Таможенная экспертиза платно

Идентификация товаров при проведении таможенной экспертизы

166 с., обложка, 2013 г., ISBN 978-5- 9590-0298-5

В монографии рассмотрены особенности идентификации товаров при проведении таможенной экспертизы, а также вопросы назначения экспертиз, проводимых в рамках таможенного контроля в иных (негосударственных) экспертных организациях, и перспективы развития рынка экспертных услуг для таможенных целей.

Автор обобщил и систематизировал методологические подходы по определению места и роли потребительной стоимости товаров в ТН ВЭД и ее значения в государственном регулировании ВЭД. Предложена концепция развития экспертного обеспечения таможенной службы в условиях членства России в ВТО и рекомендованы механизмы реализации ее технико-экономических, организационно-экономических и управленческих задач.

Издание предназначено для широкого круга читателей, в том числе для экспертов, товароведов, работников таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности, таможенных брокеров, студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Таможенное дело».

Таможенная экспертиза

При прохождении товаров через таможенные пункты на территории РФ может использоваться принцип таможенного исследования, который призван оценить предметы, ввозимые на территорию России на соответствие местному законодательству. Экспертиза чаще всего используется как форма для надзора над внешнеэкономическими процессами или как инструмент таможенной регуляции. Специалисты в сфере экспертизы приравнивают таможенное исследование к важнейшим техникам судебного исследования, несмотря на то, что судебная методика не включает в основу исследование предметов на таможне.

Таможенная экспертиза товаров

Исследование в отношении товаров на таможне проводится в соответствии с нормами Таможенного союза, в соответствии с постановлениями РФ и законом о таможенной регуляции. В таможенную проверку входит несколько диагностик, которые в комплексе образую таможенное исследование. Методика экспертизы используется для идентификации предметов, для уточнения их природы и для отнесения по типичным признакам. Чтобы выявить соответствие или несоответствие товаров, используется номенклатура, которую таможенная лаборатория берет как обобщенный классификатор предметов.

Оценка стоимости товаров и изучение конкретных материалов, из которых сделан товар, позволяет уточнить стоимость предмета, перевозимого через таможенный пункт. В единую таможенную систему также входят другие исследования, связанные с выявлением специфических и технологических признаков, в целом позволяющих определить безопасность или допустимость использования. Объем и масштаб технологических исследований зависит от типа выбранного объекта. Если через таможенный пункт перемещаются предметы категории культурных и исторических ценностей, в процессе таможенного исследования оценивается ценность такого предмета. Предметы искусства оцениваются с точки зрения исторической ценности. Приборы, электронные устройства и оборудование в процессе таможенной экспертизы позволяет определить физико-технические свойства.

При этом товары, входящие в группу рисков, оцениваются с точки зрения безопасности использования. На первом этапе таможенной оценки организуется идентификационное исследование, которое позволяет отнести перемещаемый предмет к одной из классификационных групп. В данном исследовании определяются особые свойства, которые обычно приводятся в нормативно-техническом паспорте. Сюда, к примеру, относятся драгоценные металлы. По результатам определяющего исследования делается заключение о том, относится ли товар к группе пищевых продуктов, соответствует ли перемещаемый предмет условиям к этому товару, которые внедрены в нормативно-технический паспорт. Делается вывод о том, какого сорта перевозимый товар, имеются ли ограничения на ввоз данного товара на территорию страны.

Проведение таможенной экспертизы

Таможенное исследование проводится по инициативе таможенного органа. Основная задача таможни заключается в контроле перемещаемых товаров. Необходимые исследования проводятся на базе государственных лабораторий с применением специального оборудования и опыта штатных специалистов. Для каждого бизнесмена, деятельность которого связана с ввозом через таможню определенных предметов, таможенное исследование – это большой убыток и время ожидания. При организации таможенного исследования может присутствовать владелец предмета.

На таможенное исследование может уходить много времени, а выводы экспертов иметь неоднозначную трактовку. Если таможня настаивает на проведении исследования, владелец предмета может согласиться на лабораторные испытания или обратиться за услугами исследования в частные конторы. Период организации исследования в частных учреждениях меньше в 2-3 раза. При этом заключение от частного специалиста имеет такую же юридическую силу, как и документ исследования на таможне. Существенный недостаток экспертизы в частной лаборатории заключается в высокой цене.

Цели таможенной экспертизы

Таможенное исследования преследует несколько целей, самая важная из них – это определение признаков товара. На основе признаков собирается информация для таможенных манипуляций. Помимо этого таможенное исследование позволяет выявить нарушения в декларировании товаров. Также экспертиза призвана оценить корректность расчета таможенных сборов. Главная задача экспертизы на таможне заключается во взятии образцов, по которым производится классификация. При помощи экспертизы можно:

  • Определить страну происхождения товара;
  • Определить ценность и свойства безопасности применения товара;
  • Определить химические и физические свойства;
  • Провести оценку предметов, которые предназначены для применения на территории РФ.

Виды таможенных экспертиз

Таможенный специалист при организации экспертизы знакомится с данными, которые связаны с настоящей экспертизой. Эксперт может привлекать к экспертизе иных специалистов с разрешения таможенного органа, отказаться от экспертизы и запросить у органа новые пробы, необходимые для организации экспертизы. По результатам организации экспертизы специалистом готовится вывод, сроки организации исследования не должны превышать предельных лимитов, установленных таможенным законодательством.

Таким образом, экспертиза на таможне делится на несколько видов. Сюда относится идентификационное исследование, направленное на классификацию товара по определенным признакам и его отнесению к той или иной группе товаров, включенных в общую систему классификации. Сюда же относится оценочная экспертиза, призванная оценить реальную стоимость товара, оценить корректность начисления таможенных сборов. Материаловедческое исследование относится к оценке и призвано оценить стоимость материалов, из которых изготовлен тот или иной предмет. Специфические исследования на таможне включают в себя различные методики, которые применяются для определенных типов предметов. Таковы основные виды таможенных экспертиз.

Статья 137. Термины, используемые в настоящей главе

СТ 137 ТК ТС

В настоящей главе используются следующие термины и их определения:

1) заключение таможенного эксперта (эксперта) — документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы, оформленный в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза;

2) образец — единица товара (продукции), соответствующая структуре, составу и свойствам всей партии, серии товара (продукции), либо единичный объект, представляемый в письменной и иных формах отображения, отбор которого в целях дальнейшего исследования фиксируется в установленном порядке;

3) проба — товар или часть товара, оптимально необходимая, установленная документацией по стандартизации, характеризующая состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара;

4) таможенный эксперт — должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы;

5) таможенная экспертиза — организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

Комментарий к Ст. 137 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что заключение таможенного эксперта (эксперта) представляет собой документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы, оформленный в порядке, установленном законодательством государств — членов ТС. Из данного определения следует ряд выводов.

Во-первых, таможенная экспертиза может проводиться не только таможенным экспертом, но и просто экспертом, но в любом случае она будет называться таможенной.

Во-вторых, заключение таможенного эксперта (эксперта) всегда оформляется как документ, содержащий результаты таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы.

