Основные требования к земляному полотну

Одними из наиболее трудоемких работ при строительстве улиц и городских дорог являются устройство земляного полотна, прочность и устойчивость которого обеспечиваются прежде всего уплотнением, а также регулирование водно-теплового режима. Последнее включает комплекс инженерных мероприятий: удаление поверхностной воды, возвышение низа дорожных одежд над расчетным уровнем подземных вод, применение грунтов, не склонных к морозному пучению, их уплотнение, устройство различных дренажей, теплоизоляционных и паронепроницаемых прослоек, дренирующих слоев, осушающих верхнюю часть земляного полотна, и т. д.

Но независимо от применяемого мероприятия по регулированию прежде всего предварительно должна быть закончена инженерная подготовка застраиваемой территории (см. п. 4.1).

Земляное полотно должно обеспечивать безопасность движения транспорта, сохранять проектное очертание и требуемую прочность в течение заданного срока службы, не допускать просадок и морозного пучения свыше расчетных значений, гармонично вписываться в окружающий ландшафт.

Для повышения безопасности движения земляное полотно устраивают с пологими откосами и грунтовыми лотками (глубиной 0,3—0,5 м) вместо боковых глубоких канав. Кроме того, современные скорости движения требуют такого заложения откосов, особенно на пригородных дорогах, чтобы в случае необходимости обеспечивался съезд автомобилей с проезжей части на полосу отвода. На земляном полотне с пологими откосами существенно снижаются эрозионные процессы и облегчается технология земляных работ, но на 10—15 % увеличивается объем насыпей высотой до 2 м. Здесь уместно напомнить, что объем земляных работ, по твердому убеждению строителей, в значительной степени определяет сроки строительства, а от качества проектирования и сооружения земляного полотна зависят важнейшие технико-эксплуатационные показатели улиц и городских дорог.

Достижения дорожной науки и мощная землеройная техника позволяют существенно повысить прочность земляного полотна, отвечающего современным нагрузкам. При этом необходимо шире применять разработанные различными организациями технологические карты производства земляных работ. Следует отметить, что использование высокопроизводительных землеройных машин при сохранении прежней технологии производства земляных работ приводит к ухудшению однородности земляного полотна. В связи с этим нужны новые, более совершенные методы сооружения земляного полотна, гарантирующие его устойчивость и прочность в течение заданного срока службы.

Прочность земляного полотна, характеризуемая модулем упругости, изменяется во времени. В первые годы эксплуатации нередко наблюдаются просадки на дорожных покрытиях, существенно ухудшается их ровность. Причиной обычно является недостаточная плотность грунтов и значительная их неоднородность, способствующая образованию верховодки в теле земляного полотна. Прочность земляного полотна изменяется и по временам года. Так, во II и III дорожно-климатических зонах при глубине промерзания Zпр≥1 м в весенний период модуль упругости грунтов в зависимости от природных условий местности и профиля земляного полотна снижается (см. п. 6.1). Понижение модуля упругости грунтов, вызванное природными условиями местности, надо предупреждать прежде всего регулированием водно-теплового режима земляного полотна (см. гл. 9).

Теперь большое внимание уделяют и эстетике улиц и городских дорог. Дорога с вогнутым продольным профилем хорошо просматривается. Ее воздушный бассейн должен обновляться по возможности чаще, чему способствуют растительный покров и застройка улицы. Посадка на сырых участках влаголюбивых деревьев, например ивы, тополя, способствует их осушению, т. е. повышению прочности и устойчивости земляного полотна. Посадки деревьев и кустарника одновременно отвечают и требованиям декоративности: улучшают общий вид улицы, обеспечивают улучшение микроклимата.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к земляному полотну, является сохранение оптимального значения естественной влажности грунта в процессе эксплуатации полотна (см. п. 9.1), что возможно лишь при надлежащем уплотнении и регулировании его режима. Тогда плотность грунта будет относительно стабильной, а следовательно, его прочностные характеристики (модуль упругости и сопротивление сдвигу) достигнут максимума.

