Содержание:

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭКСПЕРТИЗ

125009, Москва, Тверская, д.20, стр.1, – тел.8(495)118-31-03, v@psy-expert.ru, учреждение судебной экспертизы

Проективные методики экспрессии

Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Проективная экспертиза это

Использование проективной методики «Дерево» в диагностике дефицитарной ситуации развития

Омарова Патимат Омаровна,

Гасанова Загидат Зайнулабидовна

Классическая возрастная психология свидетельствует о том, что каждый возрастной период характеризуется ведущим видом деятельности, новообразованиями и особой социальной ситуацией развития человека. Социальная ситуация развития по утверждению Л.С. Выготского – это особое сочетание внутренних и внешних условий развития. При всей спорности результатов проективных – графических методик нами были проведены ряд диагностических исследований.

Мы задались вопросом, как проецируются на графической продукции методики «Дерево» признаки позитивной и «дефицитарной» социальной ситуации развития [8].

Методика «Дерево» — проективная графическая методика, разработанная Карлом Кохом (1949), представляющая самостоятельный метод психологического исследования и направленный на изучение индивидуально-личностных особенностей человека и специфики осознания им пережитых трудностей и проблем [10].

Для исследования необходимо: лист белой бумаги (21х29 см.) средней плотности, простой карандаш (2в, средней мягкости) и ластик. Лист бумаги предъявляется в длину. Время не ограничено. Затем предоставляется инструкция. Существуют несколько вариантов инструкций, в данном случае была использована инструкция теста Р. Стора, где изображение дерева выполняется на двух сторонах одного и того же листа.

При предъявлении инструкции необходимо отметить, что в этой работе художественные способности не оцениваются. Время работы в большинстве случаев длится не дольше 25-30 мин. Желательно ненавязчиво наблюдать за способом выполнения задания, отмечая при этом время выполнения рисунка, возможные поведенческие реакции и спонтанные комментарии испытуемого в протоколе теста.

После выполнения рисунка дерева на одной стороне листа, испытуемого благодарят, затем делают небольшую паузу или предъявляют другое задание, после чего, перевернув лист, просят выполнить задание, заново повторив ту же инструкцию. При этом подчеркивается, что необязательно помнить предыдущее изображение дерева.

Этот вариант задания позволяет снизить контрольные механизмы личности и более открыто выразить свой внутренний мир. По завершении выполнения всего задания, испытуемому предлагается серия проективных вопросов, которые в последствии подвергаются анализу и группировке:

I. Группа вопросов направленных на оценку жизненной реальности:

— какого это вида (сорта) дерево? – дает возможность проецирования тех или иных свойств названного дерева.

— какого оно возраста? – как показатель уровня психосексуальной зрелости испытуемого.

— оно выше или ниже или на одном уровне с Вами? – как уровень адекватности восприятия себя в окружающей среде.

II. Группа вопросов направлена на выявление пережитых или переживаемых потрясений, стрессов:

— это дерево живое?

— есть ли у этого дерева мертвая часть? И где она расположена?

— в чем нуждается это дерево?

III. Группа вопросов направленных на выявление половой идентичности:

— на кого похоже это дерево? На мужчину или женщину? Что в рисунке создает это впечатление?

Затем рисунки интерпретируются по специальной схеме. Первое дерево, по мнению автора, отражает осознание респондентом пребывания в среде людей в реальной жизни. Второй рисунок позволяет получить доступ к скрытому миру личности, обнаружить ситуационно обусловленные неврозы, вызванные дефицитарной ситуацией отклонения от реального характерологического склада ребенка.

Следует признать сложность и тонкость интерпретации теста. Для получения дополнительной информации, вербальным путем, к тесту прилагается серия стандартных проективных вопросов, органично вписывающихся в основное задание. Возрастной диапазон применения теста не ограничен [9].

Отношение к проективной, графической методике «Дерево» как к психодиагностическому инструменту в психологической практике неоднозначно. С одной стороны, психологи — практики, проявляют к ней весьма большой интерес, связанный с простотой организации психодиагностической процедуры; с доступностью и понятностью заданий для испытуемых всех возрастов; минимальной задействованностью вербальной деятельности; относительной независимостью от культурно — образовательного ценза. А с другой стороны, трудность интерпретации, сложность выделения единиц анализа, а также ее нестандартизированность становится причиной снижения интереса к данной группе методик [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].

При интерпретации результатов теста «Дерево» высвечивается целостная картина личности испытуемого. Наличие бесконечного числа диагностических признаков затрудняет анализ изображенного дерева, поэтому в данной работе мы попытались привести наиболее часто встречающиеся и наиболее значимые признаки. Несомненно, для приобретения высокого уровня интерпретации методики «Дерево» необходимы соответствующая подготовка и опыт работы. Согласны, что это потребует больших усилий, но иметь возможность глубокого изучения личности, найти первопричины неразрешимых трудностей консультируемого не может оставить равнодушным ни одного практического психолога.

Методика привлекает простотой инструкции, способствующая снижению влияния контрольных и защитных механизмов личности (подавляющее большинство диагностируемых никаких затруднений в выполнении задания не испытывают и отказ от заданий крайне невелик). Интерпретация полученных результатов осуществляется на основе анализа символического значения, приписываемых тем или иным деталям изображения всего рисунка, с учетом результатов проективных вопросов.

В имеющихся источниках по психодиагностике обработка и оценка данных методики затруднена наличием большого количества признаков – информаторов, порою взаимоисключающих друг — друга, а также выраженной диффузностью, для выбора которых необходимы подтверждающие дополнительные психодиагностические данные из других методик. Особо заслуживают внимания, имеющиеся к данной методике проективные вопросы, как к источнику дополнительной информации о самовосприятии и самоотношении испытуемого.

При интерпретации рисунка необходимо помнить о психологических механизмах проекции в рисовании.

Известно, что респондент проецирует на рисунке свои неосознаваемые, скрытые для него самого комплексы переживаний, потребностей и вытеснения. Природа проблем личности, особенно в детском возрасте, достаточна скрыта, завуалирована. Она может быть в сенсорной, познавательной, эмоциональной или физической сфере человека.

Дети различны по характеру протекания нейродинамического процесса: с преобладанием процессов возбуждения, гипердинамичные, с дефицитом внимания (чьи проблемы явны и быстрее находят помощь психолога), либо наоборот – тихие, тормозимые дети (чьи зачастую весьма глубокие личностные переживания оказываются вне внимания взрослых).

