44. Договор купли-продажи при приватизации

44. Договор купли-продажи при приватизации

В договоре купли-продажи указываются сведения о продавце, покупателе, наименование объекта приватизации и его местонахождение, состав и стоимость приватизируемого имущества, условия аренды (пользования) земельным участком, количество акций открытого акционерного общества; их категория (тип) и стоимость; порядок передачи приватизируемого имущества в собственность покупателя; обязательства покупателя по его использованию; инвестиционные и (или) социальные условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем; порядок подтверждения покупателем выполнения таких условий; способы обеспечения инвестиционных и (или) социальных условий; порядок осуществления покупателем права владения и права пользования указанным имуществом до момента перехода к нему права собственности на имущество; иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.

Все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации должны иметь сроки их выполнения и стоимостную оценку.

Право собственности на государственное или муниципальное имущество переходит от собственника к его покупателям в порядке, установленном действующим законодательством и договором купли-продажи (ст. 549–566 ГК РФ).

Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 3 ст. 560 ГК РФ).

Зарегистрированный договор купли-продажи является документом, удостоверяющим право собственности покупателя. А на практике фонды имущества выдают еще и свидетельства о праве собственности тех предприятий, купля-продажа которых у них зарегистрирована.

Что касается купли-продажи предприятия, ГК РФ лишь установил, что подготовка предприятия к передаче, включая составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью продавца и осуществляется за его счет, если не предусмотрено иное (ст. 563).

Расторжение договора означает, что договор был заключен правомерно, а факт его расторжения прекращает обязательства лишь на будущее время.

§ 6. Договорные отношения приватизации

В зависимости от того, какой именно объект является предметом купли-продажи, законодатель определяет содержание соответствующего договора.

Так, согласно ст. 27 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» при приватизации имущества государственного предприятия как целостного имущественного комплекса к договору купли-продажи должны включаться предусмотренные бизнес-планом или планом приватизации обязательства или обязательства сторон, которые были определены условиями аукциона, конкурса или выкупа в отношении:

— осуществление программ технического перевооружения производства, внедрение прогрессивных технологий;

— осуществление комплекса мероприятий по сохранению технологического единства производства и технологических циклов;

— сохранения и рационального использования рабочих мест;

— выполнение требований антимонопольного законодательства;

— сохранение номенклатуры и объема производства продукции (услуг) согласно бизнес-плана;

— завершение строительства жилых домов;

— содержание объектов социально-бытового назначения;

— выполнение мероприятий по созданию безопасных и безвредных условий труда и охраны окружающей среды;

— внесение инвестиций исключительно в денежной форме, их размера и сроков;

— выполнение установленных мобилизационных заданий.

К договору купли-продажи объекта приватизации включаются санкции за нарушение его условий.

Включение в договор других обязательств покупателя допускается по соглашению сторон.

Срок действия указанных обязательств, за исключением выполнения установленных мобилизационных заданий, не должен превышать пяти лет, а в отношении предприятий-монополистов, предприятий военно-промышленного комплекса, подлежащих конверсии, отраслевых научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро, других предприятий и учреждений, приватизация которых осуществляется по согласованию с Кабинетом Министров Украины, порядок контроля за их деятельностью, утверждает Кабинет Министров Украины.

Указанные обязательства сохраняют свое действие для лиц, которые приобретут объект в случае его дальнейшего отчуждения в течение срока действия этих обязательств.

Согласно п. 6 ст. 27 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» договор купли-продажи заключается также при продаже акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации или корпоратизации, пакетом в соответствии с планом приватизации (планом размещения акций). Поскольку содержание договора купли-продажи пакета акций в ст. 27 специально не определяется, следует руководствоваться требованиями п. 2 указанной статьи, что вызывает определенные возражения. Так, практика послеприватизационной деятельности ряда открытых акционерных обществ свидетельствует о том, что акционеры, которые приобрели незначительные пакеты акций по конкурсу, не всегда имеют возможность выполнить взятые на себя обязательства по договорам, поскольку не могут повлиять на решения, принимаемые общим собранием общества, например, по вопросам технического переоснащения производства, сохранение номенклатуры и объема производства продукции в соответствии с бизнес-плана и т.д. Исходя из этого, было бы целесообразным определить в законодательстве особенности содержания договоров купли-продажи пакета акций открытых акционерных обществ с учетом возможности покупателей выполнить предусмотренные такими договорами обязательства.

