Оренбургский государственный университет

Положение о рабочей программе дисциплины (модуля) образовательной программы высшего образования

от 12.10.2015 № 50-д, с изменениями № 1 от 08.04.2016, № 2 от 09.04.2018

Скачать Положение с изменениями

Изменения № 1 от 08.04.2016

Изменения № 2 от 09.04.2018

Приложение А. Рабочая программа

1 Общие положения

1.1 Настоящее Положение устанавливает общие требования к структуре, содержанию, оформлению, а также процедуре утверждения и хранения рабочих программ дисциплин (модулей) (далее — рабочая программа) в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Оренбургский государственный университет» (далее — университет, ОГУ).

1.2 Настоящее Положение разработано на основании следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Минобрнауки России от 12.09.2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»;
  • Приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (в редакции изм. № 2 от 09.04.2018);
  • Приказа Минобрнауки России от 19.11.2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;
  • Устава университета.

1.3 Настоящее Положение применяется всеми кафедрами, научной библиотекой ОГУ и другими структурными подразделениями университета, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим образовательным программам.

1.4 Рабочая программа входит в состав комплекта документов образовательной программы высшего образования (далее — ОП ВО).

1.5 Рабочая программа дисциплины (модуля) регламентирует деятельность педагогических работников и обучающихся в ходе изучения конкретной дисциплины (модуля).

1.6 Рабочие программы разрабатываются на срок действия учебного плана соответствующей ОП ВО.

1.7 Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным рабочим программам, а для инвалидов рабочие программы реализуются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

2 Разработка рабочей программы

2.1 Рабочие программы разрабатываются по каждой дисциплине (модулю), включенной в учебный план ОП ВО. Целесообразность разработки рабочих программ одноименных дисциплин (модулей), профилированных для различных направлений подготовки (специальностей), определяется кафедрой, за которой закреплена приказом университета данная дисциплина (модуль), по согласованию с председателями методических комиссий по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).

2.2 Ответственность за разработку рабочей программы несет кафедра, за которой приказом университета закреплена данная дисциплина (модуль). Ответственным исполнителем разработки рабочих программ является заведующий кафедрой.

2.3 Непосредственный исполнитель разработки (переработки) рабочей программы назначается заведующим кафедрой из числа ведущих педагогических работников кафедры (как правило, профессоров, доцентов). Рабочая программа может разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой.

2.4 Рабочая программа дисциплины (модуля) должна соответствовать ОП ВО в части учебного плана и результатов обучения.

2.5 При разработке рабочей программы учитываются:

  • содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных для использования в образовательном процессе;
  • потребности заинтересованных сторон: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, потенциальных работодателей, государства и др.;
  • требования выпускающих кафедр;
  • содержание рабочих программ дисциплин, изучаемых в предыдущие годы обучения и на последующих этапах обучения;
  • материальные и информационные возможности университета;
  • новейшие достижения науки и образования в данной предметной области.

2.6 Процесс разработки рабочей программы дисциплины (модуля) включает:

2.6.1 Анализ результатов освоения ОП ВО и спроектированных результатов обучения.

2.6.2 Анализ нормативной документации, указанной в п. 2.4, 2.5 настоящего Положения, информационной, методической и материальной баз кафедры.

2.6.3 Анализ имеющихся в научной библиотеке ОГУ ресурсов электронно-библиотечных систем, основной и дополнительной литературы (её количества и актуальности).

2.6.4 Разработку содержания рабочей программы.

2.6.7 Внесение рабочей программы в базу данных информационно-аналитической системы (ИАС) ОГУ. (В редакции изм. № 2 от 09.04.2018.)

2.7 Работы, связанные с разработкой рабочей программы, вносятся в индивидуальные планы педагогических работников.

3 Структура и содержание рабочей программы дисциплины (модуля)

3.1 Структурными элементами рабочей программы являются:

  • титульный лист;
  • оборот титульного листа;
  • содержание;
  • основная часть;
  • лист согласования рабочей программы;
  • дополнения и изменения в рабочую программу;
  • приложения.

3.1.1 Титульный лист является первой страницей рабочей программы дисциплины (модуля) и содержит основные реквизиты:

  • наименование кафедры разработчика рабочей программы;
  • код и наименование дисциплины (модуля) 1 ;
  • уровень высшего образования — бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации;
  • код и наименование направления подготовки (специальности);
  • наименование направленности (профиля);
  • квалификацию выпускника;
  • формы обучения.

