Вправе ли водители маршруток отказывать в бесплатном проезде пассажирам с пенсионным удостоверением?

«Я уже пенсионер, ветеран труда и к тому же отношусь к категории „ребенок войны“. Иногда перевозчики в маршрутках не хотят возить пожилых людей, отказывают им или устанавливают лимит льготных мест. Имеют ли перевозчики право отказывать нам, пенсионерам, в бесплатном проезде в маршрутке?»

Александр Кослинчук, пенсионер, Киев

В Министерстве соцполитики «ФАКТАМ» сообщили, что в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений и признание недействительными некоторых законодательных актов Украины» с 1 июня 2015 года отменено право отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, в частности, это касается детей войны, ветеранов труда и участников войны.

Вместе с тем в нескольких постановлениях Кабмина предусмотрено право пенсионеров по возрасту и людей с инвалидностью на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме метро и такси) и на пригородных маршрутах.

В госбюджете Украины не заложена сумма компенсации за перевозку отдельных льготных категорий граждан. Такое финансирование, как разъяснили в Министерстве финансов, предусматривается за счет местных бюджетов. Местные органы исполнительной власти могут самостоятельно определять количество льготных пассажиров и расходы на их перевозку, а также контролировать выделенные на эти цели средства.

Как сообщили в департаменте социальной политики Киевской горгосадминистрации, бесплатно ездить в общественном пассажирском транспорте льготники могут при наличии удостоверения или справки, а при введении автоматизированной системы учета — электронного билета, который будет регистрироваться и выдаваться бесплатно.

Кроме наземного транспорта, киевляне, не имеющие права на бесплатный проезд в метро (в том числе пенсионеры, а также лица, взятые на учет в столице как перемещенные с временно оккупированной территории, районов проведения АТО и населенных пунктов на линии столкновения), могут бесплатно пользоваться подземкой по решению Киевсовета от 3 марта 2016 года № 116/116.

В пресс-центре столичной коммунальной службы перевозок уточнили: в городском бюджете предусмотрены средства на компенсацию за перевозку пенсионеров в коммунальных маршрутках «Киевпасстранса», где количество льготников никто не лимитирует. Для частных перевозчиков такую компенсацию введут после запуска электронного билета (предположительно до конца нынешнего года), когда автоматизированная система сможет фиксировать число пассажиров-льготников, пользующихся транспортными услугами. Поэтому уже сейчас в новых конкурсах на маршрутные перевозки от всех участников требуется оборудовать салоны валидаторами (устройство для электронного билета). А пока частные перевозчики обслуживают льготников без компенсации этих затрат, на свое усмотрение. Часть водителей возят всех без исключения пассажиров, а некоторые неохотно пускают в салоны льготников с удостоверением, хотя никакими нормативными актами их действия не оправдываются.

Если вам отказали в услуге в столичной маршрутке, то пожаловаться на водителя можно в диспетчерскую службы перевозок по телефону: 044−489−05−28. Проверяющие установят факт нарушения и составят акт. После трех таких актов пересматриваются договорные отношения с перевозчиком.

Подготовила Наталина СИДОРЕНКО, «ФАКТЫ»

Проезд для льготников останется бесплатным — Кличко

Об этом заявил мэр столицы Виталий Кличко в эфире телеканала «Киев», сообщает пресс-столичного городского головы.

«Хочу отметить: для пенсионеров, школьников, инвалидов, участников боевых действий и других льготных категорий граждан проезд в коммунальном общественном транспорте столицы останется бесплатным», — заявил Кличко.

Он также отметил, что проезд в коммунальном транспорте для тех, кто пользуется им регулярно, будет стоить в среднем 6,50 грн. 8 гривен за проезд — это стоимость разовой поездки.

Кличко объяснил причины пересмотра тарифов. По его словам, без повышения тарифов на проезд в общественном транспорте Киеву не избежать кризиса в транспортной сфере. Полученные от повышения тарифов средства, прежде всего, пойдут на повышение заработных плат работникам транспортных коммунальных предприятий, развитие транспортной инфраструктуры, ремонт и закупку подвижного состава. Также повышение тарифов даст возможность уменьшить суммы дотаций, которые городской бюджет выделяет на покрытие убытков транспортных предприятий.

«Проблема в том, что городская власть ежегодно дотирует транспортную сферу в размере 1 миллиард 800 миллионов гривень. Нам, например, нужно закупать новый транспорт. За последние годы мы закупили 100 автобусов, 103 троллейбуса, 45 трамваев. Но сегодня ситуация такова, что скоро на этом транспорте никому будет работать. Транспортным предприятиям не хватает специалистов. Поэтому нужно повышать заработную плату транспортникам. И на это, прежде всего, пойдут деньги от увеличения стоимости проезда», — подчеркнул Кличко.