Содержание договора купли-продажи объекта малой приватизации, который заключается не позднее чем в 5-дневный срок со дня утверждения органом приватизации результатов аукциона, конкурса, определен пунктами 2 и 3 ст. 23 Закона Украины «О приватизации имущества небольших государственных предприятий (малую приватизацию)». Такой договор включает:

название предприятия, его адрес; сведения о продавце и покупателе;

окончательную цену продажи объекта на аукционе, по конкурсу или размер выкупа;

взаимные обязательства продавца и покупателя; номера их расчетных счетов; названия и адреса банковских учреждений; условия внесения платежей.

В договор включаются обязательства сторон, которые были определены условиями аукциона, конкурса или выкупа, ответственность и правовые последствия их невыполнения.

Стоит отметить, что вопросы ответственности за нарушения законодательства о приватизации и условий договоров купли-продажи решаются в законодательстве по-разному, в зависимости от того, идет речь об объектах малой или «большой» приватизации.

Согласно п. 4 ст. 29 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» покупатели, которые не оплатили за объект приватизации, приобретенный путем выкупа, на аукционе или по конкурсу, в течение 60 дней с момента заключения или регистрации соответствующего соглашения уплачивают в пользу органа приватизации неустойку в размере и порядке, установленных постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке уплаты и размер неустойки за полную или частичную неуплату покупателями средств за объекты приватизации» от 21 августа

1997 г. № 910і, а именно: размер неустойки составляет 20 процентов цены, за которую куплен объект. Неустойка уплачивается в течение двадцати календарных дней с момента окончания срока уплаты денежных средств за объект приватизации и зачисляется во внебюджетный Государственный фонд приватизации.

Если внесенная сумма за приобретенный объект приватизации меньше суммы неустойки, уплате подлежит разница между суммой неустойки и внесенной суммой, а если она превышает сумму неустойки, разница возвращается покупателю в течение двадцати календарных дней с момента окончания срока уплаты денежных средств за приобретенный объект приватизации.

Решение о выкупе объекта или результаты конкурса, аукциона . в таких случаях подлежат аннулированию (абзац 2 п. 4 ст. 29 Закона Украины «О приватизации государственного имущества»). Относительно судьбы заключенного договора купли-продажи Закон в анализируемой статьи не содержит никаких указаний. По моему мнению, в этом случае должна применяться норма п. 5 ст. 27 указанного Закона в отношении расторжения по требованию одной из сторон договора «в случае невыполнения другой стороной обязательств, предусмотренных договором купли-продажи, в определенные сроки».

При полном или частичном невыполнении условий договоров купли-продажи устанавливается такая ответственность покупателей:

— в случае нарушения установленных условиями договора купли-продажи сроков внесения инвестиций в установленном объеме покупатели уплачивают пеню в размере 0,1 процента стоимости не внесенных инвестиций за каждый день просрочки;

— в случае расторжения договора купли-продажи в связи с невыполнением условий договора по внесению инвестиций внесены частично инвестиции не возвращаются, а в случае невнесения инвестиций на день подачи иска о расторжении договора покупатель уплачивает штраф в размере 10 процентов общего объема инвестиций;

— в случае несоблюдения покупателем обязательств по сохранению в течение определенного периода профиля деятельности приватизированного объекта покупатель уплачивает штраф в размере 10 процентов стоимости приобретенного имущества.

Указанные штрафы перечисляются в Государственный бюджет

Убытки, причиненные нарушением законодательства о приватизации, а также расходы по обеспечению сохранности объектов приватизации на период до момента передачи имущества, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Нарушение установленного законодательством порядка приватизации или прав покупателей является основанием для признания недействительным договора купли-продажи объекта приватизации в порядке, предусмотренном законодательством Украины. В связи с этим представляется неудачной норма п. 5 ст. 27 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» в части признания недействительным договора купли-продажи в случае неисполнения стороной обязательств, предусмотренных договором купли-продажи, в определенные сроки.

В случае расторжения в судебном порядке договора купли-продажи в связи с невыполнением покупателем договорных обязательств приватизированный объект подлежит возврату в государственную собственность. Отношения, связанные с возвращением в государственную собственность объекта приватизации, отчужденного по результатам его продажи на аукционе, по конкурсу или путем выкупа, в случае расторжения договора купли-продажи данного объекта по решению суда, арбитражного суда в связи с невыполнением условий договора или признания судом, арбитражным судом недействительным, регулируются Порядком возврата в государственную собственность объектов приватизации в случае расторжения или признания недействительными договоров купли-продажи таких объектов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 2001 г. № 32.

