ТЯЖЕЛЫЕ (ОБЫЧНЫЕ) БЕТОНЫ

Цементы. В качестве вяжущего для тяжелых бетонов используют портландцемент и его разновидности: пластифицированный, гидрофобный, быстротвердеющий, сульфатостойкий и др., а также шлакопортландцементьг, пуццолановые портландцемента и иногда глиноземистые цементы.

Правильный выбор цементов для определенных изделий и конструкций с учетом технологии их изготовления и долговечной работы — одно из важнейших условий проектирования бетона.

При использовании специальных видов цементов свойства их могут быть изменены: например, применение сульфатостойких портландцементов резко улучшает стойкость в агрессивной среде и- морозостойкость бетонов, портландцементы с большим содержанием белита могут применяться для массивных бетонных конструкций и т. д.

Изменения свойств цементов можно добиться введением в них соответствующих химических добавок.

При использовании цементов необходимо помнить, что их характеристики, регламентируемые ГОСТ, не могут охватить всего разнообразия технических свойств. Поэтому наиболее правильно определять эти свойства непосредственными испытаниями в бетонах.

Заполнители. Заполнители в бетоне занимают 70—80% объема, позволяя экономить дорогостоящий цемент, препятствуют усадке цементного камня при твердении, воспринимают совместно с цементным камнем различные напряжения при твердении бетона и работе конструкции. От качества заполнителей зависят удобоукладьгваемость, прочность, долговечность и экономичность бетонов.

Требования к заполнителям регламентированы ГОСТ 10268-62. Они могут быть разделены на следующие основные группы: а) требования к прочности и морозостойкости, б) требования к зерновому составу, в) требования по ограничению примесей, г) дополнительные требования, устанавливаемые для специальных видов -бетонов.

Методы испытаний заполнителей изложены в ГОСТ 8269-64 и 8735-65 (описаны методы определения как нормируемых, так и ненормируемых, но важных для технологии бетона физико-механических свойств).

Прочность и морозостойкость следует определять только У крупного заполнителя. Прочность щебня может быть установлена по прочности исходной горной породы. Если таких данных нет, то прочность определяют для щебня так же, как и для гравия, испытанием материалов на дробимость в цилиндре.

Необходимо, чтобы прочность заполнителей была в 1,5 раза, а для высокомарочных бетонов >в 2 раза больше прочности бетона. Это требование ‘связано с тем, что упругость заполнителя выше упругости цементного камня, вследствие чего при совместной работе и одинаковых деформациях заполнители испытывают повышенные напряжения.

Морозостойкость крупных за-полнителей определяют либо замораживанием и оттаиванием, либо испытанием на «сохранность» в растворе сернокислого натрия.

Оценка прочности и морозостойкости песко,в производится косвенным способом по их минералогическому составу. Желательно преобладание в леске кварцевых зерен.

Зерновой состав заполнителей, косвенно характеризующий плотность их скелета и удельную поверхность, устанавливают рассевом через стандартные сита с размером отверстий 70, 40, 20, 10, 5 мм для .крупного заполнителя и 5; 2,5; 1,25; 0,63; 0,315; 0,14 мм для песка.

Рекомендуемые для использования в бетоне заполнители должны им-еть определенные зерновые составы, не выходящие из установленных ГОСТ пределов

Наибольшая крупность щебня (гравия) —Днаиб илиНК— определяется диаметром отверстий сита, где полный остаток составляет 0—5 %, наименьшая крупность—Днаим—диаметром отверстий сита с полным остатком 95—100%.

Желательно, чтобы зерна заполнителей имели изодиамет-рическую форму, близкую к форме шара и куба. Зерна плас тийчатой и игловатой формы ухудшают удобоукладываемост! и понижают прочность бетона, содержание их в крупном за полнителе не должно быть более 15%.

Резко отрицательно сказывается на качестве бетона при сутствие в заполнителях пылеватых, иловатых и глинисты. частиц, ухудшающих удобоукладываемость смесей и вызы вающих перерасход цемента. ‘Содержание этих частиц, опре деляемое отмучиванием, может быть -не -больше 1 % в круп ном заполнителе и 3% в песке.

Органические примеси в заполнителях замедляют твер дение бетона, а некоторые из них разрушают цементные .камень. Эти примеси обнаруживают при выдерживании заполнителей ^растворе едкого натра: растворяясь в нем i вступая с ним в реакцию, они вызывают потемнение раствора. Количество примесей определяется цветом раствора который должен быть не темнее установленного эталона.

Вода, Для затворения бетонных смесей необходимо «применять чистую ъоду из природных источников или систем водоснабжения. Нельзя использовать воды кислые, имеющие рН менее 4, сильно засоленные (более 5 г солей в 1 л), сульфатные, а также сточные воды промышленных предприятий.

