Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО

Главная > Методические рекомендации

Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии

в свете требований ФГОС ООО.

Программа по географии для 5-9 классов в свете требования ФГОС ООО, предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение соответствия образовательной программы по предмету требованиям Стандарта;

— обеспечение преемственности изучения в начальной школе курса «Окружающий мир» и начального курса географии в 5, 6 классах;

— достижение планируемых результатов освоения программы по предмету;

— формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему организации проектной деятельности, наблюдения и практических работ в географической среде;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

В основе реализации программы географического образования должен лежать системно-деятельностный подход.

При составлении рабочей программы необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития детей 11-15 лет, связанные:

— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, к овладению этой учебной деятельностью;

— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) качественного преобразования учебных действий от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества.

Рабочие программы по учебным предметам учителем составляются на основе следующих документов:

1) Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 06.04.2010 № 47-3315/10-14 «О рекомендации по формированию образовательных программ общеобразовательных учреждений».

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

3) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).-М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

3) Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

4) Рабочие программы ФГОС ООО издательств:

Ниже в качестве примера приводятся выдержки (выделено курсивом) из рабочих программ и календарно-тематического планирования, составленных слушателями по итогам обучения на курсах повышения квалификации «Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» с учетом требований ФГОС ООО (география)».

Структура рабочей программы

Указать цели и задачи обучения. Указать рабочую программу издательства, на основе которой составлена данная программа. Общая характеристика предмета. Описание места учебного предмета в учебном плане. Таблица тематического распределения часов. Обоснования изменения практической части.

2. Результаты обучения (на личностном, метапредметном и предметном уровнях).

3. Содержание обучения

Перечислить изучаемые разделы и темы с указанием числа часов по разделам и темам, которые будут изучаться при раскрытии этого раздела и темы.

При необходимости.

5. Требования к подготовке учащихся по предмету

Перечислить требования в соответствии с ФГОС ООО.

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Список литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплект (УМК).

Рекомендации по написанию рабочей программы по географии

Цели и задачи обучения формулируются из Примерной программы (документ № 3).

Пример пояснительной записки рабочей программы 2 вида «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г.:

Рабочая программа второго вида составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) , на основе рабочей программы «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г. Адрес в интернете www.drofa.ru.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

Целями изучения географии в основной школе являются:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

формирование географического образа своей страны,

представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;

развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

создание образа своего родного края.

В блоке «География Земли», курс «География. Землеведение» 5-6 классы и курс «Страноведение» 7-й класс, у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» 8-9 классы — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Курс «География. Землеведение» в 5-6 классе осуществляется 34 часа (из расчета 1 час в неделю), а курс «География. Материки, океаны, народы и страны » 7-й класс 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Курс «География России»8-9 класс осуществляется 68 часов (из расчета 2 часа в неделю)

Так как базисный учебный план МОБУ СООШ № рассчитан на 34 учебные недели, а в программе по предмету дано 35 часов, в рабочей программе спланировано тоже 34 часа.

Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, предложенные авторами рабочих программ практические работы будут выполнены, но в КТП будет внесено:

в 5 классе- 6 практических работ из 6;

в 6 классе -5 практических работ из 5;

в 7 классе -13 практических работ их 29;

в 8 классе -9 практических работ из 17;

в 9 классе -10 практических работ из 21.

Формулируются из Примерной программы (документ № 3).

Пример результатов обучения:

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов :

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.

Смотрите так же:  Приказ 923н приложение 3

Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Тематическое распределение часов (на основе «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г.)

Рекомендации по составлению календарно — тематического планирования

по составлению календарно-тематического планирования .

Составить план – значит продумать и представить себе в общем и деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения целей, поставленных перед учителем.

Ключевой критерий при составлении плана — обеспечение логической взаимосвязи и интеграции дисциплин учебного плана.

Обязательные этапы подготовки тематического планирования :

1.Обсуждение методическими объединениями школы.

2.Согласование с завучем по методической работе.

3.Утверждение директором школы.