Методика «Дерево» позволяет через символическое отражение в рисунке получить диагностическую информацию об этих проблемах и переживаниях.

Касаясь апробации методики в Дагестане необходимо провести небольшой исторический экскурс внедрения этого диагностического инструмента. Так в 1994 г. коллегией Министерства образования Российской Федерации был утвержден новый статус Комплексу «Детский сад – школа – ПТУ» VIII вида (Комплекс) – статус экспериментальной площадки. В течение предоставленных 5 лет были созданы достаточно благоприятные условия для проведения исследований детей с ограниченными интеллектуальными возможностями и их семей.

Помимо этого на базе Комплекса одновременно проводилась подготовка и переподготовка преподавательских кадров, велись психолого – педагогические симпозиумы, семинары, являющиеся уникальной возможностью для адаптации методики и сопоставления полученных результатов по различным клиническим группам. В 1994 году состоялась международная научно-практическая конференция «Проблемы социально – трудовой реабилитации детей с нарушением интеллекта», участники которой прошли обследование по данной методике.

Созданный одним из первых в Республике Дагестан кабинет психологической разгрузки на базе Комплекса позволил расширить географию апробации методики, так как работал на реализацию запросов семей как имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и с нормальным психофизическим статусом. При нем функционировала консультативная служба объединения специальных коррекционно — образовательных учреждений республики. Одновременно методика проходила апробацию при Институте прикладной психологии Республики Дагестан, где реализовались запросы населения, а также проводились судебно – психологические экспертизы. Это позволило апробировать методику на контингенте, кардинально отличающемся от прежних диагностических групп.

Архивация графической продукции началась с 1993 года и продолжается в настоящее время. Нами были обследованы дети из приютов, дети-сироты, дети благополучных, неполных и ассоциальных семей, и особая группа детей — с ограниченными возможностями здоровья. Также были подвергнуты анализу консультативные обращения.

Вспомогательными методами выступили метод беседы и интервью. Помимо признаков, подтверждающих нашу гипотезу, были обнаружены достаточно выраженные признаки дифференциальной диагностики, позволяющие отграничить норму и патологию психики.

Тест, как выяснилось при апробации, свободен от многих социокультурных установок.

Так, например, мусульманам не разрешено изображение человека и не рекомендуется рисовать животных, что затрудняет использование в ряде случаев таких методик, как «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи». Отказ респондента от выполнения этих методик часто ошибочно интерпретируется как задействованность реакций защитного характера. В тоже время, использование растительных элементов в рисунке является одобряемым действием, что повышает возможности использования теста «Дерево» в среде мусульман.

Следует подчеркнуть особую чувствительность теста «Дерева» к наличию нарушений в психике, снижению интеллекта и дезадаптации, как отрицательной реакции субъекта на типовые неблагоприятные жизненные условия — дефицитарной социальной ситуации развития личности. То есть, результаты теста позволяют определить не только индивидуально — личностные характеристики испытуемого, но и судить об уровне интеллекта в недавнем прошлом.

Под дефицитарной ситуацией мы понимаем такую ситуацию, которая вызывает психоэмоциональное неблагополучие ребенка, под влиянием различных неблагоприятных факторов.

В ряде исследований (Б.В.Зейгарник, 1980; Б.С. Братусь, 1988 и другие) показано, что дефицитарные условия развития личности возникают только в результате болезни или соматического неблагополучия ребенка. Однако, на наш взгляд, это сужает возможности психологического анализа и последующего выстраивания вектора коррекционно-психологической помощи.

По нашим наблюдениям, дефицитарная социальная ситуация развития оказывается возможной в силу следующих основных факторов:

— искаженное восприятие ребенком семейной микросреды – стиль воспитания — стиль семейных отношений – стиль внутрисемейного общения;

— хронического доминирования негативного эмоционального фона в семье;

— пролонгированный развод – как психическая травма – постоянный раздражитель не позволяющий выработать механизм защиты – вытеснение;

— асоциальная семья в целом или один из членов семьи;

— дефицитарная социальная ситуации развития в силу ограниченных возможностей здоровья и.др.

— разрушение эмоциональных отношений в ближайшем окружении – потеря веры, защиты — эмоциональная депривация. При этом следует отметит, что согласно исследованиям В.С. Мухиной, любая депривация влияет на психику ребенка.

Принято считать, что не всегда внутреннее состояние совпадает с внешней жизнедеятельностью человека. Это явление достаточно четко демонстрирует методика «Дерево».

Выяснилась недопустимость интерпретации только первого или только второго рисунка. По своей сути они достаточно отличны друг от друга.

По первому рисунку определяется поведение испытуемого в необычной для него ситуации под влиянием контрольных механизмов.

Второе дерево соответствует новой психологической ситуации, поскольку после паузы испытуемый полагал завершение задания, а оно напротив внезапно увеличилось. При втором рисунке ослабляются механизмы контроля, и испытуемый ведет себя естественнее (соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке), выражая этим способ адаптации в новой для него ситуации. В основе интерпретации рисунка дерева, К. Кох опирается на графическую схему Макса Пульвера, выделяя 4 зоны. Каждая зона несет в себе определенное символическое значение. Верхняя часть рисунка представляет контакт с окружающей средой, духовную и интеллектуальную зону. Центр репрезентирует собственное «Я», чувства и сознательную жизнь. Нижняя часть рисунка олицетворяет зону материального, бессознательного, эротико-сексуальную символику и инстинкты.

Левая сторона рисунка — связь с самим собой, с матерью, с прошлым, инфантильная фиксация и интраверсия. Правая сторона — связь с другими людьми, с будущим и экстраверсия.

Если рисунок дерева символизирует образ человека и репрезентирует личность рисующего, то пространство листа символизирует его жизненное пространство. Желательно чтобы задание выполнялось индивидуально, поскольку при групповой работе диагностическая ценность существенно снижается. К издержкам группового выполнения можно отнести такой факт как наличие скудности воображения у испытуемого и его попытки заглянуть к «соседу», влекущее за собой ошибки в интерпретации.

Подробному анализу мы подвергали второе изображение. После анализа рисунков детей из приютов мы предположили, что существует некоторая группа признаков, демонстрирующих неблагоприятную жизненную ситуацию.