Устные пояснения таможенного эксперта (эксперта) не могут быть признаны данным им заключением. Следует отметить, что в ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» под заключением эксперта понимается письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом. Несмотря на сходство определений, к заключению таможенного эксперта предъявляются более жесткие требования, согласно которым таможенный эксперт должен не просто изложить результаты своих исследований, а дать однозначные ответы на поставленные вопросы. Это означает, что на должностных лиц таможенных органов возложена большая ответственность по корректной формулировке и полноте вопросов к таможенному эксперту.

В-третьих, заключение должно быть оформлено в порядке, установленном национальным законодательством, в связи с чем порядок оформления заключений в государствах — членах ТС может отличаться друг от друга.

2. Часть 2 комментируемой статьи дает определение образца товара.

На основании п. 3 ч. 2 ст. 140 ТК ТС ЕврАзЭС таможенный эксперт (эксперт) обязан проводить исследования представленных на таможенную экспертизу проб и образцов при соблюдении их допустимости и достоверности. Используемая для эксперта оговорка «при соблюдении их допустимости и достоверности» возлагает на таможенного эксперта (эксперта) обязанность осуществлять собственную оценку представленных ему материалов.

Однако ввиду правовой нерегламентированности данной оценки нельзя исключать то обстоятельство, что она может носить субъективный характер и у эксперта могут иметься свои причины на проведение таможенной экспертизы (количественные показатели по проведенным экспертизам, платность оказания услуг и др.). Поэтому качество проводимой таможенной экспертизы будет напрямую зависеть от качества представленных образцов и их соответствия данному в ТК ТС ЕврАзЭС определению.

Порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы утвержден Приказом ФТС России от 25.02.2011 N 396 «Об утверждении формы решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы» и является приложением N 1 к нему. Согласно п. 2 данного Порядка, при отборе проб и образцов товаров должностное лицо таможенного органа оформляет акт отбора проб и образцов в двух экземплярах по форме, установленной решением КТС от 20 мая 2010 г. N 260 «О формах таможенных документов».

Приложением N 1 к Порядку отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы являются Сведения о количестве (объеме) проб и образцов различных товаров, необходимых для проведения экспертных исследований. В соответствии с ними, к примеру, для таможенной экспертизы тканей различных видов берутся 3 образца размером 20 x 30 см.

3. Часть 3 комментируемой статьи дает законодательное определение пробы товара.

Определения «образец» и «проба» товаров приводятся законодателем прежде всего для того, чтобы разграничить данные объекты исследования. Вышеупомянутые Сведения о количестве проб и образцов дают четкое представление о том, в каких случаях берутся образцы товаров, а в каких — пробы. К примеру, для таможенной экспертизы товара «Нефть и нефтепродукты, транспортируемые в железнодорожных или автомобильных цистернах, нефтеналивных судах, бочках, бидонах и других средствах транспортирования и хранения» берутся 3 пробы x 2 куб. дм — масса объединенной пробы в соответствии с ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб». А для таможенной экспертизы товара «лаки, краски» — 3 образца x 500 г. и образец упаковки или ярлыка.

4. Часть 4 комментируемой статьи впервые на законодательном уровне закрепляет понятие «таможенный эксперт» — должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы. Таким образом, таможенный эксперт — это всегда должностное лицо таможенного органа.

Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ должностными лицами таможенных органов являются граждане РФ, замещающие должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ. На основании ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов. В силу ст. 13 Федерального закона от 24.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.

На основании Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении (далее — ЦЭКТУ), утвержденного Приказом ФТС России от 03.05.2011 N 902, ЦЭКТУ является специализированным региональным таможенным управлением и входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ. Для выполнения задач, возложенных на ЦЭКТУ, в регионе его деятельности создаются региональные филиалы.

Следовательно, таможенным экспертом может быть гражданский служащий, занимающий должность в ЦЭКТУ и его структурных подразделениях, назначенный приказом таможенного органа и заключивший служебный контракт. Сотрудник может быть таможенным экспертом при условии занятия им соответствующей должности, но только после присвоения ему специального звания.

Пунктом 13 Порядка проведения таможенной экспертизы, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 258, установлено, что проведение таможенных экспертиз осуществляется только таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз по соответствующей специальности. Порядок аттестации сотрудников и государственных гражданских служащих ЦЭКТУ и его региональных филиалов на право самостоятельного производства судебных экспертиз с целью определения уровня их профессиональной подготовки при производстве экспертиз утвержден Приказом ФТС России от 05.08.2010 N 1457 «Об утверждении Положения об аттестации экспертов ЦЭКТУ на право самостоятельного производства судебных экспертиз и Положения о главной экспертно-квалификационной комиссии ЦЭКТУ». На основании п. 16 указанного Положения об аттестации на должностное лицо, аттестованное на право самостоятельного производства судебных экспертиз по соответствующей специальности, распространяются права и обязанности эксперта, предусмотренные Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

5. Часть 5 комментируемой статьи впервые на законодательном уровне дает понятие таможенной экспертизы, под которой понимается организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

ТК ТС ЕврАзЭС прямо указывает на то, что таможенная экспертиза может осуществляться как таможенными экспертами, так и (или) иными экспертами. Это связано с объективными причинами, ведь не всегда штат ЦЭКТЛ и ее подразделений, а также специализация (квалификация) работающих в них таможенных экспертов являются достаточными для проведения исследований, которые могут встретиться при проведении таможенного контроля с учетом многообразия товаров по ТН ВЭД ТС, насчитывающей более 1200 товарных позиций и более 5000 товарных субпозиций.

Однако проведение таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации возможно лишь в одном случае — при невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами (п. п. 1, 2 Порядка принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы, утвержденного Приказом ФТС России от 21.07.2011 N 1500).

Смотрите так же:  Договор подряда по совместительству

В комментируемом пункте также обозначена цель проведения таможенной экспертизы — решение задач в области таможенного регулирования, которые приведены в ч. 1 ст. 1 ТК ТС ЕврАзЭС.

Таможенная Экспертиза

Таможенная экспертиза — это комплекс исследований, целью которого является установление качества товара, его безопасности, происхождения, а также соответствия определенным стандартам и нормам. Независимая таможенная экспертиза позволяет установить факт сомнительной декларации и обеспечивает корректные таможенные платежи (взимание и начисление). Таможенная экспертиза товаров включает в себя расширенное исследование не только состояния товаров, но и сопровождающих документов, что направлено на истинное установление потребительских свойств товаров. В перечень мероприятий, осуществляемых во время проведения таможенной экспертизы, входят специальные исследования и опыты, которые проводят эксперты на основании взятых предварительно проб или материализованных источников информации.

