Статья 174. Разделение трудового отпуска на части. Отзыв из отпуска

По договоренности между работником и нанимателем трудовой отпуск может быть разделен на две части, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. При этом одна часть должна быть не менее 14 календарных дней.

Трудовой отпуск может быть прерван по предложению нанимателя и с согласия работника (отзыв из отпуска).

Неиспользованная в связи с этим часть отпуска по договоренности между работником и нанимателем предоставляется в течение текущего рабочего года или по желанию работника присоединяется к отпуску за следующий рабочий год либо компенсируется в денежной форме.

Коллективным договором могут определяться обстоятельства, при наличии которых допускается отзыв из отпуска.

Не допускается отзыв из отпуска работников моложе восемнадцати лет, работников, имеющих право на дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы.

Кодексы Республики Беларусь

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

О возможностях работы с кодексами на мобильных устройствах можно ознакомиться по следующей ссылке.

Трудовой кодекс Республики Беларусь

Трудовую сферу деятельности гражданина Республики Беларусь регулирует трудовое законодательство – совокупность документов и актов, регулирующих взаимоотношения работника и нанимателя. К ним относят:

  1. Конституцию РБ;
  2. Трудовой Кодекс Республики Беларусь (ТК РБ);
  3. Локальные нормативно-правовые акты организаций (ЛНПА);
  4. Трудовые договоры.

Сфера деятельности и задачи ТК РБ

Трудовой Кодекс РБ – это законодательный свод статей, утвержденный Правительством и Президентом РБ 26 июля 1999 года и регулирующий:

  • Отношения между работником и нанимателем, возникающие при подписании трудового договора;
  • Подготовку/обучение сотрудников;
  • Профсоюзную активность;
  • Обеспечение занятости населения;
  • Социальное страхование;
  • Осуществление проверки следования законодательству о труде;
  • Трудовые споры.

Последние изменения ТК РБ были проведены в 2014 году (вступили в силу с 25.07.2014) и затронули сферу деятельности предпринимателей, профессиональных спортсменом, а также коснулись охраны труда.

Таким образом, Трудовой Кодекс Республики Беларусь 2015, регулируя любые отношения, связанные с подписанием трудового договора, направлен на выполнение следующих задач:

  1. Регламентирование трудовых взаимоотношений;
  2. Налаживание социального взаимодействия работодателей, сотрудников и государственных структур;
  3. Защита прав участников трудовых взаимоотношений.

Ключевые термины ТК РБ

Первая статья Кодекса определяет трудовой договор – как соглашение между работодателем и сотрудником, которое обязует нанимателя предоставлять задачи для выполнения, достойные рабочие условия и своевременное начисление заработной платы, а сотрудника – выполнять поставленные задачи в соответствии с занимаемой должностью и выдерживать трудовую дисциплину.

Сторонами договора выступают работодатель и сотрудник.

Работодатель (наниматель) – организация или индивидуальный предприниматель, который обладает правом заключения и расторжения трудовых договоров.

Сотрудник – лицо, взаимосвязанное с работодателем на условиях указанных в заключенном трудовом договоре.

Основные права работников и нанимателей

Статья 11 Трудового Кодекса РБ определяет права сотрудников:

  1. На основании 41-й статьи Конституции правом на труд, как один из ключевых способов утверждения личности человека, наделен каждый гражданин Республики Беларусь;
  2. Отстаивание своих финансовых и общественных привилегий (в том числе, вступление в профсоюзы);
  3. Членство в собраниях и сопричастность к управлению предприятием;
  4. Достойная и своевременная оплата осуществленной работы, в соответствии с ее качеством и количеством;
  5. Регулярный отдых (ежедневный/еженедельный), а также установленный договором отпуск;
  6. Социальное страхование, пенсия, а также финансовая поддержка в случае профессиональной травмы (заболевания), инвалидности или утери работы;
  7. Невмешательство в личную жизнь;
  8. Защита (в том числе, судебная) прав, определенных ТК РБ и другими правовыми документами.

