Полномочия Парламента Республики Казахстан

В пункте 2 статьи 49 Конституции Республики Казахстан закреплено, что полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва. Досрочно полномочия Парламента могут быть прекращены в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (п. 3 ст. 49).
Полномочия Парламента Республики Казахстан закреплены в разделе IV «Парламент» Конституции Республики Казахстан, где определен исчерпывающий перечень полномочий Парламента и его Палат.
Эти полномочия условно можно разделить на три основные группы:
а) вопросы, относящиеся к исключительному ведению каждой из Палат Парламента;

б) вопросы, требующие последовательного рассмотрения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате;
в) вопросы, рассматриваемые на совместных заседаниях Палат Парламента.
А. Вопросы, относящиеся к исключительному ведению каждой из Палат Парламента
В статье 56 Конституции Республики Казахстан закреплено: «1. К исключительному ведению Мажилиса относится:
1) принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов;
2) большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики;
3) объявление очередных выборов Президента Республики;
4) осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента».
Следует отметить, что порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к исключительному ведению Мажилиса Парламента, установлен Регламентом Мажилиса, согласно которому принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов конституционных законов и проектов законов Мажилисом Парламента осуществляется в соответствии с главой 3 «Законодательная деятельность Мажилиса Парламента. Порядок прохождения законопроектов» .

