Саамы — таинственные жители Лапландии

Саамы, живущие в сказочной, но такой далекой и холодной Лапландии, не верят в Санта-Клауса, ведь у них свой «Дед Мороз». Коренной народ севера, выживший на недружелюбной арктической территории, очаровывает самобытностью, бережным отношением к природе и духам предков.

Раньше народы, занимавшие территории современной Лапландии и Ладожского озера, называли «лопарями», или «лапландцами», в древнерусской Новгородской летописи 1216 года встречается имя «лопь». Похожи по звучанию и финские экзонимы lappi, или lappalainen: так называли не только саамов, но и всех представителей диких племен. Есть версия, что к ним относится наименование finn, встречающееся во многих Средневековых источниках.

Исследователи считают, что это выражение принесли викинги, обитавшие в Скандинавии и районе Ладожского озера в начале второго тысячелетия нашей эры. От них слово lapp переместилось в шведский язык, закрепилось в письменных источниках и до XX века употреблялось в отношении лапландцев. Определение нельзя назвать корректным, поскольку оно относится ко всем жителям региона Лапландия, который населяют представители разных народностей.
Самоназвание нации абсолютно другое — sami, «саами», «сами», а также «саммъ» и «саммьленч» для саамов Кольского полуострова. Основная версия происхождения относит к корням ẑeme, sabme, zemas балтийского типа, которые означают «земля», «низменный», «низкий». Еще одна версия отсылает к уральским этнонимам с корнем sa(a)m, значащим «речной», «водный».

Саамы живут на территории Лапландии, простирающейся с восточной части Кольского полуострова, через север Норвегии и Финляндии, до центра Скандинавского полуострова. Уникальное положение народности состоит в том, что Лапландией обобщенно называют регион, в состав которого входит несколько стран, в которых фактически и обитают саамы.
К ним относятся Россия, Норвегия, Швеция и Финляндия, где саамы имеют статус коренного народа. Незначительная часть народности живет на Украине и в Северной Америке: к числу последних относятся потомки мигрировавших на Аляску. Можно выделить 4 этнографические группы саамов, отличающиеся по месту проживания и роду деятельности:

  1. Горные саамы. Живут преимущественно в Швеции, небольшие группы в Финляндии и Норвегии. Кочуют и занимаются горным оленеводством.
  2. Лесные. Занимают лесные массивы Финляндии и Швеции. Занимаются охотой на пушных зверей и диких оленей, в слабой степени практикуют оленеводство. Образ жизни — полукочевой.
  3. Оседлые береговые и приморские саамы. Преимущественно живут в Норвегии и занимаются рыболовством: весной в приоритете треска, а летом и осенью ведется добыча семги.
  4. Кольские саамы. Проживают на территории Кольского полуострова в России. В последнее время ведут оседлый образ жизни, хотя ранее кочевали. Сочетают все описанные выше типы, занимаются рыболовством, оленеводством и охотой.

В последние годы саамы остро чувствуют свою национальную принадлежность, называют свою страну Sápmi, или Сапми, имеют национальный гимн и флаг, в исторических странах проживания есть выборный парламент, играющий представительские функции. С 1992 года 6 февраля отмечается День саамского народа.

По оценкам, число саамов колеблется от 60 до 80 тысяч человек. Численность саамов по странам составляет:

  • Норвегия: 40-60 тысяч.
  • Швеция: 17-20 тысяч.
  • Финляндия: 6-8 тысяч.
  • Россия: 2 тысячи.

Меньше всего саамов живет в России, подавляющее большинство из них ведет оседлый образ жизни в поселках Мурманской области. Самым «саамским» считается район сельского поселения Ловозеро, где постоянно проживают 860 представителей народности. Примерно одинаковые показатели у села Ревда — 144 человека, и города Мурманска — 137 человек.
Число саамов в России на протяжении последнего столетия держится на уровне двух тысяч человек. Так, в 1897 году их численность составляла 1812 человек, а в 2010 ненамного меньше — 1771 человек.

Группу саамских языков относят к уральской языковой семье, ее финно-угорской ветви. Он занимает обособленное место, поскольку треть слов не входит в эту категорию. Происхождение лексики не удалось установить до сих пор.
Считается, что она пришла в саамский из языка древнейшего европейского населения, которое позднее было ассимилировано саамами или угро-финнами. Существует и более интересная версия, которая говорит, что саамы и были тем самым коренным населением, жившим на территории Лапландии и чуть южнее уже в четвертом тысячелетии до нашей эры.

Впрочем, этот язык тоже можно считать исчезнувшим: из-за больших территорий расселения и разделения региона на разные государства, сегодня существует более 10 диалектов саамского языка. Исследователи делят их на две группы:

  1. Восточная — на нем разговаривают саамы Финляндии и России.
  2. Западная — язык саамов Швеции, Норвегии и части Финляндии.

Конечно, общие элементы сохранились, однако глобальные различия настолько значимы, что исследователи выделяют их как разные языки, а представители народности разных стран с трудом понимают друг друга.
В Норвегии и Швеции саамский язык носит статус государственного, наряду с другими национальными. В России официальный статус ему не присвоен, а изучение его в школах ведется лишь в начальных классах в местах проживания народности. Первый алфавит, схожий с латинским, был создан в 1920 году, после, вплоть до 1934 года, несколько раз модернизировался. Уже к 1937 году был создан кириллический алфавит, однако издание книг на нем практически не велось. Окончательную форму нормы письменности у российских саамов приняли лишь к 1970 году.

Саамов можно считать одним из наиболее аутентичных коренных народов севера, на протяжении веков сохранившим национальную принадлежность. Считается, что их предки пришли из Западной Европы еще 10-11 тысяч лет назад, заняв земли, так называемой, Фенноскандии. Это обширная северо-европейская территория, площадью чуть менее 2 миллионов км2, в которую входят Финляндия, Норвегия, Швеция, запад Архангельской губернии и Олонецких островов.
Здесь они ассимилировались с местным населением. Около 7 тысяч лет назад в их формировании приняли участие арктические народы: схожие гаплогруппы нашли, например, с якутами. В этот и последующий период происходит смешение с другими племенами финно-угорской группы.