Характеристика дорожного бетона

Строительство дорог – процесс, который существует много веков. Методами проб и ошибок подбирались материалы, которые обладают необходимой прочностью и износостойкостью. Ежедневные нагрузки, которым поддается дорожное покрытие, ставит для строителей много задач одновременно, главная из которых — сделать качественное дорожное покрытие. С этой целью применяют специальный бетон — дорожный.

Для чего используется? Виды

Дорожный бетон относится к тяжелым бетонам. Они применяются для укладки дорожного полотна и аэродромных покрытий. Он отличается тем, что способен выдержать постоянные большие нагрузки. Для того, чтоб свести стоимость к минимуму, необходимо сделать бетон максимально долговечным.

Для изготовления правильного раствора необходимо четко придерживаться рецептуры, утвержденной ГОСТ, в зависимости от места использования.

Дорожный бетон применяют для:

  • Изготовления однослойной плоскости или верхнего слоя многослойной. Требования к такому раствору максимально высокие, так как бетон будет изнашиваться не только от транспорта, но и от влияния окружающей среды.
  • Укладки нижнего слоя двухслойных покрытий. Изготовление такого вида более экономичное из-за меньших требований к его компонентам, а также от исключения влияния внешней среды.
  • Заливки основы для усовершенствованного типа. Требования к такому бетону невысокие.

В раствор добавляются примеси, что улучшают его стойкость к низким температурам, количество и вид которых зависят от климатических условий. Составляющие бетонов влияют на его износостойкость: чем он подвижней, тем менее устойчивым будут дорожные пути. Трасса, кроме нагрузок от транспорта, может поддаваться влиянию воды (снег, дожди), перепадов температур, поэтому дорожный бетон для его укладки должен быть качественным и прочным.

Состав. Особенности изготовления

Для стойкости и прочности применяют ряд специальных добавок, которые влияют на качественные характеристики. Полимерные примеси повышают прочность в дорожном бетоне, в том числе в агрессивной среде. Фиброволокно влияет на стойкость к динамическому воздействию, оно дает дополнительное армирование. Фибра повышает износостойкость, используется для автомагистралей.

В приготовлении раствора необходимо придерживаться пропорций цемента, песка и добавок (1:2:5). Для того чтоб дорожный бетон обладал всеми необходимыми характеристиками, необходимо выдержать правильное соотношение воды и цемента в растворе: 0,6 для нижних слоев; 0,5 для верхних, 0,75 для укладки основания. Если воды слишком много, это может влиять на «работу» добавок в растворе.

Диаметр частиц заполнителя: до 2 см в верхнем слое; до 4 см в нижнем. Зерна заполнителя влияют на монолитность основы, их количество не должно превышать 450 кг/м3, а для верхнего слоя – 500 кг/м3. Подвижность бетона не должна превышать 2 см. Для пористости применяют воздухововлекающие добавки. Этот параметр влияет на морозостойкость и переносимость химического воздействия.

Для ускорения твердения плоскости в процессе смешивания добавляют пластификаторы. Они добавляются перед укладкой бетона. Вместе с воздухововлекающими примесями и цементом они обеспечивают максимально высокие свойства бетона.

Все добавки должны использоваться согласно инструкциям производителей. Если одновременно применяется несколько примесей, то их количество вместе должно быть меньше 60 г/кг цемента. Раствор адаптируют по консистенции под устройства для укладки и условия окружающей среды.

Трасса чаще всего заливается растворами, которые изготавливаются на заводе. Такое изготовление имеет свои особенности. Основой таких растворов являются пластификаторы или гидрофобные портландцементы. Конечный состав смеси зависит от желаемого результата.

Для двухслойных автомобильных путей верхний слой изготавливается из портландцемента (марка М400 и выше), песка средних и крупных зерен, щебня среднего размера (прочность сжатия от 800 кг/м2). Для нижнего слоя можно использовать материал прочностью от М300.

Если трасса прокладывается в условиях, где возможны критично низкие температуры, используются добавки для повышения морозостойкости. Такая примесь выбирается в зависимости от того, какая в местности среднемесячная температура в холодное время.

Характеристики дорожного бетона

  • Микротрещины. Строительство часто происходит в плохих погодных условиях, поэтому раствор должен обеспечивать низкий уровень образования микротрещин при твердении бетона.
  • Стойкость к внешним воздействиям. Дорожные пути постоянно поддаются влиянию вибраций от транспорта.
  • Химическая стойкость. В зимнее время дороги покрывают веществами, что уменьшают скольжение по льду.
  • Растяжение. Большая нагрузка в дорожных бетонах падает не только на сжатие, но и на растяжение.
  • Прочность и морозостойкость. Чем выше показатели в этой категории, тем дольше будет срок эксплуатации, а это значит, что затраты на ремонтные работы будут меньше.

