Новый «налог на огород» для физических лиц – чего ждать?

Информация о скором введении «налога на огород» не на шутку обеспокоила владельцев дач, садоводов и огородников. Поводом для распространения страхов послужил законопроект № 483530-7, который был принят Госдумой в первом чтении 11 октября 2018 года. Официальное название документа: «О внесении изменений в статьи 346.43. и 346.45. части второй Налогового кодекса РФ».

Сразу после одобрения законопроекта в СМИ распространилась информация о том, что данной инициативой будет введен новый «налог на огород» в России в 2018-2019 году. А те огородники, кто продают излишки выращенного в своих подсобных хозяйствах, уже в ближайшее время будут вынуждены ежегодно уплачивать в бюджет по 50 тысяч рублей. Сразу скажем, что паника необоснованна. Однако дыма без огня не бывает, поэтому необходимо тщательно разобраться в этой ситуации.

Причина слухов и возмущения

Не секрет, что для многих представителей старшего поколения, пенсионеров и жителей сельской местности, подсобное хозяйство и выращиваемые на нем культуры, а также домашняя птица или мелкий скот — это важный источник пропитания и доходов. А 50 тысяч для таких людей — огромные деньги. Поэтому автора проекта С. Максимову, депутата от «Единой России» от Тверской области, в Интернете подвергли резкой критике. Соответствующий вопросы получили и юристы takovzakon.ru.

«По телевизору сказали, что «Единая Россия» придумала налог на огород. Что это еще такое? Неужели мне придется платить каждый год по 50 000 рублей этим дармоедам? У меня нет таких денег», – возмущается Василий Петрович из Москвы.

«Я живу в Санкт-Петербурге, а огород у меня в Ленинградской области. Скрывать не буду, урожай хороший. Время от времени мы продаем фрукты, овощи и цветы скупщикам на фермерском рынке в Девяткино. До сих пор я считала, что это абсолютно законно. Если нам придется платить налог на выращивание в огороде овощей и фруктов, то эта деятельность просто потеряет смысл. Мы, старики и старухи, потеряем хоть и небольшую, но какую-никакую прибавку к пенсии. Неужели это правда?» – спрашивает Ирина Владимировна.

«Это правда, что власти вводят с 1 января 2019 года налог на ЛПХ в России, и всем теперь придется покупать патент на выращивание и сбор урожая на «бабушкином огороде»?», – спрашивает Павел из Краснодара.

Разберемся, насколько обоснованны эти опасения.

Начнем с того, что законопроект в случае принятия вступит в силу не раньше, чем через месяц после официальной публикации. И не раньше 1-го числа налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения. Уже это означает, что никакой налог на огород в 2018 году действовать не начнет. Ориентироваться надо на 2019 год.

Кроме того, речь в нем идет о патентной системе налогообложения, которая, как известно, добровольная. Ее можно применять либо оставаться на другой системе. Участвуют в этом те, кто в принципе может платить налоги по данной схеме, то есть индивидуальные предприниматели. На что ясно указывает 1 часть ст. 346.43. Физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, этот налог не касается. «Обязаловка» для дачников регистрироваться в качестве ИП и покупатель патенты – не предусмотрена.

Содержание законопроекта

Инициатива затрагивает следующие положения Налогового Кодекса:

  • пункт 2 ст. 346.43., где перечислены виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых можно применять патентную систему (ПСН). Он дополнится еще двумя видами: «64) животноводство; услуги в области животноводства; 65) растениеводство, услуги в области растениеводства».
  • полномочия субъектов РФ в сфере регулирования этих вопросов будут расширены. П. 8 той же статьи может быть дополнен п.п. 5. В нем говорится, что власти субъектов смогут объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода». То есть, если ИП занимается оказанием услуг, связанных и с животноводством, и с растениеводством, ему можно будет получить один патент.

Поправки, которые должен внести в проект Комитет по налогам, касаются, в том числе, понятия «единый патент», которого на данный момент нет в НК РФ.

Делаем вывод – обязательный налог на ЛПХ в 2018 году — фикция, порождение сплетен. Садоводам и огородникам важно правильно понять содержание предлагаемых изменений.