Права работодателей описаны в 12-й статье Трудового Кодекса:

  1. Заключение и расторжение трудовых договоров (в том числе, коллективных) в порядке, определенном второй главой ТК РБ;
  2. Создание и участие в союзах нанимателей;
  3. Разнообразное поощрение сотрудников;
  4. Требование соблюдения условий договора работниками, в том числе, трудовой дисциплины;
  5. Привлечение к ответственности (материальной и/или дисциплинарной) сотрудников, нарушающих условия трудового договора;
  6. Судебная защита определенных ТК и другими правовыми документами прав.

Трудовой Кодекс Республики Беларусь 2015 определяет следующие разновидности трудового договора в зависимости от срока:

  • Трудовой договор на неопределенный срок;
  • Срочный трудовой договор на срок до пяти лет;
  • На период осуществления некоторой работы и/или сезонных работ;
  • Для замены временно отсутствующего сотрудника, который не теряет рабочее место.

В соответствии с главой 4 Трудового Кодекса РБ увольнение/расторжение трудового договора возможно на следующих основаниях:

  1. По соглашению сторон – наиболее приемлемый вариант как для руководителя, так и для сотрудника;
  2. По окончании периода его деятельности, если одна из сторон не захотела продолжать трудовые взаимоотношения со второй;
  3. По желанию или требованию сотрудника, а также по усмотрению нанимателя (условия по данным ситуациям регламентируют 40-42 статьи ТК РБ);
  4. Переход сотрудника к другому работодателю (с согласия всех сторон трудовых отношений) либо на выборный пост;
  5. По желанию сотрудника при его несогласии переходить на место работы в другом регионе либо трудиться в изменившихся в худшую сторону условиях работы;
  6. Наступление обстоятельств, неподвластных участникам трудовых взаимоотношений таких, как призыв на военную службу, судебное решение, смерть и т.д. (полный перечень описан в статье 44 ТК РБ);
  7. Беспрепятственное прекращение трудовых взаимоотношение, установленных на период предварительного испытания.

Будущие реформы Трудового Кодекса Республики Беларусь

Палате Представителей Национального Собрания РБ уже представлен проект нового Закона, касающегося внесения дополнений в ТК РБ. В виде законопроекта он предлагает уточнить главу Кодекса, описывающую условия расторжения договора по желанию работодателя, уточнить определение трудовой дисциплины, установить законодательное право нанимателя обращаться за характеристикой с прежнего места работы потенциального сотрудника, а также добавить глава, описывающая нюансы трудовых взаимоотношений между сторонами, заключившими контракт.

Однако это пока лишь проект возможного будущего закона, и данные изменения в Трудовой Кодекс еще не внесены.

о рабочем времени учителя

Рубрика «Рабочее время»

Е.В. Кунцевич, консультант юридического отдела управления аналитической и правовой работы Министерства об-разования Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь 1 сентября 2003 г. принял постановление № 1134 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников». Постановлением установлена сокращенная продолжительность рабочего времени отдельным категориям педагогических работников организаций независимо от форм собственности не более 36 часов в неделю.

Постановлением утвержден перечень педагогических работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени и нормы часов преподавательской работы за ставку.

При применении названного постановления следует иметь в виду, что сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю — это предельная продолжительность рабочего времени учителей, учителей-дефектологов, преподавателей, руководителей кружков (клубов по интересам, коллективов любительских объединений, секций, студий, туристских групп и др.), концертмейстеров, аккомпаниаторов, музыкальных руководителей и культорганизаторов, выполняющих преподавательскую работу (далее — педработники).

Продолжительность рабочего времени педработников при выполнении должностных обязанностей, определенных квалификационными характеристиками по соответствующим должностям, утвержденными в установленном порядке, состоит из нормируемой и ненормируемой частей рабочего времени и не должна превышать 36 часов в неделю.

Смотрите так же:  Банкротство с нуля

Нормируемой частью рабочего времени является установленный объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (занятий) в классах, группах, в кружках, секциях и других объединениях обучающихся, а также объем часов организационно-воспитательной работы, устанавливаемой учителям и преподавателям до 7 часов в неделю (в среднем 4,2 часа в неделю) и проводимой в соответствии с планами мероприятий организационно-воспитательной работы учреждения образования.

