Центр мониторинга и сертификации

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

Содержание материала

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) 2

Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

— Наименование должности «Логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

Учитель логопед квалификационные требования

Соответствую ли квалификационным требованиям ФГОС как учитель-логопед ДОУ с дипломом о высшем образовании «Дошкольная педагогика и психология» + диплом о переподготовке по направлению «Логопедия»,520 часов?

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

Требования, установленные Единым квалификационным справочником, к квалификации учителя-логопеда:

Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Кто может работать учителем-логопедом?

Добрый вечер! При плановой проверке Департамента образования г. Костромы по лицензированию образовательной организации было сделано замечание,что учитель-логопед не имеет высшего образования как дефектолог. А диплом государственного образца о переподготовке на базе высшего образования по специальности логопедия , педагогический стаж учителем-логопедом 18 лет и высшая категория не считается. Правомерно ли это замечание?

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 661 вопрос .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Добрый день, Надежда! Приказом Минздравсоцразвития РФ №761н от 26.08.2010 утвержден квалификационный справочник работников образования, согласно которому предъявляется требование к квалификации учителя-логопеда — это высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы. Таким образом, замечание правомерно, но при этом лицо (Вы), не имеющие специальной подготовки, установленной в разделе «Требования к квалификации», но обладающее достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, по рекомендации аттестационнойкомиссии, в порядке исключения, может быть назначено на соответствующую должность так же, как и лицо, имеющее специальную подготовку.

Смотрите так же:  Заявление на допуск к занятиям

я правильно поняла, что моё обучение в педагогическом университете по специальности логопедия , диплом государственного образца и присвоении квалификации учитель-логопед не имеют юридической силы?

Приказ Минобрнауки РФ от 17.02.2011 N 201 (ред. от 05.07.2011) образование по специальности Логопедия относится к специальному (дефектологическому) образованию.Это тоже не считается?

Квалификационные требования к учителю логопеду

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями)

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)*(2)

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
*(2) Наименование должности «Логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

п. 9 Общих положений раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования»:
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

ну и плюс — если она была принята на работу до введения в действие данных квал.требований, и на момент приема соответствовала требованиям к образованию по тогдашнему закону — она имеет право продолжать работать по данной должности, уволить не имеют права.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
7. Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Смотрите так же:  Полномочия президента рф в области обороны

Квалификационные требования к педагогическим работникам согласно новому ФГОС

Сводный перечень новых квалификационных требований к педагогическим работникам, работающим с детьми с ОВЗ

С сентября 2016 года начинают действовать новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), согласно которым к педагогическим работникам, задействованным в инклюзивном образовании детей с ОВЗ, предъявляются определённые квалификационные требования.

Кратко и наглядно суть данных требований отражена ниже, в таблице, составленной заведующей кафедрой Дефектологии и специальной психологии УрИПКиП Ю. В. Федоренко.

Сводный перечень квалификационных требований

Должность: Учитель

Уровень образования: Высшее образование, среднее профессиональное образование.

1. Направление (область) образования:

«Образование и педагогика»;

Область, соответствующая преподаваемому предмету.

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

2. Направление (область) образования: Любое.

Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

Требования к стажу: нет.

Должность: Воспитатель

Уровень образования: Высшее образование, среднее профессиональное образование.

1. Направление (область) образования:

«Образование и педагогика».

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

2. Направление (область) образования: Любое.

Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

3. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

— По специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;

— По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

— По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

— По специальности «Олигофренопедагогика»;

— По другим педагогическим специальностям с дополнительным профессиональным образованием в области специальной педагогики или специальной психологии.

Требования к стажу: нет.

Должность: Старший воспитатель

Уровень образования: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

«Образование и педагогика».

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

Требования к стажу: Стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет.

Должность: Учитель-дефектолог

Уровень образования: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

— «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

— «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

— «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики;

— Образование по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики.

Требования к стажу: Нет.

Должность: Учитель-логопед

Уровень образования: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

— По специальности: «Логопедия»;

— По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;

— По педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области логопедии.

При любом варианте профессиональной подготовки учителю-логопеду необходимо дополнительное профессиональное образование в области в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Требования к стажу: Нет.

Должность: Педагог-психолог

Уровень образования: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

По профильным направлениям (психологическим).

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

3. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

— По специальности «Специальная психология»;

— По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

— По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

— По педагогическим и психологическим специальностям или направлениям подготовки психолога с дополнительным профессиональным образованием в области специальной психологии.

При любом варианте профессиональной подготовки педагогу-психологу необходимо дополнительное профессиональное образование в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Требования к стажу: Нет.

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 11.11.92 N 33 «О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО — КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

Учитель — дефектолог (учитель — логопед, логопед)

Смотрите так же:  Договор по черноморским проливам

Должностные обязанности. Организует и осуществляет учебно — коррекционную работу с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими отклонения в развитии. Обследует обучающихся (воспитанников, детей), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников, детей). Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. В своей работе использует данные медицинского обследования обучающихся (воспитанников, детей) врачами — специалистами. Поддерживает постоянную связь с медицинскими работниками образовательного учреждения. Принимает активное участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии обучающихся (воспитанников, детей). Должен иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования обучающихся (воспитанников, детей) и работы с ними. Ведет необходимую документацию.

Должен знать: Закон Российской Федерации «Об образовании», Конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомо — физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников, детей), нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности, программно — методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими отклонения в развитии, новейшие достижения дефектологической науки.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

8 разряд — высшее педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы;

9 разряд — высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10 разряд — высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11 разряд — высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;

12 разряд — учитель — дефектолог (учитель — логопед, логопед) II категории должен:

— отвечать общим требованиям, предъявляемым к учителю — дефектологу (учителю — логопеду, логопеду); постоянно повышать свою квалификацию, изучать опыт работы своих коллег, принимать участие в работе районных, городских методических объединений, использовать в своей работе разнообразные методы и приемы по предупреждению и коррекции отклонений в развитии обучающихся (воспитанников, детей), а также:

— иметь высшее дефектологическое образование и стаж работы в должности учителя — дефектолога (учителя — логопеда, логопеда) не менее 2 лет;

13 разряд — учитель — дефектолог (учитель — логопед, логопед) I категории должен:

— отвечать требованиям, предъявляемым к учителю — дефектологу (учителю — логопеду, логопеду) II квалификационной категории; формировать свой научно — методический опыт, распространять его через различные формы методической работы в районе, городе, области, крае, республике; уметь работать с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими сложную структуру отклонений в развитии (комплекс отклонений в развитии); добиваться положительных результатов в особо сложных случаях, уметь организовывать закрепление полученных успехов в работе с ребенком в образовательном процессе, мобилизовывать для этого учителей и воспитателей, поддерживая с ними постоянную связь и вооружая их соответствующими знаниями, а также:

— иметь высшее дефектологическое образование и стаж работы в должности учителя — дефектолога (учителя — логопеда, логопеда) не менее 3 лет;

14 разряд — учитель — дефектолог (учитель — логопед, логопед) высшей категории должен:

— отвечать требованиям, предъявляемым к учителю — дефектологу (учителю — логопеду, логопеду) I квалификационной категории; владеть навыками научно — исследовательской, экспериментальной работы; участвовать в создании наглядных пособий, программ; внедрять новые методики коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками, детьми); руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в специальной педагогике, а также:

— иметь высшее дефектологическое образование и стаж работы в должности учителя — дефектолога (учителя — логопеда, логопеда) не менее 5 лет.