1 В соответствии с учебным планом ОП ВО.

3.1.2 На обороте титульного листа указывают заглавие, Ф.И.О. составителя(ей), год разработки рабочей программы, читательский адрес и знаки охраны авторского права.

3.1.3 Содержание включает наименование разделов и подразделов основной части рабочей программы с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы, а также наименование приложений к рабочей программе.

3.1.4 Структура основной части рабочей программы включает в себя следующие разделы (подразделы):

  • цели и задачи освоения дисциплины (модуля);
  • место дисциплины в структуре образовательной программы;
  • требования к результатам обучения по дисциплине (модулю);
  • структура и содержание дисциплины (модуля):
    • структура дисциплины (модуля);
    • содержание разделов дисциплины (модуля);
    • лабораторные работы;
    • практические занятия (семинары);
    • курсовой проект (курсовая работа);
  • учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля):
    • основная литература;
    • дополнительная литература;
    • периодические издания;
    • интернет-ресурсы;
    • методические указания к лабораторным занятиям;
    • методические указания к практическим занятиям (семинарам);
    • методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы;
    • программное обеспечение, профессиональные базы данных и информационные справочные системы современных информационных технологий;
  • материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля);
  • лист согласования рабочей программы;
  • дополнения и изменения в рабочую программу.

К рабочей программе прилагаются:

  • фонд оценочных средств для проведения аттестации уровня сформированности компетенций обучающихся по дисциплине (модулю), разрабатывается в виде отдельного документа (в редакции изм. № 1 от 08.04.2016);
  • методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

3.1.5 Для конкретной дисциплины в разделах «Структура и содержание» и «Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)» не обязательно наличие всех подразделов, так как с учетом требований ОП ВО при изучении дисциплины (модуля) могут быть предусмотрены не все виды работ.

4 Изложение рабочей программы

4.1 Цели и задачи освоения дисциплины (модуля)

4.1.1 Цели изучения дисциплины (модуля) должны быть соотнесены с реализуемыми компетенциями.

4.1.2 Задачи изучения дисциплины (модуля) должны соотноситься с поставленной целью.

4.2 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

4.2.1 Указывается структурный элемент учебного плана — блок, часть (базовая, вариативная, элективная, факультативная), к которому относится данная дисциплина (модуль).

4.2.2 Приводятся пререквизиты дисциплины (модуля) — перечень дисциплин (модулей), на результаты обучения которых опирается данная дисциплина (модуль), при их наличии.

4.2.3 Указываются требования к входным результатам обучения, необходимым для освоения дисциплины (модуля), которые должны быть сформированы у обучающегося до начала изучения дисциплины (модуля).

4.2.4 Приводятся постреквизиты дисциплины (модуля) — перечень дисциплин (модулей), опирающихся на данную дисциплину (модуль). Со всеми кафедрами, за которыми приказом университета закреплены эти дисциплины (практики, модули), осуществляется согласование рабочей программы.

4.3 Требования к результатам обучения по дисциплине (модулю)

4.3.1 Приводится перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), характеризующих этапы формирования компетенций, с указанием уровня их освоения (знать, уметь, владеть).

4.4 Структура и содержание дисциплины (модуля)

4.4.1 Структура дисциплины (модуля) включает в себя общую трудоемкость изучения дисциплины (модуля) в часах и зачетных единицах, трудоемкость в часах, выделенных на контактную работу обучающихся с педагогическим работником и самостоятельную работу по семестрам, а также вид(ы) итогового контроля по дисциплине (модулю) — зачет, экзамен, дифференцированный зачет.

4.4.2 В подразделе «Содержание разделов дисциплины (модуля)» приводится описание содержания дисциплины (модуля), структурированное по разделам, и распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной работы студента по семестрам.

4.5 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

4.5.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) содержит списки:

  • основной литературы;
  • дополнительной литературы;
  • периодических изданий;
  • интернет-ресурсов;
  • методических указаний по видам занятий;
  • программного обеспечения профессиональных баз данных и информационных справочных систем современных информационных технологий, необходимых для освоения дисциплины (модуля).

