Подписан договор о стратегическом сотрудничестве между химическим факультетом МГУ и Институтом катализа СО РАН

7 Июня 2018

Сегодня в Институте катализа СО РАН состоялось торжественное подписание договора о стратегическом сотрудничестве между химическим факультетом МГУ и Институтом катализа СО РАН. Подписание документа прошло в ходе праздничной научной сессии «Современные тенденции в химии и катализе», посвященной 60-летию Института.

И. о. декана химического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН Калмыков Степан Николаевич принял участие в праздничной научной сессии с докладом «Радиохимия: вчера, сегодня, завтра», а подписание Договора стало финальным аккордом юбилейного научного мероприятия. Сотрудничество между двумя организациями будет развиваться в области науки, образования и организации публичных научных мероприятий: конференций, симпозиумов, семинаров и приглашения ведущих ученых для обмена опытом.

На фото: и. о. декана химического факультета МГУ, член-корр. РАН Калмыков Степан Николаевич и директор Института катализа СО РАН, академик РАН Валерий Иванович Бухтияров подписывают Договор о стратегическом сотрудничестве

В планах двух организаций – проведение совместных научных исследо­ваний на экспериментальной базе ИК СО РАН и химического факультета МГУ. В области образования основной задачей сотрудничества является организация и совершенствова­ние системы подготовки специалистов-химиков для научной, образовательной и инновационной деятельности. Достижение качественно нового, инновационного уровня образования студентов и аспирантов будет проводится путем привлечения их к участию в реальных научных исследованиях.

Институт катализа и химический факультет МГУ намерены способствовать чтению курсов лекций приглашенными сотрудниками организаций — партнеров в рамках образовательных программ как в МГУ, так и в ИК СО РАН. В сферу взаимных интересов также входит разработка инновационных методик преподавания, учебных материалов и программного обеспечения для базового и дополнительного образования, осуществляемого с привлечением электронных обучающих средств и дистанционной формы обучения. Это необходимо, в том числе, и для курсов повышения квалификации и переподготовки кадров. Соглашение между организациями предполагает также сотрудничество в вопросах подготовки и защиты дипломных и диссертационных работ, в том числе, под совместным руководством.

Граница между институтом и организацией

Понимание сущности организации как единицы координации требует четкого соотнесения ее с институтом, тоже определяет границы взаимодействия людей. Рассмотрим сравнительные характеристики этих двух понятий (табл. 16.2).

Таблица 16.2. Характерные отличия между институтом и организацией

«Правила игры» в обществе

Микроинституциональна единица, способная к организационной инициативы

Определяет границы взаимодействия в целом, решает проблемы кооперации между людьми

Определяет границы конкретного взаимодействия или взаимодействий, может осуществлять управляющее воздействие на фирму, предприятие и др.

Обладает свойствами чистого общественного блага

Характерные признаки клубного блага, основывается на действия организующего центра, является централизованной

Регулирует деперсонифицированного и нелокальные трансакции

Регулирует сделки в четких границах, следовательно, персонифицированные и локальные

Индивиды не могут повлиять на процесс изменения институтов

Это результат осознанного выбора индивидов, способствует обеспечению внутренней гармонии

Нет составляющей властных отношений (принуждение)

Властные отношения лежат в основе функционирования организаций, иерархия отношений

Определяет структуру и величину трансакционных издержек

Способствует экономии трансакционных издержек, установленных по институциональными пределами

Источник: Шегда А. Организация // Экономическая энциклопедия: В 3 т. — Т. 2. — М .: Академия, 2001. — С. 644-646.

Последнюю отличие, связанную с трансакционными издержками, стоит рассмотреть подробнее. Реализация контракта о найме связана со значительно меньшими трансакционными издержками по сравнению с теми, что появились при использовании для той же операции институциональных границ контракта о продаже. Экономии достигают за счет того, что исчезает необходимость регулярного перезаключения контракта (после окончания срока действия, при возникновении непредвиденных обстоятельств), и с помощью имплицитной формы соглашения, предусматривающего отказ от точной спецификации всех деталей взаимодействия.

