Вся земля, которая находится в собственности, подлежит обложению налогом. Данный вид пошлины является региональным платежом, поэтому власти на местах могут устанавливать свои сроки уплаты и расширять или уменьшать список «льготников».

Более подробно разберемся, кто является плательщиком и какой налог на землю для юридических лиц устанавливают местные власти.

Какие организации должны платить налог

Очень часто бухгалтеры компаний задаются вопросом, как рассчитать пошлину за землю, есть ли льготы у предприятия и как их получить? При продаже собственной земли какую сумму приходится платить?

Пошлину за землю платят все компании, у которых на балансе числятся земельные участки. При этом собственность земли должна быть оформлена официально в государственном органе – Юстиции.

Те компании, которые арендуют участки, платить налог не должны. Если земельный участок относится к имуществу управляющей компании и является инвестициями компании, то платить обязан сам «управленец».

То есть все компании, являющиеся собственниками земельных участков, оформленных в законном порядке, обязаны платить пошлину.

Какие участки земли облагаются сбором

Земельные наделы, которые расположены на региональных территориях, где введен налог, являются объектом для взимания платы.

Не попадают под уплату пошлины следующие земельные наделы:

  • Изъятые из оборота у организации в законодательном порядке.
  • Участки, которые имеют культурное значение для государства, включенные в список Всемирного и исторического наследия страны.
  • Участки, которые находятся в лесной зоне.
  • Земля, на территории которой находится водный объект, находящийся в государственной собственности.
  • Если на участке земли стоит многоквартирный дом, то участок относится к общему имуществу жильцов.

Все остальные участки, находящиеся в собственности и на балансе компании, подлежат налогообложению. Можно сделать вывод, что земельный налог для юридических лиц является обязательным платежом. Как же производит расчеты и сколько нужно платить за землю, которой владеешь?

Как рассчитать сумму налога

Данный сбор — это местная пошлина, и на уровне регионов власти вправе устанавливать свои ставки и сроки уплаты. Каждый год налоговая база может меняться, чтобы правильно произвести расчет земельного налога для юридических лиц, нужно знать кадастровую стоимость участка. Эти сведения можно взять из Росреестра. Если сведения о стоимости имеются, можно приступать к расчету.

Например, компания ООО «Лада» владеет участком, кадастровая стоимость которого составляет один миллион рублей. Бухгалтер узнал ставку на налог, действующую в регионе, где находятся земля, она составляет 1,6 процентов. Каких-либо льгот или повышающих и снижающих коэффициентов для участка не предусмотрено.

Расчёт производим следующим образом:

  • 1 000 000 * 1,5 % *12 / 12 = 15 000 рублей – где 12 /12 – коэффициент, учитывающий полные месяцы владения участком. Эта сумма уплачивается раз в год. Но местные власти могут обязать владельцев участков выплачивать авансовые платежи. Тогда сумма, которая рассчитана за год, делится поквартально – 15 000 / 4 = 3 750 рублей.

Итак, расчеты произведены, теперь осталось заполнить налоговую декларацию и произвести платеж. Обязательно в реквизитах платежки нужно указывать код бюджетной классификации, который является обязательным реквизитом при перечислении платежей.

Реквизиты для перечисления пошлины за землю

Компаниям нужно указать КБК земельный налог, заполняя платежку:

  • 1821 06 06 031 03 1000 110 – Налог на землю для городов Федерального значения – Москвы и Питера.
  • 1821 06 06032 04 1000 110 – Взимается с объектов, которые расположены в городах.
  • 1821 06 06033 05 1000 110 – Наделы, расположенные в меж. селеньях.
  • 1821 06 06033 10 1000 110 – Участки, которое находятся в сельской местности.
  • 1821 06 06033 13 1000 110 – Земля в городах.
  • 1821 06 06032 11 1000 110 – Участки земли, которые подлежат внутригородскому делению.
  • 1821 06 06032 12 1000 110 – Земля, находящаяся в районных центрах.

Разберемся теперь, в каких случаях организация может воспользоваться льготами.

Кто может воспользоваться льготными условиями

Есть ряд организаций, которые освобождаются от уплаты налогов за землю или могут воспользоваться льготным тарифом при расчете пошлины.

