Региональные и губернаторские детские пособия

В соответствии с нормами действующего российского законодательства, отдельные аспекты государственной социальной поддержки устанавливаются и регулируются в субъектах федерации. Однако из-за глубокого дефицита региональных бюджетов в последние годы объемы социальных расходов во многих регионах существенно снижались, в том числе в связи с необходимостью соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости, установленных соответствующим федеральным законом от 29.12.2015 г. № 388-ФЗ. Несмотря на это, с 2018 года многие регионы вслед за введением на государственном уровне новых мер по поддержке семей с детьми, инициированных президентом Владимиром Путиным, тоже пошли по пути увеличения социальных расходов (например, пособия на детей в Москве в 2018 году повысили сразу в 2-6 раз).

Помимо федеральных денежных выплат и пособий, обеспечиваемых средствами федерального бюджета, на территории России предусмотрены также региональные пособия гражданам, имеющим детей, устанавливаемые в соответствующих областях, краях, республиках и городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Однако, в отличие от общегосударственных выплат, порядок предоставления и размеры губернаторских (областных, краевых, республиканских) пособий регулируются нормативно-правовыми актами местных органов власти. В связи с этим, в различных регионах, устанавливается не только различная сумма такой помощи, но и разные основания ее получения. Во многом это зависит от уровня социально-экономического развития конкретного региона и возможностей местного бюджета.

В то же время, порядок оформления пособия при рождении ребенка во всех регионах одинаков и для того, чтобы его получить, необходимо обратиться в местное Управление социальной защиты населения (УСЗН) или МФЦ, которое обязано в течение 10-ти дней рассмотреть заявление и принять положительное или отрицательное решение по начислению единоразовой выплаты.

Документы, необходимые для оформления губернаторского пособия на рождение ребенка

Управление социальной защиты населения будет рассматривать ваше заявление, только в случае подачи полного комплекта документов, в который могут входить:

  • Собственноручно написанное заявление на имя начальника Управления, в котором необходимо указать удобный способ получения выплаты (безналичный на расчетный счет в банке или сберегательную книжку Сбербанка России / наличный);
  • Копия свидетельства о рождении ребенка;
  • Копия паспорта заявителя с действительной отметкой о регистрации по месту проживания на территории соответствующего субъекта федерации;
  • В случае выбора безналичной формы получения пособия, предоставляются документы, подтверждающие открытие счета или сберегательной книжки на имя заявителя;

Размеры и условия предоставления региональных пособий и выплат по случаю рождения детей и материнству в различных субъектах Федерации сильно отличаются — как по существующим видам, так и по устанавливаемым размерам.

Лужковские выплаты молодым семьям в Москве

В целях поддержки молодых семей в решении их социально-бытовых проблем, связанных с рождением ребенка, органы исполнительной власти города Москвы разработали существенную меру социальной поддержки в виде выплаты единовременного пособия молодым семьям, постоянно проживающим в Москве, на каждого их новорожденного ребенка (так называемые «лужковские выплаты при рождении ребенка»):

  • на 1-го ребенка — 5 прожиточных минимумов (ПМ), установленных в Москве в текущем квартале года;
  • при рождении второго ребенка — 7 ПМ;
  • на 3-го, 4-го и следующих — 10 ПМ.

Один прожиточный минимум (ПМ) на душу населения за 2 квартал 2017 года составляет 16426 рублей. Выплачивается пособие путем перечисления денежных средств на счет заявителя, заранее открытый в одном из отделений банка.

Данная дополнительная выплата была введена в столице в период нахождения на должности мэра Москвы Ю.М. Лужкова (отсюда неофициальное название — лужковские выплаты) следующими нормативно правовыми документами:

  • Законом города Москвы № 39 от 30.09.2009 года«О молодежи»;
  • Постановлением Правительства Москвы № 199-ПП от 6.04.2004 года«О порядке назначения и выплаты дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям».

Под категорию молодая семья подпадают граждане РФ, которые имеют постоянную регистрацию в Москве и в которых на момент рождения ребенка не достигли 30 лет:

  • оба супруга;
  • единственный родитель в неполной семье.

Оформляется единовременное пособие на московском портале государственных и муниципальных услуг (WWW.MOS.RU) с последующим предоставлением оригиналов документов в территориальный Многофункциональный центр (МФЦ) или напрямую в районный отдел соцзащиты населения (ОСЗН).

