Содержание:

Требования, предъявляемые к школьным автобусам

10:50, 31 августа 2017г.

С началом очередного учебного года вопрос перевозки детей специальными автобусами становится особенно актуальным. Каждый день тысячи ребят Краснодарского края отправляются на них в школу, на экскурсии, на спортивные и культурные мероприятия.

Самое время вспомнить, какие требования должны быть выполнены, чтобы автобус с детьми имел право выйти в рейс.

Транспортное средство

Оснащение автобусов для перевозки детей 6-16 лет регулируется актуальным государственным стандартом под номером 51160-98. Официально такое транспортное средство именуется «школьный автобус». ГОСТы были введены еще в 1999 году, со временем появились небольшие дополнения, например, обязательное наличие средств радиосвязи и спутниковой навигации, чтобы в любой момент можно было отследить местонахождение юных пассажиров и вызвать помощь. Ряд изменений были внесены Постановлением Правительства № 652 от 30 июня 2017 года и вступили в силу 10 июля 2017 года, либо 1 января 2017 года.

Для перевозки детей 6-16 лет может использоваться автобус, в котором все сиденья расположены по ходу движения и имеют ремни безопасности и кнопки для специальной связи с водителем. Для сопровождающих выделены отдельные кресла возле выходов. Обязаны предусмотреть место для багажа (рюкзаков). Существуют отдельные требования и к входной группе. Так, первая ступенька должна располагаться не выше 25 см от дороги, сама лестница оборудуется дополнительным поручнем и подсветкой снаружи.

На автобусе или микроавтобусе для перевозки школьников устанавливают ограничитель скорости до 60 км/ч и ряд спецсиналов, информирующих других участников движения о различных маневрах. Также транспортное средство должно иметь специальные маркировки, свидетельствующие о том, что в нем перевозится группа детей.

Разрешение на рейс выдается в районной автоинспекции. Водителю после внесения изменений в правила перевозки детей достаточно иметь с собой копию документа.

Школьный автобус регулярно проходит техосмотр. При обнаружении любой неисправности, рейс отменяется, а транспортное средство отправляется на ремонт. За состояние транспорта на балансе школы ответственность несет учебное заведение, за нанятые автобусы — компания-перевозчик.

Требования к водителю

Специальные требования предъявляются и к водителю. Помимо того, что он должен иметь права соответствующей категории — D, чтобы перевозить пассажиров возрастом до 21 года, он должен каждый год обновлять медицинскую справку, а для работы с детьми — иметь стаж вождения минимум три года и год без серьезных нарушений ПДД. Также от него требуется неукоснительное соблюдения режима работы и отдыха и прохождение иснтруктажа о правилах перевозки несовершеннолетних.

Как оформить документы?

С ежедневными перевозками школьников к месту учебы и обратно, кажется, все понятно. Но вот если родительский комитет планирует какую-либо экскурсию, тут придется постараться. Оформление документов, как правило, занимает не один день. Если вы нанимаете автобус, то обязательно должны располагать договором, в котором указаны данные о компании. Также вам нужно подготовить: данные транспортного средства, сведения о водителе; список группы с указанием сопровождающих и их координат со схемой посадки всех экскурсантов в салоне автобуса; документ о медработнике, курирующем группу, в поездке продолжительностью более 12 часов (раньше — более трех часов), подтверждающий, что тот имеет соответствующую квалификацию и лицензию; сведения о маршруте, точный график с указанием стоянок и их продолжительности, а также общего времени маршрута, при этом нужно учитывать, что дети, которым не исполнилось семи лет, не могут находиться в дороге свыше четырех часов; список провизии, которая берется с собой, в том числе воды; разрешение на сопровождение автомобилем Госавтоинспекции колонны из трех и более автобусов (заявка подается за два дня до намеченного рейса).

Планируя протяженный маршрут, стоит помнить, что перевозки в ночное время требуют дополнительного разрешения и возможны только в том случае, если до конечного пункта осталось не более 50 км и если такая поездка вызвана необходимостью (например на ЖД-вокзал или в аэропорт).