Смотрите так же:  Заявление по возврату переплаты по налогу

Законом Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)» установлено, что в случае невыполнения покупателем предусмотренных договором купли-продажи обязательств относительно срока внесения инвестиций в установленном объеме он уплачивает в пользу местного бюджета пеню в размере 0,1 процента стоимости не внесенных в срок инвестиций за каждый день просрочки.

При несоблюдении покупателем обязательств по сохранению в течение определенного срока количества рабочих мест (за исключением сокращения рабочих мест, связанного с санацией и реструктуризацией предприятия) он уплачивает штраф в размере 12-кратной суммы средней заработной платы каждого уволенного работника и в месячный срок возобновляет количество сокращенных рабочих мест. Средства от штрафных санкций перечисляются на счет службы занятости по месту нахождения приватизированного объекта.

Обязательства покупателя, предусмотренные договором купли-продажи, сохраняют свое действие для лиц, которые приобретут объект в случае его дальнейшего отчуждения в течение срока действия этих обязательств. Особенностью договоров купли-продажи объектов приватизации является то, что государственный орган приватизации, с одной стороны, является стороной такого договора (продавцом), а с другой — осуществляет контроль за выполнением его условий.

Относительно договоров купли-продажи объектов приватизации используют и примерную типовую договорную документацию.

Так, приказом Фонда государственного имущества Украины от 17 апреля 2000 г. № 806 утвержден Примерный договор купли-продажи пакета акций открытого акционерного общества по некомерцій-ным конкурсом.

Относительно объектов малой приватизации приказом Фонда государственного имущества Украины от 18 ноября 1996 г. № 1398 утверждены типовые договоры купли-продажи объектов малой приватизации целостного имущественного комплекса по конкурсу; целостного имущественного комплекса на аукционе; целостного имущественного комплекса при выкупе; здания (сооружения, помещения), которое подлежит продаже по конкурсу; здания (сооружения, помещения), подлежащего продаже на аукционе; здания (сооружения, помещения) путем выкупа; объекта незавершенного строительства, который подлежит продаже по конкурсу; объекта незавершенного строительства, который подлежит продаже на аукционе; объекта незавершенного строительства, который подлежит продаже путем выкупа.

Использование типовой договорной документации при заключении договоров купли-продажи государственного имущества дает возможность унифицировать их условия, обеспечить равенство прав и обязанностей продавцов и покупателей относительно различных по характеру объектов приватизации, а потому, казалось бы, не должно вызывать особых возражений. Однако, анализ полномочий Фонда государственного имущества Украины, закрепленных, в частности, в ст. 7 Закона Украины «О приватизации государственного имущества», во Временном положении о Фонде государственного имущества Украины и других нормативных актах, свидетельствует о том, что утверждение типовых договоров купли-продажи не отнесены законами Украины по вопросам приватизации (а именно в этих законах в соответствии с п. Из ст. 7 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» должны быть предусмотрены полномочия государственных органов приватизации) к компетенции Фонда государственного имущества Украины (целесообразно напомнить, что Временное положение о Фонде государственного имущества Украины не является законом в узком смысле).

Следует отметить, что Фонд государственного имущества при утверждении Типовых договоров купли-продажи объектов малой приватизации руководствовался поручением Кабинета Министров Украины, тогда как согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины Фонд государственного имущества Украины, как орган государственной власти обязан действовать только на основании, в пределах полномочий и в способ, что предусмотрены Конституцией и законами Украины.

В арбитражной судебной практике значительное количество составляют дела о признании сделок приватизации недействительными. Именно дела в этих спорах являются наиболее конфликтными и сложными, поскольку затрагивают не только интересы продавца и покупателя, но и экономические интересы государства, имущественные интересы больших групп граждан, трудовых коллективов.

Общие основания и последствия недействительности сделок установлены ст. 48 ГК, согласно которой недействительной признается сделка, не соответствует требованиям закона. На основании ст. 48 ГК недействительной является не только сделка, которая не соответствует собственно закона, а такая, что нарушает требования указов Президента Украины, постановлений Кабинета Министров Украины, других нормативных актов, изданных государственными органами, в том числе ведомственных, зарегистрированных в установленном порядке.

Соответствие или несоответствие сделки требованиям законодательства должно оценивать арбитражный суд относительно законодательства, которое действовало на момент заключения спорной сделки. В случае если после заключения соглашения вступил в силу акт законодательства, нормы которого иначе регулируют договорные отношения, чем те, которые действовали в момент заключения соглашения, стороны вправе руководствоваться условиями договора, а не этим нормативным актом, если последний не предусматривает иного.