Помимо этого, для жителей Москвы активно развивается система специализированных социальных учреждений, предоставляющих помощь молодым семьям в решении семейных проблем. Осуществляется консультирование по правовым, психолого-педагогическим, семейным и другим вопросам. Также жителям столицы выплачиваются другие детские пособия в Москве.

Как получить лужковские выплаты на ребенка

Получить пособие имеет право один из супругов молодой семьи, родители или усыновители в которой не достигли 30-летнего возраста и удовлетворяют представленным ниже требованиям:

  • оба родителя имеют постоянное место жительство в Москве (независимо от того какое гражданство имеет второй супруг);
  • если один родитель, выступающий заявителем, проживает постоянно в столице и зарегистрирован совместно с данным ребенком, а другой родитель прописан за пределами города;
  • мать-одиночка, то есть женщина, которая не состоит в браке и в свидетельстве ребенка не указан отец или записан там на основании заявления матери, проживающая в Москве;
  • единственный усыновитель, который зарегистрирован в столице по одному адресу с ребенком на которого назначается данное пособие.

Этим условиям родители должны соответствовать непосредственно на момент рождения ребенка, то есть до дня подачи заявления на портале WWW.MOS.RU и предоставления документов в МФЦ. Родитель может обратиться за пособием в любое время в течение первого года жизни ребенка.

Если он подал заявление и полный комплект необходимых документов после достижения ребенком возраста 1 год, то ему выплату не назначат — за исключением следующих уважительных причин, которые препятствовали обращению заявителя в установленный законом срок для оформления данного пособия:

  • чрезвычайные обстоятельства;
  • заявитель находился на лечении более полугода или ухаживал за больным членом семьи в течение аналогичного периода;
  • болезнь или смерть близкого родственника;
  • остальные причины, признанные уважительными в судебном порядке.

Размер выплат молодым семьям

Как уже было сказано ранее, сумма лужковских выплат при рождении ребенка в 2017 году рассчитывается исходя из установленного на душу населения прожиточного минимума (ПМ):

  • за 1-го ребенка полагается выплата, равная пяти ПМ;
  • за 2-го — семь ПМ;
  • за следующих детей по десять ПМ.

В связи с тем, что до июля 2017 года действует прожиточный равный 15092 рубля, то родители на детей, рожденных в первой половине 2017 года получат следующие суммы:

  • 75 460 руб. — на 1-го ребенка;
  • 105 644 руб. — на 2-го;
  • 150 920 руб. — на 3-го и последующих.

Таким образом, для назначения полагающегося к выплате размера сотрудники Соцзащиты будут учитывать два основных критерия:

  1. Утвержденный Правительством Москвы размер прожиточного минимума, рассчитанный на душу населения, в том квартале года, в котором был рожден ребенок (за 4 квартал 2016 года составляет 15092 рубля Постановлению Правительства Москвы № 88-ПП от 07.03.2017).
  2. Количество детей, воспитываемых данными супругами, на момент рождения данного ребенка.
    • Учитываются дети, проживающие с заявителем в семье, которые были рождены или усыновлены ранее матерью этого же ребенка независимо от того, имело ли это место в данном браке, или предыдущем, или вне брака.
    • Дети мужа от другого брака считаются только в том случае, если он был зарегистрирован до рождения ребенка, на которого оформляется пособие, и эти дети также воспитываются и проживают в этой же семье (т.е. являются пасынками или падчерицами).
    • В случае появлении в семье двойни, тройни или более одновременно рожденных детей, пособие будет рассчитываться для каждого ребенка соответственно, как на 1-го, 2-го, 3-го и так далее. То есть:
      • если в семье появляется первые дети, например, двойняшки, то будет назначен пятикратный размер на 1-го из близнецов и семикратный на 2-го;
      • если родители уже воспитывают одного ребенка и у них рождается тройня, то выплату начислят на первого новорожденного (он же 2-ой по числу воспитываемых в семье) — 7 размеров прожиточного минимума (ПМ), на второго и третьего близнеца по десятикратной величине ПМ на каждого, так как они считаются третьи и четвертым ребенком данных супругов.