Разрешение на рейс выдается в районной автоинспекции. Водителю после внесения изменений в правила перевозки детей достаточно иметь с собой копию документа.

Оригиналы должны сберегаться в архивах школы в течение трех лет.

Правила строгие, не удивительно, что организация каждой экскурсии превращается в головную боль для педагогов и членов родительского комитета. Но на кону — безопасность детей, поэтому все требования должны выполняться в интересах юных пассажиров.

С 1 июля вступят в силу дополнительные требования к школьным автобусам, используемым при перевозке детей

В соответствии с ними для организованной перевозки группы детей должен будет использоваться только автобус, с года выпуска которого прошло не более 10-ти лет, который соответствует требованиям к перевозкам пассажиров, допущен к участию в дорожном движении и оснащен тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

На протяжении полутора лет – с 1 января прошлого года – в Российской Федерации действуют Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177. Данные Правила определяют задачи и требования, предъявляемые к организованной перевозке 8 и более детей в автобусах, не относящихся к маршрутным транспортным средствам, устанавливают основные обязанности должностных лиц и водителей автобусов.

В Правилах, в частности, содержатся требования к профессиональной надежности водителей автобусов, привлекаемых к перевозке групп детей, требования по обеспечению безопасных условий перевозки при организации перевозочного процесса. Положения Правил предусматривают возможность особого порядка допуска детей и сопровождающих в автобус, и устанавливают требование о наличии схемы маршрута перевозки.

Кроме того, в Правилах содержится требование о наличии в автобусе наборов пищевых продуктов в случае нахождения детей в пути более 3 часов, а также предусмотрен запрет на перевозку детей в возрасте до 7 лет более 4 часов. Правилами также установлено, что в ночное время – с 23 часов вечера до 6 утра – организованная перевозка группы детей допускается только к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также допускается завершение организованной перевозки группы детей при задержке в пути. Помимо этого, предусмотрено, что организованные перевозки групп детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 3 часов обязательно должны сопровождаться медицинским работником.

При этом с 1 июля 2015 года вступает в силу пункт 3 указанных Правил организованной перевозки группы детей автобусами. В соответствии с ним для организованной перевозки группы детей должен будет использоваться только автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует требованиям к перевозкам пассажиров, допущен к участию в дорожном движении и оснащен тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

По мнению экспертов СпейсТим, комплексное повышение безопасности при перевозке детей требует не только оснащения школьных автобусов оборудованием ГЛОНАСС в соответствии с российским законодательством и внедрения системы видеонаблюдения, но и создания государственной автоматизированной системы контроля перевозок школьников.

По словам Алексея Смятских, генерального директора СпейсТим, такая система может быть создана на базе системы ЭРА-ГЛОНАСС. В таком случае будет гарантировано обеспечены не только он-лайн контроль школьных автобусов, но реагирование во всех экстренных случаях. «Считаю, что родители школьников могут иметь мобильное приложение, которое позволит им в наглядном виде получать текущую информацию о текущем местоположении ребенка в режиме реального времени: в школе, в автобусе, дома», – добавляет Алексей.

Смотрите так же:  Кассационная жалоба в арбитражный суд пример

Кроме того, эксперт СпейсТим Андрей Платонов, первый заместитель генерального директора, считает, что система контроля перевозки школьников должна быть интегрирована с региональными навигационно-информационными системами (РНИС) субъектов РФ и внутренними подсистемами экстренных служб. Это позволит не только контролировать работу водителей и сопровождающих школьников лиц в режиме реального времени, но и анализировать нарушения правил перевозки детей и оказывать соответствующие меры воздействия на нарушителей.

Какие требования предъявляются к школьным автобусам для перевозки детей

Все видели, как по городу ездят автобусы яркого желтого цвета с надписью: «Школьный автобус» или «Дети». Казалось, что ничего особенного в нем нет, обычное раскрашенное транспортное средство.

Но если углубиться в нормативную базу, то такая мысль будет опровергнута, потому что к автотранспорту, на котором перевозятся группы школьников, существует множество требований.