При составлении тематического плана необходимо изучить и использовать следующие нормативные документы :

Государственный образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

дополнение к государственному образовательному стандарту в качестве «регионального компонента»;

учебный план к данной образовательной программе;

примерная образовательная программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;

учебные пособия, методические рекомендации к отдельным разделам программы, учебно-методические разработки;

новые учебники, пособия.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается и обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового учебного года.

Планирование утверждается на один учебный год. Титульный лист меняется ежегодно.

При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели, как:

системность в работе

последовательность в организации учебной деятельности

логика развертывания учебного содержания

использование разнообразия методов обучения

использование дидактического разнообразия средств наглядности

использование разнообразия педагогических технологий

использование вариативности учебных заданий

исключение однообразия в структуре уроков

исключение перегрузки учащихся учебной информацией

своевременность подготовки раздаточного материала

возможность исправить недостатки программы и учебника.

Структура тематического планирования включает следующие разделы :

1) Титульный лист.

Класс, название учебного курса, количество часов по плану.

Ссылку на нормативные документы и материалы, на основе которых составлено планирование.

Перечень тем отдельных уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.

Таким образом, план должен представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

В таком виде тематическое планирование предупреждает учителя от возмож­ ных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничи­тельного толкования целей каждого урока, помогает отбирать эф­ фективные приемы и средства учебной работы на уроке. К сожале­ нию, на практике многие учителя из-за недостатка времени и по другим причинам часто игнорируют данный подготовительный этап преподавательской работы. Это вызывает большие, часто не­ преодолимые трудности в подготовке эффективных уроков , особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и средств преподавания и обучения

Приложение 1. Оформление титульного листа.

Директор школы МБОУ СОШ №

Зам. директора по УМР

На заседании МО

на 2016 – 2017 учебный год

Приложение 3. Примерные схемы календарно- тематического плана.

Тема и основное

умения и навыки

Тема и основное

умения и навыки

Название тем курса

Тема и основное

умения и навыки

Название разделов, тем,

Номер урока по теме

Триединая задача урока

Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся

Виды контроля знаний и обратной связи

Планируемые знания, умения и навыки

Дидактические средства урока

Самост. работа учащихся на уроке, методы закрепления пройденного

Дом.заданиерепродуктивное и творческое

Простой календарный план

Календарные сроки изучения

Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени на разделы и крупные темы школьных курсов истории.

Поурочный календарный план

Темы (Тематические блоки)

Занятия и основные вопросы

С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретных тем (тематических блоков): определяется принцип изложения учебного материала, темы и вопросы каждого занятия и сроки их проведения.

Расширенное поурочное планирование может состоять из разного набора граф в зависимости от того, что методисты или учителя счи­ тают важным определить заранее. Например, в «Примерном пла­ нировании курсов истории. » (М., 1996) учебный материал распре­ делен по темам и занятиям с указанием часов, рекомендованы кон кретные рубрики учебников и дополнительная литература, ролевые игры, практические занятия, наглядные средства, темы рефератов и сообщений. Авторы учебно-методического комплекта по Новой истории (А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) для каждого занятия сформулировали «планируемые результаты изучения материала», указали «основные понятия, термины, реалии» и «литературу из учебно-методического комплекта».

По нашему мнению, для творческого планирования системы учебных занятий в условиях вариативного обучения истории необ­ ходим более упорядоченный и расширенный набор параметров. И хотя в этом случае работы на подготовительном этапе прибавит­ ся, но в результате учитель получит развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический проспект темати­ ческого блока, логично выстроенный по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям (преемственность изучения темы по этапам блока, последовательность вопросов и понятий, разви­ тие познавательных умений учащихся, взаимосвязь форм занятий и контроля) . Вариант такого планирования учитель может построить самостоятельно. Порядок его разработки следующий:

В первую графу таблицы переносится соответствующая теме часть обязательного минимума содержания исторического образо­ вания.

Во вторую — соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.

Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником, определяется принцип изложения учебного материа­ла в блоке, на этой основе он распределяется по занятиям, форму­ лируются их темы и основные вопросы.

Анализ содержания каждого занятия показывает, какие по­ нятия формируются или актуализируются на каждом из них. Опор­ ные понятия фиксируются в четвертой графе.