Нами было обнаружено, что дефицитарность социальной ситуации развития находится в прямой зависимости от состояния ребенка, от его индивидуально – личностного субъективного восприятия социальной ситуации развития, в котором пребывает наш респондент.

Данные практически здоровых испытуемых, пребывающих в благоприятной психологической ситуации, резко отличны от тех, кто испытывает психологический дискомфорт.

Смотрите так же:  Требования к цементному бетону

Видна яркая взаимосвязь врожденных свойств личности с их реакцией на средовые воздействия, степень подвластности лил сопротивления этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов психологической защиты.

Так, например, дети из приютов рисуют однотипные, сильно зачерненные со скудной листвой деревья, часто располагают рисунок у нижнего края листа. Выраженность этих признаков зависит от длительности пребывания в дефицитарной ситуации и степени ее травматизирующего воздействия на ребенка.

Рисунки детей с умственной отсталостью отличны от рисунков детей с нормальным психофизическим развитием. В них ярко выражены причудливость и дисгармония; малая структурированность и вычурность деталей; дисгармония в изображаемом и схематичность; уродства и деформации.

Следует отметить малоинформативность признаков в силу их малого количества в рисунках умственно отсталых детей. При обследовании этого контингента нас интересовало наличие признаков, несущих информацию о контакте испытуемого с окружающей средой, наличие агрессии и тревоги, а также выраженность амбивалентных чувств, комплекса неполноценности, ущербности, компенсаторных механизмов.

В рисунке умственно отсталого ребенка первое и второе дерево почти не отличается (максимум добавляется 1-2 детали, не имеющих диагностической ценности). На наш взгляд, это является результатом конкретности мышления, низких адаптационных возможностей ребенка, обусловленных структурой основного дефекта.

В отличие от детей с нормальным психофизическим развитием, у умственно отсталых детей реальный мир является почти полным отражением мира скрытого, неосознаваемого. Диагностический результат в этой ситуации приобретает более верифицированный характер, позволяя очертить прогностическое пространство последующей коррекционно-психологической работы.

В результате исследования выявлено, что 72,5% детей от общего числа обследованных с нарушениями интеллекта находятся под воздействием неблагоприятных социально — психологических факторов.

При этом контакт «проблемных детей» с окружающей средой ограничен, навыки общения не выражены (рисунки с отсутствующей листвой составили 62,4%). В этой выборке детей, которым свойственны амбивалентные чувства, оказалось 35,1%, с наличием тревоги по той или иной причине — 79,7%, с агрессивными проявлениями разной степени выраженности- 81,6% детей.

Установлена четкая связь между полученной диагностической информацией проективного теста «Дерево» с данными других методик.

Почти во всех случаях тестирования, обследуемые не столько согласны с результатами теста, сколько находятся некоторое время в состоянии «озарения» от предъявленной им информации о себе. Это свидетельствует о присутствии элемента осознанности своего внутреннего мира субъектом обследования. Многолетняя психологическая практика подтверждает значение и прикладной характер методики «Дерево», возможности его применения в клинической практике.

При анализе рисунков ряда детей были получены некоторые неожиданные результаты. Сравнение первого и второго дерева показывает абсолютное несоответствие обоих рисунков.

Если мир реальный (первое дерево) выглядит изломанным, искаженным, безлистным, ярко отражающим деструктивное поведение ребенка, то мир скрытый (второе дерево) абсолютно не вписывается в эту картину. Второе дерево выполняется с большим количеством деталей, с широкой богатой кроной, занимает центральную часть листа, нет признаков агрессии и фрустрации.

Использование дополнительных диагностических процедур, позволило сформулировать весьма важные выводы:

1. существует особый контингент детей, изначально имеющих нормальное психофизическое развитие, которые длительно находясь в дефицитарной ситуации, на поведенческом уровне демонстрируют девиантность и делинквентность, не вызванные глубинными психическими нарушениями личности. Эти дети нуждаются в своевременной психокоррекционной работе.

2. через графическую продукцию методики «Дерево» мы можем «вычислить» этих детей, пока неадекватные поведенческие стереотипы не начали разрушать глубинное ядро личности и позитивного образа «Я».

Таким образом, проективная методика «Дерево» является весьма информативным диагностическим инструментом, который мы можем рекомендовать к использованию в клинической и психологической практике.

Бурлачук Л.Ф., С.М. Морозов. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.

Й. Шванцара и коллектив. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Общая психодиагностика. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина, М.,1987.

Проективная психология (пер. с англ.). Апрель-Пресс, Эксмо — Пресс, М., 2000.

Романова Е.С., Усанова О.С., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1990.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. Москва, 1991.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

Соловьева С.Л. Применение рисунка дерева в психодиагностике (Руководство). — М., — СПб., 1993, с.13-16.

Тест — «Дерево» К. Коха (Сост.: С.Л. Соловьева, Л.В. Огинец). СПб, 1993

Экспертиза и исследования в области медицинского страхования

Экспертиза и исследования в области медицинского страхования занимается изучением условий наступления страхового случая, подтверждением того, что произошедшее является страховым случаем, а также особенностями выданной медицинской страховки и ее соответствия законодательству Российской Федерации. Исследования занимаются также изучением перечня услуг, включенных в те или иные виды страхования, обоснованием необходимости проведения того или иного лечения, подтверждением права застрахованного лица на получение определенных медицинских услуг.

На сегодняшний день в России существует два вида медицинского страхования – обязательная или государственная страховка (так называемый полис ОМС) и коммерческая страховка. Оказание медицинских услуг населению по полису обязательного медицинского страхования осуществляется частично из федерального бюджета, частично из бюджета регионов России. Единого перечня бесплатных медицинских услуг, оказываемых в рамках государственного страхования, не существует. Каждый субъект Российской Федерации с помощью специальных нормативных актов определяет набор медицинских услуг, оказываемый на территории данного субъекта. Поэтому в большинстве спорных ситуаций необходимо прибегать к экспертизы и исследованиям в области медицинского страхования.

Высокая стоимость некоторых видов медицинских исследований, а также лечения, делает экспертизу в данной области необыкновенно востребованной. С помощью исследования производится определение субъекта, исполняющего финансовые обязательства относительно оказанных медицинских услуг.