Они касаются его технического состояния, регистрации, а также водителя, который будет им руководить.

Перевозка организованных групп детей автобусом осуществляется лишь после тщательной подготовки и заверения множества документов разными уполномоченными инстанциями.

Если планируется организация экскурсии, то можно воспользоваться фрахтованным транспортным средством или собственным школьным имуществом. Но на школьном автобусе далеко не получится уехать, потому что он рассчитан на городские и пригородные перевозки.

Прежде чем организовывать и проводить детскую транспортировку, нужно ознакомиться с нормативными документами и проверить – соответствует ли им определенный автобус, рассчитан ли он для транспортировки детей на определенную дистанцию.

Нормативная база

Сейчас есть действующий стандарт под номером 51160-98, который предназначен для нормативного регулирования автобусов, перевозящих детей от шестилетнего до шестнадцатилетнего возраста.

Такое транспортное средство принято называть школьным автобусом. ГОСТ был введен в действие Минтрансом РФ еще в 1999 году и распространяется на «детские» автобусы.

Он предназначен для установки специальных требований к данным транспортным средствам, чтобы обеспечить безопасность и сохранность жизни и здоровья школьников. Его полное название: Автобусы для перевозки детей. Технические требования.

На основе анализированного ГОСТа были разработаны некоторые пункты «Методических рекомендаций» для организованной перевозки детей.

В данном нормативном документе также выдвинут список требований, но не только автотранспорту, но и к водителю, и к нужной документации.

Требования, предоставляемые к школьным автобусам для перевозки детей

Организаторы детской поездки – родительский комитет – часто задает вопрос по поводу огромного списка требований к транспортному средству.

Действительно, их не мало, но они всесторонне пытаются сделать перевозки школьников безопасными и качественными, а для этого нужно придерживаться ряда правил и выполнять все рекомендации.

Первоначально требования выносятся для технического состояния транспортного средства, потом к исполнителю поездки, а также к пакету документов, без полного наличия которых экскурсия не состоится.

Выполнение всех требований – это залог безопасной и успешной поездки, которая не повлечет за собой последствия.

К техническому состоянию транспорта

Мы писали ранее, что существует специальный государственный стандарт, который распространяет требования на автобусы для детских перевозок. Его суть состоит в том, что таким транспортным средством может стать автомобиль с высокой проходимостью.

В последние года обязательным считается наличие средств радиосвязи и спутникового навигатора. Это позволяет руководству учебного заведения контролировать местонахождения группы детей, а также их состояния.

В салоне должно быть специальное место для ручной клади (рюкзаков и прочего) и теплых предметов гардероба.

На всех сидениях должны иметься ремни безопасности, а сами кресла располагаться в направлении движения. Для сопровождения предназначены отдельные места возле выходов.

Первая ступень располагается на высоте до 25 см от поверхности дороги. А на входе монтируются дополнительные поручни. Автобус должен иметь исправную сигнализацию, чтобы была постоянная связь между водителем и маленькими пассажирами.

Кроме стандартного автобуса в качестве школьного транспорта используют газели. Но снизу боковой сдвижной двери монтируется подножка и дополнительные поручни, чтобы детям было удобно входить и выходить из транспортного средства.

Также требуется дополнительная подсветка снаружи при входе. На сиденья устанавливаются ремни безопасности, а каждый ряд имеет кнопу спец-сигнала для связи с водителем.

И газель, и обычный автобус должны иметь систему сигналов, например, для информирования других участников движения о том, что ТС идет задним ходом. Они оборудуются также ограничителем скорости до 60 км/час.

Перечисленные выше требования предназначены для того, чтобы ТС соответствовало ПДД и осуществляло безопасную транспортировку детей. Кроме этого, школьный автобус регулярно проходит технический осмотр, чтобы предотвратить неисправности.

Если водитель обнаруживает какую-то (хоть и незначительную поломку), то поездка отменяется до полного устранения проблемы.

Образец заполнения уведомления о перевозке детей в ГИБДД найдёте здесь.

