11. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Конституция РФ предусматривает право граждан на труд отвечающий требованиям безопасности, гигиены, и на вознаграждение за свой труд.

Политика сфере труда и ТО связана с содействием в занятости населения, и она представлена:

1. соц. партнерство

2. политика занятости

3. политика оплаты труда

4. политика охраны труда и соц. страхование

Труд и социально-трудовые отношения в политике современной России

канд.экон.наук, Леманова П.В.

Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова

Уровень социально-трудовых отношений в обществе влияет непосредственным образом на качество человеческого капитала. Социально-трудовые отношения включают в себя следующие основные составляющие:

– с одной стороны, это внутренняя мотивация человека к труду, накоплению профессионализма (изначально она воспитывается в домохозяйствах, а затем продолжает развитие в учебных заведениях);

– с другой, – это стимулирование человека (родителями и членами семьи, работодателями на предприятиях, фирмах).

Социальная политика предполагает регулирование баланса в обществе между мотивацией и стимулированием. Таким образом, в социальном государстве человек попадает в продуманные (спланированные) «клещи» социальной политики, где развивается его внутренняя мотивация к трудовым занятиям, профессионализму.

Мотивация и стимулирование – два важнейших стратегических направления социальной политики по развитию человеческого капитала.

Взаимосвязь социальной политики и экономики осуществляется через такое направление экономической науки как «экономика труда», которая является динамичной общественно организованной системой. В этой системе реализуются условия и процесс воспроизводства рабочей силы – ее производство и формирование (подготовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление, а также обеспечивается процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда.

Для большинства стран мира развитие социально-трудовых отношений происходит под воздействием таких системообразующих принципов жизнедеятельности, как личная ответственность, опора на собственные силы. Каждый из этих принципов является необходимым условием функционирования механизма мотивационной среды, нацеленности на образовательную и профессиональную самоподготовку (приобретение системы профессиональных компетенций), трудоустройство, активное предпринимательство, достижение максимального успеха, благополучия.

Полная трудовая занятость должна обеспечивать работнику доход, превышающий официальную черту бедности. Так, в США, согласно данным Бюро, доля людей в США, проживающих за чертой бедности, увеличилась в 2010 году до 15,1% по сравнению с 14,3% в 2009 году [1]. При этом величина трудовых доходов пропорциональна образованию, квалификации, его профессиональной компетентности.

В современной России трудовая занятость отнюдь не обеспечивает дохода выше прожиточного минимума одному из четырех субъектов трудовой деятельности. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики [2]

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

в процентах от общей численности населения

1) Уточненные данные.

2) Предварительные данные.

Так, Л. Лебедева в статье «Социальная политика в экономике знаний» отмечает, что в масштабах страны вознаграждение российских наемных работников составляет всего 27% ВВП, а в США – 64% , Германии и Великобритании – 55%, Швеции – 61% [3]. Такие показатели, свидетельствуют о недооценке труда российских граждан, девальвации трудовых источников дохода, низком уровне базы обязательного налога. Таким образом, оплата труда в России, превратилась в фактор трудовой демотивации, она стала, фактическим тормозом экономического роста страны.

Обращаясь к зарубежному опыту государственного регулирования трудовых отношений, отмечаем, что важнейшим фактором мотивации субъекта трудовой деятельности, социальной защищенности работников, укрепления их социальной стабильности является политика государств. При этом, оплата труда, является важнейшим фактором уровня образования работника, его профессиональной компетентности.

Проблема нашей страны заключается в том, что при определении зарплаты работнику, уровень его человеческого капитала играет второстепенную роль, тогда как в развитых странах мира, чем большим является человеческий капитал, тем большую зарплату получает носитель этого капитала. Человеческий капитал, его уровень определяют значимость человека в обществе. Поэтому развитое общество должно стимулировать индивиду его желание накапливать свой человеческий капитал.

В России суммарный объем заработной платы составляет около 30% внутреннего валового продукта (ВВП), тогда как в развитых капиталистических странах мира он составляет не менее 60% ВВП.

Сложившаяся в России традиция – экономить на зарплате работников негативно влияет на социально-экономическую жизнь в стране.

