Законы Хаммурапи в Др. Вавилоне

Свод законов Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.) — крупнейший и важнейший памятник Месопотамии. Этот Кодекс был обнаружен в 1901 г. франц. археолог. экспедицией во время раскопок города Сузы.

Судебник сохранился почти полностью. Из 282 статей Законника полностью сохранилось 247; остальные удалось восстановить по многочисленным фрагментам более поздних копий Законника, найденных при раскопках других городов Месопотамии.

Главным источником Кодекса являлись нормы обычного права, материалы судебной практики, законотворчество самого Хаммурапи.

Основные цели ЗХ заключались в законодательном закреплении сословно-классового деления общества, в упрочении рабовладельческих порядков, в обеспечении интересов господствующих верхов от посягательств на принадлежащую им собственность.

Кодексу Хаммурапи характерны примитивная правовая техника и казуистичность правовых норм. Законник представляет собой собрание конкретных судебных случаев.

Четкое деление по отраслям права в Законнике отсутствует. Преобладают нормы гражданского, уголовного права, хотя и в них обнаруживаются довольно многочисленные пробелы.

Источником обязательств являлись договоры. Самым распространенным видом договоров был договор купли-продажи, которому исторически предшествовал договор мены. Купля-продажа наиболее важных вещей (земля, постройки, рабы, скот) оформлялась письменно, по определенной форме, с перечнем свидетелей (двух-трех и более) и приложением печатей. Тексты договоров писались на глиняных посудах, которые затем обжигались. Существовала и купля-продажа в кредит или с рассрочкой платежа.

Договор личного найма заключался на год или меньший срок. За невыполнение условий договора наемный рабочий нес строгую ответственность. Если у наемного рабочего не было денег на уплату штрафа, его подвергали мучительной смертной казни.

Достаточно редким был договор товарищества. В нем речь идет о распределении убытков или прибыли между членами товарищества. Главным условием договора была солидарная ответственность товарищей перед третьими лицами.

В имущественный найм могли входить дома, скот, транспортные средства (повозки и лодки) . также в договор входила и аренда земли, оформляемая на 1 год, аренда сада на 5 лет. Условия аренды были весьма тяжелыми потому, что пахотных земель не хватало, и спрос на аренду значительно превышал предложение.

Договор займа отличался большей суровостью; превышение ростовщиком процентных ставок влекло за собой потерю долга. Должник был защищен от самоуправных действий кредитора. Кредитор имел право принимать в залог землю и движимое имущество должника. Несостоятельный должник вынужден был отдавать в кабалу членов своей семьи. Срок кабалы был ограничен 3- мя годами по истечении которых заложник покидал дом кредитора.

Существовал и договор хранения и поклажи. Хранитель отвечал за вещь, даже если она была украдена у него вместе с его собственными вещами.

Кодекс Хаммурапи имеет и другой источник обязательств кроме договоров – причинение вреда. В него входили порубка деревьев в чужом саду, затопление судна вследствие столкновения на реке и потрава поля.

Патриархат. Брак заключался на основании письменного договора между мужем и отцом невесты. За невесту отдается приданное. Приданое оставалось у мужа, если развод произошел по причине предосудительного поведения жены.

Возможен развод по инициативе мужа. Жена имела право на развод лишь при наличии серьезных причин (длительной измены мужа, смена им местожительства). Дети остаются у отца. Если жена не рожает детей или рожает только девочек, то муж имеет право взять наложницу или рабыню, а жену либо оставить в доме, либо «отвергнуть ее», но при условии возврата ей приданного. Детей, рожденных от рабынь, он мог узаконить.

Если муж, отправившийся в военный поход, попадал в плен, жена могла выйти замуж вторично, когда у нее не оставалось иных средств к существованию, причем в случае возвращения мужа из плена жена должна была вернуться к нему.

Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах. Они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей, ни низшей кассационной, ни апелляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.

Возбуждение дела осуществлялось, как правило, частным лицом. Явку обвиняемого (ответчика) суд обеспечивал сам потерпевший (истец). Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду.

Приговоры о смертной казни или членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

Наследование по закону:

Сыновья, независимо от возраста делили наследство в равных долях. Усыновленные дети участвовали в разделе только движимого имущества и не могли претендовать на имущество. Первоначально дочери призывались к наследованию лишь при отсутствии сыновей. Впоследствии они были уравнены в наследственных правах со своими братьями. Пережившая жена получала приданное и предбрачный подарок мужа и продолжала жить в доме умершего мужа. Это имущество она не имела право продать, поскольку оно было после ее смерти предназначено в раздел детям. Если жена умирала раньше мужа, последний имел право распоряжаться ее приданым как своей собственностью.

Наследование по завещанию:

Отец мог с согласия суда лишить какого-либо сына наследства за неоднократную тяжкую обиду . он мог также за счет дарения, сделанного еще при жизни, увеличить наследственную долю одного из сыновей за счет ущемления интересов других сыновей . муж мог подарить часть земельного имущества жене в обход прямых наследников – сыновей.

Собственникам земли в Вавилоне могли выступать царь, храмы, общины и частные лица.

Достаточно подробно обрисованы в Законнике поземельные отношения внутри общины. Она сохраняла контроль над угодьями и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин обладал правом достаточно свободного распоряжения своим земельным участком — он мог его продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству — для этого не требовалось согласия общины. Необходимо было лишь соблюдать два условия: 1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины 2) все эти сделки совершались лишь в пределах общины.

Основную группу уголовно-правовых норм составляли преступления против личности. к ним относились : нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и действием, дача ложных обвинений, злостная клевета.

Ко второй группе относились преступления против собственности: кража и грабеж, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества.

Третья группа – преступления против семьи и нравственности: супружеская неверность, кровосмешение, кража ребенка, изнасилование.

К четвертой группе можно отнести воинские преступления: мародерство. а также к этой группе можно отнести и должностные преступления: взяточничество судьи.

В системе наказаний преобладала смертная казнь. Смерть за неповиновение царю, за кражу собственности, за убийство, даже если оно было совершено случайно. Принцип талиона.

выбор мены наказания, степень его суровости ставились в прямую зависимость от социального положения как преступника, так и потерпевшего.

Воинские земельные участки полностью исключались из гражданского оборота, так что всякие сделки с ними являлись незаконными. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялась право его малолетнего сына (ст.27-29). Если ради избавления от службы воин бросал надел, он не терял права на него в течении года при условии возвращения к своим обязанностям. Когда воин по возрасту или болезни уже не мог продолжать службу; но в его семье подрастал сын, способный продолжить службу вместо отца, — земельный участок мог быть закреплен за данной и во втором поколении. Если же сын был малолетним и не мог продолжить службу отца, его матери выделялась одна треть из имущества «илку», чтобы она могла воспитывать сына до его совершеннолетия. Однако верховная собственность на эти земли неизменно оставалась за царем: он мог в любое время изъять земельный участок из рук военнослужащего.

В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко наказывать воинов, нарушивших военный приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников – декум и лубуттум, использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем. Служба воина считалась «вечной».

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 21 ; Нарушение авторских прав

Договор мены законы хаммурапи

Шумерские законы — древнейшие известные истории письменные памятники права. Они возникли на ранних государственных образованиях на территории. Месопотамии во времена. Древнего. Шумера (ХХИУ-ХХ века до н.э). К ним относят. Законы. Уруинимгина (конец XXIV века до н.э) — правителя города. Лагаша,. Законы. Ур-Намму (конец III тысячелетия до н э) — правителя города. Ура, фрагменты других модификаций,. Законы лепите-И. Штар (XIX век до н.э) и. Законы. Билаламы (XVIII век до н.э) — правителя. Эшнунны, предшествовавших. Законам. Хаммурапи. Хронологически шумерские законе относятся к периоду. Древнего. Вавилонього. Вавилона.

Законы. Уруинимгина (Урукагины) — древнейшие из известных истории законодательных памятников. Они были приняты в ходе социальной борьбы, которая привела. Уруинимгина к власти в. Лагаше. Законы было направлено на поддержание древних»справедливых»порядков и традиций, на»защиту вдов и сирот», гарантировали владельцам храмовых и государственных наделов их права»на основе справедливости», отменяли кабальные продажных-залоговые сделки, а также содержали немного норм о наказании за покушение на человека полноправных. Шумерийцы. Основным наказанием были штраф.. Основним покаранням були штрафи.

Кроме законодательства. Уруинимгина, известный также сборник шумерийских законов, появившийся после падения III династии. Ура и назывался по начальным словам»анниттишу»(«по указаниям»). Сборник ст ладався из семи таблиц и был предназначен для переписчиков, судей, чиновников. В нем содержались распоряжения о порядке оплаты денежных и зерновых займов, размер процентов, регулировались отношения между родителями и детьми, порядок расторжения брака. Заслуживает внимания также упоминание фрагмента так называемого»шумерийских кодекса», который предназначался для писцов и судей и содержал нормы. Северных о-Вавилонского городского права. Здесь регулировались отношения между родителями и детьми, устанавливались ответственность за хищение, нанесение побоев беременной женщине, ответственность пастухов тощці, відповідальність пастухів тощо.

Смотрите так же:  Возврат замененный файл

Законы. Ур-Намму — судебник царя объединенного»Царства. Шумера и. Аккада»Ур-Намму (2111 -2092 годы до и е), основателя III династии. Ура. Сохранились фрагменты судебника. В духе древней традиции. Законы и. Ур-Намму начинаются с преамбулы, рисующий добрые дела царя,»установившего в стране справедливость, выгнал зло и раздоры чтобы сироту не отдавали во власть богатого, вдову не отдавали во власть сил ьного, человека сикля (сикль — мелкая монета, но в этом случае — бедный-Авт не отдавали человеку мины (мина — более крупная денежная единица -. Авт)»На самом деле. Законы. Ур-Намму фиксировали типичные порядки стар одавньои деспотии — неограниченную власть царя, господство чиновников в социально-хозяйственных отношениях, бесправное положение населения. Такие порядки особенно характерны для III династии. Ура, когда государство полностью монополизировала все сферы хозяйства: сельское хозяйство, ремесленничество, внутреннюю и внешнюю торговлю. Крестьяне предстают в. Законах. Ур-Намму как бесправные государственные илоты-гурушы, работающих в государственных хозяйствах от зари до зари под руководством надзирателей за твердо установленный паек (мужчинам — 1,5 л, женщинам -0,75 л зерна в день). Управляющий же класс здесь выступает как класс чиновников-пра витель во главе с царем-богом на верхушке иерархи з царем-богом на верхівці ієрархії.

Законы города. Эшнунны — свод законов, который сложился в XIX веке до н.э в. Месопотамии, городе. Эшнунна (Аншнуннак), что в XXI веке до н.э при III династии. Ура входило в состав государства. Шумер и. Аккад, а с XX до XVIII века до н.э представлял собой небольшую самостоятельное государство. Законы были составлены в период правления царя. Билаламы, почему и называются иногда. Законами. Билаламы. Законы. Эшнунны — одна из самых древних достоверных памятников права, важнейший источник по социальной истории. Месопотамии. Они содержали 61 статьи, регулирующие правовой статус сословных групп, рабов, обязанности администрации, некоторые статьи и было посвящено договора найма, долговом праву, договора займа, уголовному праву. В целом же. Законы. Эшнунны характеризуют общество с сильными централизованными функциями государства в области хозяин ства, всего социальной жизни, они — один из источников. Законы. Хаммурапи. Хаммурапі.

Законы. Хаммурапи — кодекс законов древнего вавилонского царя. Хаммурапи (1792-1750 годы до н е) важнее правовая памятник древности, характеризует. Древний. Вавилон как типичную восточную («азиатский ку») деспотию с сильными социально-хозяйственными функциями государства, сословно-чиновничьей общественной структурой. Они состояли из 282 статей, большого введения и заключения, в которых. Хаммурапи предстает как неограниченный владыка,»пастырь»подвластных ему народов, принимает от богов власть и законы. Законы. Хаммурапи характеризует довольно высокая для своего времени юридическая техника стремление группировать статьи по п редметом регулирования: правосудие, правовое положение сословий (авилум и мушкенум), рабов (последние здесь, в отличие от античности, владеют имуществом, имеют семью, могут заключить брак со свободными). Много статей посвящено долговом праву (Законы. Хаммурапи запретили долговое рабство, заменив его отработкой), договорам найма, купли-продажи, имущественным отношениям, связанным с военной и граж ьною службой (имущество илку), а также брачно-семейному праву, характеризуется неограниченной властью владельца дома, бесправным положением женщин и детей. Уголовное право отмечается строгостью и господства ям тал иона (возмездия равным за равное), однако авилум имеют здесь преимущество по сравнению с мушкенуевагу порівняно із мушкенум.

Особое внимание уделено обороне государственного (царского) и храмового хозяйства. Законы. Хаммурапи расширяли частный гражданский оборот по сравнению с тотальным огосударствлением хозяйственных отношений I III династии. Ура.

Правовое положение населения по Законам царя Хаммурапи

Законы царя. Хаммурапи различают две неравные по своему правовому положению группы свободного населения: авилум и мушкенум

Авилум («человек») — свободный общинник, председатель патриархальной семьи. Он владел участком общинной земли, имел имущественные права и мог рассчитывать на поддержку общества. Правовой статус авилум в основном в определялся обычным правом. Однако государство было заинтересовано в сохранении слоя свободных общинников, поскольку авилум были основными налогоплательщиками. Законы. Хаммурапи обеспечивали максимальный право ный защиту полноправному. Вавилонскому населению. За преступления против авилум предназначались наиболее тяжкие наказания и»дороже»оценивалось их имуществuot; оцінювалося їх майно.

Законы. Хаммурапи препятствовали социальной деградации свободного полноправного населения и устанавливали ограничения долгового рабства. Если авилум был вынужден в обеспечение долга продать или отдать в рабство членов своей семьи, то срок такого рабства ограничивался тремя годами, после чего долговые рабы получали свободу, а долг считался погашенным. В случае смерти заложника от побоев или дурного ста влення к нему кредитор нес ответственность. Если умирал сын должника, то казнили сына ростовщика: если умирал раб, то выплачивалась денежная компенсация. Кроме того, кредитор терял право на получение долгоргу.

Мушкенум («тот, кто падает ниц») — неполноправных свободный человек, вышла из общины, но поступила в услужение к царскому хозяйства. Возможно, положение мушкенум получали рабы — иншоплеминникы, п посажены на дворовую или храмовую землю. Мушкенум владел неотчуждаемым земельным наделом с царско-храмового фонда на условиях выплаты части урожая в казну. Поэтому землевладения мушкенум охранялось вместе с царско-храмовым собственностью. Личность и имущество мушкенум в. Законах. Хаммурапи оценивают ниже, чем в. Авила, ніж у авілум.

Меньшая правоспособность мушкенум определялась тем, что эта категория населения не сохраняла связь с обществом и не пользовалась ее защитой. В то же время отношение к царской службы, высокий администратором ивний статус определяли особую заботу о мушкенум со стороны государстви.

Законы. Хаммурапи различают также группы населения по профессиональному признаку. Это прежде всего профессиональные воины — редум, баирум (солдаты), деккум, лубуттум (офицеры) их правовое положение подробно регламентов. Ован. Законами. Хаммурапи. За свою службу они получали натуральную плату — дом, поле, сад, находящихся в их непосредственном владении, но собственностью не были. Отказ редум, баирум выступить в ца. РСК поход каралась смертью, даже если на замену они предоставляли наемника. Воин, попадал в плен, подлежал выкупу, как правило, за счет местного храма или казны. Любые притеснения редум с так ку военачальников карались смертью последних: воина нельзя было сдать в аренду, отлучить от царской службы, забрать у него царские подарки. По царскую службу воины получали имущество (скот дом) и земельный надел на правах илку (служебная дарения), то есть оно не подлежало отчуждению, любые сделки с ним считались недействительными пожалован царем имущество не могло быть передано на заб езпечення долга воина или отдан за выкуп его из плена. Долговые обязанности редум, баирум обеспечивались их собственными доходами. При длительном отсутствии воина его имущество передавалось другому человеку, способность ней нести царскую службу. Но в течение трех лет за воином сохранялись права на надел. Исключения составляли случаи, когда воин попадал в плен во время царской службы. Воину вернувшийся из плена м. Ваше имущество возвращалось, и он, по-прежнему был обязан служить царю. Надел редум, баирум мог быть передан по наследству только сыну при условии, что наследник способен нести военную службу своего отца. М алолитний сын прав на надел не имел, но его матери передавалась третья часть землевладения. Жене и дочерям воина могло быть передано только то имущество, которое он приобрел самостоятельноеидбав самостійно.

Законы. Хаммурапи выделяют еще одну категорию населения -. Тамкар, торговых агентов, находившихся на царской службе с обязанностью отчислять в казну часть прибыли от торговых прав вочинив. Тамкар были связаны с рынком и, кроме царских поручений, могли осуществлять собственные торговые и ростовщические операцииї.

Рабство в. Вавилоне имело патриархальный характер. Рабы находились в положении младших членов семьи, имели право на семью и имущество, считалось собственностью их хозяина. Законы. Хаммурапи рассматривали раба а наравне с имуществом, которое могло свободно отчуждаться. Причинение телесных повреждений или убийство раба расценивалось как нанесение имущественного ущерба и подлежало соответствующем возмещению. Вместе с тем раб в собисто отвечал за совершенные им преступления и к нему применялись жестокие меры наказания. Он мог отрицать в суде свое рабское положение, но в случае проигрыша дела его строго наказывали. По кони. Хаммурапи особо выделяют категорию дворовых рабов и рабов мушкенум их похищение и сокрытие каралось смертной казнью. Дворовые рабы и рабы мушкенум могли заключать браки со свободными женщина мы, и дети от таких браков считались свободным. Вдова раба имела право на свое приданое и половину нажитого совместно с мужем имущества, другая половина передавалась хозяину раба. Уравнивание правовой статус в дворовых слуг и рабов мушкенум объяснялось тем, что они рассматривались как царская (государственная) собственность и поэтому подлежали правовому защитуму захисту.

Регулирование имущественных отношений по Законам Хаммурапи

В период правления. НЕТ династии. Ура. Вавилон превратился в полностью»огосударствленное»общество: управление хозяйством перешло в руки государства, были запрещены частное хозяйство, ремесленничество, зем млеробство, внутренняя и внешняя торговля. На государственных полях под контролем надсмотрщиков работали бригады общинников-гурушив, которые получали за свой труд государственный паек. По. Хаммурапи хотя и оставался государственный контроль за хозяйством, но значительное развитие получили элементы частной собственности. Государство не напрямую овладевает экономику, как при III династии. Ура, а через аренду государственной земельной и др. вой собственностишої власності.

Смотрите так же:  Бланк нулевую отчетность

Большую часть. Законов. Хаммурапи посвящено регулированию землевладения. У них отсутствует институт частной собственности на землю. Это связано с тем, что для. Востока характерна множественность владельческих прав. В. Верховным собственником земли был царь, который имел право перераспределять земельный фонд между общинами и лицами, которые находились на царской службе. Однако развитие товарно-денежных отношений постепенно разрушал общину и делал неэффективным существование больших царско-храмовых хозяйств. Поэтому целью. Законов. Хаммурапи было урегулировать новые формы хозяйствования в интересах государствржави.

Предметом особой заботы были царско-храмовые земли, которые составляли 30-40% обрабатываемых земель. Во время правления. Хаммурапи широко применялась практика дробления таких земель на небольшие участки и с последующим раздачей за службу (мушкенум,. Тамкар, жрецам, редум и баирум) на определенных условиях или сдачей в аренду. Земли с царско-храмового фонда, как правило, исключались из торгового оборота жрецы и тамкар разрешалось продавать земли при условии, что до покупателя переходили обязанности царской службжби.

Общинная земля разделялась на коллективное и индивидуальное семейное землевладения. Землевладелец был обязан следить за оросительной системой и возмещать ущерб, нанесенный соседям через его недба алисты. Законы. Хаммурапи оказывали общиннику широкие права в отношении своего земельного участка: ее можно было сдавать в аренду, менять, закладывать, передавать по наследству. Купля-продажа земли допускала, ал е не было распространено. Как правило, земля не выходила за пределы общины, а крестьянин, который оставлял общину, терял право на землюемлю.

В. Законах. Хаммурапи достаточно разработаны договорное право. Договоры заключались в письменной форме или в устной, при свидетелях. Субъектами сделок могли выступать только полноправные лица (сделки с лиц боя, находилась в рабской или патриархальной зависимости, считались недействительнымии).

Законы Хаммурапи не предусматривали такие виды договоров

1. Договор купли-продажи

Он еще не отделился от договора мены, поскольку цена предназначалась не только в серебре, но и в хлебе или ином имуществе. Покупка осуществлялась при свидетелях, и продавец должен был гарантировать, что он является владельцем вещи. Иначе сделка рассматривался как воровство и наказывался смертноститю.

2. Договор займа

Законы. Хаммурапи устанавливали максимальные размеры процентов (20% в серебре и 33,5% в натуральном займу). Кредитор, который превышал эту норму или какого уличали в мошенничестве, терял право на воз рнення займа. В обеспечение ссуды глава семьи мог отдать в заложники или долговое рабство членов семьи или рабов. Заложник находился у кредитора до возвращения долга. Долговое рабство ограничивалось мая ьома годы, с течением которых долг считался возвращен, а должники освобождалисьлися.

3. Договор жилищного найма

Хозяин, который требовал освободить помещение раньше срока, терял право на получение оплаты

4. Договор личного найма

Законы. Хаммурапи устанавливали размеры оплаты различных видов работ ремесленников, строителей, лодочников, врачей

5. Договор хранения заключался при свидетелях

Отказ от него порождала обязанность возмещения ущерба в двойном размере

6. Договор аренды

Арендатор был обязан обрабатывать землю, вносить плату по договору в 1/3 или 1/2 урожая (если урожая не было, то расчет осуществлялся на основании урожая у соседей)

7. Договор поручения

заключался между тамкаром и мелким торговым агентом — шамаллум и предусматривал передачу товаров или денег для получения торговой прибыли

8. Договор общества

Предполагал совместный вклад денег с целью получения прибыли. Прибыли и убытки делились пополам

Законы. Хаммурапи различали обязательства из договоров и из-за причинения вреда. Нарушение условий договора влекло за собой или кратное возмещение, или потерю предоставленных по договору денег или имуществу причинен ния вреда другому лицу или чужому имуществу порождало обязательство возместить ущерб. Предусматривалась ответственность за неудачно выполненные робототи.

Преступления и наказания по Законам Хаммурапи

Под преступлением в. Законах. Хаммурапи понимались нарушения традиционного порядка, нанесение ущерба лицу, имуществу. У них отсутствует различие между частноправовых правонарушением (деликтом) и преступлением преступлений ин назывался грехом. Перечень грехов в вавилонской религиозной книге»Шурну»и перечень преступлений в. Законах. Хаммурапи совпадали. Появляется понимание обстоятельств, смягчающих и обременяли преступление. Законы приводят различия между умышленными и непреднамеренных преступлениями. В некоторых случаях достаточно было принести клятву, чтобы доказать отсутствие умысла, хотя это не всегда смягчало наказание. Например, непредумышленное н анесення раны в драке каралось только уплатой услуг врача. Доктор же, который сделал неудачную операцию, отрубили кисть руки. Присутствует понимание соучастия (сокрытие, пособничество). Субъектом преступления выс топала любой человек, включая рабов. Классификация преступленийласифікація злочинів:

1) преступления против личности: убийство, членовредительство, оскорбление словом или действием, клевета, псевдосвидчення;

2) имущественные преступления: кража, грабеж, причинение ущерба чужому имуществу (включая рабов);

3) преступления против семейных устоев: прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, нарушение сыновнего долга, подмена или кража ребенка

В. Законах. Хаммурапи существует система правовых привилегий — мера ответственности зависела от социального и семейного статуса, пола преступника и потерпевшего. За аналогичное преступление раб и свободный несли разн не наказание (если свободный человек платил штраф, то рабу применялось членовредительство). За преступления против авилум наказывали тяжелее, чем по мушкенум. Наказание по. Законам. Хаммурапи характеризовались жестокостью. Часто они применялись по принципу талиона — возмездие соответствии причиненном ущербе («око за око»). В основном в. Законах. Хаммурапи проводится принцип индивидуализации наказания, хотя в отдельных случаях сохранился принцип круговой поруки, который берет начало от родового строя. Например, если грабителя не был схвачен, то община возмещала похищенное на его территории имуществ території майно.

1) смертная казнь (сожжение, утопление, сажание на кол);

2) членовредительство (отрезание уха, языка, пальцев, рук и др.);

3) изгнание из общины;

4) штрафы (накладывались не только за причинение ущерба имуществу, а за оскорбление словом или действием, нанесение телесных повреждений мушкенум)

В. Законах. Хаммурапи широко применялся принцип талиона, то есть буквально»воздаяния равным»Так, если виноват нанес ущерб сыну человека, то наказывается согласно сын виновного. С точки зрения современного п права это бессмысленно, но в древности дети рассматривались как имущество отца, и ущерб выливался в сбитвся у збиток.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Законы Хаммурапи

1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:

  • введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
  • 282 статьи законов,
  • обширное заключение.

Источниками при составлении сборника послужили:

  • обычное право;
  • шумерские судебники;
  • новое законодательство.

2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

3. Законодательству Хаммурапи известны договоры :

  • аренды;
  • имущественного найма;
  • личного найма;
  • займа;
  • купли-продажи;
  • хранения;
  • товарищества;
  • мены;
  • поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде — поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

  • ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
  • ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
  • ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

  • продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;
  • продавцом мог быть только собственник вещи;
  • продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Смотрите так же:  Продажа сертификатов на материнский капитал

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела» право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

  • дети;
  • усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);
  • внуки;
  • дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

5. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений .

  • против личности;
  • имущественные;
  • против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

  • смертная казнь в различных вариантах — сожжение, утопление, посажение на кол;
  • членовредительские наказания — отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;
  • штрафы;
  • изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» — «мера за меру», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством — например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

6. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Правовое регулирование имущественных отношений по Законам царя Хаммурапи.

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на 2-м году правления: это был год, когда царь «установил право стране».

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку), о чем говорилось выше.

Обязательства. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети, урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.

Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной.

Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.

Для законов Хаммурапи характерна глубокая проработка норм, регулирующих обязательственные отношения. Основаниями для возникновения обязательств были договор и причинение вреда.

В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля и сада законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.

Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты ‘груда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа. Закон устанавливал максимальный процент по денежным займам в 20%, по хлебным – 33,3%. При отсутствии серебра в погашение долга могло быть обращено имущество. Однако если кредитор осуществлял это самоуправно, он не только должен был вернуть имущество должнику, но и терял право требования долга. Кредитор также нес ответственность за смерть должника, отрабатывающего долг в его хозяйстве, в результате дурного обращения с ним.

Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

В условиях существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. В случае продажи некачественной вещи можно было расторгнуть договор и вернуть деньги.

Законам Хаммурапи были известны обязательства вследствие причинения вреда: ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба); корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего и т.д. В случае отсутствия вины ответственность за причинение ущерба не наступала.