Земляное полотно железной дороги и его элементы

Земляное полотно железной дороги — комплекс инженерных сооружений из грунтов, служащее основанием для верхнего строения пути. Земляное полотно обеспечивает выравнивание земной поверхности и необходимые план, профиль и устойчивость ж.-д. пути, воспринимает нагрузки от рельсошпальной решетки, балласта и подвижного состава, равномерно распределяя их на нижележащее природное основание.

К земляному полотну предъявляются следующие основные требования:

  • оно должно быть прочным, устойчивым, надежным и долговечным;
  • все поверхности земляного полотна, устройства в полосе отвода должны быть спланированы и защищены так, чтобы атмосферная вода нигде не застаивалась, и был бы обеспечен максимальный ее отток в сторону или специальные водоотводные сооружения, а текущая вода не размывала бы откосы и основание;
  • конструкция земляного полотна должна обеспечивать минимальные расходы на ее сооружение и эксплуатацию при максимально возможной механизации производства работ.

Кроме того, земляное полотно должно быть взаимосвязанным с притрассовой автодорогой, ремонтопригодным и обеспечивать длительную эксплуатацию при пропуске современных и перспективных типов подвижного состава при максимальных скоростях движения поездов и расчетной грузонапряженности.

Основные типы земляного полотна — насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки, нулевые места (сл. 4.56).

Элементы земляного полотна — основная площадка, откосы и основание (сл. 4.57). Кроме того, земляное полотно имеет сопутствующие устройства, предназначенные главным образом для сбора и (или) отвода воды: у насыпей — бермы, продольные канавы или резервы (из резервов берется грунт для возведения насыпей), у выемок — кюветы, банкеты и забанкетные канавы (для отвода воды с обреза выемки), кавальеры (для складирования лишнего грунта), нагорные канавы. Высота насыпей или глубина выемок составляет от 1-2 до 25-30 м. При больших рабочих отметках насыпи обычно заменяют виадуками, а выемки — тоннелями. Полунасыпи, полувыемки и полунасыпи-полувыемки сооружают в основном в горных районах. Основная площадка полунасыпи располагается полностью на насыпном грунте, полувыемки — на естественном грунте. В связи с тем, что у полу-насыпи-полувыемки из-за неодинаковых условий прочности полотна под обеими рельсовыми нитями трудно обеспечить устойчивость откосов насыпной части, этот тип земляного полотна применяется редко.

Земляное полотно сооружается по групповым (типовым) или индивидуальным проектам. Групповые проектные решения регламентированы нормативными документами; их применяют в основном без обоснования инженерными расчетами (сл. 4.58 — 4.66).

Смотрите так же:  Совместительство надбавка за непрерывный стаж

Индивидуальные проекты разрабатываются для земляного полотна, сооружаемого в сложных физико-географических, климатических, инженерно-геологических и эксплуатационных условиях.

Энциклопедия по машиностроению XXL

Оборудование, материаловедение, механика и .

Земляное полотно Требования к земляному полотну

ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЛЯНОМУ ПОЛОТНУ [c.8]

Требования к земляному полотну [c.4]

Земляное полотно вместе с искусственными сооружениями служит непрерывной опорой для верхнего строения пути. Этим и определяются основные требования к земляному полотну — постоянная надежная его устойчивость, прочность, долговечность. [c.7]

Требования к содержанию земляного полотна. Необходимо срезать и планировать обочины, безотлагательно затрамбовывать трещины однородным грунтом своевременно ликвидировать размывы, сплывы, нарушения одерновки или других видов укрепления очищать весной от снега откосы, подверженные сплывам и оползням прочищать по мере надобности поверхностные водоотводы, сохраняя сечения их в соответствии с проектом своевременно восстанавливать поврежденные защитные покрытия убирать за пределы откосов выемок наносы, вынутые из кюветов при очистке содержать в чистоте водоотводные устройства на станциях при расположении земляного полотна на косогорах не допускать размыва нагорных канав и подмыва нагорного откоса насыпи укреплять овраги, расположенные вблизи пути, следить за работой дренажей очищать отстойники в смотровых колодцах и выпуски из дренажей очищать ливневую канализацию и выходы из нее отеплять на зиму оголовки и смотровые колодцы, летом вместо глухих крышек устанавливать решетчатые следить за исправностью вентиляции в штольнях держать постоянно запертыми крышки на смотровых колодцах и решетки у входов в штольни. [c.336]

