Кодекс Республики Беларусь об Образовании
Статья 189. Образовательные стандарты среднего специального образования

1. Образовательные стандарты среднего специального образования разрабатываются по каждой специальности (направлению специальности) и устанавливают требования к содержанию профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием, рабочего со средним специальным образованием, компетентности специалиста со средним специальным образованием, рабочего со средним специальным образованием, содержанию учебно-программной документации образовательных программ среднего специального образования, уровню основного образования лиц, поступающих для получения среднего специального образования, вступительным испытаниям, формам и срокам получения среднего специального образования, организации образовательного процесса, объему учебной нагрузки учащихся, курсантов, уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации.

2. Разработку образовательных стандартов среднего специального образования организует Министерство образования Республики Беларусь и осуществляет ее совместно с учебно-методическими объединениями в сфере среднего специального образования, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в соответствии с перечнем закрепленных за ними специальностей, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

3. Образовательные стандарты среднего специального образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, для которых осуществляется подготовка специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием.

Главная | Закон РФ «Об образовании» | Статья 14. Общие требования к содержанию образования

Статья 14. Общие требования к содержанию образования

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

формирование духовно-нравственной личности;

(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

5.1. Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

5.2. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

7. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся — граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 14. Общие требования к содержанию образования

1. Содержание образования является одним из факторов эко- номического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: —

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; —

укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать: —

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; —

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; —

интеграцию личности в национальную и мировую культуру; —

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; —

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответству- ющей квалификации. 4.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. 5.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ. 6.

Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. 7.

Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства. 8.

Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 10.07.92 N 3266-I «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
  • «Ведомости СНД и ВС РФ», 1992, N 30, ст. 1797,
  • «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 150,
  • «Российская газета», N 13, 23.01.1996

Статья 14. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации;

на развитие гражданского общества;

на укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

Смотрите так же:  Алименты в доходах матери

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;

формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку (на основе государственных образовательных стандартов) примерных образовательных программ.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ.

7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) родителей (лиц, их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

Требования к содержанию образования

Понятие содержания образования

Содержание образования – это ответ на вопрос: «Чему учить?».

У В.П.Тихомирова есть высказывание, которое помогает понять, что такое содержание образования и где его место в современной образовательной структуре:

«Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог».

Традиционное определение, принятое в педагогике звучит следующим образом.

Содержание образования — педагогически адаптированная система научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся, ориентированная на реализацию образовательных функций.

В таком определении заключается знаниево-ориентированный подход к содержанию образования. Здесь в центре внимания находятся знания, определяемые как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. При таком подходе, знания приоритетны перед формированием творческой, самостоятельно мыслящей личности.

На сегодняшний день все более утверждается личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. Ориентируясь на это определение, учащиеся должны в результате обучения не только овладеть определенными знаниями, но и сформировать ценностно-значимые запросы и намерения. Приобрести такие личностные качества, как ответственность за свои деяния и бездействие, за судьбу общества и своей страны, нетерпимость к несправедливости и бездушию, толерантность. Содержание образования при таком подходе — это адаптированный и структурный социальный опыт, состоящий из четырех важных частей:

  • познавательной деятельности и ее результатов в виде знаний;
  • осуществления известных способов деятельности (умение действовать по образцу;
  • творческой деятельности (умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях);
  • осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностные ориентации).

Следует отметить, что все части содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно в этом состоит успех образования, достижение им основных целей: обучения, воспитания и развития.

Схематично структура содержания образования представлена на рисунке 1.

Закон «Об образовании в РФ» в части содержания образования

Содержание образования регламентируется законом «Об образовании в Российской Федерации. Именно оно обеспечивает экономическое и социальное развитие общества. От содержания образования зависит не только развитие общества в целом, но и развитие личности, как части этого общества. Как следствие рост уровня развития государства.

Содержание образования должно отвечать мировому уровню культуры.