Освобождаются от уплаты следующие организации:

  • Учреждения уголовной и исполнительной системы, здания которых расположены на данной земле.
  • Религиозные здания (церкви, мечети, синагоги).
  • Компании, занимающиеся благотворительностью.
  • «Сколково».
  • Организации людей с органичными возможностями.

Льготные тарифы также могут предоставлять местные власти. Они вправе начислять повышенные коэффициенты или предоставлять льготы на землю.

Произведем расчет земельного налога для юридических лиц, которые пользуются льготами.

Например, компания владеет землёй и на участке расположен Дом Пионеров, он занимает 25 процентов и используется для занятий детьми в кружках. То есть выполняет свое непосредственен назначение. Региональные власти для таких организаций предоставляют льготы при уплате налога.

1 000 000 *20 % = 200 000;

1 000 000 — 200 000 = 800 000;

800 000 * 1,5 % * 0, 81 = 9 720 рублей.

Коэффициент, снижающий налог, – 0,81. В итоге компании придётся уплатить сумму 9 720 рублей. Если нужно перечислять авансами, то сумма будет следующая – 9 720 / 4 = 2 430.

Как избежать уплаты налога 13% при продаже земельного участка?

Вы его итак «избежите», т.к. сумма менее 1 000 000 рублей

Вам поможет Статья 220. Имущественные налоговые вычеты
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 212-ФЗ (ред. 02.11.2013))
«»1) имущественный налоговый вычет предоставляется:
в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей;»

Сумма продажи менее миллиона.
Так что налог не возникнет.

Подать нужно будет налоговую декларацию.

А необходимо ли писать заявление на предоставление имущественного налогового вычета?

Участник программы «‎Работаю честно»

Добрый день.
Налогоплательщик вправе уменьшить свои доходы на сумму денежных средств, которую он получил при продаже имущества. Это называется имущественный налоговый вычет.
Размер вычета различается в зависимости от срока, в течение которого имущество находилось в собственности налогоплательщика.
Если имущество находилось в собственности налогоплательщика более трех лет, то вычет предоставляется в полной сумме, полученной от его продажи (ст. 217 НК РФ). Если менее трех лет, то в сумме, не превышающей 1 млн. руб., полученной от продажи жилой недвижимости (ст. 220 НК РФ).
Таким образом, при продаже участка за 650 т.р. обязанности по уплате налога у Вас не возникает. Подать налоговую декларацию и отчитаться о полученном доходе необходимо в обязательном порядке.

Какой налог с продажи земельного участка для физлиц?

Налог с продажи земельного участка уплачивается продавцом в соответствии с действующими нормами налогового законодательства. При продаже участка лицо получает ощутимую прибыль, которая ложится в основу расчета налога с продажи земельного участка.

Лица, обязанные уплатить налог после продажи участка

Если физлицо продает земельный участок, то у него возникает обязанность уплатить налог на доходы физлиц согласно нормам главы 23 Налогового кодекса РФ. Для того чтобы действительно возникла обязанность уплаты НДФЛ, должно совпасть 2 условия: и лицо, владевшее участком, и сам участок должны подпадать под действие норм, регулирующих порядок уплаты НДФЛ.

Что касается налогоплательщиков, то ими могут быть как граждане РФ, так и иностранцы, а вот сам участок должен находиться на территории России. В рамках НДФЛ налогоплательщики делятся на 2 категории, причем вне зависимости от гражданства разграничение происходит по времени пребывания на территории РФ и выглядит так:

  • Резиденты — это те, кто проживает в РФ чуть больше полугода на протяжении 12 месяцев, а если точнее — более 183 дней. Выезд из страны для лечения или обучения на срок менее полугода не принимается во внимание.
  • Те, кто пребывает в России в течение меньшего срока, резидентами не считаются.

Те и другие обязаны уплатить НДФЛ, если получили доход от продажи земли в России.

Важно: в соответствии с письмом ФНС РФ от 11.12.2015 № ОА-3-17/4698@ само по себе нахождение гражданина России в стране менее 183 дней в течение календарного года не является основанием для утраты им статуса резидента. Этот вопрос решается в каждом случае индивидуально, в зависимости от наличия постоянного места жительства на территории РФ.

