Об организации воспитательной работы по предупреждению нарушений законности и служебной дисциплины ОВД Удмуртской Республики

Приказ МВД Удмуртской Республики от 08.02.2006 N 97

Воспитательная работа в органах внутренних дел является составной частью повседневной управленческой деятельности начальников подразделений органов внутренних дел, посредством которой оказывается позитивное воздействие на результативность решений оперативно-служебных и боевых задач, укрепление законности и служебной дисциплины, улучшение морально-психологического состояния личного состава. Под воспитательной работой в органах внутренних дел понимается целенаправленная деятельность руководителей кадровых и воспитательных подразделений общественных институтов по формированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышению уровня общей культуры, мобилизации их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

В течение 2005 года в органах и подразделениях внутренних дел республики планировалась и осуществлялась воспитательная работа с подчиненными, принимались организационные и практические меры по укреплению законности и служебной дисциплины среди сотрудников. В 2005 году активизировалась работа общественных формирований, созданных в УВД, ГО-, РОВД и строевых подразделениях ОВД УР. На заседаниях общественных формирований рассмотрено и обсуждено 402 сотрудника (АППГ-53). Но качество проводимой работы не в полной мере обеспечило эффективное решение обозначенных выше задач. Общее количество выявленных и поставленных на учет нарушений законности увеличилось на 10,5% (327 фактов против 296 за АППГ). Выросло и количество нарушений служебной дисциплины на 5,1% и составило 680 фактов (АППГ-647).

В целях устранения имеющихся недостатков, неукоснительного исполнения требований Директивы МВД РФ от 19.06.1996 N 1, приказов МВД РФ от 07.03.1998 N 170дсп, от 02.08.1996 N 426, от 28.08.2003 N 682, приказа МВД УР от 26.12.2005 N 860, приказа МВД УР от 19.03.2004 N 185 и в целях дальнейшего совершенствования индивидуальной профилактической воспитательной работы с личным составом, укрепления служебной дисциплины и законности, недопущения чрезвычайных происшествий, поддержания здорового морально-психологического климата в коллективах приказываю:

1. Начальникам управлений, отделов, УВД, ГО-, РОВД, командирам строевых и специальных подразделений МВД Удмуртской Республики организовать проведение воспитательной работы с личным составом для этого:

1.1. В срок до 20 февраля 2006 года издать приказ (в управлениях и отделах аппарата МВД УР — распоряжение) по органу, подразделению внутренних дел об организации индивидуальной профилактической и воспитательной работы;

1.2. Во исполнение п. 1.3 приказа МВД РФ от 25.09.2000 N 995, в соответствии с которым руководители подразделений органов внутренних дел МВД и заместители (помощники) по кадровой работе несут персональную ответственность как за результаты оперативно-служебной и боевой деятельности подчиненных, так и за организацию и проведение воспитательной работы с личным составом, внести соответствующие корректировки в должностные инструкции указанной категории руководителей;

1.2. Определить круг лиц, ответственных за проведение индивидуальной воспитательной работы с подчиненными, организовать их обучение формам и методам работы с подчиненными (методические рекомендации исх. N 10/2856 от 05.12.2003);

1.3. Разработать и утвердить комплексный план проведения воспитательной работы по поддержанию законности и служебной дисциплины в подчиненных подразделениях с последующим согласованием в отделе воспитательной работы УК в срок до 20.02.2006;

1.4. Проводить взвешенную дисциплинарную практику: ужесточить ответственность за нарушения служебной дисциплины, связанные с пьянством на службе, прогулами, укрытием преступлений от учета, злоупотреблением служебным положением, шире использовать меры общественного воздействия и материального ограничения;

1.5. Взять под жесткий контроль качество проведения индивидуальной профилактической воспитательной работы с молодыми сотрудниками, уделив особое внимание повышению их профессионального мастерства;

1.6. Ежеквартально на оперативных совещаниях анализировать состояние законности, служебной дисциплины, воспитательной работы, давать принципиальную оценку деятельности руководителей, эффективности проводимой ими индивидуально-воспитательной работы. Своевременно вносить коррективы в планы работы с учетом складывающейся обстановки;

1.7. Привлекать к проведению индивидуальной профилактической воспитательной работы членов общественных формирований, учитывая решаемые каждым из них задачи;

1.8. В системе служебно-боевой подготовки организовать проведение занятий с руководителями по обучению основам индивидуальной профилактической воспитательной работы, ведению учетно-планирующей документации;

1.9. Индивидуально-воспитательную работу с сотрудниками строить на основе психологических рекомендаций и заключений ЦПД МВД УР;

1.10. Осуществлять работу по профилактике суицидов среди сотрудников ОВД в соответствии с приказом МВД УР N 485 2002 года.

2. Управлению кадров МВД УР (Кудрявцев Н.А.) продолжить проверки организации профилактической, индивидуально-воспитательной работы в подразделениях МВД УР.

3. Контроль за выполнением данного приказа возложить на заместителя министра — начальника УК МВД УР подполковника милиции Кудрявцева Н.А.

Министр
генерал-майор милиции
Н.Е.АРЗАМАСЦЕВ

Приказ Росгвардии от 14.11.2017 N 487 «Об утверждении Положения об организации работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

от 14 ноября 2017 г. N 487

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В ВОЙСКАХ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с подпунктами 61, 62 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» «1», в целях организации работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка, организации информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации приказываю:

«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 41, ст. 5802.

Утвердить прилагаемое Положение об организации работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Директор Федеральной службы

войск национальной гвардии

к приказу Федеральной службы

войск национальной гвардии

от 14.11.2017 N 487

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В ВОЙСКАХ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет общий порядок организации работы с личным составом «1» в войсках национальной гвардии Российской Федерации «2», проводимой должностными лицами органов управления оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации «3», по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка, организации информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работы в войсках национальной гвардии.

«1» Здесь и далее в тексте настоящего Положения под личным составом понимаются военнослужащие войск национальной гвардии, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии и имеющие специальные звания полиции.

«2» Далее — «войска национальной гвардии».

«3» Далее — «воинские части (организации)».