Правило, установленное ст. 48 ГК, должно применяться во всех случаях, когда сделка совершена с нарушением закона и не подпадает под действие других норм, которые устанавливают специальные основания и последствия недействительности сделок. Например, специальные основания и последствия предусмотрены ст. 49 ГК, согласно которой недействительной является сделка, совершенная с целью, противоречащей интересам государства и общества. Согласно ст. 50 ГК недействительной является сделка, совершенная юридическим лицом, что противоречит установленным целям ее деятельности. Специальные основания признания сделок недействительными предусмотрены и другими статьями главы ИЗ ГК.

Здесь стоит остановиться на самых распространенных обстоятельствах, с которыми закон связывает признание недействительными сделок приватизации.

Согласно ст. 27 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» и п. 1 ст. 23 Закона Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)» договор купли-продажи подлежит нотариальному удостоверению. Из содержания ст. 27 можно сделать вывод, что указанное требование касается как договоров купли-продажи имущества государственного предприятия как целостного имущественного комплекса, так и договоров купли-продажи пакета акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации или корпоратизации. Именно с моментом нотариального удостоверения договоров законодатель связывает в этих случаях пере-

ход права собственности на приватизированный объект (п. 4 ст. 27 Закона Украины «О приватизации государственного имущества», п. 1 ст. 22. Закона Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)»). Поскольку обязательность нотариальной формы договора предусмотрена действующим законодательством, несоблюдение ее влечет за собой недействительность сделки с последствиями, предусмотренными ч. 2 ст. 48 ГК (ст. 46 ГК). Вместе с тем, если одна сторона выполнила соглашение полностью или частично, а другая сторона уклоняется от нотариального удостоверения сделки, арбитражный суд на основании ч. 2 ст. 47 ГК вправе по иску стороны, исполнившей сделку, признать сделку действительной. Судебное решение в этом случае заменяет нотариальное удостоверение.

Законодательство о приватизации предусматривает регистрацию отдельных видов договоров. Так, согласно п. 7 ст. 23 Закона Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)» договор купли-продажи подлежит регистрации соответствующим местным советом. По нашему мнению, несоблюдение данного требования законодательства не может служить основанием для признания незарегистрированной сделки недействительной, если всех других требований (в том числе относительно нотариального удостоверения) соблюдены.

В контексте признания недействительными договоров купли-продажи государственного имущества определенный интерес представляет ст. 20 Закона Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)», содержание которой породил дискуссию относительно применения норм этой статьи в арбитражной судебной практике. В этой статье, что называется «Прекращения и признания недействительными сделок, заключенных на аукционе, конкурсе, приведен перечень нарушений, которые могут быть основанием для признания судом недействительными сделок, заключенных на аукционе, конкурсе:

— не выполнены требования относительно содержания информации, предусмотренной ст. 15 настоящего Закона, и срока ее опубликования;

— объект включен в соответствующий перечень объектов, подлежащих приватизации, с нарушением действующего законодательства;

— покупатель не признается таковой в соответствии с законодательством о приватизации;

— существенно нарушались другие правила объявления и проведения аукциона, конкурса, предусмотренные этим Законом.

О какие же соглашения, заключенные на аукционе, конкурсе, говорится в этой статье? Одна из высказанных по этому поводу мнений сводится к тому, что предусмотренные ст. 20 Закона Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)» сделки — это те, которые связаны с организацией и проведением аукциона, конкурса, но никак не договоры купли-продажи объектов приватизации.

С таким мнением следует согласиться, исходя из того, что по юридической природе организация и проведение аукциона, конкурса представляет собой совокупность действий (юридических фактов), которые порождают определенные правоотношения (права и обязанности). Такие действия участников конкурса, аукциона, органов приватизации, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей, следует считать соглашениями, о которых говорится в ст. 20 Закона Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)». К ним, в частности, можно отнести, информационное сообщение органа приватизации о проведении аукциона, конкурса, обращенное к неопределенному кругу лиц, которые согласно законодательству являются потенциальными покупателями объекта приватизации и при определенных условиях приобретают права стать участниками аукциона, конкурса.

Как соглашение следует рассматривать внесение участником аукциона, конкурса залога в размере 10 процентов начальной цены продажи объекта.