Законопроект № 483530-7 каcается владельцев только тех личных подсобных хозяйств, которые сегодня по сути занимаются нелегальной предпринимательской деятельностью, то есть не время от времени, а постоянно (в течение сезона) осуществляют сбыт сельхозпродукции, выращенной за ЛПХ (часто с использованием наемного труда), и получают от этой деятельность прибыль. Таким предпринимателям закон поможет «выйти из тени» с минимумом бюрократических проволочек. Вместо того, чтобы разбираться с правилами бухгалтерии, заниматься заполнением деклараций и бумаг, фермеры смогут зарегистрировать ИП и приобрести патент без дополнительной бумажной волокиты.

Патент по длительности можно оформить на срок от 1 до 12 месяцев. Что удобно для сезонных работ. К примеру, фермер знает, что соберет и продаст весь урожай в сентябре-октябре. Ему не надо оформлять ПСН на год. Стоимость озвучена примерная — около 4 000 руб. в месяц. Упомянутый фермер может заплатить 8 тысяч и торговать спокойно. Если получать патент на весь год, тогда получается сумма около 50 тысяч — та сумма, которая и вызвала панику. Но главное – это отсутствие обязанности покупать патенты тем, кто не ведет коммерческую деятельность. Им беспокоиться вообще не стоит.

В пояснительной записке целью законопроекта названо налоговое стимулирование развития малого предпринимательства. Есть ссылка на мартовское послание Президента, где отмечена важность создания условий для роста доходов жителей сельских территорий.

На местном уровне положительный эффект от принятия предлагаемых изменений ожидается в виде укрепления доходной базы местных бюджетов, в том числе за счет легализации бизнеса.

В финансово-экономическом обосновании проекта указано, что его принятие не приведет к сокращению доходов и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Итак, законопроект расширяет виды предпринимательской деятельности, в отношении которых можно применять ПСН. Он напрямую не касается физических лиц, осуществляющих посадку плодово-овощных культур или разведение кур для личных целей и продающих излишки урожая. Если же такая деятельность имеет все признаки предпринимательской, то фермер обязан зарегистрировать ИП и платить налоги. После принятия закона он сможет делать это по патентной системе.

К слову, выращивание овощей или фруктов на продажу и без нововведений может вызвать проблемы с налоговой инспекцией и полицией. Такая деятельность не должна быть систематической и содержать признаков предпринимательской деятельности, которые указаны в ст. 2 ГК РФ. В противном случае предприимчивому садоводу грозит ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ.

ЛПХ: какие налоги нужно платить?

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд налоговых льгот для владельцев личного подсобного хозяйства. Во многих случаях владельцы ЛПХ освобождаются от налогов полностью, за исключением налога на землю.

Отношения между гражданами, занимающимися ведением ЛПХ и государством регулируются Федеральным законом о личном подсобном хозяйстве (далее — Закона N 112-ФЗ). Ведение личного подсобного хозяйства — это форма непредпринимательской деятельности (статья 2 Закона N 112-ФЗ), связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции для собственных нужд и реализацией излишек этой продукции населению. Владелец ЛПХ не имеет права нанимать сторонних рабочих. В производстве с/х продукции на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, может принимать участие только он сам и члены его семьи. Вся произведенная и переработанная сельскохозяйственная продукция является собственностью владельца ЛПХ (пункт 3 статья 2 Закона N 112-ФЗ), реализация данной продукции не является формой предпринимательской деятельность (пункт 4 статья 2 Закона N 112-ФЗ). Владельцы ЛПХ продают излишки собственноручно произведенной продукции, в их доходах отсутствует систематичность и сознательная направленность на получение дохода — главные признаки предпринимательской деятельности.

Условия освобождения от налога на доходы физических лиц (НДФЛ)

Выращивать можно все, что связано с сельским хозяйством и не запрещено законом.

Примеры деятельности:

  • выращивание любых сельскохозяйственные культуры под открытым небом;
  • выращивание агрокультур в защищенном грунте, установка теплиц любой площади, — насколько позволяет участок;
  • содержание и разведение сельскохозяйственных животных;
  • содержание и разведение сельскохозяйственной птицы;
  • создание и получение дохода с личной пасеки.

Так же разрешено самостоятельно перерабатывать полученную продукцию. При реализации необходимо взять справку в отделе городского хозяйства Администрации городского округа, в которой будут указаны сведения об ЛПХ, размере используемого земельного участка и видах осуществляемой переработки или производства с/х продукции. Именно этот документ освободит от обязанности платить налог по месту реализации.

