Холдинговая компания в Швейцарии

Швейцария является традиционной базой для создания международных холдинговых компаний. Это объясняется рядом особенностей законодательства Швейцарии, прежде всего налогового.

При соблюдении некоторых довольно необременительных условий получаемые холдинговой компанией дивиденды, а также прирост капитала (прибыль от реализации инвестиционных активов) освобождаются от налогообложения как на федеральном, так и на местном уровне.

Важнейшим «недостатком» швейцарской холдинговой компании является высокий налог у источника на распределяемые швейцарской компанией зарубежному акционеру дивиденды (35%). Эта ставка может быть снижена международным налоговым соглашением Швейцарии со страной местонахождения акционера компании. Однако если акционером является, например, оффшорная компания, то налог взимается по полной ставке, что может сделать использование швейцарской компании неэффективным.

Базовые сведения о корпоративном и налоговом законодательстве Швейцарии

А. Основные корпоративные формы

Основные корпоративные формы – акционерное общество (Aktiengesellschaft — AG) и общество с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschränkter Haftung — GmbH). (Также применяются французский и итальянский варианты терминологии.)

В дальнейшем мы будем предполагать, что компания создается в форме акционерного общества, но основные выводы справедливы и для общества с ограниченной ответственностью. Важнейшее, по-видимому, практическое различие – сумма минимального уставного капитала. Для АО она составляет 100 тыс. шв. франков, а для ООО – 20 тыс. шв. франков. При создании АО выплачивается как минимум 20% его уставного капитала, но не менее 50 тыс. шв. франков.

Швейцарская компания должна иметь как минимум одного представителя (физическое лицо), являющееся резидентом Швейцарии. Этим лицом может быть член Правления или управляющий директор.

Правление может состоять из одного или нескольких членов. Члены Правления не обязательно должны быть акционерами компании.

Б. Принципы налогообложения корпоративного дохода и резидентный статус

Налогообложение в Швейцарии осуществляется на федеральном, кантональном и муниципальном уровне (муниципальное налогообложение, как и кантональное, определяется законодательством кантонов).

Компания признается резидентной для целей федерального налогообложения, если она инкорпорирована в Швейцарии. Резидентность также может быть связана с местом эффективного управления.

Весь всемирный доход резидентной компании подлежит федеральному налогообложению.

Кантоны применяют аналогичные критерии для определения резидентности компании и определения налогооблагаемого дохода. Однако см. далее о предоставляемых кантонами налоговых льготах.

В. Ставки корпоративного налога

Ставка федерального налога на корпоративный доход составляет 8,5%. (Однако ввиду специфического исчисления—сама сумма налога считается расходом для целей налогообложения—эффективная ставка составляет 7,83%.)

Основное налоговое бремя обычно представляют собой кантональные и муниципальные налоги. Они взимаются по различным ставкам, как правило, зависящим от отношения прибыли к сумме капитала и резервов. Суммарная эффективная налоговая ставка (включая федеральный, кантональный и муниципальный налог) варьируется в пределах от 17% до 30%. Однако см. далее о предоставляемых кантонами налоговых льготах.

Г. Прочие существенные налоги

Кантоны взимают налог на капитал, исчисляемый как процент от суммы капитала и резервов. Ставки варьируются в пределах от 0,063% до 0,76%. Однако см. далее о предоставляемых кантонами налоговых льготах.

При регистрации компании или увеличении ее капитала взимается гербовый сбор. Ставка – 1% от капитала, превышающего 1 млн. шв. фр.

Д. Налоговые льготы/Специальные налоговые режимы

Как федеральное, так и кантональные законодательства предоставляют льготы холдинговым компаниям, владеющим акциями других компаний. При определенных условиях они полностью освобождаются от федерального налога на получаемые дивиденды и прирост капитала (т.е. прибыль от продажи акций); кантоны также могут освобождать от налогов другие виды дохода холдинга, а также устанавливать льготы по налогу на капитал.

Кроме того, многие кантоны предоставляют льготы некоторым другим видам компаний, включая холдинговые, а также так называемые «домицильные». Так называются компании, которые зарегистрированы в Швейцарии, но не ведут там деятельности. Некоторые кантоны (например, Цуг) полностью освобождают такие компании от налога на доход и применяют к ним пониженную ставку налога на капитал. Именно такие компании чаще всего используются в международных операциях. Однако они не освобождены от федерального налога на весь свой всемирный доход. Таким образом, минимальная ставка налога для домицильной компании оставляет 8,5%.