Пунктом 6 ст. 17 Закона Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)» предусмотрено ведение протокола во время аукциона, который подписывается ліцитато-ром и покупателем (его представителем). Подписания протокола аукциона, в который заносится результат торгов (цена продажи, сведения о покупателе, который получил право на приобретение объекта), также следует считать соглашением.

Договор купли-продажи объекта приватизации не может относиться к сделкам, заключенным на аукционе, конкурсе, в понимании ст. 20 Закона Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)», поскольку согласно ст. 23 указанного Закона этот договор заключается в 5-дневный срок со дня утверждения органом приватизации результатов аукциона, конкурса. Таким образом, проведение аукциона, конкурса и заключения договора купли-продажи объекта приватизации по времени не совпадают.

Смотрите так же:  Ипатовские судебные приставы

Задания и вопросы на закрепление изученного

1. Дайте определение понятия приватизации.

2. Назовите главные задачи приватизации.

3. Дайте общую характеристику законодательства о приватизации.

4. Что такое объект приватизации?

5. Каким образом классифицируются объекты приватизации?

6. Назовите субъектов приватизации.

7. Что такое единая система органов приватизации и какие органы в нее входят?

8. Кто может быть покупателями в процессе приватизации?

9. Что такое доверительное общество?

10. Что такое инвестиционные фонды и инвестиционные компании?

11. Охарактеризуйте основные стадии приватизационного процесса.

12. Назовите способы приватизации государственного имущества.

13. Назовите основные условия договора купли-продажи объекта приватизации.

14. Какую ответственность несет покупатель за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора купли-продажи объекта приватизации?

Договор купли – продажи объекта приватизации

ДОГОВОР КУПЛИ – ПРОДАЖИ

объекта приватизации

город Рыбница, двадцать первое декабря две тысячи шестнадцатого года.

Государственная администрация Рыбницкого района и г. Рыбницы, находящаяся по адресу: город Рыбница, проспект Победы, 4, в лице и.о. главы государственной администрации Кирсты Андрея Борисовича, действующего на основании Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике», именуемая в дальнейшем «Продавец» и Греку Алексей Михайлович, проживающий по адресу: Рыбницкий район, с. Михайловка, ул. Ленина, д. 1, кв. 1, паспорт I-ПР №0067356, выдан паспортным ОВД города Рыбница от 17.05.2004г., именуемый в дальнейшем «Покупатель», в соответствии со ст. 39 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О разгосударствлении и приватизации» заключили настоящий договор о нижеследующем:

I. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

  • «Продавец» передает в собственность, а «Покупатель» принимает и оплачивает муниципальное имущество:

Отдельно стоящее здание,

расположенное по адресу: Рыбницкий район, с. Михайловка, ул. Мира, 22 (двадцать два), находящееся на балансе МУ «Рыбницкое управление народного образования», именуемое в дальнейшем «Объект приватизации». Право муниципальной собственности зарегистрировано Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.10.2015г. за №06-3/1275-22 и принадлежит «Продавцу» на основании свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности серия АН №0386397. Технический паспорт на право владения объектом выдан Рыбницким филиалом ГУП «РБТИ» 09.02.2014г. за №1275 (книга №4), инвентарное дело от 12.11.2014г.

1.2. Территориальная характеристика «Объекта приватизации»

Площадь земельного участка – 3710 кв. м. Решение госадминистрации Рыбницкого района и г. Рыбница от 05.08.2014г. «О предоставлении земельных участков» №1456.

1.3. Техническая характеристика «Объекта приватизации».

1.4. «Объект приватизации» свободен от каких-либо обременений, обязательств, гарантий, ограничений, включая арест и залог, и иных прав третьих лиц, за исключением обязательств и ограничений, предусмотренных настоящим Договором, а также тех, о которых стороны не знали или не могли знать, предприняв все необходимые и добросовестные, относящиеся к их компетенции, меры для владения такой информацией.

1.5. Способ приватизации и покупатель определен в соответствии со ст. 23 Закона ПМР «О разгосударствлении и приватизации», согласно Распоряжений госадминистрации Рыбницкого района и г. Рыбницы от 09.11.2016г. №422, от 19.12.2016г. №490 и решения комиссии по приватизации (Протокол №5 от 16.12.2016г.), которые являются основанием для заключения настоящего Договора.