Задачи, которые решают экспертиза и исследования в области медицинского страхования

Круг задач, ставящихся в данной области судебной медицины довольно широк. Зачастую исследования в этой сфере затрагивают не только сугубо медицинские, но и правовые аспекты. Множество понятий в поле медицинского страхования велико и зачастую решить спорную ситуацию можно только за счет опыта и высокого уровня компетенции эксперта, проводящего исследование. Для каждого исследования, в зависимости от его цели и предназначения, ставятся свои, конкретные задачи. Чаще всего экспертиза и исследования в области медицинского страхования используются для решения следующих задач:

  • Определение перечня медицинских услуг, стоимость которых покрывает данный договор медицинского страхования.
  • Установление факта, является ли произошедшее страховым случаем.
  • Квалификация производственных травм.
  • Определение соответствия договора медицинского страхования нормативным актам федерального значения, а также нормативным актам, изданным на территории определенного субъекта России.
  • Экспертиза при неоказании медицинской помощи, определение качества и объема медицинской помощи.
  • Исследование физиологического состояния человека с целью определения необходимости назначения ему того или иного лечения или обследования.
  • Подтверждение права застрахованного лица на получение определенной медицинской помощи.

Определение перечня медицинских услуг, стоимость которых покрывает договор медицинского страхования

Исследование представленного на экспертизу договора медицинского страхования проводится с целью выявления списка конкретных медицинских услуг, которые, будучи оказанными пациенту, подлежат оплате за счет страховки. В отношении полисов ОМС установление данного перечня производится в соответствии с перечнем, имеющим законную силу на территории того субъекта Российской Федерации, в котором был получен полис ОМС.

В области коммерческого страхования перечень медицинских услуг должен быть указан непосредственно в договоре или в специализированных документах, выпущенных компанией-страхователем.

В обоих случаях, если медицинская услуга, находящаяся в перечне, оказывается при выполнении какого-либо условия или определенное количество раз в единицу времени, то экспертиза устанавливает соблюдение обозначенных условий и количество уже полученной медицинской помощи, имеющей ограничение по количеству предоставления

Определение статуса произошедшего события – является ли данный случай страховым

Квалификация происшествий в качестве страховых случаев используется, прежде всего, в отношении коммерческого страхования. Зачастую договоры медицинского страхования составлены крайне невнятно. Иногда это делается с целью запутать клиента, иногда вследствие недостаточной компетенции сотрудников страховой компании, составляющих договор. Кроме того, очень часто для признания некоторого случая страховым, необходимо соблюдение определенных условий. Например, при страховании жизни и здоровья на время туристической поездки, цена получаемого полиса значительно отличается в зависимости от вида отдыха. Так, для туристов, предпочитающий активный отдых (горные лыжи, походы и пр.), цена страховки будет выше. Для туристов, чей отдых сопряжен с риском для жизни (альпинизм, прыжки с парашютом, глубоководный дайвинг и пр.), цена страховки становится наиболее высокой. Соответственно, страховой случай должен наступить при том виде отдыха, который обозначен в страховке. Другими словами, если в страховке указано, что человек не собирался лезть в горы (и это отображено в полисе), но, тем не менее, отправился туда и получил травму, то такой случай страховым являться не будет.

Страховые компании довольно часто не признают произошедшее страховым случаем и возникают спорные ситуации, разрешаемые в судебном порядке. Решение суда опирается на заключение экспертизы и исследований в области медицинского страхования, которые как раз и квалифицируют полученные травмы, повреждения, болезни и пр., как относящиеся (или не относящиеся) к страховым случаям.

Квалификация производственных травм в ходе проведения экспертизы и исследований в области медицинского страхования

Многие компании осуществляют страховку своих сотрудников от несчастных случаев и травм, полученных на производстве или при выполнении сотрудниками должностных обязанностей. При наступлении страхового случая требуется доказать, является ли полученная травма производственной, а также находился ли пострадавший во время происшествия при исполнении своих должностных обязанностей. На основании решения по данному вопросу пострадавшему выплачивается денежная компенсация и оказывается определенная медицинская помощь. Если же экспертиза устанавливает, что полученная травма или произошедший несчастный случай никак не связаны с профессиональной деятельностью пострадавшего, то его лечение производится за счет иных полисов медицинского страхования, или же за счет личных средств.

Определение соответствия договора медицинского страхования нормативным актам федерального значения, а также нормативным актам, изданным на территории определенного субъекта России

Данный вид исследования в группе судебно-медицинских экспертиз лежит на стыке медицинских изысканий и юридического знания. Зачастую по данному вопросу проводится комиссионная экспертиза, которую выполняют специалисты в области медицины и права. Данное исследование может быть проведено как в отношении договора обязательного медицинского страхования, так и в отношении добровольного медицинского страхования. Экспертиза осуществляется с точки зрения соответствия заключаемых договоров законам, имеющим действие на территории всей страны в целом, а также нормативным актам, принятым в данном субъекте России.

Экспертиза при неоказании медицинской помощи, определение качества и объема медицинской помощи

Данные виды экспертизы и исследований в области медицинского страхования имеют отношение, прежде всего, к спорным ситуациям, связанным со случаями неоказания медицинской помощи или оказания ее в недостаточном объеме, при которых в качестве обоснования действия врачей называется отсутствие страхового полиса у пострадавшего или же ограниченный перечень услуг, оказываемых по имеющейся страховке.

Исследование в данном случае ставит своей целью определение того, являлось ли состояние пострадавшего таковым, при котором ему была необходима срочная медицинская помощь, которая оказывается человеку в не зависимости от того, обладает ли он страховым полисом или нет. Множество случаев, когда больному отказывают в неотложной помощи под предлогом отсутствия полиса ОМС, делает данный вид экспертизы необычайно востребованным.

Что же касается полисов добровольного медицинского страхования, то задачи исследования приближаются к определению перечня входящих в договор страхования медицинских услуг при соблюдении определенных условий со стороны застрахованного. И в случае обязательного, и в случае добровольного страхования результаты данного вида исследования используются в дальнейшем для определения тяжести вреда, который был нанесен здоровью пострадавшего.

