Учебное пособие культура речи стилистика сВ былкова

Предлагаемое учебное пособие для подготовки к Единому госэкзамену включает краткое изложение теоретического материала, а также тесты и упражнения для самопроверки по культуре речи и стилистическому анализу текста. Книга направлена на освоение и закрепление норм современного литературного языка (орфоэпических, грамматических, стилистических и др.)

Для выпускников средних учебных заведений и абитуриентов.

Впервые в отечественной литературе предложен взгляд на образование как на политическую технологию. Такой подход позволил переосмыслить опыт советского и постсоветского образования, выработать отношение к образованию как ключевой сфере организации прорыва России в будущее.

Книга посвящена анализу социокультурных факторов развития современной России: в ней рассматривается специфика цивилизационной идентичности России, выделяются ценности отечественной культуры, которые представляются в контексте процессов либерализации экономики и развития «общества потребления». (Подробнее)

Предлагаемая вниманию читателя книга состоит из двух разделов. Раздел I, собственно юмористический, содержит анекдоты, смешные стихи и рассказы, забавные игры в слова. Но книга, целиком состоящая из анекдотов и предназначенная только для смеха, была бы не слишком привлекательна для вдумчивого читателя. (Подробнее)

Книга Брайана Грина «Элегантная Вселенная» — это увлекательнейшее путешествие по современной физике, которая как никогда ранее близка к пониманию того, как устроена Вселенная. Квантовый мир и теория относительности Эйнштейна, гипотеза Калуцы—Клейна и дополнительные измерения, теория суперструн. (Подробнее)

Перед читателем — основополагающий труд по классической экономике, написанный более двух столетий назад выдающимся экономистом и философом Адамом Смитом и оказавший огромное влияние на развитие экономической науки во всем мире.

Книга включает в себя два тома, первый из которых разделен на три. (Подробнее)

Книга рекомендуется широкому кругу читателей, интересующихся спортивными единоборствами и, в более широком смысле, вопросами здоровья, физической культуры и спорта, а также физиологам и врачам. (Подробнее)

В настоящей книге охвачены новейшие направления и актуальные проблемы физики начиная с последней четверти XX века. Материал изложен таким образом, что книга, с одной стороны, может быть использована в качестве учебника, а с другой стороны, представляет собой научный обзор всех последних. (Подробнее)

Все мы знакомы с открытиями, ставшими заметными вехами на пути понимания человеком законов окружающего мира: начиная с догадки Архимеда о величине силы, действующей на погруженное в жидкость тело, и заканчивая новейшими теориями скрытых размерностей пространства-времени.

ОБИЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО АВТОРСКИХ ФОТОГРАФИЙ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ.

Настоящая работа знакомит читателей с архитектурой Москвы прошлого на примере архитектурных памятников, уцелевших после многочисленных реконструкций города в ХХ столетии. Работа построена в виде краткого рассказа о развитии. (Подробнее)

Перед читателем — удивительная книга, переведенная на все основные языки мира и ставшая мировым интеллектуальным бестселлером. Она повествует об истории одного математика, Петроса Папахристоса, оставшегося до конца верным великой идее познания истины, всю свою жизнь посвятившего поиску решения одной-единственной. (Подробнее)

Светлана Былкова — Культура речи. Стилистика

Светлана Былкова — Культура речи. Стилистика краткое содержание

Предлагаемое учебное пособие для подготовки к Единому госэкзамену включает краткое изложение теоретического материала, а также тесты и упражнения для самопроверки по культуре речи и стилистическому анализу текста. Книга направлена на освоение и закрепление норм современного литературного языка (орфоэпических, грамматических, стилистических и др.).

Для выпускников средних учебных заведений и абитуриентов.

Культура речи. Стилистика — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Светлана Викторовна Былкова, Елена Юрьевна Махницкая

Культура речи. Стилистика

Овладение литературным языком невозможно без тщательного изучения его норм. Норма – единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития. Различают нормы орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические, стилистические и синтаксические.

Речевые ошибки – это нарушение норм литературного языка. В зависимости от того, какие именно нормы не соблюдены, выделяются разные типы речевых ошибок: орфоэпические, акцентологические, лексические, грамматические (или морфологические), синтаксические, стилистические.

Для овладения нормой и ее вариантами необходимо уметь анализировать свою речь и речь окружающих, постоянно пользоваться справочной литературой. Русский язык необъятен как по объему словаря, так и по количеству грамматических форм, по своим стилистическим ресурсам. Кроме того, он постоянно развивается, изменяются и нормативные оценки различных языковых средств.

Орфоэпические и акцентологические нормы

Орфоэпия (греч. orpho – правильный и epos – речь) – О раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение; 2) совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.

В русской орфоэпии выделяется несколько разделов:

1) произношение гласных;

2) произношение согласных (твердых и мягких, сочетаний согласных);

3) произношение отдельных грамматических форм;

4) особенности произношения иностранных слов;

5) ошибки в произношении отдельных слов.

§ 1. Произношение безударных гласных

В современном русском литературном языке гласные [а], [е], [о] произносятся отчетливо только под ударением: мак, пень, дом. В безударном положении они подвергаются качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция – это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра. Количественная редукция – это уменьшение его долготы и силы.

В меньшей степени подвержены редукции гласные звуки которые находятся в первом предударном слоге, например, [a] и [о] произносятся одинаково – как закрытый звук, обозначаемый в фонетической транскрипции значком «крышечка» – [л]: [плко́й] – покой, [блза́р] – базар и т. п. От ударного [а] он отличается меньшей продолжительностью.

Произношение безударного [о] как закрытого [л] называется умеренным аканьем и представляет собой особенность русского литературного произношения.

В остальных безударных слогах на месте [о] и [а] произносится краткий звук, обозначаемый в транскрипции знаком [ъ]: к[ъ]лосо́к, де́л[ъ], шко́л[ъ].

В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а]:

После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] также произносится, как [а], если находится в первом предударном слоге: ж[а]ргон, ш[а]гать> а перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э]: ж[ыэ]ле́ть, лош[ыэ]д́й.

