Содержание:

Что ждет охрану труда в 2018 году?

Что ждет охрану труда в 2018 году?

В 2018 году охрану труда ждут глобальные изменения: полностью изменится сам подход к безопасности на производстве. На весеннюю сессию в Госдуме Минтруд планирует представить обновленный 10-й раздел Трудового кодекса, который посвящен охране труда. Сейчас министерство работает над новым порядком обучения по охране труда и изменением подхода к выдаче СИЗ. Подробно о том, что ждет специалистов по охране труда в новом году, журналу «Справочник специалиста по охране труда» рассказал Валерий Корж, директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России.

Валерий Анатольевич, какие изменения произойдут в охране труда в 2018 году, к чему готовиться?

Мы полностью меняем акценты в работе по охране труда — впервые провозглашаем в законодательстве приоритет профилактики. Сейчас это самый передовой принцип во всем мире. В проекте 10-го раздела Трудового кодекса мы прописали, что теперь работодатель должен будет на регулярной основе системно реализовывать мероприятия по выявлению опасности для работника, по их устранению и по снижению риска. Еще из наиболее значимых новелл — это сюжеты, связанные с обеспечением СИЗ, с правами и обязанностями работника и работодателя. Мы впервые вводим статью, которая касается прав работодателя в сфере охраны труда. А вот у работников, наоборот, появятся дополнительные обязанности — участвовать в обеспечении безопасности на своем рабочем месте. Это так называемый принцип «не проходи мимо». Также мы планируем установить запрет на работы на тех местах, где по итогам СОУТ установили 4-й класс — опасные условия труда. Работодатель должен будет приостановить работу и выполнить мероприятия по улучшению условий труда. Снова допустить работника он сможет только после того, как снизит вредность. Кроме того, мы планируем усилить роль служб и специалистов по охране труда, возможно, внести элемент независимости напрямую от работодателя. Для этого мы вводим независимую оценку квалификации такой категории персонала вместо периодического обязательного обучения по охране труда.

Как будет реализована независимая оценка квалификации, будет ли это обязательная процедура для специалистов по охране труда?

Да, это будет обязательная процедура, у нас есть профстандарт «Специалист в области охраны труда». Сейчас разворачивается система в виде отраслевого совета по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификации. Нам кажется, что это будет более убедительная процедура, чем периодическое обучение, она позволит более объективно и достоверно оценить квалификацию специалистов по охране труда. Это очень важно, поскольку мы вводим новые нормы, связанные с профилактикой, с выявлением опасностей, с управлением рисками. Без квалифицированной службы или специалиста по охране труда работодателю будет проблематично выстроить в соответствии с законодательством систему управления безопасностью. Кроме того, мы считаем, что это более экономичный способ для работодателей. Наши оценки показывают, что периодическое трех- и даже пятилетнее обучение обходится дороже, чем подтверждение квалификации.

А инфраструктуру уже создают? Наши читатели переживают, успеют ли они вовремя подтвердить свою квалификацию.

Да, инфраструктура сейчас готовится. При Торгово-промышленной палате России создали Совет по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности. Он работает, там есть соответствующая комиссия по охране труда, она занимается подбором центров по оценке квалификации. Мы вводим достаточный переходный период — два года, чтобы отладить систему и все специалисты спокойно смогли бы пройти подтверждение квалификации. Мы будем вести разъяснительную работу, специалисты по охране труда смогут обращаться в центры квалификации.

Как оценка квалификации обеспечит независимость специалистов по охране труда от работодателя?

Когда специалист по охране труда обладает определенным объемом компетентности и это подтверждает независимый центр, то, на наш взгляд, создаются иные взаимоотношения между работодателем и специалистом по охране труда. Специалист становится, скорее, внутренним аудитором. С сертификатом он будет более свободно определять проблемные зоны, которые требуют его пристального внимания по месту работы.