И.М. Супоницкая пишет «в России труд не приносит ни богатства, ни положения, ни независимости… отношение к нему выразили пословицы… “всех работ не переработаешь”, “работа не волк, в лес не уйдет”, “от работы не будешь богат, а будешь горбат” и др.». Сравнивая отношение населения к труду в США и в России, И.М. Супоницкая отмечает, что Россия не знала свободного труда, зато имела почти полутысячелетнюю традицию труда принудительного: от установления крепостного права в XVI веке, до зеков и добровольно-принудительных работ остальных советских граждан в XX веке [4]. С этими выводами трудно не согласиться. Дело в том, что методологическая основа накопления человеческого капитала – это личный труд человека. Поэтому его к трудовым занятиям необходимо подготавливать с детских, школьных лет. В связи с этим, основой социальной политики по накоплению человеческого капитала в современной России должно стать развитие способностей каждого человека к личному труду.

Рассматривая проблемы государственного регулирования трудовых отношений, следует обратить внимание на такие первостепенные факторы как:

– взаимодействие государства с работодателями;

– трудовая иммиграция и регулирование минимальной оплаты труда, его нормативов, условий и продолжительности;

– помощь в трудоустройстве молодежи (выпускников общеобразовательных школ, колледжей, выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений);

– защита прав женщин и лиц пенсионного возраста, а также представителей этнических меньшинств;

– обязательное государственное страхование на случай потери работы и др.

Особо следует отметить, что в достижении достойного труда важная позитивная роль принадлежит социальному диалогу между работодателями и администрацией, с одной стороны, и наемными работниками – с другой.

У власти и работодателей существует конфликт интересов, заключающийся в том, что каждый работодатель в отдельности желает платить работнику меньше и заставляет работать при этом больше. Но всей совокупности работодателей, оказывается, выгодно платить работникам больше, так как это обеспечит необходимый спрос на производимые товары и услуги. Властные органы, проводя социальную политику по повышению зарплаты и созданию удобных рабочих мест, обеспечивают для общества предложение различных способов эффективного кругооборота экономических благ. Социальный диалог непосредственно является: источником стабильности; средством урегулирования трудовых споров; механизмом содействия защите прав работников; средством обеспечения социальной справедливости и занятости субъектов трудовой деятельности.

Основные положения социального диалога между трудом и капиталом определены межгосударственной организацией труда. Основные задачи МОТ [5]:

– определение политики, основ и программ деятельности Организации, направленных на решение социально-трудовых проблем;

– разработка и принятие международных трудовых норм – конвенций и рекомендаций, и контроль за их исполнением;

– обеспечение свободы объединения и прав на ведение коллективных переговоров;

– оказание помощи странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции;

– упразднение всех форм принудительного труда;

– защита прав человека, недопущение дискриминации в области труда и занятости;

– действенное запрещение детского труда;

– преодоление бедности, улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

– подготовка программ и содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;

– разработка и осуществление программ в области улучшения условий труда и производственной среды, безопасности и гигиены труда, охраны окружающей среды;

– оказание помощи объединениям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

– разработка и осуществление мер по защите социально слабо защищенных групп трудящихся (женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся мигрантов).

МОТ играет ведущую роль в усилиях, направленных на реформирование систем социально-трудовых отношений, включающих социальную защиту и обеспечение работника, его социальную безопасность, медицинское обслуживание, безопасность и гигиену труда и др. Проблемами современной государственной политики России в области социальной защиты населения являются:

– обеспечение соблюдения трудовых прав женщин и молодежи, условий оплаты выполненной ими работы;

– защита инвалидов, трудящихся-мигрантов;

– помощь в эффективном управлении сложными сетями социальной защиты в целях их экономической и финансовой жизнеспособности в долгосрочной перспективе.