На месте букв е и я в первом предударном слоге произносится звук, средний между [е] и [и], обозначаемый в транскрипции [ие], например: л[ие]гушки, з[ие]мля.

В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится краткий [и], обозначаемый в транскрипции знаком [m]: п[ь]тачо́к, выт[ь]нуть.

На месте сочетаний аа, оа, ао, оо в предударных слогах произносится [а] долгий, обозначаемый в транскрипции [ā], например: в[ā]душевление, з[ā]парк.

Отчетливое произношение безударных [а], [о], [е] является нарушением орфоэпических норм русского литературного языка. Оно чаще всего возникает под влиянием письменного облика слова и производит буквенный, а не звуковой состав его. Также ошибки в произношении гласных могут быть вызваны влиянием местных говоров.

Ряд орфоэпических ошибок связан с неразличением ударных [е] и [о] (на письме ё) после мягких согласных: афера и афера, гренадер и гренадёр и др. В большинстве исконно русских слов безударному [е] под ударением соответствует [о], ср.: жена – жёны, село – сёла и т. п.

Во многих случаях с помощью звуков [е] и [о] различаются слова или формы слов: истекший год и истёкший кровью, все и всё, падеж (существительного) и падёж (скота).

Однако чаще всего колебания в произношении [е] и [о] не имеют ни смыслоразличительного, ни стилистического значения. Это равноценные варианты литературной нормы. Так, по данным «Орфоэпического словаря русского языка»[1] вариантным является произношение следующих слов: белёсый и доп. белесый, блёклый и доп. блеклый, бытие и бытиё, издалека и доп. издалёка, жёлчь и доп. желчь, манёвр и маневр, местоименный и местоимённый, пересекший и доп. пересёкший, решетчатый и решётчатый.

Только [е] следует произносить в словах: акушерка, атлет, афера, блеф, всплеск, гренадер, единоплеменный, заглянет, зев, леска, одновременный, опека, оседлый, склеп, совершенный вид (термин), шлем и др.

Только [о] графически ё следует произносить в словах вояжёр, гравёрный, гололёд, двоежёнство, дрёма, затёкший, искромётный, можжевёловый, никчёмный и др.

Упражнение 1. Правильно произнесите слова и поставьте ударение. За справками обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Зев, заостренный, запыленный, заселенный, захламленный, зубрежка, издалека, зимовье, жнивье, гололедица, головешка, вопиет, забредший, иноплеменник, оседлый, околесица, острие, перекрестный, привезенный, слезный, заем, закопченный, разношерстный.

Упражнение 2. Определите, в каких словах мы произносим [э] – графическое е, а в каких [о] – графическое ё.

Новорожденный, никчемный, несравненный, отцветший, помпезный, опыленный, оседлывать, презренный, разновременный, сие, поблескивать, подоплека, отекший, привезший, принесший, скабрезный, смиренный, сребреник, бессребреник, атлет, совершенный (причастие).

Былкова, Махницкая: Русский язык и культура речи. Пособие для вузов

Аннотация к книге «Русский язык и культура речи. Пособие для вузов»

Цель данного пособия — познакомить с языковыми нормами на фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях и проанализировать типичные для устной и письменной речи ошибки.
Пособие может быть рекомендовано как основное для систематического изучения лингвистического аспекта культуры речи, так и в качестве вспомогательного на практических занятиях по курсу «Русский язык. Культура речи» на филологических и нефилологических факультетах.
Книга адресована студентам и преподавателям вузов, а также молодым специалистам для самостоятельного изучения и повышения культуры устной и письменной речи в процессе общения.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Былкова, Махницкая: Культура речи. Стилистика. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ

Аннотация к книге «Культура речи. Стилистика. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ»

Предлагаемое учебное пособие для подготовки к Единому госэкзамену включает краткое изложение теоретического материала, а также тесты и упражнения для самопроверки по культуре речи и стилистическому анализу текста. Книга направлена на освоение и закрепление норм современного литературного языка (орфоэпических, грамматических, стилистических и др.).
Для выпускников средних учебных заведений и абитуриентов.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Елена Юрьевна Махницкая Светлана Викторовна Былкова Культура речи. Стилистика. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ

2 Елена Юрьевна Махницкая Светлана Викторовна Былкова Культура речи. Стилистика. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ Текст предоставлен правообладателем Культура речи. Стилистика : учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / С.В. Былкова, Е.Ю. Махницкая. 3-е изд.: Флинта; Москва; 2009 ISBN Аннотация Предлагаемое учебное пособие для подготовки к Единому госэкзамену включает краткое изложение теоретического материала, а также тесты и упражнения для самопроверки по культуре речи и стилистическому анализу текста. Книга направлена на освоение и закрепление норм современного литературного языка (орфоэпических, грамматических, стилистических и др.). Для выпускников средних учебных заведений и абитуриентов.

3 Содержание К читателю Раздел I Орфоэпические и акцентологические нормы Орфоэпические нормы 1. Произношение безударных гласных 2. Произношение согласных звуков 3. Ошибки в произношении некоторых грамматических форм 4. Особенности произношения заимствованных слов 5. Ошибки в произношении отдельных слов Акцентологические нормы 1. Ошибки ударения Морфологические ошибки Имя существительное 1. Категория одушевленности неодушевленности 2. Род имен существительных 3. Категория числа 4. Склонение Имя прилагательное 1. Роль полной и краткой форм имен прилагательных 2. Дублетные формы кратких прилагательных 3. Степени сравнения имен прилагательных Имя числительное 1. Синонимия количественных и собирательных числительных 2. Склонение числительных 3. Употребление числительных в составе словосочетаний Местоимение 1. Употребление личных местоимений 3-го лица 2. Выбор варианта из пары типа внутри их внутри них 3. Употребление местоимений себя и свой 4. Употребление просторечных притяжательных местоимений 5. Выбор местоимения для замещения собирательного существительного 6. Склонение местоимения некий 7. Употребление местоимений всякий, каждый, любой Глагол 1. Категория вида 2. Категория возвратности