4.5.2 Рекомендуемые в списке учебники, учебные пособия и научная литература должны соответствовать изданиям и электронным ресурсам, имеющимся в наличии в фонде научной библиотеки ОГУ.

4.6 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

4.6.1 Приводятся сведения об аудиториях, предназначенных для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, для проведения лабораторных занятий и осуществления научно-исследовательской деятельности, а также о помещениях для самостоятельной работы и помещениях для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования и их оснащении (стендами, моделями, макетами, информационно-измерительными системами, компьютерной техникой [в том числе подключенной к сети Интернет], демонстрационным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, образцами, средствами обучения и контроля знаний обучающихся и т. д.).

4.7 Лист согласования рабочей программы

4.7.1 Форма листа согласования рабочей программы приведена в приложении А к настоящему Положению.

4.8 Дополнения и изменения к рабочей программе

4.8.1 Дополнения и изменения в рабочую программу вносятся перед началом нового учебного года по форме, приведенной в приложении А к настоящему Положению.

4.8.2 Основанием для внесения изменений являются:

  • изменение нормативной документации, указанной в п. 2.4, 2.5 настоящего Положения;
  • предложения педагогических работников, преподающих данную дисциплину (модуль) или дисциплины (модули), которые опираются на данную дисциплину (модуль), по результатам работы в семестре;
  • предложения методической комиссии по направлению подготовки (специальности);
  • предложения кафедры-разработчика рабочей программы по результатам взаимного посещения занятий.

4.8.3 Список литературы должен обновляться с учетом приобретенной и изданной в университете новой литературы.

4.8.4 Изменения должны оформляться документально и вноситься во все учтенные экземпляры, а также в электронную базу.

Смотрите так же:  Как получить российский паспорт в крыму документы

4.8.5 При накоплении относительно большого числа изменений или внесении существенных изменений в программу она должна переутверждаться в установленном порядке.

4.8.6 Шаблон оформления основной части рабочей программы приведен в приложении А к настоящему Положению.

4.9.1 (В редакции изм. № 1 от 08.04.2016.) К рабочей программе прилагаются:

  • методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);
  • фонд оценочных средств для проведения аттестации уровня сформированности компетенций обучающихся по дисциплине (модулю), разрабатывается в виде отдельного документа.

4.9.2 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) предназначены для рационального распределения времени обучающегося по видам самостоятельной работы и разделам дисциплины (модуля). Они составляются на основе сведений о трудоемкости дисциплины (модуля), ее содержании и видах работы по ее изучению, а также учебно-методического и информационного обеспечения. В раздел включаются: рекомендации по изучению дисциплины (модуля) или отдельных тематических разделов, вопросы и задания для самостоятельной работы.

4.9.3 Фонд оценочных средств оформляется в соответствии с Положением о формировании фонда оценочных средств, утвержденным решением ученого совета от 28.12.2015, протокол № 55. (В редакции изм. № 1 от 08.04.2016.)

5 Рассмотрение, согласование и утверждение рабочей программы

5.1 Рабочая программа рассматривается:

  • на заседании кафедры, за которой закреплена дисциплина (модуль);
  • методической комиссией по направлению подготовки (специальности) или ее президиумом.

5.2 (В редакции изм. № 1 от 08.04.2016.) Согласование рабочей программы осуществляется:

1) с кафедрами, за которыми приказом университета закреплены дисциплины (модули), изучение которых опирается на данную дисциплину (модуль);

2) с отделом комплектования и учета фонда научной библиотеки ОГУ;

3) с уполномоченным по качеству того факультета, к которому относится кафедра, разработавшая рабочую программу.

5.3 Кафедры, за которыми приказом университета закреплены дисциплины (модули), изучение которых опирается на данную дисциплину (модуль), проверяют согласование результатов обучения по данной дисциплине (модулю) с входными результатами обучения по дисциплинам (модулям), опирающимся на данную дисциплину (модуль), отражение в рабочей программе междисциплинарных связей и степень полноты содержания, необходимого для реализации ОП ВО.

5.4 Отдел комплектования и учета фонда научной библиотеки ОГУ проверяет наличие рекомендуемой литературы и степень ее новизны.

5.4.1 При отсутствии необходимого количества экземпляров рекомендованной литературы кафедра оформляет заказ на ее приобретение.