В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого занятия блока.

Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпуск­ ников основной/полной школы и на содержание занятий данного тематического блока, в шестой графе составляется программа раз­ вития учащихся.

В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учеб­ ного материала, целевой установкой блока и субъективными фак­торами процесса обучения в седьмой графе планируются конкрет­ ные типы уроков и (или) другие формы учебных занятий.

Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития учащихся определяют способы проверки знаний и уме­ний школьников, которые отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.

Смотрите так же:  Про развод девушек

В данном виде тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта .

1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7

2.В.И.Горовая, Р.И.Кузьминов, Л.Н. Харченко «Теория и практика дидактического проектирования».

3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Москва, 2000.

4. Журнал «Завуч», №8, 2002 г.

5. Журнал «Школьное планирование», №6, 2006 г.

Справка «Итоги проверки рабочих программ и календарно-тематического планирования учителей на 2017-2018 учебный год»

Столичный учебный центр
г. Москва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Керчи Республики Крым

«Школа № 22 имени Героев Аджимушкайских каменоломен»

по итогам проверки рабочих программ и календарно-тематического планирования

учителей на 2017-2018 учебный год.

08 сентября 2017 года

Цель контроля : проверка наличия рабочих программ и тематического планирования , их соответствия уровню и направленности реализуемых образовательных программ, соблюдение требований к структуре, содержанию, оформлению, порядку принятия и утверждения рабочих учебных программ.

В рамках внутришкольного контроля с 01.09 по 08.09.2017г. проводилась проверка рабочих программ и календарно-тематического планирования учителей 1-9 классов. Предварительно были даны рекомендации учителям-предметникам по поводу требований, предъявляемых к составлению рабочих программ и календарно-тематическому планированию. Рабочая программа должна содержать: оглавление, введение, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование. В календарно — тематическом плане должны быть указаны: предмет, класс, программа, учебник, количество часов (годовое, недельное). № уроков, дата(по плану, фактически), тема урока, примечание. Рабочие программы и календарно-тематическое планирование обсуждались на заседаниях МО.

На момент проверки не было предоставлено календарно – тематическое планирование и рабочие программы учителями: физики Малютой В.И., химии Мамедеминовой Д.С., английского языка Игнашовой О.С., физической культуры Брескиной Е.А.,русского языка и литературы Гапицоновой Л.Н.

Проверка показала, что при составлении рабочих программ и календарно-тематического планирования учителя использовали:

Примерные учебные программы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации; авторские программы.

учебный план школы на 2017- 2018учебный год;

рекомендации, полученные на заседаниях МО города.

Почти у всех учителей – предметников проверены календарно — тематические планы и рабочие программы, которые удовлетворяют основным перечисленным требованиям (кроме Малюты В.И., Мамедеминовой Д.С., Игнашовой О.С., Брескиной Е.А., Гапицоновой Л.Н.) Все рабочие программы имеют оглавление, введение, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование. В календарно — тематическом плане указаны: предмет, класс, программа, учебник, количество часов (годовое, недельное). № уроков, дата (по плану, фактически) тема урока, примечание. Во введении отражена актуальность работы предмета, четко сформулированы цели и задачи предстоящей работы.

Общие выводы по итогам проверки:

1.Все педагоги своевременно предоставили на проверку свои рабочие программы, кроме Малюты В.И., Мамедеминовой Д.С., Игнашовой О.С., Гапицоновой Л.Н., Брескиной Е.А.

2. В основном, учителя соблюдают требования к структуре, содержанию, оформлению, порядку принятия и утверждения рабочих программ, составлению календарно-тематического планирования.

3. Рабочие программы по учебным дисциплинам составлены на один учебный год, для отдельного класса на основе Примерных учебных программ, авторских программ по предметам .

1.Учителям, получившим замечания по рабочих программам, исправить недочеты.

2.Обратить внимание на оформление единства колонок тематического планирования по предметам.

3.Заполнять журналы строго по тематическому планированию.

4.При необходимости проводить коррекцию календарно-тематического планирования в рабочих программах, с обязательной отметкой в КТП.