О саамах было известно еще древним римским и греческим авторам. В том числе под названием finoi о них упоминает Пифей в 325 году до нашей эры. В этот период саамы занимались охотой, рыболовством и собирательством, вели полукочевой образ жизни.
В VII — X веках начинается давление славянских и финно-угорских племен, которое заставляет народ мигрировать все дальше на север, спасаясь от угнетения и налогов. В IX-XI веках они все же попадают в зависимость от Новгородского царства, а затем Московского царства на Кольском полуострове, а также от Дании в регионах Скандинавии.
Из-за неразберихи с принадлежностью северных территорий часто к саамам одновременно приходили сборщики податей от двух, а то и от трех правителей. В XIII-XIV веках ситуация стала более определенной, во многом благодаря походам и политическим решениям Александра Невского.
Русские князья заставляли саамов платить дань пушниной, рыбой, а позже и оленьими шкурами. Именно это привело к изменениям в традиционном укладе их жизни: оленеводство стало стратегически важной отраслью, поскольку позволяло в срок отдавать налоги. С отменой крепостного права дань отменили, однако пришла новая проблема: купцы, зная о слабости всех северных народов до водки, откровенно спаивали саамов, за бесценок выкупая у них промысловые товары.
С приходом советской власти традиционные промыслы и уклад жизни саамов был разрушен. Практика коллективизма, создание колхозов, принуждение к оседлости заставили народность утратить свои знания и навыки. Еще один негативный фактор — разрушение традиционного семейного уклада. Мужчины теперь уезжали на промысел в одиночестве, а жены оставались с детьми в поселках. Это приводило к утрате традиционной передачи знаний от отца к сыну с раннего детства, еще больше погружало мужчин в пьянство.

Антропологи относят саамов к уральскому типу, выделяя в нем особую лапоноидную группу. Ее можно определить как переходную от уральской к большой европеоидной. Некоторые исследователи считают, что это промежуточный вариант, сформировавшийся от контактов европеоидов с монголоидами. Третья группа ученых приходит к мнению, что саамы сохранили в себе множество черт древнейшего населения Восточной Европы.

Генетики привносят к портрету собственные черты. По женской линии обнаружены общие гены с басками и берберами — верхнепалеолитического европейского населения. Гаплогруппы V и U5b четко указывают на связь с переселенцами из Восточной Европы, пришедшими в регион сразу после ледникового периода. У мужчин распространена гаплогруппа N, связывающая народность с финнами, якутами, бурятами и удмуртами.
К отличительным чертам внешности саамов можно отнести:

  • низкий рост;
  • чуть согнутые колени;
  • руки, несоразмерно длинные по отношению к телу;
  • светлая кожа и светлые яркие глаза;
  • низкое лицо с большим лбом и малой нижней частью;
  • широко посаженные глаза;
  • иногда встречается эпикантус;

Мужская и женская одежда саамов была практически идентичной, у женщин более яркой и украшенной. Нательная одежда состояла из просторной рубахи, сшитой из покупных хлопчатобумажных тканей. Нательные штаны из белой ткани носили в основном мужчины. Летом сверху надевали шерстяные штаны, а зимой все носили стикаки — глухие штаны из замши или оленьих шкур, крепившиеся с помощью шнурка на поясе.

Летом поверх рубахи надевали суконный кафтан с высоким воротником-стойкой, длинными рукавами и разрезом на груди. В Норвегии и Финляндии носили гакти — кафтан черного или синего цвета с вышивками и отделкой в виде лоскутков тканей. На Кольском полуострове ее заменяла суконная прямая рубаха юпа из цельного отреза. У мужчин она была серого цвета, у женщин белого. Манжеты, верхний проем и рукава украшали бисером, цветными лоскутами синего, желтого, зеленого или красного цветов, подол оторачивали меховой тесьмой.
Древняя зимняя одежда саамов — торк, длинная куртка, сшитая из овечьих или оленьих шкур мехом внутрь. Позже сверху или отдельно начали надевать печок: длинную прямую шубу с высоким воротником, сшитую из шкур мехом наружу.

Саамы жили поселениями-погостами, в которые входило порядка 80-150 человек, объединенных родовыми связями. Община имела выборного старейшину, вела общее хозяйство, вместе охотилась, летом выходила на промысел, а к зиме возвращалась на прежнее место.
Жили малыми двухпоколенными семьями, число детей доходило до 10-12. Старшие братья уходили из родительского дома и жили собственными семьями, младший оставался с родителями.
Брачный возраст у девушек и юношей был примерно одинаковым: 20-25 лет. Свадьбы проводились по сговору, но мнение невесты учитывалось, и насильно замуж никого не выдавали. Выбор пары происходил на общих праздниках, проходивших несколько раз в год. Затем сваты без жениха направлялись к дому выбранной невесты, куда привозили подарки и обсуждали условия будущего союза.
После невеста с родственниками совершала ответный визит. На этом этапе в дело вступал жених: он должен был подойти к девушке и поцеловать ее в губы, прижавшись носом: без этого поцелуй у саамов считался «ненастоящим».

Если невеста отвечала согласием на предложение, договаривались о дате свадьбы. К ней жених готовил выкуп, обычно состоявший из оленей, невеста тоже приходила в новую семью с собственным стадом. По традиции, на рождение ребенку дарили оленей — сколько позволяло материальное положение. Поэтому к совершеннолетию у девушки могло быть большое стадо.
В большинстве общин был патриархальный уклад, но женщина чувствовала себя в доме свободно. Из-за кочевой жизни семьи проводили значительную часть времени наедине, были друг для друга помощниками и партнерами. Обязанности часто могли взаимозаменяться, однако традиционно мужчина занимался промыслами и торговлей, а женщина готовила пищу, обустраивала быт, воспитывала детей. Ремеслами занимались вместе: мужчины изготовляли кухонную утварь из дерева, а женщины делали ее из бересты.
У саамов Кольского полуострова был матриархат: считалось, что у женщины более сильная душа. Она решала все бытовые и общественные вопросы, имела бойкий нрав, часто у нее могло быть несколько мужей. В отличие от других племен, женщины могли быть и шаманами — их называли нойды.

Традиционно саамы жили в деревянных домах из досок, а затем и из бревен. Пол и стены покрывали оленьими шкурами, в потолке организовывали окошко для выхода дыма, в центре устраивали очаг из камня. Постройки были прямоугольной или квадратной формы, входная дверь всегда была обращена на юг. В ряде селений дома устанавливали на одном или четырех шестах.

В летнее время, в период кочевания, строили куваксу: это конусообразная постройка наподобие чума. Число опорных боковых шестов различалось в зависимости от требуемого размера жилища. Покрывали его оленьими шкурами, затем более современными материалами наподобие брезента. Часто строили обычные шалаши на земле между деревьев, которые покрывали ветками, травой и мхом. В XX веке многие саамы переселились в традиционные русские избы, скандинавские дома, использовали технологии строительства ненецких чумов.

Традиционные занятия саамов — охота и рыболовство, с XVI столетия важную роль стало играть оленеводство. Оленей пасли небольшими стадами до 50 голов, при этом использовали технологию вольного выпаса. Она заключалась в том, что олени сами выбирали маршрут перемещения на новое пастбище: в жестких арктических условиях природное чутье животных спасало лучше, чем догадки человека. Олени круглый год были на подножном корме, при длительных стоянках им строили загоны, кормили, лечили, помогали в родах.

