Статья 62 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 62 Конституции РФ гласит:

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 62 КРФ

1. Согласно ч. 1 настоящей статьи, каждому гражданину России предоставляется право на приобретение гражданства иностранного государства. Традиционное понимание двойного гражданства ограничивалось наличием у одного лица гражданства одновременно двух государств. Именно такое значение двойного гражданства закреплено данной конституционной нормой.

Между тем международная практика, касающаяся вопросов правового статуса граждан, толкует это понятие расширительным образом. Так, пункт «b» ст. 2 Европейской конвенции о гражданстве от 2 ноября 1997 г. вводит понятие «множественное гражданство», которое означает наличие у одного и того же лица одновременно гражданства двух или более государств.

Данное конституционное право может быть реализовано на условиях, определенных федеральным законом или в соответствии с порядком, установленным международным договором РФ. Представляется, что данная норма не исчерпывает всех случаев возникновения двойного гражданства у российских граждан. Согласно ст. 14 Конвенции о гражданстве, государству следует разрешать: а) детям, имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное автоматически по рождению, сохранять это гражданство; b) своим гражданам иметь другое гражданство в случаях, когда это другое гражданство приобретается автоматически в силу вступления в брак.

Другая возможность возникновения двойного гражданства может быть предусмотрена международными соглашениями. Так, согласно ч. 1 ст. 4 Договора Российской Федерации с Республикой Таджикистан от 7 сентября 1995 г., дети, каждый из родителей которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве обеих сторон, приобретают гражданство обеих сторон.

Двойное гражданство вне рамок и условий международных договоров РФ может возникать у российских граждан вследствие коллизий законодательства, действующего в РФ, и законов иностранных государств. Так, ребенок российских граждан, родившийся на территории иностранного государства, регулирующего вопросы гражданства исходя из «права почвы», автоматически приобретает гражданство этого государства.

На данный момент в РФ не принят специальный федеральный закон, регулирующий порядок и условия приобретения российскими гражданами гражданства иностранных государств. Вместе с тем отдельные вопросы двойного гражданства затрагиваются ФЗ о гражданстве РФ (действует в ред. от 18 июля 2006 г.) Закон не препятствует приобретению гражданства иностранного государства и, соответственно, не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Статья 14 Закона одновременно не препятствует приобретению российского гражданства иностранцами, при этом не требуя от них предварительного отказа от гражданства государства, в котором они проживают.

Международной практикой допускается приобретение двойного гражданства на основе международных договоров. В настоящее время действует международный договор об урегулировании вопросов двойного гражданства с Таджикистаном от 7 сентября 1995 г. (Бюллетень МД. 1995. N 10). Согласно договору, Договаривающиеся стороны признают за своими гражданами право приобрести, не утрачивая своего гражданства, гражданство другой Стороны.

Согласно ст. 3, лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон и постоянно проживающее на территории одной Стороны, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той Стороны, на территории которой оно постоянно проживает. При этом важно, что лица, состоящие в гражданстве обоих государств, не могут одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих Сторон.

Соглашение также регламентирует вопросы социального обеспечения и прохождения обязательной военной службы и тем самым устраняет коллизии, которые неизбежно возникали бы в отсутствие соответствующего международного урегулирования. Так, в отношении военной службы установлено: лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, проходят обязательную военную службу в той Стороне, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва. Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон и прошедшие обязательную военную службу в одной из них, освобождаются от призыва на военную службу в другой (п. 4 ст. 3 договора).

Лица с двойным гражданством по условиям соглашения вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из Сторон, в том числе и в случае проживания на территории третьей страны.

Прекращение гражданства также осуществляется на основе свободного волеизъявления в соответствии с законодательством государства, гражданство которого прекращается.