Независимая таможенная экспертиза включает в себя:

  • идентификационную экспертизу
  • определение страны происхождения товара
  • определение кодов ТН ВЭД
  • экспертиза товаров двойного назначения

Когда нужна таможенная экспертиза

Вам следует провести независимую таможенную экспертизу в следующих случаях:

  • если необходимо определить истинные физические и химические свойства товара, что помогает правильно идентифицировать продукцию согласно ТНВЭД;
  • если необходимо определить среднерыночную цену товара (осуществляется при проведении таможенной экспертизы мебели, одежды, обуви, оборудования и других видов товаров);
  • если необходимо определить истинного производителя продукции (имеет немаловажное значение при осуществлении таможенной экспертизы мебели, одежды, обуви, бытовой техники и оборудования);
  • если необходимо идентифицировать предметы искусства и предметы, имеющие художественную или историческую ценность;
  • если необходимо идентифицировать запрещенные, наркотические и психотропные вещества (особенно важна при таможенной экспертизе продовольственных товаров и медикаментов);
  • если необходимо определить соответствие товаров таможенной декларации;
  • если необходимо определить соответствие товара нормам безопасности;
  • если необходимо определить качество товара.

Действия эксперта

В процессе проведения независимой таможенной экспертизы выполняются следующие действия:

  • анализ документации предмета экспертизы;
  • исследование проб и образцов товаров;
  • обобщение полученной информации и оформление экспертного заключения в письменном виде.

Стоимость работ за один объект, в руб.(без учета НДС)

Экспертиза товаров двойного назначения

Идентификация/классификация товара, определение кода ТН ВЭД

Курсовая работа на тему “Сущность таможенной экспертизы”

В рыночной системе купля-продажа товара или обмен его на деньги связаны с его главными свойствами – способностью удовлетворять потребности того, кто им овладевает, то есть с его потребительскими свойствами.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность таможенной экспертизы
1.1. Экспертиза её сущность и виды
1.2. Порядок проведения экспертизы в таможенном деле. Экспертное заключение
Глава 2. Совершенствование экспертной деятельности таможенных органов
2.1. Повышения эффективности таможенной экспертизы и внедрение современных технологий и методов исследования в деятельности экспертных служб
2.2. Порядок назначения экспертизы
Заключение
Список использованных источников

Введение

В рыночной системе купля-продажа товара или обмен его на деньги связаны с его главными свойствами – способностью удовлетворять потребности того, кто им овладевает, то есть с его потребительскими свойствами.

Поэтому товар – это вещь или продукт труда (услуга), обладающая комплексом полезных свойств и элементов, необходимых для удовлетворения нужд потребителя.

В связи со значительным увеличением экспортно-импортных операций на рынках России появилось огромное количество товаров со всех концов света. Зачастую эти товары далеко не лучшего качества, либо их цена не соответствует действительности.

Необходимость в проведении экспертизы может вытекать из, требований государства или из договорных отношении. Требования государства связаны с проведением таможенного оформления и контроля товаров (идентификационная, технологическая, оценочная экспертизы, экспертиза страны происхождения и пр.), а также с нетарифными мерами ограничения внешнеэкономической деятельности.

Всегда первым этапом таможенной экспертизы является проверка сопроводительной документации. Если обратить внимание на различные товары, то можно увидеть не только тщательное товароведение, которое позволяет рассчитать таможенные пошлины, но и сверку реквизитов и сертификаты. Сертификаты, на первый взгляд, содержат всю необходимую информацию о качестве товара, но практика доказывает, что это далеко не так. Подделки постоянно поступают на российский рынок, причем они могут похвастаться наличием всех необходимых сертификатов качества. Соответственно, на таможне документация проверяется только для выявления нарушения действующих российских стандартов качества. Это позволяет значительно сэкономить время проверки, ведь при несовпадении товар не пропускается на территорию страны.

Одной из главных задач таможенных органов является осуществление таможенного контроля, а одним из методов таможенного контроля является проведение таможенной экспертизы.

Темой данной работы является проведение таможенной экспертизы. Актуальность темы очевидна, так как применение экспертизы обусловлено укреплением законности и правопорядка в демократическом государстве.

Основной целью курсовой работы является выявление конкретных мер по совершенствованию деятельности таможенных органов в отношении проведения таможенной экспертизы.

Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:

  • определения понятия «таможенная экспертиза», рассмотрение ее классификации;
  • изучение правил проведения таможенной экспертизы в таможенных органах;
  • проведения таможенной экспертизы в стране
  • проведения таможенной экспертизы в городе
  • пути внедрение современных технологий и методов исследования в деятельности экспертных служб таможенных органов

Теоретическую и методологическую основу исследования составляю труды зарубежных и отечественных ученых по теории проведения экспертизы в таможенных органах, законодательные, нормативно-правовые акты и постановления в стране.

Информационную базу работы составляют статистические и фактические материалы таможни нашего города.

Глава 1. Сущность таможенной экспертизы

1.1. Экспертиза её сущность и виды

В таможенном законодательстве встречается такое понятие, как “специальные познания”, которое используется должностным лицом таможенного органа в ходе осуществления таможенного оформления или таможенного контроля, а также в ходе проведения расследования по делам о нарушении таможенных правил или контрабанде.

Познания эти приобретаются в процессе обучения и практической деятельности по той или иной специальности, причем они включают в себя не только соответствующие знания, но и определенные навыки и умения по применению этих знаний. Люди, которые обладают такими знаниями и опытом, являются в судебном производстве сведущими лицами.

Использовать специальные познания сведущих лиц в соответствии с административным, уголовным, таможенным законодательствами можно в двух формах.

  1. Путем их участия в проведении конкретных процессуальных действий, консультировании, дачи различных справок. В этом случае данное лицо выступает в качестве специалиста.
  2. Путем проведения экспертиз, когда лицо выступает в качестве эксперта. От процессуального положения сведущего лица зависит и порядок его участия в производстве, например, по делу об административном правонарушении в области таможенного дела, его права и обязанности, характер получаемых им результатов в процессе деятельности.

Экспертиза – это исследование каких-либо вопросов, предмета экспертизы, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

Таможенная экспертиза – специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела фискального, контрольного, экономического, правоохранительного, статистического и защитного характера, требующих выполнения самых различных экспертиз.

Таможенная экспертиза является одним из видов экспертиз, назначаемых в соответствии с требованиями следующих кодексов России: Таможенным (ТК), Уголовно-процессуальным (УПК), Гражданско-процессуальным (ГПК), Арбитражно-процессуальным (АПК), об административных правонарушениях (КоАП). Таможенную экспертизу можно отнести к особому классу экспертиз, поскольку она имеет свои характерные признаки: предмет, задачи, объекты и методы исследования.

Проведение экспертизы поручается экспертам. Экспертами могут быть опытные специалисты, учёные, которые владеют специальными профессиональными знаниями, необходимыми для решения вопросов, связанных с идентификацией и фальсификацией товаров. Эксперты должны хорошо знать исследуемые группы товаров, иметь опыт работы по оценке их качества.

Экспертиза товаров, транспортных средств и документов имеет важнейшее значение и позволяет выявить необходимые для таможенного оформления сведения.

Должностное лицо таможни производит взятие проб или образцов товаров, назначенных при осуществлении таможенного контроля. Взятие образцов или проб также проводятся для определения их принадлежности к товарам, к которым применяются ограничения и запреты. При осуществлении таможенной экспертизы решается комплекс общих задач фискального контроля экономического, правоохранительного, статистического и защитного характера, требующий выполнения различных исследований.

