Нормы наработки (сроки службы) до ремонта и списания

Межремонтным пробегом машины называется пробег в километрах с момента изготовления или после среднего (капитального) ремонта до очередного ремонта.

Нормы наработки до ремонта автомобильной техники устанавливаются для машин интенсивного использования. Использование считается интенсивным, если машина вырабатывает установленную норму наработки до капитального ремонта в течение не более 12 лет.

Действующие нормы наработки межремонтных пробегов машин и агрегатов установлены приказом МО РФ №370, 1996 г.

Марка машины

Для новых машин

Для машин после капитального ремонта

До списания

При использовании АТ в войсках указанные нормы снижать на 25%.

Нормы пробега машин до среднего ремонта составляют для новых машин не менее 60%, для машин, прошедших капитальный ремонт не менее 50%.

Нормы межремонтных пробегов корректируются коэффициентом в зависимости от:

  1. Категории дорожных условий эксплуатации К-1,
  2. Природно-климатические условия К-2.
  3. Тип машин и характер их использования К-3.

Итоговый коэффициент корректирования норм наработки до капитального ремонта и списания К определяется перемножением коэффициентов К-1, К-2, К-3.

Значение этих коэффициентов определены приказом МО РФ №370 и не должны быть менее 60% от установленных норм.

За срок службы машина, как правило, подвергается одному капитальному и двум средним ремонтам не считая текущих. Допускается три СР без капитального ремонта до списания.

Приказ Министра обороны РФ от 16 июня 2016 г. N 350 «О Нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники, автомобильного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации и их применении»

Приказ Министра обороны РФ от 16 июня 2016 г. N 350
«О Нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники, автомобильного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации и их применении»

1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 2016 г.:

Нормы наработки (сроки службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу);

Руководство по применению Норм наработки (сроков службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение N 2 к настоящему приказу).

2. Признать утратившим силу с 1 августа 2016 г. приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 сентября 2006 г. N 300.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Министра обороны РФ от 16 июня 2016 г. N 350 «О Нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники, автомобильного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации и их применении»

Нормы наработки (сроки службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации и Руководство по применению Норм наработки (сроков службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденные настоящим приказом, вводятся в действие с 1 августа 2016 г.

Текст приказа официально опубликован не был

Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 7 октября 1996 г. № 000 (стр. 1 )

Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 7 октября 1996 г. № 000

1. Утвердить прилагаемое Руководство о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Разрешить начальнику Главного автобронетанкового управле­ния Министерства обороны Российской Федерации устанавливать временные нормы наработки (сроки службы) до ремонта и списания новых образцов автомобильной техники, пнев­матических шин, аккумуляторных батарей и приборов ночного виде­ния для автомобильной техники, принимаемых на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации, уточнять нормы наработки (сроки службы) до ремонта и списа­ния отдельных образцов автомобильной техники, автомобильных и тракторных двигателей стационарных и передвижных установок, пневматических шин, аккумуляторных батарей по мере совер­шенствования их производства и результатам эксплуатации в войсках (силах).

3. Считать не действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации приказ Министра обороны СССР 1985 года № 000

4. Приказ разослать до отдельной роты.

Первый заместитель Министра обороны

Российской Федерации А. КОКОШИН

Приложение к приказу

Министра обороны Российской

Федерации 1996 года № 000

о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники

и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Нормы наработки (сроки службы) до ремонта и списания автомобильной техники[1] и имущества, предусмотренные настоящим Руководством, распространяются на автомобили, специальные ко­лесные шасси, автомобильные базовые шасси вооружения и военной техники видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск и служб, автомобильные шасси, многоосные колесные тяже­лые тягачи, гусеничные тягачи, транспортеры-тягачи и транспортеры, тракторы, прицепы и полуприцепы, автомобильные кузова-фургоны, унифицированные многоцелевые кузова-контейнеры типа КК, автомобильные и тракторные двигатели стационарных и передвиж­ных установок, пневматические шины[2], аккумуляторные батареи и приборы ночного видения для автомобильной техники, нахо­дящиеся в воинских частях, военно-учебных заведениях, органи­зациях Вооруженных Сил Российской Федерации[3], в том числе и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, не состоящих на сметно-бюджетном финансировании.

Смотрите так же:  Образец заполнения заявление на получение материнского капитала

2. Нормы наработки до ремонта и списания устанавливаются для машин интенсивного использования[4], двигателей ста­ционарных и передвижных установок.

3. Сроки службы до регламентированного ремонта (замены автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники) и списания устанавливаются для машин малоинтенсивного исполь­зования[5].

