Информация ПФР от 18 октября 2011 О предоставлении в Пенсионный фонд РФ отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по страховым взносам и сведений по персонифицированному учету

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации продолжают принимать от работодателей одновременно Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 9 месяцев текущего года, а также сведения индивидуального (персонифицированного) учета за третий квартал 2011 года.*

Отчетная кампания началась 3 октября, а последняя дата сдачи отчетности по страховым взносам и сведений переучета – 15 ноября.** Пенсионный фонд России обращает внимание страхователей на сроки представления отчетности и рекомендует не откладывать подготовку отчетности на последние дни и представлять ее заблаговременно. В отношении плательщиков страховых взносов, нарушивших сроки представления отчетности, законодательство предусматривает применение штрафных санкций.

Пенсионный фонд России напоминает, что с 2011 года работодателям ежеквартально нужно сдавать не только отчетность по страховым взносам в ПФР, ФОМС и ТФОМС, но и сведения по персонифицированному учету. Одновременный прием двух видов отчетности призван минимизировать количество ошибок и повысить качество представляемой отчетности. В свою очередь, представление сведений переучета в ежеквартальном режиме вызвано необходимостью обновления и пополнения сведений о пенсионных правах граждан, включая накопительную составляющую их будущей трудовой пенсии. Это также влияет на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии.

С 1 апреля 2011 года внесены изменения в порядок представления отчетности в органы ПФР в электронном виде по защищенным каналам связи с электронно-цифровой подписью.*** Представлять отчетность по уплаченным страховым взносам и сведения переучета в электронной форме, начиная с первого квартала 2011 года, в обязательном порядке необходимо одновременно и одним отправлением по телекоммуникационным каналам связи. Это сделано для того, чтобы минимизировать расхождения между данными сведений по персонифицированному учету и отчетности по страховым взносам.

Напомним, представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью необходимо в том случае, если численность работников страхователя превышает 50 человек (в 2010 году эта норма составляла более 100 человек). Пенсионный фонд России рекомендует сдавать отчетность в электронном виде и тем страхователям, у которых работают менее 50 человек. Внедрение электронного документооборота между страхователями и органами ПФР сокращает трудозатраты как организаций, так и территориальных органов ПФР при приеме и обработке отчетности, обеспечивает своевременность и оперативность представления отчетности страхователями. Для снижения трудовых и временных затрат работодатели могут использовать специальные программы для формирования электронной отчетности.

Все формы отчетности, документов по персонифицированному учету, рекомендуемый порядок их заполнения, программы для подготовки отчетности и изменения в порядке представления страхователями РСВ-1 и сведений по переучету в электронном виде размещены на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (www.pfrf.ru) в разделе «Работодателям». Также их можно получить в территориальных органах ПФР по месту регистрации страхователя.

* Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с учетом изменений и дополнений).

** Отчетность по уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 и сведения индивидуального (персонифицированного) отчета представляются не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

*** Пачки индивидуальных сведений и отчетность по форме РСВ-1 отправляются вместе в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). При этом файл с РСВ-1 и файлы с пачками индивидуальных сведений каждый в отдельности заверяются электронно-цифровой подписью, архивируются, шифруются и представляются в территориальный орган ПФР в одной транспортной посылке.

Информация ПФР от 18 октября 2011

Текст информации размещен на сайте Пенсионного фонда России в Internet (http://www.pfrf.ru)

Обзор документа

УПФР принимают от работодателей расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 9 месяцев текущего года и сведения индивидуального (персонифицированного) учета за III квартал 2011 г.

Указанные данные должны быть представлены не позднее 15 ноября. Рекомендуется направлять их заблаговременно.

Отмечается, что названные 2 вида отчетности представляются одновременно для того, чтобы минимизировать количество ошибок и повысить качество представляемой отчетности.

Начиная с I квартала 2011 г. отчетность по уплаченным страховым взносам и сведения переучета в электронной форме обязательно должны направляться одновременно и одним отправлением.

Напоминается, что отчетность в электронном виде с ЭЦП формируется, если численность работников страхователя более 50 человек (в 2010 г. — более 100). Тем страхователям, у которых трудятся менее 50 человек также рекомендуется сдавать отчетность в электронной форме.

Для снижения трудовых и временных затрат работодатели могут использовать специальные программы для формирования электронной отчетности.

Все формы отчетности, порядок их заполнения, программы для их подготовки размещены на официальном сайте ПФР. Также такие сведения можно получить в территориальных органах фонда по месту регистрации страхователя.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Отчетность в ПФР с 2010 по 2015 год

РСВ-1 — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Для 2010 года форма была утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 №894 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам».

После этого форма несколько раз менялась.

В 2012 году действовал приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2012 N 232н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения».

Начиная с 2013 года вступил в силу приказ Минтруда РФ от 28.12.2012 г. N 639 (зарегистрирован в Минюсте 04.03.2013 № 27441) «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения».

Расчет по страховым взносам в ПФР и ФОМС (форма РСВ-1) необходимо было представлять ежеквартально, до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом:

  • до 15 мая за 1 квартал расчетного года;
  • до 15 августа за полугодие расчетного года;
  • до 15 ноября за 9 месяцев расчетного года;
  • до 15 февраля года следующего за расчетным за год.

Расчет представлялся на бумажном носителе или в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом организации со среднесписочной численностью персонала более 50 человек должны были сдавать отчетность по форме РСВ-1 только в электронном виде.

РСВ-2 — Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств.

Новая форма утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 мая 2014 г. N 294н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2014 г. №32467).

Представляется в ПФ главами крестьянских (фермерских) хозяйств не позднее 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

  • За 2014 год необходимо представить расчет до 1 марта 2015 года.

Расчет представляется на бумажном носителе или в электронной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

РВ-3 — Расчет по начисленным и уплаченным взносам в пенсионный фонд российской федерации, применяемой при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение.

Форма РВ-3 утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.11.2011 N 1322н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемого при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение, и Порядка его заполнения».

Работодатели, уплачивающие взносы на дополнительное социальное обеспечение (Организации, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, организации угольной промышленности) обязаны представлять Расчет РВ-3 ежеквартально не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом:

  • до 4 мая 2015 года за 1 квартал 2015 года;
  • до 3 августа 2015 года за полугодие 2015 года;
  • до 2 ноября 2015 года за 9 месяцев 2015 года;
  • до 1 февраля 2016 года за 2015 год.