2. Работа с личным составом в войсках национальной гвардии организуется в целях достижения морально-психологического состояния «4» личного состава, обеспечивающего успешное выполнение служебно-боевых задач «5».

3. В работе с личным составом организуется комплексное решение следующих задач:

воспитание сознательного отношения к выполнению личным составом воинского и служебного долга, соблюдению требований Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, воинской и служебной дисциплины, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и происшествий;

развитие личности военнослужащих войск национальной гвардии, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции «1», формирование их моральных, служебных и боевых качеств, защита от негативного информационного воздействия, обеспечение готовности к эффективному выполнению СБЗ в любых условиях обстановки;

«1» Далее — «сотрудники».

формирование психологической готовности, поддержание психологической устойчивости личного состава в целях выполнения СБЗ;

реализация гарантий правовой и социальной защиты личного состава и создание необходимых социальных условий для выполнения СБЗ;

удовлетворение культурных и духовных потребностей личного состава, формирование средствами культуры и искусства морально-психологических и боевых качеств, а также организация досуга личного состава.

4. Работу с личным составом организуют и осуществляют командующие округами войск национальной гвардии, начальники территориальных органов Росгвардии, командиры (начальники) соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации «2», их заместители по работе с личным составом, иные должностные лица, на которых решением командиров (начальников) возложена организация работы с личным составом, органы по работе с личным составом, учреждения (подразделения), осуществляющие свою деятельность в интересах органов по работе с личным составом, организации войсковой общественности.

«2» Далее — «командиры (начальники)».

5. К органам по работе с личным составом относятся управления, отделы, отделения, группы по работе с личным составом воинских частей (организаций), научно-исследовательский отдел по исследованию социально-психологических проблем (для центрального аппарата Росгвардии) Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии.

6. К учреждениям (подразделениям), осуществляющим свою деятельность в интересах органов по работе с личным составом, относятся ансамбли песни и пляски, типографии оперативно-территориальных объединений и соединений войск национальной гвардии, образования музейного типа, культурные центры, дома офицеров, гарнизонные клубы, клубы и библиотеки воинских частей (организаций).

7. К средствам, предназначенным для работы с личным составом, относятся комнаты истории (боевой славы) соединений и воинских частей войск национальной гвардии, центры (комнаты) психологической помощи и реабилитации оперативно-территориальных объединений и соединений (воинских частей) войск национальной гвардии, комнаты информирования и досуга подразделений, культурно-досуговое имущество, книжные фонды библиотек, полиграфическое оборудование, музейные фонды, памятники военной истории, мемориальные сооружения, технические средства, наглядные средства информации, иные материальные и информационные ресурсы.

8. Эффективность работы с личным составом достигается:

согласованным и умелым применением сил и средств, используемых для организации работы с личным составом применительно к складывающейся обстановке и выполняемым СБЗ;

постоянной боевой и мобилизационной готовностью сил и средств, используемых для организации работы с личным составом;

сосредоточением основных усилий на важнейших направлениях работы с личным составом при выполнении воинскими частями (организациями) СБЗ;

своевременным планированием и эффективным проведением мероприятий с личным составом.

9. Работа с личным составом организуется по следующим основным направлениям:

работа по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка;

10. Результатом работы с личным составом в войсках национальной гвардии является уровень МПС личного состава, позволяющий успешно выполнять поставленные СБЗ.

11. МПС личного состава — это характеристика реального состояния сознания личного состава, сформированного под воздействием военно-политических, социальных, психологических, экономических и других факторов, проявляющегося в его боевой и повседневной активности, готовности к выполнению поставленных СБЗ.

12. Мероприятия по работе с личным составом организуются в воинских частях (организациях) с учетом их предназначения, особенностей комплектования, уровня подготовки и МПС личного состава, а также общественно-политической обстановки в районе дислокации (базирования).

13. Планирование мероприятий по работе с личным составом осуществляется на основании приказов, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов Росгвардии, решений командиров (начальников) исходя из стоящих перед войсками национальной гвардии задач, оценки МПС личного состава, состояния воинской и служебной дисциплины и правопорядка.

14. Мероприятия по работе с личным составом включаются в планирующие документы воинских частей (организаций) с указанием тематики и форм проведения.

15. В распорядке дня, регламенте служебного времени воинской части (организации) предусматривается время для проведения информирования и воспитательной работы с личным составом.

16. Состояние и меры по совершенствованию работы с личным составом рассматриваются не реже одного раза в полугодие на заседаниях военных советов оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, в ходе совещаний командования воинских частей (организаций), а также по результатам инспектирования и проверок.

17. В должностных обязанностях командиров (начальников) определяются конкретные задачи по работе с личным составом. В служебных характеристиках отражается степень участия в мероприятиях по работе с личным составом, способность организовывать и направлять ее на решение поставленных задач, уровень психолого-педагогических знаний.

II. Основные направления работы с личным составом

18. Работа по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка представляет собой деятельность органов управления (должностных лиц), направленную на воспитание сознательного отношения к выполнению личным составом воинского и служебного долга, соблюдению требований Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, воинской и служебной дисциплины, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и происшествий.

19. Целью работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка является соблюдение личным составом порядка и правил, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами (приказаниями) командиров (начальников), предупреждение преступлений и происшествий, обеспечение успешного выполнения поставленных задач.

Смотрите так же:  Мировой суд прокопьевск

20. Основными задачами работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка являются:

осуществление правового воспитания личного состава;

выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и происшествий;

укрепление принципа единоначалия;

обеспечение законности при выполнении СБЗ и в повседневной жизнедеятельности;

сохранение жизни и здоровья личного состава.

21. Основными направлениями работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка являются:

принятие командиром (начальником) решения об укреплении и поддержании воинской и служебной дисциплины и правопорядка, доведение его подчиненным, организация контроля за его исполнением;

организация и проведение мероприятий правового воспитания военнослужащих и сотрудников, разъяснение ответственности за совершение правонарушений и нарушения воинской и служебной дисциплины и правопорядка;

анализ преступлений, происшествий, грубых дисциплинарных проступков, грубых нарушений служебной дисциплины и выработка предложений по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка;

организация взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам профилактики правонарушений и правового воспитания личного состава;

разработка методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка;

профилактическая работа с лицами, склонными к нарушениям воинской и служебной дисциплины и правопорядка;

пропаганда передового опыта работы должностных лиц по укреплению и поддержанию воинской, служебной дисциплины и правопорядка.

