Договор передачи жилого помещения в собственность приватизация

соискатель Московского государственного

университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

консультант Борисовского районного суда Белгородской области

Основанием для передачи жилья в порядке приватизации по действующему законодательству является договор о приватизации жилого помещения, поэтому в рамках данной статьи считаем необходимых рассмотреть сущность данного договора.

С момента принятия Закона о приватизации жилья и по настоящее время специального нормативного акта, регулирующего порядок заключения, изменения, а также расторжения договора о приватизации жилья не существует, поэтому к данному виду договоров применяются общие правила, установленные гражданским законодательством.

Согласно ч.1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор о приватизации жилого помещения – это договор, направленный на передачу нанимателю занимаемого жилого помещения наймодателем. Субъектами данного договора являются наниматели и наймодатели.

В качестве нанимателей жилья законодательство устанавливает граждан Российской Федерации и членов их семей, занимающих жилые помещения, находящиеся в государственном или муниципальном жилищном фонда, на условиях договора социального найма.

Наймодателями (собственниками приватизируемого жилья) Закон о приватизации определят органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также государственные или муниципальные унитарные предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственные или муниципальные учреждения казенные предприятия, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

П.В. Крашенинников делит наймодателей на два вида субъектов, имеющих право на заключение договора приватизации жилых помещений:

· во-первых, органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие приватизацию муниципального жилищного фонда;

· во-вторых, государственные организации, осуществляющие приватизацию закрепленного за ними государственного жилищного фонда.

Указанные субъекты, имеющие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении жилищный фонд, проводят необходимые организационные меры, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу жилья в собственность граждан; могут принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир; заключать с гражданами договоры о передаче им жилья в собственность и т.д. [1]

Приведенной выше разделение субъектов договора приватизации жилья на муниципальных и государственных, основывается на соответствующей принадлежности приватизируемого жилья к государственному или муниципальному жилищному фонду.

Статья 7 Закона о приватизации жилья выделяет договор как единственный способ осуществления гражданами своего законного права на приватизацию жилья: передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Данное обстоятельство вытекает из общей политики проведения приватизации и её основного принципа бесплатности.

Договор о передачи жилого помещения в порядке приватизации заключается в простой письменной форме.

Само по себе заключение договора о передачи жилья не является основанием возникновения права собственности, потому как Законом о приватизации установлено, что право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. [2]

Право собственности на жилище, переходящее гражданину в порядке приватизации, возникает на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: договор и акт государственной регистрации права. [3]

Существенным является вопрос изменения и расторжения договора о приватизации жилья.

Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Таким образом, в случае достижения соглашения сторон (граждан, с одной стороны, и организаций — собственников жилья или уполномоченных ими органов, с другой) внесение изменений в договор приватизации жилья допустимо. При этом отказ в изменении договора приватизации жилья не противоречит действующему законодательству, в соответствии с которым не предусмотрено обязательного изменения договора приватизации жилья по требованию бывшего нанимателя жилого помещени я. [4]

В случае отказа от внесения изменений в договор приватизации жилья одной из сторон договор может быть изменён по требованию другой стороны по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.

Причины внесения изменений в договор о приватизации жилья разнообразны, среди них можно выделить: включение в договор приватизации лица, ранее отказавшегося от участия в приватизации; исключение из состава участников приватизации лица, желающего приватизировать другое жилое помещение, полученное в порядке улучшения жилищных условий; внесение исправлений в договор приватизации, в связи с неправильностью записи и т.д.

Внесённые изменения в договор о приватизации жилья будут иметь юридическую силу только после регистрации в органах государственной регистрации.

На практике широкое распространение получила категория споров о расторжении договора о приватизации жилья. В юридической литературе данное явление получило название «расприватизация».

Расторжение договора о приватизации жилья согласно ст. 450 ГК РФ возможно в двухстороннем порядке (по соглашению сторон), либо в одностороннем (по решению суда).

Граждане имеют право на расторжение договора приватизации в судебном порядке при отказе другой стороны договора (организации — собственника жилья или управомоченного им органа) на расторжение договора в добровольном внесудебном порядке при наличии любых оснований для расторжения договора.