5.4.2 В соответствии со списком основной литературы научная библиотека ОГУ осуществляет подбор комплектов учебников для выдачи обучающимся.

5.5 (В редакции изм. № 1 от 08.04.2016.) Уполномоченный по качеству факультета проверяет:

  • соответствие рабочей программы макету, сформированному в соответствии с разделом 3 настоящего Положения;
  • перечень программных продуктов, указанных в абзаце «Программное обеспечение, профессиональные базы данных и информационные справочные системы современных информационных технологий» пункта 3.1.4 настоящего Положения, на законность использования (лицензионное ПО, а также ПО, распространяемое на основании свободной лицензии).

5.6 Согласованная рабочая программа дисциплины (модуля) утверждается деканом факультета (директором института).

5.7 Кафедра, являющаяся разработчиком рабочей программы, вносит рабочую программу в базу данных ИАС ОГУ. (В редакции изм. № 2 от 09.04.2018.)

5.8 Рабочая программа дисциплины (модуля) размещается в электронной информационно-образовательной среде ОГУ.

5.9 Кафедра, являющаяся разработчиком рабочей программы, несет ответственность за соответствие печатного варианта рабочей программы её электронному аналогу, размещенному в базе данных ИАС ОГУ. В редакции изм. № 2 от 09.04.2018.)

5.10 Учебно-методическое управление осуществляет контроль полноты и качества фонда рабочих программ по реализуемым в университете образовательным программам высшего образования. (Добавлен в редакции изм. № 2 от 09.04.2018.)

6 Хранение рабочей программы

6.1 Первый экземпляр рабочей программы хранится на кафедре, разработавшей программу.

6.2 Второй экземпляр хранится на выпускающей кафедре (допускается вместо второго экземпляра хранить копию программы на бумажном носителе).

6.2.1 Кафедра, разработавшая рабочую программу, обязана предоставить на выпускающую кафедру экземпляр рабочей программы или доступ к ее копированию.

6.3 Электронный аналог рабочей программы хранится в электронной базе данных на сервере университета.

6.5 Рабочие программы дисциплин (модулей), исключенных из учебного процесса, хранятся в архиве кафедры. Срок хранения определяется сроком действия соответствующей ОП ВО.

7 Порядок утверждения и изменения настоящего Положения

7.1 Настоящее Положение, а также изменения и дополнения к нему рассматриваются и утверждаются на ученом совете университета.

Требования к рабочей программе по ФГОС: изменения и новые аспекты

Рабочая программа является нормативно-правовым документом, который необходимо соблюдать в полном объеме. Требования к рабочей программе по ФГОС 2017 сформированы согласно результатам и условиям образования на первой и второй ступени, реализуя требования госстандарта образования второго поколения.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Главная задача данного документа – обеспечение достижения поставленных целей по освоению основного образовательного материала.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Общие сведения рабочей программы по ФГОС

Структура документа должна сформировать понимание практического внедрения компонентов стандарта для изучения заданой дисциплины, регламентировать порядок, суть, объем курса согласно поставленным задачам и целям. Рабочая программа выполняет нормативную, процессуальную, оценочную и функцию целеполагания. Требования к составлению рабочей программы по ФГОС адресованы образовательным учреждениям, которые формируют и утверждают документ, составлением которого может заниматься как группа преподавателей, так и один педагог.

Устав: что содержит и как написать?

Отвечает Елена Губанова, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Приказом Минобрнауки России от 31.12. 2015 г. были закреплены новые требования к рабочим программам на 2017-2018 учебный год. На законодательном уровне закреплено упрощение структуры составления программы по стандартам второго поколения. Связано это с тем, что учителя редко существенно перерабатывают примерную программу, зачастую добавляя к ней только тематическое планирование. Составленный таким образом документ не является эффективным инструментом реализации ФГОС, а остается формальностью.