Охота издревле была основным способом пропитания: ей занимались все, независимо от места проживания. В основном добывали дичь, птицу, мелких пушных зверей, особенно ценились дикие олени и лоси.
Неоднозначно относились к охоте на медведя. В одних племенах его считали нечистым и после убийства сдирали шкуру, а мясо оставляли в лесу. Другие же, наоборот, практиковали традиционный для северных народов медвежий праздник. На нем были ритуальные песни и танцы, шаманы проводили обряды, задабривая духов. Прежде чем нести тушу убитого медведя в поселок, ему в рот вставляли кусок рыбы, приговаривая, не возвращаться из леса ненакормленным, и наказывая передать товарищам, что и их накормят, если те придут.
Основной сезон рыбной ловли приходился на лето. Озерные саамы добывали щуку, налима, окуня, морские — треску, камбалу, скумбрию и, конечно, семгу. Эта рыба, наряду с оленьими шкурами, была основным предметом торговли.

Смотрите так же:  Заявление о возбуждении приказного производства рб

Фольклор саамов, в основном, представлен индивидуальными вокальными напевами. Из музыкальных инструментов использовался шаманский бубен, колокольчики, надевавшиеся на шею оленю-вожаку, флейты свисткового типа.

Еще один важный пласт фольклора — легенды и сказания. Они передают религиозные и мифологические предания, рассказы о славных богатырях и нашествиях врагов, значительную часть занимают бытовые истории.

Интересна легенда об олене Мяндаш. Он был сыном шамана и оленихи, способной принимать женский облик, сам мог при желании обращаться в человека. Он нашел жену из саамок, но она не смогла исполнять его заветы, поэтому ему пришлось уйти в лес к стаду. Видя, как она голодает, он рассказал ей об искусстве охоты, дав лишь один наказ: не убивать беременных самок. Саамы так и делают: причем важенок не только не убивают, но и приводят в стойбища, чтобы те не замерзли в лесу.

Саамы с древних времен были язычниками, верили в наличие верхнего, среднего и подземного миров. Выделялось 3 основных направления духовной культуры:

  1. Промысловый культ. Поскольку жизнь зависела от успеха в добыче пищи, саамы поклонялись духам, которые покровительствовали промыслам. За рыбную ловлю отвечали человек-рыба Аккрува и дух, принявший облик моржа. Охотники молились Мецу — хвостатому, покрытому шерстью хозяину леса. Покровителями оленей была оленья хозяйка Луот-хозик, которая имела человеческое лицо, однако была покрыта шерстью.
  2. Культ предков. В отличие от других народов севера, саамы почитали умерших: их задабривали, приносили им угощения, просили об успехах в промысле.
  3. Культ идолов и сейдов. Часть племен устанавливала на видных местах идолов, однако большинство саамов почитало сейды — священные места. Они имели природное происхождение: таинственные пещеры и расщелины, похожие на животных камни. Возле них совершали обряды и устраивали жертвоприношения.

Сегодня основная часть российских саамов православные, скандинавская народность исповедует лютеранство. Сохранилась у них и вера в духов. Так, несмотря на то, что Лапландия считается родиной Санта-Клауса, у саамов есть собственный «Дед Мороз»: лесной дух по имени Мунь Каллсы, который выручает охотников, заблудившихся в зимнем лесу.

Известные саамы

Одной из известных представительниц саамов является актриса Рене Зельвегер. К древней северной нации принадлежала ее мама, подарившая девушке необычную внешность, сделавшую ее знаменитой.

Саамы сумели пронести свою аутентичность, верования, мифологию и отношение к жизни сквозь века. Рост национального самосознания позволит даже в век технологий сохранить уникальную культуру коренного северного народа.

Экскурс в историю саамов

Саамы – это малочисленный североевропейский народ, традиционно относящийся к финно-уграм. Хотя, если верить ученым-антропологам, генетически у них с финнами мало общего: саамы скорее являются потомками куда более древней народности, так называемой, «псковской чуди». Скандинавы и русские когда-то нарекли саамов «лопарями», «лапнянами» и «лопью», отчего и пошли корни названия «Лапландия». Сами «лопари» жили вольной полукочевой жизнью оленеводов с незапамятных времен (упоминания о них проскакивали даже у древних греков), пока на них не обрушились катастрофы большой цивилизации: в особенности, Октябрьская революция и советские колхозы. С тех самых пор традиционной культуре саамов пришел конец: привычный жизненный уклад был уничтожен, а новые формы хозяйства смогли освоить далеко не все. Впрочем, сегодня, когда многие малочисленные народы стремятся заявить о себе большому миру и возродить свою самобытность, саамы понемногу объединяются в сообщества (в основном, на территории России, Финляндии и Скандинавии), чтобы возродить то, что, кажется, потеряно еще не до конца.

Что вообще представляет собой традиционная культура саамов и насколько она близка культуре финской? На эти вопросы нам ответил исследователь, интересующийся культурой этого северного народа и пожелавший остаться анонимным.

─ Расскажите об особенностях саамской культуры. Насколько саамы близки финнам?

─ Если говорить о местной кольской саамской культуре, то, прежде всего они кочевники и скотоводы. Так было вплоть до советского периода. То, что они кочевали в пределах небольшой территории и сезонно − ситуацию не меняет. А финны − это оседлый народ. Культурно финнам гораздо ближе карелы. Если же рассматривать историческое взаимодействие кольских саамов с другими народами, то это, прежде всего, поморы. Какого-то серьёзного взаимодействия между финской и местной саамской культурами на протяжении присутствия русских на полуострове, по-моему, не было. Разве что, опосредованно.

─ Что характерно для традиционных религий саамов и насколько эти верования распространены сегодня?

─ Я думаю, изначально традиционная саамская религия была разновидностью шаманизма, типичного для сибирских народов. Конечно же, с местными особенностями, но не более того. Впрочем, здесь трудно судить, так как христианство пришло на полуостров примерно тысячу лет назад, вместе с поморами. Сейчас саамы в религиозном плане не отличаются от соседей. Если кто-то и исповедует что-то «традиционное» − это реконструктивизм.

А как же живет в современном мире этот малочисленный, но самобытный народ? Как они отстаивают свою идентичность, как борются за сохранение языка, культуры и кем видят себя в этом мире? Мы задали несколько важных вопросов председателю региональной автономии саамов Наталье Гавриловой.

─ Много ли сейчас выпускается книг, фильмов, СМИ на саамском языке?

─ Книги выпускаются. Не в том количестве в котором хотелось бы, но, тем не менее, работа в этом направлении идёт. Книги выпускаются как при поддержке зарубежных саамских организаций, так и при поддержке региональных властей. Книги разные по стилю и тематике. Много новых и старых сказок, книги о саамской жизни и людях, о традициях, песнях, любви к природе, земле саамской.