Расчет представляется на бумажном носителе или в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом организации со среднесписочной численностью персонала более 25 человек должны были сдавать отчетность только в электронном виде.

Для отчетности начиная с 1 квартала 2011 и по 4 квартал 2013 года пакет отчетности в Пенсионный фонд должен был включать Расчеты страховым взносам (РСВ-1) и сведения индивидуального (персонифицированного) учета (формы СЗВ-6-4 и АДВ-6-2).

Для периодов отчетностей год в 2011 и 2012 году в пакет отчетности дополнительно также включалась форма СЗВ-6-3.

В 2010 году формы РСВ-1 и сведения персонифицированного учета должны были предоставляться отдельно.

Пенсионный фонд 2011 отчетность

Программа позволяет вести персонифицированный учет и формировать все необходимые документы в Пенсионный Фонд (ПФ), как в печатном, так и в электронном виде.

Комплект документов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, состоит из:

  1. РСВ-1 (Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам);
  2. АДВ-6-2 (Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР);
  3. АДВ-6-5 (Опись документов, сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР);(до 2013 года АДВ-6-3 Опись документов, о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц передаваемых страхователем в ПФР);
  4. СЗВ-6-4 (Сведения о сумме выплат, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица); (до 2013 года СЗВ-6-2 Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц и/или СЗВ-6-1 Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица);
  5. (до 2013 года) при сдаче отчетности за год АДВ-6-4 Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов страхователями в пользу физического лица
  6. (до 2013 года) при сдаче отчетности за год СЗВ-6-3 Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов – страхователями в пользу физического лица

При сдаче отчетности в пенсионный фонд (до 2013 промежуточной отчетности) необходимо сформировать документы РСВ (РСВ-1) и ИС (Индивидуальные сведения, которые включают в себя АДВ-6-2, АДВ-6-5 (до 2013 АДВ-6-3), СЗВ-6-4 (до 2013 СЗВ-6-2 и/или СЗВ-6-1)). При сдаче годовой отчетности (до 2013 года) к ним добавляются сведения о выплатах (АДВ-6-4, СЗВ-6-3).

Порядок формирования сведений (ИС, затем РСВ; РСВ, затем ИС; РСВ, сведения о выплатах, затем ИС; …) значения не имеет. Он будет влиять только на нумерацию пачек. Рассмотрим формирование документов в следующем порядке: РСВ, ИС, сведения о выплатах.

Формирование РСВ

  1. Зайдите в Меню Отчеты, Отчетные формы, закладка «НДФЛ, ПФ, ФСС», выберите бланк «ПФ: Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам РСВ-1 2013»
  2. Проверьте, что выбраны верные период и год; при необходимости измените.
  3. Нажмите кнопку «Старт», в появившемся окне выберите вариант «Рассчитать бланк».
  4. Распечатайте полученный документ. В самом верху бланка появилась красная строка – это путь, куда был сохранен файл в формате XML (к нему можно перейти по кнопке «→»).
  • печатная форма бланка РСВ-1;
  • файл, в формате XML.

Формирование индивидуальных сведений

  1. Зайдите в Меню Отчеты, Отчетные формы, закладка «НДФЛ, ПФ, ФСС», выберите бланк «ПФ: АДВ-6-2 Опись сведений. Формирование пачек. Экспорт»
  2. Проверьте, что выбраны верные период и год; при необходимости измените.
  3. Нажмите кнопку «Старт», в появившемся окне выберите вариант «Шаг 1: Сформировать пачки».
  4. Повторно нажмите «Старт», выберите «Шаг 2: Выгрузить сведения в файл».
  5. Распечатайте полученный документ. В самом верху бланка появилась красная строка – это путь, куда были сохранены файлы в формате XML (к ним можно перейти по кнопке «→»).
  • печатная форма бланка АДВ-6-2;
  • файлы в формате XML. Их число равно количеству сформированных пачек + 1 (сводная пачка).
  1. Зайдите в Меню Отчеты, Отчетные формы, закладка «НДФЛ, ПФ, ФСС», выберите бланк «ПФ: СЗВ-6-4 и АДВ-6-5 Печать индивидуальных сведений застрахованных лиц (сотрудников)» (до 2013 «ПФ: СЗВ-6-2, СЗВ-6-1 и АДВ-6-3 Печать индивидуальных сведений застрахованных лиц (сотрудников)»)
  2. В поле «№ пачки» выберите сформированную ранее пачку, нажмите «Старт». Распечатайте полученный документ. Если было сформировано несколько пачек, повторите этот пункт для каждой из них.
  • печатная форма бланка АДВ-6-5 (до 2013 АДВ-6-3) (по числу пачек);
  • печатные формы СЗВ-6-4 (до 2013 СЗВ-6-2 и/или СЗВ-6-1) (число зависит от количества сотрудников).
Смотрите так же:  Компенсация за личный автомобиль в служебных целях при усн

Формирование сведений о выплатах (только при сдаче отчетности за год до 2013)

  1. Зайдите в Меню Отчеты, Отчетные формы, закладка «НДФЛ, ПФ, ФСС», выберите бланк «ПФ: СЗВ-6-3 Формирование пачек сведений о выплатах. Экспорт»
  2. Проверьте, что указан правильный год; при необходимости измените.
  3. Заполните поле «Каталог файлов» — туда буду сохранены сформированные файлы.
  4. Нажмите кнопку «Старт», в появившемся окне выберите вариант «Шаг 1: Сформировать пачки».
  5. Повторно нажмите «Старт», выберите «Шаг 2: Выгрузить сведения в файл».

В выбранный каталог будут сохранены файлы (к ним можно перейти по кнопке «→»).

Вебинар «Отчетность в ПФР за 2011 год»

В вебинаре освещены следующие темы: отчетность для ИП, новая форма СЗВ-6-3 и частые вопросы по ней, распространенные ошибки при подготовке отчетов в СЗВ-6 и РСВ-1. Также приведены ответы на вопросы участников вебинара.

Добрый день!
Меня зовут Анна Баранова, я представляю компанию СКБ Контур. Если более конкретно — работаю экспертом сервиса Контур.Бухг Неотъемлемой частью нашего сервиса является отчетность, в том числе отчетность в Пенсионный фонд. Поэтому мы тщательно отслеживаем изменения в законодательстве и знаем обо всех существующих проблемах.

Сегодня мы поговорим об актуальной теме — отчетность в ПФР за 2011 год.

Отчетность для ИП: что изменилось?

Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ содержит большое количество изменений во всем, что связано со страховыми взносами. В частности, он вносит изменения в 27 федеральный закон и исключает оттуда слова об отчетности физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, исходя из стоимости страхового года (так называемые «фиксированные платежи»).

К таким категориям лиц относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы. 379-ФЗ устанавливает, что указанные категории лиц больше не сдают отчетность по страховым взносам, так называемую отчетность «за себя». При этом есть исключение, которое отдельно отмечено в законе — это главы крестьянских (фермерских) хозяйств, им по-прежнему придется представить отчет по результатам 2011 года.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, то есть он актуален для отчетности за 2011 год, которая сдается прямо сейчас, ИП такую отчётность уже можно не сдавать. Мы сейчас говорим об отчетности РСВ-2.

Если раньше предприниматель сдавал только РСВ-2, значит, у него нет наемных сотрудников. Получается, начиная с 2012 года, он перестает отчитываться в ПФР.

Что делать, если у ИП есть наемные сотрудники? В этом случае он не сдает отчет РСВ-2. Но предпринимателю нужно сдать полный пакет сведений по сотрудникам. Что входит в этот пакет, рассмотрим дальше.

Срок сдачи отчетности по сотрудникам прежний, ничего не изменилось — не позднее 15 февраля. Главы крестьянско-фермерских хозяйств все-таки должны будут сдать отчет РСВ-2. Срок сдачи не изменился — до 1 марта.

Перейдем к отчетности по сотрудникам. Основная часть форм уже достаточно привычна, и они остались без изменений:

  • формы СЗВ-6-1 и АДВ-6-3 (опись к форме СЗВ-6-1);
  • реестр СЗВ-6-2;
  • общая опись сведений, подаваемых в ПФР — АДВ-6-2;
  • и расчет по взносам РСВ-1.

Здесь изменений не произошло.

Новая форма СЗВ-6-3

Давайте поговорим про новый отчет — СЗВ-6-3 и сдаваемую вместе с ним опись АДВ-6-4.

Этот отчет представляется в первый раз в отчетности за 2011 год. Отчет только годовой, и ежеквартально его сдавать не нужно. Для чего нужна эта форма? Как вы помните, в 2011 году изменились правила заполнения больничных листов. Законодательство устанавливает, что работодатель может обратиться в ПФР, чтобы узнать о заработке своего сотрудника за 2 календарных года, предшествующих наступлению больничного. Такая ситуация может возникнуть в том случае, если работник у вас не работал, и предоставить справки с предыдущего места работы не может.

Раньше обращаться в ПФР было бессмысленно, потому что нужных сведений у них попросту не было. Форма СЗВ-6-3 призвана как раз для того, чтобы собрать такие сведения для ПФР. При этом сразу скажу, ходили слухи, что нужно будет сдавать эту форму не только за 2011 год, но и за 2010, но слухи не оправдались, и мы сдаем СЗВ-6-3 только за 2011 год.

Этот отчет сдают работодатели по сотрудникам, которые работали в 2011 году, и за тех, кто был уволен в 2011 году. Сроки сдачи такие же, как и у других форм отчетности, — не позднее 15 февраля.

Формы представления опять же привычные. Если сотрудников больше 50 — вы обязаны отправить отчет через Интернет по ТКС.

Сами формы — СЗВ-6-3 и опись АДВ-6-4 утверждены, также как и их электронные форматы, и правила заполнения. Всё это указано в Постановлении Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п (ред. от 24.03.2011). Обязательно нужно смотреть на его мартовскую редакцию, где перечислены нужные сведения.

Посмотрим подробнее, что из себя представляет СЗВ-6-3.

В этой форме мы указываем сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, которые были начислены плательщиками страховых взносов в пользу сотрудников, т.е. физических лиц. Сначала указываем вполне привычные параметры:

  • ФИО сотрудника, его страховой номер, его код категории.
  • также здесь появляется новый для пенсионный отчетности реквизит — тип договора. Здесь нужно выбрать: трудовой договор или договор гражданско-правового характера (ГПХ).

Заполнять этот реквизит нужно обязательно, дальше я поясню для чего. Возникает вопрос: что делать, если в течение отчетного периода сотрудник работал и по трудовому договору, и по договору ГПХ. В этом случае на сотрудника нужно будет оформить 2 формы СЗВ-6-3 по каждому из типов договоров.

  • Дальше идут сведения о плательщике страховых взносов (страхователе). Расположение немного непривычное, ниже данных о сотруднике, но вопросов по заполнению, думаю, не возникает. Регистрационный номер, ИНН, КПП и наименование организации.
  • Всё самое интересное — ниже, где мы указываем суммы. Обратите внимание, суммы разбиты по месяцам. И есть итоговая строчка.

В левом столбце мы указываем сумму выплат и иных вознаграждений по сотруднику, причем здесь мы указываем все вознаграждения без ограничений. В правом столбце мы указываем только те выплаты, на которые мы начисляли страховые взносы, — облагаемые начисления. По сути, это база. Здесь надо обратить внимание на то, что сумма итого в правом столбце не может быть выше предельной базы для начисления взносов, в 2011 году это 463 тыс. рублей.

Итак, вы заполнили для всех сотрудников СЗВ-6-3, для некоторых — даже несколько. Что дальше?

  • Следующим шагом нужно разбить эти формы на пачки.

Правило здесь одно, и оно достаточно простое — в одну пачку попадают сотрудники с одинаковым кодом категории и одинаковым типом договора. Вот почему тип договора обязательно должен быть заполнен — чтобы мы знали, в какую пачку отнести этого сотрудника. При этом очевидно: максимальное количество пачек, которое может и должен сформировать страхователь, равняется количеству разных кодов категорий, которые применяются в организации, умноженное на два, по числу типов договора.

Каждая пачка форм СЗВ-6-3 сопровождается описью АДВ-6-4.

  • В этой описи мы обязательно указываем реквизиты плательщика. Также заполняются сведения, которые определяют, какие документы попадают в эту конкретную пачку (код категории застрахованных лиц + тип договора).
  • Ниже мы заполняем: количество документов в пачке (в моем примере — их 5), номер пачки, присвоенный страхователем.

Здесь сразу стоит пояснить, что отдельная нумерация для СЗВ-6-3 и АДВ-6-4 не вводится, вы продолжаете ту нумерацию, которую начали с расчетного периода, то есть с начала 2011 года. Далее указываются итоговые по пачке суммы всех начислений и облагаемых начислений. И обратите внимание, что эти суммы указываются в рублях. Это требование закреплено в Постановлении N 192п. Вы видите, что формы не очень сложные и вряд ли вызовут затруднение

Частые проблемы с отчетами СЗВ-6-3

Есть вопросы, которые до недавнего времени были открытыми, и по-прежнему вызывают затруднения.