В настоящее время в России происходят коренные изменения в экономических отношениях страны, поэтому возникла необходимость поиска новых подходов к совершенствованию производительности труда. Наибольший интерес в этом контексте представляют подходы, обозначенные в теории человеческих отношений. Основоположник теории человеческих отношений Э.Мэйо по этому поводу пишет: «… какая бы ни была проблема (связанная с производительностью труда), она частично, а иногда и полностью, определяется отношением индивидуального работника» [6]. Это означает, что процесс удовлетворения потребностей субъекта трудовой деятельности, рано или поздно, приводит к формированию его качественных эмоционально-психологических и социальных ценностей, которые заключаются в:

– приобретении личностно-профессиональных компетенций, закрепляющихся подсознательно в индивидуальной памяти;

Смотрите так же:  Налоговый кодекс рф 2019 статья 33333 госпошлина

– росте интеллектуальных способностей, содействующих интенсификации активности умственных действий, что обеспечивает появление желаний по улучшению социально-трудовых отношений, удовлетворяющих экономические потребности субъекта трудовой деятельности;

– развитии интуитивных способностей;

– использовании полученных знаний об окружающем мире и способах их реализации для обеспечения взаимодействия природы, техники и человека;

– познании мироустройства, лежащего за пределами опыта, и реструктуризация имеющихся представлений о мироустройстве в ходе эволюции и др.

Динамика накопления сформированных ценностей в хозяйственной жизни человека предназначена для максимального сочетания возможностей и потребностей жизнедеятельности, что в течение времени приводит к образованию ресурсного потенциала личностных способностей, которые принято называть человеческим капиталом.

Советская идеология отвергала индивидуальный подход в социально-трудовых отношениях, а потому теория человеческих отношений в бывшем СССР игнорировалась. Тем не менее, теория человеческих отношений получила широкое признание в странах Запада и была представлена Ф. Тейлором, основоположником научного менеджмента, как теория «экономического человека». Научная теория «экономического человека» предполагает, что первой потребностью субъекта трудовой деятельности является получение максимальной экономической выгоды от собственного труда (использование этой теории на предприятиях привело к увеличению экономической прибыли владельцев предприятия). Впоследствии, в связи с развитием научно-технического прогресса, в теории Ф. Тейлора обнаружились явные недостатки (детальный хронометраж рабочего времени привел к протестам работников на многих предприятиях), что, естественно, привело к задержке их экономического развития.

Хотя теория экономического человека формально в России игнорировалась, тем не менее, она достаточно активно использовалась как форма социалистического соревнования. Так, Э. Мэйо по этому поводу утверждает [6], что целью теории человеческих отношений является улучшение системы понимания условий, которые необходимо выполнять предприятию с целью получения максимальных доходов, полагая, что кроме: 1) способности предприятия извлекать выгоду из современной технологии; 2) систематической организации работы (по Ф. Тейлору, необходима такая организация социальной системы, которая будет способна создать позитивные социальные условия, при которых рабочая сила будет проявлять максимальные способности к активной трудовой деятельности).

Выявление социальной составляющей труда является основой теории человеческих отношений. Эта теория предполагает, что на предприятии должна выстраиваться имманентная социальная структура, предполагающая создание субъектно-личностного характера отношений каждого субъекта трудовой деятельности к производственной деятельности своего предприятия. Структура производственных отношений требует социально-психологической работы менеджмента предприятия и его совокупного характера деятельности.

В связи с тем, что определяющим фактором успешного функционирования общества является создание и развитие качественного человеческого капитала, очевидно, что для реализации этого направления необходима особая социальная политика государства. Нужен поиск необходимых инструментов. Специфическими инструментами социальной политики по развитию человеческого капитала могут быть различные ее направления, но доминирующими, безусловно, при этом являются социально-трудовые отношения.

В современной отечественной государственно-распорядительной системе постоянно присутствуют такие направления, которые означают, непременно, активное участие государства в экономической жизни общества, что, безусловно, сдерживает развитие соответствующей либеральной социальной политики и затрудняет использование эффективных ее инструментов для создания человеческого капитала.

В связи с изменениями, происходящими на рынке труда и тенденцией роста личной ответственности субъектов трудовой деятельности перед обществом, родными и близкими, первостепенное значение приобретает государственная политика в социальной сфере. Реализация функций социальной защиты населения является, основным базовым элементом государственной деятельности, которая характеризуется: экономическими возможностями общества; зрелостью общественного развития субъектов трудовой деятельности; политическими приоритетами.