При помощи зарубежных саамов было создано саамское радио, но после окончания финансовой поддержки оно прекратило существование. Вещание восстановилось только благодаря инициативе и на голом энтузиазме. Носителей языка сейчас не много, но, к счастью мы видим появление интереса у молодёжи в изучении языка предков. В свое время было отменено преподавание языка в школах, а сейчас есть только не частые факультативные занятия. Были проекты по преподаванию саамского языка в городах области. Существует ряд законов, регулирующих эти вопросы и направленных на защиту интересов коренных малочисленных народов их быт и культуру, но они, как правило, работают не эффективно.

─ Какая ситуация сложилась вокруг традиционной саамской культуры? И сохранились ли еще люди, исповедующие традиционные саамские религии?

─ Вопросы традиционной культуры достаточно болезненны. Представителям власти удобно использовать культуру для праздников и отчетов. Как правило, для других культур неважно насколько правдиво они представляют коренные народы. Любая оленья шапка и цветные лоскутки – это национальный костюм, любые необычные движения − это древний танец. На возмущения представителей коренных народов, как правило, отмахиваются. Когда речь касается промысла рыбы и охоты, никто не хочет воспринимать это как традиционный промысел, т.к. на этом делается бизнес и КМНС (коренные малочисленные народы Севера) являются помехой.

─ Что, по-вашему, нужно делать для сохранения саамской культуры?

─ Улучшения в законодательной базе, а точнее развитие механизмов для реализации прав КМНС. Возможность влияния и участия в принятии решений, касающихся непосредственно жизни и развитию традиций и культуры народов Севера.

Жизнь саамов в Финляндии

В Финляндии ситуация вокруг саамской культуры, и, в особенности, языка на порядок лучше, чем в России. Их численность в стране составляет около 8 тысяч человек, в основном проживающих на территории провинции Лапландия. Права саамов как старейших коренных жителей Финляндии обеспечены культурной автономией, а их национальный день отмечается 6 февраля. Комментарий по поводу жизни этого малочисленного народа в Финляндии нам дал вице-председатель союза саамов Андрей Данилов: «Разница положения саамов в России и в Финляндии − во взаимодействии саамской общественности и властей. В Финляндии права народа законодательно закреплены и все законодательные акты и вопросы, касающиеся народа саами, проходят экспертную оценку саамского парламента. Что по поводу саамского языка, то на нем люди разговаривают мало, но все же разговаривают. Самостоятельно изучают саамский язык. И это внушает оптимизм. Особо отмечу, что молодежь желает изучать саамский язык. Хороший пример показывают как раз зарубежные саами. Например, в Инаре существуют курсы для изучения скольтсаами диалекта саамского языка с государственной поддержкой. И в этом году семья саами из России подала заявку на участие в данных курсах. Но по непонятным причинам им было отказано. В Каутокейно ежегодно проходят курсы по изучению северосаамского диалекта и в них, кстати, принимают участие и российские саами».

Саамы численность и проживание

Редактор: Винфрид Даллманн (Winfried K. Dallmann)

В статье использованы материалы различных авторов: Элина Хеландер (Elina Helander, Северный Саамский институт, 1992); Венке Бренна (Wencke Brenna, Министерство местного самоуправления и управления по трудоустройству саамов, 1997). Исправления и обновление материалов сделаны редактором.

Саамы являются самым крупным национальным меньшинством скандинавских стран, не считая тех меньшинств, которые образуют представители основного населения соседних стран, таких, как шведы в Финляндии и др. Территория их традиционного проживания протянулась от северной части Южной Норвегии и центральной части Швеции через северную часть этих стран, север Финляндии и до Кольского полуострова в России. Первоначально они мигрировали к северу через южную часть Финляндии и Карелии, но, по крайней мере, с начала ведения исторических записей их уже там не было.

Название саамы происходит от слова сапми, которое обозначает как географический район традиционного проживания саамов, так и сам народ. Численность населения саамов насчитывает от 60000 до 100000 чел. Оценка численности меняется в зависимости от используемых критериев (генотип, родной язык, самоидентификация и т.д.). По осторожным подсчетам численность саамов составила бы около 70000 чел. Считается, что в Норвегии проживает от 40000 до 45000 саамов, из них 25000 живут в самой северной провинции Финнмарк. В Швеции живет приблизительно 17000 саамов, в Финляндии – около 6000, и в России – приблизительно 2000. Официальные переписи не дали достоверных данных, и нигде, за исключением России, нет никаких других официальных документов, фиксирующих этническую принадлежность, кроме регистрационных списков для современных выборов в Саамские парламенты трех скандинавских стран. Но вследствие длительного процесса ассимиляции не все саамы пожелали подтвердить или заявить о своей этнической принадлежности. В Норвегии пока зарегистрировано только около 12000 саамов из насчитываемых 40000-45000.

Формой организации саамского общества раньше были сийда (siida), которые являлись формой практического сотрудничества нескольких семейных групп, в первую очередь это касалось управления и распределения природных ресурсов и добычи. Отдельная сийда пользовалась коллективным правом на охоту и лов рыбы в пределах своей территории. Глава сийда, сийда-исит, возглавлял совет сийда. Среди других его обязанностей был надзор за соблюдением правил сийда по использованию природных ресурсов. Пережитки системы сийда все еще существуют в различных местах.

Подобно большинству коренных народов, у саамов сложилось хозяйство, основанное на непосредственных связях с природой и природными ресурсами. Примером тому является их перемещение вместе с оленьими стадами и обмен сельскохозяйственной продукцией и рыбой, добываемо саамами, живущими в прибрежных районах. Традиционное хозяйство саамов основывалось на большом количестве различных занятий каждой семьи, в то время как оленеводство саамов, живущих во внутренних районах, впервые начало развиваться как доминирующая система жизнеобеспечения с 1700-х годов, когда этого потребовала конкуренция с другими народами за природные ресурсы.

Саамский ноайде – шаман – был человеком большой интеллектуальной и духовной мощи. Он был сильным духовным лидером своего общества в вопросах морали, и мог разрешать споры. Он был также целителем, «социальным работником» и рассказчиком легенд. Саамы использовали как животные, так и растительные продукты в своей народной медицине. В случаях неопределенного диагноза ноайде просил совета посредством шаманского бубна. Он был способен выходить за пределы сознания и мог путешествовать в другие духовные миры, чтобы вылечить болезнь или предотвратить смерть. Традиционный вид саамской музыки, йойк (yoik), и удары в шаманский бубен сопровождали эти духовные путешествия.