Порядок обращения за назначением единовременного пособия

Подать заявление на назначение выплаты можно только через портал городских услуг Москвы WWW.MOS.RU. Специалист Соцзащиты выносит решение о предоставлении пособия в течение десяти рабочих дней начиная отсчет:

  • с 1-го рабочего дня после подачи заявления, если заявителю не направили сообщении о том, что ему требуется предоставлять оригиналы документов;
  • со 2-го буднего дня после передачи специалисту Многофункционального центра (МФЦ), необходимых сведений в бумажном формате, если до этого гражданин получил запрос, в котором был указан перечень недостающих документов;
  • с первого рабочего дня, который следует за днем предоставления в управление социальной защиты требуемых оригиналов справок или других сведений о заявителе и его семье, предварительно получив уведомление об этом.
Смотрите так же:  Единый налог на вмененный доход для ип расчет

Однако, если заявителю направляется уведомление о том, что ему нужно предоставить определенные документы на бумажном носителе, то срок предоставления данной услуги приостанавливается не более чем на 10 рабочих дней.

В течении этого времени родителю необходимо лично явиться в МФЦ, отправившее этот запрос в «личный кабинет» гражданина, и принести все указанные в сообщении недостающие сведения. После принятия документов специалист Многофункционального центра зарегистрирует их и отправит в органы Соцзащиты (ОСЗН), и в этот же день будет возобновлено предоставление данной услуги.

Со дня подачи заявления на Портале и до момента зачисления на счет причитающихся денежных средств получатель может просматривать на портале информацию о ходе обработки и выполнения его запроса. Отказать в приеме заявления родителю могут в том случае если предоставленные им документы подпадают хотя бы под одно из следующих оснований:

  • предоставлен неполный комплект обязательных документов, необходимых для назначения пособия данной категории семье;
  • если поданные документы:
    • не соответствуют федеральным или региональным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами РФ или города Москвы;
    • утратили силу — в случае, если срок действия их указан в самом документе или установлен законодательством;
    • содержащаяся в них информация недостоверна или противоречит другим сведениям;
  • если заявление подает другой человек, не являющийся доверенным лицом заявителя (не имеет заверенной нотариально доверенности);
  • в случае некорректного заполнения электронного заявления.

Решение об отказе в начислении пособия также выносится в десятидневный срок отсчитываемый не только с вышеуказанных дней, но и со следующего дня, указанного в уведомлении, до которого требуется предоставить в МФЦ или УСЗН определенный список недостающих сведений о лице, претендующем на получение выплаты и его семье.

В случае отказа отдел соц. защиты направит заявителю соответствующее оповещение с указанием всех препятствующих причин в «личный кабинет» заявителя в течение следующего дня после принятия решения. Однако его можно обжаловать в судебном порядке.

После приема документов ОСЗН города тщательно проверяет предоставленную заявителем информацию не только на корректность заполнения заявления и на наличие всех необходимых сведений, но и направляя межведомственные запросы в различные государственные органы, медицинские и образовательные организации для проверки всех или выборочно некоторых поданных документов.

Так как заявитель несет ответственность за достоверность предоставленной информации в уполномоченные органы, если он отнесся недобросовестно и приобщил к заявлению недостоверные сведения, а это впоследствии повлекло за собой излишнее перечисление денежных средств на счет данного получателя, то ему придется их возместить в добровольном порядке или по решению суда.

Как оформить лужковские выплаты через Госуслуги

Пособие назначает и выплачивает отдел соцзащиты административного округа Москвы по месту жительства заявителя в городе. Для того, чтобы подать заявление на портале WWW.MOS.RU, необходимо:

  • зарегистрироваться на портале госуслуг;
    • для регистрации в сайте WWW.MOS.RU необходимо ввести следующие сведения о заявителе:
      • Ф.И.О;
      • СНИЛС;
      • адрес электронной почты;
      • номер контактного телефона;
    • после этого указанным способом пользователю портала будет выслан индивидуальный код для доступа к «личному кабинету»;
  • затем нужно перейти в каталог «Услуги и сервисы» и выбрать раздел «Социальная поддержка»;
  • далее выбрать подраздел «Семьям, детям, беременным»;
  • из открывшегося в правой части окна списка услуг следует выбрать пункт «Получить дополнительное пособие по рождению ребенка молодым семьям»;

    Прием необходимых для получения данной гос. услуги документов на бумажном носителе осуществляют МФЦ независимо от округа, в котором проживает обратившаяся семья, но только после получения уведомления в «личном кабинете» портала. Если в районе нет такого центра, то заявители подают недостающие сведения напрямую в ОСЗН.