Вернуться к оглавлению

Зернистые заполнители дозируются по отдельности каждый. Цемент, заполнители и добавки добавляются по весу. Дорожный бетон изготавливают в бетономешалке принудительного действия. После добавления всех компонентов их необходимо смешивать еще около минуты. Для того, чтоб покрытие было равномерным, каждый слой заливается только из одного смесителя.

Работа с участком

Для того, чтоб минимизировать влияние воды, участок под него поднимают, а также регулируют уклон.

Если целью работ является не укладка новой трассы, а нанесение бетона на уже имеющееся полотно, задача значительно упрощается, так как не нужно ждать утрамбовки бетона. Рабочий участок очищается. Площадь выравнивается, чтоб не было бугров и ям. Участок покрывается крупным песком (30-50 мм), после чего — таким же слоем щебня. Делают опалубку. Не нужно заливать бетоном сразу весь участок. Через небольшие расстояния необходимо оставлять зазоры.

Смотрите так же:  Мировой суд дзержинского района оренбург участок 1

Перед тем как начинать укладку раствора, необходимо проверить составляющие материалы. Это делают для того, чтоб проверить, дадут ли те или иные добавки необходимые качества материалу. Результат исследования должен быть записан в протоколе по каждому параметру отдельно. Такой документ является частью договора на строительные работы.

Если строительство другого объекта проводится в такой же местности и условиях окружающей среды, позволяется использовать предыдущие данные, но при этом они не должны быть старее 24 мес. Образцы могут быть затребованы заказчиком. Если материалы поставляются с производства, необходим также заводской контроль качества.

Дорожный цементный бетон – это многокомпонентный материал, который должен соответствовать не только условиям эксплуатации, но и нормам ГОСТ. Его состав и свойства зависят от внешних факторов и подбираются в каждом конкретном случае.

Блестящий выбор

Современные требования к металлическим изделиям, которые используются в строительстве (сантехнические приборы, фурнитура, кровельные материалы и т.д.) уходят намного дальше таких понятий, как прочность, надежность, долговечность. С каждым годом все более актуальными становятся вопросы дизайна, цвета, формы изделий.

Требования к составляющим бетонной смеси. Контроль качества арматуры

Требования к составляющим бетонной смеси

Контроль качества бетонных и железобетонных работ осуществляют на всех этапах их производства, начиная с изготовления бетонной смеси и кончая твердением уложенного бетона.

Качество готового бетона и железобетонного изделия во многом зависит от состава бетонной смеси и качества составляющих материалов. Состав бетонной смеси подбирается в строительной лаборатории из условия получения при минимальном расходе цемента бетона, имеющего необходимые прочность и свойства.

Качество железобетона в изделиях, стройэкспертиза — здесь

Марку применяемого цемента назначают в зависимости от требуемой прочности (марки) бетона.

Для приготовления бетонов применяют различные цементы, выбор которых следует производить с учетом рекомендаций, приведенных в табл. 2.51. Марку применяемого цемента назначают в зависимости от требуемой прочности (марки) бетона.

Заполнители (песок, гравий и щебень) образуют в бетоне жесткий скелет и уменьшают усадку при твердении цементного камня. Зерна заполнителей должны быть твердыми и прочными, нерастворимыми в воде, не содержать вредных примесей более установленного предела. В целях уменьшения расхода цемента необходимо подбирать зерновой состав заполнителей, обеспечивающий плотную структуру бетона.

Песок, являющийся мелким заполнителем, состоит из зерен размером 0,14-5 мм. Свойства и качество бетона в значительной мере зависят от гранулометрического состава, формы зерен песка и его чистоты. Гранулометрический (зерновой) состав песка является основным показателем его качества. Качество песка проверяют в строительной лаборатории путем испытания его согласно действующим ГОСТам.

Крупный заполнитель (щебень и гравий) имеет зерна размером 5-70 мм. Щебень получают дроблением различных горных пород. Чаще всего для приготовления бетонов марки М300 и выше употребляют щебень из изверженных горных пород (гранита, базальта и др.), так как прочность исходного материала в насыщенном водой состоянии должна не менее чем в 1,5-2 раза превышать марку бетона. Зерна щебня имеют угловатую форму и шероховатость, поэтому сцепление щебня с цементно-песчаным раствором больше, чем гравия. Содержание в щебне вредных органических примесей обычно незначительно. Гравий, добытый в карьере, по качеству и гранулометрическому составу редко удовлетворяет требованиям, предъявленным к крупному заполнителю, поэтому его промывают и рассеивают на фракции, одновременно удаляя вредные примеси – глину и органические вещества. Гравий, как правило, состоит из зерен округленной формы, поверхность которых часто бывает окатанной и гладкой. Для приготовления высокомарочных бетонов такой гравий дробят.

Качество крупного заполнителя определяется лабораторными испытаниями в соответствии с действующими стандартами. Гравий и щебень из гравия при обработке их раствором едкого натра при колориметрической пробе на органические примеси не должны придавать раствору окраску темнее цвета эталона.