Среди других известных способов экономии на трансакционных издержках организация трансакций имеет ряд особенностей. Например, применение в процессе подписания соглашений стандартных (типовых) договоров, позволяющие экономить на затратах ведения переговоров. Создание и развитие стандартов качества уменьшают расходы определения и формирования в обществе консенсусной идеологии, приводит к снижению затрат спецификации и защиты прав собственности. Эффективность таких методов не уменьшается от частоты и интенсивности их использования. Наоборот, чем больше применяют эти способы, тем меньше объем трансакционных издержек в расчете на одну сделку.

Другое дело — экономия трансакционных издержек в рамках организации. Увеличение величины организации, то есть заключения в организационных рамках все большего количества сделок, приводит к уменьшению эффективности в экономии трансакционных издержек. Подписание контрактов внутри организации, как и ранее, позволяет снизить издержки поиска информации (ведь состав участников не меняется), ведение переговоров и заключение контракта. Однако наблюдается рост других типов расходов. С увеличением объемов организации, прежде всего, растут расходы мониторинга и предупреждения оппортунизма; поскольку увеличение численности участников организации усложняет возможности достичь единства их интересов, точнее, их совпадения с интересами принципала. Он должен тратить больше усилий на мониторинг и контроль действий агентов. Кроме того, рост величины организации обуславливает переход принципала схеме сложных властных отношений, делегирования части полномочий по контролю за агентами своим представителям. Такие структурные изменения связаны не только с увеличением затрат на контроль агентов (оплата труда представителей интересов принципала, а в случае фирмы ними есть мастера, учетчики, управленцы среднего и высшего звена), но и с необходимостью контролировать действия собственно представителей интересов принципала.

Р. Коуз назвал эффективность организации «убывающей предельной эффективностью менеджмента», что уменьшается по мере ее увеличения, и предположил, что всегда есть предел роста организации (фирмы) по института (рынка). По мнению ученого, увеличение объемов фирмы продолжается до тех пор, пока расходы организации дополнительной трансакции внутри фирмы равны расходам осуществления той самой сделки на рынке. Другими словами, экономика, в состав которой входит только одна фирма, которой, со значительным допущением, и есть командная экономика, возможна, но она неэффективна, несмотря на нисходящую предельную эффективность менеджмента.

Изобразим указано выше графически (рис. 16.2) 1.

Рис. 16.2. Цель роста организации (фирмы) по института (рынка)

Пусть фирма А занимается сборкой компьютеров с комплектующих, которые она покупает на рынке (в рамках контракта о продаже) у фирм Б, В и Г. В целях оптимизации трансакционных издержек фирма А решает создать единое предприятие с организацией Б. Аналогично решается вопросы и с В. Однако присоединение фирмы Г к единой организационной структуры окажется невыгодным в связи с увеличением расходов на внутрифирменное управление и контроль. Итак, поглощение фирмой А предприятия В является предельной соглашением, после которой дальнейшее расширение будет неэффективным.

К тому же проведение точной разграничительной линии между институтом и организацией осложняется функционированием неоклассических контрактов, которые сочетают элементы как соглашения о продаже (рыночные), так и контракта о найме (соглашение внутри фирмы). Например, фирма А может отказаться от интеграции в свою структуру предприятия Г, но при этом заключить с ней долгосрочный контракт на поставку комплектующих. Так появляется возможность минимизировать ущерб от природной непредсказуемости рынка не на базе властных отношений, а на основе двустороннего согласования.

Смотрите так же:  Оформить визу в нидерланды

Договор на проведение практики студентов

Производственная практика – неотъемлемая часть учебной программы в вузе. Чтобы процесс прошел с соблюдением всех требований закона об образовании, необходимо своевременно заключить с профильным предприятием договор по практике студентов. Как правило, подписанты такого документа – высшее учебное заведение и компания, но не исключены случаи, когда второй стороной становится не вуз, а сам практикант.

Что должно быть в договоре

Обычно компании и частные предприниматели при желании привлечь студентов на практику договоры самостоятельно не составляют: им достаточно обратиться в вуз, который займется подготовкой необходимых документов и разработкой общих требований, установит регламент действий практикантов.