Такое использование йойк, вероятно, является причиной того, что эта песенная форма запрещалась христианскими миссионерами и священниками еще несколько десятков лет назад. Тем не менее, целители продолжают работать в нескольких саамских общинах и сегодня. В том, что местный персонал системы здравоохранения и целители работают в согласии, нет ничего необычного. Знание целителя и его авторитет могут играть дополнительную роль в современной медицинской практике.

Условия социальной и экономической жизни саамов сильно изменились в течение нескольких десятилетий. Однако растущее внимание было уделено потенциалу объединения развития бизнеса и традиционного образа жизни как материальной основы саамской культуры. Скудные природные ресурсы в районах проживания саамов редко дают средства к существованию при одном единственном занятии. Сочетание занятий позволяет более сбалансированно использовать природные ресурсы и является дополнительной экономической поддержкой.

Смотрите так же:  Налог биржа

История колонизации и «норвегизации»

Первыми контактами саамов с другими народами в историческое время были встречи с исследователями, путешественниками, миссионерами и торговцами. За этим последовало государственное налогообложение. У саамов были меха и другие вещи, которые ценились как предметы торговли. Колонизация саамских территорий происходила шаг за шагом. Начиная со средневековья поселения норвежцев стали возникать вдоль побережья и во внешних частях фьордов. На первых порах продвижение норвежцев на север в основном происходило по инициативе богатых фермеров и торговцев, которые также были заняты рыболовством. Новые поселения на севере постепенно переходили под контроль государственной власти. Длительное время объектом норвежской колонизации являлись внешние прибрежные районы, где были основаны рыбацкие деревни.

Церковь имела своих представителей в этих рыбацких деревнях и получала прибыль от торговли и сбора штрафов. Церкви были построены уже в XII столетии. В 1716 г . пиетист Томас фoн Вестен был избран, чтобы возглавить миссионерскую работу среди саамов. Фон Вестен проповедовал на всей территории проживания саамов в Норвегии с 1716 до 1727 гг. Он рьяно выступал против саамской практики шаманизма и начал борьбу против всех религиозных пережитков, таких как шаманский бубен. Однако он поощрял использование саамского языка среди миссионеров и духовенства; эта политика была встречена с растущим негодованием после его смерти в 1727 г .

Норвежские власти подавляли рациональное сельское хозяйство и частную собственность саамов, что не согласовывалось с традиционным образом жизни саамов. Обретение в собственность оленьих стад началось в 1700-х годах, в результате чего типичную для более ранних культур охоту на дикого оленя сменило постоянное владение прирученными животными. Развился новый способ ведения хозяйства, включающий кочевое оленеводство с большими стадами животных с перемещением между осенними, зимними и весенними пастбищами.

Никаких четко определенных государственных границ в переделах территории проживания саамов не существовало до заключения мирного договора между Швецией и Норвегией 1751 г . Эта территория стала стратегически важной и иностранные государства осознали ее экономический потенциал. Время от времени саамы облагались налогами несколькими государствами одновременно. Когда государственные границы были обозначены, властям пришлось принять во внимание образ жизни саамов. Это было сделано в поправке к мирному договору 1751 г ., так называемому Лаппекодисиллен (Lappekodicillen). Поправка предназначена была защищать права саамов на выпас оленей в пограничных районах и включала признание существующих прав на выпас оленей.

Начиная примерно с 1850 г . был издан ряд инструкций, поддерживающих преподавание саамам норвежского языка. Цель состояла в том, чтобы вести обучение в школах на норвежском. Только в 1930-е годы саамский язык снова стал вторым языком обучения в некоторых школьных районах, чтобы увеличить объем преподавания. Фактически саамский язык был запрещен во многих норвежских школах вплоть до 1950-х годов.

Политика “норвегизации” со временем распространилась и на другие сферы социальной жизни. Затронув сначала язык, она впоследствии стала доминировать в сельскохозяйственной практике, обороне, образовании, коммуникациях и средствах информации. Например, в Акте о земле 1902 г . предусматривалось, что земля может быть передана в собственность только норвежским гражданам, которые могут говорить, читать и писать по-норвежски. Сельское хозяйство рассматривалось как важнейшая часть культуры; только люди, которые обрабатывали землю, могли принимать участие в развитии общества. Занятие оленеводством было необходимо для тех, кто жил за счет доходов от земли, но это также было и приговором. Единственный способ “спасения” саамов состоял в том, чтобы полностью интегрировать их в норвежское общество.

Развитие политики ассимиляции происходило рука об руку с ростом заинтересованности основного населения в саамских территориях из-за открытия там рудных месторождений, а также из соображений национальной безопасности. Политика ассимиляции подкреплялась также ростом национализма.

Политика “норвегизации” продолжала оказывать влияние на жизнь саамов и после Второй мировой войны, хотя условия постепенно менялись.

На пути к новым основам саамской политики

Значительный шаг вперед был сделан в 1960-е годы, когда было официально признано право саамов сохранять и развивать свою собственную культуру. Саамский язык стал преподаваться в школах, появились новые учреждения. Но время оставило для саамов свой неизгладимый след в виде утраты языка, традиций и ослабевающего осознания своей истории и истоков, и эти ценности трудно восстановить.

В 1956 г . был учрежден Саамский комитет для обсуждения принципов и конкретных мер политики по отношению к саамам. В заключениях, сделанных комитетом, которые были изданы в 1959 г ., содержались многочисленные инициативы, призванные способствовать сохранению саамской культуры внутри норвежского общества. Впервые проблемы саамов были вынесены на норвежскую Национальную ассамблею для обсуждения на принципиальной и широкомасштабной основе. Одним из замыслов было создание особые реальные особые преимущества для саамов. Поначалу идеи комитета встретили сильное сопротивление, когда 1963 г . на обсуждение Национальной ассамблеи было вынесено самое передовое по тем временам соглашение, содержавшее предложения по социальному и экономическому развитию саамов. В последующие десятилетия политика, проводимая по отношению к саамам, в особенности была ориентирована на социальную сферу и региональное развитие.

Саамы сами защищают свои интересы

Местные саамские организации существовали с давних пор, однако, организаций государственного масштаба до окончания Второй Мировой Войны не было. Те, кто активно занимались проблемами саамов, считались мечтателями и идеалистами, а в некоторых случаях даже экстремистами. Однако в течение первого послевоенного десятилетия произошел расцвет символов саамской культуры, и развитие саамских организаций стало иметь общественное влияние в Северной Норвегии.

Сотрудничество саамов Норвегии, Швеции и Финляндии началось в 1953 г . Три года спустя, был учрежден Северный Совет Саамов. В 1971 г . Северный Совет Саамов выпустил общую программу культурной политики, а в 1980 г . – Политическую программу саамов. В ней изложены следующие принципы:

  • “Мы, саамы, являемся одним народом, чье братство не должно быть разделено государственными границами.
  • Мы имеем свою историю, традиции, культуру и язык. Мы унаследовали от наших предков право на землю, воду и на ведение собственной хозяйственной деятельности.
  • Мы имеем неотъемлемое право сохранять и развивать свою хозяйственную деятельность и общины в соответствии с нашим традиционным образом жизни, и мы будем вместе охранять наши территории, природные ресурсы и национальное наследие для будущих поколений”.