Норма часов преподавательской работы педработника за ставку (18, 20, 24 часа в неделю и 720, 960 часов в год, в зависимости от должности и организации (подразделения)) определена как нормируемая часть педагогической работы. При этом преподавательская работа, выполненная педработниками сверх установленной нормы часов за ставку, оплачивается соответственно получаемой ставке в одинарном размере в установленном порядке.

Продолжительность нормируемой части рабочего времени определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (занятия) независимо от их продолжительности, короткие перерывы между ними, а также часы организационно-воспитательной работы.

Ненормируемая часть рабочей недели, требующая затрат рабочего времени, но не имеющая четких границ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или уставом учреждения, выполняется педработниками в соответствии с должностными обязанностями:

осуществление дополнительного контроля учебной деятельности учащихся;

участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы;

осуществление связи с родителями или лицами, их заменяющими;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса и другие обязанности.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (72), январь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Согласно части 1 статьи 110 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) под рабочим временем понимается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находится на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.
Нормирование рабочего сремени производится путем установления норм его продолжительности на протяжении календарной (рабочей недели). При этом нормальной признается продолжительность рабочего времени, равная полной (ст.112 ТК) или сокращенной (ст.113 и 114 ТК) его норме.
В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь 05.09.2011 № 255 “Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь” (далее – постановление № 255) для учителей установлена сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.
Кроме того, Приложением 2 к постановлению № 255 для учителя установлена норма часов педагогической нагрузки за ставку в неделю (она составляет 20 часов).
Поэтому при приеме на работу (в том числе и молодого специалиста) на должность учителя наниматель обязан обеспечить его объемом педагогической нагрузки не менее, чем на полную ставку.

Под педагогической нагрузкой следует понимать объем педагогической деятельности в части реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, включая дополнительный контроль учебной деятельности учащихся и организационно-воспитательную работу, осуществляемую учителями в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25.11.2004 №70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования».
Педагогическая нагрузка распределяется на основании учебных планов, учебных программ, планов организационно-воспитательной, кружковой, коррекционной работы.
Право распределять педагогическую нагрузку между работниками предоставлено руководителю учреждения. Он также осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме. (Подпункт 1.2. пункта 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь 30.03.2007 №25 «О некоторых особенностях регулирования труда педагогических работников»).

Рабочее время учителя не ограничивается только объемом педагогической нагрузки. Выполнение работы на должности учителя осуществляется в пределах установленной для его сокращенной продолжительности рабочего времени, не превышающей 36 часов в неделю.
Объем педагогической нагрузки является для учителя нормируемой частью его рабочего времени. Остальная часть рабочего времени, которая выполняется учителем в соответствии с его должностными обязанностями, определенными в выпуске 28 Квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании, устанавливаемыми правилами трудового распорядка, уставом учреждения, коллективным, трудовым договором является ненормируемой частью.

Трудовой кодекс по-новому. Депутаты рассказали, какие новшества введут для женщин и педагогов

В Беларуси намерены переписать Трудовой кодекс. При этом некоторые изменения касаются педагогических работников и родителей, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет. Об этом в эфире программы «Актуальный микрофон» Первого национального канала Белорусского радио сообщила заместитель председателя парламентской комиссии по труду и социальным вопросам Людмила Кананович.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Депутат отметила, что сегодня педагогов зачастую направляют в оздоровительные лагеря, привлекают к работе в различных комиссиях — экзаменационных, жюри, где «необходимы присутствие и компетентность педагогических работников».

— Педагоги в свое и рабочее время, если их привлекают к проведению каких-то мероприятий и к участию в различных комиссиях, могут работать и за это получать определенную заработную плату. Если сейчас в лагерях они могли работать полдня, то с принятием изменений в Трудовой кодекс смогут работать полный рабочий день, — уточнила Людмила Кананович.

По ее словам, некоторые изменения в Трудовой кодекс регулируют трудовые отношения с женщинами.

Так, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, могут привлекаться к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, работе в ночное время, выходные дни и направляться в служебную командировку. Но сделать это можно будет только с их письменного согласия. «Инициатива введения этих изменений исходила от женщин», — уточнила депутат.

При этом по-прежнему будет запрещено привлекать к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, работе в ночное время, выходные дни и направлять в служебную командировку беременных женщин.