Е. Особенности налоговой системы

Важной особенностью является параллельное налогообложение на федеральном и кантональном уровне, в связи с чем существенное значение имеет выбор кантона для регистрации компании

Ж. Налогообложение зарубежного дохода

В принципе, как уже упоминалось, резидентная компания подлежит федеральному налогообложению на весь свой всемирный доход (с учетом льгот по дивидендам и др.). Однако налог зарубежных филиалов и от зарубежной недвижимости исключается из налоговой базы в Швейцарии (но может учитываться для определения ставки местных налогов). Что касается кантонального налогообложения, как упоминалось выше, многие кантоны освобождают от налога компании, фактически не ведущие деятельности в кантоне (а получающие доход из-за рубежа).

З. Налоговое соглашение с РФ

Согласно налоговому соглашению Россия-Швейцария[1] (далее в этом разделе — «Соглашение»), дивиденды, выплачиваемые из Швейцарии в Россию, могут облагаться налогом в России, но могут также и облагаться налогом у источника в Швейцарии. Соглашение устанавливает следующие ограничения на налог у источника:

если получатель является фактическим владельцем дивидендов, то взимаемый налог не должен превышать:

a) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если фактическим владельцем дивидендов является компания (отличная от товарищества), которой прямо принадлежит по меньшей мере 20 процентов капитала компании, выплачивающей дивиденды, и иностранный капитал, инвестированный в нее, превышает двести тысяч (200 000) швейцарских франков или их эквивалент в любой другой валюте на момент начисления дивидендов;

b) 15 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

То есть если акционер швейцарской компании – физическое лицо, резидентное в РФ, с выплачиваемых ему дивидендов в Швейцарии взимается налог у источника 15% (вместо обычных 35%).

Статья о методах устранения двойного налогообложения (ст. 23 Соглашения) предполагает, в отношении резидентов РФ, использование кредитного метода исключения двойного налогообложения для всех видов облагаемых в Швейцарии доходов:

Если резидент Российской Федерации получает доход или владеет капиталом, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогами в Швейцарии, сумма налога на такой доход или капитал, подлежащая уплате в Швейцарии, может вычитаться из налога, взимаемого в России. Такой вычет, однако, не должен превышать сумму налога Российской Федерации на такой доход или капитал, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством.

То есть при уплате налога в РФ российский резидент получает вычет в размере уплаченного в Швейцарии налога у источника, но не более суммы российского налога. Ставка налога на доход физических лиц в РФ в отношении дивидендов составляет 9%, то есть фактически в России налог не уплачивается.

И. Налоговое соглашение с ЕС

В 2005 году вступило в силу налоговое соглашение ЕС-Швейцария[2] (далее в этом разделе – «Соглашение»). По этому соглашению Швейцария обязуется при выплатах процентного дохода резидентам стран-членов ЕС удерживать налог у источника (ставка постепенно увеличивается, достигая с седьмого года действия соглашения 35%) либо, по желанию самого получателя процентов, обеспечить обмен информацией о нем с налоговым органом его страны.

Помимо этого, Соглашение предусматривает освобождение от налога у источника некоторых видов дивидендов, процентов и роялти, уплачиваемых компанией из ЕС компании в Швейцарии или наоборот. А именно, упомянутые дивиденды освобождаются от налога у источника, если одна из компаний прямо владеет как минимум 25% капитала другой компании в течение не менее чем двух лет (ст. 15(1) Соглашения). Упомянутые проценты и роялти освобождаются от налога у источника, если плательщик и получатель аффилированы по одному из двух вариантов: (1) одна из компаний прямо владеет как минимум 25% капитала другой компании в течение не менее чем двух лет, либо (2) третья компания прямо владеет как минимум 25% капитала каждой из обеих компаний в течение не менее чем двух (ст. 15(2) Соглашения).

Следует также отметить, что у Швейцарии есть отдельные налоговые соглашения со многими странами ЕС, которые могут предусматривать более благоприятные положения, чем вышеупомянутые, и которые остаются в силе (ст. 15(3) Соглашения).

Специфика налогообложения холдингов

А. Налогообложение получаемых дивидендов

Что касается федерального налогообложения, по общему правилу, получаемые швейцарской компанией дивиденды включаются в налоговую базу (эффективная налоговая ставка 7,8%). Однако если участие в дочерней компании отвечает определенным требованиям, налоговая база уменьшается по особой формуле. Для применения льготы вклад в дочернюю компанию должен составлять не менее 20% ее капитала или не менее 2 млн. шв. франков.[3] Формула гласит, что общий налог уменьшается пропорционально отношению полученных от участия в такой дочерней компании доходов и общей чистой прибыли. По существу, это означает освобождение полученных от участия в такой дочерней компании доходов от налога. Если все доходы компании состоят только из дивидендов от таких дочерних компаний, то федерального налогообложения дохода вообще не возникает.