Договор о прохождении практики включает стандартный набор сведений:

  • юридические основания заключения;
  • название учебного заведения, факультет, курс, специальность и группу, список студентов;
  • информация о принимающем учреждении: название, адрес, телефон;
  • период проведения;
  • обязанности сторон;
  • расписание трудовой деятельности (устанавливается принимающей стороной);**
  • размер заработной платы (если предусмотрена в рамках соглашения);**
  • наименование документов, где будут указаны достигнутые практикантом результаты (дневник, характеристика и прочие);
  • Ф. И. О. руководителя от института.

** Необязательные пункты – вводятся по усмотрению предприятия.

Договор на прохождение практики студента и компании

Если студент выбрал компанию сам и предприятие не против принять его, чтобы заключить договор со студентом о прохождении практики, администрации (директору) фирмы или индивидуальному предпринимателю надо обратиться в вуз. Как правило, во всех институтах и университетах есть готовые шаблоны для такого случая. Если их нет, но вуз не возражает против варианта соглашения, составленного компанией, то договор на прохождение практики студента должен отражать следующие моменты:

  • название компании, ЧП, ИП с реквизитами;
  • Ф. И. О. практиканта, место его учебы;
  • сроки;
  • порядок оформления – по трудовому договору или по соглашению с вузом;
  • оплата труда/безвозмездная основа;
  • режим работы (выходные, график смен);
  • кто будет выполнять функции куратора (преподаватель вуза, сотрудник предприятия или предполагается совместное руководство);
  • перечень документов о ходе и результатах практики (на кого возлагаются обязанности по их составлению).

Соглашение можно оформить и без привлечения учебного заведения к подписанию – напрямую с практикантом. В этом случае одним из оснований заключения договора будет справка из института или университета о том, что студент действительно учится в вузе и в определенный период обязан пройти производственную практику. Также в ней должны быть указаны учебный профиль (то есть факультет, специальность) и точные даты прохождения практики.

Варианты ситуаций, когда целесообразно подписать договор о практике между предприятием и студентом:

  • вуз обязывает работодателя подписывать соглашение с практикантом;
  • соглашение с институтом не регламентирует значимые для организации положения, например, не определен график работы, обязанности студента;
  • практикант занимает вакантную должность, что обязует организацию заключить с ним трудовой договор;
  • планируется активное участие практиканта в производственной деятельности;
  • компании так удобнее управлять отношениями.

Шаблоны и примеры, которые можно скачать:

Согласно действующим нормативным требованиям для прохождения студентом практики необходим договор. Документ регламентирует обязательства и ответственность сторон, и может быть подписан принимающей компанией и вузом или же заключен непосредственно с практикантом.

Совет от эксперта

Ковалева Ольга Владимировна

Директор рекрутингового агентства «Либертран».

При приеме студентов на стажировку, а в последующем и на работу мы много внимания уделяем оценке soft skills (надпрофессиональные навыки) кандидатов. Фокусировка на задачах, скорость реакции, внимательность к мелочам и хорошая память крайне важны для того, чтобы вы смогли стать частью нашего коллектива.

Для их развития я настоятельно рекомендую использовать бесплатный онлайн-тренажер Викиум . Есть статистика за 2017 — 2019 года. 94% стажеров и практикантов, прошедших полный курс обучения были приняты на работу в крупнейшие компании страны, а в течение года получили повышение по должности и увеличили свою зарплату в 1,7 раз.

Также интересны данные по студентам. Их средний балл по диплому составил 4,8. При этом многие отмечают, что стали значительно меньше времени тратить на учебу, т. к. материал стал усваиваться моментально. И все это после занятий всего лишь в течении…

О заключении прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и населением

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) об энергоснабжении (§ 6 главы 30) предусматривают возможность заключения договора энергоснабжения непосредственно между гражданами (абонентами, потребителями) и энергоснабжющими организациями. Соответственно, расчеты за потребленную электрическую энергию также осуществляются напрямую. В абсолютном большинстве случаев напрямую оплачивается и получение сетевого газа. В последнее время достаточно широкое распространение получила практика перехода на прямые расчеты между ресурсоснабжающими организациями и потребителями (населением) за отопление и снабжение горячей водой. В частности, это произошло в городах Владивостоке, Хабаровске, Москве и ряде других городов России. В отдельных случаях такой способ расчетов распространяется и на подачу потребителям питьевой (холодной) воды и водоотведение. Всегда ли это соответствует интересам населения и действующему законодательству?