В процессе обучения у человека должна складываться полноценная картина мира, соответствующая пройденному этапу обучения. На каждом уровне это представление о мире будет свое, но оно должно дополняться и расширяться новыми знаниями на последующих этапах.

Содержание образовательного процесса должно быть таким, чтобы личность максимально могла интегрироваться в национальную и мировую культуру. Цель образования побудить человека совершенствовать себя и общество, в котором он живет. Формирование духовно-нравственной составляющей человеческого индивида так же является задачей образования и находит отражение в его содержательной части.

Наше общество и государство нацелено на экономическое развитие, а соответственно требуются высококвалифицированные кадры, которые смогут обеспечить экономический рост государства. Именно на формирование такого кадрового состава ориентируется образование. Главная цель профессионального образования не зависимо от уровня – обеспечение возможности получения учащимися профессиональных навыков и соответствующей квалификации.

Содержательная часть образования должна развивать морально-нравственные качества человека: взаимопонимание, стремление к сотрудничеству между людьми и народами различных рас, национальностей, этносов, религий и социального статуса. Содержание образование не должно ограничивать человека в своде выбора и мнений.

Роль образовательных программ в определении содержания образования

В образовательных учреждениях содержание образования определяется образовательной программой. Программа утверждается и реализуется этим образовательным учреждением самостоятельно. Основой конкретных образовательных программ являются соответствующие примерные основные образовательные программы.

При отборе содержания образования, для избегания ошибок и перегибов стандартом образования предусмотрено:

  • определение ядра образования, обязательного для всех образовательных учреждений определенного типа;
  • усиление значимости гуманитарного содержания образования;
  • сохранение внимания к естественно-математическим дисциплинам;
  • развитие – цель образования;
  • ориентированность содержания образования на общечеловеческие ценности и нормы.

Особая роль в последнее время отводится слиянию (конвергенции) различных дисциплин в образовательном процессе и в содержании образования. Должен быть найден здоровый баланс между различными учебными дисциплинами. В последнее время в современном образовании делался упор на изучение гуманитарных наук, при этом очень сильно пострадал уровень знаний в области математики и естественных наук.

Требования к содержанию образования

Формирование содержания образования в соответствии с вышеизложенной теорией должно удовлетворять следующим критериям:

  • соответствие социальному общественному заказу;
  • соответствие потребностям обучаемых;
  • соответствие критериям отбора.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Содержание образования

Содержание образования — один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек — это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития. Так, большинство современных школ направляет свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз, вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления изучения различных предметов предполагается подготовить “исследователя-энциклопедиста”, “широкообразованного естественника”, “гуманитария-краеведа”. Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника.

Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания бразования. В истории педагогики наиболее известны теории формального и материального образования.

Сторонники теории формального образования (XVII-XX вв. — Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних — латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое “классическое” образование.

Смотрите так же:  Закон по защите прав потребителей ст 22

Сторонники теории материального образования (XVIII-XX вв. — Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естественнонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования служит степень его утилитарной пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое “реальное” образование.

В связи с этим существовали и существуют классические и реальные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что принципы этих теорий до сих пор находят свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать знаниями, но и развивать индивидуальные способности детей.

Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (pragma — действие, практика) идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У. Килпатрик): необходимо положить в основу школьного образования развитие практического опыта детей, вооружить их прикладными умениями и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не получила поддержки, так как несмотря на явную ее привлекательность для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.

В педагогике существует принцип: связь школы с жизнью общества. Но должен быть принцип связи школы с жизнью ребенка. Абсолютизация первого принципа привела к так называемому социоцентрическому — ущербному — виду мышления (во главу угла ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания образования должны включать не только потребности общества, но и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции. Рассмотрим их.

Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Установлена (И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин) неправомерность ограничения социального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования:

— знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;

— опыт осуществления известных способов деятельности;

— опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных;

— опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.

Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и должно включать:

— систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и других сфер;

— систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, то есть способствующих процессу социализации личности.

Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами.

Формирование содержания общего среднего образования в соответствии с высказанными выше теоретическими соображениями должно удовлетворять следующим требованиям:

— соответствие социальному заказу общества;

— соответствие потребностям учащихся;

— соответствие критериям отбора содержания образования (научная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” (ст. 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим:

— минимум содержания основных образовательных программ;

— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

— требования к уровню подготовки выпускников школы.

Необходимость создания стандарта подсказана изменениями, которые происходят в настоящее время в обществе и в сфере образования. Наличие четко определенных стандартов позволяет каждому учителю, ученику и родителю оценить уровень образованности ребенка, независимо от того, в каком типе школы он обучался.

Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижение каждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуализировать обучение. Являясь государственной нормой образованности, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.

Стандарт предостерегает от ошибок, которые могут допустить школы, получившие в настоящее время право на автономность. В чем эти ошибки?

Известно, что в вузы поступает около трети выпускников школы. Учитывая только этот факт, во многих зарубежных школах вводилась система предметов по выбору; можно было снизить требования к “невузовским” учащимся. Результат получился угрожающим: снижение общего развития учащихся и уровня их общеобразовательной подготовки. Вторая ошибка заключается в том, что, усиливая гуманитарный аспект содержания образовании, школы в то же время меньше уделяют внимания основам наук. В результате произошло снижение физико-математической подготовки учащихся.

Чтобы избежать названных и других ошибок при отборе содержания образования, стандартом образования предусмотрено:

— выделение ядра образования, обязательного для всех школ;

— усиление значимости гуманитарных аспектов содержания образования;

— сохранение внимания к естественно-математическому циклу предметов;

— усиление внимания к развитию школьников;

— ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности.

Все вышеприведенные акценты образовательного стандарта определяют ориентацию планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника школы параметры, как общее развитие, сформированность учебной деятельности, коммуникативные умения, культура поведения, усвоение этических норм и др. В связи с этим в стандарты введены требования, показывающие уровень воспитанности выпускника каждой ступени школы.

Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений, навыков, о достижении определенного уровня развития основных сфер и сформированности ценностных ориентаций, обеспечивающих:

— адаптацию к окружающей природной и социальной среде;

— овладение разными видами деятельности;

— сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических норм;

— определенный уровень общей эрудиции.

Таким образом, содержание образования, определяемое стандартом, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника.

В структуре учебного плана выделяются:

а) инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение и к общекультурным, и к национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

б) вариативная часть, обеспечивающая также индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их индивидуальные и личностные особенности.

Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любого общеобразовательного учреждения выделяются три основных вида учебных занятий:

— обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

— обязательные занятия по выбору учащихся;

Общая структура учебного плана отражает существенные стороны личности, особенности ее формирования и детерминируется разделением образования на фундаментальное (общенаучное и общекультурное) и технологическое; теоретическое и практическое; инвариантную и вариативную его составляющие. План включает представление содержания образования как целого, то есть не сводится к описанию отдельных учебных предметов, а включает функционально полный набор образовательных областей. Построение стандарта по образовательным областям, а не по конкретным учебным предметам открывает возможности для создания разнообразных учебных планов с альтернативным набором предметов, а также обеспечивает внутри- и межпредметные связи. Например, знания о человеке ( в начальной школе) могут быть предметом изучения на уроках родного языка, окружающего мира, природоведения или специального курса “Человек”.

Смотрите так же:  Судебные приставы кировского района г ростова-на-дону

В практике общего среднего образования используется несколько видов учебных планов. Базисный план служит основой для разработки региональных и рабочих учебных планов школы. Региональный учебный план разрабатывается региональными органами управления образования и носит рекомендательный характер. Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базисного и регионального учебных планов на длительный период и отражает особенности конкретной школы.

В учебных планах выделяется федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения.

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры.

Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со ст. 32 Закона “Об образовании” является исключительной прерогативой образовательного учреждения.

Как видим, современные учебные планы школы разрабатываются на местах, и их разработчикам полезно знать следующие их характеристики:

— гибкость: предполагает включение в учебный план нескольких самостоятельных, относительно независимых курсов учебных дисциплин;

— интеграция: предполагает интегрирование смежных предметов (физика, астрономия, история их открытий; математика и информатика и т.д.);

— дифференциация: включает различные варианты блоков учебного плана, варьирование состава предметов и времени на их изучение, введение свободно выбираемых предметов, факультативов;

— унификация: содержание и объем отдельных учебных предметов разрабатывается в зависимости от функционального их назначения для определенных профилей;

— гуманизация: ориентация на знания не как на самоцель, а как на условие для развития ребенка. Предполагает разные уровни усвоения отдельных предметов.

Учащийся в любой школе может получить образование, соответствующее одному из следующих уровней:

— базовый уровень — это образование, соответствующее минимальному стандарту общего среднего образования, осуществляемого по государственным программам;

— повышенный уровень — это образование, превышающее минимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз;

— промежуточный уровень — это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня — по остальным предметам.

Минимальный образовательный стандарт определяет запас знаний и умений, обеспечивающий выпускникам школы возможность вести достойную и успешную жизнь в обществе.

В образовательный стандарт входит перечень сведений и умений по каждому учебному предмету, обязательный для усвоения учащимися. Этот перечень периодически пересматривается и при необходимости изменяется. Учитель не имеет права требовать, чтобы учащийся овладевал знаниями и умениями за пределами образовательного стандарта, если учащийся не избрал его предмет в рамках альтернативной образовательной программы.

На основе минимального образовательного стандарта разрабатываются альтернативные программы по профильным направлениям. Альтернативные программы представляют собой набор средств обучения и требований, выполнение которых необходимо для продолжения образования по этим направлениям в вузе.

Минимальное общее среднее образование не гарантирует продолжения образования в вузе, но является обязательным для овладения рабочими профессиями и достаточным для включения в трудовую жизнь. Максимальное общее среднее образование гарантирует возможность продолжения образования в вузе по одному из выбранных профилей обучения. Требования к уровню подготовленности школьников, успешно завершивших максимальное общее образование, определяются уровнем требований к абитуриентам соответствующих вузов.

Выпускник школы должен иметь необходимый уровень развития всех основных сфер человека.

Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразовательной школы представляет собой осуществление принципа преемственности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания получают в дальнейшем свое развитие и обогащение.

В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знания. На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, которая, однако, не затрагивает базового ядра учебных курсов, единого для всех школ страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно дифференцированной.

Базисный план полной средней школы включает в себя тот же набор образовательных отраслей, что и базисный план основной школы. Однако старшая ступень строится по принципу профильной дифференциации. Обязательные занятия по выбору достигают максимального объема.

На уровне школьного образования дифференциация образовательных учреждений на общеобразовательные школы и школы нового типа (лицеи и гимназии) может происходить на ступенях начального, основного и полного среднего образования. При этом обязательным для всех учреждений является реализация базисных государственных учебных программ.

Обычная общеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность для развития своих способностей и освоения минимальной — не ниже государственного стандарта- совокупности знаний и навыков, обеспечивающих выпускникам успешную жизнь в обществе.

Гимназия предоставляет учащимся возможности:

— получения универсальной образовательной подготовки на гуманитарной основе;

— обучения, способствующего разностороннему личностному и индивидуальному развитию;

— формирования навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления;

— удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования;

— обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отечественной и мировой культуры.

Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные возможности:

— получения общего среднего образования в единстве с ранней профилизацией;

— углубленной подготовки по предметам различных циклов;

— развития творческого потенциала, навыков поисковой деятельности;

— свободного выбора будущей специализации.

Лицей выполняет функции подготовки специалистов средней квалификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты учащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.