, выделяется помощь государства.

Главным принципом является не столько помощь в выживании, сколько реабилитация, выражающейся в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПРИ).

Разработка и внедрение в систему восстановления человека ИПРИ вменяется в ответственность местных бюро МСЭ, которые обязаны предоставить реабилитационную поддержку, направленную на восстановление здоровья.

Существующие виды

Бюро выполняет многофункциональные освидетельствования, которые проводятся по нескольким направлениям и делятся на виды:

  1. Установление инвалидности ребёнка на основании врождённых пороков или в результате длительно текущего заболевания, не приводящего к улучшению. Устанавливается лицам до 18 лет.
  2. Освидетельствование граждан и решение о признании инвалидности на основании перенесённых заболеваний и общей клинической картины, сопутствующей соматическим и психическим расстройствам.
  3. Реабилитация трудящихся, перенёсших производственные (и иные) травмы.
  4. Определение группы нетрудоспособности в результате хронического профессионального заболевания.
  5. Повторное освидетельствование перечисленных категорий лиц.
  6. Определение потребности в постоянном уходе со стороны близких родственников или призываемых на военную службу лиц, не способных самостоятельно осуществлять жизнедеятельность и самообслуживание.
  7. Установление причин инвалидности (дополнительно) для некоторых категорий.
  8. Определение утраты трудоспособности сотрудников ОВД, ОИН, МЧС и т.п.
  9. Определение причин смерти лица с ограниченной способностью жизнедеятельности, установленной МСЭ.

Однако к ней прилагается разработанная специалистами программа реабилитации, которую требуется пройти после переосвидетельствования и принятия положительного решения о предоставлении статуса нетрудоспособного.

Состав и структура

Настоящая структура произведена из существующей ранее врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК), которая ограничивалась в своей деятельности вопросами трудоспособности граждан. Связь с Министерством Труда и социальной защиты, в силу этого, сохранилась и сегодня.

В свою очередь, МСЭ выделяется в качестве подструктуры из Медико-биологического центра (МБЦ), имеющего научно-теоретическую, и основанную на ней, практическую, направленность.

Включает в себя расширенные функции, что требует чёткости в организации работы и определяется её соподчинённой иерархической структурой. Это трёхступенчатая система организации , которая состоит:

  • из местного бюро;
  • регионального учреждения;
  • Федеральной организации.

Из этого видно, кому подчиняется МСЭ. Каждое нижестоящее звено подчиняется вышестоящему. Функции экспертизы, таким образом, целесообразно разделены, но составляют непосредственно связанную социальную организацию.
Органы экспертизы, таким образом, состоят из разного типа учреждений. На местном уровне выделяют бюро, где проходит непосредственное освидетельствование граждан. Эти органы расположены в городах и крупных населённых пунктах.

Региональные центры курируют их работу, представляя собой второй уровень организации работы. Они же подчиняются главному Федеральному бюро, которое расположено в г. Москва.

Эти три вида организаций наделены унифицированными полномочиями. Но каждая вышестоящая организация приобретает расширенные полномочия и наделяется ответственностью за деятельность нижестоящих и собственную работу.

Кроме внутренней подчинённости, в целом подчиняется непосредственно Медико-биологическому центру, в структуру которого входит. А в структуре МБЦ подчиняется Министерству здравоохранения и социального развития.

Многие приказы и постановления, которыми оно руководствуется в своей деятельности, исходят из правительственного законотворческого источника РФ.

Деятельность и задачи

Деятельность бюро в целом направлена на реализацию программ защиты лиц с ограниченной трудоспособностью, что выражается в освобождении от производственного труда или предоставлении социальных гарантий, которые окажут материальную поддержку при переводе работника на более лёгкий и менее напряжённый вид труда.

Это резко снизило бы доходы инвалида, без государственной поддержки.

МСЭ распределяет граждан, претендующих на инвалидизацию, по группам нетрудоспособности. Здесь же происходит их дифференциация по возрастам, профессиональной принадлежности. Лицам, не достигшим совершеннолетия, присваивается категория ребёнок инвалид.

Достижение совершеннолетнего возраста требует переосвидетельствования и переоформления нетрудоспособности лица. Статус ребёнок инвалид меняется на инвалид с детства.