Например, надо ли отправлять отчетность СЗВ-6-3 одним пакетом с отчетами СЗВ-6 и РСВ-1. Вышло разъяснение ПФР, что, да, отправлять эти сведения нужно одним пакетом. Более того, это требования уже реализовано в программах CheckXML и CheckXML-UFA. И если вы загружаете в них пакет сведений, в котором не хватает каких-то пачек, например СЗВ-6-3, вы получите сообщение об ошибке.

Следующий вопрос, который очень волновал бухгалтеров, это будет ли какая-то сверка между формами СЗВ-6-3 и СЗВ-6, и РСВ-1. Так вот, сверка будет, она уже заложена в проверочные комплексы. Давайте посмотрим основные правила сверки: первое простое правило — должны совпадать коды категорий; если у сотрудника несколько форм СЗВ-6-3 с разными кодами категорий, то должно быть столько же форм СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2.

Есть еще одно правило — количество документов в пачке по всем описям АДВ-6-4 должно быть больше или равно количеству застрахованных лиц в форме РСВ-1 и итоговому количеству застрахованных лиц в АДВ-6-2. Здесь всё понятно: у вас есть сотрудники, которые считаются застрахованными лицами, понятно, что в описи АДВ-6-4 их не может быть меньше, чем в АДВ-6-2, а больше их может быть в случае с договорами разных типов.

Есть более сложные проверки. Например, проверки по всем категориям, кроме категории общественных организаций инвалидов. Здесь такая проверка. Сумма выплат по всем пачкам СЗВ-6-3 со всеми кодами категорий (кроме ООИ) должна быть больше или равна значению из отчета РСВ-1. Какое значение берется? Мы берем значение строки 200, уменьшенное на значение строк 210, 214 и 215. Какое значение из РСВ мы получим? Строка 200 — это сумма выплат и вознаграждений, которые были начислены в пользу физического лица, здесь берется значение за год. А строки 210, 214 и 215 — это суммы, которые не подлежат обложению страховыми взносами по разным основаниям. Т.е. фактически, эта проверка говорит нам о следующем: сумма всех выплат пачек СЗВ-6-3 больше или равна базе (не ограниченной предельным значением) из отчета РСВ-1. Вполне логичная проверка.

Для этих же кодов категорий есть такая проверка: сумма облагаемых выплат по всем сотрудникам всех пачек СЗВ-6-3 должна равняться сумме из строк отчета РСВ-1 220 и 221. В свою очередь, строчки 220 и 221 — это как раз строки, в которых мы указываем базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, просто это строчки, которые разделены по годам рождения. Опять же, абсолютно очевидное правило.

До сих пор мы говорили о сотрудниках с кодом категории, отличным от ООИ. Что касается сотрудников с кодом категории ООИ. У них тоже есть все аналогичные проверки, просто здесь сравниваются другие строки из отчета РСВ-1. Так как общая часть сотрудников и сотрудники-инвалиды попадают в разные разделы. Итак, сумма выплат по сотрудникам из СЗВ-6-3 с кодом категории ООИ должна быть больше или равна значению из РСВ-1. Берется строка 300, уменьшенная на строки 310, 314 и 315. Получив это значение из РСВ-1, мы получим все облагаемые выплаты, то есть базу с неограниченным пределом.

Следующая проверка — сумма облагаемых выплат из СЗВ-6-3 по пачкам с кодом ООИ должна быть равна значению из РСВ-1, строка 320+321. Строки 320 и 321 — строки начисления взносов по сотрудникам-инвалидам. Отдельно надо указать, что для этой конкретной проверки есть допустимое расхождение, которое составляет 1 рубль. Если расхождение больше — надо искать ошибки и исправлять их.

Есть безусловные проверки, на которые код категории не влияет. Например, самая интересная из них — сумма начисленных взносов на страховую часть из отчетов СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2 (берутся отчеты за 4 квартал) плюс сумма начисленных взносов на накопительную часть из этих же отчетов должна отличается не более, чем на три копейки от значения, которое получается след. образом:

  • сумма облагаемых выплат за октябрь +
  • сумма облагаемых выплат за ноябрь +
  • сумма облагаемых выплат за декабрь, взятые из отчета СЗВ-6-3,
  • умноженные на тариф для начисления взносов по коду категории.

Может возникнуть вопрос: при чем здесь вообще три копейки? Возникают они из-за вечных проблем с округлениями. Мы привыкли к тому, что обычно округляем копейки до полных рублей, а здесь мы берем суммы с копейками, умножаем на нецелое число. Причем тариф берется не в процентном выражении: не 26 процентов, а 0.26. Так как суммы с копейками умножаем на нецелое число, получаются 3ья и 4ая цифры после запятой, значение надо округлить до двух знаков после запятой — и вот так может получиться разница.

Всё, что мы сказали выше, относится к отчетности, которую мы сдаем в первый раз. Но вообще в привычных отчетах СЗВ-6 и РСВ-1 также есть ряд проблем, с которыми сталкивается почти каждый бухгалтер из квартала в квартал.

Мы составили топ таких проблем.

Пять самых распространенных ошибок при подготовке отчетов СЗВ-6 и РСВ-1

Известный бухгалтерский портал klerk.ru опубликовал эту часть вебинара в виде отдельного материала.

Дополнительные вопросы

Большое количество обращений в техподдержку сервиса Контур.Бухгалтерия поступает по солидарной и индивидуальной частям, которые теперь выделяются в страховых взносах.

Вопросов очень много. Самый популярный: как платить, надо ли перечислять взносы отдельно на солидарную и индивидуальную часть. Как и прежде, мы формируем в ПФР только две платежки — взносы на страховую часть и на накопительную. В плане платежей взносы на солидарную часть и индивидуальную разделять не нужно. В течение всего декабря 2011 года сотрудники ПФР обещали, что количество платежей не увеличится. Как показывают коды КБК, которые определены на сайте ПФР, платежек действительно остается две.

Посмотрим на другие вопросы. С 2012 года застрахованными лицами становятся временно пребывающие или временно проживающие иностранцы или лица без гражданства, с которыми заключен трудовой договор на срок от 6 месяцев или бессрочный. И вот здесь многих бухгалтеров волнует вопрос: что делать с иностранцами, которые работают по гражданско-правовому договору. Так как Федеральный закон № 379 однозначно устанавливает требование, чтобы заключен был именно трудовой договор, иностранцы с другим типом договора (в частности, ГПХ) не считаются застрахованными лицами, и взносы с их доходов начислять и указывать в отчетности не нужно.