Доходы с реализации продукции освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона N 112-ФЗ;
  • если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.
Смотрите так же:  Приказ регламентирующий содержание дверей эвакуационных выходов

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.

Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз. Доходы, перечисленные в ст. 217 НК РФ, освобождаются от налогообложения при условии представления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан. Данный документ должен подтверждать, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем (принадлежащих) ему или членам его семьи земельном участке (участках), используемом (используемых) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества, с указанием сведений о размере общей площади земельного участка (участков).

Рассмотрим несколько примеров, которые могут вызвать вопросы при применении нормативных правил.

Пример 1. Гражданин производит органические удобрения

В ситуации, вынесенной в подзаголовок данного раздела, НДФЛ уплатить придется. Данный вывод подтверждается, в частности, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.03.2015 N Ф01-81/2015 по делу N А28-15338/2013.
По материалам дела гражданин производил на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке органическое удобрение биогумус и другую продукцию на его основе (биогрунт, жидкий биогумус), которые в дальнейшем он реализовывал покупателям оптом и в розницу за наличный и безналичный расчет. Суд указал, что названная продукция не относится к продукции животноводства. Следовательно, названный доход получен в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности, а не в рамках ведения личного подсобного хозяйства, поэтому не подлежит освобождению от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ. Добавим, что аналогичным образом в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2009 по делу N А56-10081/2008 арбитры признали неправомерным применение предпринимателем льготы, предусмотренной п. 13 ст. 217 НК РФ, в отношении производства (выращивания) и реализации дерновой земли и почвенных смесей. Как указал суд, данную продукцию нельзя расценивать в качестве продукции растениеводства либо животноводства.

Пример 2. Наличие личного подсобного хозяйства подтверждено справкой животноводческого общества

Как было указано выше, для применения освобождения от НДФЛ по п. 13 ст. 217 НК РФ налогоплательщику необходимо представить документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан — это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Если справка представлена от иной организации, надлежащей ее считать нельзя (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2007 N А78-4246/06-С2-8/240-Ф02-2192/07 по делу N А78-4246/06-С2-8/240).

Пример 3. От ведения личного подсобного хозяйства гражданин получает доход в большом размере

Нормы налогового законодательства не содержат никаких ограничений как по минимальному, так и по максимальному размеру дохода, который позволял бы применять льготу, предусмотренную в п. 13 ст. 217 НК РФ. Однако материалы судебной практики подтверждают, что деятельность граждан, получающих значительный доход, может привлечь внимание проверяющих.
Так, по материалам одного из дел налоговый орган пытался привлечь гражданина к ответственности за неуплату НДФЛ с дохода от предпринимательской деятельности. В суде представители инспекции указывали, что систематичность значительного объема реализуемой предпринимателем продукции не позволяла сделать вывод о том, что он осуществлял продажу излишков продукции в рамках ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, по мнению инспекторов, реализация товаров не через объекты стационарной торговой сети, а по договору поставки путем доставки этого товара до покупателя относилась к оптовой торговле, что также указывало на то, что гражданин осуществлял деятельность, которая по своему характеру являлась предпринимательской.
Суд же проверяющих не поддержал, указав, что раз гражданином соблюдены все условия, предусмотренные п. 13 ст. 217 НК РФ, оснований для начисления налогов, пеней и штрафов у налогового органа не имелось (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.10.2015 N Ф09-6758/15 по делу N А47-11096/2014).

Пример 4. Гражданин получил субсидию из бюджета

Достаточно распространенным является следующее ошибочное суждение: вся деятельность, связанная с функционированием личного подсобного хозяйства, не облагается НДФЛ. В соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождается только доход от продажи соответствующей продукции.
Субсидии, получаемые гражданами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции растениеводства и животноводства, не могут рассчитываться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ.
Налоговые льготы, в том числе по субсидиям, могут предоставляться только отдельным категориям плательщиков, прямо закрепленным в НК РФ. В данном конкретном случае в ст. 217 НК РФ субсидии прямо не поименованы. Исключение предусмотрено только в п. 35 ст. 217 НК РФ. Эта норма устанавливает, что не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам). Следовательно, субсидии, получаемые гражданами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции растениеводства и животноводства, облагаются НДФЛ в обычном порядке. Подтверждают данный вывод и материалы судебной практики (см., например, Решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 19.12.2011 по делу N 2-833/2011 г.).