II. ЦЕНА ДОГОВОРА

«Объект приватизации» приобретается «Покупателем» за 22700,00 руб. (двадцать две тысяч семьсот руб. 00 копеек), что эквивалентно 2008,85 долл. США (две тысячи восемь долл. 85 центов США) согласно Распоряжения госадминистрации Рыбницкого района и г. Рыбницы от 19.12.2016г. №490 и решения комиссии по приватизации (Протокол №5 от 16.12.2016г.). Оплата производится в рублях ПМР по курсу доллара, установленному ПРБ на момент перечисления денежных средств, но не менее суммы, указанной в договоре, за вычетом задатка, внесенного ранее «Покупателем».

III. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. «Продавец» обязан:

Передать по акту приема – передачи на праве собственности «Объект приватизации» в течение 10-ти дней после полной оплаты его «Покупателем». В акте приема – передачи имущества отразить состав и стоимость «Объекта приватизации». Акт приема – передачи имущества составить в 5-ти экземплярах.

  • «Покупатель» обязан:
    • Произвести оплату «Объекта приватизации» не позднее 15 (пятнадцати) дней со дня заключения настоящего договора, путем перечисления денежных средств в местный бюджет на р/счет № 2191420386302169 в Рыбницком филиале №2828 ЗАО «Приднестровский Сбербанк» ф/к 0400008200 код платежа 2020100.
    • Принять по акту приема–передачи на праве собственности «Объект приватизации» в течение 10-ти дней после его полной оплаты.
    • С момента приема у «Продавца» «Объекта приватизации» содержать имущество в надлежащем состоянии, не допуская его ухудшения до снятия обязательств по данному договору.

3.2.4. Выполнить следующие условия:

а) в срок до 01.01.2019 года инвестировать не менее 50000,00 рублей на ремонт объекта приватизации, благоустройство закрепленной и прилегающей территории согласно проектно–сметной документации, разработанной и согласованной в установленном порядке;

б) обеспечить освещение прилегающей территории в ночное время;

в) в полном объёме выполнять мероприятия Гражданской защиты в соответствии с действующим законодательством ПМР;

г) обеспечить предоставление объекта и необходимый доступ к нему, для размещения объектов и оборудования организаций, обеспечивающих гражданскую защиту, систему управления государством, оборону и безопасность ПМР.

3.2.5. Не осуществлять отчуждение, передачу в залог, иное обременение имущества до полного исполнения условий, оговоренных в пп. а) – г) пункта 3.2.4. настоящего договора. Распоряжаться имуществом «Объекта приватизации» в полном объеме только после снятия обременения.

  1. IV. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ «ПРОДАВЦОМ»

КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОГРАНИЧЕНИЙ И УСЛОВИЙ

4.1. «Продавец» осуществляет контроль за выполнением «Покупателем» условий в следующих формах:

  • ознакомление с финансовыми и иными документами, имеющимися у «Покупателя» и относящимися к выполнению условий;
  • затребование необходимых документов у «Покупателя».

4.2. «Продавец» вправе осуществлять контроль за выполнением «Покупателем» своих обязанностей по настоящему Договору как лично, так и через своих представителей, действующих от его имени на основании выданных «Продавцом» доверенностей.

  1. V. ПРИНЯТИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

5.1. Ежегодно до 15 марта «Покупатель» обязан предоставлять «Продавцу» информацию об исполнении обязательств, предусмотренных данным договором, по состоянию на 1 января по форме, утверждённой Решением Рыбницкого городского и районного Совета народных депутатов (20 сессия 23 созыва от 19.08.2008г.).

5.2. В случае принятия «Продавцом» решения о надлежащем и полном выполнении «Покупателем» условий настоящего договора «Продавец» обязан направить «Покупателю» данное решение.

5.3. Обязательства «Покупателя» по выполнению условий считаются исполненными надлежащим образом, в полном объеме и в установленные сроки с момента принятия соответствующего решения.

5.4. В случае принятия «Продавцом» решения о невыполнении «Покупателем» условий или ненадлежащем выполнении, в том числе с нарушением порядка, объемов, сроков выполнения, наступают последствия, предусмотренные разделом VII настоящего Договора.

  1. VI. РИСК СЛУЧАЙНОЙ ГИБЕЛИ

Риск случайной гибели или случайной порчи указанного в договоре имущества переходит к «Покупателю» с момента передачи ему этого имущества по акту приема – передачи.

VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

7.1. «Продавец» имеет право расторгнуть настоящий договор в случае:

  • просрочки «Покупателем» оплаты, указанной в п. 3.2.1;
  • неуплаты разницы в цене договора с учетом изменения курса доллара;
  • невыполнения условий, других обязательств «Покупателя», предусмотренных настоящим договором.