Крупные заполнители по сортности делятся на рядовые (крупностью 5-40 и 5-70 мм) и сортовые (крупностью 5-10, 10-20, 20-40 и 40-70 мм). По существующим нормативам, наибольший размер зерен крупного заполнителя должен быть не более 1/3 наименьшего размера бетонируемой конструкции и не более 3/4 наименьшего расстояния между стержнями арматуры. При бетонировании плит допускается применять заполнитель с наибольшей крупностью зерен, равной половине толщины плиты.

Для тонкостенных густоармированных конструкций следует применять заполнитель крупностью до 20 мм, а для более массивных конструкций – до 70 мм. Содержание зерен крупнее установленного наибольшего размера допускается в количестве не более 5 % массы щебня или гравия.

При изготовлении ответственных железобетонных конструкций рекомендуется применять фракционированный заполнитель, состоящий из трех фракций: 5-10, 10-20 и 20-40 мм. Пропорция смешивания этих фракций должна обеспечивать получение бетонной смеси средней плотности, подбирают ее опытным путем в лаборатории.

При применении в качестве крупного заполнителя известняковой щебенки следует учитывать, что прочность известняков различна. Поэтому известковый камень необходимо предварительно испытывать на прочность, а также на водопоглощение и морозостойкость.

Вода. Для приготовления бетонных смесей и поливки уложенного бетона применяют питьевую или любую природную воду, не содержащую вредных примесей, препятствующих нормальному схватыванию и твердению бетона. К вредным примесям относятся сульфаты, минеральные и органические кислоты, жиры, сахар и др. Вода считается пригодной для затворения бетонной смеси, если общее содержание в ней солей не превышает 5 000 мг/л, содержание сульфатов (сернокислого кальция, натрия или магния) меньше 2 700 мг/л и водородный показатель рН более 4.

Морскую воду, если она соответствует указанным выше требованиям, разрешается применять для за-творения и поливки бетона. Промышленные, сточные и болотные воды, содержащие вредные примеси, для затворения и поливки бетона не рекомендуются.

Пригодность воды для бетона устанавливается химическим анализом, а также сравнительными испытаниями бетонных образцов на прочность. Вода считается пригодной для затворения бетона, если приготовленные на ней образцы бетона в возрасте 28 сут. нормального твердения имеют не меньшую прочность, чем образцы бетона на чистой питьевой воде.

Добавки для приготовления бетона. Для улучшения физико-механических свойств бетонной смеси, а также для экономии цемента при приготовлении бетонной смеси используются химические добавки.

Выбор требуемого вида добавок или их сочетания с учетом условий эксплуатации железобетонных конструкций и количества вводимой добавки производят в соответствии с рекомендациями по применению химических добавок в бетоне. Оптимальное количество добавок устанавливается экспериментально при подборе состава бетона в строительной лаборатории.

Во всех случаях приготовления бетона с применением химических добавок должен быть установлен тщательный лабораторный контроль за качеством и точностью их дозировки.

Контроль качества арматуры

Арматуру для железобетонных изделий, как правило, изготавливают в механизированных и автоматизированных мастерских или цехах. Изготовление арматуры вне строительной площадки не освобождает производителя работ и мастера от контроля качества поступающей арматуры. Приемка арматурной стали и контроль ее качества производятся в соответствии с СНиП III-15-76.

Класс арматурной стали определяется по профилю стержней и по окраске их торцов. Так, арматурная сталь класса A-I имеет гладкий профиль; класса А-II – периодический профиль с поперечными выступами, идущими по винтовой линии; классов А-III и A-IV – периодический профиль с выступами в виде «елочки». Концы арматурных стержней из стали класса A-IV окрашивают в белый цвет; из стали класса Aт-V – в синий; из стали класса Aт-VI – в желтый и из стали класса Ат-VII – в зеленый цвет.

Всю поступающую на строительство арматуру, сварные сетки и каркасы принимают по сертификатам и размещают в закрытых складах или под навесом партиями, раздельно по маркам и диаметрам. Сталь, поступающую без сертификатов, перед применением испытывают в соответствии с действующими ГОСТами на растяжение и загиб в холодном состоянии, а если она предназначена для сварки, то и на свариваемость.

Принимая готовую арматуру, производитель работ или мастер обязан проверить соответствие вида, диаметра и марки арматурной стали требованиям, указанным в рабочих чертежах проекта.

При отсутствии требуемой для изготовления арматуры стали можно использовать сталь, вид и диаметр которой отличаются от проектных. В этом случае вид арматуры, число и диаметр стержней, а также их расположение, способ анкеровки, соединения и стыкования назначают в соответствии с указаниями СНиП II-21-75 по проектированию бетонных и железобетонных конструкций. Все изменения должны быть согласованы с автором проекта и утверждены техническим руководством предприятий или строящегося объекта.

Заготавливают сварные арматурные каркасы, сетки, отдельные стержни и контролируют все виды сварки арматуры согласно нормативным документам.