Требования к содержанию пути на линиях с высокоскоростным движением поездов. После введения движения поездов со скоростями более 120 км/ч в течение месяца состояние пути, земляного полотна и сооружений проверяется дорожным мастером не реже одного раза в неделю, бригадиром пути не менее двух раз в неделю. Кроме того, не реже двух раз в месяц путь проверяют вагоном-путеизмерителем, а рельсы — дефектоскопом. В дальнейшем дополнительные проверки производятся по мере необходимости. [c.339]

Исходя из изложенного к земляному полотну предъявляются следующие требования 1) прочность 2) устойчивость 3) долговечность 4) экономичность постройки и содержания 5) постоянное исправное и опрятное состояние. [c.110]

Важным требованием к устройству и содержанию земляного полотна является защита его от различных разрушительных сил природы температурных изменений, когда грунты то промерзают, то оттаивают, от действия ветров, выдувающих сыпучие и пылеватые грунты, от выветривания горных пород и т. д. [c.8]

Основание — несущая часть одел Смотреть страницы где упоминается термин Земляное полотно Требования к земляному полотну : [c.53] [c.201] [c.294] [c.247] [c.240] Смотреть главы в:

Назначение земляного полотна

Земляное полотно – это комплекс грунтовых сооружений, являющихся основанием для верхнего строения пути. Назначение земляного полотна – воспринимать давление от подвижного состава, передаваемое через элементы верхнего строения пути, защищать от разрушения и обеспечивать стабильность, как самого земляного полотна, так и железнодорожного пути в целом.

Верхнее строение пути непосредственно на земную поверхность не укладывают. Нужно предварительно убрать растительный слой, обладающий очень низкой несущей способностью, и произвести выравнивание земной поверхности по всей трассе срезками грунтов в одних местах и подсыпками в других. При этом устраивают различные водоотводные, противоразмывные и другие укрепительные сооружения, придают верху и откосам земляного полотна соответствующие уклоны, чтобы на них не задерживалась вода и не происходило осыпание грунта.

В горных местностях, где требуются очень глубокие срезки грунта, вместо них часто прокладывают тоннели, а там, где необходимы очень высокие досыпки грунтов, устраивают высокие мосты – виадуки. В местах пересечений железных дорог с трамвайными путями или автомобильными дорогами сооружают путепроводы

Земляное полотно работает в сложных условиях, находясь с одной стороны, под воздействием динамических нагрузок, и, с другой, под постоянным воздействием агентов природы – влаги, температуры, ветра и других. Поэтому при сооружении и эксплуатации земляного полотна приобретает особое значение регулирование человеком сил природы в нужном направлении.

Чтобы противостоять этим воздействиям, земляное полотно должно обладать следующими свойствами:

  • высокой прочностью, надежностью и долговечностью;
  • способностью выдерживать поездную нагрузку без каких-либо разрушений и допускать лишь упругие деформации, исчезающие после снятия нагрузки. Остаточные изменения должны быть столь ничтожными, чтобы поддержание земляного полотна в постоянной исправности не требовало больших трудовых затрат и производилось без длительных перерывов в движении поездов;
  • иметь надежную защиту от разрушающего воздействия воды, ветра и других природных факторов, не допускать неравномерных вспучиваний при промерзании грунтов и неравномерного оседания при оттаивании;
  • допускать, как правило, использование для сооружения местных грунтов, в том числе в качестве основания;
  • иметь конструкцию, благоприятствующую широкому применению средств механизации как при сооружении, так и при эксплуатации.

Все защитные, укрепительные и водоотводные устройства земляного полотна должны в возможно лучшей мере отвечать своему назначению, обладать продолжительным сроком службы, не требовать больших затрат на сооружение и содержание в процессе эксплуатации. Сооружение их необходимо предусматривать при возможности из местных и недефицитных материалов.

Важнейшим условием прочности и устойчивости земляного полотна является наличие постоянно исправно действующих водоотводных сооружений, являющихся составной частью земляного полотна, обеспечивающих беспрепятственный и быстрейший сток к ним воды, как с прилегающей территории, так и выпавшей на поверхность земляного полотна.