Методические рекомендации по составлению рабочей программы, календарно-тематического планирования по предмету

Методические рекомендации по составлению рабочей программы, календарно-тематического планирования по предмету

Рабочая программа – важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части.

Рабочая программа – это предметная программа, составная часть образовательной программы. Эта программа должна отвечать логике и основным целям и задачам образовательной программы. Об этом в первую очередь должен думать учитель, предлагая свою рабочую программу.

Структура и содержание рабочей программы должны обеспечить единство всех находящихся во взаимодействии сторон учебного процесса. Следовательно, необходимыми элементами каждой рабочей программы учебной дисциплины должны быть:

— календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы, планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий (теоретические занятия, практические занятия), приемы и методы преподавания, виды деятельности обучающихся;

— перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включая перечень основной и дополнительной литературы, Интернет – ресурсы, электронные приложения и контрольно-измерительные материалы.

Порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ

На основе принятых образовательной программы и программы развития, учебного плана общеобразовательной организации и примерных учебных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, учителем самостоятельно составляется рабочая программа, включающая титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематический план на текущий учебный год, содержание учебного материала, перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ, результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, список литературы для учителя и обучающихся. К рабочим программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

В титульном листе указывается:

полное наименование учредителя и образовательной организации в соответствии с уставом;

где, когда и кем утверждена рабочая программа;

наименование учебного предмета;

указания на принадлежность рабочей программы к уровню общего образования;

срок реализации данной программы;

Ф.И.О. учителя, составившего данную рабочую программу.

В пояснительной записке, как правило, содержатся цели и задачи изучения предмета, концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида общеобразовательной организации и контингента обучающихся, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, сроки реализации рабочей программы, формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе, обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы, отражение национально-регионального компонента.

Разработанные учителем рабочие программы рассматриваются на заседании методического объединения учителей общеобразовательной организации. Методическое объединение учителей после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочих программ. Решение методического объединения оформляется протоколом. После чего при положительном решении рабочие программы представляются в администрацию общеобразовательной организации.

Директором школы издается приказ об утверждении рабочих программ по каждому предмету. На всех рабочих программах указывается дата их принятия на заседании методического объединения, согласования с заместителем директора по НМР, подпись директора общеобразовательной организации об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.

Один экземпляр утвержденных рабочих программ хранится в документации общеобразовательной организации в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для осуществления учебного процесса.

Администрацией общеобразовательной организации ведется периодический контроль реализации и выполнения рабочих программ.

Календарно – тематическое планирование регламентирует деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету, разрабатывается учителем на каждый год обучения в соответствии с учебной программой и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Задачами составления календарно-тематического планирования являются:

— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;

— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;

— формирование рациональной системы работы по формированию планируемых результатов.

Календарно-тематическое планирование в обязательном порядке включает: общее название темы, количество часов, отведенных на изучение данной темы, название темы каждого урока или содержание учебного материала, планируемые результаты, формы организации познавательной деятельности учащихся, формы контроля. В графе «Примечание» могут содержаться сведения, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, — например, используемая дополнительная литература, содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих или одаренных детей и т.д.

Совершенствование системы общего образования в России, в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, направлено на решение важнейших задач в обучении и воспитании школьника. Идеи педагогики развития: системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Элькониин, В.В.Давыдов, А.Г. Асмолов), личностно ориентированное развивающее образование (В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, В.В.Сериков), смысловое вариативное развивающее образование (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Е.А.Ямбург) нашли свое воплощение в изменении содержания и организации образовательного процесса начального, основного и среднего образования в России. Данные изменения направлены на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, способных самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готовых к самостоятельным действиям и принятию решений.

Мерой способности человека активно включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Большие возможности для их формирования предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД), определяющих мотивационную ориентацию учащихся, обеспечивающих социальную компетентность, умение организовать собственную деятельность, позволяющих формировать общеучебные универсальные действия, логические, связанные с решением проблем.

Смотрите так же:  Заявление на прием ребенка в дюсш

Именно поэтому в графе «Планируемые результаты» календарно-тематического планирования определяются не только предметные (знания и умения), но метапредметные и личностные результаты обучения.