При поступлении на строительную площадку сварных каркасов из горячекатаной стали гладкого или периодического профиля следует проверять их соответствие требованиям технических условий.

Сварные соединения стержней диаметром до 40 мм должны удовлетворять следующим требованиям: места соединения должны иметь не менее двух фланговых швов; высота сварного шва должна быть равна 0,25d одного из стыкуемых стержней, но не менее 4 мм; ширина сварного шва должна составлять 0,5d стержней, но не менее 10 мм; накладки из круглой и полосовой стали должны быть парными (из двух стержней).

Площадь сечения накладок из стали той же марки, что и стыкуемые стержни, должна быть больше площади сечения этих стержни. Эта величина зависит от марки стали. Общая длина сварных швов при соединении внахлестку или на каждой половине накладки должна быть равна 10d – для горячекатаной стали периодического профиля и 3d – для гладкого профиля.

Смотрите так же:  Налог за участок 30 соток

Качество сварки при любом методе стыкования стержней контролируют работники строительной лаборатории, испытывая образцы на растяжение.

Качество стыковых соединений в арматурных стержнях, сетках и каркасах определяют осматривая, замеряя швы и простукивая их молотком. Качество соединений считается удовлетворительным, если стыки не имеют подрезов, трещин, больших наплывов металла, а сталь при простукивании молотком не издает дребезжащих звуков. Размеры швов измеряют металлическим метром или штангенциркулем. У стержней, состыкованных контактной электросваркой, кроме того, необходимо систематически проверять совпадение осей стержней по длине. Смещение осей стержней определяют специальной линейкой, имеющей посередине выемку для обхода стыка.

Сварные арматурные сетки и каркасы при установке в проектное положение часто стыкуют внахлестку. В направлении рабочих стержней стыки сварных каркасов и сеток выполняют внахлестку путем перепуска их на проектную длину.

При стыковании стальных сеток и каркасов без сварки следят за выполнением следующих требований:
– в каждой сетке из гладких стержней на длине перепуска должно быть расположено не менее трех поперечных стержней;
– в сетках из стержней периодического профиля, расположенных в растянутой зоне конструкций, приваривать поперечные стержни в пределах стыка не обязательно, но длину нахлестки в этом случае увеличивают на 5d стыкуемых стержней, при этом рабочие стержни рекомендуется располагать в одной плоскости.

Сварные стыки в направлении монтажных стержней выполняют внахлестку, причем расстояние между осями крайних рабочих стержней зависит от диаметра d распределительной арматуры: не менее 50 мм при d менее 4 мм и 100 мм при d от 4 до 16 мм. При d равном16 мм и более стыки сварных сеток в направлении монтажных стержней осуществляются путем укладки дополнительных сварных сеток с перепуском в каждую сторону на 15d, но не менее 100 мм. Стыки, оканчивающиеся на свободной опоре, должны иметь не менее одного поперечного стержня, расположенного за гранью опоры.

При монтаже арматуры необходимо следить за тем, чтобы был обеспечен зазор между стержнями и опалубкой, соответствующий толщине защитного слоя бетона. Толщину защитного слоя бетона для рабочей арматуры устанавливают по чертежам и обеспечивают ее бетонными подкладками, которые укладывают под арматуру или прикрепляют к вертикальным стержням. После установки арматурных каркасов бригадир бетонщиков обязан лично проверить их положение и положение отдельных стержней. Отклонения установленной арматуры от проектного положения не должны превышать допусков, приведенных в СНиП III-15-76.

До укладки бетона составляют акт на скрытые работы, который подписывают производитель работ, представители заказчика и авторского надзора. В нем указывается, уложена ли арматура по проекту, а если допущены отступления, то какие (например, замена профилей марок, площади поперечного сечения, изменение числа стержней).

Требования к цементу, воде и мелкому заполнителю – песку как основным компонентам при изготовлении бетона

Бетоны по структуре являются искусственными камнями. Их получают путем тщательного перемешивания четырех основных составляющих компонентов: минерального или органического вяжущего вещества, воды, мелкого и крупного заполнителя, и последующего отвердевания полученной смеси. Наиболее широко применяются бетоны на цементном вяжущем. Варьируя количественное соотношение компонентов и используя различные технологические приемы изготовления, удается получать бетоны с самыми разнообразными эксплуатационными свойствами. Требования к составляющим компонентам бетона определены соответствующими ГОСТами, поскольку отклонения от нормативов стандартов приведут к изменению характеристик бетона и его эксплуатационных свойств.