К квалификации водителя

К перевозчикам выдвигаются как профессиональные требования, так и нормы физического и психологического здоровья, ведь при непростом процессе перевозки группы детей, нужно уметь хорошо концентрироваться и моментально принимать правильные решения.

От водителей требуется:

  • наличие удостоверения категории Д и прилагаемые к нему талоны;
  • как минимум – трехлетний опыт поездок;
  • осуществление беспрерывных поездок на протяжении последнего года;
  • регулярный медицинский осмотр;
  • отсутствие нарушений ПДД и лишение права вождения транспортным средством;
  • соблюдение установленных стандартом режимов труда и отдыха.

От водителя также зависит успешность проведения перевозки. Именно он должен руководствоваться ПДД и обеспечивать безопасность маленьким пассажирам во время движения.

Опытные перевозчик быстро ориентируется в ситуации и предотвращает негативные последствия, он может проследить какие-либо поломки и прекратить движение, поэтому особое внимание уделяется его опыту работы.

Пакет документов, а особенно процесс его заверения, считается самым серьезным при организации групповой поездки детей. Если сама экскурсия длится несколько часов, то формальная подготовка к ней – несколько дней.

Во время проведения такого процесса понадобятся такие документы:

  1. Список группы школьников, где указаны их персональные данные.
  2. ФИО сопровождающих, а также их координаты.
  3. Информация о перевозчике (стаж, наличие категории), если его нанимали, то нужно иметь дополнительные данные о компании.
  4. Документ с информацией о медицинском работнике.
  5. Схема рассадки детей в автобусе.
  6. Точный график и маршрут экскурсии, с указанием мест и времени остановок.
  7. Разрешение на сопровождение Госавтоинспекцией.
  8. Список провизии (сюда входит сухой паек и необходимое количество питьевой воды).

Вся документация сберегается в архивах учебного заведения три года. Если случится непредвиденная ситуация или возникнут негативные последствия после поездки, которые отразятся на состоянии ребенка, то документация всегда учитывается во время расследования.

Основные правила

К организации и проведению междугородней организованной детской перевозки законы и стандарты выдвигают не меньше требований.

Они предназначены для поддержки высокого уровня безопасности, чтобы процесс поездки был точным и с минимальным риском возникновения непредвиденных ситуаций.

Организаторы должны руководствоваться следующими железными правилами:

  • ученики, которым еще не исполнилось семь лет, могут путешествовать, если график движения не будет превышать 4-часовой интервал времени;
  • движение транспортного средства с детьми в ночное время (с 23 вечера до 6 утра) разрешается лишь в отдельных случаях, когда случилась незапланированная задержка в пути, когда нужно добраться к вокзалу, но если расстояние к нему не превышает 50 километров;
  • поездку длительностью более 3 часов сопровождает медицинский сотрудник, у которого есть опыт и лицензия;
  • сопровождающие (персонал учебного заведения или родители) во время передвижения автобуса должны находиться возле выходов, их количество рассчитывается так: один человек – у одной двери;
  • поездка длительностью более 4 часов предусматривает наличие необходимого объема питьевой воды и продуктов питания;
  • если едут вместе несколько автобусов, то руководитель за несколько дней до поездки устанавливает их нумерацию со списками детей.

Такая памятка с основными правилами всегда поможет организовать успешную поездку группы детей. Организатору нужно лишь придерживаться названного алгоритма и тщательно выполнять каждый пункт, иначе поездку тогда будет сложно назвать организованной.

Для любой перевозки организованной группы детей понадобится специальное транспортное средство. Оно является важным аспектом в обеспечении безопасности транспортируемых школьников.

Для этого процесса предназначены «специальные» автобусы. Их особенность состоит в том, что они имеют специальные приспособления и системы для повышенной безопасности маленьких пассажиров внутри.

Смотрите так же:  Требования к критериям проекта

Снаружи имеются распознавательные знаки, которые свидетельствуют, что в салоне находятся дети.

Главными требованиями к ТС являются стандарты технического состояния, правильная эксплуатация, выполняемая опытным профессионалом, а также документация в должном состоянии.