С.И. Курпятова пишет о случаях расторжения договора о приватизации жилья: «Во-первых, пострадали престарелые одинокие граждане, которым передавать жилье по наследству некому, ставшие жертвами криминальных структур, желающих под любым предлогом захватить жилье у таких собственников. Вторая, более многочисленная категория граждан, — это очередники, которым посчастливилось получить жилье за счет государства после приватизации занимае мого ранее» [5] . Также к мотивам «расприватизации» можно отнести: высокий налог на недвижимость, невозможность содержания приватизированных жилых помещений на праве собственности, перемена места жительства, передача жилья несоответствующего качества и т.д.

Согласно п. 15 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, при переезде в другое жилое помещение и заселении его по договору найма или аренды граждане имеют право на приватизацию этого жилья при условии расторжения договора передачи в собственность, в порядке приватизации, ранее занимаемого помещения. [6] Данная правовая норма направлена на удовлетворение в полной мере жилищных потребностей граждан, изменивших место жительства и жилые помещения.

При расторжении договора о приватизации жилья граждане вновь приобретают право на одноразовую бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений.

При этом, в юридической литературе высказывается мнение, что вопрос расторжения договора приватизации затрагивает принцип одноразовости бесплатной приватизации. При расторжении договора приватизации по соглашению сторон право на повторную бесплатную приватизацию утрачивается, так как конкретным субъектом приватизации оно уже реализовано. Реализация права на приватизацию происходит и при признании договора приватизации недействительным по решению суда и право на приватизацию утрачивается не по воле субъекта приватизации. Таким образом, право на бесплатную приватизацию должно быть связано не с фактическим выражением воли субъектов приватизации на заключение договора о передаче жилья в собственность, а с фактом действия договора приватиза ции. [7]

Из выше сказанного следует, что договор приватизации жилого помещения является единственным способом осуществления гражданами своего права на приватизацию жилья. При этом законную силу данный договор приобретает только после государственной регистрации. Правом на заключении договорам приватизации жилья от лица государства наделяются органы, в ведении которых на праве хозяйственного ведения или оперативного управления находятся жилые помещения, подлежащие приватизации.

[1] Крашенинников П.В. Приватизация жилья. Права граждан до и после приватизации. – М.: «Статус», 2006

[2] Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // «Российская газета», N 145, 30.07.1997.

[3] Крашенинников П.В. Приватизация жилья. Права граждан до и после приватизации. – М.: «Статус», 2006.

[4] Полич С. Изменение и расторжение договора приватизации жилья // «Законность», N 9, 1999.

[5] Курпятова С.И. К вопросу о правовых последствиях приватизации жилья // Адвокат. – 1999.–№8.

[6] Решение Роскоммунхоза от 18.11.1993 N 4 «Об утверждении Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // « Экономика и жизнь», N6, 1994.

[7] Полич С. Изменение и расторжение договора приватизации жилья // «Законность», N 9, 1999.

Передача в собственность граждан занимаемых ими на основании договоров социального найма жилых помещений при приватизации

Жилищный комитет

Обращаем ваше внимание, что на Портале доступна подача заявления на получение этой услуги в электронной форме.

Смотрите так же:  Оплата капремонта льготы инвалидам

Приватизация жилья — это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

Правом приобретения жилого помещения в собственность в порядке приватизации обладают граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства в Санкт-Петербурге, а также временно отсутствующие, но сохранившие право на жилую площадь.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения только один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию другого жилого помещения после достижения ими совершеннолетия.

Объектами приватизации жилищного фонда в Санкт-Петербурге являются отдельные квартиры и жилые помещения (комнаты) в коммунальных квартирах.

В Санкт-Петербурге не подлежат приватизации жилые помещения:

  • находящиеся в аварийном состоянии;
  • в домах закрытых военных городков;
  • служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных;
  • находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Передача гражданам в собственность жилых помещений производится с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (семей), в том числе и временно отсутствующих, но сохраняющих право на жилую площадь.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, в жилищно-строительных кооперативах (ЖСК), жилые помещения, приватизированные ранее, а также служебные жилые помещения.

Приватизация жилых помещений осуществляется бессрочно.

В ходе предоставления услуги прием документов у граждан на приватизацию жилых помещений ведомственного жилищного фонда в подразделениях Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ) не осуществляется. Гражданам по вопросам приватизации указанных жилых помещений следует рекомендовать обращаться непосредственно в федеральные государственные предприятия или учреждения, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Принцип предоставления услуги

Результат предоставления услуги

Результат предоставления государственной услуги может быть получен (при наличии соответствующей отметки в заявлении) на базе МФЦ:

  1. Уведомление о принятии решения о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации.
  2. Уведомление об отказе в передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации.