Уважаемые коллеги! Понимание того, что структура КТП зависит и от специфики предмета, позволило нам предложить Вам несколько вариантов оформления календарно-тематического планирования. Однако рекомендуем Вам придерживаться единой структуры КТП в рамках отдельных школьных методических объединений или смежных дисциплин.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Справка по итогам проверки календарно-тематического планирования

Цель проверки: проконтролировать наличие учебных рабочих программ, их соответствие уровню и направленности реализуемых образовательных программ, соблюдение требований к структуре, содержанию, оформлению, порядку принятия и утверждения рабочих учебных программ.

Просмотр содержимого документа
«Справка по итогам проверки календарно-тематического планирования»

по итогам проверки календарно-тематического планирования

учителей на 2018-2019 учебный год.

Цель проверки: проконтролировать наличие учебных рабочих программ, их соответствие уровню и направленности реализуемых образовательных программ, соблюдение требований к структуре, содержанию, оформлению, порядку принятия и утверждения рабочих учебных программ.

В рамках внутришкольного контроля над составлением календарно-тематического планирования с 3 сентября по 5 сентября 2018 года

проводилась проверка календарно — тематических планов всех учителей.

Предварительно были даны рекомендации учителям-предметникам по поводу требований, предъявляемых к календарно-тематическому планированию. Календарно-тематическое планирование обсуждалось на заседаниях ШМО, согласовывалось с руководителями ШМО, где это требовали.

В календарно — тематическом плане должны быть указаны: предмет, класс, количество часов (годовое, недельное, по четвертям, № уроков, количество уроков по контролю знаний учащихся, и их виды:
контрольная работа, контрольный диктант, контрольный словарный диктант, изложения, сочинения, практические и лабораторные работы, тесты, зачеты, используемая методическая литература, СОР, СОЧ). Календарно – тематическое планирование составлено у всех учителей школы с пояснительными записками.

В 1-4 классах требовалось составить рабочие программы по предметам в соответствиями с требованиями ГОСО.

На момент проверки предоставлены все календарно – тематическое планирование учителей.

Проверка показала, что при составлении планирования учителя использовали:

— учебные программы, рекомендованные МО и науки РК;

— примерное тематическое планирование по соответствующему предмету;

— учебный план школы на 2018- 2019 учебный год;

— рекомендации, полученные на заседаниях ШМО.

— рабочие программы начальной школы составлены в соответствии с требованиями ГОСО.

У всех учителей — предметников, проверены календарно — тематические планы и рабочие программы, которые удовлетворяют основным перечисленным требованиям. Все календарно-тематические планы имеют пояснительную записку, примерные сроки проведения контрольных срезов. В пояснительных записках отражена актуальность работы предмета, четко сформулированы цели и задачи предстоящей работы. Календарно-тематические планирования соответствуют учебному плану, составлены методически верно, но с небольшими недочетами (в основном не проставлены примерные сроки изучения материала), составлены планы у отдельных учителей. Но после устных замечаний все недочёты были исправлены.

Общие выводы по итогам проверки:

1.Все педагоги своевременно предоставили на проверку свои рабочие программы.

2. В основном, учителя соблюдают требования к структуре, содержанию, оформлению, порядку принятия и утверждения рабочих программ, составлению календарно-тематического планирования. В учебно-тематическом планировании учителями раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки.

Всем учителям доработать тематические планы в срок до 07.09.18., с учётом данных рекомендаций.

С целью обмена опыта по работе учителям продумать и спланировать открытые тематические занятия в течение года.

1.Учителям, получившим замечания по рабочих программам, исправить недочеты.

2.Обратить внимание на оформление единства колонок тематического планирования по предметам.

3.Заполнять ЭС «Күнделік» строго по тематическому планированию.

4.При необходимости проводить коррекцию календарно-тематического планирования в рабочих программах, с обязательной отметкой в программе.

Справку составил заместитель директора по УВР Искакова Г.Е..

Справка по итогам проверки календарно-тематического планирования

по итогам проверки календарно-тематического планирования

учителей на 2014-2015 учебный год.

