Тема 6. Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц

6.3. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества — соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержит примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, и др.

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

— осуществление деятельности, запрещенной законом;

— неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС России, ФНС России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ (далее — Минфин России).

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

5. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

7. Выход из состава участников других юридических лиц.

8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном § 1 гл. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

10. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начинаются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

11. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

12. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица — это прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Порядок ликвидации юридического лица

Для осуществления процедуры ликвидации юридического лица создается ликвидационная комиссия, которая размещает в СМИ (публикующих данные о регистрации юридического лица) публикацию о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований кредиторами (не менее 2 мес. со дня публикации).

По окончании срока для предъявления требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, утверждаемый установленным в законе образом, и производит выплату денежных сумм кредиторам в порядке очередности, принятой в ГК РФ (за исключением кредиторов 5-й очереди, выплата которым производится через 1 мес. после утверждения промежуточного ликвидационного баланса).

В необходимых случаях ликвидационная комиссия может осуществить продажу имущества ликвидируемого юридического лица с публичных торгов. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения – денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет их собственника.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Основания ликвидации юридического лица

Основания для ликвидации юридического лица и его порядок перечислены в Гражданском кодексе РФ. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, или с признанием судом недействительной его регистрации в связи с допущенными при создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по решению суда в случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом или проводимой с неоднократными грубыми его нарушениями, либо при систематическом осуществлении общественной или иной организацией или фондом деятельности, противоречащей уставным целям.

Решением суда обязанности по ликвидации юридического лица могут быть возложены на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на то учредительными документами.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Данное положение не распространяется на казенные предприятия.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения
  • Субъекты предпринимательского права
  • Субъекты предпринимательской деятельности
  • Малое предпринимательство

Законодательством определены две формы прекращения юридического лица:

Реорганизация юридического лица

Реорганизация организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация осуществляется в пяти формах:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

Смотрите так же:  Как получить справку из опеки

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Ликвидации юридического лица: порядок, основания и принудительные меры

Ликвидация юридического лица — это процедура прекращения им своего существования без перехода прав и обязательств на другое лицо. Порядок ликвидации юридического лица четко регулируется действующим законодательством. Федеральные законы устанавливают и основания, на которых организация может быть ликвидирована.

Основания ликвидации юридического лица

Законом предусмотрены следующие основания ликвидации юридического лица по решению его участников (учредителей) или уполномоченного ими органа:

  • организация достигла цели своего создания
  • по любому другому основанию.

По решению суда:

  • в случае признания юридического лица банкротом
  • при грубом нарушении законодательства при создании организации
  • при грубом и регулярном нарушении законодательства во время функционирования
  • при осуществлении деятельности без лицензии, если таковая требовалась
  • при отсутствии организации по указанному месту нахождения в течение года
  • при отсутствии учредителей и участников организации, без которых она не может функционировать по месту проживания более чем в течение одного года
  • если систематически осуществлялась деятельность, противоречащая целям создания организации
  • на других основаниях предусмотренных законодательством.

Ликвидация юридического лица по причине грубого нарушения законодательства в момент регистрации допускается только в том случае, если это нарушение носит неустранимый характер. По причине грубого неоднократного нарушения законодательства на протяжении своей работе — если эти нарушения затрагивали интересы третьих лиц.

Юридическая помощь по ликвидации юр. лиц

Оперативная консультация по телефону или в офисе бюро

Адвокат по арбитражным делам — помощь специалиста по ликвидации юр. лиц

Порядок ликвидации юридического лица

Порядок установлен законами Российской Федерации. Ликвидация юридического лица может быть начата по заявлению его кредиторов (банкротство) или государственного органа (если выдвижение подобных требований является его законным правом). Ликвидация возможна только по решению суда.

Обязанность по ликвидации организации возлагается на:

  • собственника
  • уполномоченный собственником орган
  • уполномоченный на ликвидацию учредительными документами орган
  • назначенный судом орган.

Кто бы ни принял решение о ликвидации юридического лица — его собственник или суд — он должен незамедлительно поставить в известность регистрационный орган для возможности внесения последним в реестры соответствующих записей.

Требования кредиторов удовлетворяются по ликвидационному листу. Порядок ликвидации юридического лица устанавливает, что если его активов оказывается недостаточно для покрытия всей задолженности, то с торгов реализуется имущество. Также законом установлен порядок удовлетворения требований разных кредиторов.