Значителен удельный вес земляного полотна и по стоимости среди основных сооружений железнодорожного транспорта. Так, из общей стоимости 1 км строительной длины дороги на земляное полотно приходится более 25%.

Назначение земляного полотна и требования, предъявляемые к нему

Земляное полотно

Земляное полотно — это инженерное сооружение из грунта, на котором размещается верхнее строение железнодорожного пути. Земляное полотно вос­принимает нагрузки от подвижного состава и верхнего строения пути и пере­дает их на основание. Земляное полотно выравнивает земную поверхность в пределах железнодорожной трассы для придания пути необходимого плана и профиля. От надежности земляного полотна зависят и скорости движения поездов, и масса поездов, и пропускная и провозная способность линий.

Земляное полотно работает в сложных условиях, так как подвергается значительной поездной нагрузке и влиянию природных факторов. От цело­стности и состояния земляного полотна зависит исправность всего желез­нодорожного пути. Чтобы земляное полотно исправно служило, к нему предъявляются следующие основные требования:

Смотрите так же:  Финансово-аналитическая и бухгалтерская судебная экспертиза

— прочность — способность выдерживать нагрузку от подвижного со­става (передаваемую через верхнее строение) без разрушений;

— устойчивость — неизменность своей формы и положения, как от пере­
даваемой нагрузки, так и от влияния природно-климатических воздействий;

— надежность и долговечность.

Для защиты земляного полотна от неблагоприятных природных воздей­ствий предусматривается комплекс различных защитных, водоотводных и укрепительных сооружений.

Земляное полотно должно удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:

— обеспечивать длительную эксплуатацию с минимальными отказами при
пропуске современных (и перспективных) типов подвижного состава при
максимальных скоростях движения поездов и расчетной грузонапряженно­
сти железной дороги;

— быть равнонадежным независимо от применяемых грунтов.

Кроме того, при проектировании земляного полотна должны учитываться вопросы максимальной сохранности ценных земель и нанесения минималь­ного ущерба природной среде.

Земляное полотно обычно сооружают из местных или привозных грун­тов, обладающих различными физико-техническими характеристиками (плотностью, пористостью, влажностью и др.), от которых зависят стабиль­ность и долговечность сооружений земляного полотна.

Грунты для земляного полотна.Для отсыпки насыпей наиболее жела­тельны скальные, крупнообломочные грунты (щебенистые, галечниковые, гравийные) и песчаные, которые обладают высокой несущей способностью, хорошо пропускают воду, не изменяют своих свойств при увлажнении. Грун­ты основания земляного полотна чаще представлены глиной, песком, супе­сью и суглинками. И земляное полотно в основном сооружается именно из таких грунтов и в таких грунтах.

При возведении насыпей используются грунты: скальные, песчаные, гра­вийные, глинистые.

К скальным грунтам относят грунты, получаемые посредством разруше­ния скальных пород — изверженных, метаморфических и осадочных с же­сткими связями между зернами, залегающие в естественных условиях в виде сплошного или трещиноватого массива. Перед разработкой и укладкой в насыпь такие грунты предварительно разрыхляются.

Песчаные грунты представляют собой продукт выветривания горных пород. Они обладают хорошей способностью пропускать воду и являются хорошим материалом для сооружения земляного полотна и как основание земляного полотна.

Глинистые грунты имеют в большом количестве очень малые размеры частиц чешуйчатой формы. Толщина частиц в десятки раз меньше их дру­гих размеров, поэтому они обладают большой суммарной поверхностью в единице объема, достигающей нескольких квадратных метров на 1 сч 3 грун­та. Этим определяется большая влагоемкость грунта. В сухом состоянии такие грунты обладают высокой несущей способностью, но при увлажне­нии сцепление частиц постепенно утрачивается и грунт становится плас­тичным, деформирующимся при незначительном силов^ м воздействии. Грунт плохо пропускает воду, а при замерзании подвергается неравномер­ному пучению.