Своеобразная форма двойного гражданства может возникнуть в случае объединения России и Белоруссии. Статья 2 Устава Союза Белоруссии и России устанавливает, что каждый гражданин Российской Федерации и каждый гражданин Республики Беларусь являются одновременно гражданами Союза (Бюллетень МД. 1997. N 9). В развитие этого положения Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. наделяет граждан обоих государств равными избирательными, гражданскими и другими правами и свободами (Бюллетень МД. 2000. N 2). Своеобразие данной формулы двойного гражданства состоит в том, что гражданство устанавливается применительно к государству; а в данном же случае речь идет о гражданстве союза, т.е. объединения, правовой статус которого не имеет очерченного юридического статуса.

В межгосударственных отношений России со странами СНГ развивается практика заключения соглашений, которые, не предусматривая получения двойного гражданства, регламентируют правовой статус граждан Договаривающихся Сторон при их нахождении на территориях участников договора.

Ходатайства российских граждан о предоставлении двойного гражданства рассматриваются Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ, Положение о которой утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. N 313-рп (Ведомости РФ. 1992. N 26. ст. 1536).

2. Норма ч. 2 комментируемой статьи исходит из того, что приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не создает для него каких-либо дополнительных прав и привилегий, не влечет за собой какого-либо изменения объема прав и свобод, которыми он пользуется как российский гражданин. Одновременно лицо с двойным гражданством не освобождается от выполнения обязанностей, установленных российским законодательством.

Другим следствием этой нормы является то, что за гражданином Российской Федерации, проживающим на своей Родине, не признаются его права и обязанности, вытекающие из гражданства иностранного государства.

Наличие двойного гражданства не должно умалять, т.е. сужать, права и свободы российского гражданина. К этому следует добавить, что наличие двойного гражданства не должно и расширять права и свободы, предоставляемые российским законодательством. Умаление, равно как и расширение, прав и свобод лиц с двойным гражданством противоречило бы принципу единства и равенства российского гражданства, закрепленному в ст. 6 Конституции.

Следовательно, российские граждане, одновременно состоящие в гражданстве других государств, пользуются правами и несут обязанности как граждане РФ. Российский гражданин с двойным гражданством пользуется на территории государства, предоставившего ему второе гражданство, такими правами и несет такие обязанности, которые установлены для граждан этого государства.

В случаях, когда коллизионные вопросы, возникающие из двойного гражданства (в первую очередь выполнение воинской обязанности), не урегулированы в договорном порядке, каждое государство сохраняет за собой полномочие требовать от лица, имеющего его гражданство, выполнения предусмотренных национальным законодательством обязанностей.

3. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции на иностранных граждан распространяется национальный режим, т.е. режим, который предоставлен российским гражданам. В соответствии с этим иностранцы пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, за исключением некоторых ограничений, устанавливаемых федеральным законом или международным договором РФ. Вместе с тем следует заметить, что, согласно ст. 2, Закон определяет статус не всякого иностранца, а только тех иностранных граждан, которые на законных основаниях находятся на территории Российской Федерации.

Перечень прав и обязанностей иностранных граждан иностранных граждан, открывается подтверждением права (ст. 11 Закона) иностранцев на свободу передвижения по территории Российской Федерации в личных или деловых целях, признаваемое частью 1 ст. 27 Конституции РФ. Но реальное осуществление права на свободу передвижения фактически обусловливается получением соответствующих документов, которые выдаются и оформляются в соответствии с положениями настоящего Закона.

Однако временно проживающий иностранный гражданин не может по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого, ему разрешено временное проживание или изменять место проживания.

Затем для посещения территорий, организаций и объектов, установленных Правительством РФ, иностранцам требуется специальное разрешение. Затем правила пользования свободой передвижения по территории Российской Федерации для сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений, сотрудников международных организаций отличаются от порядка передвижения, предусмотренного для других иностранных граждан (ч. 3 ст. 11 Закона).

Между тем статья 11 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, исходят из того, что иностранцы, на законном основании находящиеся на территории государства, пользуются правом на свободное перемещение и свободу выбора места жительства в границах этого государства.