Пример 5. Гражданин занимается пчеловодством

До 2012 г. в п. 13 ст. 217 НК РФ было четко указано, что доходы от пчеловодства освобождаются от НДФЛ. С 2012 г. в новой редакции НК РФ указания на пчеловодство больше нет. Данный вопрос был прокомментирован финансовым ведомством в Письме от 20.01.2012 N 03-04-06/6-12.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» законодательство РФ в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство и пчеловодство.
Таким образом, доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи произведенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, продукции пчеловодства, представляющего собой одну из отраслей животноводства, освобождаются от НДФЛ на основании п. 13 ст. 217 НК РФ.
Интересная ситуация была рассмотрена ФАС Поволжского округа в Постановлении от 24.06.2014 по делу N А06-6673/2013. По материалам дела в качестве документа, подтверждающего права на льготу, гражданин предъявил справки садоводческого товарищества о том, что он являлся собственником земельного участка в садоводческом товариществе, на котором имел размещенную пчеловодческую пасеку.
Суд посчитал факт ведения личного подсобного хозяйства недоказанным, поскольку указание на размещение пчеловодческой пасеки само по себе не свидетельствует о получении продукции от ведения личного подсобного хозяйства на указанном земельном участке. Данные выводы необходимо принимать во внимание тем гражданам, которые получают доход от пчеловодства.

Ведением ЛПХ заниматься выгодно, особенно в последнее время. Благодаря программе импортозамещения, продукция с фермерских и личных подсобных хозяйств стала более востребована на рынке, во многих регионах России заметно подросли закупочные цены. С ростом безработицы и снижением зарплат на предприятиях, данный вид деятельности стал единственным приемлемым вариантом для многих тысяч сельских жителей.

Крестьян и дачников собираются обложить новыми налогами

«Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект, по которому облагаться налогом будут личные подсобные хозяйства населения

В довесок к пенсионной реформе и увеличению НДС, власти намереваются предпринять и еще один крайне болезненный для населения страны шаг, пишет Андрей Соколов:

Поскольку уже 12 лет практически живу на даче, где у меня есть и яблони, вишни, сливы, клубника/малина/смородина , тепличка для овощей, а также с недавнего времени куры и утки, взглянула на грядущую пенсионную реформу еще с другой стороны.

Не секрет, что большинство дачников и огородников в нашем государстве – это пенсионеры, так повелось уже очень давно и корни этого массового явления скорее всего кроются в крестьянском прошлом нашей страны. А массовое развитие это получило в голодные послевоенные годы.

В этом году Правительство запланировало поднять возраст выхода на пенсию и, почти одновременно, Единая Россия внесла в Государственную Думу законопроект N 483530-7 «О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

В пояснительной записке к законопроекту констатируется:

«Законопроектом предусматривается предоставить полномочия субъектам Российской Федерации объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода».

Это означает, что облагаться налогом будут личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ), которые сейчас, согласно пункта 13 ст. 217 Налогового кодекса, освобождаются от налогообложения доходов, получаемых гражданами от реализации излишков продукции, выращенной в ЛПХ. Деятельность ЛПХ законом признана некоммерческой.

По новому законопроекту такая деятельность подлежит налогообложению. Но не НДФЛ, как раньше, а по патентной системе налогообложения. А это значит, владелец личного подсобного хозяйства обязан будет платить не только налог, но и взносы в пенсионный фонд и фонд ОМС. Сейчас это примерно 30 тысяч в год. Разорительные платежи вынудят население отказаться от растениеводства и животноводства, обнищание сельского населения законопроект гарантирует. И не только это.

У этого законопроекта есть и другая сторона. С введением налога на поселенческую землю и недвижимость с кадастровой стоимости на треть сократились картофельные поля и усадебные земли сельского населения. Непосильный налог вынудил людей отказаться от ведения хозяйства. С введением дополнительного налогообложения производство сельхозпродукции в личных подворьях граждан прекратится совсем. Для этого надо знать систему ценообразования на селе, где почти вся продукция убыточна. Необходимо знать, что 43,6% крупного рогатого скота, 13,8% поголовья свиней, 46,1% овец выращивается в личных подворьях граждан, здесь также выращивается 78% картофеля и 67% овощей. Все это будет утрачено и перейдет в импорт продовольствия, который и так увеличился на 24%.