Ставка налога при продаже участка физическим лицом

Ставка НДФЛ установлена налоговым законодательством на уровне 13%. Но здесь есть исключения. Что касается продажи земельного участка, такая ставка применяется к налоговым резидентам, а лица, которые ими не являются, используют ставку 30%.

Получается, что если участок продали за 2 000 000 рублей и продавец не освобожден от обязательства уплатить НДФЛ, не имеет права ни на какие вычеты, то он должен будет заплатить 260 000 рублей (2 000 000 * 13%). А вот продавец-нерезидент заплатит уже 600 000 рублей (2 000 000 * 30%).

Как срок владения землей влияет на размер налога при продаже участка?

Получение денег от продажи недвижимости не всегда рассматривается как доход. Если собственник владел участком более 3 лет, а затем продал его, то он освобождается от уплаты налога. Это правило закреплено в п. 17.1 ст. 217 НК РФ. До 01.01.2016 действовало именно такое правило, но теперь период владения объектом недвижимости, необходимый для освобождения от налога, увеличен до 5 лет. Так, по новым правилам для освобождения от уплаты НДФЛ необходимо быть собственником земельного участка более 5 лет. Но если право собственности на участок было получено:

  • по наследству или в дар от члена семьи или близкого родственника;
  • при приватизации;
  • в ходе исполнения договора пожизненного содержания с иждивением;

то продажу с последующим освобождением от уплаты налога с продажи земельного участка можно осуществлять по-прежнему по истечении 3 лет.

Нововведение распространяется на сделки, совершенные после 01.01.2016. При этом в расчет идет не дата подписания договора, а дата получения продавцом денег. Поэтому если договор был подписан в конце 2015 года, а деньги покупатель отдал уже в 2016 году, то налоговым периодом будет считаться 2016 год, и будет задействован механизм налогообложения с соответствующими изменениями.

Какие вычеты могут применяться при налогообложении продавцов земли?

Когда речь заходит о доходе от продажи земли, применяется имущественный вычет, регулируемый ст. 220 НК РФ. Если владелец не освобождается от уплаты НДФЛ после продажи участка, а это случается, когда он владел им менее 3 лет, а с 2016 года — менее 5 лет, то он может применить имущественный вычет в размере 1 000 000 рублей.

Механизм применения этого вычета выглядит так: сначала из суммы, полученной при продаже, вычитают размер вычета, а уже к оставшейся сумме применяют ставку налога.

Смотрите так же:  Нотариус проспект победы

При условии, что участок был продан за 2 000 000 рублей, налог составит:

(2 000 000 – 1 000 000) * 13% = 130 000 рублей.

Но вместо 1 000 000 рублей можно из дохода от продажи земли вычесть сумму, потраченную на приобретение этого участка. Такой вариант подходит только в том случае, если сумму затрат можно подтвердить документально. Ну и целесообразно его применять, если затраты на приобретение участка превышали 1 000 000 рублей.

При условии, что участок был продан за 2 000 000 рублей, а куплен за 1 750 000 рублей, налог составит:

(2 000 000 – 1 750 000) * 13% = 32 500 рублей

Последний вариант ощутимо выгоднее, но он не подходит для приватизированных, полученных в дар и по наследству участков.

Еще одна особенность имущественного вычета: если участок находился в совместной собственности, например, 3 человек, доли которых равны, а продан был по одному договору, то каждый из совладельцев получит право только на треть имущественного вычета. А вот если совладельцы продадут свои доли по отдельности, тогда каждый получит право применить вычет в размере 1 000 000 рублей.

Порядок декларирования и уплаты налога

Декларацию должны подавать лица, продавшие свой участок и не освобожденные от уплаты НДФЛ. Те владельцы участков, которые продавали землю, принадлежавшую им более 3 лет, подавать декларацию не обязаны. Но бывают ситуации, когда и им приходят уведомления об уплате налога. Тут просто нужно предоставить в налоговую документы, из которых видно, что они освобождены от уплаты налога.

Для подачи декларации законом устанавливается граничный срок. Обычно ее подают после окончания налогового периода, т. е. календарного года, до 30 апреля следующего. По сути, у налогоплательщика есть 4 месяца, чтобы заявить о своих доходах.

Составляется декларация по специально утвержденной форме 3-НДФЛ. Здесь указывает размер полученного от продажи участка дохода и размер применяемого имущественного вычета. Расчет налогоплательщик проводит самостоятельно.

