• Home
  • СВЕДЕНИЯ ОБ ОО
  • Образование
  • Рабочие программы
  • Рабочая программа внеурочной деятельности «Твори добро» 8 кл.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Твори добро» 8 кл.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Твори добро» составлена на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой. Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников подросткового возраста и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и считает необходимым обеспечить «историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России», строить воспитательную работу с учетом «отечественного опыта и традиций».

Основная воспитательная задача педагогического коллектива на современном этапе состоит в том, чтобы пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным.

Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?

Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашего лицея, но хочется верить, что они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть волонтерского движения, возрождаемого в нашем лицее — помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилые люди, дети- инвалиды, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Волонтеры помогают тем, кто в этом нуждается. Но не все современные молодые люди знают, кто же это такие, и что лежит в основе волонтерского движения.

Волонтеры (от англ.Volunteer — доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации — это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.

Программа разработана для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.

Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 час в неделю.

В основе программы лежат следующие документы:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Всеобщая Декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
  • Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
  • Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
  • Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
  • формирование здорового образа жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
  • формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.

Программа состоит из относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности семиклассников и направлен на решение своих собственных педагогических задач.

  • духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
  • патриотическое и гражданское воспитание – шефство;
  • формирование толерантности – организация досуга подростков.

Образовательные технологии и методы:

  • Технология проектов;
  • Технология коллективного взаимообучения и технология сотрудничества;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология развития критического мышления;
  • Технология исследовательской деятельности (метод творческого поиска);

Формы реализации данной программы.

Основной формой организации внеучебной деятельности является волонтёрское движение, создание рабочей группы с микрогруппами, творческая работа всего коллектива, консультации, экспедиционная работа, самостоятельная работа, образовательные тренинги, рефлексия имеющегося опыта, вовлечение детей в социальную активность, способствующее формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Программа содержит лекционные и практические занятия. Освоение программы “Твори добро” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитательным результатом освоения программы внеурочной деятельности является приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования гражданской жизненной позиции у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Результатами освоения программы внеурочной деятельности «Твори добро» — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности обучающихся.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с обучающимися.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

В результате освоения программы

Обучающиеся смогут узнать:

  • историю волонтерского движения в России и в мире;
  • права и обязанности волонтеров,
  • основные направления деятельности волонтерских отрядов,
  • основные формы работы волонтеров,

Обучающиеся смогут научиться:

  • организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
  • аргументировано отстаивать свою позицию;
  • адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
  • издавать агитационную печатную и видео продукцию;
  • формировать собственное портфолио;
  • принимать общечеловеческие ценности

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:

· взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность: подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах)

· передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный — равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.

Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности

Дата публикации: 06.08.2015 2015-08-06

Статья просмотрена: 10992 раза

Библиографическое описание:

Буйлова Л. Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 403-408. — URL https://moluch.ru/archive/96/21529/ (дата обращения: 08.02.2019).

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них — разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности. В настоящее время эта тема является актуальной и в ее успешном решении заинтересованы не только педагоги и администрация образовательных организаций, но и сами учащиеся и их родители. В статье даны методические рекомендации по разработке этих программ.

Ключевые слова:внеурочная деятельность, рабочая программа, рабочая программа курса внеурочной деятельности, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы, технология разработки программы.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) ввели «новое» понятие — внеурочная деятельность, которая, по замыслу разработчиков стандарта, позиционировалась как образовательная инновация, но оказалась проблемой, которую никто не ждал.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (МР МО РФ от 12.05.2011 № 03–296) [5], что позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в полной мере. Внеурочная деятельность является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это — органичное продолжение учебных занятий.

Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как:

части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации;

деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся;

необходимом условии взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Внеурочная деятельность организуется на основе специально разработанных образовательных программ по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); в таких формах, как кружки, краеведческая работа, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются:

в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [7];

в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241) [2], ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [3] и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) [4].

с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [6] и иных нормативных правовых документов.

Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273-ФЗ) [7] рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее — рабочая программа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, а понятие «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [7, ст.2, п.9]. Исходя из этого, по статусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной образовательной программы.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности выполняет следующие функции:

нормативную (определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме);

информационно-методическую (дает представление о целях, содержании, последовательности изучения материала и путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного курса);

организационную (выделяет этапы обучения, структурирует учебный материал, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом этапе).