Старейшая из существующих организаций норвежских саамов — Ассоциация саамских оленеводов Норвегии (NRL), которая была сформирована в 1947 г . с целью поддержки интересов саамов, занимающихся оленеводством. Ассоциация саамов Эпи в Осло существует с 1948 г . Национальная Ассоциация норвежских саамов (NSR) была учреждена в 1968 г . Норвежский Союз саамов (SLF) в 1979 г . отделился от последней как «умеренное» альтернативное движение. SLF привлек многих саамов из прибрежных районов в саамскую политику.

Саамы активно участвовали в основании Всемирного совета коренных народов (WCIP) в 1975 г . Международная перспектива нашла отражение в саамской политике, и аргументы, касающиеся прав человека были приняты норвежскими властями.

Конфликт вокруг Алта

Норвежское Управление водными ресурсами и энергией выпустило в 1970-е годы обстоятельные планы по развитию водной системы Алта-Каутокейно (Alta-Kautokeino), плато Финнмарк, для строительства гидроэлектростанции. Планы предусматривали строительство плотины, в результате чего саамская деревня Маси (Masi) оказалась бы затопленной. После серьезных протестов от этого плана отказались, но основной проект по созданию гидроэлектростанции в конце концов осуществился. Он включал сооружение 100-метровой плотины в речном каньоне – более низкой, чем предполагалось изначально, — и строительство дороги через оленьи пастбища районы, где олени выводят потомство.

В 1979 г . владельцы оленьих стад, чьи интересы затрагивались в случае реализации проекта, и Норвежское общество по охране природы подали в суд на государство, чтобы предотвратить строительство. Случай получил символическую значимость. Саамы и защитники окружающей среды объединили свои усилия в демонстрациях и актах гражданского неповиновения. Демонстрации были организованы на месте строительства, и на их подавление были направлены абсурдно большие полицейские силы. Активисты из числа саамов начали голодовку перед Национальным ассамблеей. Группа саамских женщин организовали сидячую забастовку перед штаб-квартирой Премьер-министра.

Плотина была построена, но сама проблема стала поворотным моментом для современной политики по отношению к саамам с 1980-х гг. Вообще, проблемы Северной Норвегии занимали в то время одно из первых мест на политической повестке дня, в том числе из-за вопросов региональной политики, отношений с Европейским Союзом (ЕU), нефтяных разведок и т.д. Самосознание саамов также соединилось с повышенным вниманием к Северной Норвегии.

Споры о положении саамов становились все более разгоряченными и эмоциональными, в особенности в провинции Финнмарк. И норвежцы, и саамы стали опасаться проявлений этнического экстремизма и распространяющихся слухов о том, что саамы хотят выйти из состава норвежского государства. Такое не трудно было представить в свете прежней эпохи притеснений, но в действительности этот вопрос не рассматривался как существенный.

Закон о саамах и Саамский парламент

Правовое положение саамов значительно улучшилось в 1980-х гг. В 1980 г . были созданы два комитета: один занимался исследованием вопросов культуры саамов, другой – изучением правовых аспектов.

Главным результатом работы первого комитета стал Закон о саамском языке, который вступил в силу в 1992 г . Саамский язык получил равные права с норвежским; были приняты особые правила официального использования саамского языка в основных районах проживания саамов.

Комитет по правовым вопросам саамов имел широкие полномочия. Он сосредоточил основное внимание на проблеме конституционных прав саамского народа и на учреждении представительного органа саамов. Доклад этого комитета имел значительные последствия. “Закон о Саамском парламенте и других правовых вопросах, касающихся саамов” (Закон о саамах, 1987) установил основные правила для представительного органа саамов – Саамского парламента.

В 1988 г . права саамов получили национальное признание, когда Национальная ассамблея приняла поправку к Конституции – статью 110а, – в которой впервые устанавливалось, что “Государственные власти несут ответственность за создание условий, дающих возможность саамскому народу сохранять и развивать свой язык, культуру и традиционный образ жизни”.

Саамский парламент был открыт в саамской деревне Карашок (Karasjok) в 1989 г . королем Улавом V. Парламент рассматривает все вопросы, имеющие особую значимость для саамского народа и дает рекомендации норвежским властям. По собственной инициативе он может представлять какие-либо вопросы на рассмотрение органов власти и частных организаций, и т.д. Он также руководит Саамским фондом культуры – правительственным фондом, средства которого предназначены для развития саамской культуры.

Члены парламента избираются раз в четыре года теми саамами, чьи имена внесены в саамский избирательный список. Для того чтобы быть внесенным в список избирателей, человек должен:

  • иметь своим основным (родным) языком саамский язык; или чтобы у одного из его родителей, либо у бабушки или дедушки саамский язык являлся основным (родным) языком;
  • Считать себя саамом и жить в полном соответствии с законами саамского общества;
  • Быть признанным саамом саамским представительным органом ;
  • Или иметь отца или мать, которые удовлетворяют вышеупомянутым условиям, чтобы считаться саамом.

Полный состав Саамского парламента состоит из 39 избранных представителей от 13 избирательных районов. Парламент созывается четыре раза в год на недельную пленарную сессию. Совет Саамского парламента ведет повседневную политическую деятельность законодательного органа. Существуют также различные профессиональные консультативные органы, подчиненные Саамскому парламенту: Совет по культурному наследию саамов, Саамский Совет по культуре, Саамский Совет по предпринимательству и Совет по саамскому языку. Они выполняют функции профессиональных организаций Саамского парламента и участвуют в управлении ассигнованиями и субсидиями.

Дальнейший прогресс был достигнут в 1990 г ., когда Норвегия ратифицировала Конвенцию МОТ (Международная организация труда) №169 ( 1989 г .), которая рассматривает права коренных народов и племен.

Начиная с 1990 г ., в Министерстве местного управления работает специальный консультант по вопросам политики в отношении саамов, а в 1997 г . был учрежден пост Госсекретаря по проблемам саамов.

Саамские политические деятели постоянно стремятся передать Саамскому парламенту право вето на нежелательные действия в местах проживания саамов, которое не было принято ни одним норвежским правительством. Вместо этого в настоящее время существует тенденция к добровольному отказу компаний от запланированных проектов, если они встречают массовое неприятие со стороны саамов. Этого нельзя сказать о вооруженных силах, которые постоянно вступают в конфликт с официальным мнением саамов при организации новых полигонов для боевых учений с согласия властей.