Таможенную экспертизу можно отнести к особому классу экспертиз, поскольку она имеет свои собственные характерные признаки, предмет, задачи, объекты и методы исследования.

Объектами таможенной экспертизы являются:

– материализованные источники информации;

– товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу, а также их пробы, отобранные для исследования;

– объекты контрабанды и нарушения, таможенных правил;

– различного рода сопроводительные товарные документы, используемые при таможенном оформлении и таможенном контроле.

Предмет таможенной экспертизы: как общие проблемы таможенного дела, так и конкретные факты и обстоятельства процедуры таможенного контроля. Виды таможенных экспертиз:

– судебные (носящие процессуальный характер)

2. По отраслям науки и общественной практики:

3. По очерёдности проведения:

4. По масштабности решаемых задач:

5. По количеству исследуемых объектов:

6. По количеству экспертов и способу их работы:

Методы экспертизы – это совокупность методических приёмов, которые применяются при экспертном исследовании потребительских свойств товаров, отображённых в документах экспертизы. Для проведения таможенной экспертизы, в том числе и экспертизы по безопасности, могут быть использованы следующие методы:

А. Измерительный – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений и контроля. С его помощью определяют массу изделия, силу тока, скорость автомобиля, мощность двигателя и др.;

Б. Органолептический – метод определения качества продукции на основе анализа восприятия органами чувств внешнего вида (цвет, форма, консистенция), запаха, вкуса, звука, восприятия на ощупь, наличия дефектов. Органолептический метод не исключает возможности использования технических средств (лупа, линейка, весы, микроскоп, микрофон, слуховая трубка и прочее), повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств.

В. Инструментальный -основан на показаниях технических средств, с помощью которых определяются функционально-химические свойства и различные признаки (диагностические, идентификационные) материалов.

Субъектами экспертизы являются должностные лица таможенных и иных правоохранительных органов, наделенные правом назначать экспертизу, и физические или юридические лица, имеющие право проводить экспертизу.

Физические лица – это самостоятельные эксперты, получившие образование в определенной области знаний, имеющие опыт и навыки в применении этих знаний на практике и проводящие экспертизы вне экспертного учреждения. Эти лица должны пройти аттестацию в соответствующей системе или экспертном учреждении и получить документ, подтверждающий их компетентность. Такие специалисты могут являться внештатными экспертами экспертных учреждений.

Юридическими лицами, как субъектами экспертизы, являются экспертные организации, в уставных документах которых указано их право на производство экспертиз и исследований. Экспертные организации имеют штат высококвалифицированных аттестованных экспертов, могут иметь определенный парк исследовательского аттестованного оборудования и приборов, должны быть аттестованы соответствующими органами, например, Госстандартом России, и удовлетворять определенным требованиям.

Остановимся более подробно на требованиях, предъявляемых к экспертам и экспертным организациям.

Эксперт должен соответствовать следующим требованиям: независимость, компетентность, опыт работы, личные качества.

Независимость эксперта означает отсутствие какой-либо его зависимости от органа или лица, назначившего экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Условия работы эксперта должны исключать возможность финансового, административного и иного воздействия на результаты экспертной оценки.

Все средства, применяемые экспертами при проведении экспертизы, в зависимости от назначения подразделяются на две группы: средства информации о товарах и материально-технические средства.

Средства информации в зависимости от носителя средства информации подразделяются на следующие виды: документы, маркировки, литература.

При проведении экспертизы эксперт может использовать как отдельные ТСД, так и их совокупность: сертификаты соответствия, товарно-транспортные накладные, удостоверения о качестве, сертификаты страны происхождения для импортных товаров, справки к грузовой таможенной декларации.

Маркировка – это текст, условные обозначения или рисунки, нанесенные на упаковку и товар, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения информации до потребителя об изготовителе, количественных и качественных характеристик их товара. При этом информация на маркировке должна дублировать тот же вид информации в ТСД. Несовпадение этих данных может являться следствием фальсификации товаров.

Любая экспертиза, объектом которой является товар, начинается с изучения и анализа документов, содержащих общую и компетентную информацию о товарах, а при документальной экспертизе этот вид средств информации одновременно выступает и в качестве объекта.

1.2. Порядок проведения экспертизы в таможенном деле. Экспертное заключение

Экспертизы проводятся на основании постановлений, определений по решениям таможенных или иных правоохранительных органов, при разрешении споров в арбитражных судах, по делам об административных правонарушениях.

Производство таможенной экспертизы поручается, как правило, экспертно-криминалистической службе РТУ. Если ЭКС не может провести экспертизу по какой-либо причине, проведение ее можно поручить другой экспертной организации или другим экспертам.

ЭКС РТУ проводят экспертизы для таможенных органов бесплатно за счет федерального бюджета.

Постановление о назначении экспертизы направляется руководителю экспертного подразделения. Правильная организация проведения таможенной экспертизы играет важную роль в получении достоверных и объективных ее результатов. Вопросы, требующие специальных знаний, могут возникать на всех стадиях операций таможенных процедур. Во всех этих случаях должностное лицо, в обязанности которого входит принимать решение по тем или иным фактам и событиям, обращаясь к эксперту, преследует цель получить дополнительную информацию, ему недоступную, чтобы уменьшить неопределенность и риск при выборе своих действий.

Производство экспертизы может быть поручено экспертам ЭКС РТУ, имеющим право на самостоятельное производство экспертиз, а также в любую другую экспертную организацию или же конкретному эксперту. При проведении экспертиз в иных экспертных организациях или другими экспертами оформляется договором.

Немногим более 10 лет назад таможенная служба не имела своих экспертных учреждений и пользовалась услугами государственных экспертных учреждений других министерств и ведомств. С момента создания сети таможенных лабораторий значительная часть потребности таможенных органов в проведении экспертиз решалась с помощью таможенных лабораторий. Так, в Дальневосточном регионе таможенная лаборатория выполняет порядка 50 % от общего числа экспертиз, назначаемых таможнями Дальнего Востока, другие 50 % экспертиз выполняются иными экспертными учреждениями, имеющими статус как государственных, так и негосударственных учреждений. Действующее таможенное законодательство не запрещает таможенному органу обращаться к их услугам.

Самая большая и разветвленная сеть экспертных учреждений находится в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Возглавляет ее экспертно-криминалистический центр МВД, а на местах действуют экспертно-криминалистические управления, отделы, лаборатории в органах внутренних дел. Они выполняют экспертизы преимущественно для органов следствия и милиции, но могут проводить экспертные исследования и для органов других ведомств.

Обширная система экспертных учреждений имеется в Министерстве юстиции. Во главе ее стоит Федеральный центр судебных экспертиз Министерства юстиции страны, а на местах выполняют экспертизы специализированные лаборатории судебных экспертиз в краях и областях. Обслуживают эти учреждения главным образом следователей прокуратуры и суды.

Судебно-медицинские экспертизы проводятся экспертными учреждениями Министерства здравоохранения страны – бюро судебных экспертиз.

Большое количество лабораторий имеет Государственный санитарно-эпидемиологический надзор страны, ветеринарная и карантинная службы, хлебная инспекция.