По словам мэра, и в Киевпасстрансе, и в Киевском метрополитене недоукомплектованный штат работников. В Киевпасстрансе не хватает 2,5 тысячи специалистов, в метрополитене — почти полтысячи свободных вакансий. А от укомплектованности этих предприятий, подчеркнул мэр столицы, зависит, прежде всего, безопасность киевлян, которые пользуются общественным транспортом.

Отметим, с субботы, 14 июля, стоимость разовой поездки в метро и наземном общественном транспорте будет составлять 6,3 грн — при условии пользования проездным билетом или бесконтактной карточкой, и 8 грн — за разовую поездку.

В частности, в столичном метрополитене с 14 июля синие жетоны заменят на зеленые. Обменять старые жетоны на новые можно без доплаты на протяжении июля.

Плати или выметайся! Пенсионерам в маршрутках проезд заказан

Оксана Максимова, РИА Новости Украина

Львов и регион

Во Львовской области перевозчики объявили войну пенсионерам. Региональная организация Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков заявила о решении автотранспортных предприятий центра и области о том, что с 20 января бесплатный проезд для пенсионеров будет отменен.

Смотрите так же:  Льготы призывникам 2019

Перевозчики, в частности, ссылаются на то, что в 2018 году льготы пенсионерам на транспортные услуги не предусмотрены законами Украины. В доказательство своих слов Ассоциация приводит положения Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях».

«Ситуация заходит в тупик из-за отсутствия решения этой проблемы со стороны Верховной Рады Украины и Кабинета министров Украины. Пенсионерам льготы на транспортные услуги не предусмотрены законами Украины», — говорится в сообщении ассоциации.

Вместе с этим также отмечается, что на сегодняшний день по региону в реестре плательщиков налогов зарегистрировано 505 тысяч пенсионеров по возрасту.

В управлении транспорта Львовского горсовета в ответ на заявления перевозчиков уточнили, что никаких официальных обращений или предупреждений от транспортников по поводу перевозки пенсионеров не поступало.

«Имеем информацию, что в отдельных салонах автобусов появились объявления об отмене льготы для пенсионеров с конца января. Очевидно, речь идет о том, чтобы пенсионеры платили 50% от стоимости, как было принято в области», — сообщил заместитель начальника управления транспорта ЛГС Игорь Собенко.

Он добавил, что в последние годы перевозчики не получали в полном объеме возмещение за перевозку льготников, а только лишь 10-15% от потребности. В целом же, как уточнил Собенко, данный вопрос будет еще изучаться.

Тернополь

В 2014 году тернопольские перевозчики отказались выходить на маршруты из-за несогласия со стоимостью проезда. Маршрутчики аргументировали свои действия неблагоприятной финансовой ситуацией — ростом цен на горюче-смазочные материалы и запчасти. Поэтому, чтобы улучшить свое финансовое положение, они решили отказаться от бесплатной перевозки пенсионеров.

Ситуация в целом не урегулирована, и как писало РИА Новости Украина, в городе нередки случаи, когда водители переполненных маршруток останавливаются на маршруте и отказываются ехать дальше из-за того, что пожилые люди не оплачивают проезд.

Мариуполь

Столица Приазовья также отличилась беспределом в отношении пенсионеров. Летом 2016 года во многих мариупольских автобусах появились объявления о том, что проезд для пенсионеров платный, а стариков выгоняли даже из тех маршруток, где таких объявлений не было.

Как выяснилось, такой шаг перевозчиков был самовольным, так как горсовет каких-либо решений по вопросу размещения информации о правилах предоставления права на льготный проезд в общественном транспорте не принимал и никаких распоряжений не давал, информация была размещена перевозчиками самовольно.

Отметим, что в Мариуполе число жителей льготных категорий составляет около 200 тысяч, что составляет практически 50% всего населения города. 160 тысяч – пенсионеры, остальные – инвалиды, чернобыльцы, социально незащищенные слои населения. Как заявляли перевозчики, количество льготников среди пассажиров часто достигает 50%, а городской бюджет компенсирует только 3% от перевозки пассажиров льготных категорий. Решение проблемы транспортники видели в повышении стоимости проезда.