Ряд вопросов, касающихся положения Саамского парламента в норвежской политической системе, которые все еще ждут своего решения. После более чем 20-ти лет деятельности Комитет по правам саамов подготовил проект закона о правах саамов на землю и водные ресурсы в Финнмарке – основном районе проживания саамов в Норвегии, так называемый Закон Финнмарка. Он был принят правым Норвежским Правительством в начале 2003 г ., но затем его действие было приостановлено из-за серьезных протестов со стороны Саамского парламента, многих саамских организаций и ряда норвежских юристов. Закон не решил бы проблем, которые он должен был бы решить, он продолжил бы политику патернализма, благоприятствовал бы эксплуатации природных ресурсов страны иностранными государствами и противоречил ратифицированной Норвегией Конвенции МОТ № 169. Юридическое изучение этого закона все еще продолжаются.

И все же, в отсутствие общего закона о собственности на природные ресурсы районов проживания саамов, Верховный Суд в начале 2004 г принял историческое решение. Более сотни лет продолжался спор саамской общины Гайвуодна (Gáivuodna, норв.: Kåfjord) с норвежским государством о владении гористой лесной областью площадью 116 кв. км – так называемый спор о “Черном лесе” (Svartskogen) . Верховный Суд решил, что территория является общей собственностью саамов в соответствии с установленным правом, и что ею коллективно владеют все жители общины, независимо от этнической принадлежности. Это решение было высоко оценено всем саамским народом, и это, безусловно, будет использовано как прецедент для будущих случаев.

Смотрите так же:  Приказ минфина 160н

Саамский язык и его использование

Саамский язык принадлежит к финно-угорской группе Уральской языковой семьи и тесно связан с финским языком. Существует несколько саамских диалектов, или языков, условно делимых на восточно-саамский, центрально-саамский и южно-саамский; два первых также включают несколько диалектов. Наиболее используемым является северный саамский – центрально-саамский диалект. Границы распространения саамского языка не совпадают с государственными границами скандинавских стран, а проходят перпендикулярно береговой линии.

В Норвегии приблизительно 20000 чел. Говорят на саамском языке, в Финляндии — около 3000, в Швеции — 10000 и в России – 700 чел. В основном районе проживания — внутренней области плато Финнмарк и прилегающих областях Швеции и Финляндии, — саамский язык используется ежедневно, и саамы здесь добились признания его официального статуса. Во многих прибрежных районах традиционно говорят на саамском, но там он соперничает с норвежским и потому не имеет никакого статуса. Местами он опять получает статус благодаря про-саамской официальной языковой политике.

На остальной части территории саамы проживают разрозненно, и часто поселения имеют очень мало контактов друг с другом. Хотя сегодня саамский язык не подвергается дискриминации, глубокое влияние норвежского затрудняет возрождение саамского языка как повседневного. Имеются, конечно, отдельные места в двух последних районах, где интерес к сохранению языка особенно силен.

Дети саамов сегодня юридически имеют право на обучение на своем языке. Как язык начального обучения саамский язык был введен в 1967 г . в некоторых начальных школах. Позднее законодательство расширило использование саамского языка в школах. Проводятся курсы саамского языка для взрослых, и предоставляются оплачиваемые отпуска преподавателям, которые идут на университетские курсы по изучению саамского языка. Начиная с 1975 г ., школьным районам со смешанными языками обучения разрешено по просьбе родителей учреждать школы с обучением на саамском языке. Это обеспечивает возможность как для использования саамского языка в качестве средства обучения, так и для преподавания самого языка. В связи с образовательными реформами в 1997 г . был создан новый учебный план для обучения на саамском языке. Он в основном предназначен для учащихся, которые проживают в районах, где обучение осуществляется в соответствии с правилами, установленными Законом о саамском языке. Более того, основной материал по проблемам саамов был добавлен в государственный учебный план.

В Норвегии три газеты, женский, детский и юношеский журналы, а также религиозное периодическое издание издаются на саамском языке. В 1946 г . государственной радиовещательной корпорацией (NRK) впервые были проведены радиопередачи на саамском языке. С тех пор количество программ увеличилось, а содержание стало более разнообразным. Число телевизионных передач на саамском языке возрастает. Даже в норвежских новостных программах новости о саамских территориях часто комментируются на саамском языке с норвежскими субтитрами. Государственная радиовещательная корпорация имеет отделение, вещающее на саамском языке – Саамское радио (NRK Saami Radio) – в деревне Карашок.

Расцвет саамской литературы начался с 1970-х годов. Первая детская книга на саамском языке была напечатана в 1976 г . Саамские авторы книг основали свою собственную организацию – Ассоциацию саамских писателей. В настоящее время существуют два издательства, издающие книги на саамском языке.

Высшее образование и наука

Северный Саамский институт в Каутокейно, учрежденный в 1974 г ., является саамским научно-исследовательским институтом, финансируемый скандинавским Советом Министров. Цель института состоит в содействии саамскому населению скандинавских стран в решении теоретических и практических проблем посредством проведения исследований, докладов, обучения и содействия установлению контактов. Деятельность Института организована в трех направлениях: язык и культура, образование, информация и экономическая деятельность, окружающая среда и права граждан.

Осенью 1989 г . в Каутокейно был учрежден Саамский колледж, основная задача которого – подготовка преподавателей саамского языка. Цель Саамского колледжа состоит в том, чтобы приспособить образование к потребностям саамского общества.

Университет г. Тромсё имеет четкий профиль, включающий поддержание интересов Северной Норвегии и саамов в образовании и науке. Его центр по саамским исследованиям играет координирующую роль, обеспечивая рассмотрение проблем саамов во всех соответствующих дисциплинах Университета, и проводит программу подготовки магистров по проблемам коренных народов.

Женщины защищиают свои интересы

После Женской конференции Северного Совета 1988 г., саамские женщины основали организацию “Сарахка” (Sáráhkká). “Сарахка” связана со Всемирным Советом женщин-представительниц коренных народов, который был основан в 1989 г . Организация обращает внимание на то, что положение женщин-представительниц коренных народов отличается от положения мужчин. До тех пор, пока объем общественной работы, направленной на развитие саамской культуры, невелик, эти обязанности возложены на семью, особенно на женщин, на которых лежит самое тяжелое бремя по воспитанию детей и передаче культуры новым поколениям.

Указывается также на то, что отправным пунктом норвежских законов и постановлений о равноправии мужчин и женщин является точка зрения Норвегии и Западной Европы. Такое представление о равноправии оказывается чуждым для саамского общества, в положение женщины в котором отличается, но является влиятельным.

Современное состояние традиционных занятий саамов

Оленеводство, рыболовство, сельское хозяйство, торговля, мелкомасштабное производство, кустарный промысел и в определенной степени сфера обслуживания – таковы сегодня основные источники средств к существованию для саамского населения Норвегии.