    Документы для получения лужковской выплаты

    Чтобы обращение заявителя было зарегистрировано в МФЦ и отправлено на рассмотрение в управление Соцзащиты необходимо предоставить следующие документы:

    • запрос, заполненный в интерактивной форме на Портале гос. услуг;
    • паспорт заявителя, в котором стоит штамп о регистрации в Москве;
    • паспорт второго родителя;
    • свидетельства о рождения и о постоянной регистрации в Москве ребенка, на которого родители обратились за выплатой;
    • если в семье еще есть дети, то нужно приобщить их свидетельства и справки о регистрации по месту жительства, иначе пособие назначат в минимальном размере как на 1-го ребенка;
    • содержащие другие дополнительные сведения, необходимые для отдельных категорий семей — например, таких как неполные, многодетные, приемные и другие.

    Ниже приводится перечень документов, которые должны быть предоставлены, если они выдавались данной семье (иначе выплату не назначат в связи с не предоставлением полного пакета документов):

    • свидетельства:
      • об установлении отцовства;
      • о заключении или расторжении брака заявителем;
      • о перемене имени, фамилии или отчества хотя бы одному из членов данной семьи;
      • о смерти одного из родителей;
    • справки о проживании в данной семье родных или усыновленных детей мужа заявительницы;
    • справка, подтверждающая постоянное место жительство в Москве на детей от прошлых браков, рожденных вне брака или усыновленных в один из следующих документов:
      • свидетельства:
        • о разводе родителей;
        • о смерти матери;
      • решения суда или его копия:
        • о том, что ребенок передан на воспитание второму родителю;
        • о том, что мать лишена прав на данного несовершеннолетнего;
      • справки, выданные на старшего ребенка:
        • об учебе из его образовательного учреждения;
        • о наблюдении из медицинской организации;
      • один из документов, подтверждающих то, что ребенка воспитывает только один родитель:
        • справка матери-одиночки, выданная в ЗАГСе при регистрации рождения ребенка;
        • свидетельство о смерти другого родителя или о разводе матери и отца;
        • решение об усыновлении или о признании второго родителя безвестно пропавшим либо умершим.

    Информация, запрашиваемая должностными лицами УСЗН используя межведомственное информационное взаимодействие при помощи сведений Базового регистра:

    • справки о месте жительства в столице заявителя и его детей, такие как:
      • единый жилищный документ;
      • выписка из домовой книги;
      • копия лицевого счета нанимателя жилья;
    • свидетельства из московских ЗАГСов:
      • о рождении детей;
      • об отцовстве;
      • о браках и разводах;
      • о смерти;
      • об изменении Ф.И.О.

    Чтобы сократить срок рассмотрения документов заявитель может по своей инициативе прикрепить документы в отсканированном варианте при заполнении электронного заявления о назначении на городском Портале, предоставляющем государственные и муниципальные услуги.

    Все вышесказанные документы может предоставить в уполномоченные органы представитель заявителя по оформленной заранее доверенности. При обращении он должен будет предъявить свой паспорт и данную доверенность.

    Порядок обжалования отказа в предоставлении пособия

    Если решение или действия работников МФЦ или ОСЗН не устраивают заявителя, то он может подать жалобу в досудебном порядке. Подача и рассмотрение жалоб производится согласно главы 2.1 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления Правительства Москвы № 546-ПП от 15.11.2011 года.

    Заявители могут обратиться с жалобой на сотрудников вышеуказанных государственных учреждений в следующих случаях:

    • нарушения срока регистрации запроса и документов, необходимых для получения услуг;
    • требования от заявителя:
      • документов:
        • которые не предусмотрены нормативными правовыми актами РФ и Москвы;
        • которые сотрудники должны получать при помощи межведомственного взаимодействия с другими организациями;
      • обращения за услугами:
        • которые не включены в перечень, утвержденный Правительством города;
        • которые не являются обязательными при получении данной услуги;
      • оплаты за те услуги, которые предоставляются бесплатно;
    • несоблюдение сроков предоставления данной выплаты;
    • необоснованного отказа заявителю:
      • в приеме обязательных документов;
      • в назначении пособия;
      • в исправлении ошибок или опечаток, допущенных сотрудниками при предоставлении выплаты;
    • других нарушений порядка предоставления услуг.

    Жалобы на принятое решение о назначении, на действия, противоречащие закону, или бездействие:

    • сотрудников Соцзащиты рассматриваются начальником УСЗН города Москвы;
    • руководителя и вышеуказанного заведения — начальнику Департамента;
    • на руководителя данного Департамента необходимо подавать в Правительство Москвы, а рассматриваются они Главным контрольным управлением города;
    • на работников МФЦ нужно обращаться к директору этого центра;
    • на данного руководителя рассматриваются Аппаратом Мэра и городским Правительством.