Исследование физиологического состояния человека с целью определения необходимости назначения ему того или иного лечения или обследования

Данный вид экспертизы и исследований в области медицинского страхования изучает состояние здоровья пострадавшего с целью определения необходимости получения данным человеком медицинской помощи, на которую он претендует. Не менее редко камнем преткновения становятся определенные виды медицинской помощи, как правило, дорогостоящие. Пострадавший может требовать того или иного вида обследования или лечения, а лечащий врач или представитель страховой компании не считают эти меры необходимыми или целесообразными. И в этом случае на помощь спорящим сторонам приходит судебно-медицинский эксперт, который определяет объективную необходимость назначения той или иной медицинской помощи. Чаще всего это касается проведения таких дорогостоящих исследований, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, назначение редких видов анализов, а также назначения определенных видов лечения при тяжелых заболеваниях.

Правовая база для проведения экспертизы и исследований в области медицинского страхования

Процессы выдачи жителям России полисов обязательного медицинского страхования, а также процедуру предоставления медицинской помощи регламентирует Федеральный закон № 326-ФЗ, принятый Государственной думой 19 ноября 2010 года. Последние изменения в данный нормативный акт были внесены 11 февраля 2013 года Федеральным законом № 5-ФЗ. Данные законодательные акты устанавливают правовые взаимоотношения сторон, участвующих в процессе обязательного медицинского страхования, а также в последующем процессе получения и оказания медицинской помощи.

Опыт судебно-психологической экспертизы по вопросам о воспитании и месте жительства детей: измерение рисков 3025

В гражданском судопроизводстве определенное место занимают процессы, связанные с охраной неимущественных прав детей и родителей. В случае если лица, участвующие в судебном процессе (судья, специалист отдела опеки, который обязательно участвует, если в судебной тяжбе фигурирует ребенок), не обладают достаточными познаниями для анализа имеющейся информации, они имеют право привлечь эксперта-психолога. Речь идет о проведении судебной психологической экспертизы с целью предоставления суду информации о психологических составляющих конфликтной ситуации, необходимой для всестороннего рассмотрения спора. Содержанием данных споров являются:

  • определение места жительства ребенка (например, с кем из родителей будет жить ребенок после развода или с кем оставить ребенка в сложной ситуации – с родителем или прародителем);
  • определение порядка общения ребенка с родителями (при сопротивлении одного из родителей, ущемлении другого в его правах на воспитание и заботу о ребенке);
  • лишение родительских прав, ограничение родительских прав;
  • отмена опеки над ребенком, отмена усыновления.
Смотрите так же:  Начисленный налог в бух учете

В современных профессиональных изданиях рассматривается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ) [4]. Наряду с нею часто проводится и судебная психологическая экспертиза (СПЭ), проведение которой поручается либо экспертам-психологам, являющимся сотрудниками судебно-экспертных учреждений Минюста России, либо педагогам-психологам, являющимся специалистами образовательных учреждений. Цель экспертной деятельности – получение информации, позволяющей оценить риски, могущие развиться при различных обстоятельствах и условиях в жизни ребенка [3].

Следует отметить, что перечисленные выше споры так или иначе могут находиться в поле зрения не только судебных органов, но и отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними. В первом случае мы говорим о процессуальной форме решения спора, во втором – о непроцессуальной, досудебной. Психологи могут привлекаться в обоих случаях, но статус и регламентация их деятельности в этих случаях имеет важные отличия.

На рассмотрение психолога могут быть выставлены вопросы:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционального состояния, наличие и характер тревоги и т. д.;
  • особенности родительской позиции;
  • особенности детско-родительских отношений: отношения каждого из родителей к ребенку, отношение ребенка к родителям как к паре, к каждому в отдельности;
  • взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и социальным окружением;
  • содержание конфликта между родителями.

Прогностическая оценка важна и для судьи, и для специалиста отдела опеки, так как дает основание для принятия решения, которое будет оптимальным с течением времени. На основании многолетнего опыта анализа рисков проживания или встреч ребенка с конкретным родителем можно выделить и систематизировать наиболее распространенные ситуации.

Установление порядка общение инициируется в случаях, когда:

  • у бывших супругов незаконченные отношения, они конфликтуют, тем самым поддерживая контакты. Судебная тяжба или обращение в отдел опеки по поводу ребенка является одним из способов поддерживать отношения, манипулировать бывшим супругом, удерживать его возле себя (в центре конфликта – супружеские отношения);
  • имеется острый конфликт, неприятие личности бывшего супруга, невозможность конструктивно общаться, решать сообща вопросы, связанные с воспитанием и обучение ребенка. Дабы снизить необходимость видеться, обсуждать, договариваться, родители устанавливают порядок общения с ребенком (в центре конфликта – супружеские отношения);
  • оба родителя привязаны к ребенку, выражают желание общаться с ним, заботиться о нем, но после развода не могут выстроить новую систему контактов, адаптироваться к новой жизненной ситуации (в центре конфликта – привязанность родителей к общему ребенку);
  • желание ограничить и отрегулировать спонтанность, стихийность контактов отдельно проживающего родителя с ребенком, что негативно отражается на его эмоциональном развитии, состоянии (в центре конфликта – забота о состоянии ребенка);
  • желание устранить препятствия к общению с ребенком, чинимые другим родителем;

Определение места жительства ребенка становится актуальным, когда:

  • ребенок стал проживать после развода (или еще до развода) с одним родителем без согласия другого родителя;
  • родители после развода находятся в ситуации конфликта и спора по поводу ребенка, каждый хочет, что ребенок должен проживать с ним, считает, что сможет лучше заботиться о нем;
  • ситуация является следствием претензий другого родителя на алименты, сопротивлением другого или его встречным желанием получать алименты;
  • имеются объективные и субъективные жалобы на негативное влияние на ребенка со стороны другого родителя.

Лишение или ограничение родительских прав:

  • отсутствие каких бы то ни было контактов с отдельно проживающим родителем, его участия в воспитании ребенка и материальной помощи;
  • между родителями конфликтные или нарушенные контакты, есть препятствия организации событий в совместной жизни ребенка и родителя, с которым он проживает, например, вывозу ребенка за границу (если другой родитель не дает такого разрешения);
  • между родителями конфликтные отношения, высокая неудовлетворенность браком, желание «вычеркнуть» бывшего супруга из жизни, начать новую жизнь без него, без оглядки на его права;
  • восприятие биологического родителя как помехи в организации жизни новой семьи родителя, с которым проживает ребенок (например, мать хочет, чтобы у ребенка был только один отец – ее нынешний муж, чтобы биологический отец не мешал выстраивать отношения между новым мужем и ее ребенком от первого брака).