Основным материалом, определяющим механические свойства бетонов, является цемент. В случае неправильного выбора вида цемента не будут обеспечены прочность и скорость твердения бетона, а перерасход цемента может существенно повлиять на рентабельность строительства. В зависимости от назначенной проектной марки бетона по специальным таблицам определяется марка цемента. При выпуске бетона недобросовестные производители используют весь имеющийся под рукой цемент, причем, не только не обеспечивающий критерии качества заданной бетонной продукции, но и потерявший свою активность из-за длительного хранения и не соблюдения правил хранения. Следует учитывать, что за год хранения активность цемента существенно снижается (на 30-40 процентов), поэтому в силосах цемента рекомендуют иметь запас цемента, не превышающий 10-дневную производительность БРУ. Строительные нормы требуют перед употреблением цемента, который долго хранился на складе, подвергать его лабораторным испытаниям для определения фактической активности или марки.

Для воды, используемой при производстве бетона, требования категорически однозначны. В ней не должно быть растворенных примесей, препятствующих твердению цемента. Поэтому не допускается использовать болотную и морскую воду, сточные воды, воду, загрязненную нефтепродуктами. Установлен норматив водородного показателя — не менее рН 4.

В качестве мелкого заполнителя как компонента для производства бетона применяют природные и искусственные пески. Очень важно, чтобы пески были местными, а не дальнепривозными, иначе стоимость бетона резко возрастет. Мелким заполнителем принято считать песок с зернами размером от 0,16 до 5мм. В зависимости от размера зерновой фракции песок подразделяют на крупный, средний, мелкий. Зерновой состав песка определяют при помощи стандартного набора сит с отверстиями различных диаметров. В песке не допускается наличие зерен крупнее 10мм и не более 5 процентов – зерен от 5 до 10мм. Также не должно быть более 10 процентов по массе зерен размером менее 0,16мм. В природном песке не должно содержаться органических примесей, поскольку гумусовые остатки носят кислотный характер и способны разрушить бетон.

Брусчатка и тротуарная плитка


ООО «Арена»
г. Ижевск, ул. Маяковского 13
Email: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Телефон: (3412) 51-22-73
Факс: (3412) 51-22-73

Требования в соответствии с классами экспозиции

Для различных классов экспозиции устанавливаются различные требования к составу бетонной смеси. В таблицах 4 и 5 приведены предельные значения состава бетонной смеси, которые должен учитывать производитель на основании установленных классов экспозиции. В основном должны быть выполнены следующие требования:

◊ максимальное в/ц отношение (max w/z или max (w/z)eq)
◊ минимальное содержание цемента (min z)
◊ класс бетона по предельной прочности на сжатие (min fck)

В отдельных случаях устанавливаются особые требования к исходным веществам, поверхности бетона или содержанию воздуха в свежей бетонной смеси. Так как с одной стороны нагрузка, вызванная водой, содержащей хлорид, включая
размораживающие соли (XD), и с другой стороны, хлоридами, содержащимися в морской воде, почти одинакова, то и к составу бетонной смеси выдвигаются одинаковые требования.
В отношении долговечности для отдельных классов экспозиции в определенных обстоятельствах необходимо обратить внимание на правила по использованию цемента. Более подробную информацию можно посмотреть в спецификации B 1 «Цемент и его производство».
В соответствии с директивой Немецкого комитета по железобетону «Массивные сооружения из бетона» для массивных конструкций (минимальный размер конструкции > 80 см) действуют другие требования.
В случае, когда конструкции соответствуют несколько классов экспозиции, важными являются самые высокие требования к свойству бетона, например минимальное требуемое водоцементное отношение и минимальное содержание цемента. Для армированных наружных конструкций из монолитного бетона (например, лестничные площадки на улице), повергающихся воздействию размораживающих солей, это означает, например, что в соответствии с классами экспозиции XC4, XF4 и XD3 предельное значение эквивалентного водоцементного отношения составляет 320 кг/м и класса предельной прочности на сжатие C30/37.

1 Разрушение бетона под воздействием мороза
Для достижения необходимой удобоукладываемости в свежеприготовленную бетонную смесь добавляют, как привило, большее количество воды, чем требуется для гидратации цемента. В последствии эта избыточная вода образует в затвердевшем бетоне систему пор (капиллярные поры). При воздействии мороза вода, находящаяся в порах полностью или частично замерзает, а образуемый в результате замерзания лед оказывает давление на стенки пор, которые могут привести при ненадлежащем приготовлении бетонной смеси к разрушению ее структуры. При дополнительном воздействии размораживающих веществ эта нагрузка может значительно усиливаться. Воздействие низких температур определяется классами экспозиции XF. Требования к составу бетонной смеси при такой нагрузке приведены в таблице 5. Примеры бетонных поверхностей, подвергаемых воздействию мороза, и их классификация приведены в таблице 2.

Таблица 4: Предельные значения для состава бетонной смеси и ее свойств для классов экспозиции X0, XC, XD и XS, а также для бетона с высоким сопротивлением проникновению воды.