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы, является частной по отношению к ней, конкретизируя общие цели с учетом специфики реализуемого содержания. Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5], основной образовательной программы основного общего образования [3, п. 18.2.2] или основной образовательной программы среднего общего образования [4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий [2, п.19.5] или с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы [3, п. 18.2.2; 4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности является нормативным документом:

регламентирующим организацию и фиксирующим содержание обучения по конкретной дисциплине (то есть определяющим содержание изучаемого курса, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса, учебно-методические приемы, используемые при преподавании, формы и методы контроля знаний учащихся, а главное — взаимосвязь данного курса и других дисциплин учебного плана);

содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся содержании образования, в рамках основной образовательной программы: образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

Реализация принципа преемственности ФГОС по уровням общего образования позволяет выделить единство подхода к структуре рабочих программ, но при этом образовательная организация, помимо обязательных требований ФГОС к структуре рабочей программы, может включать также иные сведения, необходимые и достаточные по ее усмотрению.

Исходя из данных выше характеристик, обобщим требования к рабочей программе курса внеурочной деятельности:

учет основных концептуальных идей и положений основной образовательной программы образовательной организации;

системность, целостность, конкретность, логичность и однозначность содержания;

последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;

учет логических связей с основными предметами учебного плана;

фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые планируемые образовательные результаты;

наличие признаков нормативного документа, использование официально-делового стиля изложения и современной педагогической терминологии;

оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.

Требования к структуре рабочей программы содержат ФГОС всех уровней, но структура рабочей программы курса внеурочной деятельности определяется только в Федеральном государственном образовательном стандарте [4, п. 18.2.2] и должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

4) содержание курса внеурочной деятельности;

5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Рассмотрим содержание всех структурных элементов рабочей программы курса внеурочной деятельности.

Необходимый атрибут любой образовательной программы — титульный лист (лат. Titulus — «надпись, заглавие»), который предваряет текст этого документа и служит источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (реквизиты решений органов управления образовательной организации, участвующих в рассмотрении (принятии) и утверждении программы с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).

Раздел «Пояснительная записка» содержит:

указание на направление развития личности, в рамках которого разработана программа;

ссылку на нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа;

цель программы, которая должна быть конкретизирована с учетом специфики курса внеурочной деятельности (цель — это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе);

задачи программы — это конкретные результаты реализации программы (научить, привить, развить, сформировать, воспитать);

формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т. д.) и виды занятий по программе, которые определяются содержанием и методикой реализации программы.

Раздел «Общая характеристика курса внеурочной деятельности» содержит:

актуальность программы — роль и значимость курса внеурочной деятельности с точки зрения целей общего образования соответствующего уровня (с опорой на концепцию ФГОС); соответствие программы современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие запросам родителей и детей (обоснование актуальности должно базироваться на фактах — цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы);

описание места курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе образовательной организации;

адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе);

объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

срок освоения программы — определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.

Раздел «Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности» содержит:

перечень личностных и метапредметных результатов освоения курса внеурочной деятельности, согласующиеся с его целью и задачами (определение основных знаний, умений, навыков, а также компетенций, приобретаемых учащимися в процессе изучения программы);

формы аттестации/контроля — разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.).

оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов — контрольно-измерительных материалов для оценки степени достижения запланированных личностных и метапредметных результатов [7, ст.2, п.9; ст. 47, п.5];

Раздел «Содержание курса внеурочной деятельности» содержит:

реферативное описание разделов и тем программы, перечень основных единиц содержания (понятий, фактов, законов, закономерностей и пр.);

перечень теоретических и практических занятий, направлений проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся в соответствии с последовательностью, заданной тематическим планированием.

характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

Раздел «Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся» оформляется в виде таблицы (таблица 1), составляется на каждый год обучения и содержит:

наименование разделов и тем, входящих в каждый раздел,

общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля.