Для возведения насыпей разрешается использовать все грунты, кроме глинистых избыточно увлажненных или избыточно засоленных, сильно на­бухающих, заторфованных, а также жирных глин, торфов, ила, гипса, мела.

Грунты, которые пропускают через себя воду, не разрушаясь и не теряя при этом своей прочности, называются дренирующими. Грунты, не пропус­кающие или поглощающие воду, — недренирующими. К дренирующим грун­там относятся крупнообломочные, гравийные, крупно- и среднезернистые пески; к слабодренирущим — мелкозернистые пески; к недренирующим — глинистые грунты.

Для обеспечения надежности конструкции земляного полотна производится уплотнение грунтов в насыпях и, в необходимых случаях, в выемках под основ­ной площадкой, на нулевых местах и в основаниях насыпей. Грунты насыпей послойно уплотняются специальными грунтоуплотняющими машинами.

Дата добавления: 2016-06-29 ; просмотров: 4158 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ответы на экзаменационные вопроси (Назначение земляного полотна (ЗП) и требования, предъявляемые к нему. Особенности конструкций земляного полотна в сложных условиях. Устойчивость откосов и склонов. Рельсы (назначения и требования к ним)) , страница 6

Штольни — горизонтальные закрытые дренажи бестраншейного типа, сооружаемые горным способом или щитовой проходкой. Штольни используются для дренирования водоносных пластов глу­бокого залегания (более 10—12 м).

Кротовый дренаж — горизонтальный бестраншейный, сооружае­мый путем бурения слегка наклонных к горизонту (i > 0,02) сква­жин, в которые заводятся трубофильтры.

Вертикальные дренажи с откачкой воды применяют как времен­ные сооружения при строительстве. Водоспускные буровые или шахт­ные колодцы устраивают в случаях, когда по технико-экономическим соображениям целесообразно отвести воду в нижележащие водопро­ницаемые пласты грунта, не полностью заполненные водой, или в штольни. Комбинированные дренажи представляют собой системы из различ­ных типов горизонтальных и вертикальных дренажей. Обеспечения устойчивости насыпи против сдвига по основанию достигают устройством в необходимых случаях подпорных стен, упорных каменных призм, контрбанкетов. Иногда строят контр­форсы и контрфорсные дренажи.

Подпорные стены бывают каменные, бетонные и железобетонные. Во всех случаях (кроме кладки всухую) обяза­тельно устройство застенного дренажа с засыпкой из хорошо фильтрующего крупного песка или мелкого чистого гравия.

Упорные призмы в зависимости от местных условий сооружают с выкладкой камня по наружной поверхности откоса или как обычную каменную наброску.

Контрбанкеты в качестве поддерживающих сооружений нашли наибольшее распространение.

Для стока воды основание контрбанкета планируют с уклоном 0,01—0,02 в сторону падения косогора.

Контрфорсы представляют собой подпорные стены не­большой длины, но большого сечения , входящие в тело насыпи и чередующиеся с участками насыпи, не имеющими под­держивающих сооружений. Со стороны откоса насыпи контрфор­сы имеют прямоугольное или уширяющееся книзу сечение.

Насыпи на прижимах косогоров, в основании ко­торых протекают реки, иногда сооружают взамен полувыемок или полунасыпей. Постройка дороги на искусственных полках вне зоны подтопления рекой не требует специальных мероприятий по защите ее от подмывов.

Для предохранения земляного полотна от разрушительного воз­действия различных природных факторов (воды, ветра, льда и др.) и механического повреждения откосы укрепляют одеждами раз­личных конструкций:

Сборные железобе­тонные плиты, омоноличенные по контуру, представляют собой покрытие в виде плит с упором, устраиваемым в основании укрепления для обеспечения его устойчивости, и фильтра из дренирующего материала, укладываемого под плитами.

Сборные разрезные железобетонные плиты раз­мером 3*2,5 м толщиной 0,15 и 0,2 м из бетона М200, армирован­ные сварными сетками, используют для защиты откосов крутизной 1:2 и положе от постоянного или временного воздействия текущих вод, а также от ударов волн, высотой до 1 —1,5 м.