Смотрите так же:  Образец заявления на детский вычет по ндфл образец

4 3. Формы повелительного наклонения 4. Формы настоящего и простого будущего времени 5. Формы прошедшего времени 6. Образование и употребление причастий 7. Образование деепричастий Лексические ошибки Смысловые ошибки 1. Слова с ограниченной и неограниченной сочетаемостью 2. Употребление фразеологизмов Конец ознакомительного фрагмента

5 Светлана Викторовна Былкова, Елена Юрьевна Махницкая Культура речи. Стилистика К читателю Овладение литературным языком невозможно без тщательного изучения его норм. Норма единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития. Различают нормы орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические, стилистические и синтаксические. Речевые ошибки это нарушение норм литературного языка. В зависимости от того, какие именно нормы не соблюдены, выделяются разные типы речевых ошибок: орфоэпические, акцентологические, лексические, грамматические (или морфологические), синтаксические, стилистические. Для овладения нормой и ее вариантами необходимо уметь анализировать свою речь и речь окружающих, постоянно пользоваться справочной литературой. Русский язык необъятен как по объему словаря, так и по количеству грамматических форм, по своим стилистическим ресурсам. Кроме того, он постоянно развивается, изменяются и нормативные оценки различных языковых средств. 5

6 Раздел I Культура речи Орфоэпические и акцентологические нормы Орфоэпические нормы Орфоэпия (греч. orpho правильный и epos речь) О раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение; 2) совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам. В русской орфоэпии выделяется несколько разделов: 1) произношение гласных; 2) произношение согласных (твердых и мягких, сочетаний согласных); 3) произношение отдельных грамматических форм; 4) особенности произношения иностранных слов; 5) ошибки в произношении отдельных слов. 1. Произношение безударных гласных В современном русском литературном языке гласные [а], [е], [о] произносятся отчетливо только под ударением: мак, пень, дом. В безударном положении они подвергаются качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра. Количественная редукция это уменьшение его долготы и силы. В меньшей степени подвержены редукции гласные звуки которые находятся в первом предударном слоге, например, [a] и [о] произносятся одинаково как закрытый звук, обозначаемый в фонетической транскрипции значком «крышечка» [л]: [плко й] покой, [блза р] базар и т. п. От ударного [а] он отличается меньшей продолжительностью. Произношение безударного [о] как закрытого [л] называется умеренным аканьем и представляет собой особенность русского литературного произношения. В остальных безударных слогах на месте [о] и [а] произносится краткий звук, обозначаемый в транскрипции знаком [ъ]: к[ъ]лосо к, де л[ъ], шко л[ъ]. В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а]: [a]ксиома, [а]блака. После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] также произносится, как [а], если находится в первом предударном слоге: ж[а]ргон, ш[а]гать> а перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э]: ж[ыэ]ле ть, лош[ыэ]д й. На месте букв е и я в первом предударном слоге произносится звук, средний между [е] и [и], обозначаемый в транскрипции [и е], например: л[ие]гушки, з[ие]мля. В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится краткий [и], обозначаемый в транскрипции знаком [m]: п[ь]тачо к, выт[ь]нуть. На месте сочетаний аа, оа, ао, оо в предударных слогах произносится [а] долгий, обозначаемый в транскрипции [ā], например: в[ā]душевление, з[ā]парк. Отчетливое произношение безударных [а], [о], [е] является нарушением орфоэпических норм русского литературного языка. Оно чаще всего возникает под влиянием письмен6

7 ного облика слова и производит буквенный, а не звуковой состав его. Также ошибки в произношении гласных могут быть вызваны влиянием местных говоров. Ряд орфоэпических ошибок связан с неразличением ударных [е] и [о] (на письме ё) после мягких согласных: афера и афера, гренадер и гренадёр и др. В большинстве исконно русских слов безударному [е] под ударением соответствует [о], ср.: жена жёны, село сёла и т. п. Во многих случаях с помощью звуков [е] и [о] различаются слова или формы слов: истекший год и истёкший кровью, все и всё, падеж (существительного) и падёж (скота). Однако чаще всего колебания в произношении [е] и [о] не имеют ни смыслоразличительного, ни стилистического значения. Это равноценные варианты литературной нормы. Так, по данным «Орфоэпического словаря русского языка»1 вариантным является произношение следующих слов: белёсый и доп. белесый, блёклый и доп. блеклый, бытие и бытиё, издалека и доп. издалёка, жёлчь и доп. желчь, манёвр и маневр, местоименный и местоимённый, пересекший и доп. пересёкший, решетчатый и решётчатый. Только [е] следует произносить в словах: акушерка, атлет, афера, блеф, всплеск, гренадер, единоплеменный, заглянет, зев, леска, одновременный, опека, оседлый, склеп, совершенный вид (термин), шлем и др. Только [о] графически ё следует произносить в словах вояжёр, гравёрный, гололёд, двоежёнство, дрёма, затёкший, искромётный, можжевёловый, никчёмный и др. Упражнения Упражнение 1. Правильно произнесите слова и поставьте ударение. За справками обращайтесь к орфоэпическому словарю. Зев, заостренный, запыленный, заселенный, захламленный, зубрежка, издалека, зимовье, жнивье, гололедица, головешка, вопиет, забредший, иноплеменник, оседлый, околесица, острие, перекрестный, привезенный, слезный, заем, закопченный, разношерстный. Упражнение 2. Определите, в каких словах мы произносим [э] графическое е, а в каких [о] графическое ё. Новорожденный, никчемный, несравненный, отцветший, помпезный, опыленный, оседлывать, презренный, разновременный, сие, поблескивать, подоплека, отекший, привезший, принесший, скабрезный, смиренный, сребреник, бессребреник, атлет, совершенный (причастие). 2. Произношение согласных звуков Произношение согласных звуков связано с законами уподобления и оглушения. В конце слов и в середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: гроздь гро[с т ], луг лу[к], варежка варе[шк]а и т. д. В сочетаниях «звонкий согласный + глухой согласный» или «глухой согласный + звонкий согласный» первый из них уподобляется второму: кружка кру[шк]а, сговор [зг]овор. Сочетания отдельных согласных произносятся следующим образом: 1) сш, зш [шш] или [ш: ]: расшумелся ра [ш: ]у мелся; 2) сж, зж [жж] или [ж: ]: сжарить [ж: ]арить; 3) зж, жж (внутри корня) [ж ] или [ж: ]: позже по[ж: ]е; 4) сч [ш ]: счастье [ш ]астье; 1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова; РАН Ин-т рус. яз., 6-е изд., стер. М.: Русский язык,