4. Ресурс до ремонта и (или) списания автомобильного иму­щества, указанного в настоящем Руководстве, определяется, норма­ми наработки — для новых шин и шин, восстановленных наложе­нием протектора, нормами наработки и сроками службы — для аккумуляторных батарей, сроками службы — для приборов ночного видения и кузовов.

5. В организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, не состоящих на сметно-бюджетном финансировании, наработка до списания машин, приобретенных на штатное укомплектование за счет фондов Министерства обороны Российской Федерации, определяется согласно нормам, установленным настоящим Руко­водством, а машин, приобретенных за счет других средств,— в уста­новленном порядке.

6. Ремонт и списание машин, поврежденных при десантировании и невозможности их дальнейшего использования, осуществляются по их фактическому техническому состоянию, независимо от норм наработки (сроков службы), установленных настоящим Руко­водством.

7. Нормы наработки (сроки службы) машин, двигателей стацио­нарных и передвижных установок, шин, аккумуляторных батарей и приборов ночного видения для автомобильной техники, в том числе и иностранного производства, марки (модели) которых не указаны в настоящем Руководстве, приравниваются к нормам нара­ботки (срокам службы) аналогичных по типу и классу машин, шин, аккумуляторных батарей и приборов ночного видения для автомобильной техники.

8. Предусмотренная настоящим Руководством корректировка (изменение) норм наработки (сроков службы) машин, двигателей стационарных и передвижных установок, шин и аккумуляторных батарей применяется в том случае, если они использовались в особых условиях эксплуатации, указанных в соответствующих статьях Руко­водства, не менее 60% от общей наработки или срока службы.

9. Необходимые данные о наработке (сроках службы) машин, шин, аккумуляторных батарей записываются в соответствующие разделы паспорта (формуляра) машины, форма которого приведена в приложении № 1 к настоящему Руководству.

10. Установленные настоящим Руководством нормы наработки (сроки службы) являются минимальными. Машины, двигатели стационарных и передвижных установок, шины, аккумуляторные батареи и приборы ночного видения для автомобильной техники и кузова, выработавшие установленную норму наработки (срок службы) до ремонта или списания, но по своему техническому состоянию годные к эксплуатации, подлежат дальнейшему исполь­зованию до предельного их состояния (износа). Пригодность к дальнейшей эксплуатации устанавливается комиссией, назначаемой командиром воинской части.

Результаты проверки технического состояния машин, двигателей стационарных и передвижных установок оформляются актами, утверждаемыми командиром воинской части. Срок продления пробега (работы) заносится в раздел «Для особых отметок» паспорта (формуляра) машины.

Должностные лица, отвечающие за эксплуатацию автомобильной техники, обязаны принимать меры по обеспечению полной выработки установленных норм наработки (сроков службы) машин и имущества, указанных в настоящем Руководстве, и добиваться увеличения их наработки (сроков службы) сверх установленных норм.

II. НОРМЫ НАРАБОТКИ ДО КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА И СПИСАНИЯ МАШИН ИНТЕНСИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

11. Автомобили, специальные колесные шасси, тяжелые многоосные колесные тягачи, гусеничные тягачи, транспортеры-тягачи, транспортеры и тракторы:

ФОРУМ «БЕЗОПАСНОСТЬ БУДУЩЕГО»

Свежие новости / Главное за сутки

Интервью / Видео дня

Новости партнёров

Независимое военное обозрение

Блоги / Техника и вооружение

5:05 / 15.06.16
К вопросу повышения готовности автомобильной техники российской армии к ведению боевых действий

В мае этого года блок НАТО приступил к проведению масштабных учений под названием «Весенний шторм» в Прибалтике. Продолжительность этих учений составляла три недели.

Кроме этого известно, что создаётся Общеевропейская система ПРО на ТВД. Как заявил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в начале мая на своей ежемесячной конференции, создание этой системы обойдётся НАТО в 200 млн. евро.[1]

Эти и другие, следующие за ними мероприятия, являются свидетельством подготовки стран – участников НАТО к ведению войны против России.

Народная мудрость гласит: «хочешь жить в мире – готовься к войне». Руководство страны и Министерство обороны уделяют большое внимание вопросам повышения обороноспособности Родины и боеготовности Российской армии. Так 10 мая в Сочи Президент РФ В. Путин провёл совещание с руководством Министерства обороны и представителями предприятий оборонно-промышленного комплекса. [2]

На нём отмечалось, что уровень оснащённости Вооружённых Сил (ВС) РФ новой техникой достиг 47,2%. (Три года назад он составлял 30%). А к концу этого года ожидается, что укомплектованность войск современными образцами должна достигнуть не менее 50%. Отмечено также, что исправность состоящих на оснащении войск машин равна 78%. Президент поставил задачу повысить исправность до 92%.