Что касается кантонального и муниципального налогообложения, оно существенно отличается от кантона к кантону. Однако предпринимаются попытки по его унификации. В 1990 году был принят Федеральный закон о налоговой гармонизации, установивший базовые правила местного налогообложения.[4] Согласно этому закону, кантоны и муниципалитеты, применяют, вообще говоря, аналогичную федеральной льготу к доходам от участия в дочерних компаний (с теми же порогами для применения льготы и с той же формулой для уменьшения налоговой базы).[5] При этом кантоны сами определяют, включать ли в данную льготу также доходы от прироста капитала (прибыль от реализации акций дочерних компаний), а не только дивиденды.[6]

Смотрите так же:  Когда начинают выплачиваться алименты

Более того, закон предусматривает полное освобождение от кантонального и муниципального налога доходов холдинговой компании, если выполняются три условия: (1) основной уставный вид деятельности компании – управление долями в дочерних компаниях; (2) компания не ведет коммерческой деятельности в Швейцарии; и (3) доходы от участия в других компаниях составляют не менее 2/3 общего дохода холдинговой компании либо балансовая стоимость долей в других компаниях составляет не менее 2/3 общих активов холдинговой компании.[7] Освобождение распространяется также и на прирост капитала.

Следует также отметить, что в Швейцарии, в отличие от многих других стран, отсутствует законодательство о «контролируемых иностранных компаниях», включающее доход низконалоговых зарубежных компаний, контролируемых резидентом, в налогооблагаемый доход этого резидента. Ввиду этого доходы, например, оффшорной компании, акциями которой владеет швейцарская компания, в любом не полежат налогообложению в Швейцарии, если они не распределены акционеру.

Что касается налогообложения дивидендов в стране их происхождения, там может взиматься налог у источника по местному законодательству. Этот налог может быть уменьшен налоговым соглашением со Швейцарией. В частности, по соглашению с ЕС такие дивиденды освобождаются от налогообложения в стране происхождения при определенных условиях (минимум 25% в капитале в течение не менее двух лет; см. выше).

Таким образом, если компания является «чистым холдингом», а вклады в капитал дочерних компаний достаточно велики, то налогообложения дивидендов в Швейцарии, по существу, не возникает ни на федеральном, ни на кантональном/муниципальном уровне.

Б. Налогообложение выплачиваемых процентов

Нередко холдинговые компании используются не только как инструмент владения активами, но и как инструмент финансирования деятельности дочерних компаний холдинга путем предоставления им займов. Предоставляемые дочерним компаниям средства, в свою очередь, могут быть получены в виде займа от других структур холдинга.

В связи с этим имеет важное значение налогообложение получаемых и выплачиваемых швейцарской компанией процентов.

Полученные швейцарской компанией проценты включаются в налогооблагаемый доход, то есть облагаются налогом по обычным правилам. Выплачиваемые проценты при соблюдении обычных условий признаются расходом. Налог у источника, выплачиваемый плательщиком процентов в стране своего местонахождения, определяется законодательством этой страны и может быть уменьшен соглашением со Швейцарией (так, в России налог у источника на проценты составляет 20%, но налоговое соглашение со Швейцарией уменьшает его до 10%).

Налог у источника на проценты при выплате их швейцарской компанией за рубеж, вообще говоря, взимается по той же ставке, что и для дивидендов – 35%. (Ставка может быть уменьшена международным налоговым соглашением.) Однако он взимается лишь в отношении процентов по облигациям, банковским депозитам и др., но не в отношении процентов по «обычным» займам.[8]

Но если заем получен швейцарской компанией от аффилированного лица, проценты по нему могут рассматриваться как дивиденды для целей налогообложения, если капитализация компании будет признана недостаточной. Для определения достаточности капитализации сумма займа сравнивается с величиной активов компании. При этом для данных целей некотируемые акции других компаний, входящие в активы, учитываются в размере 50% их стоимости (см. Циркуляр Федеральной налоговой службы от 6 июня 1997 г.).

Если выплачиваемые проценты переквалифицируются в дивиденды, они не уменьшают налоговую базу выплачивающей их швейцарской компании, а, кроме того, с них взимается налог у источника по ставке, предусмотренной для дивидендов (по общему правилу 35%).

Таким образом, проценты по займу, выплачиваемые нерезиденту, обычно не облагаются налогом у источника, но выплаты аффилированным лицам могут облагаться налогом, если капитализация компании недостаточна.

В. Налогообложение прироста капитала

Что касается федерального налогообложения, прирост капитала (то есть прибыль) от отчуждения акций или долей в капитале иностранных и местных компаний фактически не облагается налогом, если отчуждаемая доля участия составляет не менее 20% и находилась во владении продавца не менее одного года.[9]

Многие кантоны также воспроизвели в своем налоговом законодательстве это правило. Если компания является чисто холдинговой, ввиду чего освобождена от кантонального/муниципального налогообложения дохода, то, соответственно, налога на прирост капитала также не взимается.

Кантоны могут взимать налог на прирост капитала от местной недвижимости.