7.2. При расторжении договора имущество возвращается «Продавцу», «Покупателю» возвращается внесенная им в счет оплаты сумма, из которой удерживается неустойка в размере 20% от стоимости «Объекта приватизации», если настоящий договор расторгается из-за невыполнения «Покупателем» обязательств, предусмотренных настоящим договором.

7.3. В случае действий «Покупателя» по распоряжению имуществом до снятия обязательств по договору, повлекших уменьшение состава и стоимости имущества, являющегося предметом настоящего договора, при расторжении договора по любым основаниям, «Покупатель» возмещает «Продавцу» разницу в стоимости переданного имущества и возращенного имущества и все понесенные в этой связи «Продавцом» убытки.

7.4. В случае действий «Покупателя» до возникновения у него права собственности на переданное имущество, повлекших улучшение состояния имущества или увеличение состава и стоимости имущества, «Покупателю» при расторжении договора или признании его недействительным по любым основаниям возвращаются «Продавцом» отделимые без вреда для имущества улучшения, неотделимые возврату и возмещению не подлежат.

7.5. Настоящий договор подлежит обязательной государственной регистрации. Несоблюдение государственной регистрации настоящего договора влечет его недействительность. В этом случае договор считается ничтожным и подлежит расторжению в соответствии с условиями пункта 7.2.

VIII. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

8.1. Все споры и разногласия, возникающие между сторонами по настоящему договору и в связи с ним, разрешаются путем переговоров между сторонами.

8.2. В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров, они подлежат рассмотрению в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

IХ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Право собственности на указанное имущество у «Покупателя» по настоящему договору возникает с момента государственной регистрации в учреждениях юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

9.2. Дополнение и изменение условий договора возможно только по согласованию сторон. Любые дополнения к настоящему договору имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменном виде, подписаны обеими сторонами и зарегистрированы в порядке, установленном настоящим договором.

Смотрите так же:  Увольнение при срочном трудовом договоре беременной

9.3. Взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим договором, регламентируются действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

9.4. Расходы по регистрации настоящего договора несет «Покупатель».

9.5. Настоящий договор составлен в пяти экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу: первый хранится у «Продавца», второй – у «Покупателя», третий – в органе, осуществляющем государственную регистрацию, четвертый – у балансодержателя, пятый – у Рыбницкого филиала ГУП «РБТИ».

Юридические адреса сторон:

«Продавца» «Покупателя»

Госадминистрация Рыбницкого Греку Алексей Михайлович

района и г. Рыбницы

5500 город Рыбница 5500 Рыбницкий район,

пр. Победы, 4 село Михайловка,

ф/к 0400008837 улица Ленина, д.1, кв.1

р/с № 2191420004701003 р/с №2226420000022468

ЗАО «Приднестровский ЗАО «Приднестровский Сбербанк»

Сбербанк» Рыбницкий Рыбницкий филиал №2828

филиал №2828 КУБ 42

к/с 20210000094, КУБ 42

И.о. главы госадминистрации

________________ А.Б. Кирста _______________ А.М. Греку

4.Договор купли-продажи при приватизации

Вся процедура приватизации государственного и муниципального имущества (предприятия, структурного подразделения, материальных и нематериальных активов) заканчивается оформлением договора купли-продажи в соответствии с ГК РФ и Законом «О приватизации». В договоре указываются сведения о продавце, покупателе, наименование объекта приватизации и его местонахождение, состав и стоимость приватизируемого имущества, условия аренды (пользования) земельным участком, количество акций открытого акционерного общества; их категория (тип) и стоимость; порядок передачи приватизируемого имущества в собственность покупателя; обязательства покупателя по его использованию; инвестиционные и (или) социальные условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем; порядок подтверждения покупателем выполнения таких условий; способы обеспечения инвестиционных и (или) социальных условий, в том числе гарантии их выполнения; порядок осуществления покупателем права владения и права пользования указанным имуществом до момента перехода к нему права собственности на имущество; иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.

Все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации должны иметь сроки их выполнения и стоимостную оценку.

Право собственности на государственное или муниципальное имущество переходит от собственника к его покупателям в порядке, установленном действующим законодательством и договором купли-продажи (ст. 549—566 ГК РФ).

Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 3 ст. 560 ГК РФ).