Одной из составляющих боеготовности является техническое состояние автомобильной техники (АТ) Российской армии. Боевая готовность вооружения и военной техники (ВВТ), в частности АТ, определяется исправностью и надёжностью машин, наличием подготовленного экипажа (водителя), укомплектованностью положенными запасными частями, инструментом и приспособлениями (ЗИП), светомаскировочными устройствами (СМУ), заправкой горючим, смазочными (ГСМ) и другими эксплуатационными материалами, необходимыми для выполнения предстоящих задач. Очевидно, что между понятиями работоспособность и исправность имеется существенное различие. Для оценки боевой готовности машин воинских частей Приказом МО РФ 1996 года №255 [3] применяется коэффициент технической готовности (КТГ).

Оценка состояния автомобильной техники

При определении КТГ следует учитывать, что к неисправным следует отнести машины, числящиеся, по учётным данным воинской части, в капитальном ремонте (КР) сверх 40% от запланированных на год и машины, числящиеся в среднем ремонте (СР) сверх 20% от запланированных на год, в том числе и машины, находящиеся в парке части в ожидании соответствующего вида ремонта; и машины, выявленные и оцененные в ходе проверки на «неудовлетворительно».

Необходимо понимать, что надёжность ВВТ воинской части во многом зависит от остающегося запаса ресурса до очередного ремонта.

Уменьшение количества машин воинской части, находящихся в КР, СР и ожидающих ремонта зависит, во многом от опыта и искусства планирования «ступенчатости выхода машин в ремонт», от интенсивности эксплуатации техники и от наличия в войсках собственных (штатных) подразделений и частей, предназначенных для эвакуации и восстановления ВВТ, а также и от возможностей предприятий оборонной промышленности, обязанных по Указу Президента РФ от 7 мая 2012 года №603 осуществлять ремонт и обслуживание объектов ВВТ (принимать в этом участие).[4]

Смотрите так же:  Расчёт осаго калькулятор 2019 уралсиб

Следует отметить, что действующим Руководством о порядке использования автомобильной техники в Вооружённых Силах Российской Федерации в мирное время [5] не даются рекомендации по обеспечению «ступенчатости выхода машин в ремонт».

Кроме этого необходимо прийти к пониманию, что нормы наработки машин до КР, определённые приказом Министра обороны от 7 ноября 1996 года №370, [6] не должны являться догмой.

В целях поддержания КТГ воинской части на требуемом уровне иногда целесообразно отказаться от проведения КР автомобильной техники и выделять на укомплектование парка машин технику из резерва или непосредственно с заводов ОПК.

Данное положение может быть объяснено тем, что выполнение КР машин многоцелевого назначения намного дороже (примерно, как минимум, в два раза) выпуска новой машины. Примером этому служит судьба контракта от 23 марта 2010 года, заключённого между Министерством обороны и предприятием ЗАО «АМУР», на капитальный ремонт 600 автомобилей ЗИЛ. [7]

На предприятии ЗАО «АМУР» / Фото: pravdaurfo.ru

Из материалов видно, что для выполнения работ по КР были авансированы 340 млн рублей, тогда как в 2010 году стоимость нового бортового автомобиля не превышала 130 тыс рублей. Поэтому, в целях уменьшения бюджетных расходов государства и при наличии свободных производственных мощностей предприятий ОПК (после выполнения предприятиями гособоронзаказа им предлагается заняться «мягкой» конверсией) целесообразнее заменять автомобили, выработавшие нормы наработки до КР, на новые.

Вторым подтверждением этого может служить практика проведения работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В этом случае машины, имеющие значения наведённой радиации выше допустимых санитарных норм, были закопаны в «могильник» и списаны с баланса воинских частей.

К следующей составляющей, определяющей исправность ВВТ необходимо отнести укомплектованность машин ЗИПами. Приказ Министра обороны РФ от 2006 года №170 [8] определил перечень ЗИП. В состав ЗИПа входят:

  • индивидуальный (одиночный) комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей для технического обслуживания машины водителем
  • заправочный инвентарь и ёмкости под дополнительное горючее и масло
  • шанцевый инструмент
  • средства буксировки и повышения проходимости (колейные мостики, бревно самовытаскивания (для гусеничных машин)
  • светомаскировочное (СМУ) и светотехническое оборудование
  • пожарное оборудование и средства специальной обработки
  • укрывочный брезент и средства утепления двигателей

Необходимо заметить, что ещё во времена СССР военные представители требовали от конструкторских коллективов при создании машин предусматривать создания на объектах, поступающих в войска приспособлений и крепежа для размещения всех составляющих ЗИП. В качестве примера служит фотография из инструкции МТ-ЛБ по размещению ЗИП.