Что касается зарубежного имущества, прибыль от его продажи, вообще говоря, включается в налоговую базу, но если доход был обложен налогом за рубежом, могут применяться условия соглашения с соответствующей страной об исключении двойного налогообложения.

Таким образом, в части акций налога на прирост капитала обычно не возникает, если отчуждаемая доля в дочерней компании составляет не менее 20%.

Г. Пошлина на капитал

Вклады в капитал швейцарской компании (как АО, так и ООО) подлежат обложению гербовым сбором.[10] Облагается только превышение вкладов над суммой в 1 млн. шв. франков.[11] Гербовый сбор взимается по ставке 1% с суммы вклада, но не менее чем с номинальной стоимости распределяемых акций.[12]

Д. Налогообложение распределяемых дивидендов

Ставка налога у источника на распределяемые за рубеж дивиденды составляет 35%.[13] Эта ставка может быть снижена международным налоговым соглашением. В частности, при выплатах физическому лицу – резиденту РФ ставка уменьшается до 15%. При этом вначале налог уплачивается компанией по полной ставке, затем производится возмещение при подтверждении права на пониженную ставку.

Выплаты аффилированным лицам, формально не являющиеся дивидендами, если они производятся не на «рыночных» условиях, также могут интерпретироваться налоговым органом как дивиденды и в соответствии с этим облагаться налогом у источника.

Е. Налог на капитал

Из других налогов наиболее важен налог на капитал, взимаемый кантонами по различным ставкам (ежегодно). При этом в части холдинговых (а также домицильных) компаний часто применяется пониженная ставка. Так, в кантоне Фрибург ставка налога на капитал для холдинговых компаний составляет 0,02%, а для части капитала, превышающей 500 млн. шв. франков – 0,01%. Кроме того, взимается муниципальный налог на капитал, составляющий от 30% до 100% кантонального налога (в зависимости от коммуны).

Швейцарские компании можно эффективно использовать в качестве международных холдинговых структур. При выполнении некоторых требований получаемые ими доходы в виде дивидендов и прироста капитала освобождены от федеральных и местных налогов в Швейцарии. Эти дивиденды и прирост капитала могут облагаться налогом у источника в стране их происхождения, но нередко ставка этого налога уменьшается налоговым соглашением со Швейцарией.

Существуют разовый гербовый сбор на вклады в капитал (1% с необлагаемым минимумом 1 млн. шв. фр.), взимаемый на федеральном уровне, и ежегодный налог на капитал, взимаемый на местном уровне (в некоторых кантонах – сотые доли процента).

При распределении дивидендов из Швейцарии они облагаются налогом у источника по ставке 35%, но этот налог может быть снижен налоговым соглашением. Выплаты аффилированным лицам на условиях, отличных от рыночных, могут приравниваться к дивидендам. При распределении дивидендов физическому лицу, резидентному в РФ, ставка налога у источника в Швейцарии по налоговому соглашению составит 15%.

Материал подготовлен компанией Roche & Duffay
тел. (495) 790-2660; 926-2990

[1] Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 15 ноября 1995 г.)

[2] Agreement between the European Community and the Swiss Confederation providing for measures equivalent to those laid down in Council Directive 2003/48/EC on taxation of savings income in the form of interest payments, 385 OJ L 30 (2004).

[3] Loi fédérale sur l’impôt fédéral direct du 14 décembre 1990 (etat le 1er mars 2008) (LIFD), art. 69.

[4] Loi fédérale du 14 décembre 1990 sur l’harmonisation des impôts directs des cantons et des communes (LHID).

[6] LHID art. 28(1bis).

[9] См.: LIFD art. 64(1bis).

[10] Loi fédérale sur les droits de timbre du 27 juin 1973 (Etat le 1er août 2008) (LT), art. 5.

[13] Loi fédérale sur l’impôt anticipé du 13 octobre 1965 (Etat le 1er janvier 2008) (LIA), arts. 4(1)(b), 13(1)(a).

Налоговая система Швейцарии

Швейцария — конфедеративное государство, состоящее из конфедерации (центрального штата), 26 кантонов и входящих в них 3 тыс. муниципалитетов. Кантоны являются суверенными административно-территориальными единицами, а степень муниципальной автономии определяется законодательством кантона. В соответствии с принципом швейцарского федерализма в стране существует трехуровневая система налогообложения Определение налоговой юрисдикции регулируется конституцией, согласно положениям, которой ни один из трех органов власти не мешает другим, а бремя, которое несут налогоплательщики, не переходит за экономическую границу обложения. Кантонам, в принципе, разрешено взимать любые виды налогов, кроме тех, сбор которых является эксклюзивной юрисдикцией конфедерации. Они имеют право создавать свое собственное налоговое законодательство. Муниципалитетам, в свою очередь, право собирать свои налоги определяют конституции кантонов.