Вместе с декларацией налогоплательщик предоставляет в налоговую документы, которые подтверждают указанную в ней информацию, а именно:

  • Чтобы подтвердить размер дохода, необходим договор купли-продажи.
  • Если применяется вычет в размере суммы, уплаченной при покупке участка, то нужны еще и банковские выписки или расписка продавца о получении денег или другие аналогичные документы.

Необходимо иметь с собой оригиналы этих документов.

Исчисленную сумму налога следует заплатить до 15 июля. Иначе за каждый месяц просрочки будет насчитываться штраф в размере 20% от неуплаченной суммы. А вот штраф за неподачу декларации равен 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц просрочки, но в любом случае не меньше 1 000 рублей.

Налог с продажи земельного участка уплачивается в бюджет продавцом с учетом имущественного вычета. Кроме того, продавец может быть вообще освобожден от уплаты налога, если продал участок, которым владел более 3 лет. Продавец обязан уведомить налоговую о полученном доходе, даже если сумма налога после применения вычета будет равна нулю.

налог при продаже земли.

Здравствуйте. Помогите разобраться: надо ли мне будет платить налог при продаже земельного участка если я приобрела 2 участка в 2012 году, а в 2017 объединила их в один. Получается, что право собственности на новый участок будет в 2017, а по сути я владею им более 5 лет?

Участник программы «‎Работаю честно»

Здравствуйте! К сожалению, вновь образованный участок считается новым объектом права и срок владения на него будет исчисляться с даты государственной регистрации права собственности на него. Минимальный срок освобождения от уплаты НДФЛ при продаже составит 5 лет. Однако, не стоит забывать, что налогооблагаемую базу вы можете снизить путем применения вычета в размере подтвержденных расходов на приобретение первоначальных участков. Данная позиция отражена в письме Минфина РФ от 15 марта 2017 г. N 03-04-05/14570. Не стоит также забывать, что доход налогоплательщика будет сравниваться с кадастровой стоимостью участка на 1 января года, в котором произойдет регистрация перехода права, в случае если доход окажется меньше, чем 0,7К, он будет приравнен к 0,7К. Исходя из всего вышесказанного, при продаже возникает НДФЛ, но его можно минимизировать, зная К и применив вычет в размере расходов на приобретение первоначальных участков. В любом случае, при продаже ранее 5 лет, необходимо будет заполнить декларацию 3-НДФЛ и подать ее не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в котором был получен доход.

Участник программы «‎Работаю честно»

Срок нахождения в собственности для участка, полученного в результате объединения, будет исчисляться с 2017 г. Налоговый вычет на полную сумму при продаже участка наступит в 2022 году.

Участник программы «‎Работаю честно»

Дмитрий Каредва, спасибо за ссылку на письмо Минфина. Но боюсь, однозначно в пользу налогоплательщика ИФНС его трактовать не будет. Два последних абзаца из этого письма: «Вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (подпункт 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса).
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»

Спасибо. Т.е я смогу вычесть ту сумму которую уплатила по ДКП в 2012г?

Земельный налог

Использование земли в Российской Федерации является платным…

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются:

  • земельный налог,
  • арендная плата,
  • нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей земельный налог является одним из наиболее важных налогов. Земельный налог относится к местным налогам. Порядок расчетов с бюджетом по земельному налогу регулируются федеральным законодательным актом, а именно Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» и Инструкцией МНС России от 21 февраля 2000 г № 56 «По применению закона РФ «О плате за землю».

Налог на землю взимается на всей территории России, при этом субъектам РФ и органам местного самоуправления предоставлены полномочия по определению конкретных ставок земельного налога. Местные органы самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу.

Законодателями выделены три формы платы за землю:

  • земельный налог;
  • арендная плата;
  • нормативная цена земли.

На основании пункта 1 Инструкции № 56, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

Расшифровку вышеперечисленных понятий дает пункт 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ:

  • собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
  • землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Налогоплательщиками, являются организации, перешедшие на уплату ЕСХН.

Налогоплательщиками земельного налога также являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 части второй Налогового кодекса РФ, которая введена в действие с 1 января 2003г.