Аттестованные сотрудники силовых структур и приравненные к ним лица, реабилитируются по специальным программам.

В них присваиваются группы нетрудоспособности, проходит повторное обследование, с подтверждением или снятием статуса инвалида.

В Федеральном бюро МСЭ, а также в бюро субъектов федерации РФ проводится мониторинг эффективности реабилитационных назначений, разрабатываются дополнительные программы и совершенствуются имеющиеся в наличии.

Кроме этого:

  • систематически проводятся курсы повышения квалификации для врачей;
  • транслируются теоретические достижения;
  • внедряются новые формы работы;
  • устанавливаются новые компетенции.

В число решаемых специалистами бюро задач входят:

  1. Установление взаимодействия с местными медицинскими учреждениями с целью воссоздания максимально полной картины развития патологии, на основании представленной медицинской документации.
  2. Взаимодействие со стационарными учреждениями для освидетельствования тяжелобольных, не подлежащих транспортировке.
  3. Взаимодействие с предприятиями и организациями при установлении нетрудоспособности в результате несчастных случаев, приведших к травмам.
  4. Взаимодействие с органами пенсионного обеспечения и социально-реабилитационными центрами.
  5. Организация деятельности по освидетельствованию, присвоение групп нетрудоспособности гражданам различных категорий, снятие или продление срока инвалидности при повторном освидетельствовании.
  6. Установление и определение санитарных норм труда, гарантирующих снижение риска развития патологий.
  7. Разработка и реализация форм и методов реабилитации граждан из числа ограниченно трудоспособных, в непосредственном контакте с медико-социальными центрами реабилитации.
  8. Работа с документацией, её проверка, оформление и составление выписок о признании инвалидности.

Важным элементом экспертизы является разработка ИПРИ. Она проводится на трёх уровнях:

Кроме этого – на многочисленные акты, нормативы и правила, излагаемые в Письмах и Приказах Министерства Здравоохранения и социального развития. Они регламентированы законодательной документацией и утверждены Минюстом РФ.

При установлении инвалидизации, бюро опирается на правовой прецедент, изданный ещё в 1996 году и утверждённым Правительством РФ «Положением о признании лица инвалидом». Правовые гарантии, которые он устанавливает, опираются на законы Конституции, что сохраняет его актуальность, по сей день.

Все медицинские услуги, оказываемые в бюро МСЭ на всех уровнях, включены в базовую правительственную программу социального обеспечения граждан и предоставляются гражданам безвозмездно.

ИПРИ является обязательной формой реализации, вменяемой органам местного самоуправления на всех уровнях власти. Её не исполнение гарантирует административную ответственность. В ней должны участвовать все предприятия и организации региона, независимо от форм собственности.

Узнайте про особенности прохождения МСЭ для водителей и бухгалтеров, а также о том, как составляется заявление. Если что-то не получилось при прохождение, вы можете сделать это повторно.

Практика освидетельствования опирается на базовые правовые полномочия членов комиссии, которые дают им определённые полномочия. В том числе:

  1. Решать вопросы, связанные с потребностью лица в поддержке.
  2. Устанавливать соответствующую заболеванию группу инвалидности или отменять её.
  3. Требовать от граждан, а также от организаций и исполнительной структуры, исполнения положений ИПРИ.
  4. Требовать дополнительные медицинские документы, если таковые потребуются для установления более полной картины течения заболевания.
  5. Принимать жалобы от граждан, в адрес нижестоящей структуры мсэ.
  6. Курировать и контролировать деятельность подчинённых структур, а также медицинских учреждений, участвующих в реабилитации лиц с инвалидностью.
Смотрите так же:  Образец заявления для разрешения на перепланировку

Определение статуса инвалида требует расширенного подхода и характеристик с места работы лица, а также наблюдения за его адаптивностью в социуме и способностью к самообслуживанию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 288-16-54 (Москва)
+7 (812) 317-55-94 (Санкт-Петербург)

Тема 3. Медико-социальная экспертиза;

Контрольные вопросы и задания.

Тема 2. Организация деятельности учреждения государственной службы медико – социальной экспертизы

Контрольные вопросы и задания.

1. Дайте понятие временной нетрудоспособности и ее видов.