Примерная структура тематического планирования рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности ФГОС ООО

Столичный учебный центр
г. Москва

К ПЛАНУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГОС ООО

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная шкала с.Русский Камешкир

на 2017-2018 учебный год

План внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Русский Камешкир далее

(МБОУ СОШ с.Русский Камешкир) на 2017-2018 учебный год составлен на основании следующих нормативных документов:

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации)

(с последующими изменениями);

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.12 № 413 зарегистрирован Министерством юстиции РФ 07.06.2012 рег. № 24480)(с последующими изменениями);

-СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 зарегистрировано Министерством юстиции РФ 03.03.2011, рег. № 19993) )(с последующими изменениями);

— Приказ МОиН РФ № 253 от 26.01.2016 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016-2017 год»

— Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

— Примерная ООП ООО одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15;

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с.Р.Камешкир;

— Положение о внеурочной деятельности МБОУ СОШ с.Р.Камешкир;

-Устав МБОУ СОШ с.Р.Камешкир.

План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.

В МБОУ СОШ с.Р.Камешкир внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:

Внеурочная деятельность представлена в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, секции, конференции, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования и другие формы.

Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок указанных организаций, заявлений родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 30 -40 минут после окончания учебной деятельности.
Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом
общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с
учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней.

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

Цель: создание эффективных условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников 5-9 классов в процессе организации внеурочной деятельности.

— выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

— оказание помощи в поисках «себя», путем предоставления широкого спектра элективных курсов, кружков, секций;

— создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

— формирование системы компетенций в избранном направлении деятельности;

— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

— создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

— развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

— расширение рамок общения с социумом;

— достижение личностных и метапредметных результатов.

Для реализации внеурочной деятельности в школе организована оптимизационная
модель внеурочной деятельности. Она заключается в оптимизации всех внутренних
ресурсов школы и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники (классные руководители, педагог-организатор ОБЖ, социальный педагог, педагог-психолог, учителя по предметам).
Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
— взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
— организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
— организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
— организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
— ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Внеурочная деятельность реализуется силами образовательного учреждения. Обучающиеся объединяются по интересам и поставленным образовательным задачам. Используются программы (планы) внеурочной деятельности, разработанные учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, классными руководителями. Составленные педагогами рабочие программы (планы) внеурочной деятельности утверждаются.

В план внеурочной деятельности входят следующие планы:

План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя:

• план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов);

• план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученическое научное общество, школьные олимпиады по предметам программы основной школы);

• план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);

• план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (деятельность социально – психологической службы);

• план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся);

• план воспитательных мероприятий.

Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год – не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).

При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут отличаться:

на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 3 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности);

на внеурочную деятельность по учебным предметам еженедельно – от 1 до 2 часов,

на организационное обеспечение учебной деятельности еженедельно – до 1 часа,

на осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся еженедельно – от 1 до 2 часов,

на обеспечение благополучия школьника еженедельно – от 1 до 2 часов.

Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут отличаться:

на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 3 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности);

на внеурочную деятельность по учебным предметам еженедельно – от 1 до 2 часов,

на организационное обеспечение учебной деятельности еженедельно – до 1 часа,

на осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся еженедельно – от 1 до 2 часов,

на обеспечение благополучия школьника еженедельно – от 1 до 2 часов.

Таблица 1. «Перспективная структура плана внеурочной деятельности 2017-2020 г.»

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Всего

план организации деятельности ученических сообществ

план внеурочной деятельности по учебным предметам

план организационного обеспечения учебной деятельности

план работы по организации педагогической поддержки

план работы по обеспечению благополучия обучающихся

план воспитательных мероприятий

В зависимости от задач на каждом этапе реализации примерной образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Так, например,

в 5 классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6 классе – в связи с организацией предпрофильной подготовки и т. д. Выделение часов на внеурочную деятельность различается в связи необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе.

В соответствии с решением педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей, основу плана внеурочной деятельности составляют план воспитательных мероприятий и план и организационному обеспечению учебной деятельности.

Деятельность органа ученического самоуправления

Модель ученического самоуправления в МБОУ СОШ с.Р.Камешкир выстроена на основе целей и задач воспитательной системы школы, анализа опыта её развития.

В соответствии с иерархией структуры органов самоуправления школы выделяются три основные уровня ученического самоуправления:

Общешкольная конференция учащихся;

Совет ученического представительства;

Министерства самоуправления школы.

Клубы старшеклассников школы.

Ассоциации активов 2 и 3 ступеней школы.