Вы упомянули, что у работодателей впервые появятся права в области охраны труда. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

Мы даем право работодателям использовать дистанционные системы для наблюдения за наиболее опасными производственными процессами и технологическими участками, а также фиксировать результаты с помощью аудио, видео и других способов. Безусловно, при этом нужно будет информировать работников, но такое право мы закрепим. Мы предоставим право документировать процедуры в сфере охраны труда, вести документацию в электронном виде. Кроме того, работодатель сможет допустить надзорный орган к своим базам данных, к системам наблюдения, чтобы и трудовая инспекция могла это видеть в режиме онлайн и учитывать при планировании проверок. В этом случае период плановых проверок может быть увеличен.

Каким образом будет выстроена система оценки рисков?

Это будет очень мягкая процедура — мы дадим рекомендации, приведем существующие методы оценки снижения рисков. Работодатели смогут выбрать те методы, которые им лучше подходят исходя из организационно-правовой и производственной сферы. Всего таких методов 72. Самый простой из них — это чек-листы, которые нужно регулярно использовать для выявления рисков.

Что изменится в порядке выдачи средств индивидуальной защиты?

СИЗ защищают не профессию и не должность, их задача — ограждать от воздействия совершенно определенных факторов, поэтому мы будем конструировать единые типовые нормы. Тип средств защиты будет зависеть от опасности или вредного фактора, который существует на рабочем месте. Мы предусмотрели длительный переходный период — планируем ввести новые типовые нормы с 1 января 2023 года.

Работодателю станет проще обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты?

Работодатель будет вынужден этим заниматься. Сейчас достаточно провести пальцем по строчке, определить профессию «токарь» и выдать ему соответствующий объем средств защиты. В дальнейшем он должен будет реально оценивать вопросы, связанные с опасностями, — какие факторы действуют на рабочем месте, какие существуют риски, и на основе этой информации подбирать СИЗ. Мы теперь разделяем производственные зоны и участки. Например, есть токарь, который работает на классическом станке. Ему нужен один набор средств защиты. А есть работник, который трудится на токарном станке с программным управлением, и, по сути, он не стоит около станка, а находится в кресле оператора. Там другие СИЗ нужны.

Наших читателей очень интересует вопрос — что изменится в порядке обучения по охране труда?

Мы введем элемент дистанционного обучения — тестирование. Он себя хорошо оправдал, когда мы конструировали нормы об экспертах по специальной оценке условий труда. Сейчас мы планируем перевести ряд категорий работников, в основном в непроизводственной сфере, на дистанционное обучение — тестирование. Это будет государственный бесплатный ресурс. Больше никаких принципиальных изменений мы не планируем.

Будет ли более детально прописан порядок обучения?

Нет, мы не планируем прописывать очень детально, как проводить, например, инструктаж. Излишняя детализация присуща советской модели охраны труда. Всю ответственность за здоровье и жизнь работников несет работодатель, ему не нужно подробно расписывать застывшие формы проведения инструктажей — это его зона ответственности. Мы даем общие требования и рамочные методологии. Остальное зависит от специфики организации, поэтому сам работодатель должен оценить свои риски и учесть их.

Будут ли изменения в порядке расследования несчастных случаев?

Мы планируем в порядок расследования ввести классификаторы: видов несчастных случаев, их причин, характера повреждений. Мы бы хотели, чтобы статистика накапливалась не только на бумажных носителях, но и в режиме онлайн. Это позволит нам анализировать несчастные случаи, чтобы предотвращать их в дальнейшем.

Валерий Анатольевич, какой совет Вы бы могли дать специалистам по охране труда на 2018 год?

Внедрять системы управления охраной труда в зависимости от уровня предприятия, от количества работников, внедрять их на современной основе, рассчитанной на выявление опасностей. Изучать методы оценки рисков, потому что это будущее сферы охраны труда. Предупреждение и профилактика, а не реагирование на последствия — вот главный принцип работы современной службы охраны труда.