22. Основными формами работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка являются:

подведение итогов работы, оценка результатов деятельности командиров (начальников) по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка;

обсуждение вопросов поддержания воинской и служебной дисциплины и правопорядка на заседаниях коллегии Росгвардии, военных советов, совещаниях командования, оперативных совещаниях и принятие по ним решений;

издание соответствующими командирами (начальниками) приказов, подготовка обзоров, распоряжений, направленных на предупреждение правонарушений, поддержание воинской и служебной дисциплины и правопорядка;

групповые профилактические мероприятия;

корректирующие индивидуальные беседы с военнослужащими и сотрудниками, допускающими нарушения воинской и служебной дисциплины;

проведение разбирательств, служебных проверок;

обеспечение ранней профилактики правонарушений;

снижение количества происшествий и небоевых потерь;

повышение объективности и оценки состояния воинской и служебной дисциплины и правопорядка.

24. В целях организации работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка разрабатывается комплексный план работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка «1». Выписки из комплексного плана направляются в подчиненные воинские части (организации), их структурные подразделения.

«1» Далее — «комплексный план».

25. На основе анализа работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка разрабатываются приказы, обзоры и распоряжения об отдельных видах правонарушений и состоянии воинской и служебной дисциплины среди различных категорий военнослужащих и сотрудников.

26. В воинских частях (организациях) войск национальной гвардии разрабатывается план мероприятий совместной работы с правоохранительными органами по предупреждению правонарушений и происшествий и улучшению правового воспитания личного состава «2».

«2» Пункт 6 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. N 567 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1958; 2016, N 50, ст. 7077).

27. Информационно-воспитательная работа представляет собой деятельность органов управления, должностных лиц воинских частей (организаций) по развитию личности военнослужащих и сотрудников, формированию их моральных, служебных и боевых качеств, защите от негативного информационно-психологического воздействия, обеспечению готовности к эффективному выполнению СБЗ в любых условиях обстановки.

28. Целью информационно-воспитательной работы является формирование и развитие общественно значимых и профессионально важных качеств личности, обеспечивающих осознанное и добросовестное выполнение воинского и служебного долга.

29. Основными задачами информационно-воспитательной работы являются:

воспитание личного состава в духе верности Отечеству, долгу, присяге;

разъяснение государственной политики, мобилизация на выполнение задач;

доведение общественно-политической обстановки;

воспитание военно-профессиональных и профессиональных качеств;

развитие личности военнослужащих и сотрудников;

организация работы по увековечению памяти военнослужащих и сотрудников в соответствии с приказами Росгвардии от 6 июня 2017 г. N 161 «Об утверждении Порядка зачисления (перезачисления) навечно в списки территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, воинских частей и организаций войск национальной гвардии Российской Федерации военнослужащих и лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы)» «1» и от 26 июня 2017 г. N 185 «Об утверждении Порядка присвоения почетных наименований отдельным батальонам, отдельным ротам и им равным, кораблям 3 и 4 ранга, судам войск национальной гвардии Российской Федерации»;

«1» Зарегистрирован в Минюсте России 31 июля 2017 года, регистрационный N 47591.

пропаганда традиций войск национальной гвардии, популяризация примеров мужества и отваги;

выработка устойчивости у личного состава к негативному информационно-психологическому воздействию;

информирование личного состава о МПС противостоящих сил.

30. Основными направлениями информационно-воспитательной работы являются:

защита от негативного информационно-психологического воздействия.

31. Основными формами информационно-воспитательной работы являются:

индивидуальная воспитательная работа;

работа организаций войсковой общественности.

32. Результатом информационно-воспитательной работы являются: убежденность личного состава в правомерности своих действий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации;

уровень информированности личного состава о складывающейся общественно-политической и оперативной обстановке в районах выполнения задач (местах несения службы), решениях органов государственной власти и задачах, стоящих перед войсками национальной гвардии;

навыки уверенного поведения в условиях негативного информационно-психологического воздействия.

33. Воспитательная работа представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у военнослужащих и сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями служебно-боевой (служебной) деятельности. Задачи воспитательной работы решаются с учетом социально-экономической, общественно-политической, религиозной и информационной обстановки, мест дислокации воинских частей (организаций).

34. Воспитательная работа с военнослужащими и сотрудниками проводится с использованием массовых (коллективных) и комплексных форм: лекций; докладов; бесед; общих собраний военнослужащих и сотрудников, в том числе по категориям; служебных совещаний; инструктивных занятий (инструктажей); тематических вечеров (вечеров-чествований, встреч с ветеранами, деятелями культуры и искусства, представителями религиозных конфессий); дискуссий; круглых столов; экскурсий; научно-практических конференций; участия в мероприятиях патриотической направленности, проводимых органами местного самоуправления, другими ведомствами.

35. При проведении воспитательной работы предусматривается исполнение воинских и служебных ритуалов: вручения знамени, приведения к Военной присяге (Присяге сотрудника), строевого смотра, участия в параде, прохождения торжественным маршем, торжественного вручения государственных и ведомственных наград, личного оружия, погон, доведения приказов о поощрении, инструктаж нарядов, проводы и встречи личного состава, выполнявшего СБЗ, чествование военнослужащих, увольняемых с военной службы, отдание последних почестей погибшим; возложение венков к мемориальным сооружениям.

36. С привлечением органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации организуются целевые информационно-пропагандистские акции, посвященные знаменательным событиям в жизни страны, Росгвардии, мероприятия патриотической, духовно-нравственной, профессиональной направленности.

37. В целях формирования патриотического сознания личного состава, пропаганды и развития воинских и служебных традиций предусматриваются:

выполнение мероприятий по реализации государственных программ в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

организация и проведение мероприятий, посвященных праздничным дням, дням воинской славы и памятным датам России, дню войск национальной гвардии, профессиональным праздникам;

участие в патриотических акциях и иных мероприятиях патриотической направленности;

проведение воинскими частями (организациями) шефской работы в пределах своей компетенции;

увековечение памяти военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы) и удостоенных звания Героя Российской Федерации, награжденных государственными наградами Российской Федерации.