Структура налоговых доходов конфедерации во второй половине 1990х гг. выглядела следующим образом: НДС — 29,1%; прямые налоги — 23,6; таможенные пошлины — 14,9; расчетный налог — 10,1; гербовые сборы — 4,5; прочие — 5,5; неналоговые сборы — 12,3%.

Смотрите так же:  Требования для хостела

Налог на добавленную стоимость введен в Швейцарии только 1 января 1995 г. (вместо налога с оборота) для унификации с налоговыми системами ЕС. НДС в Швейцарии — это налог на всеобщее пользование и потребление, взимается на всех стадиях производства и распределения с импорта товаров, отечественной сферы услуг и приобретения услуг за границей. По этому налогу существуют три вида ставок: стандартная — 6,5%, специальная — 3% — на услуги в гостиничном секторе и пониженная — 2% — для продуктов и безалкогольных напитков, птицы, рыбы, зерна, медицинских товаров, полиграфической продукции. Таможенные пошлины взимаются как по импортным, так и по экспортным операциям по твердым ставкам.

Из прямых налогов наибольшее значение имеют подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и капитал юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц платят все лица, осуществляющие прибыльную деятельность в Швейцарии. Максимальная ставка составляет 11,5%. Что касается федерального налога на прибыль, то он является прогрессивным налогом и взимается по трехуровневой шкале. Базовый налог взимается по ставке 3,63%. Максимальная ставка не может превышать 9,8% суммарной прибыли. Налог на капитал является пропорциональным. Он взимается с полученного капитала, а также с запасов, отраженных и не отраженных в балансе. Ставка налога — 0,08% суммы налогооблагаемого капитала.

Как уже указывалось, кантоны сами формируют свои законодательства, но к началу 2001 г. они должны были привести их в соответствие с Законом о гармонизации налогообложения. Налоги на доходы и чистые активы — периодические налоги, поэтому они должны собираться к определенному моменту времени (фискальному периоду). В кантонах платят также подоходный налог с физических лиц по сумме налогов, исчисленных по базовой федеральной ставке и дополнительным ставкам кантонов и муниципалитетов. Все кантоны взимают налоги с доходов иностранцев, временно работающих в Швейцарии — у «источника». Как физические, так и юридические лица должны платить налог на прирост недвижимой собственности. Физические лица платят налог с лотерей. Все кантоны взимают также налоги с наследств и дарений, а также налог на транспортные средства.

Таким образом, формированию налоговых систем в рассмотренных федеративных государствах можно дать следующую общую характеристику:

  1. Во всех трех государствах субъекты федерации (штаты, провинции, кантоны) имеют высокий уровень самостоятельности в налоговых инициативах.
  2. Властные полномочия, обязательства по расходам и права на налоговые доходы имеют хорошее правовое обеспечение и четкое разграничение.
  3. Налоги, несущие основную фискальную нагрузку, обычно «повторяются» на всех трех уровнях.
  4. Достаточно сложная система налогообложения с часто высоким суммарным уровнем ставок всегда предполагает стимулирующую роль основных налогов, однозначно фискально-конфискационная направленность отсутствует, а реальная величина оценки налогооблагаемого объекта всегда ниже уровня первоначальной.
  5. Отсутствие реальных источников налогообложения, необходимых для обеспечения достаточного финансирования расходов, всегда дополняется различными методами финансового выравнивания со стороны федерального органа, что обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность составных частей государства как единого целого.
  6. Во всех государствах ведется постоянная работа в сферах совершенствования теории и практики федерализма, гармонизации налоговых систем.

При общих закономерностях в каждой стране, безусловно, имеются свои особенности, специфика, которые учитываются при принятии решений по налогообложению.

Налоговая система Швейцарии

Швейцарская Конфедерация состоит из 26 суверенных кантонов и около 2900 независимых муниципалитетов. Согласно швейцарской Конституции (принятой в 1874 г.) кантоны имеют фискальный суверенитет и полное право налогообложения, за исключением определенных источников, которые закреплены за федеральным правительством. Право кантонов в сфере налогообложения также может быть ограничено международными договорами, заключенными между Швейцарской Конфедерацией и другими государствами. Кроме того, Федеральным законом «О налоговой гармонизации» финансовый суверенитет кантонов несколько ограничивается, а с 1 января 2001 г. данным Законом введен порядок гармонизации законодательства кантонов с федеральным налоговым законодательством в отношении прямых налогов.

КОММЕНТАРИИ

Несмотря на то что официальное название страны — Швейцарская Конфедерация, по форме государственного устройства она представляет собой федерацию. Это старейшая федерация в Европе, которая к тому же никогда не имела монархической формы правления. Законодательные акты, принимаемые парламентом страны (Федеральным собранием), адресуются гражданам, государственный бюджет формируется за счет налоговых и иных платежей, поступающих от налогоплательщиков, отсутствует право сецессии. Швейцария удовлетворяет всем признакам федеративного государства, хотя реализация каждого из них имеет здесь свою специфику.