Срок предоставления услуги

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» срок предоставления государственной услуги составляет два месяца со дня подачи заявления и документов в подразделение МФЦ.

I. Получатели государственной услуги:

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт‑Петербурга на основании договоров социального найма, ранее не приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, а также несовершеннолетние, приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, за которыми сохраняется право на приватизацию по достижении ими совершеннолетия.

II. Заявители, обращающиеся за государственной услугой:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Доверенные лица граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с положениями действующего законодательства РФ.
  3. Законные представители (опекуны, попечители) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Лично либо через представителя обращается в МФЦ.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. Получает расписку в приеме документов.
  4. В случае принятия решения Жилищным комитетом о передаче жилого помещения в собственность заявителя — получает уведомление о принятии решения о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации по форме.
  5. В случае принятия Жилищным комитетом решения об отказе в предоставлении государственной услуги — получает уведомление о принятии решения об отказе в передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации по форме.
  6. В случае принятия решения о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации (заключение с заявителем договора приватизации) — уведомление о направлении в Росреестр заявления и документов, необходимых для осуществления регистрации права собственности заявителя на жилое помещение, возникшего на основании распоряжения Жилищного комитета.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  1. Непредставление заявителем или его представителем документа, удостоверяющего его личность.
  2. Представление заявления и документов неуполномоченным лицом.
  3. Непредставление документов, либо представление неполного комплекта документов.
  4. Несоответствие представленных документов требованиям.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  1. Гражданин не относится к заявителям, имеющим право на получение данной государственной услуги.
  2. Несоблюдение предусмотренных в статьях 2, 4, абзаце втором статьи 7 и статье 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» условий передачи жилых помещений в собственность граждан.
  3. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, заявителем не представлены:
    • разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет);
    • согласие родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения;
    • заявление о согласии гражданина на приватизацию государственного жилого помещения членами его семьи и отказе от включения гражданина в договор приватизации (в случае отказа гражданина, имеющего право на приватизацию жилого помещения, от приватизации такого жилого помещения);
    • документ, подтверждающий сведения о причинах временного отсутствия (в случае, если граждане и (или) члены их семьи являются временно отсутствующими (находящиеся на срочной военной службе, в местах лишения свободы и т.д.);
    • жилое помещение находится в аварийном состоянии;
    • жилое помещение включено в состав специализированного жилищного фонда Санкт‑Петербурга и расположено в общежитии или является служебным жилым помещением;
    • в договор приватизации не включены несовершеннолетние, имеющие право пользования жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Проведение правовой экспертизы документов, необходимых для принятия Жилищным комитетом решения о передаче (об отказе в передаче) жилого помещения в собственность заявителя в порядке приватизации

Специалист МФЦ, осуществляющий прием документов представленных для получения государственной услуги:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Проводит проверку полномочий лица, подающего документы.
  3. Проводит проверку соответствия документов требованиям.
  4. Осуществляет сканирование представленных документов, формирует электронное дело, все документы которого связываются единым уникальным идентификационным кодом, позволяющим установить принадлежность документов конкретному заявителю и виду обращения за государственной услугой.
  5. Заверяет электронное дело своей усиленной квалифицированной электронной подписью.
  6. Направляет копии документов и реестр документов в СПб ГБУ «Горжилобмен»:
    • в электронной форме (в составе пакетов электронных дел) в течение одного рабочего дня со дня обращения заявителя в структурное подразделение МФЦ;
    • на бумажных носителях (в случае необходимости обязательного предоставления оригиналов документов) — в течение трех рабочих дней со дня обращения заявителя в структурное подразделение МФЦ.

Должностное лицо СПб ГБУ «Горжилобмен»:

  1. Принимает заявление по форме и необходимые документы из МФЦ.
  2. Регистрирует заявление на приватизацию с приложенными документами.
  3. Формирует персональное дело заявителя, дополняя его документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих услугу, иных государственных органов либо подведомственных государственным органам организаций, в том числе, запрашивает в Росреестре по межведомственному запросу документы, подтверждающие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений в собственности гражданина и членов его семьи.
  4. Проводит предварительную проверку представленных документов на предмет наличия или отсутствия правовых оснований для передачи жилого помещения в собственность заявителя.
  5. Подготавливает проект распоряжения Жилищного комитета либо, в случае несоблюдения условий, предусмотренных действующим законодательством, проект мотивированного отказа.
  6. Направление проект распоряжения и договора, либо мотивированный отказ вместе с приватизационным делом в Жилищный комитет.