Если автобус принадлежит школе, то ответственность за его исправное состояние несет руководство учебного учреждения, а если это зафрахтованное транспортное средство, то отвечает за техническую исправность компания-перевозчик.

Требования к автобусам для междугородных перевозок пассажиров смотрите на странице.

О правилах перевозки пассажиров в такси по РФ читайте в этой информации.

Видео: Все школьные автобусы должны быть оснащены системой спутниковой навигации

Правила организованной перевозки группы детей автобусами

Во время организованных поездок для обеспечения безопасности несовершеннолетних пассажиров были разработаны правила перевозки детей в автобусе.

Специальные нормативы, касающиеся правила организованной перевозки детей, были утверждены законодательно.

Конкретные требования к перевозке детей автобусами предъявляются не только к транспортному средству и водителю, но и к сопровождению.

Правила перевозки групп детей разработало министерство транспорта РФ.

Постановлением Правительства был утвержден документ № 1177 от 17 декабря 2013 года, где автобусная перевозка детей автобусом подразумевает:

  • транспортировку несовершеннолетних лиц не маршрутными транспортными средствами;
  • перевозку групп детей в количестве 8 человек и более;
  • перевозку детского коллектива без представителей (родителей, опекунов, усыновителей).

Представитель может являться сопровождающим детей или медицинским работником. Правила организованной перевозки детей не распространяются на транспортировку детей в присутствии их родителей, которые не входят в сопровождение группы.

В правила организованных перевозок маленьких пассажиров входит:

  • выполнение правил посадки несовершеннолетних лиц в транспортное средство;
  • подготовка документации для перевозки;
  • соответствие водителя своду требований;
  • определенные требования для сопровождающих лиц;
  • сопровождение автобусов с несовершеннолетними представителями автоинспекции.

Сопровождение колонны правоохранителями

Автобусы с детьми сопровождаются представителями автомобильной инспекции, только если они передвигаются из 3 и более транспортных средств в колонне.

У уполномоченного представителя автоинспекции необходимо взять разрешение на передвижение детей в автобусе.

Оригинал документа должен находиться у водителя, его положено сохранять 3 года со дня перевозки.

Он должен быть предоставлен при первом же требовании инспектора ГАИ.

Письменное заявление организаторы планируемой поездки должны подать не позже, чем за 2 дня до поездки в районное отделение Госавтоинспекции.

Уведомление об организованной перевозке детей автобусом подается руководителем организации лично или по электронной почте через официальный сайт ГИБДД — http://www.gibdd.ru/letter/.

В нем нужно указать:

  • время, на которое потребуется сопровождение;
  • маршрут передвижения;
  • ФИО сопровождающего;
  • ФИО водителя и данные его водительского удостоверения;
  • число перевозимых лиц;
  • указание госномера каждого автобуса.

Если перевозка детей производится 1-2 автобусами, то уведомление о поездке в отделение также направляется в ГИБДД.

В нем указывается:

  • дата транспортировки;
  • сведения о компании, организовавшей поездку;
  • число несовершеннолетних пассажиров с указанием возраста;
  • маршрут передвижения с указанием пунктов следования;
  • ФИО сопровождающего лица;
  • марка транспортного средства и его госномер.

Копия заявки или уведомление с отметками ГИБДД, что они осведомлены о поездке детей, должна находиться у водителя.

Оформление документов

Для перевозки детей следует подготовить документацию:

  • список детей в данной поездке;
  • копии разрешений на транспортировку детей;
  • документ о посадке, где указываются места для каждого ребенка;
  • уведомление из ГИБДД или копию заявления на сопровождение;
  • договор поездки, подписанный транспортной компанией и заказчиком;
  • ФИО сопровождающих лиц с указанием номеров телефонов и паспортных данных;
  • договор с мед. работником о сопровождении несовершеннолетних лиц, если поездка занимает больше 12 часов;
  • информация о водителях (ФИО, контакты, номера водительских удостоверений);
  • список продуктов питания в автобусе.