Необходимо отметить, что переход на прямые расчеты между потребителями и ресурсоснабжающими организациями в большинстве случаев осуществляется независимо от положений существующих договоров с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, с наймодателями или управляющими жилищными организациями и вопреки условиям этих договоров.

Одной из основных причин, побуждающей коммунальные предприятия к подобным действиям, является то, что в этом случае они получают платежи населения напрямую, а не от муниципальных предприятий — посредников, компаний по управлению жилищным фондом или жилищных организаций (в зависимости от существующей в каждом городе системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и системы договорных отношений). Население является наиболее аккуратным плательщиком, что позволяет ресурсоснабжающим организациям в случае перехода на прямые договоры получать денежные средства своевременно и в полном объеме. То есть при этом исключается направление платежей потребителей за коммунальные услуги не коммунальным (ресурсоснабжающим), а жилищно-эксплуатационным или специализированным организациям.

Дополнительно к этому несколько иными причинами во многих муниципальных образованиях вызваны прямые расчеты потребителей с газораспределительными организациями. Поскольку Правила предоставления коммунальных услуг, изданные еще до принятия нового ГК РФ, не распространяются на отношения по газоснабжению потребителей, традиционно сложилось, что платежи за газ вносятся напрямую сбытовым организациям. Этому способствует и то, что обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутриквартирного оборудования в подавляющем большинстве случаев осуществлялось не жилищными, а специализированными газовыми организациями.

Несмотря на существующие, на первый взгляд, преимущества такого способа оплаты коммунальных услуг, переход на него выгоден лишь ресурсоснабжающим организациям и имеет существенные недостатки. Подобная практика ставит потребителей в невыгодное положение и существенно ограничивает их возможности по отстаиванию своих прав в случае нарушения ресурсоснабжающими организациями обязанностей по договору.

При прямых договорах ресурсоснабжающих организаций с населением о предоставлении коммунальных услуг и прямых расчетах за них затрудняется реализация систематического и квалифицированного контроля за соблюдением прав и интересов потребителей, возможность привлечения нарушителей к гражданско-правовой ответственности, а также возможность снижения размера оплаты в случае ненадлежащего выполнения договорных обязательств по срокам, объемам и качеству поставки ресурсов. Если сравнивать экономическую «весомость» отдельного гражданина (потребителя) и предприятия, являющегося локальным монополистом, и оценивать их возможности влиять на разрешение спорных вопросов (в том числе в судебном порядке), то очевидно, что это сравнение будет не в пользу отдельного гражданина.

Смотрите так же:  Облагается ли подоходным налогом пособие при увольнении

Несомненно, отдельный гражданин является более слабой стороной при разрешении разногласий между ним и ресурсоснабжающей организацией. В случае нарушения прав потребителя ему тяжело вести дело с организацией, имеющей штатных экономистов, юристов и других специалистов, заинтересованных в том, чтобы не допустить нежелательных прецедентов ответственности своей (ресурсоснабжающей) организации.

Кроме того, есть вероятность удовлетворения требований лишь отдельных потребителей («активистов»). При этом подобные нарушения в отношении других потребителей, как правило, остаются без ответственности. Ведь далеко не каждый потребитель осознает, что его права нарушены и в чем именно состоит его нарушение. К сожалению, правовая грамотность потребителей пока не имеет широкого распространения. Большинство потребителей или не знают о нарушении своих прав (например, незнание предельно-допустимого суммарного периода отсутствия горячей или холодной воды в течение расчетного периода, незнание температурных пределов, нарушение которых может быть квалифицировано как полное отсутствие коммунальных услуг снабжения горячей водой или отопления и т.п.). В ряде случаев они не знают, к кому обратиться с претензией: к управляющей, жилищно-эксплуатационной или ресурсоснабжающей организациям, в органы местного самоуправления или к другим лицам? Многие потребители не верят в реальность «найти справедливость» и в возможность быстрой, эффективной и надежной защиты своих прав или не хотят тратить на это силы, время и нервы, а также по другим подобным причинам.