    Так же жалобы можно подать в городские исполнительные органы власти или подведомственные им организации в письменной или электронной форме одним из следующих способов:

    • обратиться лично;
    • через «единое окно» Многофункционального центра;
    • почтовым отправлением;
    • на официальных сайтах государственных организаций, которые уполномочены рассматривать данные обращения.

    Жалоба должна содержать:

    • название учреждения, в которое она подается, а также Ф.И.О и должность его руководителя;
    • инициалы, должность сотрудника и наименовании организации действия которой обжалуются;
    • фамилию, имя и отчество заявителя, сведения о его проживании, номер контактного телефона и адрес электронной почты для того чтобы направить ответ на жалобу;
    • дату и номер, под которым было зарегистрировано заявление;
    • сведения о принятых решениях или действиях, которые являются предметом обжалования;
    • основания, подтверждающие действия сотрудников или руководителя гос. учреждения с которыми заявитель не согласен;
    • требования заявителя;
    • документы на которых строятся все доводы, указанные в жалобе;
    • дата составления и личная подпись заявителя.

    Жалоба подается в соответствующие органы с предъявлением паспорта, а если она предоставляется законным представителем заявителя, то дополнительно нужно принести доверенность.

    Поступившая жалоба регистрируется специалистом в течении двух дней. Допустимый срок ее рассмотрения составляет 15 рабочих дней. Однако, данный период сокращается до 5, если заявитель опротестовывает отказы:

    • в принятии документов;
    • в исправлении опечаток, ошибок или нарушение срока исправления.

    После рассмотрения данного обращения будет принято решение о полном или частичном удовлетворении жалобы, с указанием принятых мер по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения либо об отказе. Данный ответ должен быть оформлен на официальном бланке и содержать подпись уполномоченного должностного лица.

    Однако существуют основания, по которым жалоба остается без ответа по существу, такие как:

    • наличие в ней нецензурных выражений, оскорблений или угроз должностным лицам и членам их семей;
    • если текст или данные об отправителе не поддаются прочтению;
    • если не указаны инициалы заявителя или его почтовый и электронный адрес, по которым будет отправлен ответ;
    • если заявитель направил ходатайство в данную организацию и отозвал жалобу до вынесения решения.

    Суммы детских пособий в 2018 году

    В соответствии с единым порядком индексации социальных выплат, утвержденным федеральным законом № 444-ФЗ от 19.12.2016 г., с 1 февраля 2018 года основные государственные пособия семьям с детьми будут проиндексированы всего на 2.5% (коэффициент индексации 1.025) в соответствии с определенной Росстатом «официальной» величиной потребительской инфляции за 2017 год. Соответствующее повышение пособий на детей в 2018 году утверждено Постановлением Правительства от 26 января 2018 года № 74.

    Правительство России отмечает рекордно низкий уровень инфляции в 2017 году, в связи с этим индексация пособий в 2018 году будет тоже рекордно низкой (всего на 2,5%). Для сравнения, годом ранее индексация государственных пособий на детей согласно Постановлению Правительства № 88 от 26.01.2017 г. была проведена на 5,4% (коэффициент 1,054).

    Напомним, ежегодная индексация социальных выплат проводится с целью сохранения их покупательной способности на фоне роста потребительских цен на товары и услуги, вызванного инфляцией (обесцениванием денег). В последние годы эта процедура не распространяется на материнский капитал — в 2018 году его величина останется на уровне 453026 рублей и сохранится еще как минимум до 01.01.2020 г. в соответствии с «законом о заморозке» суммы сертификата (см. ст. 12 закона от 19.12.2016 № 444-ФЗ).

    Таблица пособий на детей в 2018 году

    • 282106,70 руб. при отпуске в 140 дней;
    • 314347,47 руб. за 156 дней;
    • 390919,29 руб. за 194 дня.

    Выплачивается будущим мамам, которые встали на учет в женскую консультацию не позднее 12-й недели беременности.

    За пособием необходимо обратиться не позднее, чем через 6 месяцев после родов

    Работающим выплачивают по месту работы работодатели. Неработающим — УСЗН.

    Для получения необходимо обращаться по месту выплат не позднее 6 месяцев после родов (перейти к схеме).

    Предоставляется Пенсионным фондом РФ после рождения или усыновления второго и последующих детей. Выдается в виде сертификата и тратится только в безналичной форме.