Смотрите так же:  Образец заявления о гражданском браке

Экспертизы назначаются при наличии оснований. Основанием является необходимость использования специальных познаний эксперта в области науки, техники, искусства или ремесла при решении вопросов, возникающих при осуществлении таможенных процедур.

При проведении таможенного контроля экспертизу назначает должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, оформляя свое решение в виде постановления, которое должно быть, согласовано начальником этого органа.

При производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) экспертизу назначает должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, оформляя свое решение в виде определения о назначении экспертизы, в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ.

При производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, экспертизы назначает должностное лицо таможенного органа, производящее дознание, оформляя свое решение в виде постановления о назначении судебной экспертизы, в соответствии с приложениями 117-120 к Федеральному закону от 04.07.2003 г. № 92-ФЗ. Постановление о назначении судебной экспертизы утверждает начальник таможенного органа – органа дознания.

В бланках вышеперечисленных документов о назначении экспертизы указывается:

  • дата и место составления документа;
  • должность, ФИО лица, назначавшего экспертизу;
  • наименование таможенного органа;
  • основание для назначения экспертизы, т.е. краткое изложение обстоятельств, в связи с которыми возникла необходимость в специальных познаниях;
  • номер дела об административном правонарушении или уголовного дела (для определения или постановления о назначении экспертиз); наименование экспертизы (товароведческая, химическая, криминалистическая и т.д.);
  • тип экспертизы (дополнительная, повторная, комплексная и т.д.);
  • наименование экспертного учреждения, которому поручается производство экспертизы;
  • срок проведения экспертизы (только в постановлении о назначении экспертизы при осуществлении таможенного контроля;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • материалы, представленные на экспертизу, в том числе объекты экспертизы (пробы, образцы), образцы для сравнительного исследования, копии товаросопроводительных документов (ГТД, коносамент, инвойс, контракт, сертификат и т.п.), иные материалы, содержащие информацию, относящуюся к предмету экспертизы или исследования, копии предыдущих экспертных заключений и т.п.

Но существуют готовые бланки для заполнения о проведении экспертизы, например такой как направление на экспертизу товаров в центральную таможенную лабораторию (Приложение 1), или журнал учета направлений на экспертизу (приложение 2).

Следует особо подчеркнуть, что вопросы, поставленные перед экспертом, должны быть обоснованными, конкретными, грамотно сформулированными, иметь непосредственное отношение к существу проблемы, не допускать различного толкования и не выходить за пределы компетенции эксперта.

Если должностное лицо таможенного органа, назначившего экспертизу, не согласно с выводами эксперта, или они являются неполными при проведении первичной экспертизы, то это может служить основанием для назначения повторной или дополнительной экспертизы.

Эксперт в праве требовать от администрации лаборатории обеспечения необходимых условий для работы. Для проведения экспертизы отбор образцов (проб) осуществляется непосредственно экспертом. Объем выборки, способы упаковки и хранения отобранных образцов должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации.

Пробы и образцы отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования согласно нормативно – технической документации, предусматривающей нормы отбора проб и образцов, с учетом их разделения на три равные части: аналитическую, контрольную и арбитражную.

Проба оптимально необходимая часть товара, характеризующая состав и свойства всего объема исследуемого товара; образец – единица продукции полностью описывающая структуру, состав и свойства всей партии (серии) продукции.

О взятии проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, составляется акт по форме, устанавливаемой центральным таможенным органом. Указанный акт составляется в трех экземплярах: первый экземпляр – остается в таможенном органе и хранится вместе с ГДТ; второй – вместе с пробами направляется в таможенную лабораторию; третий – выдается лицу, обладающему полномочиями в отношении товара или его представителю.

Пробы и образцы товаров, направляемые на экспертизу, должны быть упакованы в соответствии со свойствами товаров и опечатаны ярлыками сохранности упаковки. В ярлыке должно быть указано: наименование продукции, предприятие – изготовитель продукции, предприятие (организация) перевозящий продукцию; марка (сорт) продукции; количество продукции в партии, от которой отобрана проба; обозначение и наименование нормативно – технической документации на товар; дата отбора проб; фамилия и инициалы должностного лица, отобравшего пробу. Отобранные образцы эксперт должен сопроводить оформленной этикеткой с указанием наименования товара, даты отбора образцов, номера партии и других данных, указывающих на принадлежность отобранных образцов к предъявленной на экспертизу партии. Образец должен быть опломбирован или опечатан личным штампом эксперта.

В обязательном порядке оформляется акт отбора образцов, который вместе с отобранным образцом эксперт передаёт заказчику экспертизы для отправки на испытание или хранение в качестве арбитражного образца.

Первоначально эксперт проверяет соответствие маркировки нанесенной на продукцию установленным ГОСТом требованиям, а затем если не выявлено нарушений по нанесению маркировки преступает к органолептическим, физико-химическим испытаниям.

Эксперт осуществляет проверку качества предъявленного товара, делая в рабочей тетради записи о наличии, характере, размерах и месторасположении обнаруженных дефектов и, когда это возможно, причине их возникновения, определяет потерю качества в процентах, за исключением случаев, когда задача экспертизы предусматривает иной порядок. На проверенных забракованных экспертом изделиях, имеющих дефекты и не отвечающих требования нормативно-технической документации и (или) условиям контракта (договора), экспертом ставится: на потребительские товары (при согласовании с заказчиком, если это возможно, не ухудшая товарного вида изделия) личный штамп; на оборудование и изделия из металла – личное клеймо.

Если были нарушены условия транспортировки и (или) хранения товара, приведшие к образованию дефектов, эксперт может проводить экспертизу качества только после приведения заказчиком товара в состояние, при котором возможно объективно определить качество. Отказ заказчика от выполнения вышеуказанного условия является основанием для аннулирования заявки.

Срок проведения экспертизы устанавливается:

  • в процессе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа, назначившим экспертизу, по согласованию с руководителем ЭКС;
  • при дознании по уголовному делу или производстве по делу об административном правонарушении руководителем экспертно-криминалистического учреждения (службы), но не более 20 дней.

Эксперт проводит исследования представленных ему объектов и материалов, руководствуясь данными соответствующей области знания (познания), объективно и всесторонне, в строгом соответствии с требованиями закона.

Проводя исследования, эксперт должен принимать меры к сохранению представленных на экспертизу объектов, не допускать их порчи и повреждения, если это не вызывается характером исследования.

По результатам проведенной экспертизы эксперт дает заключение либо отказ от дачи заключения, который должен быть заявлен экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа. Оставшиеся пробы или образцы товаров возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему экспертизу, либо уничтожаются установленным порядком.

На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его.

Заключение эксперта – письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом. Заключение эксперта – представленное в письменном виде содержание исследований и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.

Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

Вводная часть заключения включает: наименование экспертизы, ее номер, является ли она дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной; наименование органа, назначившего экспертизу; сведения о предупреждении эксперта об ответственности: экспертом дается подписка о том, что он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а также за отказ и уклонение от дачи заключения и об ответственности за использование конфиденциальной информации сведения об эксперте (экспертах): должность, фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и специальная), ученая степень; дата поступления материалов на экспертизу в ЭКС и дата подписания заключения, юридические основания для проведения экспертизы (постановление или определение, когда и кем оно назначено или вынесено); наименование поступивших на экспертизу материалов (с указанием реквизитов сопроводительных документов) и представленных объектов исследования, способ их доставки в ЭКС и вид упаковки, а также наличие или отсутствие на упаковке ярлыка обеспечения, сохранность упаковки объектов исследования и их реквизиты; обстоятельства дела и исходные данные, имеющие значение для дачи заключения, с обязательным указанием источника их получения; ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, заявленных экспертом, результаты их рассмотрения; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение); дата, время и место производства экспертизы; вопросы, поставленные на разрешение эксперта.

Вопросы экспертом приводятся в той формулировке, в какой они даны в постановлении (определении) о назначении экспертизы; изменения формулировок не допускается. Если эксперт считает некоторые из вопросов выходящими (полностью или частично) за пределы его специальных познаний, он отмечает это в заключении, либо согласует изменение формулировок с должностным лицом, назначившим экспертизу. Это изменение допустимо только в письменном виде, как дополнение к постановлению (определению) о назначении экспертизы. Эксперт может сгруппировать вопросы, изложить их в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок исследования. Если вопрос ставится по инициативе эксперта, он излагается также во вводной части.

При производстве повторной или дополнительной экспертизы во вводной части излагаются также сведения о первичных (предшествующих) экспертизах: кем и где они проведены; номер и дата заключения; выводы первичной экспертизы по вопросам, которые поставлены перед экспертом на повторное рассмотрение, а также мотивы назначения повторной и дополнительной экспертизы, указанные в постановлении (определении) о ее назначении. Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. В исключительных случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.

Заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) экспертизу, заверяется печатью экспертного учреждения и направляется органу (лицу), назначившему экспертизу.

Если к заключению дается приложение в виде таблиц, графиков и т.п., они также подписываются экспертом (экспертами) и заверяются печатью. На них проставляется номер и дата заключения, к которому они составлены.

Заключение и приложение к нему составляются в двух экземплярах, первый из которых направляется органу, назначившему экспертизу, а второй остается в экспертном учреждении.

Глава 2. Совершенствование экспертной деятельности таможенных органов

2.1. Повышения эффективности таможенной экспертизы и внедрение современных технологий и методов исследования в деятельности экспертных служб

Повышение эффективности деятельности экспертных служб таможенных органов, в первую очередь, видится в комплексном решении проблем.

Существуют проблемы в техническом оснащении таможенных лабораторий, повышении уровня профессионализма работников, развитие коллегиального подхода в системе управления; совершенствование системы контроля таможенных органов за счет проведения экспертиз и исследований перемещаемых через границу объектов таможенной экспертизы.

Итоги работы таможенных органов показывают довольно высокое качество работы таможенных служб. Высокие результаты работы таможенных органов основаны на улучшении администрирования, эффективных посттаможенных проверок, огромных работ с валютным контролем, усиленной борьбы с контрабандой, административными правонарушениями и с нелегальным оборотом наркотиков.

Таможенные лаборатории совместно с таможенными органами вносят достойный вклад в проведение таможенной политики и обеспечение экономической безопасности РФ.

Как уже отмечалось, в таможенных органах необходимо расширять практику всеобщего решения проблем и обмена информацией и опытом. Подобные вопросы уже рассматриваются на консультационных советах, но есть необходимость внедрения специализированных советов, на базе которых проводились бы семинары об обмене опытом и обсуждение существующих проблем.

Считается целесообразным, проведение подобных семинаров и совещаний как минимум каждые полгода; организовывать встречи работников экспертных служб, с целью совершенствования системы контроля за исполнением своей деятельности отделов и служб таможенных экспертиз и исследований таможенных управлений. При этом, руководители экспертных служб каждой области, должны организовывать семинары-совещания по итогам работы первого и второго полугодия. При исполнении такого рода мероприятий, эффективность работы экспертных служб повысится.

Проведение семинара предполагает обсуждение таких вопросов как эффективность применяемых методов исследования, технических средств экспертиз, количественные и качественные показатели деятельности экспертных служб за полугодие, профессиональный уровень знаний таможенных экспертов и т.д. Анализируя, представленные вопросы в конце семинара, принимаются соответствующие пути решения и мероприятия.

Усиленный контроль экспертных служб поможет:

во-первых, выявить факты уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов;

во-вторых, контроль за качеством товара ввозимого в РФ;

в-третьих, дает возможность определить легальность перемещаемых через границу товаров, соответствие сертификатам качества и происхождения и так далее.

Изучение деятельности таможенных лабораторий в европейском сообществе показало, что система таможенных лабораторий необходима, так как она имеет качественные преимущества перед другими формами организации экспертизы товаров: направлена на защиту государственных интересов; на защиту прав потребителя; является многоплановой по спектру задач – охватывает все группы товаров, все операции с ними; экспертизы проводятся в целях борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, что не обеспечивает другие системы экспертиз (Госстандарт, СЭС и т.д.).

Высокий профессионализм и широкий кругозор специалистов-экспертов, кадровая преемственность и стабильность позволяют сформировать из таможенных лабораторий авторитетное экспертно-исследовательское учреждение КТК РК, способное во взаимодействии с таможенными и другими правоохранительными органами эффективно решать самые сложные задачи защиты экономической безопасности государства.

Государство должно стимулировать повышение творческой квалификации и качества работы специалистов-экспертов. Создавать условия охраны их труда и социальной защиты, так как, экспертная работа – специфическая, творческая, сопряженная с большой ответственностью и профессиональным риском, поддерживать на самом передовом уровне экспертно-исследовательские учреждения таможенных органов хотя бы потому, что цена услуг альтернативной экспертизы может превышать их стоимость во много раз.

Профессиональный уровень наших экспертов нужно усовершенствовать. В таможенных лабораториях и служба таможенных экспертиз и исследований должны работать чуткие и высокоспециализированные специалисты. Профессиональный уровень кадров экспертных служб должен быть всегда на высоком уровне.

Большое внимание следует действующей системе подготовки и переподготовки кадров, учитывающей реальную таможенную политику республики. На сегодняшний момент существует проблема в организационно-методическом производстве экспертными службами таможенных органов.

Путем выхода из этой проблемы может быть итоги семинара-совещания на областном уровне. Результаты семинара направляются в Центральную таможенную лабораторию, это будет той нитью, которая поможет решению многих проблем в области таможенной экспертизы и исследований товаров, а также будет источником для анализа и внедрения новых методов исследования.

Предлагается повысить роль региональных центров повышения квалификации для таможенных экспертов. В выше предложенном семинаре, при получении исполнительной силы, предполагается обсуждение такой проблемы как уровень знаний кадров. При необходимости обмениваться кадрами, опытом работ с другими странами организовывать совместные международные совещания поднимать проблемы затронутые на областном семинаре, на уровне республиканских и международных семинаров. Затронутые проблемы должны найти должное решение, приниматься конструктивные рекомендации по улучшении знании наших специалистов.