8 5) зч (на стыке корня и суффикса) [ш ]: приказчик прика[ш ]ик; 6) тч, дч [ч ]: докладчик докла[ч ]ик, отчаянный от[ч ]аянный; 7) тц, дц [ц]: молодцы моло[ц]ы, отцы о[ц]ы; 8) дс, тс (на стыке корня и суффикса) [ц]: братский бра[ц]кий, заводской заво[ц]кой; 9) в сочетаниях гк, гч[т] произносится как [х]: легкий ле[х]кий. Следует помнить, что звонкий согласный [г] в конце слова должен звучать как взрывной глухой [к]. Произношение фрикативного глухого [х] недопустимо, как диалектное (особенность южных говоров). Исключением является слово бог бо[х]. Смягчение твердых согласных перед мягкими (ассимиляция, т. е. уподобление по мягкости) чаще всего наблюдается перед суффиксом или внутри корня: снег [с н эк], пятница [п ат н ицъ], гонщик [гон ш :ик], с зимы [з -з имы]. В некоторых случаях смягчение твердых согласных перед мягкими в современном русском литературном языке при произношении является факультативным, т. е. необязательным: ветви [т в ] и [тв ], съел [с йэл] и [сйэл]. Не допускается смягчение [з] в суффиксе изм, если согласный [м] твердый, например: материализм] и органи[зм]. Сочетание чн в большинстве случаев произносится в соответствии с написанием: точный, Млечный Путь и др. Лишь в некоторых словах на месте чн произносится [шн]: двое[шн ]ик, в отчествах на ична (Никити[шн]а). Встречаются слова с вариативным произношением: двухкопеечный [шн] к [чн]. Упражнения Упражнение 3. Запишите в транскрипции произношение сочетания чн в следующих словах: Банно-прачечный, бараночный, бочечный, будочник, булавочный, булочная, бутылочный, взяточник, горничная, горчичники, горячечный, гречневый, двоечник, пятикопеечный, девичник, молочный, встречный, калачный, ключница, нарочно, полуночник, пустячный, скворечник, яичница. Упражнение 4. Выпишите слова, в которых следует произносить [шн]. Беспечный, войлочный, взяточничество, всенощная, горчичный, лавочный, сказочный, сердечный друг, сердечная мышца, дачный, мелочный, Кузьминична, Ильинична, скучно, подсвечник, очечник, ячневый, будничный, балалаечный. Упражнение 5. Найдите слова, в которых произносится звук [з ]. Грязь, просьба, косьба, праздный, подсказка, указка, здесь, сделай, здоровье, нездоровится, здание, арбуз, мозг, вокзал, звездный, завистливый, здравствовать, сбежать, патриотизм, идеализм, позиция, безжалостный, зимовка, погрузка, приказчик. Упражнение 6. Укажите слова, в которых произносится звук [с]. Гносеология, мягкосердечный, созыв, агитпоезд, девиз, колхоз, союз, синтез, обсудить, подписать, надпись, низкий, узкий, вписать, скользкий, сгорел, угасший, расшитый, просчитаться, расчет, грустный, известный, завистливый, заводской, сжарить. Упражнение 7. Отметьте слова, в которых произносится звук [д]. Молотьба, запад, западня, дно, денёк, декабрь, добрый, предлог, подкова, пиджак, дрель, пруд, пуд, пудинг, падение, падеж (именительный), подкуп, подкурсы, прядь, пядь (земли), плеяда, код, клад, кладовая, плед. 8

9 Упражнение 8. Запишите в транскрипции произношение сочетаний согласных звуков в следующих словах: I. Угасший, трубка, замзав, безжалостный, просчитаться, отчасти, тридцать, детский, большевистский, капитализм, решаются, собираться. II. Замерзший, голубка, зубчатый, сжатый, подписчик, докладчик, городской, солдатский, антифашистский, импрессионизм, добивается, видеться. III. Расшитый, робкий, второй, безжизненный, резчик, подчистить, страстный, флотский, реваншистский, идеализм, говорится, мечтается. 3. Ошибки в произношении некоторых грамматических форм 1) На месте буквы г в окончаниях ого/-его следует произносить [в]: красно[въ], то[во], четверто[въ]. Звук [в] на месте буквы г также произносится в словах сегодня, сегодняшний, итого. 2) Необходимо различать в произношении безударные окончания 3-го л. мн.ч. глаголов I и II спряжения: ко[л’ут], а не ко[л ът], му[ч ит], а не My[u иm], ме[л ут], а не ме[л ат], ды[шът], а не ды[шут] и т. д. 3) В формах 2-го л. ед.ч. перед возвратным постфиксом ся сохраняется согласный звук [ш]: смее[шсъ] или смее[шс ъ]. Произношение в подобных случаях долгого [с] является орфоэпической ошибкой, например: купае[шсъ] или купае[шс ь], а не купае[с ъ]. Упражнения Упражнение 9. Найдите слова, в которых следует произносить [г]. Генезис, нет угля, гренки, большого, сегодня, бог, кого, итого, сегодняшний, синего, чего, его, прекрасного, милого, доброго, любимого, разбег, некого, ни того, ни другого, белого, моего, огромного, никчемного, чудесного, нашего, алкоголь, денег, договоренность. Упражнение 10. Выпишите слова, в которых произносится звук [в]. Травка, варежка, ватрушка, зеленого, моего, корова, мальчиковый, осведомить, Петров, гордиев узел, пасквиль, никого, в поле, апостроф, совсем, огонек в ночи, ходатайство, девушки, доставка, у костров, у домов, волосок, навек, восемь, весна. 4. Особенности произношения заимствованных слов В книжных словах иноязычного происхождения и в некоторых именах собственных сохраняется безударный [о]: поэт, поэма, рококо, Золя, Шопен, сонет и др. В иностранных словах, которые носителями русского языка не воспринимаются как заимствование, наблюдается аканье: конспект, компресс, роман, бокал и др. В начале слов иноязычного происхождения и после гласного на месте буквы э произносится [э]: экзотика, экстерьер, дуэлянт, пируэт. Согласные л, г, к, х в иностранных словах перед е смягчаются: герцог, схема, молекула. Согласные т, д, з, с, н, р чаще всего сохраняют твердость перед е: Вольтер, рандеву, термос, шедевр и др. По данным «Орфоэпического словаря», во многих словах перед е допускается вариативное произношение: бандероль [н д е] и [ндэ], бизнесмен [знэ] и [мэ], доп. [з н е] и [м е], депр [д е] и [дэ]. Это связано с тем, что изменение качества согласных перед е в заимствованных словах живой процесс. Смягчение согласных перед е происходит в первую очередь в общеупотребительных словах. 9