    Работающим выплачивается по месту работы, а неработающим — в УСЗН в минимальном размере:

    • 3142,33 руб. в месяц на первого ребенка;
    • 6284,65 руб. — на второго и последующих.

    Максимально работающим на одного ребенка — 24536,55 руб.

    За пособием необходимо обращаться не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

    Предоставляется работодателями лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, на основании Указа Президента РФ от 30 мая 1994 года № 1110.

    Устанавливается по инициативе Владимира Путина с 1 января 2018 года нуждающимся семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1.5 региональных прожиточных минимума трудоспособного населения.

    На первого ребенка оформляется и выплачивается через органы Соцзащиты как самостоятельное ежемесячное пособие, на второго — через Пенсионный фонд России из средств материнского капитала (выплаты наличными)

    Региональное — в 2018 году установлено более чем в 60 регионах страны.

    Выплачивается семьям при рождении третьего ребенка, если среднедушевой доход ниже установленного в регионе.

    • 3241,05 руб. в месяц — до достижения детьми 1.5 лет
    • 6482,10 руб. — на ребенка от 1.5 до 3 лет

    Право на получение возникает после наступления срока беременности — 180 дней, если на тот момент муж проходит срочную военную службу.

    Предоставляется по уходу за ребенком до 3-х лет весь период от его рождения, до увольнения со срочной службы отца ребенка.

    Выплачивается в службе соцзащиты населения по месту жительства (для детей солдат срочной службы) или в пенсионных органах Министерства обороны (для детей контрактников) до наступления совершеннолетия (до 23 лет при обучении по очной форме).

    Работающим выплачивают работодатели. Неработающим — УСЗН.

    График оформления и выплаты детских пособий

    • Пособия для всех семей, имеющих детей
      • При рождении ребенка
      • При усыновлении ребенка
    • Дополнительные виды пособий
      • Семьям военнослужащих по призыву
      • Приемным родителям и опекунам
      • Когда оформляют и выплачивают

      От начала беременности

      12 недель беременности

      28 или 30 недель беременности

      Конец декретного отпуска

      Рождение ребенка

      Конец декретного отпуска

      От рождения или от 1,5 лет

      До 16 или до 18 лет

      Усыновление ребенка

      6 месяцев после усыновления

      180 дней беременности жены военнослужащего

      Окончание срочной службы отца ребенка

      Рождение ребенка

      Наступление смерти военнослужащего

      Передача ребенка на воспитание в семью

      6 месяцев после передачи

      График детских пособий по срокам их оформления и выплаты

      • Пособия для всех семей
        • При рождении ребенка
        • При усыновлении ребенка
      • Дополнительные виды пособий
        • Семьям военнослужащих по призыву
        • Приемным родителям и опекунам
        • 12
          недель
          беременности
        • 28 или 30
          недель
          беременности
        • Рождение
          ребенка
        • Конец
          декретного
          отпуска
        • 0,5
          года
        • 1,5
          года
        • 3
          года
        • 16
          лет
        • 18
          лет
        • при постановке
          на учет на ранних сроках
        • по беременности
          и родам
        • при рождении
          ребенка
        • материнский (семейный)
          капитал
        • при рождении третьего
          и последующих детей
        • по уходу за ребенком
          до 1,5 лет
        • компенсация
          в отпуске до 3-х лет
        • региональное пособие
          на ребенка*
        • Единовременные выплаты
        • Ежемесячные выплаты
        • Выплаты возможны*
        • Рождение
          ребенка
        • Усыновление
          ребенка
        • 3
          месяца
        • 1,5
          года
        • 3
          года
        • 16
          лет
        • 18
          лет
        • по беременности
          и родам
        • по уходу за ребенком
          до 1,5 лет
        • при усыновлении
          третьего ребенка
        • компенсация
          в отпуске до 3-х лет
        • региональное
          пособие на ребенка*
        • Рождение
          ребенка
        • Усыновление
          ребенка
        • 6 месяцев
          после усыновления
        • пособие при передаче ребенка
          на воспитание в семью**
        • материнский
          (семейный) капитал**
        • Единовременные выплаты
        • Ежемесячные выплаты
        • Выплаты возможны*
        • 180 дней
          беременности жены
          военнослужащего
        • Рождение
          ребенка
        • 3
          года
        • 18
          лет
        • беременной жене военнослужащего,
          проходящего военную службу по призыву
        • на ребенка
          военнослужащего*
        • по потере
          кормильца**
        • Начало
          срочной службы
          отца ребенка
        • Наступление
          смерти
          военнослужащего
        • Окончание
          срочной службы
          отца ребенка
        • Единовременные выплаты
        • Ежемесячные выплаты
        • Выплаты возможны*
        • Рождение
          ребенка
        • Передача ребенка
          на воспитание
          в семью
        • 6 месяцев
          после передачи
        • 18
          лет
        • пособие при передаче ребенка
          на воспитание в семью
        • выплаты на содержание приемных
          и опекаемых детей
        • Единовременные выплаты
        • Ежемесячные выплаты