Смотрите так же:  Требования надёжности одежды

Еще один вопрос – надо ли включать в отчетность СЗВ-6-3 иностранцев. Иностранцы у нас становятся застрахованными только с 2012 года, то есть в течение 2011 они не считались застрахованными, здесь ничего не изменилось, поэтому в отчете за 2011 год они не отражаются.

Частый вопрос: на какие КБК перечислять взносы за декабрь 2011 года. Здесь было очень много разных слухов. Некоторые бухгалтеры поделились с нами, что обращались в отделения ПФР и получали разные ответы. Эксперты в Интернете также давали разные советы. В настоящее время ситуация прояснилась. Перечислять взносы за декабрь 2011 года нужно уже на новые КБК. Такое правило действует с января 2012 года. Старые КБК перестают действовать, отправленные на них суммы будут отнесены к неопознанным, следовательно — перечислены в нужные фонды не будут. Многие интернет-банки уже не позволяют провести платежи на не действующие КБК. Новые коды бюджетных классификаций можно посмотреть на сайте ПФР, там же есть отдельный код для погашения задолженности по взносам в ТФОМС.

Часто бухгалтеры спрашивают про отрицательные суммы в СЗВ-6-3.

Приведем такой пример.

В ноябре сотруднику выдали зарплату, в декабре он принес больничный за ноябрь и за декабрь. В декабре у него нет начислений, облагаемых страховыми взносами, но есть отрицательные суммы из ноября. Отрицательную сумму в отчете СЗВ-6-3 указать нельзя, потому что такой отчет не пройдет проверки. Что делать в этом случае?

Можно было бы посоветовать обратиться в отделение ПРФ по месту регистрации и задать вопрос, но, к сожалению, это не помогает (как показывает опыт наших пользователей). Правила заполнения и проверки отчетов такой ситуации не предусматривают, инструкции пока также нет. Представители ПФР советуют переносить отрицательные суммы на другие месяцы. Это значит, что отрицательная сумма перераспределяется на другие месяцы в идеале этого же отчетного периода. В этом случае отчет пройдет проверку.

Но бывают случаи, когда отрицательные суммы получаются достаточно большие, поэтому нельзя произвести компенсацию за счет положительных сумм этого же периода. Тогда отрицательную сумму нужно переносить на предыдущие отчетные периоды. Ситуация осложнится тем, что надо будет сдавать корректирующие сведения за предыдущие периоды. Таким образом, надо выкручиваться, чтобы СЗВ-6-3 не содержала отрицательных сумм.

И заключительная ситуация касается распределения уплаченных взносов. Бывают разные случаи, и единственно верного алгоритма не существует. Каждый бухгалтер волен поступать по-своему. Но просто так взять и разнести взносы нельзя. Это может привести к ситуации, когда у каких-то сотрудников будут задолженности, а у каких-то – переплаты. И как раз сотрудников с переплатами ПФР не сможет загрузить в базы, и отчет не будет принят. Мы рекомендуем следующую последовательность действий:

  • Прежде всего, разнесите уплату по уволенным сотрудникам, это позволит избавиться от задолженности по ним. И тогда таких сотрудников не нужно будет передавать в отчет за следующий отчетный период;
  • Затем следует оплатить задолженность. Когда вы разнесете задолженность по тем, у кого она есть, — вы погасите старые задолженности и не допустите чистой переплаты.
  • Остаток следует пропорционально разнести по работающим сотрудникам. Здесь надо отслеживать, чтобы у каждого конкретного сотрудника сумма уплаченных взносов не превышала значения «задолженность + начисленные взносы». Будет превышение — будет отрицательный протокол. В идеале, конечно, программа должна разнести взносы за бухгалтера, но если такой возможности нет — надо внимательно следить при заполнении отчета.

Как исправить отчетность в Пенсионный фонд

Бухгалтеру приходится постоянно заполнять и сдавать различные отчеты, расчеты и декларации. Неудивительно, что порой в них закрадываются ошибки. В этой статье мы поговорим о том, как исправить ошибки, допущенные в отчетности, представляемой в ПФР, и как можно избежать ответственности или добиться уменьшения штрафных санкций.

Лучше сдать в срок с ошибками, чем опоздать

Начнем с того, что при определенных обстоятельствах организации выгодно сдать заведомо ошибочный отчет, но уложиться в установленные сроки (не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за соответствующим отчетным или расчетным периодом), чем задержать отправку форм до того момента, когда вся отчетность будет составлена правильно и будут получены все необходимые данные, которых по каким-то причинам может не иметься в пределах срока сдачи отчетности.

Дело в том, что за несвоевременное представление отчетности в ПФР предусмотрен отдельный штраф. В отношении формы РСВ-1 ПФР эта санкция прописана в ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). А в отношении форм, содержащих данные персонифицированного (индивидуального) учета, — в ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ).

Однако если отчетность первоначально представлена в срок, но с ошибками, а исправленные данные переучета поданы уже после истечения установленного срока — и даже если исправлять отчеты пришлось неоднократно, прежде чем орган ПФР наконец принял данные, — наказать организацию за непредоставление сведений в срок нельзя. Как указали судьи в постановлении ФАС Центрального округа от 17.09.2012 по делу № А23-193/2012 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 16.01.2013 № ВАС-18135/12), в случае подачи ошибочных сведений, но в установленный срок, обязанность страхователя по своевременному представлению отчетности считается исполненной.

Тем более что отказать в приеме ошибочной отчетности орган ПФР не может — в числе предусмотренных законом правовых последствий для случаев, когда предоставленные сведения содержат ошибки или недостоверную информацию, отказ в принятии сведений либо принятие решения о том, что сведения являются непредоставленными, не числятся.

В той же ст. 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрены аналогичные санкции еще и за предоставление неполных или недостоверных сведений. Но на практике для устранения ошибок в уже поданных отчетах имеется как минимум двухнедельный «люфт». Ведь согласно п. 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее — Инструкция № 987н), органы ПФР, обнаружив ошибки — несоответствия между предоставленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, должны направить страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений, а срок, в течение которого страхователь должен представить уточненные данные, составляет две недели с момента получения такого уведомления. Плюс сама проверка и выявление ошибок занимает некоторое время. По Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от страхователей отчетнос­ти по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц, утвержденному приказом Минтруда России от 21.09.2012 № 196н (далее — Административный регламент), который начал действовать с 29 января 2013 г., срок приема и рассмотрения документов должен составлять два рабочих дня со дня их поступления в соответствующий орган ПФР. Но на деле — особенно если отчетность представлена только на бумажных носителях — проверка может длиться дольше, и, соответственно, у бухгалтера будет даже больше «лишних» двух недель на доработку отчетности.