Принудительная ликвидация

Причинами для завершения деятельности фирмы и ее ликвидации могут быть:

  • грубые нарушения, которые произошли еще на стадии регистрации компании, и повлекшие за собой необратимые последствия;
  • отсутствие лицензий на деятельность;
  • банкротство;
  • добровольное желание одного из учредителей и прочие для этого основания, предусмотренные Законом.

Принятие решения о ликвидации предприятия

Если ликвидация является добровольной, то она начинается с подачи заявления учредителями или советом учредителей. После выполнения внутренних решений и обязанностей решение о закрытие должно быть направлено в регистрационный налоговый орган. Далее дело переходит в руки налоговой, которая выдает свидетельство о прекращении деятельности организацией.

Следующий этап включает в себя уведомление банка, закрытие расчетного счета, официальное объявление о закрытии юридического лица. Чтобы процедура считалась официальной, важно дождаться проверки налоговой, которая осуществляется вместе с ее выездом на место главного штаба компании — происходит это в течении трех месяцев после закрытия компании. При этом налоговая выясняет не только то, уплачены ли налоги, но и следит за отсутствием осуществления деятельности со стороны закрытой организации.

Кроме того, налоговый орган обязательно выясняет, есть ли у организации задолженности – если они есть, осуществляется процесс по возвращению долгов. Если же такой процесс невозможен, то документы подаются в соответствующие инстанции. Важным условием для ликвидации является соглашение с увольнением всех работников и выплата денежных компенсаций в размере заработной платы. Впрочем, нередко такие моменты приводят к судебным трудовым спорам.

Гражданское право (общая часть). Гражданские правоотношения. Автор: Свистунова Т.В., редактор: Александрова Л.И.

Ликвидация юридического лица – это способ его абсолютного прекращения без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Характеризуя ликвидацию юридических лиц, можно выделить следующие основные положения:

1. Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке.

Добровольная ликвидация инициируется самими учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; основания добровольной ликвидации в законе не указаны. Это полностью соответствует положению о том, что гражданские права осуществляются субъектами по своему усмотрению. В пункте 2 ст. 61 ГК РФ указано, что добровольная ликвидация осуществляется в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, а также с достижением цели, ради которой оно создано. Представляется, что достижение целей или истечение сроков нельзя считать основаниями обязательной ликвидации юридического лица, так как оно может внести изменения в свои учредительные документы в отношении сроков и целей и продолжать свою деятельность без ликвидации.

Принудительная ликвидация юридических лиц характеризуется следующим.

1) она возможна только по решению суда;

2) основания принудительной ликвидации указаны в законе; статьей 71 ГК РФ к ним относятся осуществление юридическим лицом деятельности:

– без надлежащего разрешения (лицензии);

– с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

– при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям;

– в иных случаях, предусмотренным ГК РФ. Например, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью подлежат ликвидации в случае, если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов этих юридических лиц окажется меньше требуемого по закону минимального размера их уставного капитала (ст. 90, 99 ГК РФ).

2. Порядок ликвидации юридического лица урегулирован статьями 61-64 ГК РФ и состоит из следующих этапов:

1. Должно быть принято решение о ликвидации в порядке и форме, предусмотренных законом с учетом особенностей отдельных видов юридических лиц. Требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом.

2.Учредители (участники) или органы, принявшие решение о ликвидации обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществлявшему государственную регистрацию данного юридического лица. Последний вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

3.Участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принимая решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют сроки и порядок ликвидации юридического лица.

4. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации, порядке и сроках заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2-х месяцев); выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации юридического лица; взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица.

5. Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности и после окончания срока для предъявления претензий кредиторами составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица.

6. В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. При этом выплаты производятся со дня утверждения промежуточного баланса кроме кредиторов пятой очереди. Выплаты последним производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного баланса. При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если денежных средств юридического лица недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имущество организации с публичных торгов. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не погашенные из-за недостаточности имущества юридического лица, считаются погашенными. Погашенным считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору было отказано.

После расчета с кредиторами решается судьба оставшегося имущества. Оно может быть:

– распределено между учредителями (участниками) юридического лица в порядке реализации права на ликвидационную квоту (при ликвидации хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов);

– передано собственнику имущества (при ликвидации унитарных предприятий и финансируемых собственником учреждений);

– передано на цели, определенные в учредительных документах юридического лица (при ликвидации общественных и религиозных организаций, фондов).