Роль таможенной экспертизы очень велика в процессе таможенного оформления и таможенного контроля. Такой вывод обусловлен тем, что в нашей стране недостаточно учебно-методических, научных материалов, литературы по таможенной экспертизе, это очевидно. Из этого следует такое решение, что необходимо публикация специализированного журнала по таможенной экспертизе.

Смотрите так же:  Как уходят на удо

Результаты работы таможенной лаборатории оцениваются такими показателями, как прямой, косвенный и условный экономический эффект.

Прямой экономический эффект работы таможенной работы заключается в выполняемых ею бесплатно для таможенных органов экспертизах без привлечения сторонних лабораторий.

Косвенный экономический эффект заключается в использовании результатов экспертизы для правильного начисления таможенных платежей, акцизов, контроля за качеством товаров и т. д.

Мероприятия по совершенствованию экспертного анализа внесут свою лепту в развитие таможенной службы, а также будут способствовать росту авторитета таможенных органов и развитию внешней экономической деятельности.

Вполне возможно силами экспертных учреждений взять задачу определение таможенной стоимости на себя. Окончательное решение должны принимать сами таможенные органы. Кроме того, необходимо пересмотреть создание системы экспертных учреждений по вертикали, с обеспечением независимости эксперта и/или специалиста. Представляются, что экспертные учреждения работают только в рамах отведенных видов экспертиз, а некоторые остаются вне поля внимания.

Важным является своевременное обобщение результатов использования таможенной экспертизы. В нормативно-правовых актах необходимо предусмотреть положения, связанные с использованием заключения эксперта таможенной лаборатории правовым положением эксперта таможенной лаборатории. Такой подход продуктивен и отвечает интересам практики производства таможенных экспертиз органами таможенного контроля в ходе выявления таможенными органами правонарушений в сфере таможенного дела.

У таможенных органов хорошие возможности контролировать партии товаров в тот момент, когда товары еще находятся в одном месте и в полном объеме. Такая организация контроля предотвращает поступление на прилавки магазинов и рынков партий товаров, не отвечающих стандартам. Единственная преграда, мешающая осуществлению в полном объеме такого рода контроля – это еще не достаточный уровень таможенных лабораторий, как в отношении оснащения средствами и приборами экспертного контроля, так и в отношении численности специалистов-экспертов высшего уровня.

С целью развития таможенной экспертизы необходимо создание непрерывного процесса обновления и усовершенствования технических средств экспертных подразделений таможенной службы.

В первую очередь, необходимо развитие региональных таможенных лабораторий, отделов и служб таможенных экспертиз и исследований, расширение сферы их деятельности.

Другим важным направлением является углубление международного сотрудничества таможенных лабораторий, выход на качественно новый уровень во взаимоотношениях со странами ближнего и дальнего зарубежья по таможенным вопросам, развитие взаимодействия и обмен информацией с экспертными служками сопредельных государств.

Следует развивать эффективные контакты с другими странами, обмениваясь опытом работы.

Основываясь на сегодняшней ситуации, в целях улучшения работы экспертных служб необходимо решить следующие вопросы:

1) целенаправленное финансирование ремонта имеющихся в экспертных службах таможенных органов приборов;

2) приобретение приборов экспресс анализа, химических реагентов, расходных материалов, лабораторной посуды и учебно-методической документации;

3) на таможенных постах таможенных управлений каждой области ввести единицу специалиста таможенной экспертизы с обеспечением необходимыми техническими средствами таможенного контроля.

При таможенном оформлении следует не ограничиваться получением акта для дозиметрического контроля, а непосредственно присутствовать таможенному эксперту при проведении сотрудниками органов СЭС замеров уровня радиационного фона, причем каждого вагона в отдельности. Проводить контрольные мероприятия по замеру уровня радиационного фона. В случае несоответствия – не принимать к оформлению.

2.2. Порядок назначения экспертизы

Экспертиза может быть назначена при осуществлении таможенного контроля, если для разъяснения некоторых вопросов возникает необходимость в специальных познаниях или если это прямо следует из профиля риска. В соответствии с ТК РФ должностное лицо таможенного органа выносит постановление о назначении экспертизы, в котором указываются:

-основания для проведения экспертизы;

-фамилия, имя и отчество эксперта;

-наименование экспертной организации;

-вопросы, поставленные перед экспертом;

-перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта;

-срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган;

Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Типовые вопросы, задаваемые эксперту при назначении экспертиз и исследований, распределяются по группам товаров.

При исследовании пищевых продуктов решаются следующие вопросы:

-определяется наименование товара, соответствие качества продукта сертификату, возможная фальсификация;

-устанавливается применимость товара для детского или диетического питания;

-идентифицируются такие товары, как пищевые добавки, сахар белый и сахар-сырец;

-определяется компонентный состав продукта, наличие в нем запрещенных пищевых добавок, молочного жира, какао, масла какао, кофеина в готовых продуктах из кофе;

-определяются потребительские качества и оптовая рыночная стоимость товара.

При исследовании алкогольных напитков решаются вопросы:

-определяется наименование продукта, соответствие качества сертификату;

-идентифицируются игристые и шипучие, натуральные и специальные вина, спирт-сырец, коньячный спирт, виноматериалы и способ их получения;

-определяется содержание этилового спирта в напитке, содержание ароматизирующих или растительных добавок;

-для вина, водки, коньяка проверяется соответствие наименованию, указанному на этикетке, требованиям стандарта по физико-химическим и органолептическим показателям;

-определяются потребительские качества и оптовая рыночная стоимость товара.

При исследовании табака и табачных изделий решаются следующие вопросы:

-товар идентифицируется как табачный отход или курительный табак;

-определяется массовая доля фракций табака, примесей и пыли, содержание никотина и смолы;

-проверяют, соответствует ли табачное изделие требованиям качества по стандарту и сертификату;

-определяются потребительские качества и оптовая рыночная стоимость товара.

При исследовании спиртосодержащих жидкостей определяют наименование товара, содержание в нем спирта, денатурирующих, антиобледенительных добавок, душистых веществ, ароматизаторов.

Руководитель таможенной лаборатории вправе возвратить без исполнения постановление о назначении экспертизы с указанием мотива, если:

-образцы, представленные на экспертизу, имеют недостаточную массу или объем;

-постановление оформлено неправильно или упаковка проб

не соответствует требованиям;

-в учреждении отсутствует эксперт требуемой специальности, необходимая материально техническая база либо специальные условия для проведения экспертиз.

Срок проведения экспертизы

Срок проведения экспертизы в соответствии с ТК РФ не должен превышать:

-срока временного хранения, если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;

-шести месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;

-одного года в иных случаях.

Срок проведения экспертизы определяется с учетом трудоемкости исследования. Для целей идентификации и определения рыночной стоимости экспертиза может быть проведена в следующие сроки6:

-продукты пищевой промышленности групп 02-24 ТН ВЭД России — 3–16 дней;

-сахар группы 17 ТН ВЭД России — 2–10 дней;

-наркотические вещества — 2 дня.

Сроки исполнения экспертиз установлены исходя из фактических трудозатрат.