Да и в случае если ошибки в представленных формах документов переучета страхователь обнаруживает сам, у него согласно п. 34 Инструкции № 987н в распоряжении есть те же две недели со дня обнаружения ошибки, чтобы представить исправленные формы.

Но самое интересное в другом. Законодательство не предусматривает ответственности за нарушение указанного двухнедельного срока. На это обращалось внимание, в частности, в постановлении ФАС Уральского округа от 21.08.2012 № Ф09-7273/12 по делу № А60-43696/11. Судьи также подчеркнули, что в силу ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет полное право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР и что предоставление корректирующих сведений предусмотрено уже упоминавшимися п. 34 и 41 Инструкции № 987н. Причем в случае неустранения имеющихся расхождений в двухнедельный срок территориальный орган ПФР имеет право принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку. А потому при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты и ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган ПФР может сам скорректировать сведения и не вправе выставлять финансовые санкции.

Порядок внесения изменений в расчет формы РСВ-1 ПФР прописан в ст. 17 Закона № 212-ФЗ. В целом он аналогичен правилам подачи уточненных налоговых деклараций, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

В обязательном порядке уточненки подаются только в том случае, когда в поданном ранее расчете обнаруживаются факты неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибки, которые привели к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате.

Если же обнаружены недостоверные сведения или ошибки, которые не привели к занижению суммы взносов — возможно даже, что взносы были начислены излишне, — подача уточненки становится делом добровольным. Причем согласно ч. 2 ст. 17 Закона № 212-ФЗ в такой ситуации даже если уточненный расчет представляется уже после истечения установленного срока подачи расчета, он не считается представленным с нарушением срока.

Вне зависимости от причин подачи уточненного расчета представлять его в ПФР нужно всегда по той форме, которая действовала в том расчетном периоде, за который вносятся изменения. К примеру, если ошибка была допущена в отчете за 2012 г. (который нужно было сдать до 15 февраля 2013 г.), а обнаружили и исправили ее в апреле 2013 г., подавать уточненку за 2012 г. нужно по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 № 232н. И тот факт, что к апрелю 2013 г. уже появилась новая форма, утвержденная приказом Минтруда России от 28.12.2012 № 639н, никакого значения в данном случае не имеет — ведь по новой форме сдаются расчеты только начиная с отчетности за I квартал 2013 г.

Как правильно подать уточненку, чтобы избежать штрафов

Далее в той же ст. 17 Закона № 212-ФЗ уточняются некоторые нюансы, благодаря которым можно успешно подать уточненные расчеты и не оказаться привлеченными к ответственности.

Лучше всего, конечно, самостоятельно обнаружить и исправить ошибки. Причем если это удается сделать еще до истечения срока подачи расчета за соответствующий период, вообще никаких проблем не возникнет — уточненный расчет будет считаться поданным в срок в день его фактической подачи в ПФР.

Если же ошибку в отчете, поданном вовремя, обнаружили или смогли исправить уже после того, как установленный срок истек, но сделали это совершенно самостоятельно — и не потому, что узнали о назначении выездной проверки или о том, что в ходе камеральной проверки орган ПФР обнаружил факты неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибок, приводящих к занижению суммы взносов, — все равно есть шанс обойтись без штрафов. А вот от пеней и необходимости доплатить недостающую сумму взносов никто не освобождает. Причем сделать это нужно до подачи уточненки.

Таким образом, при добровольном самостоятельном обнаружении и исправлении ошибок — в том числе и в случае, когда при подаче первоначального расчета бухгалтер уже знает об их наличии (но решает сдать «заведомо ошибочный» отчет, чтобы уложиться в установленные сроки и избежать штрафа за непредставление данных) или подозревает, что с отчетом что-то не так, но уже не располагает временем, чтобы обнаружить ошибку до истечения срока подачи отчетности, — действовать нужно так.

1. Обязательно подать хоть что-нибудь — пусть даже с ошибками — в установленные сроки.

2. После выявления ошибки внести необходимые исправления в отчетность (по тем формам, которые действовали в соответствующем периоде) и проверить, произошло ли занижение суммы взносов и возникла ли необходимость их доплачивать, а также уплачивать пени.

3. Если такая необходимость возникла — сначала провести упомянутые платежи и уже затем сдавать уточненную отчетность (отправлять в электронной форме или сдавать на бумажном носителе — в зависимости от конкретных обстоятельств, в т.ч. от численности работников за предыдущий год).

Впрочем, нередки случаи, когда ошибки обнаруживаются в ходе выездных проверок. И тогда избежать штрафов могут только те, чьи ошибки не привели к занижению суммы страховых взносов и не связаны с неотражением или неполнотой отражения сведений в расчетах.

Обратим особое внимание на то, что в ст. 17 Закона № 212-ФЗ фактически речь идет о представлении уточненок только при обнаружении самой организацией ошибок и фактов неотражения или неполноты отражения сведений. В ней ничего не говорится о том, что органы ПФР имеют право требовать от организации представления уточненок, в том числе и по результатам проведенных ими проверок. Тем более что суммы страховых взносов, доначисленных по актам камеральных и выездных проверок, по которым в отчетном периоде вступили решения о привлечении плательщика взносов к ответственности, подлежат отражению в строке 120 раздела 1, а также в четвертом разделе расчета формы РСВ-1 ПФР. Так что, по большому счету, никакой необходимости в подаче уточненки за предыдущие периоды в случае, когда орган ПФР по результатам проверки доначислил взносы, нет: эти суммы благополучно отразятся по строке 120 очередного отчета, который будет представлен за текущий период.