Беседовала Татьяна Кутузова, главный редактор журнала «Справочник специалиста по охране труда»

Администрация
Советско-Гаванского
муниципального района

Новое в законодательстве по охране труда РФ

07.08.2018 | Приказ Минтруда России от 31.05.2018 № 336н «О внесении изменений в Правила по охране труда в строительстве, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июня 2015 г. № 336н»

Уточнены требования к охране и безопасности труда работников, участвующих в проведении процессов и работ, связанных со строительным производством

02.08.2018 | Усовершенствованы контрольно-надзорные полномочия в сфере охраны труда

С 30 июля 2018 года вступают в силу:

27.07.2018 | О внесении в трудовой договор сведений об условиях труда на рабочем месте

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с при-нятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в ст. 57 ТК РФ внесены изменения, согласно которым трудовой договор должен содержать сведения об условиях труда на рабочем месте

Смотрите так же:  Уралсиб страхование осаго цена

19.06.2018 | Утверждены Правила охраны труда при выполнении окрасочных работ

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов и выполнении работ по подготовке окрасочных материалов и поверхностей под окраску, нанесению лакокрасочных материалов и порошковых полимерных красок, сушке и обработке поверхностей лакокрасочных покрытий.

04.05.2018 | О Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 13.02.2018 № 25

Установлены новые размеры предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны

09.04.2018 | О Письме Минздрава России от 20.12.2017 № 27-33788 «О Типовых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты»

Минздрав России сообщает, что Типовые нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды и обуви утверждаются Минтрудом России

09.04.2018 | О Приказе Минтруда России от 06.02.2018 № 59н Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте

Приказ Минтруда России от 06.02.2018 № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте

Обзор основных изменений в нормативном регулировании охраны труда

С началом очередного календарного года, как правило, связаны и обширные изменения в нормативном регулировании большинства сфер хозяйственно-экономической деятельности и всех ее составляющих, включая охрану труда.

В наступившем году скорректированы нормы, регулирующие внесение изменений в действующие положения Трудового кодекса Российской Федерации, включая положения, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Согласно Федеральному закону от 29.07.2017 № 255-ФЗ изменения в кодекс будут вноситься только федеральными законами (ранее изменения вносились федеральными законами, изменяющими и положения Трудового кодекса РФ, и положения иных федеральных законодательных актов).

Рассмотрим основные изменения в нормативном регулировании охраны труда.

Изменения на рассмотрении Государственной Думы

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в ближайшие месяцы будут рассмотрены следующие изменения к положениям Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), которые содержат государственные нормативные требования охраны труда:

  • к статьям 91, 92 и 108 — в части уменьшения нормальной и сокращенной (в том числе для работников, занятых на работах с вредными или (и) опасными условиями труда) продолжительности рабочего времени, установления продолжительности перерыва для отдыха и питания (в течение рабочего дня (смены)) в летнее время года не менее двух часов;
  • статье 257.1 (новой) — в части установления очередности предоставления ежегодных основных оплачиваемых отпусков отдельным категориям работников из числа лиц с семейными обязанностями: работникам, имеющим трех и более детей в возрасте не старше 12 лет;
  • статье 313.1 (новой) — в части предоставления гарантий и компенсаций за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям отдельным категориям работников — работникам резидентов территорий опережающего социально-экономического развития;
  • к статьям 382, 386 и 392 — в части урегулирования индивидуального трудового спора (в том числе по вопросам обеспечения надлежащих условий и охраны труда) посредством процедуры медиации.

Важно!

Обеспечение надлежащего режима труда и отдыха (в ряде источников также — режима рабочего времени и времени отдыха) работников — одна из основополагающих мер охраны труда и одновременно обязанностей работодателя в области охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

Продолжительность работы не должна превышать нормальной, а в случаях, установленных законодательством, — сокращенной продолжительности, в том числе работников, выполняющих порученную им работу во вредных или (и) опасных условиях труда (ст. 91, 92 ТК РФ).

Время отдыха включает как перерывы для отдыха в течение рабочего дня (смены), так и между рабочими днями (сменами; ст. 108 ТК РФ). Кроме того, работникам обязательно предоставляется еженедельный непрерывный отдых, основные и дополнительные отпуска (ст. 109, 110, 115 и 117 ТК РФ).

Условия труда работников отдельных категорий регулируются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством (см., например, гл. 41, 50 ТК РФ).