Уровень коллектива класса:

Советы министров классов;

Министерства самоуправления классов.

Клубы старшеклассников классов.

Общешкольные конференции учащихся, проходят не реже 1 раза в полугодие, посвящаются важнейшим задачам и итогам деятельности учащихся в органах самоуправления школы.

Совет ученического представительства, главного органа самоуправления учащихся, состоит из представителей всех классных ученических представительств средней и старшей ступени школы – президентов классов, избранных на классных конференциях коллективами классов и действует, имея полномочия в рамках «Положения о Совете старшеклассников обучающихся МБОУ СОШ с.Р.Камешкир»

Министерства самоуправления, создаваемые на основе направлений деятельности учащихся, связанных с организацией школьной жизни, а также интересов и способностей учащихся, состоит из представителей классов, избранных на классных конференциях коллективами классов.

Министерства самоуправления выполняют функции организации деятельности по своему направлению в рамках школы, являются разновозрастными объединениями учащихся социально-практической направленности, объединяют учащихся 1 ступени школы в группы (с 1-го по 4-й кл.), 2 ступени школы (с 5-го по 8-й кл.) и 3 ступени (9-11 классы).

Министерства самоуправления осуществляют свою деятельность в рамках режимных моментов работы школы: заседания проходят каждый 2 и 4 понедельник месяца, а также – по индивидуальному расписанию в зависимости от плана работы.

Специфика деятельности каждого министерства определяется следующими основными элементами организации школьной жизни:

«Просвещение» — учащиеся анализируют и корректируют учебную нагрузку класса, например, участвуют в равномерном распределении зачетных и контрольных работ (не более 1-го в день); анализируют и корректируют расписание с точки зрения валеологических требований, участвуют в организации учебного процесса, например, при болезни учителей и необходимости замены, подводят итоги успеваемости и заполняют листы контроля учащихся и т.д.

«Печать» — учащиеся организуют работу классных информ-центров, участвуют в оформлении стенгазет в ходе общешкольных мероприятий и мероприятий класса, организуют и проводят пресс-конференции по интересующим проблемам школьной жизни и событиям в мире.

«Досугово — культурный сектор» — учащиеся разрабатывают новые формы проведения творческих мероприятий класса и школы, участвуют в организации и проведении общешкольных мероприятий.

«Профилактический сектор» — учащиеся организуют работу по профилактике опозданий и пропусков уроков без уважительной причины; следят за соблюдением режимных моментов и правил поведения школьников, наличием 2 обуви.

«Спортивный сектор» — учащиеся организуют и проводят общешкольные соревнования по различным видам спорта, разрабатывают и проводят мероприятия по оздоровлению: прогулки, походы, выходы на каток и т.д.

Принципы деятельности ученического самоуправления.

Принцип педагогического кураторства ученического самоуправления.

принцип добровольности и системной деятельности;

принцип социальной значимости деятельности;

принцип обновления содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности;

принцип сочетания в деятельности каждого учащегося организаторских и исполнительских функций;

принцип компетентной деятельности

Именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.

Участие подростков в работе органов самоуправления — это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

План организации деятельности ученических сообществ

Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:

• компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

• социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний социальных ролях человека;

• компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.

Организация жизни ученических сообществ происходит:

• в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;

• через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;

• через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, области, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.

Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления предполагает:

Формирование демократической культуры отношений педагогов и обучающихся. Каждый обучающийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.

Предоставление обучающимся согласно Закону РФ «Об образовании» (с последующими изменениями) права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.

Формирование единого коллектива учителей, родителей и обучающихся.

Познавательная деятельность — Ломоносовские чтения, научно-исследовательские конференции, олимпиады и конференции, диспуты, консультации (взаимопомощь в учебе), встречи с интересными людьми
и т.д.

создание условий для учебной деятельности школьников;

сбор информации об учебном процессе;

проверку дневников, учебников;

Спортивно-оздоровительная деятельность– забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство. Привлечение обучающихся к спортивно – оздоровительной деятельности.

подготовку и проведение спортивных соревнований;

участие в муниципальных спортивных мероприятиях;

сбор информации о спортивных достижениях обучающихся школы

Социальная деятельность — Волонтерская работа, организация дежурства, создание правового поля внутришкольной жизни.