Монолитные железобетонные плиты из бетона М200 размерами в плане от 5*5 до 10*10 м при толщине от 0,15 до 0,3 м являются мощным средством укрепления откосов в условиях постоянного и временного подтопления при действии ветровой вол­ны высотой до 3 м.

Железобетонное гибкое покрытие конструкции ЦНИИСа Минтрансстроя изготовляют из бетона М200 и используют пока при опытном строительстве для защиты посто­янно или периодически подтопляемых откосов насыпей и берегов при скоростях течения до 3 м/сек и высоте волн до 1,5 м.

Смотрите так же:  Приказ генерального 378

Сборные бетонные плиты изготавливают из бетона М200 рдзмерами 1*1 м и толщиной 0,16—0,2 м. Используют их при ско­ростях течения воды не более 3 м/сек, слабом ледоходе и высоте волн не более 0,7 м.

Каменная наброска , устраиваемая из несортиро­ванного или сортированного камня, предназначается для надеж­ной защиты откосов насыпи от размыва, подмыва и волнового воздействия.

Защитные покрытия из щебня, гравия и других ма­териалов толщиной 0,1—0,15 м устраивают для предохранения пес­чаных откосов насыпей и выемок от выдувания ветром в засушли­вых районах.

1. Рельсы. (назначения и требования к ним)

Назначе­ние рельсов — непосредственно воспринимать, упруго перераба­тывать и передавать нагрузки от колес подвижного состава на подрельсовые опоры, направлять в движении колеса подвижного состава, служить электрическими цепями на участках с автобло­кировкой — сигнального тока, а на участках с электрической тя­гой — обратного тягового тока. На основных направлениях железных дорог в пути ле­жат рельсы Р75, Р65 и Р50, а на малодеятельных ли­ниях продолжают лежать рельсы Р43, la, P38.

Рельсы должны быть достаточно проч­ными, долговечными, обладать высокой контактно-усталостной выносливостью.

Профили рельсов, типы, длина, и общий характер профиля рельса определяется тем, что лучшей формой балки, работающей на изгиб, является двутавр. Поскольку на рельс действуют большие нагрузки от катящихся непосредственно по нему колес и рельс являет­ся не только несущей, но и изнашиваемой конструкцией, верхней пол­ке двутавра придана форма головки.

Р75,Р65,Р50 соответственно: Высота рельса, мм В (192,0;180,0;152,0); Высота головки, мм Вг (55,3; 45,0; 42,0);

Ширина подошвы, мм П (150,0;150,0;132,0); Ширина головки (по верху), мм Г (71,8;73,0;70,0).

Типы современных рельсов обозначают буквой Р и числом, округ­ленно равным массе 1 пог. м. Например, рельс, 1 пог. м которого весит 64,64 кг, имеет обозначение Р65.

Длина рельсов по действующему стандарту равна 25 м. Рельсы стандартной длины 12,5 м исполь­зуют только как уравнительные на .бесстыковом пути, при укладке стрелочных переводов и как инвентарные при сборке путевой решетки с железобетонными шпалами с последующей заменой их бесстыковымн рельсовыми плетями.

Для укладки на внутренней нити кривых изготовляют укорочен­ные рельсы длиной 24,84 и 24,92 м при 25-метровых рельсах и 12,42 и 12,46 м при 12,5-метровых, а для бесстыкового пути еще и 12,38 м.

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 266
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 602
  • БГУ 153
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 962
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 119
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1967
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 300
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 409
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 497
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 130
  • ИжГТУ 143
  • КемГППК 171
  • КемГУ 507
  • КГМТУ 269
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2909
  • КрасГАУ 370
  • КрасГМУ 630
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 139
  • КубГУ 107
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 367
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 330
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 636
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 454
  • НИУ МЭИ 641
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 212
  • НУК им. Макарова 542
  • НВ 777
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1992
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 301
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 119
  • РАНХиГС 186
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 243
  • РГГМУ 118
  • РГПУ им. Герцена 124
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 122
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 130
  • СПбГАСУ 318
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 147
  • СПбГПУ 1598
  • СПбГТИ (ТУ) 292
  • СПбГТУРП 235
  • СПбГУ 582
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 193
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 380
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1655
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1513
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2423
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 324
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 306

Полный список ВУЗов

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).