Составляя маршрут, необходимо отметить следующее:

  • график путешествия и времени передвижения;
  • время остановок для физиологических нужд детей;
  • места остановок для еды, отдыха и экскурсий (с указанием гостиниц).

Автобусы для перевозки детей и технические требования ГОСТ Р 51160-98

С 01.01.2017 года начали действовать новые правила транспортировки детей школьным автобусом. Данный стандарт устанавливает требования к автобусам для транспортировки детей, которые направлены на обеспечение безопасности.

Распространяется на автотранспортные средства для детей в возрасте 6-16 лет для следования по дорогам Российской Федерации.

Требования к водителям и транспортному средству

Постановлением Правительства РФ с 12 июля 2017 года в силу вступили изменения ПДД, корректирующие правила перевозки детей в автобусах, а также правила размещения автомобилей на проезжей части.

Согласно данному постановлению для осуществления организованной транспортировки может использоваться автобус, которому не больше 10 лет с года выпуска, а также:

  1. Транспортное средство должно соответствовать техническим требованиям по конструкции и назначению.
  2. Обязательно наличие карты диагностики или технического талона, подтверждающего исправность автобуса.
  3. Для возможности определения нахождения транспортного средства в любое время суток должен быть установлен спутниковый навигатор ГЛОНАСС.
  4. В каждом автобусе должен находиться тахограф, который осуществляет контроль за режимом отдыха водителя и за скоростью передвижения автобуса.

К перевозке детей допускаются только те водители, у которых есть:

  • права с открытой категорией D;
  • лицензия на перевозку;
  • медицинский допуск к рейсу;
  • стаж управления транспортным автобусом не меньше 1 года из 3 последних лет;
  • пройден обязательный инструктаж о транспортировке детей;
  • водителя не лишали прав, и он не совершал административных нарушений за последний год.

Правила организованной перевозки группы детей автобусами в 2019 году

ГОСТ 33552-2015 автобусы для перевозки детей действует на специальные транспортные средства для перевозки лиц от 1,5 года до 16 лет в автобусах.

Общие технические требования направлены на обеспечение безопасности малолетних пассажиров, их жизни и здоровья, а также к наличию опознавательных знаков и надписей.

Согласно ГОСТу 33552-2015 автобусы должны соответствовать требованиям безопасности. Опознавательные знаки «Перевозка детей» должны быть установлены на школьном автобусе спереди и сзади.

Кузов автобуса должен быть желтого цвета. На наружных и боковых сторонах автобуса контрастные надписи «Дети!».

По новым правилам перевозки детей в автобусах, вступившим с 12 июля 2017, запрещено перевозить маленьких детей до 7 лет, если поездка протекает более 4 часов.

С 23:00 вечера до 6:00 утра групповая перевозка допускается только к аэропортам и ж/д вокзалам и от них. После 23:00 расстояние не должно превышать 50 км.

Организованные детские перевозки колонной в междугородных автобусах продолжительностью более 3 часов должны сопровождаться мед. работником. В транспорте должен обязательно находиться бутилированная вода и набор пищевых продуктов.

Не позже чем за 2 дня до начала перевозки исполнитель (фрахтовщик) и заказчик (фрахтователь) обязаны предоставить официальное уведомление в инспекцию ГИБДД о планируемой перевозке автобусами.

Если планируется применение 3 и более автобусов, заказчик подает заявку на сопровождение группы детей автомобилями ГИБДД.

Правила посадки и высадки детей

Сопровождающие обязаны при перевозке детей автобусом обеспечить надлежащий порядок во время посадки и высадки из транспорта, а также во время остановок и при движении автобуса.

До начала посадки пассажиров сопровождающие обязаны:

  1. По имеющимся спискам провести сверку присутствующих и отметить всех детей в списке.
  2. В безопасном месте организовать сбор детей, он должен быть не менее чем в 15 м на расстоянии от места посадки.
  3. Организовать погрузку багажа в специально предназначенное место для перевозки или в багажный отсек автобуса.
  4. Проверить размеры, содержимое и упаковку ручной клади в соответствии с требованиями Правил перевозки пассажиров и багажа.
  5. Провести инструктаж детей с обязательным включением вопросов:
    • правила поведения во время остановок и движения транспортного средства;
    • порядок посадки и высадки из автотранспорта;
    • правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций и в случаях ухудшения самочувствия во время путешествия.