отсутст
вие
риска
разреш
ения

Бетон с высоким сопротивлением
проникновению воды 4)6)

Хлориды не из морской воды Хлориды из морской воды

толщина строительн ого элемента d ≤ 40 см

толщина строительн ого элемента d > 40 см

max w/z или max (w/z)eq

1) Только для легкого бетона
2) Для ячеистого бетона, например, на основании одновременных требований класса экспозиции XF класс прочности ниже
3) При максимальном размере зерна 63 мм минимальное содержание цемента (min z) должно быть уменьшено на 30 кг/м
4) При определении сопротивления проникновению воды на образцах для испытания необходимо согласовать методы испытаний и критерии соответствия
5) Для бетонов для несущих конструкций
6) Для водонепроницаемых сооружений из бетона согласно директиве «Водонепроницаемые сооружения из бетона» частично действуют другие требования.
7) Для медленно или очень медленно твердеющего бетона (г 1)

Смотрите так же:  Мегафон заявление на смену оператора

max w/z или max (w/z)eq

1) Может использоваться только зернистый заполн технических требований стандарта DIN V 20000-103
2) Только для легкого бетона
3) Дл ячеистого бетона, например, на основании одновременных требований класса экспозиции XF класс прочности ниже
4) Допустимо добавление присадок типа II, недопустим учет в содержании цемента и водоцементном отношении
5) При максимальном размере зерна 63 мм минимальное содержание цемента (min z) должно быть уменьшено на 30 кг/м3
6) Максимальное содержание цемента z = 360 кг/м3, не распространяется на высокопрочный бетон (класс прочности ≥ C55/67)
7) Среднее содержание воздуха в свежеприготовленной бетонной смеси непосредственно перед укладкой: максимальный размер зерна 16 мм ≥ 4,5 % по объему; максимальный размер зерна 32 мм ≥ 4,0 % по объему, максимальный размер зерна 63 мм ≥ 3,5 % от объема. Отдельные значения не должны быть меньше этих показателей более чем на 0,5 % от объема. Для жидкого бетона минимальное содержание воздуха должно быть увеличено на 1 % от объема.
8) Землистовлажный бетон с водоцементным отношением ≤ 0,40 может производиться без воздушных пор
9) Необходима защита бетона, при необходимости отдельная экспертиза для специальных решений
10) Например, вакуумирование и шлифование бетона машинами
11) Для медленно или очень медленно твердеющего бетона (Г F4) минимальное содержание должно быть увеличено на 1 % от общего объема. В этом случае необходимо обратить внимание на инструкцию научно-исследовательского института путей сообщения по производству и укладке ячеистого бетона.

Зернистый заполнитель для бетона классов экспозиции XF должен соответствовать требованиям и дополнительно быть устойчивым к замерзанию (F4, F2) или замерзанию и таянию (MS25, MS18) в соответствии со стандартами DIN EN 12620, DIN V 20000-103 и -104. Для сооружений, находящихся в компетенции Федерального министерства транспорта, строительства и городского развития, действуют требования в соответствии с дополнительными техническими договорными условиями и техническими условиями поставки (TL Gestein-StB 2004). Предельные значения содержания мелкодисперсной взвеси представлены в таблице 3. Правила по использованию цемента можно найти также в спецификации B 1 «Цемент и его производство».
Мероприятия по контролю за бетоном на строительной площадке регулируются стандартом DIN 1045-3. Бетон с классом экспозиции XF1 относится к классу контроля 1 (бетон для сооружений в соответствии с дополнительными техническими договорными условиями для инженерных сооружений с классом экспозиции XF1 может относиться к классу контроля 2); бетон с классами экспозиции XF2, XF3 и XF4 относится к классу контроля 2 (или с классом прочности > C55/67 — к классу контроля 3).

Ячеистый бетон класса экспозиции XF4 должен подвергаться воздействию размораживающих веществ только в том случае, если он достиг необходимой прочности и мог высохнуть по меньшей мере одни раз. Для бетонных поверхностей, создаваемых в осеннее время года, в соответствии с дополнительными техническими договорными условиями для бетона/железобетона рекомендуется проводить пропитку бетонной поверхности средствами для защиты от воздействия размораживающих веществ. Более подробная информация представлена в дополнительных технических договорных условиях для BEB- StB [18]. Для других бетонных поверхностей, которые подвергаются воздействию размораживающих веществ до первого высыхания, также может использоваться данное предписание.

2. Разрушение бетона под воздействием агрессивной химической среды

На бетон могут оказывать воздействие определенные вещества. Устойчивость к химическим воздействиям предполагает высокую плотность бетона и, в случае необходимости, содержание соответствующих исходных веществ. Разрушающе на бетон действуют вода и грунты, имеющие высокую концентрацию свободных кислот, сульфатов, определенных солей магния и аммония или определенных органических соединений. Агрессивность мягкой воды при воздействии на плотный бетон незначительна. При наличии разрушающих веществ речь идет главным образом о водных растворах различных концентраций и о воде (например, болотная вода). Такую воду можно опознать по следам выделяющихся солей, темному цвету, запаху гнили, поднимающимся пузырькам газа и др. Твердые, сухие вещества и газы в целом разрушают сухой бетон незаметно. При взаимодействии с водой твердые вещества, агрессивные по отношению к бетону, например, в грунте, растворяются и образуют растворы, оказывающие разрушающее действие. Газы могут глубоко проникать в сухой бетон и образовывать с влагой, содержащейся в порах бетона, разрушающие растворы.