В случае же, когда от имени жильцов многоквартирного дома выступает управляющая компания или жилищная организация, эти структуры выполняют обязанности по защите интересов всех жильцов. В этих случаях управляющие жилищные организации и в результате собственного контроля, и в случае поступления отдельных обращений потребителей имеют возможность (и обязаны) распространить единичные «сигналы» на все подобные случаи, то есть защитить и тех граждан, которые не обращались. Кроме того, эти организации способны защитить права и интересы потребителей более квалифицированно, чем отдельно взятый потребитель. Несомненно, это «невыгодно» ресурсоснабжающим организациям, и их стремление в ущерб интересам потребителей уйти от всеобъемлющего контроля понятно.

Параграф 6 главы 30 ГК РФ неоднократно упоминает в качестве самостоятельных абонентов граждан. Тем самым ГК РФ предусматривает возможность прямых договоров между энергоснабжающей организацией и гражданами. На снабжение тепловой энергией, холодной и горячей водой, газом нормы об энергоснабжении распространяются, если иной порядок не установлен законом или иными правовыми актами .

При этом необходимо учитывать, что глава 35 ГК РФ («наем жилого помещения») не содержит никаких изъятий из перечня коммунальных услуг, которые должны предоставляться самим наймодателем или предоставление которых наймодатель обязан обеспечить. В соответствии со статьей 676 ГК РФ (пункт 2) предоставление или обеспечение предоставления необходимых нанимателю коммунальных услуг является обязанностью наймодателя. Поскольку иное не предусмотрено жилищным законодательством, это положение распространяется и на социальный наем жилого помещения. Гражданское и жилищное законодательство не предусматривает заключение нанимателями каких-либо иных договоров о предоставлении коммунальных услуг, кроме как договор найма или договор социального найма.

Более того, иной подход прямо противоречил бы смыслу пункта 2 статьи 676 ГК РФ и упразднял бы обязанность наймодателя обеспечивать предоставление необходимых нанимателю коммунальных услуг. Ведь при прямых договорных отношениях нанимателя и ресурсоснабжающей организации в этом обязательстве наймодатель не участвует: ресурсоснабжающая организация осуществляет поставку ресурса непосредственно потребителю, а он обязан оплатить его стоимость ресурсоснабжающей организации.

Наймодателем может являться как собственник жилого помещения, так и управомоченное им лицо. В роли такого лица в большинстве случаев выступает создаваемое органами местного самоуправления унитарное предприятие или учреждение. И эта же организация обслуживает собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Коммунальные услуги как нанимателям, так и собственникам жилых помещений предоставляются по одним и тем же сетям, с одними и теми же параметрами, по одним и тем же тарифам. Поэтому предоставление или обеспечение предоставления необходимых коммунальных услуг нанимателям и собственникам жилых помещений не могут осуществляться разными исполнителями.

Переход на прямые расчеты за коммунальные услуги требует создания в структуре ресурсоснабжающих организаций абонентских отделов, которые будут заниматься начислением платежей, изготовлением и доведением до потребителей платежных документов, определением размера снижения оплаты в случае нарушения ресурсоснабжающими организациями установленных параметров качества коммунальных услуг, перерасчетом за потребление коммунальных услуг при их временном отсутствии или изменении количества проживающих граждан, учетом установленных льгот и субсидий, ведением необходимой базы данных по потребителям.

Это неизбежно приведет к дублированию функций, увеличению штата сотрудников и, в конце концов, выльется в необходимость значительного повышения тарифов, в структуру которых будет необходимо включить расходы на содержание абонентских отделов. Кроме этого, в базе данных по потребителям содержится информация о жильцах, которая может представлять определенный интерес для «криминальных структур», и по этой причине наличие такой информации в нескольких местах одновременно нежелательно.

При переходе на прямые расчеты потребители будут должны оплачивать ресурсы не по одному платежному документу (принцип «одного окна»), а по множеству документов, что создает очевидные неудобства. Оптимальным является оплата всех жилищно-коммунальных услуг по одному платежному документу.