Сроки рассмотрения соответствующих изменений определяются программами законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в течение весенней и осенней сессий 2018 г.[1]

Изменения, инициированные Минтрудом России

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации инициирует изменения в порядке реализации полномочий, предусмотренных п. 5.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 (в ред. от 05.07.2017). Речь прежде всего об изменениях, заложенных в План нормотворческой деятельности Минтруда России, в соответствии с которым в течение 2018 г. ожидаются:

  • актуализация действующей редакции Стандарта безопасности труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н — в части нормирования выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств непосредственно трудовым договором с соответствующим работником, регламентации контроля и учета работодателем их выдачи;
  • совершенствование Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н — в части регламентации принятия уполномоченной комиссией решения о признании условий труда допустимыми на рабочих местах с неидентифицированными вредными или (и) опасными производственными факторами (в рамках специальной оценки условий труда);
  • замена действующих перечней вредных или (и) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, лиц, поступающих на работу (приложения № 1, 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н);
  • замена действующего Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (приложение к Приказу Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

Минтруд России также готовит к внесению в Правительство Российской Федерации проекты по меньшей мере двух федеральных законов об изменениях в Трудовом кодексе Российской Федерации (помимо уже рассмотренных нами):

  • в части дальнейшего совершенствования существующих механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • в части исключения дублирования полномочий органов власти в сфере охраны труда.

Ожидаются изменения и в некоторых процедурах документирования деятельности в сфере охраны труда — в частности, предусмотренных при оформлении отчета о специальной оценке условий труда (приложение № 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33).

Сроки принятия изменений, инициируемых Минтрудом России, определяются в соответствии с планом[2].

Изменения, связанные с применением законодательства о специальной оценке условий труда

К числу отношений, непосредственно связанных с трудовыми, принято относить не только отношения в сфере охраны труда, но и отношения в сфере специальной оценки условий труда (далее — СОУТ).

СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест по условиям труда в начале 2014 г., когда был принят одноименный федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ).

По результатам СОУТ (а в случаях, предусмотренных законодательством, кроме того, результатам государственной экспертизы условий труда — см. Приказ Минтруда России от 12.08.2014 № 549н)) устанавливаются и предоставляются соответствующие гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными или (и) опасными условиями труда (ст. 219 ТК РФ), за исключением случаев, когда такие условия признаны безопасными.

Обратите внимание!

Несмотря на то, что в наступившем году Федеральный закон № 426-ФЗ продолжит действовать в прежней редакции (от 01.05.2016), его отдельные положения будут применяться с учетом следующих особенностей:

до 31.12.2018 должна быть завершена оценка условий труда на всех рабочих местах, не указанных в п. 6 ст. 10 Федерального закона № 426;

не позднее 31.12.2018 прекращается действие выданных до дня начала действия Федерального закона № 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) организаций, допущенных к проведению СОУТ (ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ).

Изменения, обусловленные вступлением в силу новых правил по охране труда

Начиная с 17 февраля 2018 г. действуют Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов или (и) имущества, утвержденные Приказом Минтруда России от 28.07.2017 № 601н.

Ожидается, что в течение года будут изданы и вступят в силу некоторые иные правила по охране труда, в том числе с одновременной отменой действующих сейчас, например, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, проект которых находится на подписи у федерального министра труда и социальной защиты.

Изменения, обусловленные вступлением в силу новых норм обеспечения средствами индивидуальной защиты

В 2018 г. работников будут обеспечивать средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с новыми, в том числе введенными впервые, нормами.

Так, работникам авиационной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, СИЗ теперь должны выдаваться по нормам, утвержденным Приказом Минтруда России от 19.06.2017 № 507н.

Изменения в Правилах финансового обеспечения охраны труда

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда (ст. 226 ТК РФ) в наступающем году будут финансироваться работодателями с учетом поправок, внесенных в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.

В соответствии с поправками, предусмотренными Приказом Минтруда России от 29.04.2016 № 201н, в 2018 г. расходы работодателя (иного страхователя) на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечение, если такая одежда изготовлена на территории Российской Федерации из тканей (трикотажных полотен, нетканых материалов), страной происхождения которых также является Российская Федерация.