В зависимости от принципа действия веществ, разрушающих бетон, различают разрушения вызванные расширениями и растворами. Разрушение, вызванное расширением, определяется в первую очередь сульфатами, растворенными в воде и вступающими в реакцию с определенными компонентами цементного камня; при этом образуется эттрингит. С этим связано увеличение объема, которое может повлиять на подвижность бетона. Разрушение, вызванное растворами, характеризующееся выделением из цементного камня известкового раствора, может быть вызвано воздействием кислот, взаимозаменяемых солей, а также растительным и животным жиром и маслами. При этом в большинстве случаев происходит медленное изнашивание поверхности бетона.

При планировании строительных работ необходимо своевременно проводить исследования по оценке химического воздействия воды и/или грунта, чтобы во время определить необходимые технологические и конструктивные меры. В таблице 6 представлены предельные значения для оценки грунтовых вод и грунта, оказывающих химическое воздействие, при натуральном составе смеси. На этом основании выделяются классы экспозиции XA1, XA2 или XA3. Требования к составу бетонной смеси определяются в соответствии с таблицей 5. Воздействие химических веществ, не использованных в DIN EN 206-1, должно быть определено в каждом отдельном случае. Преимущественно это смеси зернистого заполнителя с низким содержанием песка и по возможности низким водопотреблением. Для хорошей обработки и закрытой структуры бетона необходимо достаточное содержание мелкодисперсной взвеси.
Компонентами грунтов, разрушающими бетон, являются преимущественно кислоты и сульфаты. При наличии темного, богатого перегноем грунта следует рассчитывать на воздействие кислот. Легкорастворимые сульфаты встречаются чаще всего в окружении соляных штоков, но также и в органических грунтах. Для зон сброса промышленных отходов требуется отдельная оценка специалиста.

Бетон класса экспозиции XA3 должен быть дополнительно защищен от непосредственного контакта с разрушающими веществами, если экспертизой не предписано другое решение. В качестве защитных мер могут рассматриваться защитные покрытия (окрашивание, покрытие) или прочная одежда (гидроизоляционный материал из синтетической пленки или пропитанного или покрытого защитным слоем толи, облицовка плитами). Контроль на стройке для бетона класса экспозиции XA осуществляется в соответствии с DIN 1045-3 согласно классу контроля 2 (или для класса прочности > C55/67 — классу контроля 3).

3 Разрушение бетона в результате износа

Подверженность износу может быть вызвана буксующим или движущимся транспортом (например, проезжая часть, пол цехов), скользящим насыпным материалом (например, в бункерах), ударяющими движениями тяжелых предметов (например, в мастерских, на погрузочных рампах) или быстро текущей или переплавляющей твердые материалы водой (например, в водобойных колодцах). Эти нагрузки могут привести к изнашиванию поверхности или к локальным углублениям на поверхности бетона, не имеющего достаточного сопротивления истиранию.
Подверженность износу несущих и усиленных бетонных полов регулируется в стандарте DIN 1045 классами экспозиции XM (смотри таблицу 5). В зависимости от интенсивности ожидаемого износа различают классы XM1, XM2 или XM3. Для сравнимой нагрузки на поверхность бетонов, находящихся вне области действия стандарта, целесообразно руководствоваться ссылкой на требования к технологии бетона для классов XM. При нагрузке, вызванной истиранием, в зависимости от трения и неровности контактной поверхности могут вырываться мелкозернистые компоненты. Эта нагрузка приводит к изнашиванию поверхности. Причинами такого разрушения могут быть транспортные средства, совершающее резкое торможение или проезжающие повороты, или тяжелые передвижные предметы.

Нагрузка, вызванная движением, может образовываться как от жестких, так и от мягких шин колес. Из-за торможения или буксования между шинами и бетонной поверхностью возникает шлифующая или истирающая нагрузка. Из-за мягких шин, в частности шин с гидрозацепами, на бетонную поверхность оказывает влияние дополнительно эффект воздушной подушки. С помощью жестких шин на бетонную поверхность влияние оказывает растирающая или ударяющая нагрузка. Последствием является то, что отдельные компоненты зернистого заполнителя ослабевают и выламываются. Названная выше нагрузка образуется, например, из-за движения по поверхности резиновых шин (мягкая) или шин из полимерного материала (жесткая).

Таблица 6: Предельные значения для классов экспозиции при химическом воздействии натуральных грунтов и грунтов