В соответствии с главой 26.3 части второй Налогового кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 2003 года, не освобождаются от уплаты земельного налога и налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, за исключением арендаторов, уплачивающих арендную плату.

Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

В частности объектами налогообложения являются:

  • земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, иным коммерческим и некоммерческим организациям, подразделениям научно-исследовательских организаций, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, а также иным организациям для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей;
  • земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства;
  • земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам и их объединениям для ведения садоводства, животноводства, огородничества и дачного строительства;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, используемые для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации, расположенных на этих землях соответствующих объектов;
  • земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, используемые для обеспечения деятельности соответствующих организаций;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли рекреационного назначения, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, в состав которых входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты;
  • земли лесного и водного фондов.

Налогоплательщикам следует помнить, что они становятся обладателями вышеперечисленных прав на земельные участки лишь после их государственной регистрации, поскольку статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Таким образом, датой возникновения у организации или физического лица прав на земельный участок следует считать дату внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 3 Закона № 1738-1 «О плате за землю» устанавливает, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Смотрите так же:  Договор с сша о ликвидации ракет

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам. Основанием для определения такой площади служит документ, удостоверяющий право собственности, владения или использования земельным участком.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

На основании пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей большое значение имеет четкое разделение земель, которые являются объектом налогообложения, на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Кроме того, площади земельных участков могут также подлежать раздельному учету в зависимости от качества, состава и местоположения, так как земли каждого вида облагаются налогом по разным ставкам.

Налогоплательщики должны использовать сельскохозяйственные земли по их целевому назначению.

За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

Льготы по налогу

Список льгот, предусмотренный Инструкцией № 56, довольно обширен.

Сельскохозяйственные товаропроизводители должны в первую очередь обратить внимание на следующие льготы:

  • научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;
  • предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.

Кроме того, органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных налогоплательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

На основании статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.

В случае возникновения в течение года у налогоплательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.

При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

За время действия закона о плате за землю ставки земельного налога практически каждый год подвергаются индексации. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», ставки, действовавшие в 2002 году, с 1 января 2003г. увеличены в 1,8 раза для всех категорий земель.

Земельный налог представляет собой стабильные платежи за единицу земельной площади в расчете на год. Следовательно, его размер не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

Земельный налог организациям и физическим лицам исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

Если землепользование налогоплательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

Статья 5 закона №1738-1 устанавливает, что земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья – это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), при этом сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Как и прежде, базой для определения средних размеров ставок налога с 1 га пашни принимают ставки, приведенные в Приложении № 1 Закона РФ «О плате за землю» (с учетом всех последующих индексаций) по субъектам РФ в следующих размерах:

Органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать и утверждать:

  • ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий;
  • минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий.

При исчислении сумм земельного налога для налогоплательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

Если сельскохозяйственные угодья налогоплательщика расположены в пределах городской (поселковой) черты, налог за них должен быть исходя из ставки за земли аналогичного качества вне городов (поселков), увеличенной в 2 раза.

Ставки налога за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, представленные физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, в 2003 году с учетом индексации составит 25,92 копейки за квадратный метр(14,4 коп. / кв. м (ставка 2002года) х на коэффициент 1,8). Органы местного самоуправления вправе повышать эту ставку с учетом благоприятных условий размещения таких участков, но не более чем в два раза.

За участки, представленные физическим лицам для вышеперечисленных целей в пределах городской (поселковой) черты, ставки налога составляют 25,92 копейки за один квадратный метр.

Налог за земли городов (поселков) определяют на основе средних ставок, приведенных в приложении № 2 к Закону о плате за землю. Данное приложение состоит из трех таблиц:

Первая таблица определяет средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в зависимости от численности населения и экономического района, в котором расположен населенный пункт

Вторая таблица устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах;

Третья таблица устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в зависимости от статуса города, развития его социально-культурного потенциала.

В 2003 году средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах с учетом индексаций, проведенных в предыдущие годы, применяются по экономическим районам РФ в следующих размерах (руб., коп./кв. м):

Приведем еще одну таблицу, в которой укажем, к каким экономическим районам относятся субъекты РФ.