волонтерские акции, концерты

дежурство по школе;

помощь администрации в обеспечении порядка школе;

ознакомление обучающихся школы с правилами безопасного поведения;

осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.

социально-полезная деятельность: трудовые десанты, проекты |

Общекультурная деятельность — праздники, конкурсы, концерты, выставки, фестивали, встречи.

Отвечает за подготовку и проведение:

тематические классные часы;

вечеров, праздников, фестивалей;

игр, выставок, конкурсов

выпуск школьной газеты;

обмен информацией с другими организациями

План внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы

Организационное обеспечение учебной деятельности включает проведение учебных собраний не реже 1 раза в четверть, оформление учебной документации (в том числе электронные дневники, журнал) – ежедневно. Организация взаимодействия с учителями – предметниками и педагогами дополнительного образования в рабочем режиме, производственные совещания 1 раз в неделю. Дифференциация учебной деятельности (организация обучения одаренных школьников).

Внеурочная деятельность Предметной области Физическая культура в сфере здорового образа жизни формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности происходит через программы внеурочной деятельности «спортивные игры», «фитнес-аэробика», «волейбол» деятельности ученических объединений ЮИД, ДЮП, социально-значимые акции, олимпиадах по физической культуре, общешкольных, классных мероприятий спортивной направленности.

Внеурочная деятельность Предметной области «Естественно-научные предметы» реализуется в программе внеурочной деятельности Волонтерского отряда, проектной деятельности, социально-значимых акциях, предметной недели естествознания, олимпиадах, конкурсах, фестивалях по биологии, физике, химии.

Основными направлениями волонтерской деятельности в школе являются: разработка программы информированности подростков о пагубном влиянии ПАВ на состояние организма человека; проведение среди сверстников различных акций и мероприятий, направленных на повышение информированности по проблемам социально-значимых заболеваний; проведение экспериментов, наглядно показывающих действие никотина, алкоголя на организм.

Внеурочная деятельность Предметной области «Филология» реализуется в школьных делах, через выпуск школьной газеты, «Русская словесность», «Речь и культура и общения», предметной недели словесности, олимпиадах, конкурсах, фестивалях по русскому языку, литературе, английскому языку; проектной деятельности; направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Внеурочная деятельность Предметной области «Математика и информатика» реализуется в проектной деятельности, предметных неделях, олимпиадах и конкурсах по математике и информатике.

Внеурочная деятельность Предметной области «Общественно-научные предметы» реализуется в проектной деятельности, предметных неделях, олимпиадах по истории, обществознании, географии, социально-значимых акциях.

Внеурочная деятельность Предметной области «Технология» реализуется в профориентационной деятельности, участии в фестивале профессий «Все в твоих руках», проектной деятельности, выставках декоративно-прикладного искусства, конкурсах, олимпиадах.

Внеурочная деятельность Предметной области «Искусство» реализуется в фестивалях, конкурсах, выставках ИЗО.

План работы по организации педагогической поддержке обучающихся

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе образования, расширения возможностей образовательной среды, создания дополнительных пространств самореализации учащихся с учётом урочной и внеурочной деятельности. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, организационно – деятельностные игры, тренинги, социализация учащихся в ходе познавательной деятельности, социализация учащихся средствами общественной и трудовой деятельности.

Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем.

Для организации и проведения ролевых игр различных видов (на развитие компетенций, моделирующих, социодраматических, идентификационных, социометрических и др.), могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые.

Организационно – деятельностные игры. Комплекс организационно -деятельностных игр обеспечивает последовательность переходов от стандартной ситуации к нестандартной, постепенное изменение личностной позиции. Его реализация создаёт предметную основу для овладения целостной деятельностью в условиях проектирования среды. Таким образом, организационно — деятельностные игры могут выступать интегрирующим звеном процесса воспитания и социализации, помогающим учащимся практически использовать знания и умения из различных дисциплин на основе их личностного самоопределения.

При организации и проведении организационно — деятельностных игр предполагает соблюдение следующих основных требований.

Целенаправленности: организационно — деятельностные игры являются средством воспитания и социализации и поэтому должны служить чётко принятой цели.

Деятельности: любое действие, процесс и результат в игре подвергаются осмыслению с точки зрения ценности деятельности, что позволяет моделировать её и вырабатывать личностную концепцию развития на перспективу.