В связи с назначением опеки, отменой опеки случаются споры между родителем и прародителем. Например:

  • прародители не доверяют своему ребенку, то есть родителю внука, заботу и воспитание. Это связано с собственным разочарованием своим ребенком и желанием оправдать себя, утвердиться в том, что они успешные родители. Прародители хотят сблизиться с внуком, так как не сложились близкие отношения с ребенком;
  • ввиду определенных жизненных обстоятельств прародители назначаются опекунами и воспитывают внука в течение длительного времени. После нормализации родительской позиции (улучшение состояния здоровья, социализации) родитель хочет сам жить с ребенком и заниматься воспитанием, однако прародители препятствуют этому по далеко не всегда объективным причинам.

Часто желание заботиться о внуке является определяющей составляющей образа жизни, ценностью, которая делает жизнь наполненной содержательным смыслом. Тогда прародители настраивают ребенка против родителя, приучают к себе, чрезмерно опекают.

В ряде случаев родители обращаются за помощью по поводу детей, но не из-за детей. Их скрытые мотивы могут быть различны, но они часто сводятся:

  • к разделу совместно нажитого в процессе семейной жизни (материального имущества и детей);
  • незаконченным отношениям с бывшим супругом, желанием сохранять контакты, пусть даже в форме обращения в отдел опеки или судебной тяжбы;
  • неудовлетворительным отношениям в браке, обиде, как следствие, желанию унизить, нанести моральную боль другому родителю, а самому «выиграть», получив удовлетворение от унижения другого;
  • оправданию себя, своей жизненной позиции, поступков;
  • желанию вернуть ушедшего супруга, повлиять на него с помощью судебной тяжбы или посредством увещеваний специалистов органа опеки.

Выделение типичных ситуаций позволяет понять, как они будут развиваться, как это скажется на ребенке. Например, последнее время значительно участились случаи, когда отцы отсуживают своего ребенка у его матери, что, на первый взгляд, может вызвать недоумение из-за несоответствия гендерному и культурному стереотипу.

Удобно рассматривать специфичность судебной экспертной деятельности в сравнении с другим видом психологического исследования, очень близкого по объекту изучения, а именно – психологическим исследованием по запросу отдела опеки и попечительства [5].

Процессуальная (работа судебного эксперта, работающего по определению суда) и непроцессуальная форма исследования (работа специалиста, действующего не в рамках ГПК, а выполняющий запрос ООП) имеет ряд существенных отличий.

Внешне проведение экспертизы и исследования (решаемые вопросы, алгоритм исследования) очень схоже. План работы.

  1. Получение письменного запроса.
  2. Приглашение сторон (по телефону или по почте).
  3. Диагностические беседы отдельно с каждым взрослым клиентом.
  4. Диагностика ребенка.
  5. Сбор дополнительной информации (знакомство с содержанием гражданского дела, беседа со специалистом ООП и т. д.).
  6. Анализ собранных данных, формулировка ответов и составление заключения.
  7. Передача заключения в инстанцию, из которой был запрос.

Однако имеются многие различия и в целях исследования, и в возможностях психолога. Ключевое отличие следующее. Реализация заявки отдела опеки и попечительства по сути своей является психологическим исследованием, предполагающим оказание помощи клиентам (ребенку и его законным представителям). Судебная психологическая экспертиза является деятельностью в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Экспертная деятельность жестко регламентирована Гражданским процессуальным кодексом (ГПК) [1] и Федеральным законом № 73 от 31.05.01 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации» (ФЗ № 73) [6].

Рассмотрим отличия процессуальной и непроцессуальной форм использования психологических знаний.

Для проведения психологического исследования необходима письменная заявка от руководителя ОПП на имя руководителя учреждения, в котором работает педагог-психолог, либо устная просьба. В случае если ООП намерен официально использовать данные исследования (рассматривать как основание для мирового разрешения спора, обращаться к ним на попечительском совете), то и заявка должна быть официальной. Официальный запрос отличается от других рабочих форм, например, направления семьи на консультацию к психологу.

Основанием для производства СПЭ является судебное определение. Это указано в ст. 79 ГПК «Назначение экспертизы» и ст. 80 ГПК «Содержание определения суда о назначении экспертизы».

Из этого следует, что СПЭ не может быть проведена по обращению одной из сторон судебной тяжбы непосредственно к психологу.

Кому может быть поручена данная работа?

В первом случае исследование проводят, как правило, психологи системы Минюста или муниципальных психологических центров. Обычно исследование осуществляют те психологи, с которыми у специалистов ООП налажены связи.

Во втором случае мы имеем указания в ФЗ № 73 и ГПК.

В статье 1 ФЗ № 73 «Государственная судебно-экспертная деятельность» формулировка следующая: «Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами…»

В статье 79 ГПК «Назначение экспертизы» говорится о том, что «Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам».

Кроме того, в ст. 41 ФЗ № 73 сделано уточнение, что «В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами», то есть выполнение экспертизы может быть поручено любому психологу, обладающему соответствующей квалификацией.

Инициировать психологическое исследование может специалист ООП, контролирующий соблюдение прав ребенка и работающий с конкретной семьей.

СПЭ может быть инициирована по ходатайству любой из двух сторон, участвующих в судебной тяжбе (может быть сделана через законного представителя), а также по инициативе суда, ООП. Назначение экспертизы происходит при подготовке дела к судебному разбирательству либо непосредственно в ходе его.

Заявка на проведение исследования может быть переправлена в исполняющее учреждение или специалисту в тот же день, когда и составлена (в том числе передана через самих клиентов). Сроки исследования для ООП могут быть оговорены как устно, так и в заявке. Общие сроки выполнения работ – от недели до одного месяца.

Судебное определение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента судебного решения. По истечении этого срока направляется в экспертное учреждение. Судебное определение также может быть составлено с пометкой «обжалованию не подлежит». В этом случае оно сразу направляется по адресу реализации экспертизы. Общие сроки выполнения работ – до одного месяца.

В определении может быть указано, до какого срока необходимо предоставить результаты экспертизы, а также отмечается, что на период ее проведения дело приостанавливается. Это связано с назначением судебных заседаний и динамикой судебного процесса.

Если экспертиза поручается конкретному учреждению, руководителем назначается психолог-эксперт, а также определяются сроки окончания экспертизы.