Изменения в нормативном регулировании федерального государственного надзора в сфере охраны труда

С 1 января 2018 г. действует новая редакция Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. В соответствии с изменениями:

  • Положение будет рапространяться в том числе на федеральный государственный надзор за условиями труда (их соответствием действующим обязательным требованиям) работников-инвалидов;
  • при проведении плановых проверок соблюдения обязательных требований охраны труда работодателями государственные инспекторы труда будут использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Листы будут применяться:

  • начиная с 1 января 2018 г. — при проверках работодателей, отнесенных в соответствии с действующими критериями к категории умеренного риска (в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806);
  • начиная с 1 июля 2018 г. — при проверках всех работодателей.
Смотрите так же:  Судебные приставы старый оскол алименты

К сведению

Предмет проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Проверочные листы для применения при проверках соблюдения работодателями требований к установлению продолжительности рабочего времени, требований охраны труда утверждены Приказом Минтруда России от 10.11.2017 № 655[3].

Охрана труда в 2018 году

2017 год подходит к концу. Что планируют ведомства претворить в жизнь в 2018 в сфере охраны труда? Об этом рассказал журналу «Справочник специалиста по охране труда» директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж.

Грядут законодательные изменение, меняющие акценты в работе по охране труда и провозглашающие приоритет профилактики. В поправках к десятому разделу Трудового кодекса «Охрана труда» указано, что теперь работодатель регулярно будет реализовывать мероприятия по выявлению опасности для работника, по их устранению и по снижению риска. Впервые будет введена статья, регламентирующая права работодателя в сфере охраны труда – будут использованы дистанционные системы для наблюдения за наиболее опасными производственными процессами и технологическими участками, а также фиксирования результатов при помощи аудио, видео и других способов. Отметим, что уже с 2017 года приобретение таких устройств можно частично окупить за счет страховых взносов по программе предупредительных мер для снижения уровня травматизма и профзаболеваний от ФСС.

Также для облегчения рабочего процесса в сфере охраны труда будет введена система электронного документооборота. Доступ к системам наблюдения, к базам данных предприятия планируется предоставить и контрольно-надзорным ведомствам. Впрочем, работодателю это будет даже «на руку» – ведь тогда увеличится период плановых проверок предприятия.

Внедрение неоднократно упоминаемого в этом году риск-ориентированного подхода будет продолжено и в 2018. Минтруд разработает рекомендации для работодателя по построению системы оценки рисков, включающие 72 метода оценки их снижения. Самый простой из них – проверочные листа, направленные на регулярное выявление рисков в процессе трудовой деятельности.

В обязанности работников предприятий будут включены дополнительные пункты по обеспечению безопасности труда на своём рабочем месте. Сейчас такой принцип наблюдается лишь на крупных производствах, где действует политика в области охраны труда. К примеру, каждый работник, увидев нарушения правил охраны труда, может лично доложить об этом руководству, либо воспользоваться анонимной передачей информации через специальные почтовые ящики, установленные на территории предприятия.

Ведомство планирует установить запрет на проведение работ при определенном по результатам СОУТ 4-ом классе – опасные условия труда. Работодатель должен приостановить работу и выполнить мероприятия по улучшению условий труда. Лишь тогда можно будет допустить персонал к работе.

Планируются и усиление роли служб и специалистов по охране труда, в том числе за счет введения независимой оценки квалификации, заменяющей периодическое обучение по охране труда. Сейчас идёт разработка системы в виде отраслевого совета по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификации. При Торгово-промышленной палате России создан Совет по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности, где комиссия по охране труда занимается подбором центров по оценке квалификации. По заверениям директора Департамента новая процедура будет существенно экономичней для работодателя. По оценкам ведомства действующее периодическое обучение сроком на 3 года обходится дороже, чем подтверждение квалификации. Специалистам по охране труда будет дан переходный период – 2 года, для спокойного прохождения подтверждения квалификации.

Предполагается, что после подтверждения специалист по охране труда будет по-новому взаимодействовать с работодателем. Специалист станет внутренним аудитором. С сертификатом, полученным после завершения независимой оценки квалификации, ему будет легче определить проблемные зоны, требующие пристального внимания по месту работы.