Смотрите так же:  Повышенный налог на лошадиные силы

10 Упражнения Упражнение 11. Определите, в каких словах согласный перед е является твердым. В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю. I. Анданте, деспотий, адекватный, бенефис, вертеп, дебют, апартеид, астероид, бульденеж, ватерлиния, демпинг, синтетика, тест, тетрациклин, фанера. II. Альма-матер, детализация, аденоиды, берет, гарем, дегенерат, атеизм, аутсайдер, буриме, галифе, цитадель, кларнет, сектор, шедевр, Шопенгауэр. III. Академик, аккордеон, депеша, гипотенуза, демократия, ни бе ни ме, бижутерия, бутерброд, грейпфрут, интерьер, кашне, фонетика, термометр, тет-а-тет, режиссер. IV. Акварель, антресоли, беспатентный, дебоширить, брудершафт, вальдшнеп, гротескный, газета, Одесса, рен-та, турне, тенор, термос, тубдиспансер, территория. Упражнение 12. Выпишите слова, в которых перед е, согласно нормам русского произношения, можно произносить и твердый согласный и мягкий. За справками обращайтесь к словарю. Аннексия, бактерии, бандероль, брюнет, бифштекс, бизнесмен, бременский, брюссельцы, вундеркинд, генезис, делегат, девальвация, дедуктивный, Доде, Декарт, депутат, депо, дерматолог, деформация, редактор, резолюция, теннис, традесканция, термин. 5. Ошибки в произношении отдельных слов В речи иногда одни звуки неоправданно опускаются, другие, наоборот, вставляются или переставляются. Подобные ошибки можно наблюдать при произношении иностранных слов, ср.2: Вместо правильного юбочка, юбок говорят ю[п>очка, ю[п]ок, сохраняя оглушение, происходящее перед согласным [к] в форме именительного падежа: ю[п]ка, ю[п]ки.. Вместо одного [о] в слове дикобраз произносят дик[оо]браз, а знаменосец звучит как знаме[нано ]сец. Эти грубые ошибки свидетельствуют о сильном влиянии просторечия. 2 Пертурбация внезапное изменение, осложнение в ходе чего-л., вносящее расстройство, неупорядоченность, диссонанс. 10

11 Акцентологические нормы Акцентология (от лат. accentus ударение) раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения. В русском языке ударение свободное, что отличает его от некоторых других языков. Например, в чешском языке ударение закреплено за первым слогом, в польском за предпоследним, в армянском за последним. Так как в русском языке ударение может падать на любой слог, его называют разноместным (до чка, коро ва, килогра мм). Эта особенность затрудняет усвоение акцентологических норм. Вторая особенность русского ударения наличие подвижности/неподвижности. Подвижным называется ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова (до м дома, могу мо жешь). Если же в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, его называют неподвижным (звони т звони шь позвоня т созвони мся). Разноместность и подвижность русского ударения служат для различения совпадающих в написании разных слов (омографов3) и разных форм слов (омоформ), например: ки рка ( протестантская церковь ) и кирка ( инструмент ), тру сить ( бояться ) и труси ть ( бежать трусцой ), обре зать (сов. вид) и обреза ть (несов. вид), платье мало (кр. форма прилаг.) и спал ма ло (нареч.). Для ударения существует понятие вариантности, которое означает, что некоторые слова имеют варианты ударения. Акцентные варианты не имеют различий ни в лексическом, ни в грамматическом значениях. Но часто характеризуются разной степенью употребительности и во многих случаях закреплены за разными сферами употребления. К равноправным акцентологическим вариантам относятся: ба ржа и баржа, газирова ть и гази ровать, домбра и до мбра, заи ндевелый и заиндеве лый, заржаве ть и заржа веть, ка мбала и камбала, комба йнер и комбайнё р, ло сось и лосо сь и др. Другие нормативные варианты делятся на основные и допустимые, т. е. менее желательные, например: тво рог и доп. творо г, кулина рия и доп. кулинари я. Ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления, ср.: фле йтовый флейто вый (у музыкантов), прику с при кус (у специалистов), ко мпас компа с (у моряков). Специфично ударение в заимствованных словах. Оно зависит от многих обстоятельств: от ударения в языке-источнике, в языке-посреднике при опосредованном заимствовании, от давности заимствования и степени освоенности слова русским языком. Поэтому об ударениях в заимствованных словах следует справляться в словарях. 1. Ошибки ударения Наибольшее количество акцентологических ошибок возникает при образовании следующих форм: I. В именах существительных: 1) односложные существительные м.р. в косвенных падежах ед.ч. имеют ударение на окончании: блин блина, винт винта, зонт зонта, линь линя, скирд скирда, хорь хоря, штрих штрихи и др. 3 Омографы и омоформы см. на с