38. В воинских частях (организациях) проводятся мероприятия информационно-воспитательной работы, посвященные актуальным общественно-политическим событиям, вопросам служебно-боевой (служебной) деятельности. При планировании мероприятий предусматриваются плановые занятия по морально-психологической подготовке «1»; информирование личного состава; выступления лиц командования и руководящего состава (приглашенных лиц); демонстрация видеоматериалов, мультимедийных презентаций; проведение комплекса целевой (адресной) индивидуальной воспитательной работы «2»; мероприятия организаций войсковой общественности, ветеранских организаций.

39. Информирование личного состава (оперативное, боевое) организуется и проводится в целях разъяснения общественно-политической обстановки и задач, стоящих перед воинскими частями (организациями) войск национальной гвардии.

40. Оперативное информирование — целенаправленное доведение текущей информации в реальном времени, при изменении обстановки, при проведении инструктажей нарядов, перед заступлением на службу и в иных случаях по решению командиров (начальников).

41. Боевое информирование — доведение военнослужащим и сотрудникам актуальных сведений в период выполнения задач в районах, в которых введен режим чрезвычайного положения, военное положение, правовой режим контртеррористической операции.

42. ИВР — система целенаправленных и согласованных мер индивидуального воспитательного воздействия со стороны командиров (начальников) и других должностных лиц на конкретную личность в целях развития профессионально значимых личностных качеств, повышения результатов профессиональной деятельности, а также укрепления воинской и служебной дисциплины и правопорядка.

43. Основными формами ИВР являются индивидуальные беседы (ознакомительные, поддерживающие, корректирующие); психолого-педагогическое наблюдение; изучение характеризующих документов; обобщение независимых характеристик; анализ итогов деятельности, результатов состояния учебы, результаты боевой, профессиональной служебной и физической подготовки; индивидуальные задания и поручения, адресная помощь; поздравление (чествование) личного состава со знаменательными датами в служебно-боевой (служебной) деятельности и личной жизни; посещение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников в местах их проживания.

При выборе форм и методов ИВР учитываются рекомендации психологов, должностных лиц по работе с личным составом, данные исследований социально-психологического климата воинского и служебного коллектива.

44. МПП является основным предметом обучения и основной формой информационно-воспитательной работы.

45. МПП проводится в целях разъяснения государственной политики в области обеспечения государственной и общественной безопасности, формирования у личного состава моральной установки на верность военной присяге и присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, осознанной готовности к выполнению должностных и специальных обязанностей, верности профессиональному долгу, дисциплинированности, гордости за принадлежность к войскам национальной гвардии.

46. Организации войсковой общественности создаются в целях содействия командирам (начальникам) в реализации социальных и духовных потребностей личного состава, развития инициативы и творчества, оказания помощи командирам (начальникам) в поддержании благоприятного морально-психологического климата в воинских и служебных коллективах, в укреплении воинской и служебной дисциплины, организации досуга личного состава.

47. Психологическая работа — это деятельность органов управления (должностных лиц) по формированию психологической готовности, поддержанию психологической устойчивости личного состава, воинских и служебных коллективов, сохранению психического здоровья военнослужащих и сотрудников в интересах выполнения СБЗ.

48. Психологическая работа организуется в целях психологической готовности личного состава к выполнению СБЗ.

49. Основными направлениями психологической работы являются:

изучение индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей военнослужащих, поступающих на пополнение по призыву в воинские части (организации) войск национальной гвардии;

определение профессиональной психологической пригодности кандидатов, поступающих на военную службу (службу) по контракту в войска национальной гвардии и на обучение в военные образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии, а также кандидатов на высшие воинские (руководящие) должности;

психологическое обеспечение адаптации военнослужащих и сотрудников к условиям военной службы (службы) и различным видам деятельности;

обучение личного состава методикам психологической самопомощи;

психологическое сопровождение служебно-боевой (служебной) деятельности;

исследование психотравмирующих факторов служебно-боевой (служебной) деятельности;

организация и проведение психопрофилактических и психогигиенических мероприятий;

оказание психологической помощи личному составу, проведение мероприятий психологического консультирования, психокоррекции и психологической реабилитации;

изучение, анализ и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и служебных коллективах;

профилактика суицидальных происшествий и отклоняющегося поведения личного состава;

пропаганда социально-психологических знаний среди личного состава.

50. Основными формами психологической работы являются:

психодиагностическое обследование военнослужащих, поступающих на пополнение в воинские части, выработка рекомендаций по ИВР с ними, служебно-должностной расстановке и использованию в интересах службы;

профессиональный психологический отбор граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, поступающих на военную службу (службу) по контракту и на обучение в военные образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии;

психологическое обеспечение процесса адаптации к условиям военной службы (службы), работа с военнослужащими и сотрудниками, отнесенными к группе психолого-педагогического внимания;

психологическая реабилитация военнослужащих и сотрудников; профилактика дезадаптивных (отклоняющихся) форм поведения, суицидальных происшествий;

изучение социально-психологических процессов в воинских и служебных коллективах, выработка рекомендаций по поддержанию здорового морально-психологического климата.

51. Результатом психологической работы являются:

психологическая готовность личного состава к выполнению задач в мирное и военное время в любых условиях обстановки;

успешность и эффективность процесса адаптации к условиям военной службы (службы);

адекватное поведение, внутренний психологический комфорт; оптимальное взаимодействие с социальным окружением.

52. Военно-социальная работа — это деятельность органов управления (должностных лиц) по реализации гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих и сотрудников.

Смотрите так же:  Внесение исправлений в отчетность

53. Военно-социальная работа осуществляется в целях создания социальных условий для эффективного выполнения личным составом СБЗ, обеспечения социальной защиты военнослужащих и сотрудников, поддержания высокого уровня их социальной защищенности.