Житомир

В минувшем году дискуссии властей и транспортников по вопросу перевозки пенсионеров вылились в целые баталии. В мае житомирский исполком проголосовал за повышение стоимости проезда в маршрутках до 5 гривен: перевозчиков обязали подписать дополнительные соглашения о бесплатной перевозке граждан 24 льготных категорий, после чего мэр Сергей Сухомлин подписал решение исполкома о тарифе в 5 грн в маршрутках.

Новые тарифы начали действовать с 1 июня, а 12 октября в маршрутках появились объявления с перечнем льготных категорий, которых перевозчики соглашаюлись возить без оплаты. Пенсионеры в этот перечень не вошли. После этого исполком снизил стоимость проезда в маршрутках, а апелляционный суд отменил первоначальное решение исполнительного комитета об удорожании проезда.

Собственно, за всеми этими схемами под давлением перевозчиков местные чиновники приняли решение по ограничению времени бесплатного проезда пенсионеров. Маршрутчиков обязали бесплатно возить все категории льготников, в том числе и пенсионеров, но бесплатно только с 10:00 до 16:00.

Кропивницкий

Минувшей осенью проблемы бесплатной перевозки пенсионеров обострились также в Кропивницком. В ноябре с выходом на маршруты в городе многовместительных автобусов маршрутчики отказались бесплатно возить пенсионеров. Транспортники заявляли, что для перевозок в режиме маршрутного такси предусмотрено 10 льготных категорий, за которые перевозчики получают компенсацию из городского бюджета, а вот для пенсионеров по возрасту горсовет с перевозчиками таких договоров не заключали. Между сторонами, как сообщалось в СМИ, действовали устные договоренности, которые стали неактуальными после появления альтернативы в виде многовместительных автобусов.

По данным начальника управления транспорта Кропивницкого горсовета Александра Вергуна, количество лиц, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте города, насчитывается около 80 тыс, а пенсионеров по возрасту — 53 тыс.

Напомним, что бесплатный проезд пенсионеров по возрасту в общественном транспорте регулируется постановлением Кабмина от 17 мая 1993 года № 354 «О бесплатном проезде пенсионеров на транспорте общего пользования» и законом Украины «Об автомобильном транспорте» (статья 37). Последний документ определяет, что отношения между перевозчиками и органами местного самоуправления определяются договором об организации и условиях перевозок (с учетом размера и механизма выплат компенсации за перевозку льготных пассажиров), но часто частники по стране не получают компенсацию за льготников и берут такие обязательства на себя добровольно — за счет собственной хозяйственной деятельности. Юридически частники не могут отказать пенсионеру в проезде, возить льготников маршрутчики обязаны, однако, как показывает практика, делать это за свой счет никто не хочет.

По данным материалов открытых источников интернет

Рада займется вопросом льготного проезда в маршрутках

Действующее законодательство предусматривает достаточно широкий перечень льгот для социально незащищенных категорий граждан. Однако практическая реализация некоторых из них зачастую затруднена в силу тех или иных факторов, чаще всего — субъективных. В частности, это касается вопроса льготного проезда в общественном транспорте.

«Нередко водители в целях наживы обманывают пассажиров, сообщая об отсутствии льготных мест. В то же время невозможно установить законность отказа в льготном проезде, ведь информацию о количестве свободных льготных мест в автобусе граждане могут получить только от водителя», — отмечается в пояснительной записке к проекту закона №8531 от 27.06.2018 г.

Смотрите так же:  Адвокат черкассы отзывы

Автор законопроекта нардеп Максим Микитась подчеркнул, что это значительно усложняет процесс доказывания факта нарушения со стороны водителя, а штраф в размере 170 грн. — недостаточно суровая мера наказания.

Так, депутат предлагает обязать перевозчиков и водителей устанавливать табло, на которых будет отображаться информация о количестве свободных льготных мест в транспорте. От этого нововведения выиграют и граждане, которые получат возможность реализовать свои права в полной мере, и компетентные государственные органы, которым станет проще обнаружить и доказать факт правонарушения.

В соответствии с положениями законопроекта, отсутствие такого информационного табло у входа в автобус будет считаться нарушением правил предоставления услуг по перевозке пассажиров, за которое перевозчику придется заплатить штраф в размере 300 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а это 264 300 грн.

Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что непристегнутый водитель должен будет заплатить штраф в размере 850 гривен.

Кроме того, депутаты предлагают расширить круг лиц, которым может быть предоставлена жилищная субсидия.

Кому положены льготы на проезд?