Это значит, что усилия государства должны быть направлены на развитие такого человеческого потенциала (физического, трудового, интеллектуального, культурного), который отвечает современным экономическим потребностям, и является ключевым фактором экономического и социального прогресса общества. Возрастание роли социальной политики современного российского государства состоит в:

– повышении роли человеческого потенциала в обеспечении устойчивого экономического роста страны и её конкурентоспособности.

Таким образом, задачами социальной политики на современном этапе развития общества являются:

– внедрение современных методов социальной политики, основанных на сочетании социального инвестирования и адресной поддержки населения;

– содействие активному привлечению негосударственного сектора к оказанию социальных и образовательных услуг, повышению качества социального обслуживания населения, развитию рыночных механизмов в социальной сфере;

– повышение эффективности управления и внедрение современных управленческих технологий в социальную среду;

– объединение потенциала государственной власти, местного самоуправления, деловых кругов и общественности для решения социальных проблем.

Регулирование указанных социально-экономических, социально-трудовых отношений общества является одним из приоритетных направлений социальной политики российского государства, суть которого заключается: в поддержании отношений между различными социальными слоями общества; обеспечении необходимых условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, что является первостепенной задачей социальной политики государства, направленной на создание позитивных социальных гарантий и формирование экономических стимулов субъектов трудовой деятельности и развитие человеческого капитала.

1. Бюро переписи населения США. [Электронный ресурс] – режим доступа: www.census.gov

2. Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] – режим доступа: www.gks.ru

3. Лебедева Л.Ф. Социальная политика в экономике знаний: глобальная конкуренция в мировом государстве. Т.4 // Сентябрь-декабрь 2006. № 3 (12).

4. Супоницкая И.М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе // Вопросы философии. 2003. № 5.

5. Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: справочное пособие. М., 2007.

6. Mayo E. The Sotial Problems of an Industrial Civilization. Routleage. 1994.

Социальная политика в сфере труда

В результате изучения главы 8 студент должен:

знать

  • • теоретические основы, сущность и содержание системы социальной защиты трудящихся;
  • • цели, задачи, функции, принципы и направления социальной политики;
  • • ресурсные возможности государства и регионов в обеспеченности социальных гарантий для населения;
  • • виды пособий и их роль в социальной защите трудящихся;

уметь

  • • находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность;
  • • анализировать социально значимые проблемы и процессы;
  • • использовать нормативные правовые документы для обеспечения социальной защиты трудящихся;
  • • разрабатывать программу социальной защиты работников организации;

владеть

  • • способностью к восприятию, обобщению и анализу экономической информации;
  • • методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
  • • методами оценки предлагаемых вариантов управленческих решений, разработки и обоснования предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

Социальная политика: сущность и основные принципы

Социальную политику можно рассматривать только как политику правительства в сфере социального обеспечения, которая включает образование, здравоохранение, жилье, социальное страхование, в том числе пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги [1]

Однако в последнее время ее рассматривают более широко, как систему целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, нациями, а также отдельными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны [2] .

Некоторые авторы трактуют социальную политику как деятельность не только государства, но и политических, общественных и других организаций разных уровней, направленную на устойчивое воспроизводство и развитие, обеспечение удовлетворения жизненных потребностей людей, повышение уровня и совершенствование качества жизни, поддержку нуждающимся, предотвращение (преодоление) напряженности в обществе. Формирование условий для решения этих задач, организация деятельности специально созданных учреждений представляют собой управление социальной политикой.

Социальная политика государства призвана обеспечивать определенный уровень благосостояния граждан, их материальные и интеллектуальные потребности, формировать уважение к достоинству человека и поддерживать социальный мир в обществе. Социальная политика направлена, прежде всего, на рост благосостояния, развитие прогрессивных изменений в социальной структуре, обеспечение социальной справедливости.

Объектом социальной политики являются как отдельные индивиды, социальные общности и общество в целом, так и социальные отношения и процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и в различных формах проявления.

Содержание социальной политики всегда находится во взаимосвязи с конкретным этапом исторического и национального развития общества и во многом обусловлено его политической системой, экономическим и духовным состоянием.