В силу особенностей налоговой системы Швейцарии двойное налогообложение может возникнуть как в межкантональных, так и в международных отношениях. Проблемы межкантонального двойного налогообложения решаются на основе решений Федерального Верховного Суда, а также на основании Федерального закона «О налоговой гармонизации».

По данным за 2010 г., налоговые доходы Швейцарии составили 164 216,8 млн швейц. франков, или 157 491,9 млн долл., что эквивалентно 29,8% ВВП. Из них поступления от индивидуальных подоходных налогов составили 9,6%; от налогов на прибыль — 3,2%; от социальных взносов — 6,9%; от НДС — 3,7%; от акцизов — 1,5%; от прочих налогов — 4,9%.

Федеральные налоги

На федеральном уровне взимаются:

  • — индивидуальный подоходный налог;
  • — налог на прибыль;
  • — НДС;
  • — налог на пассивный доход;
  • — государственные и таможенные пошлины.

Индивидуальный подоходный налог

На физическое лицо возлагается полная налоговая ответственность, если плательщик признается постоянным или временным налоговым резидентом Швейцарии. Критерием, который используется для определения резидентства, является намерение налогоплательщика остаться в стране. Для установления этого намерения используется тест центра жизненных интересов налогоплательщика. Временный резидент — это физическое лицо, которое либо остается в Швейцарии не менее чем на 30 дней для ведения деловой деятельности, либо находится на территории страны (вне зависимости от причин) не менее 90 дней.

Объектом обложения является глобальный доход налогоплательщика — налогового резидента, который делится на четыре основных категории:

  • — заработная плата и доходы от профессиональной и предпринимательской деятельности;
  • — инвестиционный доход;
  • — выплаты в рамках социального страхования;
  • — прочие доходы.

Некоторые виды дохода не подлежат обложению налогом, в частности: проценты по сберегательным вкладам (не превышающие установленный лимит); доходы от наследования и дарения; выплаты по договорам имущественного страхования (при соблюдении определенных условий); субсидии, получаемые из частных или общественных источников; дополнительные выплаты по пенсионному обеспечению, страхованию жизни и здоровья.

Аналогично порядку обложения в рассмотренных выше странах (США, Канаде, ФРГ) налогоплательщики в Швейцарии могут уменьшать свой облагаемый доход на разрешенные расходы и другие вычеты. Так, из дохода от работы по найму или профессиональной (предпринимательской) деятельности плательщик вправе вычесть расходы, непосредственно связанные с такой деятельностью (транспортные, расходы на питание, на дополнительное образование; расходы на закупку сырья и товаров, оплату дополнительных услуг и т.п.). Также подлежат вычету взносы по пенсионному и социальному страхованию, выплачиваемые налогоплательщиком. В свою очередь, выплаты, получаемые налогоплательщиком по таким договорам (т.е. пенсии, другие виды социальных выплат), полностью подлежат налогообложению. Также особые правила формирования налоговой базы предусмотрены для инвестиционного и некоторых других видов дохода.

После суммирования налоговой базы по всем видам полученного в текущем году дохода, налогоплательщик вправе применить стандартные вычеты в размере 6100 швейц. франков на каждого ребенка до 18 лет, который находится на содержании налогоплательщика, или ребенка старше 18 лет, который продолжает обучение и остается на попечении налогоплательщика; также данный вычет распространяется на любое другое лицо, являющееся инвалидом и находящееся на иждивении налогоплательщика. Для супругов, подающих совместную декларацию, полагается вычет в размере 7600 швейц. франков из налоговой базы супруга с меньшим доходом.

Подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. Кроме этого, сумма налога зависит от того, является ли налогоплательщик одиноким или налоговую декларацию подает супружеская пара, вдовы (вдовцы) с детьми или другие льготные категории плательщиков. На федеральном уровне максимальная предельная ставка составляет 11,5%. Для расчета налога, подлежащего уплате, налогоплательщик должен воспользоваться специальной шкалой, которая (в сокращенном виде) приведена в табл. 2.16 (для одиноких налогоплательщиков).

Таблица 2.16. Шкала подоходного налога в Швейцарии (2012 г.)

Налоговая база, швейц. франки

Сумма налога (от минимальной и максимальной суммы шкалы доходов), швейц. франки

Ставка налога на сумму, превышающую нижний предел внутренней шкалы доходов, %

86 859,50-103 028,50

В столбце 1 табл. 2.16 приведена шкала доходов, к интервалам которой применяются одинаковые ставки налога. При этом каждый интервал имеет и внутреннее деление (внутреннюю шкалу). Например, первый интервал начинается с 17 800 и заканчивается 31 600 швейц. франков. Внутреннее деление (внутренняя шкала) организовано следующим образом: от 17 800 до 18 000 швейц. франков; от 18 000 до 19 000 швейц. франков; от 19 000 до 20 000 швейц. франков и т.д. (с разным шагом от 200 до 1000 швейц. франков).