Статья 12 Закона, хотя и озаглавлена «Отношение иностранных граждан к избирательному праву», по существу устанавливает для иностранных граждан запрет на реализацию избирательных прав. Согласно статье иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, а также принимать участие в федеральных и региональных референдумах. В принципе ограничение избирательных прав соответствует ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, которая предоставляет право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления и участвовать в референдумах только гражданам России.

Смотрите так же:  Как подать на страховую компанию в суд по каско

Но вместе с тем, иностранным гражданам, которые постоянно проживают в Российской Федерации, все же разрешается участвовать в выборах местных референдумах и баллотироваться в органы местного самоуправления. Участие в реализация избирательного права поставлено в зависимость от принятия соответствующего федерального закона, который определит случаи и порядок, когда участие в выборной компании иностранных граждан допускается. Так, согласно ст. 4 Закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иностранные граждане, постоянно проживающие на территории определенного муниципального образования, на основе международных договоров Российской Федерации и в порядке, определенным федеральным законом имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Не совсем ясно по какой причине право иностранных граждан на участие в муниципальных выборах и местных референдумах не распространено на лиц без гражданства.

Статья 13 Закона подтверждает конституционно закрепленное статьей 34 Конституции право каждого, и в том числе и иностранных граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Данная норма основывается на положении ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать деятельности и профессию. Иностранный гражданин может реализовать данное право при выполнении установленных Законом требований.

Так, иностранный гражданин получает право на трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. В свою очередь работодатель и заказчик работ имеет право привлечь и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Но указанный порядок не применяется в отношении ряда категорий иностранных граждан, среди которых значатся сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений, сотрудники международных организаций а также частных домашних сотрудников указанных лиц и др. (ч. 4 ст. 13). Кроме того, временно пребывающие и временно проживающие в стране иностранные граждане не вправе заниматься трудовой деятельностью вне пределов субъекта Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу.

Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке не требующем получения визы, регламентируется специальными правилами, предусмотренные статьей 13.1 Закона.

Анализ содержания ст. 14 Закона показывает, что она не определяет отношения к перечисленным в ней видам трудовой профессиональной деятельности, как это указывается в ее названии, а на самом деле устанавливает запрет на занятие иностранными гражданами отдельных должностей и занятие определенными видами трудовой деятельности.

Иностранцам и, а, следовательно, и лицам без гражданства запрещается поступать на муниципальную службу, замещать должности в составе судовых экипажей, быть членом экипажа военного корабля или другого судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск к которым ограничен федеральным законом.

Надо заметить, что ограничение на занятие должности в составе экипажа торговых судов расходится с нормой Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Статья 56 Кодекса разрешает принимать в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. В то же самое время они не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника, механика и радиоспециалиста.

Наконец, статья 15 исключает возможность призыва иностранных граждан, на военную и на альтернативную гражданскую службу. Однако возможность поступления на военную службу все же возможна на контрактной основе в соответствии с правилами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Дополнительно разрешается поступление на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, иные войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.

Следует заметить, в Конституции РФ содержится ряд положений, касающихся прав и свобод человека и гражданина, которые на распространяют свое действие на иностранных граждан. Так, ст. 31 не предусматривает право иностранцев проводить собрания, организовывать митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; статья 32 не предполагает права иностранных граждан участвовать в управлении делами государства, участвовать в референдумах, выборах, избираться в органы государственной власти и самоуправления, состоять на государственной службе, участвовать в осуществлении правосудия.

Иностранные граждане не могут направлять обращения в государственного органы и органы местного самоуправления (ст. 33), в ст. 36 непосредственно не оговаривается право иностранных граждан приобретать в частную собственность землю.

На граждан иностранного государства не распространяются гарантии недопустимости высылки и выдачи иностранным государствам, предоставляемые российской гражданам (ст. 61).