Актуально сейчас:
Что изменить в работе школы и детского сада в 2019 году
Образцы доверенностей, которые руководителю нужно выдать в новом году

Обновленные требования к составлению рабочей программы по ФГОС

Новые требования к составлению рабочей программы по ФГОС значительно упростили работу педагогов и административную нагрузку в надежде на ответственное отношение к документу:

  • Структура рабочей программы упрощена (вместо восьми пунктов, согласно новым требованиям в ней должно быть только три): планируемые результаты освоения учебного курса или предмета, содержание учебного курса или предмета, тематическое планирование с фиксацией часов на изучение каждой темы.
  • Рабочая программа внеурочной деятельности аналогично должна состоять из трех пунктов: результатов освоения программы внеурочной деятельности, содержания программы с перечислением видов деятельности и форм организации, тематическое планирование.

В реализации учебного процесса педагоги могут использовать авторские разработки, созданные для рабочих программ 2016-2017 учебного года. Разрешение на внедрение разработки дает администрация образовательного учреждения.

Школьные учебники потребуют некоторых изменений: пригодными для учебы будут считаться те, в которых есть пособие для учителя, методические рекомендации по методике изучения и преподавания предметов. Если требуемых учебников нет, соответствующие комплекты должны быть закуплены.

Управление образовательной организацией

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33

Структура рабочей программы по ФГОС 2017-2018 года

ФГОС второго поколения обязует образовательные учреждения сделать рабочие программы по предметам частью школьной документации. Рабочая программа составляется на базе примерной программы учебного курса, стандартов нового поколения ФГОС, комплекта учебников, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. При написании документа автору следует принимать во внимание учебный план образовательного учреждения и положение ОУ. Допускается внесение правок и изменений в примерной программе, а также написание авторской рабочей программы на основании примерной.

Документ состоит из нескольких учебно-методических разделов. Важные составляющие документа согласно новым требованиям к рабочим программам по ФГОС:

  1. Титульный лист, на котором указывается наименование учебного заведения, название учебного предмета и класса, для которого разрабатывается программа, ФИО и должность автора, квалификационная категория специалиста, срок, на который утверждается программа.
  2. Пояснительная записка, в которой перечисляется информация об авторе документа, перечне задействованных учебников, указываются задачи и цели педагогического работника на текущий учебный год. Особое место в записке занимает работа с одаренными детьми, учащимися с ОВЗ, а потому в документе должны быть прописаны методы работы с особенными детьми, обоснованы корректировки сроков изучения тематических разделов (на протяжении учебного года педагог сможет дополнительно корректировать сроки, ориентируясь на уровень развития учащихся в процессе изучения курса).
  3. Сетка календарно-тематического планирования выстраивается в виде таблицы и состоит из: названия раздела, количества часов, которые выделяются на его изучение, тем разделов. Если одна тема растягивается на несколько уроков, следует указать количество часов и ожидаемые результаты на весь блок. Педагогу необходимо прописать формы занятий по темам, например, дискуссия, беседа, теоретическое или практическое занятие, нестандартный урок.

Читайте про новые требования ФГОС:

Разработка дополнительной общеобразовательной программы

Любовь Буйлова, зав. кафедрой педагогики внеурочной деятельности ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», к. п. н., доцент, Почетный работник общего образования

Особенности составления рабочей программы по ФГОС

Требования к составлению рабочей программы по ФГОС предусматривают активное использование нестандартных уроков. К этой категории относят уроки-путешествия, исследования, конференции, круглые столы, уроки-фантазии.

Для изложения материала педагог может использовать практический, наглядный, игровой, словесный прием преподавания, вести с учащимися индивидуальную, групповую или фронтальную работу. В качестве учебно-методических пособий учитель-предметник может задействовать видео- и аудиотехнику, наглядные пособия и различные дидактические материалы.

Автору программы важно указать, как будут оценены достигнутые в ходе освоения знаний результаты: личностные, метапредметные и предметные. Как правило, в качестве проверочных видов работ используются диктанты, самостоятельные работы, тесты, викторины.

Актуальные требования к рабочей программе по ФГОС 2017 закрепляют статус и вид документа, а также акцентируют внимание на том, что программа является авторским продуктом, несмотря на то, что она подразумевает стандартизированную структуру и соответствует ФГОС. У каждого учителя должна быть своя рабочая программа, которая будет составлена с учетом особенностей реализации, классного коллектива и образовательного учреждения в целом. В документе важно отразить опыт педагога, стиль мышления, предпочтительные формы и методы преподавания, результат самообразования, повышения квалификации и внедрение инновационных технологий.