Недавно на редакционную почту пришло письмо от Людмилы Цыбы, которая проживает в Овидиопольском районе Одесской области. Она пенсионер, ветеран труда, инвалид ІІ группы с детства. Женщина спрашивает: имеет ли она право на льготный проезд в автобусном транспорте пригородного сообщения? Вопрос о праве на льготный проезд волнует и представителей других категорий.

Кого уже не повезут бесплатно?

Ответить на этот вопрос она просила одним коротким словом: да или нет. Но вникая в него, мы столкнулись с разного рода «подводными камнями» в нашем законодательстве и поняли, что однозначно ответить на него не так уже и легко. Кроме того, вопрос льготного проезда волнует и многих других наших читателей. Попробуем разобраться: кто на самом деле может ездить бесплатно в общественном транспорте, а кто нет?

Стоит отметить, что за последние годы в этом направлении перечень льготников значительно изменился. Так, с 1 июня 2015-го право на бесплатный проезд в общественном транспорте потеряли*:

  • участники войны;
  • члены семей погибшего (умершего) ветерана войны;
  • лица с особыми заслугами перед Родиной;
  • лица с особыми трудовыми заслугами;
  • ветераны труда;
  • дети войны;
  • жертвы нацистских преследований.

Пенсионеры по возрасту: платить или нет?

Многочисленная категория наших граждан – пенсионеры по возрасту. Могут ли они бесплатно ездить на автобусных маршрутах городского и пригородного сообщения?

Постановлением Кабмина №354 от 17 мая 1993 года определено, что пенсионеры по возрасту имеют право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси и метрополитена) и пригородных маршрутах. Но этим же документом установлено, что Министерство финансов обязано каждый год закладывать в бюджет деньги для компенсации расходов компаниям-перевозчикам. Однако, в соответствии со статьей 91 Бюджетного кодекса Украины, с 2016 года расходы за льготный проезд должны компенсироваться за счет местных бюджетов. То есть местные органы власти определяют перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд в своих административных границах, и осуществляют соответствующее финансирование для компенсации перевозок.

К примеру, в прошлом году на эти нужды Одесской областной властью было выделено свыше 6 млн. гривен. Как рассказала сотрудник Департамента социальной и семейной политики Одесской облгосадминистрации Елена Филиппова, вся эта сумма так и не была израсходована и вернулась обратно в областной бюджет. Почему?

— Механизм такой: мы компенсируем затраты компаниям-перевозчикам на основании предоставленных ими ведомостей с указанием пунктов следования льготников или фотокопий льготных удостоверений, отснятых водителями автомобильного транспорта, — пояснила Елена Филиппова. — В них должны быть указаны фамилия, имя, отчество льготника, номер и серия льготного удостоверения, а также стоимость проезда. Эти ведомости формируются кассирами автостанций или учитываются на основании фотофиксации льготного удостоверения, которое делает водитель на пути маршрута.

По ее словам, автоперевозчики практически не предоставляют такие документы. Хлопотное для них это дело: предоставлять бумаги и доказывать, что перевез такое-то количество граждан на льготной основе. Поэтому чаще всего они возят за свой счет или отказывают в льготном проезде, как это случилось с Людмилой Цыбой.

За отказ в проезде — смешной штраф

Стоит отметить, что, в соответствии со ст. 35 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» № 2344-ІІІ от 5 апреля 2001 года, перевозка пассажиров на автобусном маршруте общего пользования может осуществляться в обычном, экспрессном режимах и режиме маршрутного такси. А статьей 37 этого же Закона предусмотрено, что льготные перевозки пассажиров обеспечивают автомобильные перевозчики. Безосновательный отказ в таком праве влечет за собой ответственность. Какую именно? Согласно ст.133-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях, в таком случае на водителей транспортных средств или руководство компаний-автоперевозчиков может быть наложен штраф в размере восьми необлагаемых минимумов доходов граждан. То есть, если человек, которому отказывают в льготной перевозке, обратится в полицию и будет составлен протокол об административном правонарушениии, автоперевозчик может заплатить штраф в размере. всего 136 гривен.

Сам же перевозчик не имеет права устанавливать свои квоты на проезд льготников. Это законодательством не предусмотрено. И любой отказ от перевозки льготных категорий граждан является незаконным. Причем независимо от того, выделена ли для этого компенсация из местного бюджета или нет.