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иными экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями. Заинтересованное лицо, если экспертиза проводится по его инициативе, вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

В таможенной лаборатории выделяются три области специализации экспертов:

-по исследуемым объектам, например, наркотики, продукты питания, алкогольная продукция, табачная продукция, одежда, обувь, товары химических производств,

руды, концентраты, металлы, сплавы, драгоценные металлы и камни, продукция электронной, электротехнической и машиностроительной продукции, объекты информатики и интеллектуальной собственности и финансовой деятельности;

-по используемым методам и средствам, например, оптические (лупа, микроскоп, различные виды подсветок, сканирование, оптические измерительные устройства); механические (растяжение, сжатие, шлифовка, резка, взвешивание и т. п.); электрические, электронные, акустические, электромагнитные, другие виды излучения, химические, микробиологические, радиологические и т. п. методы;

-по виду вопросов, т. е. предмету исследования, например, при определении места происхождения, нормы выхода при переработке, естественной убыли, стоимости, фальсификации, сокрытия, недостоверного декларирования, таможенного режима, качества, количества, сорта, фирменного знака и т. п.

Эксперт имеет право:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету

2) привлекать к производству экспертизы других экспертов;

3) запрашивать дополнительные материалы;

4) отказаться от дачи заключения по объективным причинам;

5) участвовать в проведении таможенного контроля.

Эксперт не имеет права разглашать конфиденциальную информацию.

Отбор проб и образцов товаров

Образец обособляемая единица исследуемого объекта.

Проба- количество нештучного товара или часть образца, отобранное из контролируемой партии, тождественное по составу и свойствам партии.

Точечная проба- проба, взятая единовременно, характеризующая качество в одном объекте или тарном месте, в резервуаре или транспортном средстве.

Объединенная проба – проба, полученная объединением нескольких точечных проб путем перемешивания в определенном соотношении, имеющая среднее значение искомых характеристик

Объединенная проба делится на три части:

Аналитический образец используется для исследования.

Арбитражный образец хранится (в течение срока годности товара) в опечатанном виде на случай арбитражных исследований.

Контрольный образец может быть использован (в течение срока годности товара), если первичное исследование было проведено неудачно.

Отбор проб — важнейший этап экспертизы товара. Целью отбора проб является доставка для лабораторного испытания минимальной части данного товара, которая достоверно отражает его качественные характеристики, в том виде, в каком товар поступает на таможенную территорию. Для отбора проб и образцов товаров требуются определенные знания и умения, приспособления и транспортная тара. При этих операциях должна соблюдаться техника безопасности. Пробы и образцы товаров могут отбирать должностное лицо таможенного органа или:

-сотрудники других государственных органов;

-декларанты и их представители;

-лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и их представители;

-правообладатели и их представители с письменного разрешения начальника таможенного органа.

При отборе проб в необходимых случаях может присутствовать эксперт или специалист, привлекаемый на договорной основе. При отборе проб должен присутствовать декларант. Его отсутствие допускается только в определенных, установленных Таможенным кодексом, случаях:

-при неявке в течение 15 дней после представления товара таможенному органу;

-в обстоятельствах, не терпящих отлагательства (товар создает угрозу);

-при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;

-товары, заявленные к вывозу, оставлены на таможенной территории.

Если пробы и образцы отбираются в отсутствие декларанта или его представителя, приглашается не менее двух понятых.

Отбор проб включает три этапа:

-общий осмотр партии;

-отбор выборок или точечных проб;

-составление объединенной пробы из исходного образца.

В процессе отбора проб выполняются следующие действия:

-сверяется номер транспортного средства с номером, указанным в транспортных документах;

-проверяются средства идентификации (оттиски пломб и т. п.);

-проверяется температурный режим и другие условия хранения товара, если это необходимо;

-образцы отбираются только из неповрежденной тары.

Пробы (образцы) товаров и вещественные доказательства должны быть упакованы и опечатаны ярлыком обеспечения сохранности упаковки. Процедура оформляется актом взятия проб (образцов) товаров специальной формы. Если невозможно отобрать пробы и доставить их в таможенную лабораторию, осмотр и исследование товаров экспертом осуществляется по месту их нахождения.

Если экспертизой не выявлено несоответствия сведений о товаре, то контрольная и арбитражная пробы возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему экспертизу, либо уничтожаются. Если по результатам исследования товара заводится дело об административном правонарушении или уголовное дело, контрольная и арбитражная пробы хранятся в таможенной лаборатории в течение сроков производства по делу и сроков, необходимых для обжалования, но не более года. Если это возможно, по окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу.

Не существует общих правил отбора проб. Для многих веществ выработаны специальные правила отбора проб, отраженные в национальных и международных стандартах, ведомственных инструкциях. Одним из главных условий является достаточное количество образца для выполнения необходимых анализов. Пробы или образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность исследования.

При отборе проб скоропортящихся товаров уполномоченное должностное лицо доставляет пробы товара в таможенную лабораторию в течение двух часов после отбора, а если доставка в указанный срок невозможна, обеспечиваются необходимые условия хранения.

Заключение

В данной работе удалось глубоко и довольно детально рассмотреть деятельность таможенных органов в проведении экспертиз.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты экспертизы в системе таможенных органов, выделены понятие объекта и предмета экспертизы, технические средства и методы таможенной экспертизы, а также раскрыты права и обязанности эксперта.

Во второй главе проведен анализ показателей работы экспертных служб города Тюмени и Екатеринбурга, проведения независимой экспертизы соответствия таможенной экспертизы соответствия таможенной стоимости товаров.

Третья глава посвящена изучению проблем развития и совершенствования экспертной деятельности таможенных органов.

Профессиональный уровень наших экспертов нужно усовершенствовать. В таможенных лабораториях и служба таможенных экспертиз и исследований должны работать чуткие и высокоспециализированные специалисты. Профессиональный уровень кадров экспертных служб должен быть всегда на высоком уровне.

Предлагается повысить роль региональных центров повышения квалификации для таможенных экспертов. В выше предложенном семинаре, при получении исполнительной силы, предполагается обсуждение такой проблемы как уровень знаний кадров. При необходимости обмениваться кадрами, опытом работ с другими странами организовывать совместные международные совещания поднимать проблемы затронутые на областном семинаре, на уровне республиканских и международных семинаров. Затронутые проблемы должны найти должное решение, приниматься конструктивные рекомендации по улучшении знании наших специалистов.

При назначении экспертизы, должностным лицом таможни производится взятие образцов или проб товаров, назначенных при таможенном контроле. При осуществлении таможенной экспертизы решается комплекс общих задач фискального контроля экономического, правоохранительного, статистического и защитного характера, требующий выполнения различных исследований.

Список использованных источников

1. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. – Изд-во «Экономика» – Москва, 1998г.-687с.
2. Абсеметов М. Таможенная экспертиза: проблемы и совершенствование// Кеден.-2002. -№ 8-9.
3. Додонкин Ю.В., Жебелева И.А. Таможенная экспертиза товаров.- М.: Издательский центр Академия, 2003.- 272с.
4. Жиряева Е.В. Экспертиза в таможенном деле и международной торговле.- СПб.:Питер, 2003.-557с.:ил.
5. Соложенцев В.А., Нестеров А.В. Экспертиза в таможенном деле.- Новосибирск: Наука, 1988.