На ряде машин, таких как ТПК заводом изготавливались колейные мостики, они же и – ёмкости под дополнительное горючее, в виде легко съёмных бортов. Эти мостики-борта показаны на следующей фотографии.

С содроганием до сих пор вспоминаю, как было необходимо дооборудовать вновь поступившую машину под раскладку всего необходимого по приказу, чтобы затем приступить к обкатке.

Транспортёр переднего края (ТПК) с легкосъёмными бортами-колейными мостиками для преодоления препятствий типа «траншея» / Фото: avtotravel.com

Непонятно откуда требовалось найти металл для изготовления кассет под канистры и нормали для их крепления на машине, изготовить два комплекта номерных знаков (один – для мирного времени, второй – на замену при изменении наименования воинской части в случае начала боевых действий). Требовалось из фанеры изготовить ящички под индивидуальный комплект запасных частей и под СМУ (для машин транспортной группы), придумать где разместить ИДК-1М, ИДК-1 (для легкового автомобиля) или ДК-4.

Комплект для специальной обработки автотракторной техники ИДК-1: 1 – укладочная сумка; 2 – щетка; 3 – скребок; 4 — эжекторная насадка; 5 — брандспойт с распылителем 6 — комплект ЗИП; 7 — специальная крышка с рукавом и фильтром; 8 — хомут; 9 — -воздушный и жидкостный резиновые рукава / Фото: goup32441.narod.ru

Кроме этого требовалось для обеспечения работы ИДК-1М или ДК-4 вварить в глушитель машины специальный патрубок, нанести на картере главной передачи заднего моста круг диаметром 300 мм. белого цвета или на корпусной машине закрепить световой экран также белого цвета. Круг и экран служили для ориентации сзади идущей машины о колее при вождении колонны с использованием режима СМУ «полное затемнение». В настоящее время для автомобильной техники в ООО Машзапчасть выпускают комплекты СМУ 40 и СМУ 41. [9]

Автомобиль ГАЗ-69 с установленным комплектом СМУ / Фото: www.e-reading.club

Для их применения на машинах, выпускаемых заводами промышленности, устанавливаемые светотехнические приборы были строго ГОСТированными. А в данное время завод КамАЗ производит «Тайфуны» с различными комплектами головных фар.

Блок фар бронеавтомобиля «Тайфун-К» / Фото: toparmy.ru

А на автомобиле «Тайфун-У» применена защита фар. Трудно представить, как на эти фары установить насадки СМУ.

Видимо ГАБТУ МО РФ необходимо это строго согласовать в техническом задании для заводов. Помимо этого, возможно следует разместить на каком-то заводе Автодеталь заказ на производство однотипных ящиков, кассет под канистры, колейных мостиков и брёвен самовытаскивания. Возможно тогда при однотипных и красивых комплектах ЗИП станет возможным на парадах показывать исправные и боеготовые машины, которые готовы с парада пойти в бой, как это было 7 ноября 1941 года.

В настоящее время при показе видиоматериалов с проводимых учений не видно ни одного объекта ВВТ, оснащённого согласно приказу. Мало того, тележурналист Алексей Егоров в статье [10] показал фотографию танка «Армата», перемещающегося по полю боя с горящими фарами.

Несколько слов следует сказать о применении на автомобильной технике светосигнальных устройств управления колонной. Вторая мировая война показала необходимость применения бортовых светофоров. При вождении колонн к месту боя все радиосредства, в том числе и индивидуального пользования, предусмотренные для солдат, должны находиться в режиме радиомолчания. В этом случае бортовые светофоры просто необходимы.

Смотрите так же:  Образец приказа об установлении лимитов на гсм

В период службы в ГСВГ (проходил службу в артиллерийской части) я наблюдал такие бортовые светофоры на машинах ННА, изготовленные на заводах. Артиллеристы не могли в те времена обойтись без сигналов управления, которые приведены, в том числе, и в строевом уставе. Нам приходилось кустарным методом в ремонтной мастерской части изготавливать такие светофоры. И какую радость доставили нам заводчане, когда, одно время, они устанавливали на ГТ-СМ такие приборы. Видимо настала пора вновь вернуться к опыту Красной Армии.