Целостности: организационно-педагогические игры проектируются как целостная система педагогической деятельности и позволяют интегрировать в единое целое различные компоненты профессиональной подготовки, теоретическое и практическое обучение, психолого-педагогическую и специальную подготовку.

Самодеятельности, самоорганизации и саморазвития: действия в организационно – деятельностных играх должно быть произведено участниками, прежде всего по отношению к самому себе – это пересмотр своей личной позиции, отказ от стереотипов, постановка целей, определение способов и средств деятельности, достижение результатов и рефлексия.

Диалогизации: игра строится на принципах плюрализма мнений и позиционного равенства участников.

Персонализации: игра закрепляет за каждым участником личную ответственность и авторство в любом высказывании, выступлении, действии.

Организационно – деятельностные игры предполагают решения следующих задач:

Формирование направленности личности и формирование компетенции.

Формирование стратегических умений (способности ориентироваться в системе деятельности, определять место и цели собственной деятельности в целом и её основных этапов в соответствии с общими целями обучения и воспитания).

Развитие способностей к самоопределению и рефлексии.

Интеграция имеющихся разносторонних знаний участников и обучение способам их применения в практической деятельности.

Наиболее полно организационно — деятельностные игры реализуют свои интегративные функции в подростковый период развития. Этот факт полностью обуславливает использование организационно — деятельностных игр для реализации целей и задач воспитания и социализации. В данной модели системообразующим элементом выступают взрослые участники образовательного процесса. Именно от них зависит качественное состояние образовательной среды. Результаты организационно — деятельностных игр распространяются на все процессы, происходящие в Центре, и качественно влияют на весь спектр взаимодействий и взаимоотношений в коллективе.

Тренинги. Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления. Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы. Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов: принцип активности, принцип исследовательской творческой позиции, принцип объективации (осознания) поведения; принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.
Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия. Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели. Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика. Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:
1) содержанием тренинга,
2) особенностями группы,
3) особенностями ситуации,
4) возможностями тренера.

Личностноориентированная коллективная творческая деятельность.

КТД выполняют две основные задачи: развивают отношения в коллективе, создают условия для развития каждого. По видам деятельности КТД классифицируется как общественно-политические, трудовые, познавательные, художественные, спортивные и др.

1. Предварительная работа воспитателей – определение воспитательных задач, наметка исходных направляющих действий, стартовая беседа с детьми.

2. Коллективное планирование – главная роль принадлежит подросткам. Ответ на поставленные задачи и вопросы ищутся в микроколлективах – каждый высказывает своё мнение. Затем собирается весь коллектив на стартовый сбор. После обсуждения принимается проект КТД. Выбирается совет дела.

3. Подготовка КТД – созданный проект КТД уточняется и конкретизируется сначала советом дела, затем в микроколлективах, которые начинают работы по воплощению отдельных частей общего замысла.

4. Проведение КТД – выполнение работ, реализация проекта.

5. Подведение итогов – итоговый сбор. Обсуждение, анализ, «плюсы» и «минусы».

6. Стадия ближайшего последствия КТД – практическое использование накопленного опыта в дальнейшей работе.

КТД предполагает: постановка при общении с детьми целей деятельности; право детей на обоснованный выбор; акцентирование внимания на авторстве идей и предложений при коллективном планировании деятельности; подчёркивание ценности всех идей, в том числе и непринятых; признание вклада в общее дело; возможность разработки альтернативных проектов и дел; поручения группового и индивидуального характера; максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, введение специальных ролей; акцент на добровольность участия во всех делах; сочетание групповых и индивидуальных конкурсов; публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; анализ КТД.

Рефлексивный ситуационный классный час. Для технологии и методики индивидуального рефлексивного классного часа используется такая форма, как ситуационный классный час. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

2. Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).

3. Информация (по материалам предварительной подготовки).

4. «Я — позиция» и её причины (учащиеся по кругу высказывают своё отношение к обсуждаемой проблеме).

5. «Я — позиция» и общественно-значимая норма (учащиеся в группах вырабатывают общегрупповое решение обсуждаемой проблемы).

6. Дискуссия (представители групп высказывают свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы).

7. Рефлексия (учащиеся по кругу отвечают на вопросы рефлексии0.