Психолог, выполняющий психологическое исследование по заявке ООП, отчитывается перед ООП, конкретно – перед специалистом, ведущим данное дело.

Эксперт посредством судебного экспертного заключения отчитывается непосредственно перед судьей, ведущим данное дело. Согласно ст. 16 ФЗ № 73 эксперт не имеет права передавать информацию о результатах экспертизы третьим лицам, а значит, не консультирует родителей, не знакомит их с содержанием заключения, не дает рекомендации. Родители могут получить консультацию психолога только после окончания судебного процесса, обратившись в частном порядке.

Психолог-эксперт предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

И при непроцессуальной и при процессуальной формах заключения психолога-эксперта могут быть доказательством по гражданскому делу.

Права и обязанности психолога

При непроцессуальной форме исследования педагог-психолог действует в рамках своего должностного функционала и этических принципов и правил работы психолога.

У эксперта есть специфические права и обязанности. Они регламентированы в следующих документах: ст. 85 ГПК «Обязанности и права эксперта», ст. 16 ФЗ № 73 «Обязанности эксперта», ст. 17 ФЗ № 73 «Права эксперта».

В обязанности эксперта входит «принять к производству порученную ему руководителем… судебную экспертизу», «провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам», «не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы», «обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела».

При этом эксперту нельзя «самостоятельно собирать материалы для судебной экспертизы и уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства». Протоколы наблюдений и бесед, детские рисунки, результаты выполнения диагностических методик должны сохраняться в архиве.

Смотрите так же:  Вакансия прокурора в крыму

Особо хочется выделить, что эксперт не в праве «сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших, вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела, а также осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта».

Эксперт вправе «ходатайствовать о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения», «имеет право знакомиться с материалами дела, просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования; задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям».

Вопросы к психологу

Здесь перечислены некоторые варианты вопросов, которые могут быть поставлены перед психологом. Вопросы формулируют судьи (в определении) и специалисты ООП (в заявке или устно). Цель изучения ситуации – оценить риски негативного влияния психического состояния, индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психическое состояние, особенности психического развития ребенка.

В обоих случаях на разрешение могут быть представлены следующие вопросы.

  • Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?
  • Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?
  • Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?
  • Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?
  • Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?
  • Каков уровень тревожности ребенка?
  • Каково отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

Содержание первичной консультации

В начале для проведения психологического исследования и экспертной процедуры приглашаются взрослые участники конфликта. Каждый приглашается в разное время, чтобы случайно не произошло встречи, без детей. На встречу необходимо принести паспорт для установления личности.

Цель первой встречи – собрать общие сведения, познакомиться с клиентами и содержанием конфликта, составить общее представление о ситуации. На первой встрече проводится также тестирование, но для этого может быть назначено и другое время. Если назначение встречи происходит по телефону, желательно на этом этапе обговорить краткий план, чтобы клиент мог располагать необходимым количеством времени.

1. Знакомство. Сбор общих сведений

  • о родителе (ф.и.о., возраст, образование, место работы, семейное положение, наличие других детей,…),
  • о ребенке (возраст, ОУ, группа/класс, дополнительные занятия и т. д.

Далее нужно выяснять ситуацию, начиная с содержания конфликта. Когда клиент приходит на встречу с психологом, к нему можно обратиться со следующей инструкцией: «Сейчас у вас есть возможность изложить свою точку зрения, описать свою позицию в вашей тяжбе. Мне как специалисту (эксперту) необходимо составить объективное представление о том, что происходит. А для этого надо понять мнение каждой стороны». Распространенной является ситуация, когда клиенты начинают рассказ с моментов, которые вызывают у них наибольшее напряжение, а значит косвенно или напрямую повествуют о реальных сторонах конфликта, мотивах, целях.

2. История конфликта

  • Что предшествовало данной ситуации?
  • Каково положение дел на сегодняшний день?
  • Какие цели преследует клиент?
  • Каким он видит разрешение конфликта?
  • Как будут разворачиваться события в случае достижения своей цели?
  • Как буду разворачиваться события в случае проигрыша?
  • Анализ ожиданий и страхов клиента по поводу конфликтной ситуации.

Клиенты часто рассказывают о конфликте в его развитии в ходе времени, начиная со свадьбы или даже еще раньше. Такой рассказ позволяет понять характер взаимоотношений между родителями ребенка (родителем и прародителем) в его развитии, во взаимосвязи с событиями жизни, отношениями с окружающими людьми. В этом случае вопросы психолога могут иметь уточняющий характер, иметь косвенную форму.

После того как составлена картина событий, выяснены хронологические подробности, происходит сбор информации о ребенке. Этот блок очень важен, и не только для получения сведений о ребенке. Формируется представление о том, насколько клиент вообще знает своего ребенка, насколько включен в его жизнь. Бывает, что родительские «воздушные замки» разбиваются именно о такие простые вопросы.

3. История развития ребенка

  • Особенности развития. Успехи в ДОУ, школьная успеваемость;
  • Состояние ребенка до начала конфликтной ситуации, во время оной, на сегодняшний день?
  • Отношения ребенка и родителя (законного представителя): характер, частота, степень близости?
  • Участие другой стороны (родителя, прародителя) в заботе, воспитании, образовании ребенка?
  • Отношение ребенка к родителям как к супружеской паре и к каждому в отдельности?
  • Отношения ребенка с другими окружающими людьми, сверстниками?
  • Взаимодействие с образовательными учреждениями, общественными институтами (отдел опеки, детская поликлиника и т. д.).

Исследование родителей не ограничивается диагностической беседой. Обычно на первой встрече, иногда – на отдельной, происходит оценка родительской позиции с помощью стандартизированных методик.

4. Диагностика родителя / законного представителя

  • Характер родительского отношения к ребенку.
  • Стиль воспитания, родительских установок.
  • Особенности психоэмоционального состояния родителя.
  • Характер знаний и представлений о воспитании, развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.
  • Истинные мотивы поведения, преследуемые цели.
  • Особенности конфликта между сторонами.

Обязательно на первой встрече необходимо поставить клиента в известность о том, какая дальнейшая работа будет обязательной, и какая может иметь место.