В Законе содержится ряд норм, которые напрямую не касаются содержания прав и обязанностей иностранцев, а оговаривают порядок и устанавливают вспомогательные правила пользования правами и исполнения обязанностей.

В том случае, когда иностранному гражданину отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно в установленном порядке подать заявления о выдаче ему указанного разрешения не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего обращения (п. 6 ст. 6).

Иностранный гражданин вправе в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований обратиться с заявлением о предоставлении ему вида на жительство (п. 1 ст. 8). Законом допускается заключение иностранным работником нового трудового договора с другим работодателем или заказчиком работ в случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя или заказчика (п. 13 ст. 18).

В контексте соблюдения правил нахождения на российской территории пункт 2 ст. 5 Закона обязывает временно пребывающего иностранного гражданина выехать по истечении срока действия визы или срока, установленного настоящим Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо на временное проживание.

В том случае, когда срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, он обязан выехать из страны в течение трех дней. Если аннулируются разрешение на временное проживание или вид на жительство, то иностранный гражданин обязан выехать из страны в течение пятнадцати дней (п. 1 и 2 ст. 31).

Получение вида на жительство законодатель обусловливает обязанностью проживания в Российской Федерации в течение одного года на основании разрешения на временное проживание (п. 2 ст. 8).

Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, должен заполнить миграционную карту, а при выезде обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля (п. 3 ст. 30).

В соответствии со ст. 20 прибывший в Россию иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение трех дней со дня прибытия в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Этот же срок установлен для регистрации в случае перемены места пребывания. Кроме того, статья 21 обязывает иностранных граждан ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту жительства. В случае утраты иностранцем в период временного пребывания в стране документов, на основании которых он въехал Российскую Федерацию регистрация не производится. В данной ситуации иностранный гражданин обязан выехать не позднее чем через десять суток со дня получения им временного документа, выданного по его письменному заявлению об утрате документов.

Закон содержит специальный главу VI об ответственности за нарушение Закона. Непосредственно об ответственности иностранных граждан говорится в ст. 33. Статья констатирует, что иностранный гражданин, виновный в нарушении российского законодательства, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Статья 34 уполномочивает федеральный орган исполнительный, власти ведающий вопросами безопасности, осуществлять административное выдворение. При этом не уточняется какого рода правонарушение влечет применение такой меры административного воздействия. Другие положения статьи касаются процедур осуществления выдворения.

Наряду с административным выдворением упоминается депортация иностранных граждан. Депортация определяется как принудительная высылка иностранного гражданина в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Депортация может быть применена в отношении иностранных граждан, которые не соблюдают установленные сроки выезда из страны (ст. 31).

Помимо иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ могут находиться лица, правовой статус которых обозначается термином «постоянный житель». Появление этой категории лиц связано с поисками РФ правовых форм защиты и покровительства прав и интересов российских граждан, проживающих в странах СНГ. По Договору Российской Федерации с Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18 мая 1995 г. (ДВ. 1995. N 6) постоянными жителями называются граждане Туркменистана, которые на основании разрешения, выданного компетентными властями Российской Федерации, постоянно проживают на ее территории и при этом не являются лицами, постоянно проживающими на территории Туркменистана в соответствии с его законодательством (ст. 2).

Смотрите так же:  Заявление на отзыв исполнительного листа у судебных приставов образец

Постоянные жители пользуются в Российской Федерации теми же правами и свободами, что и граждане Российской Федерации, за исключением прав избирать и быть избранным на высшие государственные должности и в высшие органы государственной власти; участвовать во всенародном референдуме, занимать должности руководителей в системе органов государственной власти, должности на дипломатической работе, в органах безопасности и внутренних дел, а также должности судьи и прокурора (ст. 5 Договора).

Российская Федерация и Туркменистан условились не распространять ограничения в правах и не устанавливать дополнительных обязанностей, которые установлены или могут быть установлены для других иностранных граждан (ст. 6 Договора).