Статья 539 ГК РФ, посвященная договору энергоснабжения, подразумевает, что абонент (собственник или наниматель жилого помещения) должен быть подключен к сетям энергоснабжающей организации. То есть внутридомовые сети отопления должны находиться в собственности или принадлежать ей на основании иных вещных прав. В то же время жилой многоквартирный дом является единым объектом недвижимости, все инженерное оборудование которого, как правило, — элементы общей долевой собственности. Из этого следует, что в абсолютном большинстве случаев внутридомовые сети не могут являться «сетями эрнергоснабжающей организации», и заключение договора с каждым отдельным жильцом многоквартирного дома неправомерно.

Сейчас в жилищном фонде практически отсутствуют индивидуальные приборы регулирования и учета потребления тепловой энергии. Это означает, что в случае нарушения ресурсоснабжающей организацией своих обязанностей (например, по поддержанию в жилых помещениях требуемой температуры воздуха или по обеспечению бесперебойного водоснабжения) потребитель не имеет другой альтернативы, кроме как воспользоваться механизмом снижения платы за отопление. Процедура снижения платы требует значительных затрат времени и сил и, очевидно, не все потребители смогут и захотят ею воспользоваться. В результате ресурсоснабжающая организация может получить оплату за те ресурсы, которые она не поставила или поставила не должным образом.

При наличии у потребителя приборов регулирования и учета потребления тепловой энергии или воды он получает возможность не оплачивать недополученный ресурс. Но для применения к исполнителю штрафных санкций за снижение температуры от установленного уровня или отсутствие воды сверх предельно допустимых сроков также требуется затрата времени и сил. Кроме того, в обоих случаях необходима фиксация нарушения (например, составление акта). В случае же, если от имени жильцов будет выступать управляющая жилищная организация, перерасчет платежей и начисление штрафов будут проводиться для всех жильцов сразу и автоматически.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 2.6) оплата услуг «непосредственно ресурсоснабжающему предприятию» допускается только при наличии у потребителей приборов учета. Условие об этом и о том, что обязанности, права и ответственность управляющей жилищной организации и потребителей сохраняются, отражаются в договорах с ней. Такие платежи при отсутствии индивидуальных приборов учета неправомерны. Данное положение не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 308, пункт 4 статьи 426, статья 548) и Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Смотрите так же:  Судебная практика пени по договору

Необходимо отметить, что в ряде случаев переход на прямые расчеты производится в результате «волевых» решений высокопоставленных чиновников местных администраций и не соответствует имеющимся договорам с потребителями. То есть независимо от содержащихся в действующих договорах обязательств потребителей об оплате коммунальных услуг управляющей жилищной организации, помимо воли потребителей, не изменяя условия этих договоров, в платежные документы потребителей «просто» заносятся новые банковские реквизиты ресурсоснабжающих организаций, которые, таким образом, становятся получателями этих средств. Такое произвольное изменение сторон обязательства не соответствует положениям статей 307 (пункт 1) и 308 (пункт 3) ГК РФ. Это нарушает базовый принцип гражданского законодательства — «свободы договора».

Подобный подход явно противоречит положениям главы 29 ГК РФ, которая допускает изменение договора без соглашения сторон лишь, если это допускается Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или самим договором, а также по решению суда.

Таким образом, практику заключения прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг между потребителями, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающими организациями, а также практику направления потребителями платежей за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям необходимо признать не соответствующей интересам конечных потребителей и не соответствующей целому ряду норм российского законодательства. В то же время представляется, что законодатель, предусматривая в §6 главы 30 ГК РФ возможность заключения прямых договоров энергоснабжения с гражданами, имел в виду потребителей, проживающих в индивидуальных, а не многоквартирных жилых домах.

2. СООТНОШЕНИЕ ИНСТИТУТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ.

Фирма (как и футбольная команда, как и фондовая биржа) есть и организация, и институт, потому что существуют правила ее создания. Обычно организация — это как бы некая скорлупа, которая уже есть в наличии. Например, на последней странице журналов «Эксперт», «КоммерсантЪ-Weekly» размещены объявления о продаже фирм. Но подразумевают они продажу не фирмы как таковой, а готовой институциональной формы для нее, чтобы желающий создать фирму не тратил времени на освоение вопроса, как ему это сделать, а просто купил имеющуюся скорлупу для фирмы.