8. Свободный выбор (слово классного руководителя о двух возможных взглядах на обсуждаемую проблему).

9. Мотивация (поддержка классным руководителем учащихся, решившим позитивно реагировать на обсуждаемую проблему).

10. Реальный результат (оценка состояния обсуждаемую проблему).

Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа.

Педагогическая поддержка социализации учащихся в ходе познавательной деятельности. Познавательная деятельность учащихся, организуемая в рамках системно — деятельностного подхода, предполагает в качестве основных форм учебного сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с учителем. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение учащегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала. В данном аспекте важным является позиция учителя, которая меняется в течение обучения учащегося в средней школе. Учитель становится наставником, партнёром, куратором в совместной и самостоятельной учебной деятельности. Оптимальная форма педагогической поддержки является проектная деятельность учащихся, которая организуется учителем в учебной и внеучебной деятельности. Во внеурочной деятельности проекты включены в системы дополнительного образования в форме Клуба юных учёных. Также проекты осуществляются в ходе занятий кружков дополнительного образования. Социальные проекты являются неотъемлемой частью воспитательной работы на уровне каждого класса и создают условия для социализации учащихся школы. В школе в ходе познавательной деятельности педагоги используют систему олимпиадной работы, которая разворачивается в школе на все уровни и создаёт возможность социальной пробы для всех учащихся. В школе педагогическая поддержка также осуществляется в форме Интеллектуального марафона, который представляет собой цикл мероприятий и проводится в течение месяца.

Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами общественной деятельности. В школе действует орган самоуправления учащихся Ученический совет. Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов.

Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности учащиеся имеют возможность:

• участвовать в принятии решений Ученического совета школы;

• решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе;

• контролировать выполнение учащимися основных прав и обязанностей;

• защищать права учащихся на всех уровнях управления школой.

Ученический совет школы как орган самоуправления создаёт условия для реализации учащимися собственных социальных инициатив, а также:

• придаёт общественный характер системе управления образовательным процессом;

• создаёт общешкольный уклад, комфортный для учеников и педагогов, способствующий активной общественной жизни школы;

создаёт традиции школьной жизни.

Ученический совет имеет вертикальную и горизонтальную структуру и охватывает все ступени образования. Особенно важным для воспитания и поддержки социализации учащихся создавать условия общественных практик в рамках самоуправления для подростков. Предоставлять возможность самостоятельных социальных проб и закрепления нравственных основ действий, одобряемых и поддерживающих обществом. Педагогическая поддержка осуществляется на всех уровнях самоуправления: класс – ступень – школа.

Важным условием педагогической поддержки социализации учащихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики, общественно значимые акции, благотворительность. Организация и проведение таких практик осуществляется администрацией, педагогами, родителями, учениками в совместной деятельности по всем направлениям внеурочной деятельности.

Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами трудовой деятельности. Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у учащихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель — превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития учащихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста.

При этом сам характер труда учащегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованности его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности. Добровольность и безвозмездность труда, элементы волонтёрства и альтруизма позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина.

Социализация учащихся средствами трудовой деятельности в школе направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности учащихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, общественно-полезная работа, профессионально ориентированная проба, акции, ролевые игры) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся. Важной работой для педагогического коллектива на данном возрастном этапе проводить первичную профессиональную ориентацию учащихся, знакомить их с различными профессиями, создавать возможности для раскрытия потенциала и проводить первичные социально — профессиональные пробы.

План работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы

Ценностные основы: : жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой

• присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;

• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

• понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

• осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивного (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

• представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;

• способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

• опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;

• осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;

• знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

• овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;

• профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;

• развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;

• устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;

• опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;

• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);

• отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.

Основные направления работы

воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой;

формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей;

воспитание экологической грамотности;

воспитание экологически грамотного поведения в быту и общественной жизни;

создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;

воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

пропаганда физической культуры и

здорового образа жизни. освоение

тематические классные часы, посвященные проблемам экологии;

организация экскурсий в природу

классные часы «Школа экологической грамотности»;

организация и проведение походов выходного дня;

участие в экологических конкурсах;

участие в районных, областных конкурсах, олимпиадах проектно-исследовательских работ по экологии;

Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;

Участие в спартакиаде школьников;

Акция «Береги жизнь смолоду»;

Декада «Нет наркотикам!»