Оленеводство — важнейший элемент в сохранении саамской культуры. В последние годы произошел процесс его модернизации, что грозит подрывом представления об оленеводстве как основной силе в борьбе за сохранение саамской культуры и этнической идентичности. Оленеводство стало капиталоемкой отраслью. Современные технологии стали центральным элементом оленеводства нового типа, главная цель которого состоит в производстве как можно большего количества мяса. Сократились площади, занимаемые оленеводством, и бывшие пастбищные земли деградировали в результате воздействия промышленности на окружающую среду.

Примерно 40% земельного фонда Норвегии используется под оленьи пастбища. Экономическая значимость этой отрасли в государственном масштабе невелика, но на местном уровне она является важной с культурной и финансовой точек зрения.

Саамы обладают исключительным правом на оленеводство, основанном на традиционном, признанном праве. Они является правом на использование земель, независимого от того, кому они принадлежат. Торговля оленеводческой продукцией имеет собственную систему управления, в которой Саамский парламент сегодня имеет значительное влияние.

Оленеводы теперь имеют возможность получать официальное образование, вопросами которого занимается Отдел образования для оленеводов. Этот отдел был учрежден в 2002 г . и финансируется общественными фондами, чьи средства распределяются в соответствии с возобновляемым дважды в год Соглашением об оленеводстве между государством и оленеводческими союзами.

Саамы и рыболовство

Сочетание прибрежного и фьордового рыболовства с ведением сельского хозяйства или другими занятиями является наиболее распространенным средством к существованию для саамского населения прибрежных районов, и, таким образом, может считаться важным культурным признаком. В 1980-90-х годах прежняя практика нерегулируемого прибрежного лова рыбы была прекращена из-за усилившейся эксплуатации морских ресурсов и установления международных и национальных квот на вылов. Поскольку саамы из прибрежных районов сочетали лов рыбы с сельскохозяйственной деятельностью и другими занятиями, они оказались среди последних в списках по распределению квоты. Это имело непреднамеренным эффектом изменение политики рыбной ловли, и Саамский парламент уведомил государственные власти о том, что система квот угрожает традиционному способу получения саамами средств к существованию. Это привело к появлению особых административных инициатив по отношению к саамским рыболовам, способствовало лучшему пониманию материальных основ саамской культуры; был учрежден специальный Саамский комитет по рыболовству.

Сельскохозяйственная политика на территории проживания саамов

Ведение сельского хозяйства на территории проживания саамов в большинстве случаев сочетается с другими занятиями и видами деятельности. Сельское хозяйство традиционно было открытым и гибким. Оно обеспечивает периодическую занятость людям, которые не связаны с торговлей постоянно, и это дает фермерам возможность использовать другие ниши на рынке труда . Сохраняя саамскую традицию, но вопреки ключевому принципу норвежской сельскохозяйственной политики, сельское хозяйство в районах проживания саамов не было организовано с целью полной занятости. Саамский парламент разработал всесторонний сельскохозяйственный план, который был осуществлен в 1995 г . Норвежские сельскохозяйственные власти и Саамский парламент выработали общую точку зрения о том, что сельское хозяйство и другие традиционно важные занятия будут оставаться той основой жизни в сельской местности, которая укрепляет саамскую культуру и которая обеспечивает основы для ее передачи будущим поколениям. Пути поддержки сочетания занятий согласно традиционному образу жизни саамов, получили признание со стороны властей.

Дуодьи (Duodji, или саамский кустарный промысел)

Саамские изделия кустарного промысла (duodji) были первоначально предназначены только для домашнего использования. Сегодня они производятся и продаются в большом количестве. Дуодьи обеспечивает средства к существованию для многих саамов и является важным источником дополнительного дохода для тех, кто занят в других традиционных отраслях хозяйства. Постепенно дуодьи стал важной промыслом, включающим в себя не только традиционные ремесла, но также и искусство и создание предметов искусства. Производство и продажа стали еще более организованными.

Эпилог для российского издания

Читая о положении коренного саамского населения Норвегии, многие представители коренных народов России могут почувствовать глубокое отчаяние. Ситуация здесь столь сильно отличается от Российской, и кажется, что у коренных народов Норвегии гораздо больше надежд на будущее.

Но все же не стоит забывать некоторые вещи. 60 лет назад, когда сегодняшние дедушки были еще маленькими детьми, провинция Финнмарк – основной район проживания норвежских саамов – была полностью разорена немецкими войсками отступающими под натиском Советской Красной Армии. Население было полностью эвакуировано. Часть населения – норвежцы и саамы – бежали в горы и остались в живых, или умерли. После войны здесь сначала не было ничего. Затем, когда деревни были вскоре восстановлены и люди возвратились домой, не было никакого понимания проблем саамов вообще. То был самый разгар этнической дискриминации. Многие саамы потеряли веру в будущее, кроме тех, кто принял образ жизни норвежцев. Они перестали говорить на своем языке, обучать детей традиционным занятиям. Многие саамы, особенно из прибрежных районов, где проживает большое число норвежцев, стали стыдиться своего происхождения, у них выработалось расистское отношение к саамам, главным образом, к оленеводам, живущих во внутренних областях страны – к тем, кто хотел вести свой традиционный образ жизни.

Ситуация менялась сначала очень медленно: в 1950-х – 60-х годах эти изменения почти не ощущались. Но в 70-х гг. перемены уже стали заметны для многих. Саамы постепенно выходили из состояния депрессии, включались в решение политических вопросов, учились тому, как взаимодействовать с современным политическим обществом. Конфликт вокруг Алта в 1979-80 гг. (см. выше) стал важным событием, когда многие саамы очнулись и поняли, что их судьба находится в их собственных руках. Все последующие перемены произошли за последние 25 лет.

В 1945 г . Норвегия была очень бедной. Теперь это богатая страна. Отношение официальных властей к коренным народам было отрицательным. Сегодня оно преимущественно положительное. Хотя многие надежды пока еще не оправдались, многие уже сбылись. И сегодня саамы в целом ведут достойный образ жизни, сочетая традиционный образ жизни с современным, который, по-видимому, вполне подходит большинству из них.

Даже если сегодня многое кажется безнадежными для большей части коренных народов России, ситуация все равно изменятся. Она всегда меняется. Россия — большая страна, и тяжела на подъем. Но и прежде здесь происходили перемены, и они произойдут снова. Тяжелые предметы трудно сдвинуть с места, но если уж они пришли в движение, их невозможно остановить. Я убежден, что внуки сегодняшних дедов будут жить в совершенно другом мире по сравнению с тем, что можно представить сегодня. И нынешнему поколению нужно не впадать в отчаяние, но наметить дорогу в будущее, каким бы безнадежным не казалось положение сегодня.