54. Основными задачами военно-социальной работы являются:

разъяснение установленных социальных гарантий и компенсаций;

своевременная и полная реализация социальных гарантий и компенсаций;

обучение должностных лиц правовым основам деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных;

социальная поддержка военнослужащих и сотрудников, получивших увечья, а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников;

разработка предложений по вопросам совершенствования федеральных законов и иных нормативных правовых актов о социальных гарантиях и компенсациях;

контроль за обеспечением личного состава всеми видами довольствия.

55. Основными направлениями военно-социальной работы являются:

военно-социальная работа с военнослужащими и членами их семей;

социальная работа с сотрудниками, членами их семей;

социальная поддержка членов семей военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (выполнении служебных обязанностей), и инвалидов вследствие военной травмы.

56. Основными формами военно-социальной работы являются участие в реализации прав и социальных гарантий военнослужащих, сотрудников и членов их семей; проверка соблюдения норм социальной защиты; консультирование по военно-социальным вопросам; лекции, семинары, беседы, занятия по военно-социальной тематике; вечера вопросов и ответов; встречи с представителями органов государственной власти, местного самоуправления, общественных и благотворительных организаций; работа с письменными обращениями; личный прием; выработка предложений по социальной защите; встречи с членами семей погибших военнослужащих и сотрудников; учет членов семей военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (выполнении служебных обязанностей), закрепленных за воинскими частями (подразделениями, органами), в целях оказания мер социальной поддержки; мониторинг социально-экономического положения военнослужащих и членов их семей.

57. Результатом военно-социальной работы являются:

соответствие условий жизни и деятельности военнослужащих и сотрудников, членов их семей и гражданского персонала характеру службы в войсках национальной гвардии и ее роли в обществе;

социальные условия, способствующие качественному выполнению войсками национальной гвардии возложенных на них задач.

58. Культурно-досуговая работа — это деятельность органов управления (должностных лиц) войск национальной гвардии по удовлетворению культурных и духовных потребностей военнослужащих, сотрудников, членов их семей и гражданского персонала, формированию средствами культуры и искусства у военнослужащих и сотрудников государственно-патриотического сознания, морально-психологических и боевых качеств, а также организации досуга личного состава.

59. Культурно-досуговая работа осуществляется в целях формирования у личного состава необходимых морально-психологических качеств, мобилизации духовных сил военнослужащих и сотрудников на выполнение СБЗ, снятия стрессовых состояний, организации досуга, удовлетворения эстетических и культурных потребностей.

60. Основными задачами культурно-досуговой работы являются:

воспитание у личного состава художественными средствами культуры и искусства преданности своему народу и Отечеству, верности воинскому и служебному долгу, традициям, мужества, смелости и отваги, чувства дружбы и войскового товарищества;

культурно-эстетическое воспитание военнослужащих и сотрудников, приобщение их к мировым и национальным культурным ценностям, удовлетворение культурных потребностей;

снятие стрессовых ситуаций, восстановление духовных сил военнослужащих и сотрудников после выполнения задач, мобилизация личного состава на качественное исполнение служебных обязанностей и неуклонное соблюдение воинской и служебной дисциплины;

организация полноценного досуга личного состава.

61. Основными направлениями культурно-досуговой работы являются:

обеспечение для военнослужащих и сотрудников и членов их семей доступности пользования войсковыми учреждениями культуры;

вовлечение военнослужащих, сотрудников и членов их семей в организацию самодеятельного художественного творчества;

организация эксплуатации материально-технических средств, используемых при организации работы с личным составом;

кино-, видео- и радиообслуживание;

участие личного состава в смотрах-конкурсах;

библиотечное обслуживание, пополнение книжных фондов;

организация музейной работы;

обеспечение личного состава периодическими изданиями;

организация взаимодействия с учреждениями культуры, творческими организациями и союзами, представителями культуры и искусства в интересах культурно-эстетического воспитания военнослужащих и сотрудников.

62. Основными формами культурно-досуговой работы являются концерты, тематические вечера, участие в мероприятиях по присуждению премии Росгвардии в области литературы и искусства, устные журналы, экскурсии, встречи с деятелями культуры и искусства, демонстрация и транслирование кино-, видеофильмов и радиопередач, кружковая работа (работа клубов по интересам), самодеятельное художественное творчество, читательские конференции (книжные обзоры), смотры-конкурсы, фестивали, создание и экспонирование музейных, фото- и художественных выставок.

63. Мероприятия культурно-досуговой работы в воинской части (организации) проводятся в предвыходные (предпраздничные) и выходные (праздничные) дни. Культурно-досуговая работа с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и членами их семей проводится в свободное от выполнения ими служебных обязанностей время.

64. В воинских частях (организациях) войск национальной гвардии создаются коллективы художественной самодеятельности, которые принимают участие в культурно-досуговых мероприятиях.

65. В клубах воинских частей (организаций) войск национальной гвардии организуется кружковая работа по различным направлениям творческой деятельности с военнослужащими, сотрудниками и членами их семей.

66. Кинообслуживание личного состава осуществляется согласно плану работы клуба. В воинских частях, в которых отсутствует возможность демонстрации фильмов на большом экране, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, допускается просмотр фильмов в подразделениях. Демонстрация фильмов для личного состава осуществляется только на безвозмездной основе.

67. Организация эксплуатации материально-технических средств, используемых при организации работы с личным составом, представляет собой деятельность органов (должностных лиц) по организации приобретения, учета, хранения, эксплуатации по предназначению, разработке и внедрению перспективных образцов материально-технических средств, необходимых для организации и проведения мероприятий по работе с личным составом.

Приказ об организации индивидуальной воспитательной работы

Вопросы:
1.
Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими.
2.
Формы и методы индивидуально-воспитательной работы.

Институт воспитательной работы наряду с институтами комплектования и военного образования входит в институциональный комплекс военной службы, являющийся ядром военной организации. Важнейшей функцией института воспитательной работы является формирование у военнослужащих ценностей военной службы, перевод предписанных военной организацией норм в их убеждения.
В соответствии с руководящими документами, регламентирующими организацию воспитания военнослужащих, индивидуальной работе принадлежит одно из основных мест среди средств морально-психологического воздействия на личный состав.

