Рабочая программа требования к составлению

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Рекомендации к составлению рабочей программы по информатике для основного общего образования

В государственной информационной системе «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» (далее – «Реестр») размещена Основная образовательная программа основного общего образования, на основе которой учитель информатики может разработать свою рабочую программу.

Внимание! При составлении своей рабочей программы следует обратить внимание на следующие пункты:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты не дают указания на количество часов и на количество лет для изучения предмета;
  2. Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика» и является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего образования.
  3. Рабочая программа по предмету составляется на весь период изучения информатики на уровне основного общего образования.
  4. Содержание предмета, представленное в ПООП ООО, носит модульный характер.
  5. В примерную программу по информатике включены результаты базового уровня («Выпускник научится»), обязательного к освоению всеми обучающимися, и углублённого изучения («Выпускник получит возможность»), выделенные в тексте курсивом.

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов рабочая программа по предмету разрабатывается на уровень образования и должна содержать следующие разделы:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

б) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Таблица соответствия

разделов рабочей программы по информатике и номера страницы соответствующего раздела в примерной основной образовательной программе основного общего образования:

Требования к составлению рабочей программы по учебному предмету

Автор: Полякова Наталья Петровна

Полякова Наталья Петровна,

МБОУ Комсомольская СОШ

При подготовке рабочей программы вы должны руководствоваться требованиями стандарта к ее структуре.

· Структура рабочей программы по учебному предмету включает в себя следующие разделы:

1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общая характеристика учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В соответствии со ст. 32 п.7 закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ). Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на ступень обучения. Рабочая программа, разработанная учителем, должна отражать особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе. Педагог при планировании должен определить наиболее эффективное для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целями обучения.

· Что необходимо учесть при составлении рабочей программы:

— концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;

— образовательные потребности семьи, ребенка (ориентироваться на основную образовательную программу);

— особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);

— уровень профессиональной компетентности педагога, его возможности;

— состояние материально-технического обеспечения образовательного учреждения, в т.ч. и учебно-методического.

· Структура типовой рабочей программы включает следующие элементы:

— требования к уровню подготовки учащихся;

— у чебно-тематический план;

· В разделе «Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса» может содержаться следующая информация:

— перечень методической литературы;

— дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);

— перечень наглядного оборудования; — перечень ресурсов медиатеки педагога (цифровые образовательные ресурсы, список сайтов и т.п.);

— перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.

· Оформление данного раздела должно иметь следующую структуру:

— список литературы (в алфавитном порядке):

— перечень учебно-методических средств обучения;

— образовательные электронные ресурсы;

· В пояснительной записке может содержаться следующая информация:

— на основе какой программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа;

— цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;

— особенности обучения в конкретном классе; проблемы, существующие в организации

работы в данном классе;

— используемая образовательная система (в соответствии с Образовательной программой

учреждения);
— информация о внесенных изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование (обычно, если количество внесенных изменений больше 20%, то требуется согласование с какой-либо компетентной в этом вопросе организацией);

— количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.

· Календарно-тематическое планирование является документом, отражающим особенности реализации основной общеобразовательной программы школы по предмету в конкретном классе.

В календарно-тематическом планировании должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение.

Рабочая программа требования к составлению

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения . Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень их способностей;
  • характер учебной мотивации;
  • качество учебных достижений;
  • образовательные потребности;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
• не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
• не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Требования к оформлению рабочих программ

Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание тем учебного курса.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).
8. Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

Пояснения к структурным элементам программы

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
6. Конкретность представления элементов содержания образования.


Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога

— перечень и название раздела и тем курса;
— необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
— содержание учебной темы:
• основные изучаемые вопросы;
• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
• требования к знаниям и умениям обучающихся;
• формы и вопросы контроля;
• возможные виды самостоятельной работы учащихся;
— региональный компонент.

Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Пояснительная записка поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

Смотрите так же:  Неправильная парковка штраф рб

3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

4. Содержание курса — структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:

  • единства содержания обучения на разных его уровнях;
  • отражения в содержании обучения задач развития личности;
  • научности и практической значимости содержания обучения;
  • доступности обучения;
  • соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

  • название темы;
  • необходимое количество часов для ее изучения;
  • содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы;
  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.

5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.(Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях).

6. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Пример: Горский Д. Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2006.

7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

МБОУ
«Северодвинская гимназия №14»

О составлении рабочих программ

Разделы: Математика

В соответствии со статьей 32 п.7 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.

Структура рабочей программы учебного предмета определяется методическим советом школы на основе рекомендаций по разработке и утверждению рабочих программ.

Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана на учебный год или ступень обучения.

Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми (или на основе которых) составлена данная программа.

Структура рабочей программы учебного предмета.