Согласно Порядку заполнения формы РСВ-1 таким же образом (по строке 120 раздела 1 и в разделе 4) могут отражаться и суммы самостоятельно доначисленных страховых взносов в случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные периоды в соответствии со ст. 7 Закона № 212-ФЗ. Причем, хотя формально единственным вариантом исправления такой ситуации исходя из буквы Закона № 212-ФЗ является именно подача уточненной декларации за тот период, в котором ошибка была допущена, сотрудники ПФР поддерживают такой «упрощенный» вариант. Иными словами, им удобнее, чтобы вместо подачи уточненки организация, самостоятельно обнаружившая ошибку, представляла только текущий отчет, в котором по строке 120 раздела 1 и в разделе 4 отражались бы все доначисления, связанные с ошибками и недочетами, выявленными уже после сдачи предыдущих отчетов. Ведь тогда им нужно будет обработать только один отчет, а не несколько.

Смотрите так же:  Приказ n 156

В некоторых случаях у организаций возникает дополнительная возможность избежать штрафов — если сотрудники ПФР допускают ошибки или небрежность при оформлении результатов проверок, в результате чего нарушается установленная процедура привлечения к ответственности. Если суд признает эти нарушения существенными, наложение штрафа может быть признано незаконным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2012 № А56-36039/2011).

РСВ-1 и индивидуальные сведения — только «в паре»

В случае когда возникает необходимость подать уточненку, не забывайте, что отчетность в ПФР представляется единым пакетом: то есть форма РСВ-1 всегда должна подаваться вместе с индивидуальными сведениями (ИС) за тот же период. А потому сотрудники ПФР вполне могут не принять уточненный расчет РСВ-1, если он подается «сам по себе», даже если исправления потребовались только в этой форме, а данные персонифицированного учета никоим образом не корректируются. Так что, отправляя уточненку в электронной форме или сдавая ее в бумажном варианте, следует подготавливать весь комплект (и РСВ-1, и ИС) за соответствующий период, даже если исправления внесены только в одну из частей.

И наоборот, если исправления вносятся только в ИС, подать только корректирующие формы по ИС, без РСВ, тоже не получится. Более того, программы ПФР работают таким образом, что без текущей отчетности корректирующие сведения приняты не будут.

Таким образом, при необходимости внести исправления в ИС и РСВ-1 в органы ПФР должен направляться (представляться) такой комплект:

— корректирующие СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2 за тот период, в котором была допущена ошибка (а «старую» опись формы АДВ-6-2 корректировать не нужно);

— персонифицированная отчетность за текущий период (причем суммы доначислений по корректирующим формам СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2 должны попасть в опись формы АДВ-6-2 за текущий период);

— расчет формы РСВ-1 ПФР за текущий период;

— уточненный РСВ-1 ПФР, если возникла необходимость доначислять взносы за предыдущие периоды и организация решила следовать букве Закона № 212-ФЗ, а не отражать доначисления в отчете РСВ-1 за текущий период.

Нередко проблемы с пенсионной отчетностью вызваны самой элементарной причиной — опечатками или описками.

Бывают также нестыковки в сведениях, предоставленных работниками, и официальных классификаторах, которые не так-то легко обнаружить самостоятельно. К примеру, согласно Информационному сообщению ПФР от 21.02.2013 «Особенности представления страхователями в органы ПФР отчетности, начиная с отчетности за I квартал 2013 года» (равно как и более раннему Информационному сообщению ПФР от 20.12.2011), адреса, указанные в персонифицированной отчетности, должны соответствовать КЛАДРу (Ведомственному классификатору адресов России, см. сайт по адресу: htt://www.gnivc.ru/). На деле же нередко наименования населенных пунктов в паспортах и иных документах работников не соответствуют текущей версии КЛАДРа — к примеру, некоторые города переименованы (соответственно, вполне возможно, что указанного в паспорте работника города на сегодняшний момент просто «не существует»), у некоторых населенных пунк­тов изменился статус (скажем, бывший «поселок городского типа» стал «рабочим поселком») и т.д. А между тем при наличии таких ошибок отчетность просто не пройдет, то есть программы ПФР не примут предоставленные сведения.

Впрочем, выявить подобные ошибки можно при помощи специальных программ, которые ПФР выкладывает бесплатно на своем сайте (CheckXML-UFA и CheckXML; www.pfrf.ru/free_programs/). Причем эти программы не просто проверяют файлы по структуре на соответствие требованиям утвержденного формата электронного представления, но также производят сверку сумм:

— начисленных страховых взносов, указанных в форме РСВ-1 (в соответствии с тарифами), с данными о суммах начисленных взносов, указанных в форме АДВ-6-2 (сверка итоговых сумм начисленных страховых взносах в целом по организации);

— уплаченных страховых взносов, указанных в форме РСВ-1 и форме АДВ-6-2 (в соответствии с начисленными взносами);

— выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, указанных в форме РСВ-1 и форме АДВ-6-4 (сверка итоговых сумм в целом по организации);

— соответствие сумм начисленных страховых взносов суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, и тарифам страховых взносов, применяемых страхователем.

Впрочем, даже если описки и опечатки все-таки закрались в отчет, представленный в органы ПФР, вероятность избежать штрафных санкций очень высока. Ведь судьи считают, что наличие в предоставленных сведениях описки не может быть расценено как предоставление недостоверных сведений (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2012 по делу № А28-2360/2012). Особенно если, скажем, описка допущена в фамилии застрахованного лица, но при этом иные сведения указаны верно и позволяют идентифицировать данное застрахованное лицо.

Неполные или «не те» — не обязательно недостоверные

Вообще, вопрос о том, какие именно сведения можно считать недостоверными, весьма важен — ведь от этого зависит, сможет ли ПФР привлечь организацию к ответственности. Ведь предоставление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует самостоятельный состав правонарушения. А вот за предоставление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность — такие ошибки просто подлежат исправлению в порядке, установленном п. 34 и 41 Инструкции № 987н. На это обращалось внимание, в частности, в уже упоминавшемся постановлении ФАС Центрального округа от 17.09.2012 по делу № А23-193/2012.

А в другом из уже упоминавшихся судебных решений — постановлении ФАС Уральского округа от 21.08.2012 № Ф09-7273/12 по делу № А60-43696/11 — подчеркивалось, что не могут расцениваться как недостоверные сведения такие недочеты и ошибки, содержащиеся в первоначально предоставленных страхователем сведениях персонифицированного учета и впос ледствии исправленные им, как неверное указание:

— отчества застрахованного лица;

— начислений страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии;

— уплаты страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии застрахованных лиц.

Все эти сведения корректируются в порядке, предусмотренном Инструкцией № 987н. Подобных примеров достаточно много.

Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2012 по делу № А27-14147/2011 суд посчитал, что не следует расценивать в качестве недостоверных сведений такие недочеты и ошибки, как указание неправильных данных в отношении стажа работников (например, по одной работнице была допущена ошибка при указании периода отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, по другой не был выделен в стаже период по временной нетрудоспособности, по третьей — не был указан стаж за полугодие отчетного года). Подобные ошибки орган ПФР мог бы скорректировать и самостоятельно.

А в рассматривавшейся ситуации Управление ПФР не представило никаких доказательств:

— направления организации уведомления об устранении имеющихся расхождений;

— принятия решения о корректировке предоставленных сведений.

Иными словами, привлекать к ответственности организацию было не за что.

Еще одним интересным примером является постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.10.2012 по делу № А56-58836/2011, где рассматривалась такая ситуация: в предоставленных в ПФР сведениях персонифицированного учета была допущена ошибка, заключавшаяся в том, что вместо сведений о начисленных и уплаченных взносах за полугодие указаны сведения за год. Суд не посчитал, что само по себе это было предоставлением недостоверных сведений — просто при заполнении формы АДВ-6-2 была допущена ошибка. И орган ПФР обязан был предо-

ставить организации возможность ее исправления. А поскольку этого сделано не было и в нарушение предусмотренных процедур ПФР сразу выставил организации штраф, суд встал на защиту организации — тем более что нормами ст. 17 Закона № 27-ФЗ не установлена ответственность за предоставление сведений персонифицированного учета, содержащих ошибки.

Общее и частное: нестыковки частей отчетов

Также не является само по себе основанием для предъявления штрафных санкций и наличие «нестыковок» в различных частях пенсионных отчетов — например, расхождение данных в сумме страховых взносов, указанных в формах АДВ-6-2 и РСВ-1, в файле и базе данных ПФР.

В подобных ситуациях ПФР, предъявляя претензии к организации, должен указать, в чем именно выразилась недостоверность предоставленных сведений — ведь только тогда можно говорить о наличии состава правонарушения.

На это обращалось внимание, в частности, в постановлении ФАС Уральского округа от 03.07.2012 № Ф09-5462/12 по делу № А60-50871/2011. Суд выяснил, что вывод ПФР о недостоверности предоставленных сведений был основан только на сравнении фондом размера начисленных страховых взносов, указанного в ведомости уплаты по форме АДВ-11, с размером, указанным в форме РСВ-1 за спорный период, в файле учреждения и базе Пенсионного фонда. Однако проверка предоставленных сведений должна производиться на основании документов, указанных в ст. 11 Закона № 27-ФЗ — а на деле она не производилась. А потому наличие состава правонарушения было признано недоказанным, ведь ни в акте, ни в решении по результатам камеральной проверки не были изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения: не было указано, в чем именно выразилась недостоверность предоставленных сведений и в результате каких виновных действий предоставлены недостоверные сведения. Более того, Управление ПФР не смогло доказать и размера платежей в ПФР, начисленных по лицам, в отношении которых предоставлены якобы недостоверные сведения, исходя из которых мог быть определен размер штрафа, если бы основания для привлечения организации к ответственности все-таки были.

Аналогичная проблема рассматривается и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2012 по делу № А56-10287/2012. При проведении камеральной проверки предоставленных организацией сведений было установлено, что суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в описи АДВ-6-2 за календарный год, не соответствуют суммам разницы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в РСВ-1 за 12 месяцев и шесть месяцев того же года. В результате было принято решение привлечь организацию к ответственности за предоставление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа. Суд обнаружил, что ни в описательной, ни в мотивировочной частях акта и решения по итогам камеральной проверки не изложены обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, и не указано, в чем именно выразилась недостоверность предоставленных сведений. Орган ПФР указывал только на сам факт предоставления недостоверных индивидуальных сведений (выявленном расхождении), но никаких ссылок на уведомления об ошибках и расхождениях со сроком исправления, протоколы проверки файлов, протоколы приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета в акте и решении не было, да и сами перечисленные документы отсутствовали. Кроме того, в ходе проверки органом ПФР не устанавливалась сумма фактически уплаченных страховых взносов за тот год согласно данным ПФР и соотношение данных сумм с указанными в АДВ-6-2, РСВ-1. И, собственно, факт несоответствия сведений в форме АДВ-6-2, за которую организацию и пытались оштрафовать, в ходе проверки установлен не был — это обстоятельство было установлено только после принятия решения Управлением ПФР при представлении организацией уточненных данных, которые были приняты без замечаний.

Неправильное распределение взносов

Еще одна довольно распространенная проблема — это неправильное распределение взносов. Ведь начислять и платить пенсионные взносы нужно раздельно на страховую и накопительную части (в отношении выплат застрахованными лицам 1967 г.р. и моложе). Однако бухгалтер может перепутать ставки или запутаться при заполнении платежек, в результате чего «страховые» взносы будут перечислены как «накопительные» и наоборот.

Ситуацию такого рода рассматривал ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 02.05.2012 по делу № А56-49298/2011. В результате камеральной проверки орган ПФР собирался привлечь организацию к ответственности за неверное указание платежей на страховую и накопительные части — однако в акте проверки не было конкретизировано, в чем именно выразилось правонарушение. Управление ПФР в качестве недостоверных сведений расценивало то обстоятельство, что задолженность по страховым взносам на конец расчетного периода, указанная страхователем в представленном расчете, не соответствует данным ПФР: суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные в форме АДВ-11, не соответствовали суммам страховых взносов, учтенным в базе данных Управления. Проблема заключалась в неверном указании платежей на страховую и накопительную части (в качестве уплаченных взносов были приведены одни суммы, а в реестре платежей — другие). Суд выяснил, что организация предоставила сведения исходя из данных своего бухгалтерского учета, то есть в суммах фактически уплаченных им в отчетном периоде, а Управление при вынесении решения исходило из сумм, поступивших на его счет. Но главная проблема состояла в том, что организация на протяжении восьми месяцев уплачивала страховые взносы, но в платежных поручениях указывались неверные ИНН и КПП получателя. Однако сведения из представленных платежных поручений совпадали с теми суммами, которые были указаны в форме АДВ-6-2.

В итоге суд заключил, что тот факт, что в платежных поручениях указывались неверные ИНН и КПП получателя, не является основанием для привлечения страхователя к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Тем более что уплаченные деньги поступили на счет ПФР.

Более того, Управление ПФР не смогло представить доказательств направления страхователю уведомления об устранении имеющихся расхождений. То есть процедуры, установленные действующим законодательством, были Фондом нарушены. И никаких штрафов организации платить не пришлось.