Социальная политика современного государства строится по следующим основным направлениям.

  • 1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).
  • 2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (повышение качества трудовой жизни, оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения и др.).
  • 3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.).
  • 4. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).
  • 5. Социоэкологическая политика.
  • 6. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).
  • 7. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя торговая миграция).
  • 8. Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, политика в отношении детей, женщин, пожилых и инвалидов и др.).

Социально-трудовая сфера как основной объект социальной политики отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений, поскольку отношения между наемным работником и работодателем редко существуют без социальной составляющей. Социально-трудовая сфера в полной мере отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение.

Смотрите так же:  Компенсация за трудовой стаж

Экономика является основой решения социальных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста также постоянно возрастает. Национальные экономики все активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм поддержания экономической и политической стабильности, стимулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

Среди приоритетов социальных реформ, проводимых в России, названо развитие социальной политики, ориентированной на повышение конкурентоспособности страны в глобальной перспективе, способствующей достижению экономических преимуществ на национальном уровне.

Социальная политика приобретает государственно-общественный характер. В регулировании социальных процессов все более значимым становится участие многих субъектов: негосударственных предприятий и организаций, общественных объединений и организаций, частных лиц.

В соответствии с этим роль государства в реализации социально-экономической политики может быть определена следующими категориями:

  • • стабилизирующая (стабилизационная) функция;
  • • функция распределения ресурсов;
  • • функция распределения доходов.

Стабилизационная функция предполагает формирование благоприятных условий для постепенного увеличения объема внутреннего валового продукта и инвестиций в основной капитал, рост производства, снижение темпов инфляции и дефицита бюджета, укрепление национальной валюты и, как следствие, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств (семей граждан) в используемом валовом внутреннем продукте. В результате финансовой стабилизации можно создать экономические предпосылки для повышения занятости и доходов населения, расширения базы налогообложения и увеличения средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы. Только за период 2008–2011 гг. расходы па социальные нужды выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза, совокупные расходы на социальные отрасли и социальную политику составили в 2011 г. 2,7% ВВП, или 16% от всех расходов федерального бюджета. Если прибавить к ним межбюджетные трансферты на социальные цели и трансферты государственным внебюджетным фондам, то в совокупности на расходы на социальные цели в консолидированном бюджете было выделено 17-18% ВВП [3] .

Функция распределения ресурсов включает в себя: распределение полномочий между различными уровнями государственной власти и управления, необходимых для исполнения ими своих социальных функций; создание такой системы доходов (налоговой базы), которая обеспечит каждому уровню государственной власти (государственного управления) доступ к ресурсам, необходимым для возмещения соответствующих расходов. Речь идет о сочетании бюджетного федерализма, обеспечении финансирования федеральных и региональных социальных программ и обосновании системы определения размеров и порядка предоставления федеральных социальных трансфертов регионам.

Функция распределения доходов заключается в распределении дохода или богатства для осуществления мер по стабилизации уровня жизни населения, постепенному сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, обеспечению работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта.

Социальными целями политики перераспределения доходов являются:

  • • создание гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, т.е. социальная защита населения от воздействия нередко негативных последствий рыночных отношений в экономике;
  • • формирование системы государственных минимальных стандартов уровня жизни;
  • • ускорение научно-технического прогресса, инновационной деятельности на производстве;
  • • обеспечение социальной справедливости в обществе, переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий женщинам, детям, молодежи.

Перераспределительная функция в сфере доходов имеет в современных условиях особое значение, поскольку позволяет снизить резкую дифференциацию доходов населения, вызываемую развитием рыночного сектора экономики.

Уровень жизни и оценка благосостояния, основанные на статистических показателях, традиционно рассматриваются как главная характеристика эффективности социально-экономической политики.

Уровень жизни характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, доходных и социальных потребностей граждан. Иными словами, это – структура потребностей и их обеспечение соответствующими товарами и услугами.

В соответствии со ст. 25 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. По рекомендации ООН уровень жизни представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в том числе демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование (в том числе грамотность); жилище, включая его благоустройство; социальное обеспечение, человеческие свободы.