Людмила Кананович также отметила, что в Трудовом кодексе «появится возможность предоставлять трудовой отпуск до истечения 6 месяцев работы матери, мачехе, воспитывающей двоих и более детей в возрасте до 14 лет и (или) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет».

Еще одно предлагаемое изменение касается одиноких родителей. Сейчас в ТК прописаны только «льготы» для одиноких матерей — запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Эту категорию льготников, которые воспитывают ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида — до восемнадцати лет), предлагается расширить. В нее планируется включить мать, отца, усыновителей и удочерителей, а также тех, чей супруг или супруга лишился родительских прав, были признаны недееспособными, признаны безвестно отсутствующими, объявлены умершими.

«На одиноких родителей будут распространяться гарантии по защите от увольнения», — уточняют в Минтруда.

Кроме того, работающие пенсионеры, которые потребовали расторжения трудового договора по причине виновных действий нанимателя, смогут претендовать на получение компенсации в размере трехмесячной заработной платы.

— Сейчас работающий пенсионер не может воспользоваться такими гарантиями, а с введением изменений — сможет. Они будут защищены, — пояснила председатель парламентской комиссии по труду и социальным вопросам Тамара Красовская.

Напомним, депутаты в первом чтении приняли изменения в Трудовой кодекс. Среди нововведений — ограничение материальной ответственности работников, узаконивание работы фрилансеров, предоставление для мужчин неоплачиваемого кратковременного отпуска при рождении ребенка и другие.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите так же:  Приказ на отпуск это по кадрам

Каб не ператварыцца ў педагагічнага парабка

Чтобы не превратиться в педагогического разнорабочего…

Конечно, работе учителя, «педагогического работника» (по определению нового Кодекса об образовании), не позавидуешь… Как большинство рядовых сотрудников бюджетной сферы, учитель не избалован материально, не обласкан властью, не всегда адекватно оценен родителями и учениками.
Не стану подробно анализировать те причины и условия, которые привели школу к нынешнему состоянию, остановлюсь лишь на тех из них, что основаны на правовом регулировании образовательной сферы.

1. Какими законами регулируется время труда и отдыха педагогических работников.

На первом этапе проанализируем основные правовые нормы, регламентирующие время труда и отдыха педагогических работников. Казалось бы, проще некуда – открывай Трудовой кодекс и применяй его неплохо декларированные и проработанные нормы. Однако, статья 319 ТК – «Особенности регулирования труда некоторых категорий работников» скупо отсылает продолжать поиски: «Особенности регулирования труда творческих, педагогических, научных работников (конкурсное замещение должностей, почасовая оплата труда и др.) устанавливаются законодательством». То есть, из общих правил, установленных ТК, существуют исключения, и правила этих исключений устанавливают в пределах своей компетенции заинтересованные ведомства. К сожалению, ведомственное нормотворчество, несмотря на видимость прогрессивного содержания, а то и прогрессивное содержание, не всегда юридически выверено и согласовано между субъектами.

На мой взгляд, в этом и кроется причина большинства возникающих на практике проблем с использованием, например, рабочего времени.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2003 N 1134 (ред. от 08.07.2010) «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени учителям общеобразовательных школ не более 36 часов в неделю и норму часов преподавательской работы на ставку 18 часов в неделю.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.11.2004 N 70 (ред. от 07.10.2008) утверждена Инструкция о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях, вспомогательных школах (школах-интернатах), учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования.

Организационно-воспитательная работа в учебных заведениях осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, и включает следующие виды работ:
классное руководство или работа куратора учебной группы, индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися, идеологическая, культурно-массовая работа, организация мероприятий воспитательно-оздоровительного направления, пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни, организация общественно-полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с родителями;
организация и выполнение работы по обеспечению учебного процесса в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях, цикловых, предметных и методических комиссиях учебных заведений.
Для выполнения организационно-воспитательной работы в учебном году устанавливается в среднем 5 часов в неделю на один класс в общеобразовательных учреждениях.

Дополнительный контроль учебной деятельности учащихся (далее – дополнительный контроль) – это проведение учителями работы по проверке знаний учащихся с применением дифференцированных и индивидуальных форм, включая проверку письменных работ, и использованием современных технологий.
Дополнительный контроль осуществляется по отдельным учебным предметам, дисциплинам (кроме учебных предметов (дисциплин) «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Допризывная и медицинская подготовка», факультативных занятий военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной направленности) за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами.