Нововведение по средствам индивидуальной защиты следующее: конструирование единых типовых норм, где каждое СИЗ направлено на ограждение воздействия от совершенно определенных факторов. Переход к новым принципам займет достаточное время – около 5 лет. Конечно, это прибавит работы работодателю. Ведь сейчас определить какие средства защиты требуются, к примеру, плотнику достаточно просто – при помощи отраслевых и сквозных типовых норм. В будущем необходимо будет реально оценить опасности, имеющиеся на рабочем месте – вредные и опасные производственные факторы, существующие риски. Только тогда появится понимание какими именно СИЗ следует обеспечить работника.

К сожалению, порядок обучения по охране труда в корне пересматриваться не будет. «Мы не планируем прописывать очень детально, как проводить, например, инструктаж. Излишняя детализация присуща советской модели охраны труда. Всю ответственность за здоровье и жизнь работников несет работодатель, ему не нужно подробно расписывать застывшие формы проведения инструктажей — это его зона ответственности. Мы даем общие требования и рамочные методологии. Остальное зависит от специфики организации, поэтому сам работодатель должен оценить свои риски и учесть их», — заявил директор Департамента Валерий Корж.

Планируется лишь перевести ряд категорий работников, в основном непроизводственной сферы, на дистанционное обучение по охране труда в виде тестирования через государственный бесплатный ресурс.

Поправок ожидает и порядок расследования несчастных случаев на производстве. Планируется ввести классификаторы видов несчастных случаев, их причин, характера повреждений. Это поможет в режиме «онлайн» внедрить сбор статистических данных по результатам расследования НС для анализа и предотвращения травматизма в дальнейшем.

Словом, грядущие изменения дают пищу для размышления работодателям и специалистам по охране труда о планировании работы предприятия в 2018 году.

Требования охраны труда и ответственность за их нарушение

Тема охраны труда и безопасности на предприятиях является весьма актуальной для российского бизнеса. Производственный травматизм, согласно статистике, находится на достаточно высоком уровне, и это, не считая сокрытых несчастных случаев. С другой стороны, соблюдение требований охраны труда — обязанность не только руководства компании, но и самих работников на местах — в соответствии с инструкциями по охране труда. Сознательное отношение к безопасности рабочих процессов позволит предотвратить множество случаев травматизма. В свою очередь, халатный работодатель, не выполняющий требования по безопасности, может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Рассмотрим современные нормативные требования и мероприятия по охране труда и меры ответственности за нарушение законодательства.

Государственные нормативные требования в сфере охраны труда: по букве закона

Понятие охраны труда приведено в Трудовом кодексе РФ, однако данная сфера регулируется не только этим документом, но и многими другими законодательными актами и нормативами. Согласно законодательству, в каждой компании должен быть ответственный сотрудник, занимающийся вопросами безопасности труда. Требования охраны труда устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Управление данной сферой на федеральном уровне осуществляется как минимум десятью министерствами, федеральными службами и прочими органами, основными из которых являются Министерство труда и социальной защиты и Федеральная служба по труду и занятости. Федеральная инспекция труда, в свою очередь, осуществляет контроль над исполнением требований охраны труда.

Ключевые положения и требования охраны труда прописаны в Трудовом кодексе РФ (Раздел X. Охрана труда). Согласно ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

  • Безопасность работников предприятия при эксплуатации зданий, оборудования, инструментов и т.д., применяемых в производстве.
  • Функционирование системы управления охраной труда.
  • Применение средств защиты, прошедших сертификацию и декларирование (покупка и выдача которых осуществляется за счет работодателя).
  • Условия труда на рабочих местах, режим труда и отдыха, соответствующие законодательным требованиям трудового права.
  • Проведение обучения, инструктажа и проверку знаний охраны труда.
  • Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ).
  • Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Обязательное социальное страхование работников, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.

Полный список требований охраны труда по отношению к работодателям можно найти в статье 212 ТК РФ.