Смотрите так же:  Мартынов алексей адвокат

Составленный документ проверяет и утверждает администрация образовательного учреждения не позднее 31 августа. В дальнейшем администрация школы должна тщательно контролировать осуществление прописанных в документе положений.

Читайте про новые требования ФГОС:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Как сделать рабочую программу дисциплины по-настоящему рабочей?

Многие преподаватели задаются вопросом, как составить действительно качественную и актуальную рабочую программу, в этой статье мы раскроем все секреты!

Сегодня система высшего образования столкнулась с двумя вызовами: с неблагоприятной макроэкономической конъюнктурой и с тяжелой демографической ситуацией. Поскольку учащихся почти вдвое меньше, чем несколько лет назад. Началась активная конкуренция за привлечение мотивированных студентов: между вузами, между вузами и колледжами, между различными программами внутри вуза, между кафедрами и отдельными преподавателями. Причем эта конкуренция затрагивает не только студентов-платников и целевиков, но и обучающихся за счет бюджета.

В этих условиях рабочая программа дисциплины становится уникальным инструментом, через который преподаватель может повлиять на привлечение студентов, причем студентов мотивированных к освоению курса.

Как показывают недавние исследования, до 42% нарушений при проверках Рособрнадзора выявлено именно в рабочих программах. Одна из наиболее частых проблем — отсутствие современной, актуальной литературы для обеспечения курса, соответствующей требованиям ФГОС 3+ и утвержденным профстандартам.

Разберем типовые сложности составителей рабочих программ.

  1. Преподаватели мало осведомлены о том, как именно должна составляться рабочая программа.

К сожалению, не в каждом образовательном учреждении активно действуют методические отделы и программы повышения квалификации ППС.

Мы организовали регулярные вебинары по этому вопросу и призываем академическое сообщество активнее участвовать в методической жизни.

Отдельно стоит отметить удачный опыт ведущих вузов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Казанский (Приволжский) федеральный университет, НМСУ «Горный» и др.) по публикации рабочих программ дисциплин в открытом онлайн-доступе. Преподаватели других университетов нам сообщали, что внимательно изучают эти программы и модернизируют собственные.

  1. По дисциплине не указана адекватная базовая и дополнительная учебная литература.

Часто встает вопрос: что делать, если по курсу в принципе нет учебной литературы?

Общим ответом могла бы быть рекомендация пойти «обратным» путем: при разработке нового курса исходить из имеющейся в продаже литературы и строить курс по учебнику, а не искать учебник к курсу.

Если же дисциплина инновационная, носит авторский, междисциплинарный характер, то правильным шагом стало бы написание и издание собственного пособия.

Выбор одного из этих вариантов во многом зависит от квалифицированной помощи автору курса со стороны сотрудников библиотеки, методистов и администрации учебного заведения.

  1. Не соблюдаются нормативы по устареваемости основных учебных изданий из учебного фонда.

Невозможно вести современный курс с помощью устаревших инструментов — учебников. Как показывает анализ рабочих программ, часто приводятся старые издания, в том числе уже не действующих издательств. Особенно тяжела ситуация с инженерно-техническими и сельскохозяйственными направлениями подготовки.

Конечно, недопустимо использовать пиратские копии в Интернете или иным образом нарушать авторские права. Сегодня многие книги уже вышли в других издательствах, и стоит провести работу по поиску новых изданий. Здесь могут помочь сайты крупных издательств и книжных интернет-магазинов.

Хотелось бы отметить практику некоторых библиотек, которые на своем сайте делают раздел в помощь преподавателям с ссылками на нормативные акты и на профильные издательства.

  1. Нарушаются минимальные нормативы книгообеспеченности.

Увы, составители рабочих программ зачастую не вполне осведомлены о реальном положении дел в университетской библиотеке, о тех информационных ресурсах и электронных коллекциях, к которым обеспечен доступ для студентов и сотрудников вуза.

Удивляет, когда в списке литературы рабочих программ указываются издания позапрошлого века, выходившие мини-тиражом материалы зарубежных конференций, даже рукописи. Как определяет ФГОС, учебная литература должна быть доступна, и такие нарушения очень просто выявить при аккредитации той или иной образовательной программы.

Современные электронно-библиотечные системы ведущих издательств помогают решать проблему книгообеспеченности через заданное количество доступов к электронным учебникам, что становится современной альтернативой бумажным экземплярам.