Каждому учителю в зависимости от преподаваемых им учебных предметов устанавливается не менее 0,5 и не более 2 оплачиваемых часов в неделю из расчета на ставку, исходя из установленной нормы часов преподавательской работы (18 часов в неделю).

Под педагогической нагрузкой при исчислении ставки педагогическим работникам понимается объем работы педагогических работников, устанавливаемый в астрономических часах (в неделю, в год) на основании учебных планов, учебных программ, планов организационно-воспитательной, кружковой, коррекционной работы и включающий преподавательскую, организационно-воспитательную работу и осуществление дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.
(Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 N 25 «О некоторых особенностях регулирования труда педагогических работников» (вместе с «Инструкцией по методике исчисления ставок педагогических работников с учетом педагогической нагрузки»))
Таким образом, ставка с учетом педагогической нагрузки учителя составит тарифную ставку, умноженную на отношение часов педагогической нагрузки к установленной норме часов преподавательской работы (18 часов).

Остальные выплаты носят характер доплат и премий.

2. Можно ли привлекать учителя на протяжении рабочего дня к работам, которые не обозначены в его контракте и не предусмотрены законодательными актами?

Для чего я так подробно остановился на определении нагрузок и исчислении ставок? Потому что эти нормы устанавливают пределы оплачиваемой работы учителя. Законодательное регулирование использования остального времени (из 36 часов в неделю) совершенно размыто. Уместно предположить, что это время должно использоваться для обеспечения педагогической деятельности. Кстати, в России большая часть вопросов о труде педагогических работников урегулирована в приказе Минобразования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». В частности, «при составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются».

Тогда можно ли привлекать учителя на протяжении рабочего дня к работам, которые не обозначены в его контракте и не предусмотрены законодательными актами? Конечно нет. Действие Трудового кодекса и соответствующих ему актов, определяющих права и обязанности работников, распространяются и на педагогов-учителей.

3. Какие законы и законодательные акты регулируют правовое положение учителя.

Здесь уместно сделать вывод, какую роль должен играть Трудовой кодекс в определении правового положения учителя. В соответствии со ст.7 ТК источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:
1) Конституция Республики Беларусь;
2) Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде;
3) Коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством;
4) трудовые договоры.
Локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.
Наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.
В случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников.

Кроме того, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства о труде.

Нормы вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда, участницей которых является Республика Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства о труде, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора или конвенции следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта (ст.8 ТК).

Наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Кстати, законодательные акты – Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь (ст. 1, Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Локальные нормативные акты типа должностных инструкций, прочих актов ведомственного нормотворчества законодательными не являются.

Смотрите так же:  2019 год пособие по уходу за ребенком инвалидом

А законодательные акты практически никогда не указывают на учителя, как на обязанного субъекта. К примеру, Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 N 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» возлагает на работников учреждений образования обязанность сообщить о ставших известными им фактах о ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Но никак эту норму нельзя истолковать, как обязывающую педагога «ходить варить суп» в неблагополучные семьи.

Как я уже упомянул, цитируя ТК, права и обязанности сторон трудового договора могут устанавливаться и определяться коллективным договором (соглашением). Эти договоры могут предусматривать иные правила, чем закон. Дискриминационные условия коллективных договоров, соглашений являются недействительными, а те, что направлены во благо работника могут и должны работать.
Так, нередко коллективные договоры предусматривают обязанность нанимателя продлить (заключить новый) контракт по истечении срока его действия, если работник, например, не нарушал трудовой дисциплины; могут также предусматривать дополнительные основания расторжения трудового договора, дополнительные выплаты и гарантии.
При приеме на работу наниматель обязан ознакомить работника с коллективным договором.
По иным, нежели предусмотренным коллективным договором основаниям, выдвигать требования о продлении (заключении нового) контракта, заключении контракта на определенный срок могут лишь отдельные категории работников: работающие женщины, находящейся в отпуске по беременности и родам, матери (отцы ребенка вместо матери, опекуны), находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, работники предпенсионного возраста, беременные женщины (Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 N 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 29″).