Должностное лицо Юридического отдела Жилищного комитета, ответственное в соответствии с должностным регламентом за проведение правовой экспертизы документов, представляемых СПб ГБУ «Горжилобмен»:

  1. Проводит правовую экспертизу проекта распоряжения и проекта договора приватизации, либо мотивированного отказа на предмет соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
  2. Ставит визу на проекте распоряжения.
  3. Передает зафиксированный результат заместителю председателя Жилищного комитета, уполномоченному принимать решения о передаче жилых помещений в собственность в порядке приватизации.

II. Принятие Жилищным комитетом решения о передаче (об отказе в передаче) жилого помещения в собственность заявителя; направление документов в СПб ГБУ «Горжилобмен» для уведомления заявителя о принятом решении

Заместитель председателя Жилищного комитета, уполномоченный принимать решения о передаче жилых помещений в собственность в порядке приватизации:

  1. В случае отсутствия у заявителя права на передачу жилого помещения в собственность в порядке приватизации подписывает мотивированный отказ для передачи его в СПб ГБУ «Горжилобмен».
  2. При наличии у заявителя права на передачу жилого помещения в собственность в порядке приватизации и отсутствии замечаний по делу з подписывает распоряжение Жилищного комитета о передаче жилого помещения в собственность заявителя для передачи его в СПб ГБУ «Горжилобмен».
Смотрите так же:  Страхование осаго воронеж отзывы

Должностное лицо Жилищного комитета:

  • Направляет в СПб ГБУ «Горжилобмен» для уведомления заявителя и в случае принятия решения о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации — для подписания с заявителем договора приватизации и обеспечения направления договора приватизации в Росреестр .

Должностное лицо отдела приватизации СПб ГБУ «Горжилобмен»:

  1. Подготавливает уведомление о принятии Жилищным комитетом решения о предоставлении государственной услуги.
  2. Передает уведомление о принятии Жилищным комитетом решения о предоставлении государственной услуги курирующему заместителю директора СПб ГБУ «Горжилобмен».
  3. Обеспечивает направление заявителю уведомления о принятом решении способом, указанным в заявлении о предоставлении государственной услуги.
  4. Обеспечивает подписание с заявителем договора приватизации.

Должностное лицо отдела по обеспечению регистрации и оценки объектов недвижимости СПб ГБУ «Горжилобмен»:

  • Обеспечивает подачу в Росреестр договора приватизации и документов, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение.

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление гражданина о передаче государственного жилого помещения в собственность в порядке приватизации по форме.
  2. Копии документов, удостоверяющих личность гражданина (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены).
  3. Копии документов, содержащих сведения о составе семьи (свидетельство о рождении, свидетельство заключении брака, свидетельство о расторжении брака), выданных не на территории Санкт‑Петербурга.
  4. Справки о регистрации (форма №9), содержащие архивные сведения о регистрации гражданина до регистрации в занимаемом на дату обращения государственном жилом помещении, а также справки, подтверждающие, что ранее занимаемые гражданином жилые помещения не были им приватизированы (право на приватизацию не использовано), — в случае если гражданин зарегистрирован в жилом помещении после 01.01.1992 и (или) изменял место жительства (место регистрации за пределами Санкт‑Петербурга) после 01.01.1992.
  5. Нотариально удостоверенная доверенность на право представления интересов гражданина по вопросам приватизации государственного жилого помещения (в случае, если интересы гражданина представляет представитель по доверенности).
  6. Разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет).
  7. Согласие родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
  8. Заявление о согласии гражданина на приватизацию государственного жилого помещения членами его семьи и отказе от включения гражданина в договор приватизации по форме (в случае отказа гражданина, имеющего право на приватизацию жилого помещения, от приватизации такого жилого помещения).
  9. Документ, подтверждающий сведения о причинах временного отсутствия (в случае, если граждане и (или) члены их семьи являются временно отсутствующими (находящиеся на срочной военной службе, в местах лишения свободы и т.д.);
  10. Копия документа, подтверждающего полномочия опекуна (попечителя), в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

II. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица либо законного представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • временное удостоверение личности, выданное на период оформления паспорта;
    • документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации от 21.12.1996 № 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»;
    • иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством.
  2. Нотариально удостоверенная доверенность на право представления интересов гражданина по вопросам приватизации государственного жилого помещения.
  3. Документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя).

III. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Справка о регистрации граждан в государственном жилом помещении (форма №9).
  2. Характеристика занимаемого гражданином государственного жилого помещения (форма №7).
  3. Справки о регистрации (форма №9), содержащие архивные сведения о регистрации гражданина до регистрации в занимаемом на дату обращения государственном жилом помещении, в случае, если гражданин изменял место жительства в пределах Санкт‑Петербурга.
  4. Сведения из документов, содержащих сведения о составе семьи (сведения из свидетельства о рождении, сведения из свидетельства заключении брака, сведения из свидетельства о расторжении брака), выданных на территории Санкт‑Петербурга.
  5. Договор социального найма государственного жилого помещения и (или) заверенная Санкт‑Петербургским государственным учреждением — районным жилищным агентством копия ордера на занимаемое гражданином государственное жилое помещение (в случае предоставления гражданину жилого помещения до 01.03.2005), подтверждающие право пользования гражданина занимаемым жилым помещением.
  6. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении государственного жилого помещения.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  1. Непредставление заявителем или его представителем документа, удостоверяющего его личность.
  2. Представление заявления и документов неуполномоченным лицом.
  3. Непредставление документов, либо представление неполного комплекта документов.
  4. Несоответствие представленных документов требованиям.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  1. Гражданин не относится к заявителям, имеющим право на получение данной государственной услуги.
  2. Несоблюдение предусмотренных в статьях 2, 4, абзаце втором статьи 7 и статье 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» условий передачи жилых помещений в собственность граждан.
  3. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, заявителем не представлены:
    • разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет);
    • согласие родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения;
    • заявление о согласии гражданина на приватизацию государственного жилого помещения членами его семьи и отказе от включения гражданина в договор приватизации (в случае отказа гражданина, имеющего право на приватизацию жилого помещения, от приватизации такого жилого помещения);
    • документ, подтверждающий сведения о причинах временного отсутствия (в случае, если граждане и (или) члены их семьи являются временно отсутствующими (находящиеся на срочной военной службе, в местах лишения свободы и т.д.);
    • жилое помещение находится в аварийном состоянии;
    • жилое помещение включено в состав специализированного жилищного фонда Санкт‑Петербурга и расположено в общежитии или является служебным жилым помещением;
    • в договор приватизации не включены несовершеннолетние, имеющие право пользования жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Составление договора приватизации жилого помещения

Согласно действующему законодательству, если жилье было получено по договору социального найма, человек имеет право получить помещение в собственность. Подобная возможность предоставляется на безвозмездной основе 1 раз. Операция осуществляется в несколько этапов.

Чтобы зафиксировать сделку, составляется договор приватизации жилого помещения. В бумагу вносятся все нюансы осуществляемой манипуляции. Подобный документ должен иметься у каждого владельца жилого помещения. Если бумага отсутствует, владелец недвижимости не сможет совершать с ней никаких операций.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Договор о приватизации квартиры необходимо составлять правильно. Бумага будет считаться действительной только в том случае, если на ней присутствует специальный штамп. Существует и ряд других нюансов. Чтобы учесть их все, необходимо внимательно изучить актуальную информацию по теме.

Форма составления соглашения

Договор приватизации жилого помещения предоставляется после завершения мероприятия. Он подтверждает появление права собственности на квартиру. Чтобы бумага имела юридическую силу, она должна быть зарегистрирована в Росреестре. Только после выполнения операции человек получит право распоряжаться помещением по собственному желанию.

Договор приватизации – это документ, подтверждающий переход помещения в собственность гражданина. Чтобы удостовериться в том, что бумага была составлена правильно, можно изучить ее образец. Документ в обязательном порядке должен быть скреплен специальным штампом.

Проставлять отметку имеют право только уполномоченные органы. Участники договора – граждане, получающие недвижимость, право на которую раньше фиксировал социальный найм, в собственность. Следует помнить, что несовершеннолетние дети тоже должны принимать участие в процессе приватизации.