В заключении позвольте, дорогие читатели, выразить надежду, что высказанные материалы помогут командирам принять правильное решение и обеспечить выполнение требования Президента по доведению исправности ВВТ до 92%.

Анатолий Черкашин кандидат военных наук, июнь 2016 года.

При написании материала использовались открытые интернет-источники:

1. Владимир Иванов, статья «НАТО созидает противоракетный щит», издание «Военное обозрение», 25 мая 2010 года.

2. Материалы сайта «Новости ВПК».

3. Приказ МО РФ 1996 года №255 «Руководство по проверке и оценке состояния вооружения и военной техники общевойскового назначения в ВС РФ».

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса».

5. Приказ Министра обороны РФ от 29 декабря 2004 года №450 с изменениями от 1 сентября 2008 года.

6. Приказ Министра обороны РФ от 7 октября 1996 года №370 «Об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и имущества в Вооружённых Силах Российской Федерации».

7. Статья «Атаки Минобороны вытеснят «АМУР» из ЗАТО за 1 млрд рублей» в газете Правда Урфо от 15.07.2013-20:00.

8. Приказ Министра обороны РФ от 2006 года №170. Руководство «о порядке обеспечения воинских частей и организаций Вооружённых Сил РФ парковым оборудованием и укомплектования бронетанкового вооружения и техники, автомобильной техники комплектами запасных частей, инструментов, принадлежностей, материалов и резервными группами аккумуляторных батарей».

9. Маериалы сайта «Запчасти для грузовых автомобилей от ООО «МАШЗАПЧАСТЬ»».

10. Алексей Егоров. Статья «Здравствуй, оружие» в «Российской газете» неделя №125(6993) от 9 июня 2016 года.

Нормы наработки для шин

4. Нормы наработки шин до списания в зависимости от их назначения и условий использования снижаются:

на 5% — для шин автомобилей, используемых в городских частях;

на 10% — для шин автотопливозаправщиков (автоцистерн и перекачивающих станций), грузовых автомобилей и прицепов, постоянно используемых для перевозки горючего и смазочных материалов;

на 15% — для шин автомобилей, используемых в качестве тягачей; используемых в строительстве;

на 20% — для основных и специальных пожарных автомобилей, учитывая их постоянную эксплуатацию с разрешенной максимальной массой (95%), для шин учебных автомобилей; автомобилей-самосвалов и грузовых автомобилей, загружаемых из бункеров илиэкскаватором; автомобилей-экскаваторов и автомобильных кранов; специальных автомобилей, а также для шин автомобильной техники, эксплуатируемой в жарком сухом климате;

на 5% (а с 1 июля 1988& г. на 2,5%) за каждый год после пятилетнего срока со времени их изготовления (в пределах гарантийного срока службы не ниже установленной гарантийной наработки).

5. Суммарное снижение нормы наработки шины до списания, учитывающее факторы, перечисленные в настоящем пункте, не должно превышать 40%.

6. Нормы наработки шин снижаются ежегодно на 10% после истечения гарантийного срока хранения и эксплуатации.

7. Шины, выработавшие установленную норму наработки и достигшие предельного износа (минимально допустимой остаточной высоты рисунка протектора), подлежат списанию, как правило, комплектом (все шины, имеющиеся на машине). Пробег списываемых шин определяется с учетом работы шин запасных колес.

8. В отдельных случаях разрешается списывать шины парами (с одного моста, оси) и по одной, при этом работа шин запасных колес не учитывается

11. Шины автомобильной техники малоинтенсивного использования подлежат освежению (замене на новые).

12. Шины с регулируемым давлением и изготовленные по ГОСТ (ВД) 8430-85 и ГОСТ 5513-86 освежаются через 10-15 лет, шины 1500×600-635, 1600×600-685, 18,00-24 — через 15-18 лет, остальные — через 5-8 лет со времени их изготовления.

13. Освежение шин, как правило, совмещается с выполнением регламентированного технического обслуживания или регламентированного ремонта. Снятые в порядке освежения шины дорабатываются в пределах установленных норм на машинах интенсивного использования, не предназначенных для перевозки личного состава, или реализуются в установленном порядке.

Приказ МЧС РФ от 27 мая 2011 г. N 265 «О потребности в моторесурсах автомобильной техники в системе МЧС России»

Годовая потребность в моторесурсах автомобильной техники в системе МЧС России

2. В спасательных воинских формированиях МЧС России