В связи с тем, что перечень законодательных актов в данной сфере велик, приведем лишь некоторые Федеральные законы и последние законодательные акты Минтруда РФ, относящиеся к охране труда:

  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  • Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
  • Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».
  • Письмо Минтруда России от 13 сентября 2013 г. № 15-3-2597 «О Методических рекомендациях по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации».
  • Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

Обязанности работников

Работник несет определенные обязательства по соблюдению требований охраны труда. Например, сотрудники должны правильно применять средства индивидуальной защиты, проходить обязательные медицинские осмотры и другие необходимые мероприятия в соответствии с законодательными требованиями. Кроме того, работники должны немедленно сообщать руководству компании о несчастных случаях и других опасных ситуациях на производстве, которые могут нанести вред здоровью людей.

Мероприятия по соблюдению мер охраны труда: от права на обучение до проведения специальной оценки условий труда

Согласно статье 212 ТК РФ, каждая компания обязана проводить инструктаж и проверку знаний работников по охране труда, а также обучать безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Зачастую для выполнения данной функции работодатель привлекает специализированные учебно-сертификационные центры, проводящие обучение и инструктажи по безопасности на производстве. Услуги таких центров широко востребованы и включают в себя не только обучение, но также аудит, помощь в оформлении материалов расследования несчастных случаев и прохождении плановых проверок со стороны контролирующих органов. Наконец, обучающие центры подготавливают и внедряют в организации соответствующую документацию по охране труда и полученные результаты СОУТ.

Смотрите так же:  Налог на движимое имущество в 2019 году для юридических лиц

Проведение СОУТ является обязательным требованием для всех работодателей и регулируется Законом № 426-ФЗ. В процессе СОУТ оценивается степень воздействия вредных веществ и опасных факторов, влияющих на здоровье и безопасность работника в процессе трудовой деятельности. СОУТ проводится не реже чем один раз в пять лет и представляет собой единый комплекс мероприятий, во время которых производится идентификация вредных или опасных производственных факторов и оценка уровня их воздействия на работников. Каждый такой фактор оценивается с точки зрения отклонения от установленных законом норм. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы условий труда на рабочих местах.

Компании, осуществляющие СОУТ, должны соответствовать требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ и входить в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (реестр можно найти на официальном сайте Минтруда). Кроме того, до 31 декабря 2018 года СОУТ имеют право проводить организации, имеющие аккредитацию на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда. Эксперты, проводящие оценку, с 1 января 2019 года должны иметь сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. До 1 января 2019 года они могут работать по переходным положениям, и для осуществления деятельности достаточно повышения квалификации в объеме 72 часов. Организация обязана располагать собственной испытательной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию в области проведения исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Согласно ТК РФ работодатель обязан проводить расследование и вести учет всех несчастных случаев, произошедших во время исполнения работником своих трудовых функций. Данная обязанность закреплена в статье 212 ТК РФ. Расследованию подлежат события, в результате которых были получены любые телесные повреждения, включая тепловой удар, ожог, обморожение, поражение током и т.д. Повреждение может быть нанесено другим лицом, животными или насекомыми либо получено в результате любых чрезвычайных обстоятельств. Все случаи, приведшие к временной или стойкой утрате работоспособности или к смерти, расследуются специально сформированной комиссией в составе не менее трех человек. При получении тяжелых повреждений и при несчастных случаях со смертельным исходом в комиссию должен быть включен государственный инспектор труда, представитель территориального объединения организаций профсоюзов, представитель органа местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ, представители исполнительного органа страховщика. Если работник был направлен другим работодателем, то в комиссию также включается представитель направляющей стороны. Если несчастный случай произошел в результате аварии или иного повреждения транспортного средства, расследование проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Если были получены легкие повреждения, то расследование длится до 3-х дней, в случае смерти и тяжелых повреждений — до 15-ти дней. При этом комиссия опрашивает очевидцев происшествия и работников, ответственных за организацию охраны труда на предприятии. По итогам расследования произошедшее событие квалифицируется как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. При выявлении сокрытого несчастного случая и поступлении жалобы расследование проводит государственный инспектор труда, который может быть привлечен также при несогласии пострадавшего или его родственников с результатами расследования комиссии.