Смотрите так же:  Уголовный кодекс ст116

Однако наши небожители живут не на земле:

«Всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая проводилась в России в 2016 году, показала, что в стране есть огромное количество личных подворий, где содержится сельскохозяйственный скот, имеются земельные угодья. При этом владельцы получают выгоду, продавая излишки продуктов животноводства и растениеводства. В то же время такие частники не считаются ни предпринимателями, ни фермерами, а потому и налогов не платят. С принятием нового закона ожидается, что местные бюджеты получат некоторое пополнение, и все больше предпринимателей появятся в селах и деревнях России, которые получат стимул к увеличению объемов своего производства, благодаря доступной, понятно и гибкой системе налогообложения»

Владельцы личных подсобных хозяйств будут платить налог по патентной системе.

В Государственной думе РФ рассматривается законопроект, который предполагает расширение ПСН (патентной системы налогообложения) в сельскохозяйственной сфере, в частности для животноводов и растениеводов, занимающихся реализацией произведенной продукции. Новый закон ориентирован на развитие малого бизнеса на селе, расширяя количество направлений деятельности мелких предпринимателей, которые могут уплачивать налог по патентной системе.

Как прописано в новом законопроекте, это позволит частникам выбирать патент по сроку его действия. Можно будет оформлять лицензию сроком на один месяц, несколько или же на весь год, в зависимости от вида сельскохозяйственной деятельности. Сумма налога рассчитывается просто и понятно, кроме этого мелкие предприниматели могут не подавать Декларацию о доходах в соответствующие местные органы. В то же время будет происходить автоматическое пополнение муниципального бюджета и стимулироваться экономический рост сельских поселений.

При этом не учитываются никакие риски типа падежа животных либо неурожая вследствие плохих погодных условий – хочешь иметь сад, огород, сельхоз животных – покупай патент!

Так вот напрашивается вопрос: что будет с дачниками после совокупного введения этих реформ? Мало спросить останутся ли силы у пенсионеров чтобы заниматься садом и огородом к 70-ти годам, так еще и помимо кадастрового налога нужно купить патент и заплатить в фонды, для того чтобы заниматься личным подсобным хозяйством!

Если введут и то и другое — это конец вообще массовому явлению дачников и огородников. Все будет заброшено, потому что и продать-то участок или дачу станет нереально – тупо некому, а содержать — неподъемно для подавляющего большинства

Всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая проводилась в России в 2016 году, показала, что в стране есть огромное количество личных подворий, где содержится сельскохозяйственный скот, имеются земельные угодья. При этом владельцы получают выгоду, продавая излишки продуктов животноводства и растениеводства. В то же время такие частники не считаются ни предпринимателями, ни фермерами, а потому и налогов не платят. С принятием нового закона ожидается, что местные бюджеты получат некоторое пополнение, и все больше предпринимателей появятся в селах и деревнях России, которые получат стимул к увеличению объемов своего производства, благодаря доступной, понятно и гибкой системе налогообложения.

В законопроекте предусматривается дать возможность каждому субъекту Российской Федерации самостоятельно объединять виды малого бизнеса в животноводческой и растениеводческой сфере в один патент и определять для каждого отдельного предпринимателя сумму налога от предполагаемого дохода в год.

При этом не учитываются никакие риски типа падежа животных либо неурожая вследствие плохих погодных условий – хочешь иметь сад, огород, сельхоз животных – покупай патент!

Так вот напрашивается вопрос: что будет с дачниками после совокупного введения этих реформ? Мало спросить останутся ли силы у пенсионеров чтобы заниматься садом и огородом к 70-ти годам, так еще и помимо кадастрового налога нужно купить патент и заплатить в фонды, для того чтобы заниматься личным подсобным хозяйством!

Если введут и то и другое — это конец вообще массовому явлению дачников и огородников. Все будет заброшено, потому что и продать-то участок или дачу станет нереально – тупо некому, а содержать — неподъемно для подавляющего большинства.