12 2) двусложные существительные ж.р. в В.п. ед.ч. имеют ударение на окончании (весна весну, десна десну, овца овцу, стопа стопу и др.) и на корне (зима зи му, доска до ску, стена сте ну и др.). 3) ряд имен существительных ж.р., употребляясь с предлогами в и на, произносятся с ударением на окончании: в груди, на двери, в ночи, в сети, в тени, на цепи и др. 4) существительные ж.р. в Р.п. мн.ч. имеют ударение: а) на основе: ме стностей, по честей, при былей, про рубей, ша лостей; б) на окончании: ветве й, горсте й, должносте й, крепосте й, плоскосте й, степене й, скатерте й, скоросте й, стерляде й, подате й, повесте й, новосте й, четверте й. II. В именах прилагательных: Краткие имена прилагательные в м.р. и. ср.р. ед.ч. и во мн.ч. имеют ударение на первом слоге основы, а в ж.р. на окончании, например: ве сел ве село ве селы, но весела. III. В глаголах: 1) в глаголах прошедшего времени в ж.р. ударение чаще всего падает на окончание: брала, врала, гнала, задала, начала, поняла, спала (от спать) и др. Реже на основе: бри ла, кли ла, кры ла, мы ла, ши ла, спа ла (от спасть) и др. 2) глаголы на ировать подразделяются на две группы: а) с ударением на и: блоки ровать, гаранти ровать, дебати ровать, компромети ровать, копи ровать и др.; б) с ударением на а: бомбардирова ть, гравирова ть, группирова ть, пломбирова ть, формирова ть и др. IV. В причастиях: 1) в большинстве страдательных причастий прошедшего времени ударение во всех формах, кроме формы ж.р., падает на основу: взя т взя то взя ты, но взята. 2) причастия на бранный, дранный, званный во всех формах имеют ударение на приставке: со зван со звано со званы со звана. Во фразеологизмах обычно сохраняется ударение на предлоге: лезть на стену, схватиться за голову, быть по сердцу, с утра до ночи. Упражнения Упражнение 13. Прочитайте слова, правильно расставляя ударение. Алиби, алфавит, аристократия, аналог, арест, анатом. Блага, баржа, боязнь, баловать, бармен, банты, бантов. Валовой, выборы, выборов, вероисповедание, верба, вручить, вручит, вручишь. Газопровод, гербовый, глашатай, гражданство, грошовый. Диспансер, договор, договоры, договоров, досуг, дремота. Еретик, ересь. Житие, жалюзи. Знахарь, зевота, задолго, заусеница, звонит, знамение. Издавна, иначе, индустрия, иконопись, иероглиф. Километр, квартал, каталог, кладовая, каучук, кремень, красивый, красивее. Лацкан, ломоть. Мельком, мышление. Упражнение 14. Поставьте ударение в следующих словах: Надолго, намерение, некролог. 12

13 Офицеров, ободрить, опека, облегчить, опошлить, оптовый, обеспечение. Приговор, призыв, паралич, пуловер, памятуя, петля, приданое. Ремень, ракушка, рассредоточение. Средства, сирота, сироты, сирот, статуя, сливовый, столяр, стюард. Туфля, танцовщица, таинство, тотчас. Уведомить, удобнее, упрочение, умерший, усугубить. Феномен, фетиш, фортель, факсимиле, хаос, хозяева. Цыган, щавель, юродивый, эксперт, языковой барьер, ясли, яслей. Упражнение 15. Прочитайте слова, расставьте ударение: Веселы, весел, весело, весела. Молоды, молод, молодо, молода. Светлы, светел, светло, светла. Созданы, создан, создано, создана. Проданы, продан, продано, продана. Дружны, дружен, дружно, дружна. Брали, брал, брало, брала. Начали, начал, начало, начала. Поняли, понял, поняло, поняла. Подняли, поднял, подняло, подняла. Редки, редок, редко, редка. Дешевы, дешев, дешево, дешева. Заняли, занял, заняло, заняла. Приняли, принял, приняло, приняла. Баловали, баловал, баловало, баловала. Положили, положил, положило, положила. Упражнение 16. Расставьте ударение в следующих существительных. Добыча, доска, дремота, зевота, кладбище, клещи (инструмент), клещи (насекомые), крапива, мозолей, мусоропровод, невидаль, пахота, похороны, просека, простыня, простыню, простынь, римлянин, свекла, стебля, таможня, творог, тефтели, туфля, ходатайствовать, чайная, щепоть, юродивый, плато, пихта, закупорка, коклюш, медикамент, названый (брат), пасквиль, предвосхищение, украинец, цыган. Упражнение 17. Расставьте ударения в прилагательных. Если возможны акцентологические варианты, укажите их. 1. Языковой барьер языковая колбаса; чудной (странный) человек чудный (очаровательный) голос; характерный признак характерная (упрямая) девушка. 2. Безудержный, бредовый, валовой, веснушчатый, ветряная оспа, единовременный, занятой, запасной, зубчатый, кухонный, мелочный, милостивый, суставной, счастливый, тигровый, неоцененный, августовский, обдирный хлеб, совершенный вид. Упражнение 18. От данных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения. Босой, глупый, дорогой, естественный, здоровый, красивый, круглый, легкий, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжелый, хитрый, четкий, ясный. 13

14 лах. Упражнение 19. Используя орфоэпический словарь, расставьте ударения в глаго- Багроветь, баловать (-ся), бронировать (покрывать броней), бронировать (закреплять), бряцать, группировать, ерошить, задать, заиндеветь, закупорить, занять, кашлянуть, кичиться, морщить (лоб), морщить (об одежде), наперчить, нормировать, озорничать, плесневеть, прибыть, принудить, уведомить. Упражнение 20. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени, расставьте в них ударения. Браться, взвиться, взяться, влиться, гнаться, даться, драться, заняться, зваться, оторваться, подняться, подраться, приняться, прорваться, родиться, сорваться. Тесты для самопроверки Тест 1 1. Укажите, в каких словах произносится звук [ш]: 1) книжка 2) бесшумный 3) безжизненный 4) отчаянный 2. Укажите слова со звуком [о] (графическим ё): 1) афера 2) опека 3) шлем 4) двоеженство 3. Найдите слова ср звуком [ф]: 1) ловкий 2) улов 3) физика 4) фигура 4. Отметьте слова, в которых Произносится [чн]: 1) будочник 2) горячечный 3) девичник 4) встречный 5. Определите слова с [з ]: 1) косьба 2) арбуз 3) сбежать 4) позиция 6. Укажите слова, в которых ударение падает на первый слог: 1) темно 2) алкоголь 3) искра 4) гусеница 14