Для расчета суммы налога необходимо не только определить, к какому интервалу относится налогооблагаемая база плательщика, но и к какой категории доходов внутренней шкалы следует отнести фактически полученную базу. Например, для дохода в размере 17 900 швейц. франков сумма налога будет определяться так: 25,41 швейц. франк плюс 0,77% от 100 швейц. франков (превышение фактической базы над нижним пределом внутренней шкалы: 17 900-17 800 швейц. франков). Итого — 26,18 швейц. франков.

Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами страны, уплачивают налог с доходов, полученных от источников в Швейцарии. К их обычным доходам (заработной плате, иным аналогичным вознаграждениям, предпринимательскому доходу) применяются те же ставки, что и для плателыциков-резидентов. К определенным видам инвестиционных доходов (таких как дивиденды, проценты и т.п.) применяется плоская ставка 35%.

Смотрите так же:  Договор дарения дома с земельным участком по доверенности

Обязательные взносы на социальное страхование

уплачиваются в равной пропорции как работодателем, так и работником. В Швейцарии обязательное социальное страхование включает в себя пенсионное страхование, страхование жизни и здоровья и социальное страхование (в случае безработицы).

Базой для взимания взносов является валовая заработная плата, никаких верхних лимитов (за исключением социального страхования) не предусмотрено, таким образом, ставки являются пропорциональными. Работодатель одновременно является и налоговым агентом, поскольку на него возложена обязанность исчислить, удержать и перечислить в соответствующие фонды взносы, уплачиваемые работником. Самозанятые (предприниматели, лица свободных профессий) уплачивают взносы самостоятельно, а их ставки отличаются от ставок, применяемых к наемным работникам. Взносы исчисляются по следующим ставкам (табл. 2.17).

Таблица 2.17. Ставки взносов на обязательное страхование, %

Вид обязательного страхования

Ставка для работника

Ставка для работодателя

Общая ставка (работник + работодатель)

Ставка для самозанятого

Страхование жизни и здоровья

Социальное страхование (при налоговой базе 106 800 швейц. франков и более взнос не взимается)

Все работники старше 24 лет, получающие заработную плату свыше 19 350 швейц. франков, подпадают под требование о формировании обязательного пенсионного плана. Для целей расчета взноса база обложения лимитируется, а максимальный размер зависит от годового уровня заработной платы. Так, для годовой заработной платы в 79 560 швейц. франков максимальным лимитом является 56 355 швейц. франков, свыше этой суммы взнос на формирование пенсионного плана не начисляется. Эта же сумма является верхней границей группировки доходов для целей определения базы начисления взноса. Ставка взноса на формирование пенсионного плана является прогрессивной и зависит от возраста работника: для работников в возрасте от 25 до 34 лет она равна 7%; от 35 до 44 лет — 10%; от 45 до 54 лет — 15%; от 55 до 65 лет — 18%.

Уплаченные страховые взносы позволяют уменьшать базу по подоходному налогу (для работников и самозанятых) и налогу на прибыль (для работодателей).

Налог на прибыль в Швейцарии уплачивают все виды организаций, включая компании (акционерные и с ограниченной ответственностью), кооперативы, ассоциации, фонды (в том числе трастовые, напрямую владеющие недвижимым имуществом). Партнерства хотя и являются плательщиками многих налогов (НДС, акцизы, пошлины), для целей обложения налогом на прибыль плательщиками не признаются. Доходы каждого из партнеров облагаются в установленном порядке индивидуальным подоходным налогом.

Для налога на прибыль, так же как и для подоходного налога, определяющим условием налогообложения служит статус налогоплательщика. Организация признается налоговым резидентом для целей обложения налогом на прибыль, если она зарегистрирована в Швейцарии или здесь находится место ее эффективного управления.

Объектом обложения признается прибыль организации-резидента, полученная вне зависимости от источника (за исключением доходов постоянного представительства за рубежом). Организации, не признающиеся налоговыми резидентами для целей обложения налогом на прибыль, уплачивают налог только с определенных видов доходов, полученных от источников в Швейцарии.

Налоговая база представляет собой стоимостное выражение прибыли как разницы между доходами и расходами организации. При определении налоговой базы учитываются следующие правила. Дивиденды и проценты не включаются в налоговую базу полностью или частично (в зависимости от доли владения).

Все расходы, связанные с деятельностью компании и направленные на получение прибыли (расходы на сырье и материалы, оплата труда, расходы на основные средства и нематериальные активы, отчисления в некоторые виды резервов, административные и коммерческие издержки и т.п.), уменьшают налогооблагаемые доходы организации. Также плательщик вправе вычесть все прямые налоги, уплачиваемые на федеральном уровне, уровне кантонов и местных властей; косвенные налоги, уплаченные за рубежом (импортные пошлины и т.п.), и прямые налоги, уплаченные за рубежом, в том случае, если они не подпали под освобождение в рамках договора об избежании двойного международного налогообложения.