ООН отказалась в целом от какого-либо интегрального показателя уровня жизни. Вместе с тем в целях международного сопоставления уровня жизни ООН использует так называемый индекс человеческого развития, включающий три интегральных индикатора: произведенный национальный доход надушу населения; продолжительность жизни и образование. Наиболее высокое значение этого индекса отмечается в развитых странах. В 2010 г. был составлен рейтинг 169 стран мира по индексу развития человеческого потенциала. Лидерами рейтинга оказались Норвегия, Австралия, США, Канада, Германия, Швеция. В России за годы рыночных реформ этот показатель снизился с 0,85 до 0,71.

Рост уровня жизни, его позитивная динамика создают возможности для улучшения качества жизни, формируют материальную базу для повышения его показателей. Условия, необходимые для улучшения качества жизни, не сводятся только к потреблению товаров и услуг, а включают социальные результаты экономического развития – среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, обеспечение прав человека и т.п.

Для характеристики уровня и качества жизни используется система индикаторов, которые позволяют получать информацию о состоянии, динамике, тенденциях уровня жизни, рассчитывать их по регионам, по социально-демографическим группам населения, осуществлять международные сопоставления. В эту систему входят пять групп показателей:

  • • интегральные (макроэкономические, демографические и показатели экономической активности, пенсионного обеспечения);
  • • материального обеспечения (доходы домашних хозяйств, неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения и уровень бедности населения);
  • • личного потребления (стоимость минимальной потребительской корзины, динамика и структура потребительских расходов, среднедушевое потребление основных продуктов питания и их калорийность, потребление непродовольственных товаров и услуг);
  • • жилищных условий (обеспеченность жильем и доля расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения);
  • • социальной напряженности (определяется с помощью коэффициента преступности).

Для характеристики роста (снижения) реальных доходов исчисляются индексы реальных доходов всего населения, а также индексы реальных доходов в разрезе социальных групп. Реальные доходы населения могут рассматриваться без учета услуг – номинальные в денежном выражении поступления средств за счет заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других источников, скорректированные на динамику цен. При росте цен реальные доходы Др уменьшаются, при снижении – возрастают:

(8.1)

где Дд – общая сумма денежных доходов населения, руб.

Реальные доходы населения с учетом услуг включают в себя, помимо денежных доходов, стоимость полученных населением услуг. Исчисляются путем корректировки номинальных доходов, включающих стоимость услуг, на динамику цен на товары и тарифов на услуги.

Наиболее подробную информацию о социальной дифференциации дают данные обследований бюджетов семей, где упомянутые выше поступления в виде заработной платы, пенсий, пособий трансформируются в общий денежный и совокупный доход семьи (рис. 8.1).

Данные получают путем выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, на основе регулярных (дневниковых) записей

Рис. 8.1. Состав и использование совокупного дохода, учитываемого в семейном бюджете

о доходах и расходах, а также непосредственного опроса членов обследуемых домашних хозяйств. Обследование проводится ежегодно органами государственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ.

В табл. 8.1 содержатся данные, характеризующие изменения количественных соотношений элементов (источников) совокупных доходов за последние десятилетия.

Структура денежных доходов населения России за ряд лет, % [4]

Доходы от собственности

Доходы от иредпринимател ьской деятельности

Приведенные данные свидетельствуют о ярко выраженной тенденции снижения доли оплаты труда в формировании доходов в переходный период. Однако в последние годы доля оплаты труда стала опять увеличиваться, что связано с активной государственной политикой в области оплаты труда. Рост доходов от предпринимательской деятельности в последние годы замедлился, так же как и доходов от собственности. Это закономерно в связи с изменениями в экономической политике, что выразилось в увеличении доли социальных выплат в общей структуре доходов.

Дифференциация доходов позволяет объективно судить о состоянии в доходах различных социально-демографических групп и слоев населения. Одними из наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов является коэффициент концентрации доходов (индекс Джини). Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Чем ближе он к 1, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения, тем сильнее неравенство, тем выше степень поляризации общества по уровню доходов. Типичное значение индекса Джини в развитых странах колеблется между 0,2 и 0,3, для развивающихся стран он находится в интервале 0,4-0,5. Также используются показатели распределения общего объема денежных доходов по 20% или децильным группам населения. В России наблюдается ярко выраженная тенденция увеличения расслоения населения (табл. 8.2). Поэтому в программе социально-экономического развития России стоит задача смягчения этой тенденции и увеличения численности среднего класса.