Действенность воспитательной работы в подразделении во многом зависит от глубокого знания людей. Поэтому одним из основных направлений в деятельности офицеров подразделения является всестороннее изучение морально-психологических, деловых и других качеств подчиненных, их запросов, настроений, нужд, особенностей характера и поведения, в соответствии с которыми и строится воспитательная работа.
Индивидуальная воспитательная работа — это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащего с максимальным учетом особенностей личности.
Индивидуальный подход в воспитательной работе дает возможность:
— охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого военнослужащего;
— всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого военнослужащего и педагогически целесообразно использовать эти знания в воспитательном процессе;
— педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с военнослужащими с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);
— умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания военнослужащих;
— своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель — военнослужащий, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.
Цель индивидуально-воспитательной работы — создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитателя в процессе формирования всесторонне развитой и качественно подготовленной личности военнослужащего, способного эффективно решать учебно-боевые задачи.
Жизнь показывает, что индивидуальная работа позволяет повысить эффективность воспитания, если офицеры руководствуются принципами и владеют ее методами.
Организация индивидуальной воспитательной работы в подразделении включает в себя комплекс мероприятий:
— определение целей и задач этой работы;
— охват постоянным влиянием всех военнослужащих;
— четкое определение, кто и с кем индивидуально работает;
— продуманное планирование индивидуальной работы;
— изучение ее состояния в коллективах;
— глубокий анализ и постоянный контроль за ее результатами;
— обучение офицеров и сержантов практике использования методов, форм и средств индивидуального подхода;
— установление медицинского контроля за состоянием здоровья военнослужащих.
В системном виде организация и проведение индивидуальной воспитательной работы в подразделении включают в себя 4 основных этапа:
1. Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащих, их сильных и слабых сторон.
2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия.
3. Практическое осуществление спланированного воздействия в интересах формирования высоких морально-психологических качеств военнослужащего.
4. Систематический анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, корректировки его методов и приемов, если работа недостаточно эффективна.
Особенности индивидуально-воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.
а) С офицерами.
Без создания атмосферы доверия и искреннего уважения, без знания запросов и интересов каждого офицера, материально-бытового положения его семьи вряд ли можно поддерживать в офицерской среде заинтересованное отношение к своей карьере.
Проявление демократичности в общении с подчиненными офицерами позволит командиру создать в коллективе обстановку взаимозаинтересованности в решении многих социально-бытовых проблем. Опора в решении этих вопросов на Офицерское собрание, женсовет части (корабля) во многом способствует повышению служебной активности подчиненных.
Обращение офицеров между собой по имени и отчеству всегда являлось доброй традицией Русской армии, так как помогало установить отношения, характеризующие отношения соратников. Совместное проведение досуга семьями, посещение кино, концертов, театров, музеев, выставок и других культурных учреждений, занятия спортом, приглашение в гости друг к другу расширяют возможности командира в деле повышения эффективности воздействия на офицера.
б) С сержантами (старшинами).
Главная трудность в деятельности старшин состоит в том, что им приходится обучать и воспитывать своих сверстников.
При проведении индивидуальной воспитательной работы с данной категорией военнослужащих офицеру необходимо выявить, насколько сержант (старшина) испытывает потребность в осуществлении своих командных функций в подразделении, насколько он авторитетен для своих подчиненных. Без налаживания уставных, но особо доверительных и доброжелательных отношений с младшими командирами будет очень проблематично преодолеть объективные трудности в деятельности сержантов (старшин).
Индивидуальную воспитательную работу с сержантами (старшинами) желательно устремлять на:
— повышение их авторитета и престижа среди подчиненных;
— обеспечение личного примера младшего командира в службе (в овладении специальностью, в выполнении нормативов, порядка и правил воинской дисциплины, распорядка дня, формы одежды);
— повышение ответственности младших командиров за выполнение ими своих служебных обязанностей, используя в их воспитании методический прием «оказание личного доверия»;
— использование моральных и материальных стимулов для поощрения лучших младших командиров и широкое использование гласности в пропаганде их передового опыта.
в) С неформальными лидерами.
Неформальным лидером в воинском коллективе принято считать военнослужащего, не занимающего служебные и общественные должности в подразделении, но пользующегося среди сослуживцев авторитетом.
Основная особенность индивидуальной воспитательной работы с ними состоит в том, что офицер не должен оставлять без педагогического воздействия устремления неформала, особенно если они направлены против линии командования на поддержание уставного порядка и правил воинской службы. В индивидуальной работе с ним лучше всего опираться на младших командиров, общественных активистов и тех военнослужащих, которые пользуются доверием у неформалов.
В индивидуальной работе с неформальными лидерами важно:
1. Направить качества неформального лидера на глубокое освоение своей специальности и овладение смежными, поддержку младших командиров в сплочении воинского коллектива, оказание помощи молодым воинам и шефство над ними, достижение спортивных результатов и т.п.
2. Стремиться убедить неформального лидера антиколлективной направленности в ошибочности его представлений, действий, выводов. Для чего, с одной стороны, желательно добиться утверждения в его сознании значимости для каждого гражданина идеи защиты своего Отечества, патриотизма, верности воинским традициям, а с другой — приобщить к практическим мероприятиям по укреплению боевой готовности, возлагая на него дополнительные обязанности по повышению качества выполнения учебнобоевых задач подразделением.
3. Если не удается изменить негативную направленность деятельности неформального лидера, то желательно добиться решительного развенчания его авторитета в глазах сослуживцев, чтобы упорядочить взаимоотношения в коллективе на основе уставных, профессиональных и особенно патриотических ценностей воинской службы.
4. Если исчерпаны все формы и средства индивидуального и коллективного воздействия, то необходимо обеспечить изоляцию неформального лидера от остального личного состава и создать в воинском коллективе атмосферу осуждения его действий и поступков сослуживцами.
г) С военнослужащими «группы Риска».
К этой группе относятся военнослужащие, имеющие нервно-психическую неустойчивость. Она проявляется в виде психопатологических расстройств, токсикомании и некоторых психических заболеваний.
Уровне поведения и деятельности это выражается в виде познавательной, эмоциональной и волевой ограниченности, своеобразия отношений к сослуживцам и в направленности личности.
В выявлении таких лиц квалифицированную помощь оказывают медики. Офицерам важно знать признаки нервно-психической неустойчивости. Их можно систематизировать. Заметив характерные признаки, необходимо принять комплекс мер, направленных на восстановление нормального состояния, и лишь после этого выбрать сугубо индивидуальные приемы.
Анализ достигнутых результатов индивидуальной воспитательной работы должен осуществляться командиром подразделения ежедневно. Для этого необходимо обладать постоянной, своевременной, правдивой и объективной информацией о положении дел в подразделении и поведении личного состава.
В этих целях надо использовать доклады подчиненных командиров, дежурных и дневальных, информацию командиров соседних подразделений, анализ выступлений воинов на собраниях личного состава, результатов индивидуальных и групповых бесед, проводимых вечеров вопросов и ответов, учет поведения военнослужащих на занятиях, в столовой, на построении, в курилке и др. Важно не только своевременно получать информацию, но и анализировать ее и принимать необходимые меры для организации эффективной воспитательной работы с конкретными людьми.
Для учета и анализа действенности индивидуальной работы, выработки воспитательных воздействий на военнослужащих каждый офицер ведет рабочую тетрадь (педагогический дневник).
В ней фиксируются:
1. Индивидуально-психологические особенности военнослужащего и динамика их развития за каждый период обучения.
2. Конкретные факты индивидуальной работы (дата, время и краткое содержание индивидуальной беседы, выводы наблюдений по результатам беседы).
3. Характерные особенности, выявленные в ходе наблюдений, бесед с командиром отделения, старшиной команды, командиром группы, информации от старших командиров, начальников.
4. Выводы из результатов непосредственного и опосредованного изучения военнослужащего.
5. Успеваемость военнослужащего по результатам боевой и общественно-государственной подготовки.
6. Положительные и негативные поступки военнослужащего и мотивы их проявления.
7. Характерные суждения.
8. Выводы по результатам воспитательного воздействия.
9. Определение направлений, форм, методов, средств, приемов дальнейшего индивидуального воспитательного воздействия на военнослужащего.
10. Обучение должностных лиц практике воспитательной работы.
11. Работа с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины и правопорядка.
12. Работа с военнослужащими, состоящими в группе динамического наблюдения.
13. Работа с семьями офицеров, старшин и матросов по контракту, родителями военнослужащих по призыву.
14. Социально-биографические данные на весь личный состав.
Планирование индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими осуществляется всеми командирами, начальниками в планах личной работы на день, неделю, месяц.
Практика показывает, что характерными недостатками при организации и проведении индивидуально-воспитательной работы являются:
— отсутствие в работе учета особенностей военнослужащих, требующих индивидуального подхода и персонального воспитательного воздействия;
— нацеленность воспитательного воздействия только на недисциплинированных и отстающих военнослужащих;
— воспитательное воздействие на военнослужащего часто нацеливается только после совершения им проступка;
— сведение изучения личности обучающегося к знанию лишь биографических данных.
Подобная односторонность и субъективный подход индивидуальной воспитательной работе существенно снижают ее эффективность.