Ранее Президент Республики Казахстан назначал Премьер-Министра Республики на должность с согласия Парламента, то есть обеих Палат. С принятием изменений в Конституцию (2007 г.) Президент после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра и только с согласия Мажилиса назначает на должность Премьер-Министра. При этом установлено, что для дачи согласия достаточно большинства голосов от общего числа депутатов Мажилиса. По мнению Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан А. Е. Мусина, «придание Мажилису функций согласования кандидатуры Премьер-Министра и подотчетность членов Правительства Палатами Парламента в случаях, предусмотренных Конституцией, стало важным фактором совершенствования системы парламентского контроля за деятельностью исполнительной ветви власти».
Примером использования на практике данного конституционного права является дача согласия Мажилисом на назначение Президентом Республики Премьер-Миниетра Республики Казахстан К. К. Масимова 8 апреля 2011 года.
Очередные выборы Президента проводятся раз в пять лет в первое воскресенье декабря соответствующего года и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента. Очередные выборы Президента объявляются постановлением Ма-жилиса Парламента не позднее второго воскресенья сентября.
Мажилис Парламента осуществляет и иные полномочия, возложенные Конституцией на него. При этом ни в Конституции Республики Казахстан, ни в Конституционном законе Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» не раскрывается, что понимается под иными полномочиями. Согласно п. 2 статьи 56 Конституции Республики Казахстан Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Мажи-лиса по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса вправе выразить вотум недоверия Правительству.
До реформы 2007 года Парламент только на совместном заседании Палат мог выражать вотум недоверия Правительству. В настоящее время этот вопрос отнесен к компетенции нижней Палаты Парламента. Депутаты Мажилиса Парламента вправе инициировать вопрос о выражении вотума недоверия Правительству. Основанием инициирования могут быть существенные провалы в деятельности Правительства. Выражать вотум недоверия не может отдельный депутат, поскольку это весьма серьезный вопрос. Поэтому Конституция устанавливает, что инициатива о выражении недоверия Правительству должна исходить не менее чем от одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса. Рассмотрим, что относится к исключительным полномочиям Сената Парламента, Данные полномочия закреплены в статье 55 Конституции Республики Казахстан: «1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги;
2) дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики;
3) лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;
4) исключен1;
5) выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий;
6) осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента».
Как было отмечено выше, в статье 55 Конституции закреплены вопросы, отнесенные к исключительному ведению Сената, это означает, что они находятся только в компетенции Сената Парламента Республики Казахстан. Следует отметить, что данные вопросы также подробно регламентирует Регламент Сената Парламента Республики Казахстан. Рассмотрим их более детально.
Итак, Председатель Верховного Суда, судьи Верховного Суда избираются и освобождаются от должности Сенатом по представлению Президента, которое основывается на рекомендации Высшего Судебного Совета (ст. 82 Конституции). Президент Республики вносит в Палату соответствующее письменное представление, на основании которого принимается решение о включении соответствующего вопроса в повестку дня Сената. Кандидатуры на указанные должности предварительно обсуждаются в соответствующем комитете Сената. Комитет дает заключение по каждой обсуждаемой кандидатуре, оглашаемое на заседании Сената. Комитет не вправе предлагать другие кандидатуры, он может лишь на основе мотивированного решения рекомендовать, одобрить или отклонить предлагаемые кандидатуры. Сенат может обсуждать предложенные Президентом кандидатуры, но может не открывать прений, если на этом не настаивают депутаты. Если Сенат не принимает по предложенным Президентом кандидатурам решения об их избрании на должность, Президент вносит в Сенат письменное представление на тех же лиц или на новые кандидатуры.
Сенат принимает присягу Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда на специальном заседании. Подготовкой проведения такого заседания занимается соответствующий комитет Сената. Решение Сената об избрании на должность и освобождении от должности вышеуказанных лиц принимается большинством голосов от общего числа депутатов Сената. Решение принимается по каждой кандидатуре в отдельности путем открытого голосования, если Сенат не определил иной порядок голосования.
Рассмотрим процедуру дачи согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики, установленную в подпункте 2 статьи 55 Конституции. Президент Республики для получения согласия Сената на назначение на должность вышеуказанных должностных лиц вносит в Палату соответствующее письменное представление, на основании которого принимается решение о включении этого вопроса в повестку дня Сената. Дача согласия осуществляется на заседании Сената после предварительного рассмотрения кандидатур на заседании соответствующего комитета Сената. На заседании присутствует представитель Президента Республики. При рассмотрении вопроса на заседании Сената кандидатуры на должность представляет Президент Республики или уполномоченное им должностное лицо. Прения по предложенной кандидатуре могут не открываться, если на этом не настаивают депутаты. Решение Сената о даче согласия на назначение на должность принимается большинством голосов от общего числа депутатов Сената. Решение принимается по каждой кандидатуре путем открытого голосования, если Сенат не определил иной порядок голосования. Решение оформляется постановлением Сената отдельно по каждой кандидатуре. В случае отклонения кандидат тур, представленных Президентом для дачи согласия на назначение» на должность, решение Сената должно содержать развернутую мотивировку отклонения.
Согласно подпункту 3 статьи 55 Конституции-к исключителы ному ведению Сената относится лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики. Лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда производится в том же порядке, что и при назначении их на должность. При этом соответствующее решение оформляется постановлением Сената. В случае, если Сенат не принимает решение о лишении неприкосновенности должностного лица, Президент вправе внести в Сенат повторное письменное представление по данному вопросу.
На основании подпункта 5 статьи 55 Конституции особым полномочием Сената является выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий. Это означает, что в случае досрочного прекращения полномочия Мажилиса Парламента, Сенат выполняет функции Парламента, т.е. в период отсутствия Мажилиса Сенат Парламента выполняет функции Парламента по законотворчеству. В этой связи, в соответствии с подпунктом 5 статьи 55 Конституции Республики Казахстан, пунктом 2 статьи 14 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», постановлением Сената Парламента Республики Казахстан от 26 июня 2007 г. М 626-Ш в Регламент Сената были внесены изменения и дополнения. В частности, указанный Регламент был дополнен новой главой 3-1 «Выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий».
Так, в связи с досрочным роспуском депутатов Мажилиса Парламента III созыва в июне 2007 года и до начала работы первой сессии Парламента IV созыва Сенат выполнял функции всего Парламента. За этот период было принято 42 закона.
Сенат Парламента осуществляет также и иные полномочия, возложенные на него Конституцией. При этом ни в Конституции Республики Казахстан, ни в Конституционном законе Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», ни в Регламенте Сената не раскрывается, что понимается под иными полномочиями.
В Конституции Республики Казахстан установлено право Палат Парламента на самостоятельное назначение высших должностных лиц государственных органов.
Так, в статье 57 Конституции Республики Казахстан определено, что каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:
«1) назначает на должности двух членов Конституционного Совета; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
2) делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Конституции;
3) избирает половину членов совместных комиссий Палат;
4) прекращает полномочия депутатов Палат, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности;
5) проводит по вопросам своей компетенции Парламентские слушания;
6) вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. Если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства;
7) формирует координационные и рабочие органы Палат;
8) принимает регламент своей деятельности и иные решения по вопросам, связанным с организацией и внутренним распорядком Палаты».
В приведенной статье 57 Конституции закреплена особая группа полномочий Палат Парламента. Особенность их состоит в том, что их самостоятельно реализует Мажилис без участия Сената и, наоборот, Сенат без участия Мажилиса. В какой-то мере эти полномочия свидетельствуют о равенстве прав Палат в решении организационных и правовых вопросов как в Парламенте, так и вне Парламента. Поэтому самостоятельные полномочия даны в одной статье. Но процедуры рассмотрения некоторых вопросов в Мажилисе и Сенате отличаются.
Порядок реализации указанных полномочий подробно изложен в регламентах Палат Парламента, Рассмотрим их более подробно.
Итак, Сенат и Мажилис самостоятельно, без участия другой Палаты, назначают на должности двух членов Конституционного Совета, назначают на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета. Кандидатуры на эти должности представляются председателями Палат. Решения Палатами принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой Палаты открытым голосованием по каждой кандидатуре отдельно, если Палаты не определяют иной порядок голосования. Решение об отклонении кандидатур должно содержать развернутую мотивировку.
Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Конституции.
Согласно пункту 1 статьи 47 Конституции Президент Республики может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. По регламентам Палат кандидатуры членов комиссии предлагаются непосредственно депутатами Мажилиса и Сената и рассматриваются на пленарных заседаниях Палат. Избранными считаются набравшие большинство голосов от общего числа депутатов Мажилиса и Сената Парламента.
Каждая Палата Парламента избирает самостоятельно половину членов совместных комиссий Палат. Совместные комиссии образуются для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат. Их образование и деятельность определяются Регламентом Парламента Республики Казахстан.
Согласно Регламенту Мажилиса избрание Мажилисом Парламента половины членов совместной комиссии Палат производится в соответствии с Законом Республики Казахстан «О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан» и Регламентом Парламента. Далее, каждая из Палат Парламента имеет право прекратить полномочия своих депутатов в случаях, предусмотренных в Конституции. Палатам Парламента предоставлено право лишения своих депутатов неприкосновенности.