Важное новшество законодательства: наниматель с письменного согласия работника, не допускающего нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, проработавшего у данного нанимателя не менее пяти лет, по окончании срока действия контракта вправе заключить с работником трудовой договор на неопределенный срок.
При отказе работника от заключения трудового договора на неопределенный срок по письменному соглашению между сторонами контракт может быть продлен либо заключен новый контракт.
О намерении продолжить трудовые отношения на условиях трудового договора на неопределенный срок наниматель письменно предупреждает работника не позднее чем за один месяц до истечения срока действия контракта (Указ Президента Республики Беларусь от 31.03.2010 N 164 «О внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. N 180»).
Однако, как видно из приведенного текста, обязанности заключить трудовой договор на неопределенный срок на нанимателя указанным актом не возлагается.

Работники в числе других прав, предоставленных ТК, имеют право на:
гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, работникам и их семьям свободное и достойное существование;
ежедневный и еженедельный отдых, в том числе выходные дни во время государственных праздников и праздничных дней, и отпуска продолжительностью не ниже установленной ТК;
невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства;
судебную и иную защиту трудовых прав.

4. Куда обращаться, если нарушаются Ваши права

Средства судебной «и иной» – прокурорской, Комитета госконтроля, профсоюзной защиты я предлагаю использовать в максимальной степени. Предвидя возражения и скептическое отношение к этому предложению, скажу: дорогу осилит идущий. Конечно, легче обосновать бездействие, чем предложить план действий. Грамотно обоснованная, аргументированная жалоба в орган, компетентный разрешить проблему – это мощное средство. Конечно, тактически вернее, если с ней обратится тот, кто не боится попасть под прессинг; а таких стало немало, судя по высказываниям учителей о ценности профессии…
Кстати, если жалоба направлена в компетентный орган, в ней высказаны критические замечания, направленные на устранение нарушений, заявитель не может преследоваться в порядке защиты чести и достоинства (где обязанность доказывания соответствия сообщенных сведений действительности лежит на лице, разгласившем порочащие честь и достоинство сведения), если заявитель не злоупотребляет своим правом.

Иначе так и будет небогатый учитель вместо приобретения методических пособий на 7 500 рублей в месяц (что само по себе смешит) зачитываться «Юным спасателем», мыть полы в коридорах, лепить поделки вместо отсутствующих талантов, регулярно «повышать» успеваемость на фоне деградации учеников.

Ждать, что государство по своей инициативе повернется лицом к вашим проблемам бессмысленно.
Вступает в силу Кодекс Республики Беларусь об образовании. Сильно ли он изменит обстановку в школе? Сомневаюсь: как и раньше, нормы, регулирующие правовое положение участников образовательного процесса, в основном, декларативны.
Да, учителю дали в руки средство против нерадивых учеников – ввели дисциплинарную ответственность учащихся общеобразовательных школ. С 1 сентября 2011 года станет возможным избавиться от нерадивого «обучающегося» (терминология Кодекса), завершившего освоение содержания образовательной программы базового образования, достигшего 16-летия, за систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся либо длительный прогул. Вопрос в том, готова ли школа вступить в сотни, а то и тысячи судебных процессов по обжалованию примененной меры дисциплинарного взыскания. А что делать с теми, кого суд после трех-четырех месяцев судебного разбирательства, а, следовательно, отсутствия восстановит в учебном заведении? На кого отнесут процессуальные расходы? Готовы ли учителя встретиться в судах с адвокатами, которые будут представлять несовершеннолетних, или, как минимум, готовить для них документы (кстати, бесплатно), если ученик или его законный представитель в порядке, предусмотренном Кодексом, обжалует наложение взыскания?

Конечно, в одиночку справиться с годами совершенствовавшейся системой закабаления учителей непросто, почти невозможно. Поэтому необходимо создавать общественные объединения, независимый профессиональный союз педагогических работников, в рамках деятельности которых, с привлечением квалифицированных юристов отстаивать свои права. Достаточно на примере нескольких дел переломить ситуацию, чтобы нормализовать положение педагога хотя бы в той степени, которая позволена экономическим и политическим положением государства. На первом этапе организоваться могут те из педагогов, кто в силу семейного и материального положения, стажа работы, и т.п. менее зависим от администрации.