Как мы видим, разработать актуальный список литературы не так просто. Из своего опыта можно дать рекомендацию использовать современные учебники в качестве базы для программы. В частности привязка тематического плана программы к структуре учебника решает вопрос чтения студентов к каждому занятию, а приводимые в учебниках компетенции, задания и список литературы можно взять за основу соответствующих разделов программы. Проще сделать по образцу, чем изобретать «с нуля».

Разъяснения разработчикам основных образовательных программ, реализующим федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования

При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен придерживаться перечня профилей, указанных в примерной основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза – разработчика соответствующего ФГОС ВПО. Если ФГОС ВПО создан двумя и более разработчиками, то остальные вузы могут ориентироваться на профили, представленные в примерных основных образовательных программах всех вузов-разработчиков.

Вуз может разработать и реализовать общий профиль подготовки бакалавров, если в соответствующей примерной основной образовательной программе профили вообще не предусмотрены или в перечне профилей специально выделен общий профиль подготовки.

Вуз может разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных основных образовательных программах. Для этого ему необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

При этом следует иметь в виду, что содержание нового профиля не должно затрагивать предметные области других направлений подготовки. Наименование нового профиля не должно совпадать с наименованиями других направлений подготовки и специальностей.

Университет, получивший право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты и требования, самостоятельно определяет и профили подготовки бакалавров.

Для того чтобы ввести новую специализацию, необходимо внести изменения в соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142.

Можно, с учетом особенностей основной образовательной программы подготовки бакалавров.

В рамках одного направления подготовки вуз может реализовать любое количество основных образовательных программ магистратуры (магистерских программ), при условии выполнения требований ФГОС ВПО к кадровому, материально-техническому и информационно-методическому обеспечению ООП.

Может, так как в п. 4.3. ФГОС сказано о том, что конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовятся обучающиеся, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса (студентами, научно-педагогическими работниками, работодателями).

Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы.

Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам) являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. При разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам.

Наименования дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» не могут быть изменены вузом при формировании основных образовательных программ бакалавриата и подготовки специалистов.

Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным во ФГОС (таблица 2).

Для направлений подготовки и специальностей, где требуется аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, медицины, транспорта и т.п.) обязательный перечень дисциплин базовой части профессионального цикла может быть установлен соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Ответ: Нет, все примерные программы дисциплин, разработанные по заданию Минобрнауки и размещенные на сайте Федерального института развития образования, носят для вузов рекомендательный характер.

Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплин вариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане, носит рекомендательный характер при условии реализации вузом профильно-специализированных компетенций, определенных примерной ООП.

Нет. В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например, математика 1, математика 2).

При формирования учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров вуз вправе использовать вариативную часть циклов Б.1, Б.2 и Б.3, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственно направленности циклов.

В соответствии с п. 7.5. ФГОС общий объем дисциплин по выбору обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Следовательно, дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле.

Согласно ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения (в бакалавриате и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц). Дополнительно к ООП магистратуры могут быть реализованы факультативные дисциплины в объеме, определяемом вузом самостоятельно.

Высшее учебное заведение может реализовывать факультативные дисциплины за счет ежегодного резерва в 2–5 учебных недель, образующегося за счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год.

Вузы могут по своему усмотрению вводить элементы «асинхронного» обучения (формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся) или сохранять традиционный принцип «линейного» обучения студентов в составе академических групп.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 14 февраля 2008 г., «Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся…». На эту формулировку опирается и ФГОС ВПО.

Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и преподавателей значительно повышается при проектировании ООП и реализации образовательного процесса в модульном формате.

Смотрите так же:  Приказ об изменении наименования учреждения образец

Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС.

Вуз вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на систему учета нагрузки преподавателей в зачетных единицах при условии разработки соответствующей внутривузовской нормативной базы.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений ВПО установлена постановлением Правительства от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» и составляет 36 астрономических часов в неделю. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 14 февраля 2008 г., учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

Нет, не может. Трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно.

В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана ФГОС однозначно – 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, может быть различной (от 42 до 45 в соответствии с установленной законом продолжительностью каникул — от 7 до 10 недель), вуз при разработке основных образовательных программ может устанавливать соответствие одной зачетной единицы количеству академических часов в интервале от 32 до 40.