Расходы на основные средства и нематериальные активы уменьшают налогооблагаемую базу в соответствии с механизмом амортизации. Стоимость актива принимается равной затратам на его приобретение (создание) или оценивается по рыночной стоимости (плательщик может выбрать меньшее значение). Рекомендуемые нормы амортизации публикуются налоговыми органами, но они не являются обязательными. Главным условием является экономическая обоснованность выбранного метода (он может быть линейным или методом уменьшающегося остатка): начисление амортизации должно соответствовать виду деятельности, ее интенсивности, условиям, при которых эксплуатируются активы, и т.п.

Ускоренная амортизация (списание 50% стоимости актива в первый год его эксплуатирования) разрешена для определенных видов оборудования и установок, используемых для защиты окружающей среды.

Проценты, выплачиваемые по заемным средствам, трактуются как нормальные деловые расходы, следовательно, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль. Проценты по заемным средствам, полученным от учредителей (акционеров) организации или других связанных с данным плательщиком лиц, учитываются для целей обложения в сумме, которая не должна превышать процентов, выплачиваемых по аналогичным займам в условиях независимой сделки («принцип вытянутой руки»). Такой максимальный размер процентов ежегодно устанавливается федеральными властями.

Выплачиваемые организацией дивиденды не уменьшают налогооблагаемую прибыль, таким образом, в Швейцарии используется классическая модель обложения дивидендов. Проценты, которые выплачиваются по контролируемой задолженности (займ, который, по сути, является вкладом в уставный капитал компании), при определенных условиях также будут подлежать обложению, поскольку будут рассматриваться как дивиденды.

Налог на прибыль взимается по пропорциональной ставке 8,5% (за исключением дивидендов, процентов, выплачиваемых держателям облигаций, выпущенных швейцарскими организациями, и процентов по банковским депозитам). Налог, удерживаемый при выплате дивидендов и процентов, указанных выше, взимается по ставке 35%.

Налоговым периодом является календарный или финансовый год (если он не совпадает с календарным). Уплата федерального налога на прибыль администрируется на уровне кантонов, поэтому порядок уплаты будет зависеть от субъекта Конфедерации, в котором зарегистрирована организация (или где находится место ее эффективного управления).

Основным косвенным налогом в Швейцарии является налог на добавленную стоимость. Он взимается только на федеральном уровне (кантоны и местные власти не вправе облагать каким-либо налогом на товары и услуги те операции, которые облагаются федеральным налогом). Несмотря на то что Швейцария не является членом ЕС, законодательство по НДС по многим позициям соответствует требованиям Шестой Директивы Евросоюза по НДС.

Плательщиками НДС являются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели, партнерства, другие самозанятые), облагаемый (внутренний) оборот которых превышает 250 000 швейц. франков в год, или 75 000 швейц. франков в год при условии, что годовая сумма налога, подлежащего уплате (т.е. за вычетом «входящего» НДС), превышает 4000 швейц. франков. Лица, которые обязаны уплачивать таможенные пошлины, также платят НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Швейцарии.

Налогообложению подлежит реализация товаров и услуг для целей использования (потребления) в Швейцарии, а также импорт товаров и импорт услуг на сумму, превышающую 10 000 швейц. франков.

От налогообложения освобождаются операции по реализации услуг в сфере здравоохранения, социального обеспечения и страхования, образования, культуры; смена собственника имущества и долгосрочный лизинг; финансовые операции (банковские операции, покупка-продажа ценных бумаг, оплата услуг иных финансовых посредников и т.п.).

НДС взимается по стандартной ставке 7,6%. Пониженные ставки применяются в отношении оплаты гостиничных услуг (3,6%), реализации пищевых продуктов и напитков (кроме алкоголя), предоставлении медицинских услуг, реализации печатной продукции (2,4%). Ставка 0% применяется к экспортным операциям.

Кроме НДС на федеральном уровне взимаются различные виды пошлин: на реализацию имущества, продажу ценных бумаг, выпуск акций (или другое увеличение уставного капитала). Размер этих пошлин не превышает 1-3% от стоимости передаваемого имущества, а при реализации ценных бумаг — 0,3%.

КОММЕНТАРИИ

Особенностью швейцарской модели распределения налоговых полномочий является ограничение права Конфедерации вводить федеральные прямые налоги и НДС определенным временным интервалом (этого требует Конституция страны). По истечении установленного срока (в настоящее время это 2020 г.) для продления права использовать федеральные налоги будет необходимо очередное продление (возобновление права) со стороны населения и кантонов.