  • Титульный лист.
  • Пояснительная записка.
  • Содержание учебного предмета.
  • Учебно-тематический план с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и др.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся.
  • Описание учебно-методического комплекта.
  • Контроль уровня обученности.
  • Литература и другие средства обучения.
  • Приложения.

Образец титульного листа (см. Приложение 1.)

Титульный лист рабочей программы по предмету должен включать в себя:

  • наименование ОУ;
  • название предмета;
  • класс, уровень (базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения);
  • год разработки;
  • гриф рассмотрения, принятия программы школьным или городским методическим объединением;
  • гриф согласования программы с руководителем ОУ;
  • сведения о составителе программы с указанием должности;
  • следует также указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа.

Пояснительная записка.

В пояснительной записке обязательно следует отразить:

  • нормативную базу преподавания данного учебного предмета;
  • место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
  • цели и задачи реализации учебного предмета;
  • роль предмета в формировании ключевых компетенций;
  • чем отличие данной рабочей программы от примерной программы, которая дается в качестве опоры, «скелета» индивидуальность рабочей программы;
  • межпредметные связи изучения предмета;
  • особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном ОУ, классе;
  • формы контроля, используемые учителем.

При необходимости в пояснительной записке следует указать следующее:

  • какой раздел дополнен новыми темами;
  • почему увеличено количество часов на тот или иной раздел, тему;
  • перераспределено количество часов внутри раздела, темы;
  • изменена последовательность изучения учебного материала.

Содержание учебного предмета.

Это основная часть программы, строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. Здесь следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ Государственного образовательного стандарта.

Порядок записи может быть таким:

  • следует назвать тему с указанием количества часов, необходимых на её изучение;
  • сделать реферативную запись содержания учебного материала, подлежащего изучению, освоению (дидактические единицы);
  • прописать виды практических работ (для каждого предмета – свои).

Основное содержание учебного предмета отражено в примерной программе.

Учебно-тематический план.

Здесь раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки. Отражаются зачёты, контрольные, самостоятельные работы. Форма учебно-тематического плана может меняться в зависимости от особенностей предмета. При планировании курса необходимо учесть количество учебных недель. Так, например, в 2010-2011 учебном году рекомендована следующая продолжительность учебного года:

  • для 1 классов — 33 недели;
  • для 9, 11-ых классов – 34 недели;
  • для остальных классов – 35 недель.

Календарно-тематический план составляется на основе рабочей программы. В электронном ресурсе «Модель образовательной программы школы» представлено по одному варианту тематического планирования. Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии, включает планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий.

Структура календарно-тематического планирования есть также в некоторых методических письмах о преподавании учебных предметов. Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

  1. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственных стандартах образования.
  2. Они должны быть распределены по классам, а не охватывать в целом всю ступень обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся прописаны в программах и стандартах. Если учитель составляет программу по курсу, то требования к уровню подготовки учащихся должны быть прописаны по каждому году обучения.

Описание используемого УМК.

Включает в себя название, автора УМК, используемый учебник, рабочую тетрадь, электронный учебник и книгу для учителя, входящие в данный учебно-методический комплект.

Контроль уровня обученности.

В данном пункте программы можно перечислить формы контроля (диктанты, тесты, творческие задания, контрольные работы), критерии оценки, а в приложении к рабочей программе можно представить сами контрольно- измерительные материалы. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

В качестве примера, и может быть, в помощь учителям математикам предлагаю рабочую программу по алгебре 8 класса авт. А.Г. Мордкович и др.

Титульный лист рабочей программы (см. Приложение 1).

Нормативная база преподавания предмета

Рабочая программа по алгебре 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
  2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
  3. Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).
  4. Областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Воронежской области (Приказ Главного управления образования администрации Воронежской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования» № 155 от 06.04.2005 г).
  5. Учебного плана МОУ «Коломыцевская СОШ» на 2010/2011 учебный год.
  6. Примерной авторской (авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович) программы основного общего образования по алгебре.

Рабочая программа курса алгебры VIII класса рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). 105 часов согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и 35 часов из школьного компонента.

Дополнительные 35 часов позволяют глубже изучить наиболее трудные для учащихся темы, рассмотреть большее количество разнообразных задач и упражнений изучаемых тем.

На изучение темы «Алгебраические дроби» добавлено 8 часов, т.к. тема требует хорошего понимания и навыков решения. На изучение темы «Функция » добавлено 7 часов, «Квадратичная функция» добавлено 6 часов, т.к. функциональной линии в курсе алгебры уделяется большое внимание, эти темы требуют более тщательного изучения. «Квадратные уравнения» добавлено 4 часа, т.к. это традиционно темы необходимые для успешного усвоения дальнейшего курса математики в старших классах, большее количество позволит рассмотреть большее количество примеров на данную тему. На изучение темы «Неравенства» добавлено 3 часа, что позволяет более глубоко рассмотреть важную тему математики, так же необходимую для успешного усвоения программы в старшей школе. И на повторение отводится на 7 часов больше, что так же позволит рассмотреть более трудные темы для учащихся повторно, на более высоком уровне.