Россиян могут вынудить отказаться от личных подсобных хозяйств

Власти готовят новое налоговое ужесточение – теперь для сельских жителей

Кролики и куры, оказывается, приносят гражданам неучтенный супердоход. Фото РИА Новости

Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) могут стать непосильным бременем для сельских жителей. В Госдуме находится на рассмотрении законопроект, предлагающий приравнять владение ЛПХ к предпринимательской деятельности, что повлечет за собой патентное налогообложение и иные обязательства. За 10 лет в стране почти вдвое сократилась численность крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), которые нужно регистрировать, зато ЛПХ стало немного больше. Авторы проекта предлагают дать регионам право пополнять местные бюджеты за счет крестьян – если те после новаций останутся.

Депутаты-единороссы предлагают оригинальный способ простимулировать развитие малого бизнеса на селе. Фактически речь идет о том, чтобы приравнять владение ЛПХ к предпринимательской деятельности и внедрить для сельских жителей новый налог. На рассмотрении в Госдуме находится соответствующий законопроект поправок в Налоговый кодекс.

В пояснительной записке сообщается: «Законопроектом предусматривается предоставить полномочия субъектам РФ объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода».

Законотворцы уточняют: цель – «налоговое стимулирование развития малого предпринимательства путем расширения видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения (ПСН)».

При этом авторы напоминают, что «в Послании президента России Федеральному собранию от 1 марта 2018 года отмечена важность поддержки начинающих предпринимателей и создания условий для роста доходов жителей сельских территорий». В пояснительной записке перечисляются положительные эффекты от новации.

Во-первых, в регионах «ожидается укрепление доходной базы местных бюджетов, в том числе за счет легализации бизнеса».

Во-вторых, «законопроект направлен на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства и на снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, в частности на индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН». «Простой и понятный расчет суммы налога при ПСН, возможность выбора срока действия патента от 1 до 12 месяцев при сезонном характере некоторых видов сельскохозяйственной деятельности, освобождение от предоставления налоговой декларации – все эти условия не только обеспечат пополнение местных бюджетов, но и послужат стимулированию экономического роста на сельских территориях», – считают авторы документа. По их версии, предлагаемые новации «повысят привлекательность патентной системы налогообложения для малого бизнеса на сельских территориях».

По действующему законодательству ЛПХ – «форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции». Такое хозяйство ведется «в целях удовлетворения личных потребностей». Между тем «реализация гражданами сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью». Эти принципы, похоже, теперь не нравятся властям, ищущим способ пополнить бюджет. Ведь и сама идея такого налогообложения появилась не вчера, она уже витала в коридорах Минфина.

В пояснительной записке к проекту единороссов уточняется, что, «как показала Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года, существует довольно многочисленная группа ЛПХ, ведущих, по сути, предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированных ни в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, ни в качестве индивидуального предпринимателя».

Росстат в ходе недавней сельхозпереписи действительно выявил любопытную тенденцию. С одной стороны, за 10 лет – с 2006 по 2016 год – в стране почти вдвое (с 253 тыс. до 136,7 тыс.) сократилась численность КФХ, деятельность которых по сравнению с ЛПХ более зарегулирована: фермерское хозяйство уже по закону осуществляет именно предпринимательскую деятельность. С другой стороны, судя по итоговым данным сельхозпереписи, численность «личных подсобных и других хозяйств граждан» за те же 10 лет выросла примерно на 3% – с 22,8 млн до 23,5 млн.

Некоторые опрошенные «НГ» эксперты поддержали авторов законопроекта. «Принятие данных поправок существенно поможет многочисленной группе личных подсобных хозяйств вести легальный бизнес и минимизировать уплату налогов», – ожидает руководитель практики налогового права службы «Амулекс» Анатолий Нагиев. Он замечает, что документ не отменяет льготу для физических лиц, предполагающую освобождение от уплаты подоходного налога при продаже выращенной в ЛПХ продукции животноводства и растениеводства.

Но поводы для опасений все же есть, считают другие эксперты. Как ранее поясняла в своих публикациях директор центра агропродовольственной политики Академии при президенте (РАНХиГС) Наталья Шагайда, даже сейчас, по официальной статистике, хозяйства населения совокупно остаются «главными производителями картофеля, овощей, мяса крупного рогатого скота, овец, меда и шерсти, и только недавно они уступили первое место в производстве молока».