Чтобы договор считался действительным, в нем должна присутствовать определенная информация.

Согласно действующему законодательству, в бумаге необходимо отразить следующие сведения:

  • субъекты и объекты;
  • долевое соотношение, если собственность на квартиру переходит сразу к нескольким лицам;
  • технические характеристики недвижимости с указанием количества комнат и метража;
  • адрес расположения помещения;
  • подписи участников договора.

Бумага будет считаться действительной только при наличии всей информации. Форма документа установлена законодательно. Отступление от нее сделает бумагу недействительной.

Оформлять договор необходимо правильно. Документ приобретает юридическую силу только в том случае, если в нем прописаны основные моменты.

Приступая к процедуре приватизации, следует разобраться, какие документы нужны для приватизации, и как правильно их нужно оформить.

Когда заканчивается приватизация квартир в России, можно узнать из этой статьи.

Смотрите так же:  Что такое правонарушение приведите пример

Занимаясь оформлением договора, необходимо проверить, чтобы в нем были указаны:

  • ФИО человека, претендующего на получение права собственности на помещение;
  • паспортные данные будущего собственника;
  • стороны договора;
  • доли собственников, если владельцев помещения будет несколько;
  • адрес расположения приватизируемой квартиры;
  • обязанности человека, к которому переходит собственность на помещение;
  • подписи взаимодействующих сторон и дата подписания документа.

После того, как в договор внесены все реквизиты, на нем проставлен штамм и подписи сторон, оформление бумаги считается завершенным

Главные условия социального найма

Чтобы приватизировать жилье, полученное по социальному найму, необходимо соблюсти ряд условий. Так, не все граждане могут осуществить мероприятие и стать владельцами помещения, в котором проживают.

В большинстве случаев подобное право предоставляется семьям, которые давно прописаны в своей квартире. Участником мероприятия становится каждый член семьи. Несовершеннолетние дети не являются исключением из правила.

В ряде случаев приватизированное помещение можно оформить человека, который не входит в состав семьи. Однако для этого необходимо получить согласие всех ее членов. Если человек, который имел право принимать участие в приватизации, временно отсутствует или проходит службу в армии, он не лишается возможности обзавестись долей в помещении.

За гражданином сохраняется бронь до периода его возращения. Однако государственный орган, занимающийся регистрацией, необходимо уведомить. Для этого нужно написать соответствующее заявление.

Возможные действия с договором приватизации жилого помещения

Договор заключается с уполномоченными государственными органами. Однако право на составление бумаги и проведение дальнейшего процесса появляется только при наличии соответствующих оснований.

К ним относятся:

  • в момент обращения в государственный орган существуют действующие нормативно-правовые акты, позволяющие человеку претендовать на получение права собственности на помещение, полученное по договору социального найма;
  • заявление с просьбой о начале мероприятия;
  • письменное согласие на приватизацию всех лиц, которые имеют право на помещение;
  • документы, удостоверяющие личности граждан, в частности паспорта и свидетельства о рождении детей.

Чтобы получить возможность заключить договор, человек должен представить документы, подтверждающие право на жилое помещение.

К ним относятся:

  • ордер на квартиру или выписка из распоряжения, которое давало право на заключение договора социального найма;
  • выписка из домовой книги, в которой присутствует информация обо всех лицах, проживающих или проживавших ранее в приватизируемом помещении;
  • договор социального найма;
  • документ, подтверждающий, что у владельцем недвижимости нет задолженностей по оплате коммунальных услуг;
  • поэтажный план и экспликация помещения;
  • квитанция, подтверждающая, что человек внес необходимую сумму в качестве оплаты за осуществление приватизации помещения;
  • если приватизация помещения выполняется в коммунальной квартире, или ордер был утерян, потребуется представить копию финансового лицевого счета;
  • документ, подтверждающий, что у заявителя отсутствуют права на помещение, которое он хочет приватизировать;
  • доверенность представителю государственного органа, который выступает 2 стороной договора, на осуществление процедуры регистрации права собственности.

Договор может быть заключен только после предоставления полного пакета документации.