Однако бывает, что какая-то организация создается впервые, и тогда она не вкладывается в заранее заготовленную форму некого института. Например, подобное имело место, когда возникали первые тресты и синдикаты. Тот же картель первоначально институтом не являлся. Это было просто объединение ряда фирм с целью контроля рынка сбыта сахара. Постепенно действия сахарных фирм, которые объединились ради контроля рынка сбыта сахара, становились широко известны. Они обсуждались в печати, их обсуждали между собой предприниматели. Было уже известно, что такое объединение позволяет не допускать на рынок чужаков и получать на 20-40 % больше прибыли. Была уже известна форма, позволяющая это сделать, и известен результат. И все начали формировать картельные соглашения и отраслевые синдикаты. Т.е. возник институт — картель (он получил имя).

Другой пример: в романе Г.Гессе «Игра в бисер» описывается развитие института абсолютно несуществующей деятельности.

Предположим, что мы на добровольных началах собрали общество по глядению в потолок (глядя в него, мы постепенно начинаем медитировать). Мы учредили некоторые правила приема в эту организацию. Поскольку предполагается, что потолок есть только в этой комнате, а идея, между тем, становится популярна, у нас появляются некие регуляторы.

Организация есть деятельность группы людей, преследующих определенную цель. Обычно в рамках определенного института неинституциализированная форма деятельности существует очень недолго. Она разовая, одномоментная. Если же групповая коллективная форма деятельности задержалась надолго, она уже выучена и наследуется. Если мы два-три-пять дней приходим, чтобы глядеть в потолок, то эта форма деятельности наследуется. Тогда возникают некоторые правила (пусть внутренние для нашей узкой группы), некоторые ограничительные рамки нашей деятельности, и, таким образом, наша организация превращается в институт.

Неинституциализированной может быть только совместная деятельность, когда люди собрались единожды и разошлись. Они ни о чем друг с другом предварительно не договариваются, а просто собираются вместе, охваченные единым порывом. Например, люди выходят на улицу и воют на луну, каждый раз выходят, а потом расходятся. Решение выйти на улицу и выть на луну (или вкладывать деньги в ту или иную компанию; или бросить город и ехать в деревню копать картошку) может быть внутренним решением каждого, но чаще всего оно инспирировано чем-то извне. Скажем, чтобы в Москве инспирировать неинституциализированную организацию, типа стихийной демонстрации, достаточно запретить продажу водки. И мы сразу увидим организацию массового действия без всякой институциональной формы. Цель есть, и она осознается каждым. И тут же рисуются более-менее похожие транспаранты: «Ельцина в отставку!» и «Лужков, отдай водку!» (первый — потому что на всякой демонстрации трубят об этом; второй — уже специфический, в нем раскрывается цель данной демонстрации).

То, о чем мы сейчас говорим, — вещи очень сложные. Первый институционалист Джон Коммонс вообще институты называл коллективными действиями, образующими рамки для действий индивидуальных. Т.е. он смешивал понятия «институт» и «организация». Последующие институционалисты отделили коллективные действия от института и называют их организацией (так, например, делает Дуглас Норт).

Договор между институтом и организацией

Стоимость обучения и договор

ОБУЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ МЕЖДУ ИНСТИТУТОМ, В ЛИЦЕ РЕКТОРА, И СТУДЕНТОМ (И/ИЛИ ЕГО ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ). СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ УТВЕРЖДАЕТСЯ ПРИКАЗОМ РЕКТОРА НА КАЖДЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД.

Скидки по оплате обучения по образовательным программам высшего образования

Скидки по оплате обучения по образовательным программам высшего образования предоставляются на основании Положения о предоставлении скидок по оплате обучения студентам, обучающимся по образовательным программам высшего образования и приказа ректора Института.

Стоимость обучения НАНО ВО «ИМЦ» 2018-2019 учебного года
= 1 курс, очная форма обучения =