15 7. Найдите слова со вторым ударным слогом: 1) каталог 2) окружит 3) овен 4) огниво 8. Отметьте слова, в которых ударение поставлено неверно: 1) намо рит 2) плесневе ть 3) побалова ть 4) побелённый 9. Укажите слова с первым ударным слогом: 1) курень 2) лассо 3) лацкан 4) кашлянуть 10. Найдите слова, в которых ударение падает на третий слог: 1) кружевца 2) глашатай 3) исповедание 4) дочерна Тест 2 1. Укажите, в каких словах произносится [в]: 1) умного 2. Укажите слова со звуком [о] (графическим ё): 1) головешка 2) иноплеменник 3) новорожденный 4) отыменный 3. Найдите слова со звуком [к]: 4. Отметьте слова, в которых произносится [шн]: 1) сердечная мышца 2) скучно 3) войлочный 4) скворечник 5. Определите слова с [д]: 1) декабрь 2) долг 3) молотьба 4) плод 6. Укажите слова, в которых ударение падает на первый слог: 15

16 1) оптовый 2) плато 3) деяние 4) пихта 7. Найдите слова со вторым ударным слогом: 1) красивее 2) налущит 3) нарост 4) повозрастной 8. Отметьте слова, в которых ударение поставлено неверно: 1) вербовщи к 2) верба 3) мути ть 4) надорва ло 9. Укажите слова с первым ударным слогом: 1) петельный 2) толика (малая часть) 3) дочерна 4) оползневый 10. Найдите слова, в которых ударение падает на третий слог: 1) гладильщик 2) дополна 3) апостроф 4) кладовая 16

Смотрите так же:  Вступление в наследство по завещанию на квартиру что платить

17 Морфологические ошибки Имя существительное ются: Ошибкоопасными категориями при образовании форм имени существительного явля- 1) категория одушевленности неодушевленности; 2) категория рода (несклоняемых существительных, сложносоставных терминов, сложносокращенных слов); 3) категория числа; 4) склонение. 1. Категория одушевленности неодушевленности Категория одушевленности неодушевленности основана на различении живого и неживого. Однако в русском языке нередки случаи, когда грамматика противоречит здравому смыслу. Достаточно вспомнить синонимы труп и мертвец, которые, согласно категории одушевленности неодушевленности, находятся на разных полюсах. И отличие обнаруживается только в форме В.п. ед.ч.: вижу мертвеца вижу труп, ср.: вижу слона вижу стул. У одушевленных существительных совпадают формы мн.ч. В.п. и Р.п., а у неодушевленных нет. Например: Следовательно, несоответствие норме может быть выявлено, когда существительное стоит именно в этой форме. Ошибки в употреблении категории одушевленности неодушевленности существительных можно разделить на две группы: Первая употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных, например: Все смотрели на него как на призрака. Проверим по формуле «В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.»: (вижу) призраки (нет) призраков. Окончания не совпадают, следовательно, существительное призрак неодушевленное, поэтому предложение, согласно грамматическим нормам русского языка, должно выглядеть так: Все смотрели на него как на призрак. Вторая употребление одушевленных существительных в качестве неодушевленных. Подобные ошибки чаще всего встречаются в словосочетаниях типа «Эва, три, четыре + сущ.»: Когда он нес ценные бумаги, ему в провожатые давали два чекиста вместо двух чекистов. 17

18 В конструкциях с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре, В.п. числительного сохраняет форму Им.п., независимо от категории одушевленности. Например: Водителю необходимо было доставить двадцать три спортсмена. Упражнения Упражнение 1. Укажите предложения, в которых неверно употреблены существительные. 1. Аспиранты уверены в необходимости изучать бактерий. 2. Его хобби исследовать бациллы. 3. Уничтожать микробы задача любой дезинфекции. 4. Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его. 5. В нашем дворе дети обожают играть в казаков-разбой-ников. 6. Хозяева запрягали в одни сани два медведя и сажали туда гостей. 7. Ему удалось подстрелить на охоте трех уток. 8. Юный писатель решил ввести в повесть комический персонаж. 9. Почтальон не один раз пытался отыскать адресат. Упражнение 2. Раскройте скобки, выбирая подходящую форму слова. Обоснуйте свой выбор. 1. Коту Матроскину хотелось купить (двух коров две коровы). 2. Мальчонке нравилось пускать (бумажного змея бумажный змей). 3. И в XXI веке продолжают исследовать (бациллы бацилл). 4. Необходимо оздоровить этим летом (пятьдесят четыре студента пятьдесят четырех студентов). 5. Лена мечтала встретить (двух одноклассниц две одноклассницы). 6. Каждое письмо должно найти (своего адресата свой адресат). 2. Род имен существительных Ошибки, связанные с употреблением рода имен существительных, группируются следующим образом: 1) изменение рода; 2) ненормативное употребление существительных общего рода; 3) не соответствующее норме использование несклоняемых существительных: а) иноязычного и б) русского происхождения; 4) ошибки, связанные с возможностью употребления существительных мужского рода применительно к лицам женского пола; 5) нарушение грамматических норм русского языка, связанные с употреблением сложных имен существительных; 6) случаи склонения сложносокращенных слов. 1. В современном русском языке существуют слова, имеющие параллельные формы мужского и женского рода. Наличие таковых свидетельствует о смысловом либо стилистическом различии, и лишь малая часть выступает в качестве равнозначных. 18

19 Колебания в роде наблюдаются у ряда существительных, образованных при помощи суффикса ина от существительных м.р.: У некоторых имен существительных, имеющих суффикс ищ-е, грамматический род различается в зависимости от лексического значения слова: 19