7. После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

8. Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица, на которую представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными образованиями в установленных федеральными законами случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а оно само – прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Выше была рассмотрена ликвидация юридических лиц в общегражданском порядке. Большой спецификой отличается ликвидация юридических лиц в связи с их (несостоятельностью) банкротством. Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Законом РФ 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 43. В соответствии с указанным законом могут быть объявлены банкротами все юридические лица, кроме:

Общее значение института банкротства заключается в предостав­лении возможности добросовестным предпринимателям реорганизо­вать свои дела и восстановить статус полноценных субъектов торгово­го оборота; предоставлении кредиторам определенных гарантий, в том числе ответственности должника за свои действия, справедливого рас­пределения между кредиторами возможных потерь; исключении из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов и оздоровлении рынка. Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.

При ликвидации юридических лиц следует учитывать следующие разъяснения ВАС РФ 42 .

1. В отношении некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных организаций и других юридических лиц, не имеющих основной целью извлечение прибыли, арбитражным судам следует оставлять без рассмотрения заявления о ликвидации таких юридических лиц, поскольку дела о ликвидации этих организаций арбитражным судам не подведомственны, следовательно, не подлежат рассмотрению 43 .

Смотрите так же:  Приказ мо рф 2008 года 500

2. Юридические лица, допустившие малозначительные нарушения, негативные последствия которых уже устранены, ликвидации не подлежат. Например, по мнению Президиума ВАС РФ, не может быть ликвидировано юридическое лицо, которое успело до вынесения решения судом первой инстанции сообщить в налоговую инспекцию сведения, которые требуются для внесения в ЕГРЮЛ.

3. В отношении недействующих юридических лиц в письме Президиума ВАС указано:

а) признаками прекращения деятельности юридического лица могут быть: невозможность установления места пребывания его органов управления, отсутствие операций по банковским счетам в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации;

б) если во время судебного заседания при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации также следует оставить без рассмотрения. В этом случае должно быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

4. Если до вынесения судом решения о ликвидации юридического лица в отношении его успеют возбудить дело о банкротстве, заявление о ликвидации этого юридического лица остается без рассмотрения в соответствии с п. 4 ст. 148 АПК РФ 44 .

1. Функции юридического лица.

2. Понятие юридического лица по гражданскому законодательству Российской Федерации.

3. Отдельные признаки юридического лица:

– самостоятельная имущественная ответственность,

– выступление в гражданском обороте, в суде, перед органами власти и управления от собственного имени.

4. Особенности гражданской правосубъектности юридических лиц.

5. Специальная правоспособность юридических лиц.

6. Общая правоспособность юридических лиц.

7. Филиалы и представительства юридических лиц.

8. Механизм реализации праводееспособности юридического лица. Органы юридического лица.

9. Нормативно-явочный и распорядительный порядок создания юридических лиц.

10. Государственная регистрация юридических лиц: понятие, значение, правовая основа, документы, представляемые на регистрацию.

11. Гражданско-правовая ответственность юридических лиц. Особенности ответственности отдельных видов юридических лиц.

12. Гражданско-правовая ответственность органов юридического лица и его учредителей (участников.

13. Реорганизация юридических лиц: понятие, отличие от ликвидации.

14. Добровольная и принудительная реорганизация

15. Формы реорганизации юридического лица:

16. Порядок реорганизации юридического лица.

17. Гарантии прав и законных интересов кредиторов при реорганизации юридических лиц.

18. Ликвидация юридических лиц: понятие, отличие от реорганизации.

19. Добровольная и принудительная ликвидация юридических лиц.

20. Общегражданский порядок ликвидации юридических лиц.

21. Порядок удовлетворения требований кредиторов.

22. Судьба имущества ликвидируемого предприятия, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов применительно к отдельным видам юридических лиц.

23. Особенности ликвидации юридических лиц по законодательству о банкротстве.

1. Понятие и значение сроков в гражданском праве.

2. Виды сроков в гражданском праве.

3. Определение и исчисление сроков в гражданском праве.

4. Понятие, значение, применение и виды сроков исковой давности.

5. Течение сроков исковой давности.

Гражданские правоотношения существуют во времени, которое во многих случаях оказывает важное влияние на их развитие. Особое значение это имеет для гражданских прав, само существование которых ограничено во времени. Во многих случаях и защита нарушенного права ограничена временными рамками. Поэтому осуществление и защита гражданских прав нередко впрямую зависят от фактора времени. Но юридическое значение имеет не сам по себе процесс течения времени, определенная последовательность существования различных связей и объектов, а его отдельные этапы, отрезки, называемые сроками.

Срок – это момент или период времени, наступление или истечение которого влечет возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Срок является юридическим фактом.