      Одновременно с федеральным правительством, региональные власти устанавливают дополнительные выплаты и льготы семьям с детьми. Пока эта система не отлажена и в ней существуют определенные перекосы, выражающиеся в различном подходе местных властей к вопросам социальной защиты населения. Из-за существующих различий в стоимости потребительской корзины и уровня жизни, устанавливаемый размер аналогичной материальной помощи в различных областях, краях и республиках может отличаться в разы.

      Повышающие районные коэффициенты к пособиям

      Действующие нормы Трудового кодекса России (ч. 2 ст. 146, ст. 148) устанавливают, что исполнение рабочих обязанностей в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере с использованием специальных повышающих коэффициентов, устанавливающих процентную надбавку к зарплате.

      В соответствии с требованиями ст. 5 закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ районные коэффициенты к зарплате, установленные в отдельных субъектах федерации, их районах и местностях, используются при исчислении размера социальных выплат гражданам, имеющим детей, в следующих случаях:

      • при выплате пособий, установленных на очередной год в твердой (фиксированной) денежной сумме или в предусмотренном минимальном (максимальном) размере (см. таблицу выше);
      • при расчете пособий по социальному страхованию, если при выплате заработной платы за расчетный период они по какой-то причине не были учтены по месту работы.

      Однако в настоящее время рассматривается вопрос отмены районных коэффициентов в том виде, в котором они сейчас существуют, как изжившего себя пережитка прошлого. Этой позиции, в частности, придерживается Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин: «Экономическая ситуация поменялась, и сейчас исчисление этих добавок — всего лишь дополнительная нагрузка на бухгалтерию работодателей».

      Дело в том, что принципы начисления оплаты труда с советских времен значительно изменились, и учет «северной надбавки» фактически свелся к формальности, когда она вычленяется из уже установленной к выдаче зарплаты и просто прописывается в бухгалтерской отчетности отдельной строкой, что не несет никакой полезной информации и только создает лишнюю нагрузку бухгалтеру.

      Размеры детских пособий из ФСС

      Система социального страхования в России на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривает расчет размера ряда детских пособий пропорционально сумме среднего заработка женщины, с которого производились отчисления в соответствующий страховой фонд:

      • пособие по беременности и родам — в размере 100% среднего заработка за два предыдущих полных календарных года, но не менее 43615,65 руб. (при расчете по МРОТ, размер которого с 1 января 2018 года составляет 9489 руб.) и не более 282106,70 руб. при длительности больничного 140 дней в 2018 году;
      • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — в размере 40% от среднемесячной зарплаты за тот же рабочий период в расчете на одного ребенка, 80% — на двух, не более 100% — на трех детей и более, при этом в расчете на каждого не более 24536,55 руб. (исходя из размера страховой базы в ФСС за 2016 и 2017 годы)

      Иные выплаты, предоставляемые по месту работы в связи с рождением ребенка и осуществлением материнства, выплачиваются в фиксированных суммах, приведенных в представленной выше таблице детских пособий на 2018 год:

      • дополнительная выплата к пособию по беременности и родам для женщин, вставших на учет в женской консультации до 12 акушерских недель, — в сумме 628,47 рублей;
      • единовременное пособие при рождении ребенка — в размере 16759,09 рублей.

      Расчет размера страховых пособий из ФСС может быть выполнен самостоятельно с учетом приведенных ниже примеров, актуальных по состоянию на 2018 год:

      Прожиточный минимум и детские пособия в 2018 году

      Очевидно, что устанавливаемые на территории страны федеральные и региональные детские выплаты должны определенным образом соотноситься с величиной прожиточного минимума на ребенка, утвержденного как в среднем по стране, так и на территории конкретного субъекта федерации.