Как замечает эксперт, этот сектор буферный: «В плохой экономической ситуации сельхозорганизации менее устойчивы, чем эти хозяйства населения. Именно поэтому в тяжелые 90-е годы их роль возросла, так как семьи продолжали производить продукцию, несмотря ни на что». И фискальный удар по ним крайне опасен.

По Налоговому кодексу, доходы от реализации продукции личных подсобных хозяйств освобождены от налогов, если выполняется ряд условий по площади участка и наемному труду, напоминает Шагайда. «Уже давно делались попытки ограничить производство в личных подсобных хозяйствах. Этому есть объяснение: в отдельных случаях отдельные лица ведут постоянную предпринимательскую деятельность, причем их хозяйства превышают хозяйства типичного ЛПХ. Но это отдельные, а не все. Абсолютному большинству производство продукции нужно для себя», – обращает внимание эксперт.

Смотрите так же:  Мать одиночка может получать алименты

«В своем хозяйстве люди производят преимущественно продукцию для своих нужд. Товарность продукции невелика. В селе нет работы, для людей это занятость, даже когда дохода мало, но они сокращают таким образом расходы на питание, – описывает ситуацию исследователь. – И даже сельские жители формируют свой рацион питания в большей степени за счет покупных продуктов, исключая картофель и овощи». Шагайда опасается, что после принятия подобной инициативы «люди забросят и те огороды, что имеют».

Уже можно найти примерные экспертные оценки, согласно которым обсуждаемая новация обяжет владельцев ЛПХ ежегодно тратить почти 50 тыс. руб., уплачивая налоги и осуществляя иные, связанные с предпринимательской деятельностью платежи.

Близкие к разработке проекта источники уверили «НГ», что эта инициатива вовсе не предполагает введения обязательного налогообложения всех ЛПХ. Речь идет об упрощении процедур для тех, кто сам захочет зарегистрироваться в качестве предпринимателя.

Однако на данном этапе, пока еще нет окончательной версии документа, в это верят не все. Сейчас эксперты опасаются именно поголовного налогообложения.

Некоторые депутаты ГД, ознакомившиеся с этим предложением, тоже указывают на риски. «Вопрос в том, насколько рьяно будут местные власти исполнять этот закон, если он будет принят. Будут ли они выявлять ЛПХ, принуждать их переходить на патентную систему. Предположу, что всех, кого можно было заставить зарегистрироваться как индивидуальное предпринимательство и кто действительно зарабатывает деньги, они уже заставили», – говорит депутат Михаил Щапов. Он предупреждает: «Есть серьезные опасения, что закон будет применяться ко всем, кто не сможет доказать, что не занимается предпринимательской деятельностью: например, к пенсионерам, которые выращивают пару десятков кур на приусадебных участках».

Конечно, бывает, что ЛПХ действительно используется, например, для разведения на продажу скота и это становится полноценным бизнесом, но тогда проблему стоит решать за счет не нового налогового ужесточения, а принятия в каждом населенном пункте специальных правил землепользования и, наоборот, упрощения налогообложения, доступа к земле и субсидиям, считает Наталья Шагайда. То есть эксперты считают более перспективным метод кнута и пряника без поголовной налоговой повинности. Иначе не исключено, что развивать бизнес на селе, как и само село, будет уже некому.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Сельских жителей заставят платить налоги. Всех поголовно!

Владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ) планируют приравнять к предпринимателям – законопроект уже в Госдуме

Вы живете в деревне и у вас есть личное подсобное хозяйство? Вы выращиваете свои овощи-фрукты, имеете коровку, свинок, курочек? Значит, вы – предприниматель! Так решили в Госдуме. И предложили обложить всех селян налогами.

Власти готовят новое налоговое ужесточение – теперь личные подсобные хозяйства (ЛПХ) могут стать непосильным бременем для сельских жителей, – сообщает «Независимая газета» и поясняет: в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, предлагающий приравнять владение ЛПХ к предпринимательской деятельности, что повлечет за собой патентное налогообложение и иные обязательства.

Оказалось, что за 10 лет в стране почти вдвое сократилась численность крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), которые нужно регистрировать и которые платили налоги. Зато ЛПХ стало больше. А эти не платят. Непорядок! Поэтому авторы проекта предлагают дать регионам право пополнять местные бюджеты за счет крестьян.