Смотрите так же:  Закон города москвы налог на имущество организаций

Основные цели и задачи курса алгебры VIII класса заключаются в следующем:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в VIII классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие VIII класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Содержание учебного предмета.

Более подробное содержание (см. Приложение 1).

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

В результате изучения математики ученик должен уметь:

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

В результате изучения математики ученик должен уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
  1. А.Г. Мордкович. Алгебра – 8: Часть I учебник. / М. Мнемозина, 2009.
  2. А.Г. Мордкович и др. Алгебра – 8: Часть II задачник. / М. Мнемозина, 2009.
  3. А.Г. Мордкович. Алгебра – 8: Методическое пособие для учителя. / М. Мнемозина, 2010.
  4. Л.А. Александрова. Алгебра – 8. Контрольные работы. / Под редакцией А.Г. Мордковича/ М. Мнемозина, 2008.
  5. Л.А. Александрова. Алгебра – 8. Самостоятельные работы. / Под редакцией А.Г. Мордковича/ М. Мнемозина, 2008.
  6. Е.Е. Тульчинская. Алгебра – 8. Блицопрос. /М. Мнемозина, 2009.
  7. А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 7-9. Тесты. /М. Мнемозина, 2008.

Контроль уровня обученности.

Формы контроля: математические диктанты, самостоятельные и проверочные работы, тесты, контрольные работы, а также различные формы творческих заданий.

Список используемой литературы:

  1. «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы» / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009. – 63с.
  2. Стандарт основного общего образования.
  3. Обязательный минимум содержания основного общего образования.
  4. А.Г. Мордкович. Алгебра – 8: Часть I учебник. / М. Мнемозина, 2009.
  5. А.Г. Мордкович и др. Алгебра – 8: Часть II задачник. / М. Мнемозина, 2009.
  6. А.Г. Мордкович. Алгебра – 8: Методическое пособие для учителя. / М. Мнемозина, 2010.
  7. Л.А. Александрова. Алгебра – 8. Контрольные работы. / Под редакцией А.Г. Мордковича/ М. Мнемозина, 2008.
  8. Л.А. Александрова. Алгебра – 8. Самостоятельные работы. / Под редакцией А.Г. Мордковича/ М. Мнемозина, 2008.
  9. Е.Е. Тульчинская. Алгебра – 8. Блицопрос. /М. Мнемозина, 2009.
  10. А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 7-9. Тесты. /М. Мнемозина, 2008.

Методический материал «Требования к составлению рабочей программы по математике в рамках ФГОС» и презентация к выступлению

Столичный учебный центр
г. Москва

Выбранный для просмотра документ ТРЕБОВАНИЯ к рабочей программе_Королёва.docx

Выступление на методическом объединении учителей – предметников школ района, реализующих ФГОС ООО в пилотном режиме

К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

Рабочая программа учебного предмета (модуля) (слайд 3) это совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.

Рабочая программа разрабатывается в целях : (слайд 4)

обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;

обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

повышения профессионального мастерства педагогов.

Исходные документы
для составления
рабочих программ учебных курсо
в (слайд 5)

федеральный государственный образовательный стандарт;

примерные программы, созданные на основе ФГОС;

базисный учебный план общеобразовательных учреждений;

федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС.

Основные нововведения стандартов второго поколения: (слайд 6)

цель образования не только знания по конкретным дисциплинам, но и метапредметные результаты (освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные и коммуникативные ) и личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);

отсутствие понятия минимума содержания, перечня информационных единиц, обязательных для изучения по определенному предмету в том или ином классе, т.к. это теперь прерогатива школ, учителей, авторов УМК;

Смотрите так же:  Сколько стоит страховка на машину росгосстрах калькулятор

нацеленность стандарта на решение не только задач обучения и развития , но и задач воспитания ;

необходимость перехода к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный характер обучения , нацеленность на системно — деятельностный метод обучения как механизм реализации концепции ФГОС.

Обязательные предметные области и учебные предметы: (слайд 7)

филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык)

общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география)

математика и информатика ( математика, алгебра, геометрия, информатика)

основы духовно-нравственной культуры народов России

естественно — научные предметы (физика, биология, химия)

искусство (изобразительное искусство, музыка);

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)

При составлении рабочей программы по предмету необходимо использование системно — деятельностный подход. Одно из требований к рабочей программе: не только разработка и реализация программы развития универсальных учебных действий, как составляющей основной образовательной программы основного общего образования, но и обеспечение формирования и развития универсальных учебных действий посредством реализации программ отдельных учебных предметов. (слайд 8)

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру ООП. (слайд 9)

Программы (в том числе и рабочие программы) отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Причем, при написании рабочей программы необходимо выдержать все пункты.

полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией) и уставом;

наименование «Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по_______________ для ____________ класса (классов, параллели)»;

обязательные грифы «Утверждена» приказом руководителя образовательного учреждения (дата, номер), «Согласовано» завучем по УВР, «Рассмотрена и рекомендована к утверждению» органом самоуправления с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола);

указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;

срок реализации данной программы (годы, на которые составлена рабочая программа);

указание примерной программы на основе которой разработана рабочая учебная программа, и её авторов;

Ф.И.О. педагога, составившего данную рабочую учебную программу;

год составления программы.

Пояснительная записка. (слайд 11)

Конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса, указывается в рамках какой системы учебников или какой завершенной предметной линии учебников предполагается реализация данной программы;

Конкретизируется система базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество;

Выявляется связь программы учебного предмета с программой воспитания и социализации обучающихся;

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа; (слайд 12)

Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской);

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы;

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;

Определение места и роли учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся(выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; (слайд 13)

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;

Формы организации образовательного процесса;

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся;

виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения); (слайд 14)

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.

Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

Общая характеристика учебного предмета. (слайд 15)

определяет место данного учебного предмета в решении общих целей и задач, устанавливает межпредметные связи, для каких предметов является базой; целесообразно отметить, как они могут быть реализованы);

описание особенностей организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля и оценки, указывается возможность интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе метода проектов).

Место учебного предмета в учебном плане. (слайд 16)

приводится распределение часов по классам на изучение предмета, определяется резерв свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества, который может быть использован для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

могут быть приведены рекомендации по наполнению плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (слайд 17)

конкретизируются планируемые результаты освоения обучающимися ООП, включающими, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия;

показывается связь программы учебного предмета с программой развития УУД

Содержание учебного предмета (слайд 18)

Раздел является основной частью программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом.

При описании содержания тем учебной программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

необходимое количество часов для ее изучения;

темы практических и лабораторных работ.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (слайд 19)

Раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета общего количества часов по учебному предмету.

Тематический план составляется на весь срок обучения, он должен содержать раздел «УУД»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса (слайд 20)

Указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (слайд 21 )

Содержится система тематических планируемых результатов освоения учебной программы

Приступая к работе над рабочей программой конкретной дисциплины, рекомендуется: (слайд 22)

учесть, как будет отражена в ежедневном планировании работы учителя основная идея стандарта — развитие учебной самостоятельности школьников и освоение детьми УУД;

за основу тематического планирования по любому предмету взять планирование, предложенное в «Примерных программах по учебным предметам»;

с учетом учебно-методического комплекта, по которому работает педагог, при необходимости дополнить разделы «Тематическое планирование», выделив дополнения курсивом, т.к. требования, выходящие за пределы стандартов, не могут становиться предметом внешнего контроля;

ввести в календарно-тематическое планирование раздел «Универсальные учебные действия» (УУД)

Порядок разработки и утверждения рабочей программы (слайд 23)

ОУ разрабатывает рабочие программы учебных предметов, курсов, а также программы внеурочной деятельности (использование УМК)

Разработка осуществляется на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения основных образовательных программ, с учетом примерных программ учебных предметов и других программ, включенных в примерную ООП

Структура рабочих программ должна соответствовать требованиям ФГОС ООО

ОУ определяет порядок разработки, обсуждения, экспертизы, утверждения рабочих программ

Нормативный срок освоения ООП ООО составляет 5 лет. (слайд 24)

БУП на изучение математики в основной школе отводит 5 часов в неделю, всего 875 уроков. Учебное время может быть увеличено до 6 часов за счет вариативной части Базисного плана. (Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9. Москва. Просвещение 2011, стр.9)

На данный момент предлагается следующая литература. (слайд 25 ).

Рабочие программы по предметам (слайд 26)

1. В программах публикуется измененное содержание образования по предмету. (слайд 27)

2. Впервые даются формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курса.

1. Рабочие программы должны быть утверждены не позднее 01.09.2015г.

2. Содержание рабочих программ должно соответствовать требованиям стандарта, а не отдельно взятого учебно- методического комплекта.

3. В рабочих программах должны быть обязательно предусмотрены планируемые результаты освоения предмета по итогам класса или ступени.

4. Используемые методы и технологии на уроке должны соответствовать требованиям ФГОС, т.е. деятельностному подходу.

И в заключении необходимо сделать акцент на то, что ответственность за рабочую учебную программу несет не автор учебника, не автор рекомендаций и примерных программ , а учитель. (слайд 29 ).