Вуз может при разработке ООП остановиться и на точной цифре 36 академических часов за 1 зачетную единицу. Если при этом реализуемое вузом количество учебных недель для освоения ООП больше сорока, то общая трудоемкость недели студента будет ниже максимально установленной ФГОС (54 академических часа).

С учетом того, что в «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 14 февраля 2008 г., в п. 42 сказано, что «для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45–50 минут», нижняя планка — 32 академических часа (при 1 ак. часе — 45 мин.) соответствует 24 астрономическим часам, а верхняя планка — 40 академических часов (при 1 ак. часе — 50 мин.) соответствует примерно 33 астрономическим часам.

Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц.

Возможно два варианта в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры.

Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (в течение 2 лет), то можно начислять по 1 з.ед. в год.

Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6 семестров то можно начислять 2 зачетные единицы сразу по окончании всех занятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет). При таком подходе промежуточную аттестацию студента (включая академические справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетом отработанных студентом академических часов.

При проектировании образовательного процесса необходимо помнить, что часы, отведенные для занятий физической культурой, не входят в объем аудиторных учебных занятий студентов, но входят в недельный общий объем учебных занятий (максимум 54 академических часа).

Требование к количеству лекционных занятий относится не к каждой дисциплине отдельно, а к аудиторным занятиям основной образовательной программы в целом (за исключением разделов ООП: физическая культура, практика, НИР, итоговая государственная аттестация).

Можно, при условии, что количество экзаменов за календарный год не превышает 10.

Следует иметь в виду, что ФГОС ВПО не связывает выставление оценки с обязательной процедурой экзамена. Согласно п. 7.4. ФГОС, по дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Оценка по дисциплине может быть получена не только в результате экзамена, но и при использовании различных образовательных технологий (например, балльно-рейтинговой).

При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация). При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля).

Трудоемкость учебного года программ бакалавриата, программ магистратуры, программ подготовки специалиста в случае реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения определяется федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему направлению (специальности) с учетом полной трудоемкости ООП и установленных высшим учебным заведением сроков обучения. Например, при сроке освоения ООП подготовки бакалавра в 5 лет трудоемкость образовательной программы за учебный год составит 48 зачетных единиц.

Требования федерального государственного образовательного стандарта должны выполняться вне зависимости от формы обучения. Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения может быть организована по месту их работы.

В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007 года № 232-ФЗ «получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается» (статья 1, п. 5 б).

Ускоренная программа не является сокращенной. Следовательно, реализация ускоренных магистерских образовательных программ и программ подготовки специалистов возможна.

Минобрнауки России планирует в 2010–2011 годах разработку нормативного документа федерального уровня, регулирующего реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки.

Основная цель обновления ООП — гибкое реагирование на потребности рынка труда, учет новых достижений науки и техники. При обновлении основной образовательной программы необходимо руководствоваться Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (см. п. 39):
«…Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы…».

При переработке основных образовательных программ следует учитывать мнения работодателей.

Содержание учебных дисциплин (модулей) может быть представлено в сети Интернет или полностью, или в аннотированном виде (по усмотрению высшего учебного заведения) с учетом соблюдения норм информационной безопасности.

Определение используемых терминов

Область профессиональной деятельности — совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

объект профессиональной деятельности системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

вид профессиональной деятельности — методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

основная образовательная программа вуза — совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

направление подготовки — совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;

специальность — комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках соответствующей области профессиональной деятельности;

профиль, специализация — направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

модуль — совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;

учебный цикл — совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности;

зачетная единица — мера трудоемкости образовательной программы;

результаты обучения — усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;

компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

сокращенная образовательная программа — образовательная программа высшего учебного заведения, разработанная с учетом предшествующего уровня профессионального (среднего профессионального или высшего)
образования обучающегося (сокращение срока освоения программы производится или за счет переаттестации дисциплин (или их частей), изученных в среднем профессиональном учебном заведении, или перезачете дисциплин, изученных в высшем учебном заведении);

ускоренная образовательная программа — образовательная программа высшего учебного заведения, разработанная для обучающихся, способных освоить полную образовательную программу в более короткие сроки.