Вы спрашиваете, кто автор этого законопроекта? Депутаты-единороссы. Именно они внесли в Госдуму законопроект N 483530-7 «О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», – поясняют «Новые Известия».

В пояснительной записке к законопроекту говорится:

«Законопроектом предусматривается предоставить полномочия субъектам Российской Федерации объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода».

Это означает, что облагаться налогом будут личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ), которые сейчас, согласно пункта 13 ст. 217 Налогового кодекса, освобождаются от налогообложения доходов, получаемых гражданами от реализации излишков продукции, выращенной в ЛПХ. В настоящий момент деятельность ЛПХ признана некоммерческой.

Однако по новому законопроекту такая деятельность подлежит налогообложению. Но не НДФЛ, как раньше, а по патентной системе. А это значит, владелец личного подсобного хозяйства обязан будет платить не только налог, но и взносы в пенсионный фонд и фонд ОМС. Сейчас это примерно 30 тысяч в год.

Если закон примут, почти всем сельским жителям, чтобы продавать свой урожай, придется оформиться как индивидуальный предприниматель (ИП).

По мнению авторов законопроекта в новшествах нет ничего страшного. Напротив, это – большое благо!

Во-первых, уверены они, в регионах «ожидается укрепление доходной базы местных бюджетов, в том числе за счет легализации бизнеса».

Во-вторых, «законопроект направлен на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства и на снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, в частности на индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН». «Простой и понятный расчет суммы налога при ПСН, возможность выбора срока действия патента от 1 до 12 месяцев при сезонном характере некоторых видов сельскохозяйственной деятельности, освобождение от предоставления налоговой декларации – все эти условия не только обеспечат пополнение местных бюджетов, но и послужат стимулированию экономического роста на сельских территориях», – считают авторы документа. По их версии, предлагаемые новации «повысят привлекательность патентной системы налогообложения для малого бизнеса на сельских территориях».

Ну а то, что селянам, которые и так сидят без работы и без денег, придется ежегодно раскошеливаться на десятки тысяч рублей – это же ведь не важно, правда?

Личные подсобные хозяйства населения хотят обложить налогом

Депутаты фракции «Единая Россия» внесли в Государственную Думу законопроект № 483530-7 «О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

В пояснительной записке к законопроекту констатируется: «Законопроектом предусматривается предоставить полномочия субъектам Российской Федерации объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода».

Это означает, что облагаться налогом будут личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ), которые сейчас, согласно пункта 13 ст. 217 Налогового кодекса, освобождаются от налогообложения доходов, получаемых гражданами от реализации продукции, выращенной в ЛПХ. Деятельность ЛПХ законом признана некоммерческой.

В случае принятия закона каждый крестьянский двор должен будет зарегистрироваться как предприниматель, а это означает приобретение онлайн контрольно-кассовой техники (около 50 000 рублей) и оплата 15 000 рублей в год за интернет-сеть. Торговля через личный расчетный счет, расчеты с покупателями через онлайн-банкинг, зачисление на счет наличных средств через банкоматы или переводом со счёта, окажутся в поле зрения налоговой службы.

По новому законопроекту такая деятельность подлежит налогообложению. Но не НДФЛ, как раньше, а по патентной системе налогообложения. А это значит, владелец личного подсобного хозяйства обязан будет платить не только налог, но и взносы в пенсионный фонд и фонд ОМС. Сейчас это примерно 30 тысяч в год. Разорительные платежи вынудят население отказаться от растениеводства и животноводства, обнищание сельского населения законопроект гарантирует. И не только это.

У этого законопроекта есть и другая сторона. С введением налога на поселенческую землю и недвижимость с кадастровой стоимости на треть сократились картофельные поля и усадебные земли сельского населения. Непосильный налог вынудил людей отказаться от ведения хозяйства. С введением дополнительного налогообложения производство сельхозпродукции в личных подворьях граждан прекратится совсем.

Для этого надо знать систему ценообразования на селе, где почти вся продукция убыточна. Необходимо знать, что 43,6% крупного рогатого скота, 13,8% поголовья свиней, 46,1% овец выращивается в личных подворьях граждан, здесь также выращивается 78% картофеля и 67% овощей. Все это будет утрачено и перейдет в импорт продовольствия, который и так увеличился на 24%.