Страховые взносы и налоги для нерезидентов (2018)

«Нерезиденты налоги 2018 страховые взносы» — по такому запросу в интернете можно найти довольно много противоречивой информации. В данной статье мы ее систематизируем и подробно расскажем о том, как облагаются взносами и налогами доходы нерезидентов.

Нерезиденты в налоговом законодательстве

Нормы закона в части обложения НДФЛ разделяют физлиц на налоговых резидентов и нерезидентов. В ст. 207 НК РФ расписаны условия признания физлица резидентом. Прочие не принятые в эту категорию граждане являются нерезидентами и несут, как правило, более высокую налоговую нагрузку по сравнению с резидентами по доходам, получаемым в России.

При применении норм налогообложения доходов нерезидентов в силу п. 1 ст. 7 НК РФ надо также принимать во внимание правила налогообложения, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации.

В ст. 207 НК РФ критерием, посредством которого налоговые агенты и налоговые органы идентифицируют налогоплательщика в качестве налогового резидента, назван период нахождения физлица в Российской Федерации — не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Причем в пп. 2.1 и 3 этой статьи указаны обстоятельства выезда за границу, не учитывающиеся при исчислении периода:

  • на срок менее шести месяцев по вопросам лечения или обучения;
  • на морские месторождения углеводородного сырья;
  • заграничные командировки военнослужащих, сотрудников госорганов власти и органов местного самоуправления.

Прочие физлица при получении доходов от источников в РФ являются нерезидентами.

При расчете периода учитываются все дни, в том числе дни въезда и выезда из страны. По мнению Минфина, применение ст. 6.1 НК РФ по исчислению сроков не требуется (письма Минфина России от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157).

Ставки налога для нерезидентов

Доходы физлиц, не являющихся резидентами РФ, в том числе по которым, в соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ, для резидентов применяется ставка 35%, облагаются по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Этим же пунктом предусмотрена пониженная ставка 13% по отдельным видам доходов или обстоятельствам их получения:

  • от работы по найму иностранных граждан, получивших патент в миграционном органе в порядке ст. 13.3 закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (правила действуют с 01.01.2015 на основании закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
  • трудовой деятельности иностранцев при соблюдении условий признания их высококвалифицированными специалистами согласно ст. 13.2 закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ;
  • осуществления трудовой деятельности участниками (членами их семей) Государственной программы, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637;
  • исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, ходящих под российским флагом;
  • осуществления трудовой деятельности лицами, признанными беженцами или получившими политическое убежище в соответствии с законом от 19.02.1993 № 4528-I.

Ставка 15% предусмотрена по дивидендам от долевого участия в российских организациях.

С вступлением в силу ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе с 01.01.2015 граждане Армении, Белоруссии и Казахстана с доходов, получаемых ими по договорам найма, уплачивают НДФЛ по ставке 13% вне зависимости от длительности периода нахождения в России. С 12.08.2015 к этому договору присоединилась Киргизия, и доходы ее граждан, работающих в РФ, с этой даты также начали облагаться по ставке 13% (письмо Минфина России от 19.08.2015 № 03-04-07/47939).

НДФЛ по доходам нерезидента, полученным по договору найма

В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ вознаграждение за исполнение трудовых функций считается полученным работником, в том числе нерезидентом, в последний день отчетного месяца, а при прекращении трудового договора — в последний рабочий день. На эту дату налоговый агент рассчитывает количество дней нахождения нерезидента в России (письмо Минфина России от 20.04.2012 № 03-04-05/6-534). Расчет налога при несоблюдении правила 183 дней производится отдельно по каждой выплате без применения стандартного налогового вычета (п. 4 ст. 210 НК РФ) по ставке 30%.

При подтверждении периода пребывания в стране не менее 183 календарных дней работник считается резидентом. НДФЛ исчисляется нарастающим итогом с начала года (налогового периода) по ставке 13% с учетом удержанного налога в предыдущие месяцы по ставке 30% (п. 3 ст. 226 НК РФ, письмо Минфина России от 10.02.2012 № 03-04-06/6-30).

Пример перерасчета НДФЛ со сменой статуса см. здесь .

По окончании налогового периода перерасчет и возврат НДФЛ осуществляет ФНС после представления декларации 3-НДФЛ и документов, подтверждающих статус налогового резидента (п. 1.1 ст. 231, ст. 78 НК РФ), в налоговую инспекцию по месту постановки на учет плательщика.

Получить представление о декларации 3-НДФЛ вам поможет статья «Налоговая декларация 3-НДФЛ: особенности в 2017-2018 годах».

Особенности налогообложения нерезидентов

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ являются как резиденты, так и физлица, ими не являющиеся. Таким образом, все права и обязанности, предусмотренные НК РФ для налогоплательщиков, действительны и для нерезидентов с учетом особенностей, предусмотренных гл. 23 НК РФ и межгосударственными соглашениями Российской Федерации.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ отсутствие статуса налогового резидента, а следовательно, применение к доходам резидента ставки НДФЛ в размере 30% не позволяет ему воспользоваться налоговыми вычетами, указанными в ст. 218–221.

При этом налогообложение должно осуществляться с учетом межправительственного соглашения по устранению двойного налогообложения, действующего между Россией и государством, в котором лицо считается резидентом. Перечень таких договоров опубликован на сайте ФНС.

Чтобы налог, уплаченный в зарубежном государстве, был зачтен в РФ, налогоплательщику необходимо иметь (п. 3 ст. 232 НК РФ):

  • документы, подтверждающие величину начисленного дохода и уплаченного с него за границей налога (оригиналы или их заверенные копии);
  • нотариально заверенный перевод этих документов.

Срок подачи документов на такой зачет ограничен 3 годами после окончания налогового периода, в котором были получены соответствующие доходы (п. 2 ст. 232 НК РФ).

Если международный договор предусматривает полное или частичное освобождение доходов от налогообложения, то иностранцу для получения такого освобождения достаточно представить налоговому агенту паспорт, выданный иностранным государством, или иной аналогичный документ (п. 6 ст. 232 НК РФ). В случае невозможности предъявления ни одного из указанных документов их может заменить официальное подтверждение статуса иностранца, выданное уполномоченным органом иностранного государства. При необходимости перевода текста на русский язык одновременно с таким подтверждением подается его нотариально заверенный перевод.

Налог, удержанный у иностранца до момента подачи им документов на освобождение от налогообложения, подлежит возврату ему налоговым агентом на основании заявления. Возврат нужно осуществить в безналичной форме в течение 3 месяцев со дня получения заявления (п. 7 ст. 232, п. 1 ст. 231 НК РФ), т. е по тем же правилам, которые действуют для резидентов.

Подробнее о действующем в РФ порядке возврата НДФЛ читайте в статье «Порядок возврата подоходного налога (НДФЛ): нюансы».

Страховые взносы с нерезидентов

С 01.01.2017 порядок начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также взносов на случай временной нетрудоспособности регулирует глава 34 Налогового кодекса.

В ст. 420 НК РФ предусматривается, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного соцстрахования. К таковым относятся законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Этими законами устанавливается, в частности, перечень лиц, которые признаются застрахованными по данным видам страхования.

Взносы на травматизм по-прежнему регулирует закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Начисление взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также взносов по временной нетрудоспособности и травматизму работнику-иностранцу зависит не от его налогового статуса (резидент или нерезидент), а от его правового положения в России:

  • беженец;
  • получивший временное убежище в РФ;
  • гражданин государства — члена ЕАЭС;
  • постоянно проживающий в РФ;
  • временно проживающий в РФ;
  • временно пребывающий в РФ;
  • высококвалифицированный специалист.

На обязательное пенсионное страхование иностранных работников всех перечисленных статусов (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляются взносы с выплат, не превышающих 81 021 000 руб. по ставке 22%, а с суммы превышения — по ставке 10%. Взносы на обязательное пенсионное обеспечение высококвалифицированным специалистам не начисляются (в том числе на премии, выплаченные таким работникам уже после их увольнения).

Платить ли пенсионные взносы за временно пребывающих в России граждан из ЕАЭС, узнайте здесь.

Взносы на обязательное страхование по временной нетрудоспособности с выплат более 815 000 руб. не начисляются всем специалистам, независимо от статуса.

Взносы с выплат, не превышающих 815 000 руб. начисляются по ставке 2,9% иностранцам всех статусов, кроме временно пребывающих в РФ. С выплат иностранцам, временно пребывающим в России, взносы на временную нетрудоспособность начисляются по ставке 1,8%, а с выплат в пользу временно пребывающих высококвалифицированных специалистов страховые взносы не исчисляются.

Взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются по ставке 5,1% с выплат, произведенных беженцам, гражданам — членам ЕАЭС, иностранным работникам, постоянно или временно проживающим в РФ. Взносы на этот вид страхования не уплачиваются с выплат, осуществленных в пользу временно пребывающих в РФ высококвалифицированных специалистов.

В соответствии с законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ иностранцы наравне с гражданами РФ подлежат страхованию от производственного травматизма. Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве начисляются по тем же тарифам, что и с выплат работникам — гражданам РФ.

Дополнительно о страховых взносах на выплаты иностранным работникам, работающим удаленно, вы можете прочитать в статье «На выплаты “удаленным” иностранцам не начисляются страховые взносы».

О страховых взносах с иностранцев читайте также в статье «Страховые взносы с иностранцев в 2017-2018 годах» .

Налогообложение доходов иностранца (НДФЛ) зависит от количества дней его пребывания в России в течение 12 последовательных календарных месяцев. Исчисление страховых взносов с доходов иностранца зависит от его правового положения в России.

Единый социальный налог в 2018 году – ставка

Похожие публикации

Фактически ЕСН был отменен еще несколько лет назад. Но бухгалтеры по привычке для упрощения продолжают именовать этим термином заменившие его обязательные страховые взносы.

Что такое ЕСН в 2018 году и зачем он нужен

Расшифровывается ЕСН как «единый социальный налог». Юридически такой налог не существует с 2010 года. По старинке бухгалтеры называют им обязательные взносы на социальное, пенсионное и медицинское страхование.

В соответствии с требованиями статьи 419 НК РФ, производить социальные взносы обязаны страхователи, т.е. лица, непосредственно осуществляющие выплаты и другие вознаграждения работникам:

  • предприятия;
  • ИП и частнопрактикующие лица;
  • физические лица.

ЕСН предназначен для обеспечения трудящихся граждан в будущем государственными пенсиями и рядом дополнительных выплат. Из него выделяются суммы, необходимые для оказания бесплатной медицинской помощи и обеспечения пособиями.

Какая на единый социальный налог в 2018 году ставка?

Общая ставка ЕСН в 2018 году складывается из нескольких взносов:

  • 22% – на пенсионные отчисления;
  • 5,1% – на обязательное медицинское страхование;
  • 2,9% – на социальное страхование.
Смотрите так же:  При изменении названия организации меняется ли трудовой договор

В итоге общая нагрузка на работодателя составляет 30%. К ней добавляется размер взносов по страхованию работников от несчастных случаев («травматизм»). Она носит переменный характер (от 0,2% до 8,5%) и зависит от уровня опасности на производстве.

В 2018 году тарифы по взносам, входящим в ЕСН, имеют прямую зависимость от максимальной величины базы, принимаемой для расчета взносов на страхование. Для большинства плательщиков размеры тарифов на период 2017–2020 годы установлены статьей 426 НК РФ:

Условия годовых лимитов

Обязательное пенсионное страхование

Выплаты отдельному сотруднику не более 1 021 000 руб.

Выплаты отдельному сотруднику превысившие 1 021 000 руб.

Страхование по материнству и временной нетрудоспособности

Выплаты отдельному сотруднику не более 815 000 руб.

Выплаты отдельному сотруднику, превысившие 815 000 руб.

Общая на единый социальный налог в 2018 году ставка может быть уменьшена. Так, ставка отчислений в Пенсионный фонд снижается до 10%, если сумма заработка работника превысила предусмотренную законодательством норму – 1021 тыс. рублей. Также, на сумму превышения предела дохода в 815 тыс. рублей не начисляются взносы в ФСС.

Отдельные категории плательщиков ЕСН имеют право на использование пониженных тарифов. Их полный перечень приведен в статье 427 НК РФ, а общий тариф взносов может составлять от 0% до 20%. Подробнее о пониженных тарифах – в нашей публикации.

К трудящимся во «вредных» и опасных условиях, в зависимости от присвоенного класса опасности и подкласса условий труда, применяются дополнительные тарифы страховых пенсионных взносов в размере: от 0% до 8% при наличии результатов оценки условий труда, либо 6% и 9% для тех, кто спецоценку не проводил (ст. 428 НК РФ). О дополнительных тарифах читайте здесь.

Страховые взносы ИП

Размер фиксированных страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями «за себя» с 2018 года не зависит от ставки взноса и размера МРОТ. Теперь ИП уплачивают определенную Правительством РФ сумму, которая составляет в 2018 г. 32 385 руб, в т.ч.:

  • 26 545 руб. – на пенсионное страхование;
  • 5 840 руб. – на медстрахование.

При доходе, превышающем 300 тыс. руб., ИП обязан дополнительно уплатить 1% пенсионного страхвзноса, при этом общая сумма взносов ПФР за год не должна превышать 212 360 руб.(ст. 430 НК РФ).

Ставка единого социального налога в 2018 году

На самом деле, если рассматривать текущее законодательство, там нет данного термина, поскольку этот налог был отменен достаточно давно, еще в 2010 году. Однако некоторые бухгалтеры продолжают пользоваться этим определением по привычке, в разговорах называя так страховые взносы, которые заменили данный налог. В том числе, термин может встретиться и при определении ставки на единый социальный налог в 2018 году, хотя на самом деле она складывается в совокупности из существующих на сегодняшний день нескольких значений на принятые выплаты.

Особенности и расшифровка

Термин читается как единый социальный налог, однако на сегодняшний момент вместо него введены страховые взносы. Выплачивать их должны лица, которые имеют в штате любое количество сотрудников и делают для них различные выплаты и возможные предусмотренные вознаграждения:

  • Предприятия.
  • ИП и те, кто ведет частную практику.
  • Физические лица.

Взносы предназначаются для обеспечения граждан положенными им пенсиями, а также оказания при необходимости бесплатной медицинской помощи и совершения некоторых других дополнительных выплат или назначения пособий.

Сейчас существуют несколько взносов, которые работодатель обязан выплачивать. Они направлены на пенсионные отчисления, а также медицинское и социальное страхование. Если сложить сумму ставок по всем, то получается нагрузка в 30 процентов. Также отдельно рассматриваются выплаты на травматизм, которые добавляются к этому значению. Данная ставка может в определенных пределах варьироваться, в зависимости от опасности имеющихся условий труда на конкретном производстве. Кроме того, тарифы при рассмотрении имеют прямую установленную зависимость от размера налоговой базы ЕСН.

Общая ставка не является обязательной для всех и может быть уменьшена в некоторых случаях, если заработная плата работников превысила определенный предусмотренный законодательством порог. Кроме того, некоторые категории плательщиков имеют дополнительное право пользоваться пониженными тарифами. А для трудящихся в опасных или вредных условиях, напротив, делаются дополнительные начисления, процент которых зависит от результата проведенной оценки условий труда.

У ИП, помимо выплат за сотрудников в штате, если таковые имеются, есть еще и такая обязанность, как перечисление страховых выплат за себя. Эти суммы не зависят от оплаты труда, и имеют фиксированное значение, поэтому любой предприниматель должен заплатить определенную сумму, в которую входит начисление для пенсии и медицинского страхования. Если доход у ИП превышает определенный порог, то он также должен уплатить дополнительный процент к назначенной сумме.

Социальные налоговые вычеты по НДФЛ

Социальные вычеты – это льгота по НДФЛ. Применение социальных вычетов по НДФЛ позволяет налогоплательщику вернуть (или не заплатить) часть налога. Иными словами, вычеты по НДФЛ уменьшают налоговую базу и, тем самым, пропорционально уменьшается сумма налога с доходов физического лица.

Применение социальных вычетов по НДФЛ — это право налогоплательщика, а не его обязанность. Т.о. физическое лицо — плательщик налога, самостоятельно принимает решение о применении (или неприменении) вычета.

Социальные вычеты позволяют уменьшить реальные расходы налогоплательщика на его социальные нужды.

Когда можно получить социальный вычет по НДФЛ

Социальные вычеты предоставляются, если сам налогоплательщик осуществил следующие расходы:

1. на благотворительные цели и пожертвования;

2. на свое обучение, а также обучение своих детей, подопечных, братьев и сестер;

3. на свое лечение, а также лечение супруга, родителей, детей и подопечных;

4. на страхование:

  • негосударственное пенсионное обеспечение (НГПО),
  • добровольное пенсионное страхование (ДПС),
  • добровольное страхование жизни (ДСЖ) по договорам, заключаемым на срок не менее пяти лет,
  • на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;

5. на прохождение независимой оценки своей квалификации.

Налоговый вычет по НДФЛ в сумме страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни

Автор: Е. А. Соболева

Комментарий к Федеральному закону от 30.11.2016 № 403-ФЗ.

В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в частности приведенных в ст. 219 НК РФ.

Одним из социальных налоговых вычетов является сумма уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни.

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 30.11.2016 № 403-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 403-ФЗ). В этом законе речь идет о социальном налоговом вычете по НДФЛ в сумме страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни. С 01.01.2017 согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 403-ФЗ в ст. 219 НК РФ, социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору добровольного страхования жизни может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода, если он обратится с письменным заявлением к работодателю.

К сведению:

До 01.01.2017 указанный вычет предоставлялся налогоплательщику по окончании налогового периода при представлении в налоговые органы налоговой декларации, а также у работодателя, если взносы удерживались из зарплаты работника и перечислялись в фонды самим работодателем. Таким образом, вычет по данному страхованию нельзя было получить у работодателя, если договор заключался самостоятельно, без участия работодателя. Следовательно, этот вычет большинство налогоплательщиков могли заявить только по окончании налогового периода.

Порядок предоставления вычета в сумме страховых взносов по договору добровольного страхования жизни у работодателя аналогичен действовавшему порядку, предусмотренному в отношении социальных налоговых вычетов по расходам на обучение, медицинские услуги и приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения. Рассмотрим этот порядок подробно.

При каких условиях налогоплательщик может получить указанный вычет? Подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ установлены следующие условия:

  • договоры страхования жизни заключены на срок не менее пяти лет;
  • договоры заключены в пользу налогоплательщика, супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)).

В каком размере предоставляется социальный вычет по договорам страхования жизни? Данный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ.

Обратите внимание:

Подпунктом 2 ст. 219 НК РФ установлено следующее ограничение: социальные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 2 – 6 п. 1 этой статьи (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в пп. 2 п. 1 данной статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, приведенных в пп. 3 п. 1 той же статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 руб. за налоговый период. Если у налогоплательщика в течение одного налогового периода были расходы на обучение; медицинские услуги; по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения; договору (договорам) добровольного пенсионного страхования; договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет); на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»; оплату прохождения независимой оценки своей квалификации, налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к организации – налоговому агенту, выбирает, какие и в каких суммах виды расходов учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в п. 2 ст. 219 НК РФ, то есть не более 120 000 руб.

Основания для предоставления данного вычета налогоплательщику организацией – налоговым агентом.

Организация – налоговый агент обязана предоставить социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни до окончания налогового периода, если налогоплательщик обратился с письменным заявлением к работодателю, но только при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Право на получение налогоплательщиком указанного социального налогового вычета должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение такого вычета.

Обратите внимание:

После того, как сотрудник представил уведомление, выданное налоговой инспекцией, бухгалтеру необходимо внимательно проверить, правильно ли в нем отражены:

  • Ф. И. О., ИНН (при его наличии), серия и номер паспорта работника;
  • год, за который надо предоставить вычет. Вычет можно предоставить только по уведомлению, выданному на текущий год;
  • наименование организации (работодателя), ИНН и КПП.

Если какой-нибудь из указанных реквизитов окажется неверным, вычет предоставлять нельзя. В этом случае работник должен получить новое уведомление.

За какие месяцы предоставляется данный социальный вычет? Социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, пре­дусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, предоставляется налогоплательщику налоговым агентом начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за его получением в порядке, установленном абз. 2 указанного пункта. Это значит, если работник обратился с заявлением на вычет в середине года, вычет за месяцы, прошедшие с начала года до месяца, в котором подано уведомление, не предоставляется, то есть НДФЛ за прошедшие месяцы не пересчитывается.

Можно ли перенести остаток вычета на следующий год, если он не полностью использован? Социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни предоставляется только в том налоговом периоде, в котором были произведены расходы на лечение. Статья 219 НК РФ не содержит норму, согласно которой возможен перенос остатка неиспользованного вычета на последующие налоговые периоды. Это значит, если вычет не удалось полностью использовать в текущем году, на следующий год его остаток не переносится. Он так и будет неиспользованным.

Смотрите так же:  Образец жалоба на коммунальные службы

Обратите внимание:

Если после обращения налогоплательщика в установленном порядке к организации – налоговому агенту за получением социального налогового вычета, пре­дусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, налоговый агент удержал налог без учета социальных налоговых вычетов, то сумма излишне удержанного после получения письменного заявления налогоплательщика налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, определенном ст. 231 НК РФ. Это значит, что, если указанный налоговый вычет использован не полностью, а у налогоплательщика за названный налоговый период были доходы, облагаемые налогом по ставке 13%, по которым он не предоставлялся, остаток вычета работник может получить через ИФНС, подав декларацию по форме 3-НДФЛ за истекший год.

Страховые взносы ндфл социальный налог

Социальный налоговый вычет по НДФЛ на дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию

Если налогоплательщик заботится о величине своей накопительной пенсии, то есть участвует в ее увеличении, то он вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом.

В статье рассмотрим порядок предоставления социального налогового вычета на дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.

Прежде отметим, что в соответствии с действующей на сегодняшний день формулировкой подпункта 5 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик вправе уменьшить свой доход, облагаемый по ставке 13%, на социальный налоговый вычет в сумме уплаченных в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее – Закон № 56-ФЗ).

Заметим, что формулировка подпункта 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ не учитывает того, что с 1 января 2015 года и в названии Закона № 56-ФЗ, и в его тексте используется понятие «дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию», тогда как в НК РФ фигурирует понятие «дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии».

По мнению автора для целей социального налогового вычета следует рассматривать данные формулировки как тождественные, ведь изменение наименования указанных дополнительных страховых взносов не ведет к изменению их основного назначения – дополнительного финансирования пенсионных накоплений физического лица.

С учетом изложенного, далее в статье будут использоваться и понятие «дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии», и понятие «дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию» в зависимости от того на какой документ будет ссылка – на Закон № 56-ФЗ или на статью 219 НК РФ.

Итак, сначала уточним, что является дополнительным страховым взносом на накопительную пенсию и рассмотрим порядок уплаты этого взноса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 56-ФЗ дополнительным страховым взносом на накопительную пенсию является индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены названным законом.

Застрахованным лицом, в свою очередь, является лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 2 Закона № 56-ФЗ).

Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (пункт 1 статьи 3 Закона № 56-ФЗ).

Указанное заявление может подаваться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – территориальный орган ПФ РФ) лично гражданином по месту его жительства, через своего работодателя либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление также может быть подано иным способом, в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который подается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в порядке, определенном подпунктами 1 – 4 пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (далее – Закон № 111-ФЗ) (пункт 1 статьи 4 Закона № 56-ФЗ).

В заявлении должны быть указаны:

– страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;

– фамилия, имя, отчество гражданина;

– место жительства гражданина.

В настоящее время форма заявления и инструкция по его заполнению утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 225п «Об утверждении формы заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, Инструкции по его заполнению, а также формата представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в электронном виде (формат данных)».

Территориальный орган ПФ РФ, получивший заявление, не позднее 10 рабочих дней со дня его получения направляет гражданину уведомление о получении заявления, результатах его рассмотрения и дате вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. В случае подачи гражданином заявления в форме электронного документа указанное уведомление направляется гражданину в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 5 статьи 4 Закона № 56-ФЗ). Отметим, что на сегодняшний день рекомендуемая форма уведомления утверждена Распоряжением Правления ПФ РФ от 26 июня 2008 года № 122р «О рекомендуемой форме уведомления о получении заявления, результате его рассмотрения и дате вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии».

Гражданин, на которого не открыт индивидуальный лицевой счет в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), одновременно с подачей заявления представляет сведения, необходимые при начальной регистрации в соответствии с Законом № 27-ФЗ, лично либо иным способом, в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется ПФ РФ и который подается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, и регистрируется в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом № 56-ФЗ (пункт 6 статьи 4 Закона № 56-ФЗ).

Если в заявлении отсутствуют необходимые данные и (или) не представлены необходимые сведения, территориальный орган ПФ РФ дает подавшему заявление гражданину соответствующие разъяснения.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Закона № 56-ФЗ размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию определяется застрахованным лицом самостоятельно и может быть изменен им на основании заявления (пункты 1, 2 статьи 5 Закона № 56-ФЗ).

Если уплата дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию осуществляется застрахованным лицом самостоятельно, то перечисления денежных средств в бюджет ПФ РФ производится через кредитную организацию. Копии платежных документов за истекший квартал с отметками кредитной организации об исполнении застрахованное лицо должно представить в территориальный орган ПФ РФ не позднее 20 дней со дня окончания квартала (статья 6 Закона № 56-ФЗ).

Если застрахованное лицо желает уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию путем их перечисления через работодателя, то это лицо указывает в подаваемом работодателю заявлении размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного страхового взноса определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (пункт 2 статьи 5 Закона № 56-ФЗ). Работодатель, получивший заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию либо об изменении размера уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию, осуществляет исчисление, удержание и перечисление дополнительных страховых взносов начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения работодателем соответствующего заявления. Прекращение либо возобновление уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию также осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления, что установлено пунктом 2 статьи 7 Закона № 56-ФЗ.

На основании статьи 8 Закона № 56-ФЗ работодатель вправе принять решение об уплате им взносов в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию. Указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор. В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного застрахованного лица прекращается со дня прекращения указанных правоотношений. Размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) им ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица, в пользу которого уплачиваются эти взносы. Взносы работодателя включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы.

Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя перечисляются работодателем в бюджет ПФ РФ в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (статья 9 Закона № 56-ФЗ).

Указанные взносы зачисляются на отдельный счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства в подразделении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета ПФ РФ.

Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя осуществляется работодателем отдельными платежами и оформляется отдельными платежными поручениями.

Одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию работодатель формирует реестры застрахованных лиц. Указанные реестры формируются отдельно в отношении сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и в отношении сумм взносов работодателя. В реестре должны содержаться следующие сведения:

– общая сумма перечисляемых средств, включающая в себя сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (сумму всех уплачиваемых взносов работодателя);

– номер платежного поручения и дата его исполнения;

– страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица;

– фамилия, имя и отчество каждого застрахованного лица;

– сумма перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию каждого застрахованного лица (сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица);

Сведения об общей сумме перечисляемых средств, включающей в себя сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (сумму всех уплачиваемых взносов работодателя) подлежат заверению кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.

Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган ПФ РФ непосредственно либо через многофункциональный центр не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачивались взносы работодателя (в случае их уплаты).

Форма реестра застрахованных лиц и порядок его представления утверждены постановлением Правления ПФ РФ от 12 ноября 2008 года № 322п «Об утверждении формы ДСВ-3 «Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены взносы работодателя», Порядка его представления в территориальный орган ПФР, а также Формата представления реестра в территориальный орган ПФР в электронном виде (формат данных)» (далее – постановление № 322п).

Смотрите так же:  Приказ мвд россии no 1039

Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанное выше количество, представляют реестры застрахованных лиц в территориальный орган ПФ РФ либо через многофункциональный центр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В таком же порядке реестры застрахованных лиц могут представляться в территориальный орган ПФ РФ либо через многофункциональный центр работодателями, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 25 человек и менее.

Формат представления реестра в электронной форме утвержден постановлением № 322п.

Поступающие в ПФ РФ суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя до их отражения в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица инвестируются в порядке, установленном для инвестирования страховых взносов на финансирование накопительной пенсии в соответствии с Законом № 111-ФЗ (статья 10 Закона № 56-ФЗ).

Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, а также доход от их инвестирования отражаются ПФ РФ в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам по основаниям и в порядке, которые установлены Законом № 111-ФЗ и Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон № 75-ФЗ). Срок, в течение которого указанные средства должны быть отражены в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и переданы управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, не может превышать три месяца со дня получения территориальным органом ПФ РФ реестров застрахованных лиц за истекший квартал либо в случае самостоятельной уплаты застрахованным лицом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию копий платежных документов за истекший квартал.

Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в порядке, определенном Законом № 111-ФЗ и Законом № 75-ФЗ (статья 11 Закона № 56-ФЗ).

Заявления лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд ПФ РФ рассматривает и осуществляет перевод соответствующих средств в срок, который не может превышать три месяца со дня получения соответствующего заявления.

На основании статьи 12 Закона № 56-ФЗ право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном названным законом, имеют застрахованные лица, подавшие заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и начавшие уплату указанных взносов в период по 31 января 2015 года.

При этом застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии после дня вступления в силу Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», имеют право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в случае, если на день подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии они не являются получателями ни одного из видов пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.

Право на получение государственной поддержки предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в сумме не менее 2 000 рублей.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 рублей в год (статья 13 Закона № 56-ФЗ).

Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.

Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений и поступившие в бюджет ПФ РФ, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам не позднее 15 мая года получения средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений, на что указано в статье 15 Закона № 56-ФЗ.

Выплаты за счет средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц, вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, осуществляются в порядке, установленном для выплат за счет средств пенсионных накоплений Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», Законом № 75-ФЗ и Законом № 111-ФЗ (статья 16 Закона № 56-ФЗ).

После того, как уплачены суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, налогоплательщику предоставляется социальный налоговый вычет.

Если дополнительные взносы на накопительную пенсию уплачивает работодатель за счет собственных средств, то данный социальный вычет физическому лицу не предоставляется.

Согласно абзацу 1 подпункта 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ вычет предоставляется в сумме дополнительных взносов, которые фактически уплатил сам налогоплательщик.

При этом в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 – 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде. Причем налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.

При применении социального вычета необходимо учитывать, что средства, которые направляют на накопительную часть трудовой пенсии работодатель налогоплательщика и государство (в виде софинансирования), не учитываются (подпункт 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ).

Вычет может быть предоставлен как налоговым органом, так и работодателем по желанию налогоплательщика (абзацы 1, 2 пункта 2 статьи 219 НК РФ).

Налоговым органом вычет предоставляется по окончании года, в котором понесены расходы на уплату дополнительных страховых взносов. Для этого налогоплательщиком подается в налоговый орган налоговая декларация. Отметим, что форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 24 декабря 2014 года № ММВ-7-11/671@.

Кроме декларации в налоговую инспекцию нужно представить документы, подтверждающие фактические расходы на уплату дополнительных страховых взносов.

К таким документам относятся:

– платежные документы, подтверждающие уплату дополнительных страховых взносов через кредитную организацию (статья 6 Закона № 56-ФЗ, письма УФНС России по городу Москве от 23 декабря 2010 года № 20-14/4/135380@, от 31 мая 2010 года № 20-14/4/056762@).

– справка налогового агента о суммах дополнительных страховых взносов, которые налоговый агент удержал и перечислил по поручению налогоплательщика. Форма такой справки утверждена Приказом ФНС России от 2 декабря 2008 года № ММ-3-3/634@ «О форме справки».

– справка по форме 2-НДФЛ (письма УФНС России по городу Москве от 23 декабря 2010 года № 20-14/4/135380@, от 31 мая 2010 года № 20-14/4/056762@).

Также можно порекомендовать налогоплательщикам при подаче налоговой декларации вместе с подтверждающими документами прикладывать сопроводительное письмо с указанием перечня таких документов.

Работодателем налогоплательщику вычет предоставляется до окончания года, если сотрудник обратится к нему с такой просьбой (статья 216 НК РФ, абзац 2 пункта 2 статьи 219 НК РФ). Вычет в этом случае предоставляется только по суммам, которые работодатель удержал из выплат работнику и перечислил в ПФ РФ, что следует абзаца 2 пункта 2 статьи 219 НК РФ, статей 3, 4 Закона № 56-ФЗ, письма Минфина России от 1 июля 2013 года № 03-04-06/25031.

Если социальные налоговые вычеты использованы в текущем году налогоплательщиком не полностью, то их остаток не переносится на следующий календарный год.

В завершении хотелось бы обратить внимание на то, что с 1 января 2016 года в пункт 2 статьи 219 НК РФ будут внесены изменения на основании Федерального закона от 6 апреля 2015 года № 85-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

В силу этих изменений социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к налоговому агенту – работодателю при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ и при условии, что дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующий фонд работодателем.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 – 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ), будут предоставляться в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период. В случае наличия у налогоплательщика в течение одного налогового периода расходов на обучение, медицинские услуги, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» налогоплательщик сможет самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирать, какие виды расходов и в каких суммах будут учитываться в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в пункте 2 статьи 219 НК РФ.