Ставки налога за землю, занятые жилищным фондом в границах городской (поселковой) черты, составляют 3 процента от ставок налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 57,02 копейки за квадратный метр (28,8 коп./ кв. м х коэффициент 1,8 х 1,1). Основание — статья 7 Федерального Закона от 07.07.2003г. №117-ФЗ.

Земельные налоги за участки, представленные физическим лицам и организациям в границах сельских населенных пунктов для целей, отличных от ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, налогоплательщики должны будут исчислять исходя из ставки 25,92 копейки за один квадратный метр х 1,1. Органы местного самоуправления имеют право увеличивать ставку налога за такие участки, но не более чем в два раза.

Порядок исчисления земельного налога

Земельный налог представляет собой стабильные платежи за единицу земельной площади в расчете на год.

При расчете земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, следует исходить из налоговой базы, ставок налога и льгот по нему. Если налогоплательщик уплачивает налог за земли, облагаемые по разным ставкам, он должен вести раздельный учет таких участков и общий размер налога определять как сумму начисленных по участкам каждого вида платежей. Земельный налог следует исчислять в рублях и копейках.

При получении земельных участков в собственность, пользование, владение организации и физические лица должны исчислять налог, начиная с месяца, следующего за месяцем приобретения ими прав на эти участки.

Порядок уплаты земельного налога

Пунктом 29 Инструкции № 56 установлены сроки уплаты организациями и физическими лицами земельного налога равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Налогоплательщики земельного налога перечисляют сумму земельного налога в полном объеме на счета органов федерального казначейства для дальнейшего его распределения между различными уровнями бюджетной системы РФ (статья 12 Закона № 176-ФЗ).

При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога — это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Так, при неуплате налога по сроку 15 сентября требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября — не позднее 15 февраля.

Смотрите так же:  Доверенность на получение лицензии по алкоголю

Сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Налоговые органы ведут в установленном порядке учет налогоплательщиков земельного налога, осуществляют контроль над правильностью исчисления и своевременностью его уплаты.

Нормативная цена земли

Нормативная цена земли представляет собой показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости, введенный для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Нормативная цена земли — это расчетная величина, которая определяется государством.

Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что нормативная цена земли применяется для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса РФ, в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена.

Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли». В соответствии с данным постановлением нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

В силу сложившихся в России особенностей обложения земельным налогом базовая величина нормативной цены по части земель может не соответствовать реально существующему уровню рыночных цен. Органы местного самоуправления вправе своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.

Нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

В соответствии с Письмом Комитета РФ по земельным ресурсам землеустройству от 28 декабря 1994г. № 1-16/2096 «О порядке определения нормативной цены земли» в условиях формирования земельного рынка основными источниками получения информации о рыночных ценах на землю могут быть:

  • договора купли — продажи земельных участков, заключенные по результатам конкурсов и аукционов;
  • договорные цены на земельные участки, выкупаемые гражданами в собственность;
  • данные о предложениях по продаже земельных участков по информационным риэлтерским и иным бюллетеням, объявлениям и сообщениям о намерениях продать земельный участок. При использовании этих данных следует учитывать, что результаты совершенных сделок (как показывает практика) ниже цены предложения на 20 — 50%;
  • данные государственной статистики.

При использовании перечисленных источников информации из рыночной цены застроенного земельного участка исключается цена расположенных на нем объектов недвижимости.

В условиях недостаточной информации о реально складывающихся рыночных ценах при совершении сделок с земельными участками, учитывая сложность решаемой задачи и ее социально-экономическую значимость, определение складывающегося уровня рыночных цен на землю и соответствующей ему нормативной цены земли предлагается производить экспертным путем на основе указанных ранее источников информации, их анализа с учетом характера и достоверности каждого из этих источников и обобщения экспертных оценок специалистов комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

В качестве экспертов привлекаются специалисты:

  • органов исполнительной власти субъекта РФ по финансам, земельным ресурсам и землеустройству, управлению имуществом, налогам, градостроительству и архитектуре;
  • администраций районов и городов;
  • агентств по торговле недвижимостью и организации аукционных торгов;
  • территориальных проектных организаций и организаций, выполняющих работы по экономической оценке территорий;
  • органов управления ведущими отраслями хозяйственного комплекса региона;
  • по инженерно-транспортному обустройству территории;
  • региональных банков, осуществляющих ипотечное кредитование.