В обязанности сопровождающих детскую группу входит контроль за состоянием здоровья, поведением и режимом питания детей. Также взрослые обязаны контролировать маршрут и при возникновении непредвиденных ситуаций координировать движение автобуса.

При массовых перевозках посадка детей производится только после остановки автобуса под наблюдением водителя и под руководством сопровождающих. Они подводят детей в организованном порядке к месту посадки через переднюю дверь транспорта (младшие дети построены попарно).

Организаторы по очереди рассаживают маленьких пассажиров и отмечают, чтобы ручная кладь была безопасно размещена, не ограничивала поле обзора водителя и не создавала угрозу для безопасности детей. После их размещения сопровождающие водителя информируют об окончании посадки.

Смотрите так же:  Учебное пособие по отечественной истории

Первыми из транспортного средства выходят сопровождающие. Во время остановок высадка детей из транспорта осуществляется только через переднюю дверь.

Во время стоянки один сопровождающий должен находиться возле задней части автобуса, другой — спереди, наблюдая за тем, чтобы никто не выбежал на проезжую часть дороги.

В автобус допускаются малолетние лица, которые были внесены руководителем предварительно в список. Он может быть изменен до начала движения автобуса в одностороннем порядке. То есть руководитель группы может менять список без уведомления перевозчика.

К водителям, организаторам и автотранспортным средствам законодательство выдвигает специальные требования, при не соблюдении которых ответственные лица могут понести наказание.

В помощь организаторам в ГУОБДД МВД России подготовили инструктаж по технике безопасности и надзора за их осуществлением.

Какие требования предъявляются в школьным автобусам в России

Первые специализированные школьные автобусы в России появились в 1999 году после принятия ГОСТа Р51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». В ходе действия федеральной программы «Школьный автобус», а также в рамках национального проекта «Образование» в школы в основном поставлялись КАвЗы и МАЗы, которые и стали самыми массовыми школьными автобусами в стране.

Нa самом деле «гамма» школьных автобусов намного шире. Для экскурсионных поездок целыми классами изготавливаются большие 12-метровые автобусы, которые задействованы в крупных городах. А для перевозки небольших групп детей, например на спортивные соревнования или смотр самодеятельности в соседнюю область, сегодня все чаще используются экономичные школьные микроавтобусы на базе «ГАЗели».

Однако вне зависимости от размера школьного автобуса, ходовой части и механизмов управления, к нему всегда предъявляются очень строгие требования, прежде всего касающиеся безопасности. Перевозка групп детей должна осуществляться в автобусах, имеющих спереди и сзади крупные опознавательные знаки «Перевозка детей» в виде квадрата желтого цвета с красной каймой (сторона не менее 25 сантиметров) и контрастной надписью «Дети».

Скорость движения автобусов с маленькими пассажирами на борту ограничена специальными устройствами до 60 км/ч. Кроме того, автобусы должны быть оборудованы современными тормозами с антиблокировочной системой (АБС) — она позволяет в экстремальных ситуациях сократить тормозной путь автомобиля и исключает его занос при экстренном торможении.

Пассивную безопасность учеников в автобусе обеспечивает прочный каркас кузова самого автобуса, который в идеале должен иметь пространственную трубчатую ферму, способную при опрокидывании принять всю нагрузку на себя и свести деформацию салона к минимуму.

Большое внимание уделено в детском автобусе сиденьям. Кстати, законодательно школьные автобусы рассчитаны на перевозку детей в возрасте от 6 до 16 лет. Так что сиденья должны иметь несколько меньшие габариты, чем полноценное взрослое, высокую спинку с подголовником (для предохранения шейных позвонков при наезде на машину сзади), устанавливаться только по ходу движения и в обязательном порядке оснащаться ремнем безопасности и подлокотниками со стороны прохода.