От льгот — к монетизации

Как видим, не все так просто у нас со льготным проездом. Расходы за это должны компенсироваться автоперевозчикам из местных бюджетов. Они ведь тоже не должны работать себе в убыток. Да, в электронном реестре каждого структурного подразделения органов соцзащиты есть данные каждого человека, имеющего право на льготы. Но как заложить необходимую сумму денег в бюджет для компенсации их льготного проезда, если кто-то пользуется услугами автотранспорта общественного пользования, к примеру, один раз в месяц, а другие – каждый день? На сегодняшний день не установлены лимиты для льготного проезда. Впрочем, в последнее время все чаще говорят о монетизации льгот на бесплатный проезд. Сейчас на законодательном уровне такие изменения готовятся. О необходимости перехода на выделение адресной денежной помощи каждому льготнику неоднократно заявлял и министр социальной политики Андрей Рева.

Смотрите так же:  Окружной арбитражный суд рф

Министр убежден, что необходимо установить нормативы поездок. Если человек живет в городе, то ему на месяц должна выделяться необходимая сумма денег для поездок. А если он проживает в сельской местности, то ему выплачивается компенсация по факту проезда в общественном транспорте.

К слову, в прошлом году пилотный проект по монетизации транспортных льгот был запущен во Львове. В этом году планируют переходить к монетизации транспортных льгот и в других городах Украины. Хотя юристы предупреждают, что уменьшение льгот противоречит требованиям статьи 22 Конституции Украины, где говорится, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан. А неограниченный льготный проезд предусмотрен законами.

Как выйдут из этой сложной ситуации наши чиновники и политики? Пока неясно. Но монетизация транспортных льгот, наверное, в скором времени состоится. А вот кто выиграет от этого, а кто потеряет — остается вопросом.

* Согласно Закону Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» №76-VIII от 28 декабря 2014 года.

«Если человек является лицом с инвалидностью, то, при проезде на автомобильном транспорте общего пользования на внутренних линиях: в пределах района, области и Украины, он имеет право на 50-процентную скидку стоимости проезда в период с 1 октября по 15 мая. В городском транспорте лица с инвалидностью 1 и 2 группы, а также дети с инвалидностью и лица, которые их сопровождают, ездят бесплатно. Это определено Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

По информации Департамента социальной и семейной политики Одесской облгосадминистрации

Кто имеет право на льготный проезд в автотранспорте?

Могут ли в маршрутке отказать льготникам в проезде: что делать, если не пускают

Перевозчики решили дать лишь два льготных местах, а закон говорит о другом

Законом предусмотрено неограниченное количество льготных мест в маршрутках, поэтому водители не могут отказать им в проезде.

Для водителей маршруток пассажиры льготной категории как красная тряпка для быка, если таких на остановке большинство – они могут проехать мимо, а если уж и пускают в салон, то неохотно, еще могут и нагрубить в ответ.

Есть с этим проблемы не только у ветеранов АТО, но и у пенсионеров. Так, одна из жительниц Мариуполя получила ушиб, когда перед ней закрыли дверь маршрутки.

«Он закрывает дверь, а сумка моя часть в салоне, а другая в руке и начинает трогаться», – пожаловалась женщина.

«По закону, есть 17 категорий льготников. В частности ветераны, инвалиды-чернобыльцы и т.д. – перечень большой. Но нормы, сколько людей перевозить бесплатно за один маршрут, нет. Если, например, на остановке стоит 15-20 пассажиров-льготников, то водитель не имеет права не принимать их», – говорит начальник коммунальной службы перевозок Сергей Савтир.

Стоит отметить, что маршрутки – транспорт частный, и перевозчик сам устанавливает правила проезда.

«Этой проблемы не возникало бы, если бы частные перевозчики, как и коммунальные, получали возмещение. Есть закон, где четко определено, что местные власти, если берет на маршрут частных перевозчиков, они должны дотацию за льготников получать», – отмечают в службе перевозок.

На 2017 год предусмотрено 860 млн для перевозки льготников, а на сегодня возмещено 670 млн.

Впрочем, пожаловаться на перевозчика, который отказал льготнику, все же можно. Надо написать жалобу в коммунальную службу перевозок или «Укртрансбезопасность» и тогда водителя оштрафуют на 136 гривен, а предприятие – на 170 гривен.

Как сообщалось, в пригородных маршрутках Киева, которые ездят по маршруту №305 (ст. м. «Теремки» – село Глеваха) участников АТО возят бесплатно.

Напомним, как заявлял премьер-министр Владимир Гройсман, ветераны АТО должны получать землю, однако призвал сделать так, чтобы на фоне этого процесса не начался «дерибан» земли.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах Facebook, Twitter, Telegram

Вы сейчас просматриваете новость » Могут ли в маршрутке отказать льготникам в проезде: что делать, если не пускают». Другие Последние новости Украины смотрите в блоке «Последние новости»