Беседы врачей с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»;

Участие в массовых мероприятиях «День защиты детей»;

Акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

Мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;

Тематические классные часы на тему здоровья

вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам

День Леса, День Воды, Год Экологии.

Конференция «История родной земли глазами молодых».

Заочная экскурсионная программа в краеведческие и исторические музеи, заповедники «Мой мир»

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;

— информационной безопасности и духовного здоровья детей;

— укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;

— безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;

консультации учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;

распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики;

совместные соревнования «Семейные старты»;

помощь в создании проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения;

походы по родному краю

ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;

умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека:

физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;

знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;

знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;

знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;

знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;

умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми;

адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;

умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;

умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;

умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;

знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;

формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;

умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;

проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;

овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;

опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

План воспитательной работы на 2017-18 учебный год

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности

— встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда

— волонтерская помощь ветеранам войны и труда

— Уроки мужества, Вахта памяти;

— презентации, оформление информационных листов о боевой и трудовой славе россиян

— правовой лекторий « Я – гражданин России»

— изучение государственной символики, конституции страны, викторины, круглые столы, ролевые игры

— тематические классные часы

— оформление стендов с государственной символикой

— игры, беседы «Мы разные, но мы вместе» (о толерантности)

— творческие проекты, защиты проектов

— публикации в школьной газете «Перекресток» и классных газетах

— экскурсионная деятельность в музеи, библиотеки, выставки работ и т.п.

— беседы, чтение художественных произведений

— совместные мероприятия с родителями

-реализация региональных проектов «История, люди, достижения….», «Культурная суббота», «Вагон Знаний» и др.

Воспитание российской гражданской идентичности патриотизма, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование основ экологической культуры; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности

— олимпиады, интеллектуальные игры

— предметные кружки: «Мир детства» на основе программы «Юный эколог».

-региональные проекты: «РОССНАНО», «Школа Архимеда», «Шахматная школа»

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Социальное направление внеурочной деятельности

— игровая, проектная деятельность

— круглый стол, дискуссии

— волонтерские акции, концерты

— лекторий « Я и другие»

— школьное объединение «Волонтер»

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Общекультурное направление внеурочной деятельности

— тематические классные часы

— фестивали-конкурсы чтецов, песен, агитбригад, литературно-музыкальных композиций

— поездки в музеи и театры

— организация выставок творческих работ учащихся

— проект «Танцующая школа», «Поющий край»

Сформированность у школьников позитивного отношения искусству, стремление к музыкальному самообразованию, потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности

– спартакиада, спортивные соревнования

— походы, туристические слеты

— Дни активного отдыха

— тематические классные часы о здоровом образе жизни

— защиты видов спорта

— занятия плаванием (поездка классных коллективов в бассейн)

— спортивные секции: «Спортивные игры», «Легкая атлетика», «Баскетбол», «Фитнес-аэробика», реализация проекта «Мы вместе», семейный клуб «Мы-вместе», спортивный клуб «РУБИН»

Сформированные знания о здоровом образе жизни, жизненной активности, его образования, труда и творчества; развитие интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; сформированность потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

Режим организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время. Между уроками и занятиями внеурочной деятельности организуется перерыв не менее 10 минут. Продолжительность занятий – 40-60 минут.

Количество используемых часов не более 10 на параллель классов (680 часов в год)

Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут отличаться:

на деятельность ученических сообществ и воспитательные

мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 3 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности);

на внеурочную деятельность по учебным предметам еженедельно –

от 1 до 2 часов,

на организационное обеспечение учебной деятельности еженедельно

на осуществление педагогической поддержки социализации

обучающихся еженедельно – от 1 до 2 часов,

на обеспечение благополучия школьника еженедельно – от 1 до 2

В зависимости от задач на каждом этапе реализации примерной образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.

В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации могут реализовываться различные модели примерного плана внеурочной деятельности:

модель плана с преобладанием общественной самоорганизации обучающихся;

модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;

модель плана с преобладанием работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы;

модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий;

модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.

Результаты внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов.

Классификация результатов внеурочной деятельности

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.

Смотрите так же:  Образец приказа об увольнении по недоверию