Юридические факты разнообразны и классифицируются по различным основаниям. Известно, что по связи с волей человека все юридические факты делятся на две группы: события и действия. События – это юридические факты, происхождение которых не связано с волей человека. Например, такое событие, как сильное землетрясение, является юридическим фактом, порождающим право страхователя жилого дома на получение страхового возмещения. Действия – это юридические факты, происхождение которых связано с волей участников правоотношения.

В свою очередь события подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные события – такие явления, возникновение и развитие которых не связаны с волевой деятельностью субъектов (стихийное бедствие). Относительные события – такие явления, которые возникают по воле субъектов, но развиваются и проистекают независимо от их воли. Близки к относительным событиям такие юридические факты, как сроки. Сроки по происхождению зависят от воли субъектов или от воли законодателя, но течение сроков подчинено объективным законам течения времени. Сроки играют самостоятельную, самобытную и многогранную роль в механизме гражданско-правового регулирования общественных отношений. Как правильно отмечает Грибанов В.П. 45 , большинство сроков имеют двойственный характер: являясь волевыми по происхождению, они связаны с объективным процессом течения времени. «Будучи волевыми по моменту возникновения (могут устанавливаться законодательством, судом, сторонами сделок), сроки вместе с тем несут на себе печать объективного времени. И по этой причине юридические сроки представляют собой особую категорию юридических фактов, которые не могут быть отнесены ни к событиям, ни к действиям» 46 . Сказанное относится к большинству, но не ко всем срокам, имеющим гражданско-правовое значение. Например, открытие навигации, с которым связывается начало приема грузов портами и пристанями, является событием, а срок погрузки или разгрузки судна, к тому же исчисляемый в транспортном праве с момента подачи судна к причалу, ясно говорит о том, что речь идет о юридических фактах – действиях, которые лишь сопоставляются (соизмеряются) с объективным течением времени. А вот сроки, установленные в виде определенных отрезков (периодов) времени и исчисляемые годами, месяцами, неделями, днями или часами, либо сроки, привязанные к определенному моменту общей временной последовательности (календарной дате), в силу отмеченных ранее обстоятельств невозможно считать ни событиями, ни действиями. Они занимают особое, самостоятельное место в системе юридических фактов гражданского права.

Сроки в гражданском праве выполняют важную роль.

Во-первых, существование прав и обязанностей во времени – важное средство юридического воздействия на поведение участников гражданских правоотношений. Сроки упорядочивают гражданский оборот, способствуют выполнению договоров, повышают их роль.

Во-вторых, значительна роль сроков в гражданских правоотношениях. Они указывают начало и конец действия правоотношения, устанавливают необходимость совершения предусмотренных действий, вносят определенность в гражданские правоотношения, дисциплинируют их участников. В договорных отношениях сроки зачастую служат их обязательным элементом.

В-третьих, правильное применение сроков обеспечивает осуществление и охрану прав участников гражданских правоотношений.

7. Ликвидация юридических лиц: понятие, основания, способы, порядок и правовые последствия

Ликвидация юридического лица — прекращение его деятельности без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п.1 ст. 61 ГК РФ).

7.1. Способы ликвидации ЮЛ (ст. 61 ГК РФ)

Во внесудебном порядке:

По решению его учредителей (участников) или органа ЮЛ, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано ЮЛ, с достижением цели, ради которой оно создано (п.2 ст. 61 ГК РФ)

По решению регистрирующего органа при признании недействующим ЮЛ. Согласно п.1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации ЮЛ, ЮЛ, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее ЮЛ).

П.6 ст. 62 ГК РФ предусмотрено исключение ЮЛ из ЕГРЮЛ — при невозможности ликвидации ЮЛ ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников).

В судебном порядке:

по основаниям, установленными п.3 ст. 61 ГК РФ:

признания гос. регистрации ЮЛ недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер – по иску государственного органа или органа МСУ, которым право на предъявление требования о ликвидации ЮЛ предоставлено законом;

осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), при несоблюдении условия об обязательном членстве в СРО или при отсутствии необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО — по иску государственного органа или органа МСУ,;

осуществления деятельности, запрещенной законом — по иску государственного органа или органа МСУ;

осуществления деятельности с нарушением Конституции РФ либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов — по иску государственного органа или органа МСУ;

систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям — по иску государственного органа или органа МСУ;

невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе если осуществление деятельности ЮЛ становится невозможным или существенно затрудняется; — в иных случаях, предусмотренных законом — по иску учредителя (участника) ЮЛ.

В иных случаях, предусмотренных законом. Например, согласно п.5 ст. 62 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) ЮЛ обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации ЮЛ и назначения для этого арбитражного управляющего.

2.2. при несостоятельности (банкротстве) ЮЛ – п. 6 ст. 61 ГК РФ.