      Постановлением Правительства РФ № 1490 от 08.12.2017 г. сумма прожиточного минимума на ребенка по стране за 3 квартал 2017 года была установлена в размере 10181 рублей (на душу населения — 10328).

      С учетом величины детских выплат, приведенных в представленной выше таблице, и установленного размера прожиточного минимума можно сделать следующие выводы:

      • такие виды помощи, как материнский капитал, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет действительно способны сильно поддержать семейный бюджет, и их средств может хватить на реальную помощь при воспитании и становлении ребенка;
      • новые ежемесячные выплаты при рождении 1 и 2 ребенка до 1.5 лет с 1 января 2018 года выплачиваются по инициативе Владимира Путина за счет средств федерального бюджета в размере регионального прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2017 года, что составляет от 8247 руб. в Белгородской области до 22222 рублей в Чукотском автономном округе (в среднем по стране — около 10,5 тысяч рублей);
      • ежемесячная выплата на 3 ребенка до 3 лет предоставляется из средств бюджетов субъектов федерации в размере одного регионального прожиточного минимума на ребенка, утвержденного на соответствующий финансовый год, однако устанавливается в соответствии с правилами только в отношении малоимущих (малообеспеченных) семей;
      • в то же время ежемесячное пособие на ребенка или выплату беременным женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности, можно назвать чисто «номинальными» из-за их незначительного размера в сравнении с величиной прожиточного минимума, как и «знаменитую» ежемесячную компенсацию 50 рублей находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

      Несмотря на это, динамика последнего десятилетия (особенно в сравнении с размерами государственной социальной поддержки семей с детьми в 90-х годах) свидетельствует о позитивных изменениях, и хочется надеяться, что подобная тенденция возобновиться в будущем после завершения кризиса вместе с повышением цены на нефть.

      Порядок индексации детских пособий

      С 1 апреля 2008 года в закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ введена статья 4.2, устанавливающая процедуру индексации федеральных детских выплат на величину прогнозного уровня инфляции, закладываемого в закон о бюджете на очередной финансовый год с целью полного или частичного возмещения потери пособий в своей фактической стоимости при повышении в стране цен на товары и услуги.

      Механизм индексации детских пособий на величину прогнозного уровня потребительской инфляции характеризуется одним существенным недостатком: даже официальная (заниженная Росстатом) фактическая годовая инфляция практически за все предыдущие годы превышала прогнозную величину, заложенную в закон о бюджете на соответствующий финансовый год.

      Например, на 2015 год пособия на ребенка и материнский капитал были проиндексированы всего на 5,5%, в то время как официальная оценка инфляции по итогам года составила по данным Росстата 12,9%. Вследствие этого покупательная способность детских социальных выплат только за один год фактически сократилась сразу на 7%.

      Доиндексация пособий на текущий год по российским законам может проводиться только в случае пересмотра параметров федерального бюджета, что является крайней мерой и практикуется только в условиях экономических кризисов.

      • В частности, весной 2015 года была подготовлена новая редакция закона о бюджете, в который закладывалась более реалистичная оценка инфляции на уровне 12,2% вместо изначально запланированной 5,5%. Однако, чтобы не проводить доиндексацию социальных выплат семьям с детьми в условиях дефицита бюджета, Правительство и Госдума были вынуждены пойти на экстраординарные меры, приняв 27 марта 2015 года закон о приостановке индексации социальных пособий и маткапитала до 2016 года (позднее материнский капитал заморозили еще раз сразу до 1 января 2020 года).
      • Вместо этого было предложено изменение порядка очередного повышения размера пособий гражданам, имеющим детей. Именно благодаря этому теперь по аналогии с пенсионным законодательством предлагалось проводить индексацию детских выплат не по прогнозному, как раньше, а по фактическому уровню годовой инфляции — то есть ежегодно с 1 февраля по данным об инфляции за прошедший год.

      «Ситуация в экономике ухудшилась. Надо убрать индексацию выплат на прогнозную инфляцию», — отмечал по этому поводу глава Минфина РФ Антон Силуанов.

      Впрочем, обсуждались и более радикальные решения — в том числе возможность вообще устранить механизм индексации пособий на величину (оценку) инфляции. В этом случае пересмотр размера социальных выплат, включая детские пособия, предлагалось проводить вообще «без привязки» к инфляции по усмотрению Правительства исключительно с учетом возможностей федерального бюджета.

      Обо всех новостях, касающихся изменения размера детских пособий, вы можете своевременно узнавать в тематической группе социальной сети Вконтакте.