Смотрите так же:  Адвокат дьявола ютуб фильмы

Качество проводимой индивидуально-воспитательной работы в значительной мере определяется глубокими знаниями командиров подразделений основных форм и методов изучения личности военнослужащих, индивидуально-воспитательного воздействия на подчиненных, умениями применять эти знания в практической деятельности.
В целях всестороннего изучения личности военнослужащего рекомендуется использовать следующие основные формы работы: анализ документов, индивидуальная беседа, индивидуальное наблюдение, педагогический эксперимент и обобщение экспертных оценок.
Анализ документов.
Эта форма позволяет приступить к изучению личности военнослужащего даже до его непосредственного прибытия в часть. Различные категории военнослужащих имеют разный набор документов, который сопровождает их на всем протяжении службы.
Индивидуальная беседа.
Индивидуальная беседа относится к универсальной и достаточно эффективной форме изучения личности военнослужащего.
Предлагается следующая методика индивидуальной беседы.
1. Определить конкретную цель проведения индивидуальной беседы, очертить ее общие рамки. Быть готовым к тому, что действительные результаты беседы могут не в полной мере совпадать с желаемым.
2. Предварительно обобщить всю имеющуюся информацию о собеседнике.
3. Подобрать время и место для беседы.
4. Составить перечень интересующих вас вопросов, продумать последовательность их задавания.
При официальной беседе можно не скрывать подготовленные материалы, заранее сообщить о поставленных целях разговора. При неформальной беседе вопросы желательно держать в голове, не раскрывать целевых установок, не вести никаких записей.
5. Создать перед началом беседы атмосферу доверия и поддерживать ее до конца встречи.
6. Поддерживать беседу в заданном русле. Во время беседы необходимо проявлять выдержку и твердость, не допускать грубости и эмоциональных срывов.
7. Прекратить беседу после достижения поставленных целей. Прекращение разговора лучше начинать с благодарности за беседу, приглашения к продолжению диалога по прошествии определенного времени.
8. Проанализировать беседу и зафиксировать полученную информацию.
Анализ заключается в определении степени достижения поставленных целей, полноты полученной информации, ее видимой достоверности. Необходимо оценить свое поведение в ходе беседы и вашего собеседника, сделать выводы для последующего общения с ним. Индивидуальное наблюдение.
Чтобы выработать правильное представление о военнослужащем, необходимо наблюдать за его поведением в различных ситуациях.
Можно предложить следующую методику проведения индивидуального наблюдения.
1. Определение целей и задач наблюдения.
2. Собственно наблюдение. Поведение наблюдающего не должно быть нарочитым, походить на слежку.
3. Анализ результатов наблюдения, фиксирование полученных данных.
Проводя индивидуальное наблюдение, необходимо быть как можно более естественным в своем поведении, не стараться во чтобы то ни стало добиться всех поставленных целей. Лучше повторить наблюдение несколько раз, чем позволить возникновение между вами и подчиненными атмосферы настороженности и недоверия.
Обобщение экспертных оценок.
Суть этой формы индивидуального изучения личности воина заключается в обобщении возможно большего числа сведений, поступивших от различных источников. Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент может быть двух видов: естественный и лабораторный.
Лабораторный эксперимент проводится по особой методике хорошо подготовленными специалистами в области психологии, педагогики и социологии. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях подразделения путем помещения военнослужащего в различные ситуации с последующим изучением наблюдаемых реакций.
Сравнение результатов изучения в начале и в конце эксперимента позволит командиру сделать конкретные выводы, получить ответ на интересующие его вопросы.
Изучив в достаточной степени личность военнослужащего, командир определяет форму индивидуально-педагогического воздействия. Целью такого воздействия может быть:
— формирование у подчиненного необходимых качеств;
— попытка избавить его от каких-либо негативных черт.
К формам индивидуально-педагогического воздействия относятся: индивидуальная беседа, индивидуальное задание, индивидуальная помощь, воздействие через третье лицо.
Индивидуальная беседа.
Согласие или несогласие военнослужащего с лицом, проводящим беседу по обсуждаемой проблеме, не означает достижения результатов или провал беседы; легкое согласие подчиненного со словами командира может быть ложным, желанием угодить, чтобы побыстрее избавиться от разговора. Несогласие, даже выраженное в категоричной форме, не всегда отражает истинную позицию подчиненного, а может свидетельствовать о его стремлении поддержать имидж самостоятельного в суждении человека.
Индивидуальное задание.
Смысл индивидуального задание заключается в создании для военнослужащего такой ситуации, когда он может раскрыть свои положительные качества или убедиться в необходимости избавиться от недостатков. Индивидуальное задание может быть выражено в виде приказания, поручения, просьбы и т.д.
Типичные ситуации для реализации индивидуального задания:
1. Назначение военнослужащего старшим при проведении занятий или работ, если его старшинство не определено уставом.
2. Направление военнослужащего с поручением к вышестоящему командиру или за пределы части.
3. Подготовка военнослужащим выступления на собрании, подведении итогов и др.
4. Индивидуальное проведение военнослужащим ремонтных работ на технике и т.д.
5. Оказание помощи товарищам в изучении техники.
6. Участие в обустройстве подразделения, оформительских работах.
Условия эффективности данной формы индивидуально-психологического воздействия:
1. Соответствие характера задания целям воспитания с учетом индивидуальных качеств военнослужащего.
2. Задание должно быть посильным и выполняться при достаточном материальном обеспечении.
3. Обязательный контроль за ходом реализации задания, помощь воину в его выполнении.
4. Объективная оценка выполнения задания, поощрения за успехи, разбор недостатков.
Индивидуальная помощь.
При оказании индивидуальной помощи подчиненному командир должен придерживаться определенных правил:
1. Установить причину необходимости оказания индивидуальной помощи: отставание или стремление к опережению: неопытность, незнание или лень; недобросовестность; сформировавшиеся черты характера или случайное влияние.
2. Выяснить отношение военнослужащего к оказанию ему помощи. Есть ли у него желание избавиться от недостатков или достичь положительных целей.
3. Воспринимает ли он помощь как Должное или считает это ущемлением своего личного достоинства.
4. Помощь не должна быть навязчивой, в грубой форме, с унижающими человека условиями. Нельзя оказывать помощь подчиненному только в целях поднятия своего престижа.
5. Помощь должна быть доброжелательной, тактичной, с опорой на положительные качества военнослужащего, понятной и бескорыстной.
Воздействие через третье лицо.
Это специфическая форма опосредованного индивидуального воздействия на военнослужащего. В качестве третьего лица могут выступать: родители, товарищи, руководители учреждений и предприятий, где учился или работал военнослужащий до службы.
Применение этой формы имеет свои особенности:
— обращение к родным и близким военнослужащего необходимо с учетом его семейных и других отношений;
— недопустимо жаловаться на подчиненного, показывать воспитательную несостоятельность командиров и начальников, превращать форму воспитания в форму наказания.
Таким образом, руководить воинским коллективом подразделения — это значит не только командовать подчиненными, приказывать им, но и осуществлять систематическое индивидуальное, воинское и нравственное воспитание личного состава. А для этого надо всесторонне изучать и знать личные качества, интересы, нужды каждого, доверять людям, уважать их достоинство.

Методические рекомендации
При изучении первого вопроса необходимо отметить, что в рамках создания нового облика Вооруженных Сил РФ органы воспитательной работы переименованы в органы по работе с личным составом.
Сюит подчеркнуть, что общими условиями эффективности для западного и восточного типов института воспитательной работы в вооруженных силах являются: опора на господствующую в обществе идеологию; подкрепление воспитательной работы деятельностью государственных институтов по обеспечению достойного статуса военнослужащих, их социальной защите; развитая материально-техническая база, прежде всего военных печатных и электронных СМИ; наличие специалистов различного профиля и системы их подготовки; широкая сеть общественных организаций военнослужащих и ветеранов военной службы.
Поскольку в нынешнем состоянии института воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ названные выше условия большей частью отсутствуют, рассчитывать на высокую эффективность воспитательной работы не приходится. Более того, принятые оргштатные решения и свертывание подготовки специалистов, по существу, подрывают организационные основы воспитательной работы, а без них она превращается в некую общую функцию командных кадров.
В ходе рассмотрения второго учебного вопроса стоит подчеркнуть, что успех в воспитательной работе во многом зависит от того, сумеет ли офицер при выборе средств воздействия на подчиненного найти ключ к его уму и сердцу, учесть присущие этому человеку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, общеобразовательную и военную подготовку, помочь военнослужащему раскрыть и реализовать свои возможности в интересах общего дела. Многое здесь зависит именно от умелого владения методикой индивидуальной работы с людьми.
В конце занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению дополнительной литературы.

Рекомендуемая литература:
1. Военная педагогика: учебное пособие. — М.: Красная звезда, 2008.
2. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. – М: ГУВР, 2005.
3. Дулич Л., Клепиков Д. Социология и психология военного управления. — СПб.: ВМА, 2006.
4. Коркин С., Сиренко И., Абравитов Д. Организация и методика воспитательной работы в подразделении. — СПб.: Петродворец, ВМИРЭ, 2011.
5. Приказ министра обороны РФ от 28.02.2005 № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Капитан 2 ранга
Василий МАРЮТИН,
доцент кафедры морально-психологического обеспечения
ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»