5. Оговаривается содержание дальнейшей работы

  • Диагностика ребенка (обязательно согласовать, в сопровождении кого из родителей ребенок придет на диагностику, если это уже не указано в заявке или судебном определении);
  • Подготовка заключения в соответствующую инстанцию (клиенты могут познакомиться с заключением в ООП/суде, участники судебного конфликта имеют право сделать себе копию).
  • Наличие или отсутствие права получить консультацию по результатам диагностики.

Деятельность эксперта ограничивается только экспертизой, результаты которой передаются в суд (ст. 85 п. 2 ГПК «Эксперт не вправе … сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего»). Эксперт – это диагност и аналитик.

При непроцессуальной форме исследования специалист и диагностирует, и консультирует, и сопровождает семью. В связи с этим бывают моменты этического характера: с одной стороны, он должен дать оценку, с другой – видит возможность изменить эту ситуацию. Сложность данной роли заключается в том, что если психолог семью консультирует, то есть устанавливает с клиентом отношения, ему сложно оставаться на уровне констатации. Клиенты, направленные к психологу из ООП, имеют право на получение консультации по результатам диагностики (после того как заключение будет иметь законченный вид); право получить помощь психолога.

Диагностическое обследование ребенка

По данному критерию различий в проведении психологического исследования и судебной психологической экспертизы нет. Для обследования ребенка выбирается специально подготовленное помещение. Диагностика ребенка предполагает первоначальное установление контакта с ним, использование диагностического инструментария, соответствующего возрастным особенностям детей, ведение протоколов, сбор продуктов продуктивной и творческой деятельности, при необходимости – фотографирование детских работ.

Тем не менее, ст. 84 ГПК «Порядок проведения экспертизы» содержит особые указания : п. 2. «Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований …». То есть психолог-эксперт при необходимости должен пояснить, почему экспертиза проводится не в здании суда, а предполагает целый ряд процедур в специальном учреждении. Далее, п. 3. « Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию». Обследование ребенка происходит без присутствия родителей, и это может вызвать сопротивление у законного представителя ребенка. Так же как и в предыдущем случае, необходимо тактично, но веско объяснить механизм влияния на ребенка присутствия третьих лиц, и следовательно, возможного искажения результатов обследования.

Для обследования ребенка следует подбирать психодиагностические методики, позволяющие оценить:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка,
  • индивидуальные потребности и ценности,
  • психоэмоциональное состояние,
  • особенности восприятия ребенком внутрисемейных отношений, межличностных отношений,
  • особенности отношений к конкретным людям и самому себе,
  • изучение возможности к адаптации и устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций.

Работа с ребенком

  • Проективная методика «Свободный рисунок» (диагностика актуальных потребностей и ценностей).
  • Проективная методика «Несуществующее животное» (изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка, автор М.З. Дукаревич).
  • Проективная методика «Рисунок семьи» (диагностика восприятия ребенком внутрисемейных отношений, автор Г.Т. Хоментаускас).
  • Проективная методика «Человек под дождем» (изучение возможности к адаптации и устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций, авторы Е. Романова и Т. Сытько).
  • Проективная методика «Незаконченные предложения» (модификация теста Сакса-Леви).
  • Тест Люшера (диагностика состояний и внутриличностных конфликтов).
  • Цветовой тест отношений (автор Эткинд).
  • Методика «Метаморфозы» (изучение «образа Я» ребенка, отношения к значимым взрослым, автор Ж. Руайер).
  • Методика «Почта» (диагностика отношения ребенка к членам семьи. Модификация А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой).
  • Методика Кооса, Методика «Рисунок человека» (изучение общего интеллектуального статуса).

Дополнительно для детей младшего дошкольного возраста

  • Проективные задания в песочнице.

На первый взгляд можно предположить, что более уместны структурированные методики, которые дают однозначный результат. Однако большой процент составляют проективные методики, так как именно они позволяют исследовать эмоционально-личностную сферу детей до 10 лет. Рекомендуется использовать сочетание разных видов методик.

Кроме того, необходимо изучение интеллекта ребенка.

Особую проблемы составляет исследование детей младшего дошкольного возраста. Необходимо использовать разработанные в детской психологии методы оценки психического развития.

Работа с родителями

  • Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
  • Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская)

Кроме письменных и печатных вариантов уместно использовать автоматизированные компьютерные системы.

При производстве СПЭ обязательным является и применение метода психологического анализа материалов гражданского дела.

Структура и содержание заключения должны соответствовать запросу. Информацию в отдел опеки не всегда необходимо представлять в письменном виде. Неоднократны случаи, когда сам процесс взаимодействия с психологом в ходе исследования по запросу отдела опеки помогал родителям осознать причины конфликтов, сделать необходимые изменения в своих родительских установках и поведении, нормализовать ситуацию. В этих случаях заключение как письменный документ, с которым бы специалисты ООП проделывали дальнейшую работу, теряет свою актуальность. Если же психолог дает заключение в письменной форме, оно должно соответствовать запросу, то есть содержать ответы на поставленные вопросы.

В случае подготовки заключения по результатам судебной психологической экспертизы надо помнить о строгой регламентации письменной формы и структуры этого документа. Структура заключения регламентирована ст. 86 ГПК «Заключение эксперта» и ст. 25 ФЗ № 73 «Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание».

Деятельность, выходящая за рамки обследования

После направления заключения в соответствующий орган работа психолога может быть окончена.

При взаимодействии с ООП психолог может быть приглашен на попечительский совет по разбору конфликтной ситуации, связанной с соблюдением прав ребенка, а также привлечен к дальнейшему психологическому сопровождению ребенка и его законных представителей: разработке рекомендаций по оптимизации отношений «ребенок-взрослый», организации коррекционно-развивающей работы. Участники исследования от ООП могут самостоятельно обращаться к психологу уже после окончания отношений с ООП, а могут получить это в качестве рекомендаций.

Эксперт может быть вызван в суд для личного участия в судебном заседании на допрос, в ходе которого он должен ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением. Эта обязанность эксперта может быть не реализована, если содержания заключения достаточно для дальнейшего решения спорного вопроса по существу. Согласно ст. 17 ФЗ № 73, эксперт может «делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний».

Экспертная психологическая деятельность предполагает наличие у специалиста соответствующей квалификации, опыта, знания этических принципов и границ компетенции. Прогностическая оценка возможных рисков развития ситуации делают экспертное исследование зоной особой профессиональной ответственности.