Согласно п.1 ст. 65 ГК РФ ЮЛ, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается ФЗ, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (Российский научный фонд согласно п.17 ст. 2 ФЗ РФ от 02.11.2013 № 291-ФЗ «О российском научном фонде»; Центр исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, согласно п.7 ст. 2 ФЗ РФ от 13.05.2008 № 68-ФЗ «О Центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий»). Публично-правовая компания не может быть признана несостоятельной (банкротом)».

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п.3 ст. 65 ГК РФ) –ФЗ РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в последней редакции).

Признаки банкротства юридического лица указаны в ст.3 и ФЗ №127-ФЗ: «ЮЛ считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены».

Ст.6 ФЗ №127-ФЗ устанавливает размер задолженности ЮЛ, дающей право на обращение в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Требования к должнику — ЮЛ в совокупности должны составлять не менее чем 300 тысяч рублей.

Статья 7-9 ФЗ №127-ФЗ определяет перечень лиц, обладающих правом на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением и условия, при наличии которых возникает данное право.

Процесс банкротства состоит из следующих стадий (процедур) банкротства:

мировое соглашение (на любой стадии банкротства).

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст.134 ФЗ №127-ФЗ:

в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

7.2. Этапы ликвидации юридического лица (ст. 62, 63, 64 ГК РФ)

Принятие решения о ликвидации ЮЛ

Уведомление регистрирующего органа о принятом решении. Учредители (участники) ЮЛ или орган, принявшие решение о ликвидации ЮЛ, в течение 3 рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию ЮЛ, для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Смотрите так же:  Право на частную собственность может быть ограничено

Учредители (участники) ЮЛ независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности ЮЛ, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации ЮЛ. При недостаточности имущества ЮЛ учредители (участники) ЮЛ обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

Назначение ликвидационной комиссии/ликвидатора. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ЮЛ. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого ЮЛ выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого ЮЛ, а также его кредиторов. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества ЮЛ для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация ЮЛ может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Согласно п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса ЮЛ» переход полномочий органов ЮЛ в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и т.п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени ЮЛ без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа ЮЛ, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения ЮЛ.

Опубликование извещения в СМИ о ликвидации ЮЛ, о порядке и сроке заявления требований кредиторов. Ликвидационная комиссия опубликовывает в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации ЮЛ, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации ЮЛ.

Составление промежуточного ликвидационного баланса. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого ЮЛ, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) ЮЛ или органом, принявшими решение о ликвидации ЮЛ. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) ЮЛ его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации ЮЛ при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). Если имеющиеся у ликвидируемого ЮЛ (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ЮЛ, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется. В случае недостаточности имущества ликвидируемого ЮЛ для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства ЮЛ ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ЮЛ если такое ЮЛ может быть признано несостоятельным (банкротом).

Согласно п.1 ст. 64.1 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса ЮЛ вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому ЮЛ. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ. Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного ЮЛ или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного ЮЛ или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 53.1 ГК РФ (п.2 ст. 64.1 ГК РФ).

Удовлетворение требований кредиторов. При ликвидации ЮЛ после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое ЮЛ несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета, за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом.

2. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3. в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4. в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

ПОРЯДОК УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого ЮЛ.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого ЮЛ, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого ЮЛ, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого ЮЛ, когда такое ЮЛ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого ЮЛ распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого ЮЛ.

Считаются погашенными при ликвидации юридического лица:

1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого ЮЛ и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое ЮЛ в случаях, предусмотренных ст.65 ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом);

2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;

3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.

В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, в том числе в результате признания такого ЮЛ несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного ЮЛ к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного ЮЛ.

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного ЮЛ может быть подано в течение 5 лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении ЮЛ. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного ЮЛ может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного ЮЛ осуществляется по правилам настоящего Кодекса о ликвидации юридических лиц.

Составление окончательного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) ЮЛ или органом, принявшими решение о ликвидации ЮЛ. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В случаях, если ГК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

Распределение оставшегося имущества между участниками ликвидируемого ЮЛ. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ЮЛ передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении ЮЛ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом ЮЛ. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Внесение соответствующей записи в регистрирующий орган. Ликвидация ЮЛ считается завершенной, а ЮЛ — прекратившим существование после внесения об этом записи вЕГРЮЛ.

Согласно ст. 21 ФЗ РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП» для государственной регистрации в связи с ликвидацией ЮЛ в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации ЮЛ, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации ЮЛ согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».