В зависимости от местных условий и категории оцениваемых земель в качестве экспертов могут также привлекаться специалисты:

  • сельского, лесного, водного и иного хозяйства;
  • горного дела;
  • экологии и охраны природы, охраны памятников истории и культуры;
  • отдыха, туризма и других областей.

Для последующего ценового зонирования на территории субъекта РФ выделяются следующие основные группы земель:

  • земли городов и поселков;
  • земли сельских населенных пунктов;
  • земли несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне черты населенных пунктов;
  • земли для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне черты населенных пунктов;
  • земли сельскохозяйственного назначения (вне черты населенных пунктов), кроме земель, предоставленных для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства (далее по тексту — земли сельскохозяйственного назначения).

Экспертные оценки величины нормативной цены выделенных групп земель производятся последовательно, начиная с земель городов с наиболее развитым социально-культурным потенциалом на территории субъекта РФ.

Расчетная нормативная цена земли определяется исходя из экспертных оценок специалистов, учитывающих комплекс факторов, влияющих на нее.

Факторами, влияющими на нормативную цену земли города, поселка, сельского населенного пункта, а также земель для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне населенных пунктов, являются:

  • обеспеченность территории внешними и внутренними магистральными и местными транспортными сетями, транспортная доступность основных региональных административных, культурных центров;
  • обеспеченность территории инженерными сетями и сооружениями коммунального хозяйства (водоснабжение, теплоснабжение, газификация, электроснабжение, телефонизация, канализация стоков);
  • численность и плотность населения;
  • уровень развития социальной сферы (обеспеченность жилым фондом, медицинскими, образовательными, торговыми и другими учреждениями социальной сферы);
  • санитарно — гигиенические условия и состояние окружающей среды (загрязнение, запыление и др.);
  • состояние природного комплекса, архитектурно — ландшафтные условия (облесенность территории, наличие водоемов, санаториев, домов отдыха и других рекреационных зон и объектов);
  • уровень развития хозяйственного комплекса, уровень доходов и занятости населения;
  • безопасность проживания;
  • инженерно-геологические условия строительства (сейсмичность, подверженность территории карстовым явлениям, наводнениям, оползням, селям, подтоплению, эрозии);
  • качество почвы (для земель поселков, сельских населенных пунктов, садоводческих и животноводческих товариществ, а также для земель личного подсобного хозяйства).

Факторами, влияющими на нормативную цену земли несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне населенных пунктов являются:

  • уровень развития производственной инфраструктуры региона: наличие и близость грузовых портов, узловых железнодорожных станций, обеспеченность магистральными и местными транспортными сетями, расположение предприятий, перерабатывающих местное сырье и сельскохозяйственную продукцию, пунктов приемки, складирования и хранения готовой продукции и т.д.;
  • уровень инженерного обустройства территории;
  • уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов и возможность привлечения квалифицированной рабочей силы;
  • экологическое состояние и устойчивость природного комплекса.
  • Факторами, влияющими на нормативную цену земли сельскохозяйственного назначения, являются:
  • обеспеченность территории магистральными и местными транспортными сетями, доступность рынков сбыта, предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, удаленность от региональных промышленных и культурных центров;
  • уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов;
  • уровень плодородия почв сельскохозяйственных угодий;
  • санитарно — гигиенические условия и состояние окружающей среды.

Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

Организации – плательщики земельного налога обязаны ежегодно не позднее 1 июля представлять в налоговый орган по месту нахождения налогооблагаемых объектов налоговую декларацию. Ее форма и порядок заполнения утверждены приказом МНС России от 29 декабря 2003г. № БГ-3-21/725 «Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и инструкции по ее заполнению».

Учет расчетов с бюджетом по земельному налогу

В соответствии с Приказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» учет расчетов организаций с бюджетом по земельному налогу ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на субсчете 68-3 «По видам налогов и сборов».

Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие).

Налогоплательщик должен соблюдать единый принцип: суммы начисленного земельного налога относятся на те счета, где отражается себестоимость продукции, в процессе производства которой участвует конкретный участок земли.

Перечисленные суммы налога в бюджет отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Автор статьи — консультант
ЗАО «Интерком-Аудит» Кожедубова И.И.
Телефон: (095) 937 – 34 — 51

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.