Согласно статье 228.1 ТК РФ работодатель обязан в течение суток известить о произошедшем несчастном случае в прокуратуру, Федеральную инспекцию труда, в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов, в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Извещение осуществляется в форме, установленной в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». Данные требования касаются тяжелых несчастных случаев, случаев со смертельным исходом и групповых случаев. Особенности проведения расследования также прописаны в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

Виды и меры ответственности за нарушение требований охраны труда

К ответственности за нарушение требований охраны труда могут привлекаться как работники, так и работодатель. Что касается ответственности юридических лиц за нарушение требований охраны труда, то она предусмотрена статей 5.27.1 Ко АП РФ, согласно которой нарушение требований охраны труда влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц и от 2000 до 5000 рублей для должностных лиц. Если компания или физлицо занимаются предпринимательством без регистрации юрлица, то размер штрафа может составить от 2000 до 5000 рублей.

Нарушение порядка проведения СОУТ также карается штрафами в размере от 60 000 до 80 000 рублей — для юрлиц, и от 15 000 до 25 000 рублей — для должностных лиц. Кроме того, предусмотрены штрафы за допуск работника к трудовым обязанностям без прохождения обучения по безопасности: от 60 000 до 80 000 рублей — для юрлиц, и от 15 000 до 25 000 рублей — для должностных лиц.

Допуск к трудовым обязанностям новых работников без прохождения обучения по охране труда, обязательного медосмотра или психиатрического освидетельствования карается штрафом от 15 000 до 25 000 рублей. Если работник не обеспечен средствами индивидуальной защиты, это может привести к штрафу от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей, а для юридических лиц — к штрафу от 130 000 до 150 000 рублей. В целом любое нарушение охраны труда, для которого не установлена специальная ответственность, карается штрафом от 2000 до 5000 рублей как для предпринимателей, так и должностных лиц, а для юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей. Повторные нарушения повышают суммы штрафов: для предпринимателей и должностных лиц они будут составлять уже от 30 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей. Также в случае повторных нарушений возможно приостановление деятельности предпринимателя или юрлица на срок до 90 суток.

Требования охраны труда обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами и являются особенно важными для опасных производств, на которых повышен риск получения травм. Для некоторых видов предприятий законом установлены особые правила и нормативы по безопасности. Кроме того, не стоит забывать о регулярном проведении СОУТ. Помните, что внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Согласно пункту 2.3 постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится самой организацией или учебными центрами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности в области охраны труда. Однако самостоятельное обучение компания может проводить только при наличии комиссии по проверке знаний требований охраны труда, члены которой прошли соответствующие обучение.

Где заказать услуги по охране труда?

Итак, для соблюдения требований законодательства по охране труда периодически возникает необходимость в привлечении тех или иных специалистов. Мы попросили дать комментарий для наших читателей Коновалову Марию, заместителя руководителя департамента охраны труда EcoStandard group:

«Наша компания занимается инженерным и экологическим консалтингом уже 20 лет. Мы обслуживаем клиентов по всей России, располагая представительствами в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и на Дальнем Востоке. По направлению «Охрана труда» оказываем такие услуги, как специальная оценка условий труда, аудит, аутсорсинг, разработка документации по охране труда, производственный контроль, индивидуальный дозиметрический контроль, оценка рисков. Наша миссия — помочь клиенту реализовать правила безопасности, заложенные в российское законодательство в сфере охраны труда, и одновременно снизить административную нагрузку на его бизнес. Мы выполняем все работы оперативно: например, комплекс работ по СОУТ займет не более 20 рабочих дней. За счет больших объемов (мы оцениваем более 415 000 рабочих мест в год), EcoStandard group может себе позволить выставлять низкие цены: от 770 рублей за рабочее место. При необходимости мы готовы взять на себя все функции штатного специалиста по охране труда: полный пакет для компаний со штатом до 50 человек будет стоить от 25 000 рублей в месяц, для штата более 50 человек — от 35 000 рублей в месяц. Можно заказать комплексное обслуживание по охране труда, пожарной безопасности и экологии».

P. S. Ознакомиться со всей разрешительной документацией, на основании которой EcoStandard group ведет деятельность по охране труда, можно на сайте.

*Цены актуальны на январь 2019 года, не являются публичной офертой