Зарегистрированный договор купли-продажи является документом, удостоверяющим право собственности покупателя. Однако вряд ли правомерно и целесообразно во всех случаях подтверждать право собственности договором купли-продажи. Целесообразно, чтобы на основе зарегистрированного договора купли-продажи орган, регистрирующий договор, выдавал покупателю, собственнику свидетельство о праве собственности. Законодательством такой порядок не установлен. Однако на практике фонды имущества выдают свидетельства о праве собственности тех предприятий, купля-продажа которых у них зарегистрирована.

Известны случаи, когда факт приватизации устанавливался арбитражным судом вопреки мнению органов, осуществляющих приватизацию. Последние отказывались выдавать свидетельства о праве собственности. При этом они ссылались на отсутствие в законодательстве указания о выдаче и порядка выдачи такого документа. Замечание вполне справедливое. Более того, в силу этих же обстоятельств арбитражный суд не вправе обязать соответствующий орган выдать свидетельство о праве собственности.

Вместе с тем ст. 551 ГК РФ предусматривает Государственную регистрацию перехода прав собственности на недвижимость, а Федеральный закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. 1 В соответствии с этим Законом права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в едином государственном реестре учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с выдачей свидетельства о государственной регистрации прав. Это, конечно, не свидетельство о праве собственности, но вполне адекватный ему документ.

Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляется по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче (ст. 556 ГК РФ).

Передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже предприятия. Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия (ст. 563 ГК РФ).

Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права (ст. 564 ГК РФ).

Законодательство о приватизации государственного имущества, ГК РФ не содержит конкретных норм, определяющих кто и в какие сроки должен оформить договор купли-продажи имущества. Исключением являются порядок и сроки оформления договора купли-продажи предприятий по результатам аукциона или конкурса.

В соответствии с Временными положениями о приватизации государственных и муниципальных предприятий на аукционе или по конкурсу договор купли-продажи подписывается в срок не более 30 календарных дней с момента подписания сторонами протокола о результатах аукциона или конкурса.

Из п. 1 ст. 28 Закона «О приватизации предприятий» можно было сделать вывод, что фонд как продавец имущества обязан оформить договор купли-продажи. При уклонении продавца от заключения договора либо отказе сделать это покупатель вправе был обратиться с заявлением о понуждении заключить договор в общий или арбитражный суд.

Что касается купли-продажи предприятия, ГК РФ лишь установил, что подготовка предприятия к передаче, включая составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью продавца и осуществляется за его счет, если не предусмотрено иное (ст. 563).

В ст. 551 ГК РФ установлено, что когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Другая сторона при этом обязана возместить убытки, вызванные задержкой регистрации.

Закон устанавливает, что в случае осуществления приватизации с нарушением установленного порядка возможно предъявление исков о расторжении договоров купли-продажи. В законе также приведен перечень оснований для признания сделок недействительными.

Под недействительной понимается сделка, не соответствующая нормам законодательства. В случае признания таковой она не порождает правовых последствий с момента заключения. Каждая сторона обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, если иное не предусмотрено ГК или другими законодательными актами.

Расторжение договора, напротив, означает, что договор был заключен правомерно, а факт его расторжения прекращает обязательства лишь на будущее время. Если договор (сделка) при приватизации может быть признан недействительным только в судебном порядке, то расторгнуть договор стороны могут сами. При отсутствии соглашения между ними иск предъявляется в суд.

Перечень оснований для признания договоров (сделок) о приватизации недействительными, предусмотренный в ст. 29 Закона о приватизации государственного имущества не является исчерпывающим.

Основаниями для признания сделок приватизации государственного или муниципального имущества недействительными являются:

1) нарушение законодательства, иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок приватизации государственного или муниципального имущества;

2) приобретение приватизируемого имущества лицом, не имеющим на это права;

3) использования при приватизации незаконных средств платежа;

5) наличие сговора между продавцом и покупателем, в том числе о занижении цены такого имущества;

5) предоставление покупателю льгот и преимуществ перед другими покупателями;

6) иное основание, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

Грубым нарушением порядка приватизации можно признать включение в программу приватизации или выставление на конкурс, аукцион предприятий, находящихся в аренде у трудового коллектива.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в постановлении № 13 от 17 сентября 1992 г. прямо указал, что решения органов государственного управления, обязывающие арендные предприятия в таких случаях участвовать в конкурсах (аукционах) на общих основаниях, следует признавать недействительными.

Закон о приватизации определяет и круг лиц, которые вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными сделок приватизации. Среди них, в частности, названы не только продавцы и покупатели, но и соответствующие комитеты по управлению имуществом, прокурор. В силу ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса истцами по таким делам могут быть также лица, которые считают свои права и законные интересы нарушенными.