Смотрите так же:  Заявление на получение копии приговора суда по уголовному делу

Полномочия мажилиса казахстана

Избрание девяноста восьми депутатов Мажилиса осуществляется по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33, пунктом 4 статьи 51 конституции Республики Казахстан и Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Закон о выборах) депутатом Мажилиса Парламента может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет.
В выборах не участвуют граждане, признанные судом недее-способными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не может быть кандидатом в депутаты Мажилиса Парламента лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке (ст. 4 закона о выборах).

Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке, а в отношении кандидатов в депутаты мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, — совету Ассамблеи.

Политические партии составляют партийные списки в алфавитном порядке государственного языка. партийный список представляется в Центризбирком представителем политической партии одновременно с выпиской из протокола высшего органа политической партии о выдвижении партийного списка. полномочия представителя должны быть подтверждены соответствующими документами.

Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, производится советом Ассамблеи. Решение совета Ассамблеи народа Казахстана принимается большинством голосов и оформляется выпиской из протокола.

Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, начинается 22 июня 2007 года и заканчивается 11 июля 2007 года.

Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, начинается 4 августа и заканчивается 9 августа.

Регистрация партийных списков, представленных политическими партиями, и кандидатов, выдвинутых советом Ассамблеи народа Казахстана, осуществляется Центризбиркомом.

Регистрация партийных списков начинается 22 июня 2007 года и заканчивается 17 июля 2007 года.
Регистрация кандидатов, выдвигаемых советом Ассамблеи народа Казахстана, начинается 9 августа и заканчивается 14 августа.

Раздел IV. Парламент

1. Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательную власть.

2. Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва.

3. Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.

4. Организация и деятельность Парламента, правовое положение его депутатов определяются конституционным законом.

1. Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

2. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

3. Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом.

4. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.

5. Срок полномочий депутатов Сената — шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса — пять лет.

1. Избрание девяноста восьми депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента.

2. Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий.

3. Внеочередные выборы депутатов Парламента или Мажилиса Парламента проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий соответственно Парламента или Мажилиса Парламента.

4. Депутатом Парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет.

5. Выборы депутатов Парламента Республики регулируются конституционным законом.

6. Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана.

1. Исключен Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 г. № 254-ІІІ ЗРК.