20 Упражнения Упражнение 3. Выберите правильный вариант. Обоснуйте свой выбор. 1. (Растворимый, растворимое) кофе; 2. (Пахучая, пахучий) георгин(-а); 3. (Больная, больной) мозоль; 4. Огромный зал огромная зала; 5. (Новая, новый) шампунь; б. (Черный, черная) бакенбард(-а); 7. (Концертная, концертный) рояль; 8. (Белая, белый) вуаль; 9. Лакированный туфель лакированная туфля; 10. Шелковый жилет шелковая жилетка; 11. Проселочный развилок проселочная развилка. 2. В нашем языке есть группа существительных общего рода. Их особенность заключается в том, что они могут употребляться как в значении женского рода (какая же ты соня!), так и в значении мужского рода (какой же ты соня!). Окончания существительных общего рода совпадают с окончаниями существительных женского рода, и в случае их использования в значении мужского рода возникает противоречие между их формой и употреблением. Эта ошибка понимания обнаруживается при условии, что у существительного есть согласуемые слова, например, определения или сказуемое. Так, в предложении Петя, ты такая дылда допущена грамматическая ошибка. Так как существительное Петя относится к м.р., то и существительное общего рода дылда, в данном случае м.р., следовательно, верный вариант: такой дылда. Существительные, имеющие значение качественной оценки, употребляются как существительные женского рода, и по отношению к лицам мужского пола. Из-за формальной и смысловой близости подобных существительных к существительным общего рода в речи возникают ошибки такого типа: Молчалин оказался очень хитрым лисой вместо хитрой лисой. Упражнения Упражнение 4. В данных предложениях исправьте грамматические ошибки. 1. Леня рос круглой сиротой. 2. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. 3. Знаешь, Владимир, ты поступил как гадкий свинья: 4. По мнению одноклассников, Петя был настоящей размазней. 3. Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. а) Как правило, несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду, как-то: маршрутное такси, политическое статус-кво и др. Однако данное правило имеет ряд исключений, связанных с влиянием различных аналогий, например: 20

21 б) Несклоняемые иноязычные имена существительные, обозначающие лиц мужского пола, относятся к мужскому роду, а женского к женскому: в) Несклоняемые существительные, обозначающие одушевленные предметы, кроме лиц (см. выше), относятся к мужскому роду, однако при указании на самку, употребляется форма женского рода, ср.: серый кенгуру серая кенгуру несла в сумке кенгуренка. г) По родовому наименованию определяется род несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия и органы печати, например: Полноводное Эри хранит множество сокровищ (так как Эри озеро), Янцзы судоходна на протяжении почти трех тысяч километров (так как Янцзы река), «Таймс» познакомила читателей с предвыборной программой кандидатов (так как «Таймс» газета). Упражнения Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор. 1. Ирина Львовна была нов протеже Мокина. 2. К праздничному столу мы принесли вкусн салями. 3. Несколько лет назад была очень популярна песня Алены Свиридовой «Розов фламинго». 4. Обходчик заметил, что лопнул лев рельс. 5. Вечерн Сочи встречал прибывающих ослепительным сиянием огней. 6. Забавн пони возил детей по кругу. 7. Шимпанзе кормил детеныша. 8. Нам очень нравился (-лась) эт широк авеню. 9. Эсперанто был создан около века тому назад доктором Л. Заменгофом. 10. Жюри просмотрел всю программу. 11. «Фигаро литерер» опубликовал историю королевской семьи. 12. Издавна труднодоступн Юнгфрау привлекает альпинистов. 21

22 4. Род несклоняемых русских существительных аббревиатур и субстантивированных несклоняемых слов: 1) род аббревиатур определяют по роду ведущего слова составного наименования, например: ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство) объявило о повышении платы за капитальный ремонт. Или же по грамматическому принципу если оканчивается на согласный, относится к м.р.: Наш вуз объявил новый набор студентов. 2) субстантивированные несклоняемые слова относятся к ср.р., например: всегдашнее «да», наше завтра. Упражнения Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор. 1. НЭП был переходным периодом. 2. МГУ отпраздновал свое двухсотлетие. 3. СНГ был образован по взаимному согласию входящих в него государств. 4. Сельпо объявил о скупке тыквенных семечек. 5. КГБ был расформирован в 1991 году. 6. Ввод в эксплуатацию нов ТЭЦ позволил решить многие проблемы. 7. АТС, расположенн по улице Ленина, принимает платежи за услуги телефонной связи. 8. ГИБДД провел месячник «Осторожно: дети». Упражнение 7. Вспомните известные вам аббревиатуры. Определите род ведущего слова каждого наименования, употребите аббревиатуру с прилагательным или с глаголом в прошедшем времени. 5. В современном русском языке существительные мужского рода могут употребляться для обозначения лиц женского пола: Петрова известный в городе преподаватель. Если данная профессия (род занятий и т. д.) в равной степени связана и с мужским и с женским трудом, то обычно существуют параллельные названия: артист артистка, ткач ткачиха. В некоторых случаях образованию парного названия мешает то обстоятельство, что в языке уже существует подобное слово, имеющее другое лексическое значение. Так, невозможно образовать пару индеец индейка, потому что второе слово обозначает домашнюю птицу, вследствие этого было образовано слово индианка. Существительные, указывающие на специальность, род занятий и т. п., образованные при помощи суффиксов ш и их (кассирша, сторожиха), имеют просторечный, сниженный характер. Иногда их употребление свидетельствует о пренебрежительном отношении. Не соответствует норме употребление существительного м.р., если есть соотносительное слово ж.р., ср.: Тане мама казалась добрым волшебником (верно доброй волшебницей). Упражнения Упражнение 8. Исправьте ошибки в предложениях. Объясните причины их появления. 1. Врачиха Носкова принимает больных три раза в неделю. 2. Моя сестра спортсмен-разрядник. 3. Во время войны моя бабушка была минометчиком. 4. Балеринщик мастерски исполнил свою партию. 5. Кореец и корейка собирали товар с прилавка. 6. Инженерша была сегодня особенно хороша. 7. Секретарь-машинист быстро справился с поставленной задачей. 8. Иван Перепелкин прекрасная медицинская сестра. 22

23 6. Грамматический род сложносоставных терминов типа диван-кровать, кафе-столовая определяется смысловыми отношениями между частями сложного слова: слово с более широким или более конкретным значением является ведущим компонентом. Так, мы говорим: автомат-закусочная открыта, потому что носителем конкретного значения выступает слово закусочная. Необходимо обращать внимание и на порядок частей сложного слова, склоняемость или несклоняемость одного из компонентов. Чаще всего на первом месте стоит ведущее слово, род которого определяет род целого, например: Витрина-стенд помещена в коридоре. Музей-библиотека приобрела новые рукописи. I agree.