Сегодня существует установленный порядок, в соответствии с которым осуществляется передача права собственности на жилое помещение. После того, как представители государственного органа получили заявление с просьбой о начале мероприятия, у них есть 2 месяца, чтобы начать осуществлять приватизацию квартиры или отказать в ее проведении. Срок начинает исчисляться с того момента, как человек передаст заявление и дополнительные бумаги.

Заключение договора о передаче помещения в собственность осуществляется в МФЦ или в органах жилищного фонда. Бумага в обязательном порядке составляется в письменной форме. Согласно действующему законодательству, нотариальное удостоверение соглашения не требуется.

Однако будущему владельцу помещения потребуется отправиться в Росреестр и зарегистрировать право на жилое помещение. После того, как будет осуществлена постановка права на учет, считается, что человек стал собственником помещения. Чтобы регистрация была осуществлена, человеку потребуется заплатить госпошлину. Ее размер составляет 2 000 рублей.

Признание недействительным

Следует помнить, что в ряде случаев договор приватизации может быть признан недействительным. Подобную возможность фиксирует ГК РФ. Согласно положениям сборника нормативно-правовых актов, все сделки, которые были признаны недействительными, делятся на 2 категории – ничтожные и оспоримые.

1 группа имеет такое название из-за того, что недействительность вытекает из самого факта заключения сделки. При этом необходимость в том, чтобы суд признавал мероприятие недействительным, отсутствует. Однако разбирательство в государственном органе все же будет начато.

Чтобы приватизация была признана недействительной, суд должен подтвердить один из следующих факторов:

  • договор не соответствует или нарушает требования действующих нормативно-правовых актов;
  • документ нарушает существующие нормы нравственности;
  • договор является мнимой сделкой, т.е. был заключен без реального намерения создать правовые последствия;
  • договор признан притворной сделкой, т.е. на деле совершается другая манипуляция, например, купля-продажа.

Исковое заявление о признании сделки недействительной необходимо направить в течение 10 дней с момента приватизации жилого помещения

2 группа мероприятий – оспоримые сделки. Они признаются недействительными по решению суда. Основаниями для вынесения решения служат положения статей 173-179 ГК РФ.

В основной перечень причин, из-за которых сделка может быть признана недействительной, входят:

  • доверенное лицо превысило полномочия во время осуществления сделки;
  • начало мероприятия инициировало несовершеннолетнее лицо без согласия родителей, усыновителей или попечителей;
  • инициатором мероприятия выступило недееспособное лицо, которое предварительно не получило согласие попечителей;
  • действие начал гражданин, который хоть и является дееспособным, но в момент обращения в государственный орган не мог отвечать за свои действия;
  • в суд обращается гражданин, чьи права были нарушены;
  • мероприятие было начато под влиянием заблуждения;
  • мероприятие было начато под действием обмана, насилия, принуждения.

Заявление в суд можно подать в течение 1 года с момента прекращения насилия или после того, как человек узнал, что был обманут.

В обоих случаях сделка признается недействительной, а человек, совершивший ее, возвращает себе право на обращение в государственный орган с целью приватизации недвижимости.

Согласно действующему законодательству, может быть осуществлено расторжение договора. Причиной проведения мероприятия может выступать личное желание владельцев помещения. Действие может осуществляться, как в судебном порядке, так и при обращении в орган, с которым был заключен договор.

Если человек выберет второй вариант, организация сможет самостоятельно решать, соглашаться ли на расторжение сделки или отказать в осуществлении манипуляции. В этом случае гражданин получит право обратиться в суд.

Центральные участники процесса

Участниками процесса приватизации выступают гражданин, составивший заявление с просьбой о проведении мероприятия, и уполномоченный государственный орган, в который обратился заявитель.

Следует помнить, что инициировать начало мероприятия может только наниматель помещения и члены его семьи. Начать приватизацию могут и несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, которые предварительно получили разрешение на совершение действия от родителей или опекунов.

В роли стороны договора, которая передает помещение в собственности гражданина, могут выступать:

  • представительные или исполнительные государственные органы;
  • компания, за которой закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения;
  • организация, за которой закреплен жилищный фонд на праве оперативного управления.

Другие лица не принимают участие в осуществлении приватизации квартиры.

Приватизация государственной собственности производится в строгом соответствии с действующим законодательством по заранее установленному плану.

К чему может привести отказ от приватизации одного из прописанных, можно узнать отсюда.

Читайте также тут о нюансах приватизации коммунальных квартир.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.