2. В чем отличие экспертизы временной нетрудоспособности от медико-социальной экспертизы?

3. Каков порядок организации производства экспертизы временной нетрудоспособности?

4. Каков порядок выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан при заболеваниях и травмах? Каково юридическое значение данного документа?

5. Каков порядок выдачи листков нетрудоспособности в других случаях (кроме заболеваний и травм)? Каково юридическое значение данного документа?

6. Каков порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность?

7. От чего зависит размер пособия по временной нетрудоспособности?

  1. Основные задачи учреждений МСЭ
  2. Структура учреждений МСЭ. Порядок их образования, реорганизация и ликвидация
  3. Компетенции учреждений МСЭ разного уровня
  1. Основные задачи учреждений МСЭ

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время действует разъяснение Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года N 17 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».

Согласно данному нормативному акту федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством РФ:

Ø общее заболевание;

Ø инвалид с детства;

Ø профессиональное заболевание;

Ø трудовое увечье;

Ø военная травма;

Ø заболевание, полученное в период военной службы;

Ø заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

Ø заболевание радиационно обусловленное, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

Ø заболевание, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

Ø заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

Ø заболевание, связанное с аварией на ПО «Маяк»;

Ø заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с аварией на ПО «Маяк»;

Ø заболевание, связанное с последствиями радиационных воздействий;

Ø заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Основными задачами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются:

Ø проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты;

Ø изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

  1. Структура учреждений МСЭ. Порядок их образования, реорганизация и ликвидация

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Только федеральные учреждения медико-социальной экспертизы наделены полномочиями, устанавливать инвалидность.

В России ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, из них более чем 1 млн. инвалидность устанавливается впервые. Согласно социальным прогнозам, учитывающим ежегодную динамику роста числа инвалидов, в 2015 году число инвалидов может достичь 24,2 млн. человек.

К федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства (ФМБА):

Ø Федеральное бюро медико-социальной экспертизы;

Ø главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту РФ;

Ø филиалы — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах;

Ø главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий.

В настоящее время действуют ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы ФМБА России» и 20 его филиалов. Специалисты головного бюро и его филиалов осуществляют свою деятельность в тесном контакте с администрацией предприятий соответствующего региона по месту нахождения филиала. Важным разделом работы бюро является контроль за рациональным трудоустройством инвалидов.

Кроме того, с мая 2008 года в состав ФМБА России вошли 84 главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам РФ.

В своей деятельности вышеуказанные органы руководствуются Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2004 года N 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы». На основании изменений, внесенных в комментируемую статью, после 1 января 2009 года Минздравсоцразвития России будет принят новый нормативный правовой акт об организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70 — 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8-2 тыс. человек в год. «На местах» бюро создаются с учетом сложившихся социально-демографических, географических особенностей регионов исходя из иного расчета численности населения и количества освидетельствуемых граждан в год.

В своей деятельности учреждения МСЭ взаимодействуют с соответствующими учреждениями Минздравсоцразвития России, учреждениями здравоохранения субъектов РФ и местного самоуправления.

В настоящее время состояние материально-технической базы учреждений МСЭ оставляет желать лучшего. Агентством подготовлено Типовое соглашение с администрацией субъектов РФ, в обязательном порядке включающее вопросы передачи в федеральную собственность зданий и сооружений, на базе которых в настоящее время размещаются учреждения МСЭ, и финансирования их реконструкции. Исходя из ограниченных физических возможностей инвалидов, эти учреждения должны располагаться преимущественно на первых этажах зданий, иметь удобные подъезды, пандусы, необходимый набор помещений.

Пример. В начале 2008 года в городе Зеленогорске Красноярского края открылось бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), где применяется комплексный подход к проблемам инвалидов. По словам руководителя ФМБА В. Уйба, новое бюро Зеленогорска «единственное в России бюро такого уровня. Ранее бюро МСЭ занимались только выдачей заключений по присвоению группы инвалидности. Здесь же. человек приходит на прием, на него заводится дело, проводится обследование на подтверждение группы инвалидности, а далее определяются меры по социальной защите и разрабатываются индивидуальные программы реабилитации».