Правовое положение других категорий иностранных граждан, находящихся на территории РФ, например, беженцев и вынужденных переселенцев регламентируется специальными федеральными законами и иными нормативными актами.

Для обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства и иных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, важное значение имеет соблюдение конституционных положений о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по данному вопросу. Этот вопрос возникает в связи с тем, что отдельные субъекты Федерации стремятся самостоятельно закреплять правовой статус иностранных граждан, проживающих на их территориях, что не соответствует установленному Конституцией РФ балансу полномочий по данному вопросу.

Часть 3 ст. 62 не связывает предоставление иностранным гражданам национального режима с требованием взаимности. Однако это не умаляет права Российской Федерации вводить соответствующие ограничения для граждан тех государств, которые устанавливают ограничения для российских граждан.

Гражданство Российской Федерации

Основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение).

Гражданство Российской Федерации приобретается (статья 11 Федерального закона):

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Прием в гражданство Российской Федерации лиц осуществляется в общем и упрощенном порядке. Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения соответствующих заявлений (в общем порядке – срок рассмотрения заявления до 1 года, в упрощенном – до 6 месяцев (рассмотрение заявлений в соответствии с частями второй.1 и седьмой статьи 14 Федерального закона осуществляются в срок до трех месяцев), со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения. По заявлениям о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном порядке – руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне. Квоты на приобретение российского гражданства отсутствуют. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России по виду на жительство в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей.

На основании статьи 37 Федерального закона гражданство Российской Федерации приобретается:

в соответствии со статьей 12 Федерального закона – со дня рождения ребенка;

в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 Федерального закона – со дня усыновления (удочерения) ребенка;

в остальных случаях – со дня принесения лицом Присяги в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона, если иное не предусмотрено Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется при наличии условий и оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в частях третьей, пятой, шестой и седьмой данной статьи). В соответствии с указанной статьей Федерального закона в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица, которые:

имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее
трех лет;

являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

получили после 1 июля 2002 г. профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно
не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины
и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона;

ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации;

ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации;

Смотрите так же:  Образец приказа по модернизации ос

ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации;

ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации;

ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

недееспособное лицо, помещенное под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию;

участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей.

Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобрести гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации также в упрощенном порядке на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.

Заявления по вопросам гражданства лицом, проживающим на территории России, подается в территориальный орган МВД России по месту жительства заявителя. Прием заявлений от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом.

Условия приема в российское гражданство установлены частью первой статьи 13 Федерального закона:

наличие законного источника средств к существованию;

обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у лица иного гражданства;

владение русским языком.

Заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, о восстановлении в гражданстве Российской Федерации и о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, отклоняются на основании части первой статьи 16 Федерального закона, если указанные лица:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;

в) участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

г) имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавались Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении лица решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд
в Российскую Федерацию);

д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

е) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

з) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

и) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до истечения срока наказания).

Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

За рассмотрение заявлений по вопросам гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 3 500 рублей.

Выход из гражданства Российской Федерации

Граждане России имеют право оформить выход из гражданства Российской Федерации в общем и упрощенном порядке.

Лицо, проживающее на территории России вправе обратиться с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке в территориальный орган МВД России по месту его жительства на основании части первой статьи 19 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

При этом, рассмотрение заявления и принятие по нему решения о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до 1 года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Лицо, проживающее на территории иностранного государства, вправе обратиться с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в дипломатическое представительство и консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, на основании части второй статьи 19 Федерального закона. Решение по принятому к рассмотрению заявлению в данном случае будет приниматься в срок до 6 месяцев.

Вместе с этим статьей 20 Федерального закона установлено, что выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) считается недействительным со дня принятия такого решения.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги гражданина Российской Федерации.

В случае, если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, решение о приобретении гражданства Российской Федерации также подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. При этом установленный вступившим в законную силу приговором суда факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3 – 205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1 — 282.3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 277 – 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.