Кроме того, в автобусе должно быть не менее двух мест для сопровождают их, а в каждом поперечном ряду должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке».

Вышеназванный ГОСТ четко оговаривает расположение в школьном автобусе поручней и величину прохода между сиденьями, ширина которого составляет не менее 40 сантиметров, а также высоту подножек при входе в салон. Высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25 сантиметров, а высота последующих — не больше 20.

Именно поэтому многие школьные автобусы, переделанные из «взрослых», при входе имеют целый каскад из небольших ступеней, забираться по которым ребятам не очень-то удобно. Автобусы с высокой посадкой кузова, например полноприводные ПАЗы, в обязательном порядке оборудуются дополнительными подножками (выдвигающимися на остановках при открытых дверях), что, во-первых, сокращает геометрическую проходимость самого автобуса, а во-вторых, становится источником дополнительной «головной боли» для водителей.

Ведь сломавшаяся в открытом положении подножка не даст автобусу тронуться в путь — автоматика просто заблокирует движение, так как любой школьный автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых пассажирских дверях.

К дополнительному оборудованию салона следует отнести специальные места для школьных ранцев (в автобусе обычно делают огромный стеллаж). Они не должны находиться на коленях во время движения — портфель ученика, как правило, столь увесист, что при резком торможении автобуса может стать причиной травмы.

При этом практика показывает, что дети предпочитают хранить свои вещи в пределах личного пространства, а не складировать в «общую кучу», но правила есть правила.

ГОСТ предлагает предусматривать, впрочем, с некоторыми оговорками, и каждом школьном автобусе место для размещения в сложенном виде инвалидных кресел (не менее двух) для детей с нарушениями опорно-двигательных функций. А в случае регулярных перевозок детей с ограниченными двигательными возможностями, передвигающихся в колясках, в боковой или задней части автобуса должна быть предусмотрена дверь с подъемником.

С сожалением нужно отметить, что эти требования практически никогда не выполняются, так как для коляски нужно дополнительное место, а это не всегда возможно в силу небольших габаритов самих автобусов. По требованиям все той же безопасности школьные автобусы должны быть оборудованы звуковой сиреной и громкоговорящими устройствами и укомплектованы двумя медицинскими аптечками.

При посадке и высадке детей водитель школьного автобуса обязан включить аварийную сигнализацию. Приближаясь к остановившемуся школьному автобусу с включенной аварийной сигнализацией, водители других транспортных средств обязаны снизить скорость и, при необходимости, остановиться, чтобы пропустить детей. Для того чтобы водитель мог контролировать посадку и высадку, а дети во время посадки или высадки находились в поле его зрения, автобусы оснащают дополнительными зеркалами.

В заключение еще раз отметим, что перевозка детей в школьных автобусах — не просто благо цивилизации, а очень ответственное и непростое «занятие», что явно следует даже из далеко не полного перечня оборудования, предусмотренного действующим ГОСТом, и далеко не всех должностных обязанностей водителей, нами упомянутых. А по-другому и быть не может, ведь цена пренебрежения данными требованиями — жизнь ребенка!

Школьные автобусы в 2018 году оснастят мигалками

Желтые или оранжевые проблесковые маячки будут устанавливать на крышах школьных автобусов с 1 июля 2018 года.

Соответствующее постановление подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Документ опубликован 27 декабря на сайте правительства.

В пояснительной записке отмечается, что мигалки должны быть включены только при движении автобуса. Среди других требований указывается, что управлять транспортными средствами, перевозящими детей, смогут водители с открытой категорией «D» и стажем не менее одного года.

Новые требования установлены «в целях минимизации риска возникновения дорожно-транспортных происшествий при организованной перевозке групп детей автобусами».

В ноябре школьный экскурсионный автобус, в салоне которого находились 38 детей, столкнулся с полуприцепом грузовика в Ярославской области. В результате ДТП пострадали 17 человек, в том числе 15 детей в возрасте от 13 до 17 лет.