Цель проверки: проконтролировать наличие учебных рабочих программ, их соответствие уровню и направленности реализуемых образовательных программ, соблюдение требований к структуре, содержанию, оформлению, порядку принятия и утверждения рабочих учебных программ.

В рамках внутришкольного контроля над составлением календарно-тематического планирования с 1 сентября по 8 сентября 2014 года

проводилась проверка календарно — тематических планов всех учителей.

Предварительно были даны рекомендации учителям-предметникам по поводу требований, предъявляемых к календарно-тематическому планированию. Учителя-предметники посетили РМО, на которых получили соответствующие рекомендации. Календарно-тематическое планирование обсуждалось на заседаниях РМО, согласовывалось с руководителями РМО, где это требовали.

В календарно — тематическом плане должны быть указаны: предмет, класс, программа, учебник, количество часов (годовое, недельное, по четвертям, № уроков, количество уроков по контролю знаний учащихся, и их виды:
контрольная работа, контрольный диктант, контрольный словарный диктант, изложения, сочинения, практические и лабораторные работы, тесты, зачеты, используемая методическая литература). Календарно – тематическое планирование составлено у всех учителей школы с пояснительными записками.

В 1-4 классах требовалось составить рабочие программы по предметам в соответствиями с требованиями ФГОС. Рабочая программа отражает: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, результаты изучения курса, содержание курса, календарно – тематическое планирование с указанием характеристики деятельности учащегося и указанием предметных и универсальных результатов, материально – техническое обеспечение учебного процесса. Рабочие программы составлены на основе примерных рабочих программ УМК ««Начальная школа 21 века».

На момент проверки не было предоставлено календарно – тематическое планирование учителем физической культуры Хамицаева Т.М.

Проверка показала, что при составлении планирования учителя использовали:

учебные программы, рекомендованные МО и науки РФ;

примерное тематическое планирование по соответствующему предмету;

учебный план школы на 2014- 2015учебный год;

рекомендации, полученные на заседаниях РМО.

рабочие программы начальной школы составлены в соответствии с требованиями ФГОС.

У всех учителей — предметников, проверены календарно — тематические планы и рабочие программы, которые удовлетворяют основным перечисленным требованиям. Все календарно-тематические планы имеют пояснительную записку, примерные сроки проведения контрольных срезов. В пояснительных записках отражена актуальность работы предмета, четко сформулированы цели и задачи предстоящей работы. Календарно-тематические планирования соответствуют учебному плану, составлены методически верно, но с небольшими недочетами (в основном не проставлены примерные сроки изучения материала), составлены планы у отдельных учителей. Но после устных замечаний все недочёты были исправлены.

Общие выводы по итогам проверки:

1.Все педагоги своевременно предоставили на проверку свои рабочие программы.

2. В основном, учителя соблюдают требования к структуре, содержанию, оформлению, порядку принятия и утверждения рабочих программ, составлению календарно-тематического планирования. В учебно-тематическом планировании учителями раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки.

3. Рабочие программы по учебным дисциплинам составлены на один учебный год, для отдельного класса на основе Примерных учебных программ по предметам .

4.Следует отметить, что все представленные программы начальной школы составлены с учётом требований ФГОС, что свидетельствует об ответственном подходе составления рабочей программы.

5.Выбранные формы выполнения работ традиционны: рефераты, творческие проекты.

6.В календарно-тематических планах недостаточное внимание уделяется таким разделам как «Творческая деятельность» и «Воспитательная деятельность».

Всем учителям доработать тематические планы в срок до 10.09.14., с учётом данных рекомендаций.

С целью обмена опыта по работе учителям продумать и спланировать открытые тематические занятия в течение года.

В пояснительной записке необходимо указать прогнозируемый результат.

Не совмещать графы «по плану» и « по факту» в рабочих программах.

1.Учителям, получившим замечания по рабочих программам, исправить недочеты.

2.Обратить внимание на оформление единства колонок тематического планирования по предметам.

3.Заполнять журналы строго по тематическому планированию.

4.При необходимости проводить коррекцию календарно-тематического планирования в рабочих программах, с обязательной отметкой в программе.

Справку составила заместитель директора по УВР Яхъяева Ф.М.