Смотрите так же:  Приказ назначить временно исполняющим обязанности

2. Депутаты Парламента обязаны принимать участие в его работе. Голосование в Парламенте осуществляется депутатом только лично. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях Палат и их органов более трех раз как и передача права голоса, влечет за собой применение к депутату установленных законом мер взыскания.

3. Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата.

4. Депутат Парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

5. Полномочия депутата Парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, его смерти, признания депутата по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим и иных предусмотренных Конституцией и конституционным законом случаях.

Депутат Парламента лишается своего мандата при:

1) его выезде на постоянное место жительства за пределы Казахстана;

2) вступлении в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда;

3) утрате гражданства Республики Казахстан.

Депутат Мажилиса Парламента лишается своего мандата при:

1) выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран;

2) прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран.

Полномочия назначенных депутатов Сената Парламента могут быть досрочно прекращены по решению Президента Республики.

Полномочия депутатов Парламента и Мажилиса Парламента прекращаются в случаях роспуска соответственно Парламента или Мажилиса Парламента.

6. Подготовка вопросов, связанных с применением к депутатам мер взыскания, соблюдением ими требований пункта 3 настоящей статьи, правил депутатской этики, а также прекращением полномочий депутатов и лишением их полномочий и депутатской неприкосновенности, возлагается на Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан.

Парламент на совместном заседании Палат:

1) по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию;

2) утверждает отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета. Неутверждение Парламентом отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение Парламентом вотума недоверия Правительству;

3) исключен Законом РК от 10.03.2017 № 51-VI.

4) решает вопросы войны и мира;

5) принимает по предложению Президента Республики решение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

6) заслушивает ежегодные послания Конституционного Совета о состоянии конституционной законности в Республике;

7) образует совместные комиссии Палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комиссий;

8) осуществляет иные полномочия, возложенные на Парламент Конституцией.

1. Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате принимает конституционные законы и законы, в том числе:

1) утверждает республиканский бюджет, вносит в него изменения и дополнения;

2) устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы;

3) устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Казахстана;

4) учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики;

5) решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи;

6) решает вопросы амнистии;

7) ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики.

2. Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате:

1) обсуждает отчеты об исполнении республиканского бюджета;

2) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Мажилис и Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердят ранее принятое решение, Президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены хотя бы одной из Палат, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом. Возражения Главы государства на принятые Парламентом конституционные законы рассматриваются в предусмотренном настоящим подпунктом порядке. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат;

3) проявляет инициативу о назначении республиканского референдума.

К исключительному ведению Сената относится:

1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги;

1.1) по представлению Президента Республики Казахстан избрание на должность сроком на пять лет и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан;

2) дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики;

3) лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;

4) Исключен Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-ІІІ ЗРК

5) выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий;

6) осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента.

1. К исключительному ведению Мажилиса относится:

1) принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов;

2) большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики;

3) объявление очередных выборов Президента Республики;

4) осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента.

2. Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса вправе выразить вотум недоверия Правительству.

Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:

1) назначает на должности двух членов Конституционного Совета; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

2) делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Конституции;

3) избирает половину членов совместных комиссий Палат;

4) прекращает полномочия депутатов Палат, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности;

5) проводит по вопросам своей компетенции Парламентские слушания;

6) вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства;

7) формирует координационные и рабочие органы Палат;

8) принимает регламент своей деятельности и иные решения по вопросам, связанным с организацией и внутренним распорядком Палаты.

1. Палаты возглавляют председатели, избираемые Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палат. Кандидатура на должность Председателя Сената выдвигается Президентом Республики Казахстан. Кандидатуры на должность Председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты.

2. Председатели Палат могут быть отозваны от должности, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палат.

3. Председатели Палат Парламента:

1) созывают заседания Палат и председательствуют на них;

2) осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Палат;

3) представляют Палатам кандидатуры к избранию на должности заместителей председателей Палат;

4) обеспечивают соблюдение регламента в деятельности Палат;

5) руководят деятельностью координационных органов Палат;

6) подписывают акты, издаваемые Палатами;

7) представляют Палатам кандидатуры для назначения на должности членов Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

8) выполняют другие обязанности, возлагаемые на них Регламентом Парламента.

4. Председатель Мажилиса:

1) открывает сессии Парламента;

2) созывает очередные совместные заседания Палат, председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях Палат.