Бюро осуществляет медико-социальную экспертизу, определяет наличие ограничений жизнедеятельности и инвалидности, их причины и степень утраты профессиональной трудоспособности, а также определяет меры по социальной защите и разрабатывает индивидуальные программы реабилитации.

Здание бюро оборудовано пандусами, облегчающими доступ инвалидов, использующих кресла-коляски. Оборудован уголок для детей. Прием ведется социальным работником, терапевтом, психологом, хирургом, неврологом и реабилитологом.

Филиал бюро выполняет функции, закрепленные в п. 5 Постановления Правительства от 16 декабря 2004 года N 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».

Бюро: определяет структуру и степень ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц и их реабилитационный потенциал; устанавливает факт наличия инвалидности, определяет группу, причины (обстоятельства и условия возникновения), сроки и время наступления инвалидности; определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты; определяет причинную связь смерти пострадавшего лица c производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего; определяет потребность инвалидов в специальных транспортных средствах; формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов (определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации), а также контролирует их реализацию; оказывает разностороннюю помощь лицам, прошедшим медико-социальную экспертизу, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, и содействует в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию; формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов и представляет соответствующие сведения в главное бюро; принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности; предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста.

Смотрите так же:  Уступка товарного знака договор

Главное бюро выполняет функции, закрепленные в п. 6 Постановления Правительства от 16 декабря 2004 года N 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».

Главное бюро: проводит медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро, и в случае необоснованности этих решений изменяет их; проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования; формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в случаях, требующих применения специальных методов обследования, а также контролирует их реализацию; оказывает первичную реабилитационно-психологическую и профориентационную помощь гражданам, прошедшим медико-социальную экспертизу; формирует банк данных субъекта Российской Федерации о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, и представляет соответствующие сведения в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации; принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности; предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста; оказывает консультативную помощь врачам-экспертам и другим специалистам бюро; осуществляет контроль за деятельностью бюро.

Федеральное бюро медико-социальной экспертизы выполняет функции, закрепленные в п. 7 Постановления Правительства от 16 декабря 2004 года N 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».

Учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Расходы на содержание учреждений производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Количество учреждений, а также их профили и штаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Формирование сети бюро производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации, и числа освидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одно учреждение на 70-90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8-2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться в расчете на иную численность населения и число свидетельствуемых в год граждан.

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего профиля, специализированного профиля (для проведения медико-социальной экспертизы больных с различными заболеваниями, дефектами и последствиями травм) и смешанного профиля. Для проведения медико-социальной экспертизы лиц в возрасте до 18 лет могут образовываться бюро специализированного профиля.

В штатный норматив бюро входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. Кроме того, штатным расписанием предусматриваются должности старшей медицинской сестры, медицинского регистратора и шофера. При необходимости в штатный норматив бюро могут быть введены врачи педиатры, специалисты по функциональной диагностике, по профориентации, по эргономике, физиологии труда, педагог, сурдопереводчик и другие специалисты.

В штатный норматив главного бюро входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации различного профиля (в зависимости от потребности в экспертно-реабилитационной диагностике), специалисты по социальной работе и психологи. В случае необходимости при главном бюро может быть создано стационарное отделение.

Количество составов специалистов, входящих в штатный норматив главного бюро, определяется в зависимости от числа бюро, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, из расчета, как правило, 1 состав специалистов на 4 бюро. Для проведения медико-социальной экспертизы граждан главное бюро может привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам.

Учреждения для осуществления своих полномочий имеют право: направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с целью уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения; проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации инвалидов; направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения.

1. Перечислите основные задачи МСЭ

2. Какие учреждения МСЭ вы знаете и от чего зависят их число и профиль?

3. Как формируется сеть бюро МСЭ?

4. Что входит в штатный норматив бюро МСЭ?

5. Что входит в штатный норматив главного бюро МСЭ?

6. Какие обязанности в области МСЭ и реабилитации возложены на бюро МСЭ?

7. В чем состоят отличия в компетенции главного бюро и бюро МСЭ?

1. Общие положения

2. Условия признания гражданина инвалидом

3. Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу

4. Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина

5. Порядок переосвидетельствования инвалида

6. Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро