Менеджмент: учебник (автор — Казначевская Г.Б.)

Менеджмент: учебник

Предлагаемый читателю учебник соответствует современным требованиям к образовательному процессу в свете федеральных государственных образовательных стандартов. В конце каждой главы учебника помещен обширный материал в форме ключевых терминов и понятий, тестирования, контрольных вопросов и практических заданий, проблемных ситуаций для анализа и разрешения. Все это позволит преподавателю реализовать компетентностный и ситуационно-деятельностный подходы к преподаванию учебной дисциплины, как того требует ФГОС, а студенту — не только получить знание основ существования организации, управленческих функций, методов и принципов руководства, но и обрести умения, которые необходимы специалисту любого профиля при взаимодействии с другими людьми — коллегами, руководителями, клиентами и т. д. Надеемся, что материал учебника «Менеджмент» как учебной дисциплины общепрофессионального цикла будет интересен и полезен всем интересующимся вопросами управления в рыночных условиях.

Менеджмент: учеб.пособие для бакалавров (автор — Казначевская Г.Б.)

Менеджмент: учеб.пособие для бакалавров

Содержание учебного пособия соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта к формированию общих и профессиональных компетенции специалиста и официальной программе преподавании менеджмента в учебных заведениях высшего профессионального образования ступени бакалавриата. Рациональная структура и освещение актуальных проблем менеджмента сочетаются с доступностью изложения учебного материала. Основное внимание в книге уделено управленческим функциям, формальному и неформальному взаимодействию людей в организации, деловому и управленческому общению, вопросам самоменеджмента. Материал, учитывающий современные научные представления о менеджменте, подается в интересной и доступной форме, содержит примеры из экономической, исторической и психологической практики, сопровождается методическим обеспечением: контрольными вопросами, практическими заданиями, итоговым тестированием. Высокая информативность и методическое сопровождение учебника позволят легко освоить учебную дисциплину «Менеджмент» и успешно сдать экзамен. Пособие предназначено студентам различных специальностей вузов, а также принесет пользу и всем интересующимся вопросами менеджмента.

Менеджмент: учебное пособие для бакалавров Казначевская Г.Б. Купить книгу доставка почтой, читать отзывы, скачать, ISBN 9785222212394

К сожалению, в Вашей корзине нет ни одного товара.

  1. Главная
  2. Экономика. Управление. Предпринимательство (Бизнес)
  3. Менеджмент: учеб.пособие для бакалавров

Скачать PDF для ознакомления

Кликните по пиктограмме PDF, чтобы бесплатно скачать книгу издательства Феникс «Менеджмент: учебное пособие для бакалавров Казначевская Г.Б.»

Все отзывы (рецензии) на книгу

Менеджмент: учебное пособие для бакалавров Казначевская Г.Б.

Аннотация к книге «Менеджмент: учебное пособие для бакалавров» (Авт. Казначевская Г.Б.)

Содержание учебного пособия соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта к формированию общих и профессиональных компетенции специалиста и официальной программе преподавании менеджмента в учебных заведениях высшего профессионального образования ступени бакалавриата. Рациональная структура и освещение актуальных проблем менеджмента сочетаются с доступностью изложения учебного материала. Основное внимание в книге уделено управленческим функциям, формальному и неформальному взаимодействию людей в организации, деловому и управленческому общению, вопросам самоменеджмента. Материал, учитывающий современные научные представления о менеджменте, подается в интересной и доступной форме, содержит примеры из экономической, исторической и психологической практики, сопровождается методическим обеспечением: контрольными вопросами, практическими заданиями, итоговым тестированием. Высокая информативность и методическое сопровождение учебника позволят легко освоить учебную дисциплину «Менеджмент» и успешно сдать экзамен. Пособие предназначено студентам различных специальностей вузов, а также принесет пользу и всем интересующимся вопросами менеджмента.

Читать книгу онлайн.

В целях ознакомления представлены отдельные главы и разделы издания, которые Вы можете прочитать онлайн прямо на нашем сайте.

Галина Казначевская — Менеджмент

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Менеджмент»

Описание и краткое содержание «Менеджмент» читать бесплатно онлайн.

Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебника для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)». Регистрационный номер рецензии № 457 от 11.11.2011 ФГУ «ФИРО»

Рецензенты:

И.А. Левандина, преподаватель ФГОУ СПО РГКИУ, канд. филос. наук,

А.В. Полякова, преподаватель Ростовского технологического техникума легкой промышленности

Всего за два десятилетия менеджмент в нашей стране стал реальностью, превратился в широко востребованную область знаний и практики. Причем интерес к нему возрастает с каждым днем и со стороны самых разных слоев населения: руководящих работников и бизнесменов, инженеров и техников, студентов и школьников. Он превратился в очень популярную профессию на рынке труда, освоить которую желают многие из нас.

В чем причина такого интереса? Она кроется отнюдь не в моде на то, что приходит к нам с Запада. Менеджмент завоевал прочные позиции в России благодаря собственному содержанию, соответствующему принципам рыночной экономики. Конечно, рыночная экономика России еще далека от совершенства. Но разрешение экономических и социальных проблем невозможно без нового мышления людей, их активной жизненной позиции и желания изменяться самим и изменять жизнь вокруг, без разработки и реализации эффективных решений и умения работать самостоятельно и в команде.

Рынок предъявляет свои требования к каждому из нас. Мы учимся самостоятельно отвечать за все, что с нами происходит, а не надеяться на государство и общественные организации. Мы вынуждены сегодня принимать решения, которые требуют юридических, психологических, экономических и иных знаний, компетентного и ответственного подхода ко всему, что мы делаем на работе и дома. Менеджмент вносит неоценимый вклад в формирование такого подхода, который способен привести к успеху и ощущению радости жизни. А кто же не хочет быть успешным?

Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нацеливают на формирование общих и профессиональных компетенций в области менеджмента. Среди них выделяют: способность к межличностному общению, установлению психологического контакта с учетом межкультурных и этнических различий, умение планировать и организовывать работу подразделения, разрабатывать мотивационную политику и принимать эффективные решения, используя систему управленческих методов, разрешать конфликты и многие другие. Все это составляет содержание работы менеджера.

Однако менеджмент существует не только на уровне «начальник – подчиненный», но и в отношениях «коллега – коллега». Поэтому знания в области менеджмента нужны любому работающему человеку. Более того, людям, находящимся в поиске работы или неработающим, также будет полезно знание основ менеджмента, который учит рационально использовать свое время, эффективно выстраивать отношения с другими людьми, планировать и контролировать свою жизнь и добиваться поставленных целей. Самоменеджмент необходим каждому из нас. Это те знания, которые никогда не бывают лишними.

Данный учебник в значительной мере решает задачу по формированию общих и профессиональных компетенций специалиста, получающего среднее профессиональное образования как по специальности «Менеджмент (по отраслям)», так и по различным другим экономическим и неэкономическим специальностям. Материал книги изложен следующим образом: сначала рассматриваются общая теория управления, основные теоретические понятия и история менеджмента, а далее – его функции и практические проблемы взаимодействия людей в организации.

В конце каждой главы учебника приводятся сопроводительные методические материалы, содержащие блок ключевых понятий и определений и контрольных вопросов, тестов, позволяющие закрепить прочитанное, вопросов для обсуждения и практических заданий, выполнение которых будет способствовать развитию творческого мышления – необходимой составляющей подготовки современного специалиста.

Надеемся, что учебник будет интересен и полезен при изучении учебного курса «Менеджмент», а также поспособствует успешному применению полученных знаний в профессиональной деятельности и в жизни.

Смотрите так же:  Судебная практика 171

Глава 1. Общая характеристика менеджмента

1.1. Общая теория управления

Слово «управление» мы слышим очень часто, да и само управление присутствует во всех сферах нашей жизни. Управляют машинами и другими техническими устройствами, учебным процессом, страной и т. д. И хотя английское слово «менеджмент» переводится как «управление», эти два понятия не совсем тождественны. Рассмотрим сначала понятие «управление».

1.1.1. Управление и его характеристики

Управление многообразно. Можно выделить следующие его виды в соответствии с тремя сферами объективной действительности:

управление в неживой природе;

управление в биологических системах (организмах);

управление в человеческом обществе (социальное управление).

Все эти виды управления имеют нечто общее: это законы, принципы, правила.

Общие закономерности управления проявляются в действии механизма управления, в системе сбора, передачи, обработки информации и т. д. Всеобщими принципами управления являются:

системность;

детерминированность;

управляющий параметр;

обратная связь;

направленность.

Логику управления, предполагающую понимание целей, ориентиров, способов их достижения, называют методологией. Ее содержание составляют подходы, приоритеты, ориентиры, критерии, процедуры выбора, средства и методы управления.

Управление – это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей.

1.1.2. Управление различными системами и его элементы

Существует огромное разнообразие систем. Их классифицируют по различным признакам. Так, по происхождению различают системы:

1) естественные, например, Солнечная система, материки, океаны и т. п.;

2) искусственные, т. е. созданные людьми, например города, предприятия и т. д.

Искусственные системы в свою очередь подразделяются: на технические, технологические, информационные, социальные, экономические. К последним относятся – народное хозяйство, отрасли, регионы, предприятия, цехи, участки и т. п.

С точки зрения объективности существования системы могут быть:

1) материальными (существуют объективно, т. е. независимо от сознания человека);

2) идеальными («сконструированы» в сознании человека в виде гипотез, теорий, формул, знаковых схем и т. п.).

По степени связи с окружающей средой системы бывают:

2) относительно обособленными.

С точки зрения обусловленности действия системы бывают:

1) детерминированными, т. е. одной и той же причине всегда соответствует однозначное следствие;

2) вероятностными, когда одной и той же причине может соответствовать одно из нескольких возможных следствий.

Несмотря на существование общих закономерностей управления различными системами, сущность управления всегда связана с самой управляемой системой, ее специфическими особенностями. В связи с этим необходимо отметить специфичность социального управления или управления социально-экономическими системами.

Управление изначально присуще человеческому обществу, так как труд, даже в простейших своих проявлениях, есть сознательная деятельность, которая предполагает целеполагание, выбор средств для достижения поставленной задачи, планомерное их применение. Человек есть общественное существо. Вот почему управление (и самоуправление) прежде всего должно быть определено как социальная функция [1].

Социально-экономические системы весьма разнообразны. Участниками таких систем являются люди с их интересами и видами деятельности. Каждая из них индивидуальна. Но все социально-экономические системы характеризуются следующими признаками. Они:

• искусственны (созданы людьми);

• материальны (существуют объективно и требуют материальных и финансовых затрат);

• открыты (существуют обменные процессы с внешней средой);

В экономических системах управление осуществляется управляющей подсистемой, или системой управления.

Система управления – это субъект либо орган управления, целостная совокупность относительно самостоятельных элементов, реализующих закрепленные за ними функции управления. Состав и соподчиненность элементов, звеньев и ступеней управления образуют организационную структуру.

Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебника для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)». Регистрационный номер рецензии № 457 от 11.11.2011 ФГУ «ФИРО»

И.А. Левандина, преподаватель ФГОУ СПО РГКИУ, канд. филос. наук,

А.В. Полякова, преподаватель Ростовского технологического техникума легкой промышленности

Всего за два десятилетия менеджмент в нашей стране стал реальностью, превратился в широко востребованную область знаний и практики. Причем интерес к нему возрастает с каждым днем и со стороны самых разных слоев населения: руководящих работников и бизнесменов, инженеров и техников, студентов и школьников. Он превратился в очень популярную профессию на рынке труда, освоить которую желают многие из нас.

В чем причина такого интереса? Она кроется отнюдь не в моде на то, что приходит к нам с Запада. Менеджмент завоевал прочные позиции в России благодаря собственному содержанию, соответствующему принципам рыночной экономики. Конечно, рыночная экономика России еще далека от совершенства. Но разрешение экономических и социальных проблем невозможно без нового мышления людей, их активной жизненной позиции и желания изменяться самим и изменять жизнь вокруг, без разработки и реализации эффективных решений и умения работать самостоятельно и в команде.

Рынок предъявляет свои требования к каждому из нас. Мы учимся самостоятельно отвечать за все, что с нами происходит, а не надеяться на государство и общественные организации. Мы вынуждены сегодня принимать решения, которые требуют юридических, психологических, экономических и иных знаний, компетентного и ответственного подхода ко всему, что мы делаем на работе и дома. Менеджмент вносит неоценимый вклад в формирование такого подхода, который способен привести к успеху и ощущению радости жизни. А кто же не хочет быть успешным?

Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нацеливают на формирование общих и профессиональных компетенций в области менеджмента. Среди них выделяют: способность к межличностному общению, установлению психологического контакта с учетом межкультурных и этнических различий, умение планировать и организовывать работу подразделения, разрабатывать мотивационную политику и принимать эффективные решения, используя систему управленческих методов, разрешать конфликты и многие другие. Все это составляет содержание работы менеджера.

Однако менеджмент существует не только на уровне «начальник – подчиненный», но и в отношениях «коллега – коллега». Поэтому знания в области менеджмента нужны любому работающему человеку. Более того, людям, находящимся в поиске работы или неработающим, также будет полезно знание основ менеджмента, который учит рационально использовать свое время, эффективно выстраивать отношения с другими людьми, планировать и контролировать свою жизнь и добиваться поставленных целей. Самоменеджмент необходим каждому из нас. Это те знания, которые никогда не бывают лишними.

Данный учебник в значительной мере решает задачу по формированию общих и профессиональных компетенций специалиста, получающего среднее профессиональное образования как по специальности «Менеджмент (по отраслям)», так и по различным другим экономическим и неэкономическим специальностям. Материал книги изложен следующим образом: сначала рассматриваются общая теория управления, основные теоретические понятия и история менеджмента, а далее – его функции и практические проблемы взаимодействия людей в организации.

В конце каждой главы учебника приводятся сопроводительные методические материалы, содержащие блок ключевых понятий и определений и контрольных вопросов, тестов, позволяющие закрепить прочитанное, вопросов для обсуждения и практических заданий, выполнение которых будет способствовать развитию творческого мышления – необходимой составляющей подготовки современного специалиста.

Надеемся, что учебник будет интересен и полезен при изучении учебного курса «Менеджмент», а также поспособствует успешному применению полученных знаний в профессиональной деятельности и в жизни.

Глава 1. Общая характеристика менеджмента

1.1. Общая теория управления

Слово «управление» мы слышим очень часто, да и само управление присутствует во всех сферах нашей жизни. Управляют машинами и другими техническими устройствами, учебным процессом, страной и т. д. И хотя английское слово «менеджмент» переводится как «управление», эти два понятия не совсем тождественны. Рассмотрим сначала понятие «управление».

1.1.1. Управление и его характеристики

Управление многообразно. Можно выделить следующие его виды в соответствии с тремя сферами объективной действительности:

управление в неживой природе;

управление в биологических системах (организмах);

управление в человеческом обществе (социальное управление).

Смотрите так же:  Лицензия предприятия в бухгалтерии

Все эти виды управления имеют нечто общее: это законы, принципы, правила.

Общие закономерности управления проявляются в действии механизма управления, в системе сбора, передачи, обработки информации и т. д. Всеобщими принципами управления являются:

Логику управления, предполагающую понимание целей, ориентиров, способов их достижения, называют методологией. Ее содержание составляют подходы, приоритеты, ориентиры, критерии, процедуры выбора, средства и методы управления.

Управление – это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей.

1.1.2. Управление различными системами и его элементы

Существует огромное разнообразие систем. Их классифицируют по различным признакам. Так, по происхождению различают системы:

1) естественные, например, Солнечная система, материки, океаны и т. п.;

2) искусственные, т. е. созданные людьми, например города, предприятия и т. д.

Искусственные системы в свою очередь подразделяются: на технические, технологические, информационные, социальные, экономические. К последним относятся – народное хозяйство, отрасли, регионы, предприятия, цехи, участки и т. п.

С точки зрения объективности существования системы могут быть:

1) материальными (существуют объективно, т. е. независимо от сознания человека);

2) идеальными («сконструированы» в сознании человека в виде гипотез, теорий, формул, знаковых схем и т. п.).

По степени связи с окружающей средой системы бывают:

2) относительно обособленными.

С точки зрения обусловленности действия системы бывают:

1) детерминированными, т. е. одной и той же причине всегда соответствует однозначное следствие;

2) вероятностными, когда одной и той же причине может соответствовать одно из нескольких возможных следствий.

Несмотря на существование общих закономерностей управления различными системами, сущность управления всегда связана с самой управляемой системой, ее специфическими особенностями. В связи с этим необходимо отметить специфичность социального управления или управления социально-экономическими системами.

Управление изначально присуще человеческому обществу, так как труд, даже в простейших своих проявлениях, есть сознательная деятельность, которая предполагает целеполагание, выбор средств для достижения поставленной задачи, планомерное их применение. Человек есть общественное существо. Вот почему управление (и самоуправление) прежде всего должно быть определено как социальная функция [1] .

Социально-экономические системы весьма разнообразны. Участниками таких систем являются люди с их интересами и видами деятельности. Каждая из них индивидуальна. Но все социально-экономические системы характеризуются следующими признаками. Они:

• искусственны (созданы людьми);

• материальны (существуют объективно и требуют материальных и финансовых затрат);

• открыты (существуют обменные процессы с внешней средой);

В экономических системах управление осуществляется управляющей подсистемой, или системой управления.

Система управления – это субъект либо орган управления, целостная совокупность относительно самостоятельных элементов, реализующих закрепленные за ними функции управления. Состав и соподчиненность элементов, звеньев и ступеней управления образуют организационную структуру.

Управляемая система – это объект управления, или сфера управленческой деятельности. Связь управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления осуществляется через информационную систему, представленную в виде информационных потоков. Именно информация обеспечивает возможное воздействие управляющей системы на управляемую. Сообщения от объекта управления к субъекту управления называются обратной связью. На рисунке 1.1 представлена упрощенная схема взаимосвязи субъекта и объекта управления с помощью информационной системы. Стрелками показаны информационные потоки.

Рис. 1.1. Упрощенная схема взаимосвязи субъекта и объекта управления [2]

Учитывая сказанное, управление представляет собой процесс перевода управляемой системы в заранее заданное состояние с помощью информационного воздействия, направляемого от управляющей системы, а наука об управлении определяется как область знаний об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах. Содержанием науки управления являются законы и закономерности целенаправленной деятельности в процессе управления.

Управление можно представить как управленческое взаимодействие двух субъектов, между которыми существует управленская связь. Это связи между людьми, сложившиеся исходя из полномочий управления, из соподчиненности друг другу в процессе совместной трудовой деятельности. Связь между субъектами существует в силу имеющихся между ними отношений управления. Эти отношения базируются на более глубинных отношениях – экономических. Содержание, характер и масштабы управленческих отношений определяются производственными отношениями.

Учитывая это, рассмотрим управление в разных типах экономических систем – централизованно планируемой и рыночной.

1.1.3. Особенности управления в централизованно планируемой экономической системе

В плановой экономике централизованное планирование является директивным, т. е. обязательным для всех участников экономического процесса. Поэтому плановую экономику часто называют командной.

В нашей стране эта система действовала на протяжении более шестидесяти лет. Основу этой системы составляла общественная собственность на все природные и производственные ресурсы. Экономика должна была развиваться по единому народнохозяйственному плану, а все крупные хозяйственные решения принимались экономическим центром.

Управляющее воздействие центра осуществлялось через решение следующих задач:

1) установление всем предприятиям страны заданий по производству. Каждое предприятие получало из центра подробный план с указанием ассортимента и объемов производства продукции. Планы разрабатывались для всех предприятий и отраслей экономики;

2) установление хозяйственных связей между поставщиками и потребителями продукции. Центр определял, кому производитель должен продавать свой товар и у кого покупать необходимые для производства ресурсы;

3) регулирование потребления товаров. Центр устанавливал цены на товары и услуги, а также размер заработной платы работающих в народном хозяйстве.

Роль экономического центра выполняли в нашей стране два главных экономических органа – Госплан и Госснаб. Госплан устанавливал всем отраслям планы по производству, а Госснаб контролировал все хозяйственные связи между предприятиями. К составлению планов подключались отраслевые министерства. Они выполняли роль центров – каждый для своей отрасли. При составлении планов опирались на Госпланы и Госснабы республик, которые выступали в роли центров на своих территориях.

Таким образом, решение всех задач экономического развития в командной экономике сосредоточено в руках государственных органов. Экономика управляется централизованно.

Такое управление порождает множество проблем, как для самого центра, так и для производителей и потребителей. Какие же это проблемы?

В экономике производится огромное количество наименований товаров. Центру каждый раз необходимо знать, сколько и каких товаров производить, чтобы определить плановые задания множеству производителей. Для этого также нужно владеть информацией о количестве ресурсов, имеющихся для производства всех товаров, и количестве ресурсов, которое потребуется добыть или купить у другой страны. Все это требует переработки огромного объема информации, что предопределяет ошибки в планировании. В советской экономике между планами и реальностью образовался большой «разрыв», который проявился во всеобщем дефиците, с одной стороны, и производстве никому не нужной продукции – с другой.

Планы в существовавшей централизованной системе были негибкими, они не успевали за изменениями, происходившими в реальной жизни. Планы составлялись на длительные промежутки времени – пять лет, вносить какие-либо изменения в план было практически невозможно. Любое изобретение, не «попавшее в план», не могло широко использоваться в экономике.

В плановой экономике отсутствовала экономическая свобода у производителей. Управление предприятием в условиях отсутствия экономической свободы сводилось к реализации главной цели – выполнению плана; все управленческие решения были направлены на это. Само государство не справлялось с задачей управления экономикой, а экономическая система становилась малоэффективной, дефицитной и отсталой.

1.1.4. Управление в рыночной экономике

В рыночной экономике роль «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок. Его основной принцип – экономическая свобода, согласно которой субъекты рыночной экономики, являясь собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения, что, как, сколько и для кого производить. Рыночная система экономических отношений основана на свободном обмене между продавцами и покупателями. Никто никого не принуждает заключать сделки. Субъекты хозяйствования существуют в конкурентной среде, выжить в которой можно, только завоевав покупателя своих товаров и услуг.

Деятельность в рыночной экономике связана с риском и ответственностью: продавцы и покупатели затрачивают собственные средства и рискуют ими. Высшая мера ответственности за собственные хозяйственные решения – возможная потеря собственности. Поскольку фирмам никто не навязывает плановых заданий, управление в этих условиях решает следующие проблемы:

Смотрите так же:  41 банкротство кредитных организаций

• происходит ориентация на спрос и конъюнктуру рынка;

• осуществляется производство только тех товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и гарантируют получение намеченной прибыли;

• обеспечивается эффективная деятельность.

«Эффективность» – одно из важных понятий в экономике. Оно происходит от слова «эффект» – конкретный положительный результат какой-либо деятельности. Эффективность может выражаться в виде прироста прибыли, или суммы сэкономленных средств, или сокращении продолжительности производственного процесса благодаря новой технологии.

Если величину эффекта сравнить с затратами, вызвавшими этот эффект, то мы получим формулу эффективности:

Эффективность = Эффект / Затраты.

Эффективное управление должно вести к эффективности работы всей фирмы и отдельных ее подразделений.

Все сказанное выше не означает, что государство не вмешивается в хозяйственную жизнь общества. Современная рыночная экономика регулируется государством, которое применяет разные методы воздействия на нее. К таким методам можно отнести финансовую и социальную политику, контроль над монополиями, помощь предпринимательству и др. В государственном секторе имеется определенное число предприятий, и таким образом государство само участвует в бизнесе. Такая экономика, в которой рынок является регулируемым, называется смешанной. Но и в смешанной экономике остается незыблемым принцип экономической свободы, означающий, что хозяйствующий субъект свободен, ориентируется на нужды и потребности рынка и сам отвечает за результаты своих решений и действий.

Управление организациями бизнеса называют менеджментом. Таким образом, понятия «управление» и «менеджмент» соотносятся друг с другом как общее и особенное.

1.2. Менеджмент как особый вид управления

Всякому свое. Святой Франциск Ассизский сказал: «Каждый святой сумеет сотворить чудо, но не каждый сможет прилично управлять гостиницей».

Менеджмент – понятие очень емкое. Мы определили его как управление в рыночных условиях, как особый вид деятельности по руководству организациями. Менеджмент существует лишь в условиях рыночной экономики, поэтому в России он появился лишь в годы проведения рыночных преобразований. Строго говоря, управление государственными предприятиями, учреждениями правильнее называть не менеджментом, а администрированием, как это делается на Западе.