5. По вопросам своей компетенции председатели Палат издают распоряжения.

1. Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его Палат.

2. Первая сессия Парламента созывается Президентом Республики Казахстан не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов.

3. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня.

4. Сессия Парламента, как правило, открывается Президентом Республики и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередную сессию Парламента. На ней могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для ее созыва.

Смотрите так же:  Кредитный договор обеспеченный ипотекой

5. Совместные и раздельные заседания Палат проводятся при условии присутствия на них не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из Палат.

6. Совместные и раздельные заседания Палат являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания. Президент Республики, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности имеют право присутствовать на любых заседаниях и быть выслушанными.

1. Палаты образуют постоянные комитеты, число которых не превышает семи в каждой Палате.

2. Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии.

3. Комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления.

4. Порядок образования, полномочия и организация деятельности комитетов и комиссий определяются законом.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе.

2. Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, означающее, что соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев.

3. Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:

1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;

2) режима собственности и иных вещных прав;

3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;

4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;

5) республиканского бюджета;

6) вопросов судоустройства и судопроизводства;

7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;

8) приватизации предприятий и их имущества;

9) охраны окружающей среды;

10) административно-территориального устройства Республики;

11) обеспечения обороны и безопасности государства.

Все иные отношения регулируются подзаконными актами.

4. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.

5. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

5.1. Проект конституционного закона, рассмотренный и одобренный не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Сената проект становится конституционным законом и в течение десяти дней представляется Президенту Республики на подпись. Отклонение в целом проекта конституционного закона осуществляется Мажилисом или Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.

Внесенные Сенатом не менее чем двумя третями голосов его депутатов изменения и дополнения в проект конституционного закона направляются в Мажилис. Если Мажилис не менее чем двумя третями голосов его депутатов согласится с внесенными Сенатом изменениями и дополнениями, конституционный закон считается принятым.

Если Мажилис при голосовании по внесенным Сенатом изменениям и дополнениям не согласился с ними не менее чем двумя третями голосов депутатов, то разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

6. Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики. Для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики, наличие такого заключения не требуется.

7. В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-Министр вправе поставить на совместном заседании Палат Парламента вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее чем через сорок восемь часов с момента постановки вопроса о доверии. Если предложение о вотуме недоверия не наберет большинства голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год.

1. Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса, имеющих обязательную силу на всей территории Республики.

2. Законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики.

3. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

4. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

5. Законодательные акты Парламента и его Палат принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией.

6. Проведение не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан обязательно.

7. Законы Республики, постановления Парламента и его Палат не должны противоречить Конституции. Постановления Парламента и его Палат не должны противоречить законам.

8. Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики регламентируется специальным законом и регламентами Парламента и его Палат.

1. Президент Республики после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром может распустить Парламент или Мажилис Парламента.

2. Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска.

Компетенция Мажилиса и Сената Парламента

Компетенция Мажилиса Парламента Республики Казахстан состоит из двух составных частей: 1) полномочия, относящиеся к исключительному ведению Мажилиса, 2) полномочия, реализующиеся путем последователь­ного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.

К исключительному ведению Мажилиса Парламента Конституция отно­сит следующие вопросы.

1. Принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов.

2. Подготовка предложений по возражениям Президента на законы, принятые Парламентом.

Избрание и освобождение от должности по представлению Прези­дента Председателя, заместителя, секретаря и членов ЦИК. Указанные ли­ца считаются избранными, если за них проголосовало более половины от общего числа депутатов Мажилиса. В случае отклонения кандидатуры па вышеназванные должности Президент представляет в Палату новую кан­дидатуру. Процедура освобождения от должности Председателя, за­местителя Председателя, секретаря и членов ЦИК идентична с процедурой назначения.

4. Объявление очередных выборов Президента.

5. Делегирование двух депутатов в состав Квалификационной коллегии юстиции на два года. Делегирование осуществляется на пленарных засе­даниях Мажилиса открытым голосованием. Работа депутатов в Квали­фикационной коллегии юстиции осуществляется без отрыва от деятель­ности в комитетах Палаты.

3. Выдвижение обвинения против Президента Республики в соверше­нии государственной измены. Расследование обвинения осуществляется Сенатом, и результаты передаются на рассмотрение совместного заседания обеих Палат.