Самым известным определением менеджмента является следующее – это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. В данном определении «скрыто» содержание этой деятельности. Разберем это определение.

Умение. Чтобы добиться успеха, надо знать, как это сделать, и уметь применить свои знания на практике. Этому можно научиться, менеджмент является наукой.

Достигать. В менеджменте необходимо не просто стараться изо всех сил, а именно достигать. Пока мы не добились желаемого результата, мы не можем считать, что научились управлять.

Поставленных целей. Цели должны быть выбраны и сформулированы верно, иначе вся предварительная работа теряет смысл. Основатель научного менеджмента Фредерик Уинслоу Тейлор определял умение ставить и реализовывать цели как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.

Используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Предприятие – это прежде всего люди, поэтому менеджмент является деятельностью по организации работы коллектива. Менеджер должен владеть научными знаниями, которые каждый раз в его практической работе должны получать новое звучание. Творческое применение своих знаний в разных управленческих ситуациях требует и наличия, и развития определенных личностных качеств менеджера. Все это говорит о том, что менеджмент с полным правом можно считать не только наукой, но и искусством.

Поскольку именно менеджеры управляют организацией, то менеджмент нередко идентифицируют с менеджерами – определенной категорией людей.

Также термином «менеджмент» обозначают аппарат управления организации. В любой компании имеется такой аппарат, т. е. существует руководство, или менеджмент. Руководство данной организации представляет ее в обществе; ее успехи и неудачи – это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента.

Таким образом, менеджмент – это:

наука и искусство;

В дальнейшем понятия «управление» и «менеджмент» мы будем употреблять как равнозначные.

Следует иметь в виду, что менеджмент занимается как функционально-технологической структурой предприятия, так и организационно-человеческим аспектом. В свете современных концепций менеджмента в центре его внимания находится человек.

Менеджмент является прикладной наукой; он непосредственно связан с реальной экономической практикой, вооружая ее научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень «открытая» наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как:

психология личности и социальная психология;

эргономика и др.

Как уже отмечалось, основоположником менеджмента как науки считается американский инженер и исследователь Ф.У. Тейлор, а лидером по числу научных разработок и достижений в этой сфере – Соединенные Штаты Америки, где насчитываются сотни школ бизнеса, тысячи консультационных фирм, десятки тысяч независимых консультантов, более 70 периодических изданий по управлению и бизнесу.

Менеджмент: учебник Казначевская Г.Б. Купить книгу доставка почтой, читать отзывы, скачать, ISBN 9785222294260

К сожалению, в Вашей корзине нет ни одного товара.

  1. Главная
  2. Экономика. Управление. Предпринимательство (Бизнес)
  3. Менеджмент: учебник

Скачать PDF для ознакомления

Кликните по пиктограмме PDF, чтобы бесплатно скачать книгу издательства Феникс «Менеджмент: учебник Казначевская Г.Б.»

Все отзывы (рецензии) на книгу

Менеджмент: учебник Казначевская Г.Б.

Аннотация к книге «Менеджмент: учебник» (Авт. Казначевская Г.Б.)

Предлагаемый читателю учебник соответствует современным требованиям к образовательному процессу в свете федеральных государственных образовательных стандартов. В конце каждой главы учебника помещен обширный материал в форме ключевых терминов и понятий, тестирования, контрольных вопросов и практических заданий, проблемных ситуаций для анализа и разрешения. Все это позволит преподавателю реализовать компетентностный и ситуационно-деятельностный подходы к преподаванию учебной дисциплины, как того требует ФГОС, а студенту — не только получить знание основ существования организации, управленческих функций, методов и принципов руководства, но и обрести умения, которые необходимы специалисту любого профиля при взаимодействии с другими людьми — коллегами, руководителями, клиентами и т. д. Надеемся, что материал учебника «Менеджмент» как учебной дисциплины общепрофессионального цикла будет интересен и полезен всем интересующимся вопросами управления в рыночных условиях.

Читать книгу онлайн.

В целях ознакомления представлены отдельные главы и разделы издания, которые Вы можете прочитать онлайн прямо на нашем сайте.