Распределение общего объема денежных доходов населения России за некоторые годы

Смотрите так же:  Страховка круз

В том числе по 20% группам населения:

первая (наименьшие доходы)

К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг на душу населения, семью, по социальным группам, регионам: показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяются натуральные индикаторы, непосредственно характеризующие уровень потребления, обеспеченности теми или иными благами, и стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику.

В каждый данный момент времени величина дифференциации доходов в конечном счете определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений. При оценке величины полученного семьей совокупного дохода в процесс включаются демографические факторы, действующие в разном направлении на величину различий в доходах. Одним из самых значимых факторов такого рода является размер семьи, непосредственно определяющий величину душевого дохода. На дифференциацию влияют также уровень и вариация других форм доходов: пособий, пенсий, бесплатных и льготных благ и услуг, получаемых членами семьи.

Все факторы, участвующие в формировании доходов населения, можно разбить на две группы по характеру их влияния на дифференциацию:

нивелирующие:

  • • сложение заработков семьи;
  • • пенсии пенсионеров, живущих в семье и вносящих свою пенсию в бюджет семьи;
  • • пособия, получаемые членами семьи
  • • наличие нетрудоспособных членов семьи, их количество в семье (особенно если они не имеют постоянного дохода);
  • • соотношение работающих и неработающих членов семьи

Обоснованная и последовательная политика формирования и регулирования доходов различных социально-демографических и социально-профессиональных групп населения важна как с точки зрения социальной стабильности общества, обеспечения воспроизводства населения, так и относительно формирования платежеспособного спроса и положительной мотивации к высокоэффективному труду.

Однако показатели доходов населения и их дифференциации, потребления материальных благ и услуг несколько односторонне отражают социальное состояние общества и результаты экономической и социальной политики. Так, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 29% в 2000 г. до 13,1% в 2010 г., но сама проблема сохраняется, поскольку это в основном семьи с несколькими детьми. Концентрация детей в бедных семьях ведет к падению качества человеческого потенциала страны, поскольку в обществе обострились проблемы доступности качественного образования. Минимальная зарплата заметно выросла, но примерно у трети работников зарплата менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого – ниже прожиточного минимума. Обострилась еще одна неблагоприятная социальная тенденция – среди бедных трудоспособного возраста растет доля экономически неактивного населения. В 2009 г. 6,3 млн мужчин трудоспособного возраста не выражали желания работать; в 2000 г. таких было 5,9 млн. Это означает рост числа получателей социальной помощи и люмпенизацию населения.

Более достоверно реальную ситуацию отражает субъективная оценка индивидами и общностями степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Помимо традиционных факторов, затрагиваемых при оценке уровня жизни и благосостояния, в данном случае могут рассматриваться такие, как потребности в общественном престиже, уважении, социальной защищенности, доступности образования и карьеры, изменении статуса, в общении, свободе социального выбора, в «ассортименте» социальных альтернатив, благ и т.д., а также возможности реализации социальных ожиданий и претензий. Иначе говоря, социальное благополучие – это субъективная оценка уровня жизни и социального здоровья общества, складывающаяся у социума. Такие данные получают в результате проведения выборочных социологических опросов населения.

Стратегия инновационного развития экономики России потребовала и изменения социальной политики государства. Ее новые направления закреплены в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В соответствии с ними государство обязано создавать условия для развития человека. Механизм государственного регулирования должен быть направлен на обеспечение благосостояния всего населения, сглаживание дифференциации доходов, особенно для семей, имеющих детей. Основной задачей при этом становится нахождение баланса между саморегулированием рынка и государственным вмешательством, дозирование объемов хозяйственной свободы и государственных социальных гарантий. Главная цель социальной политики – значительное сокращение масштабов бедности; повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.

Основные направления социальной политики должны быть ориентированы на достижение следующих целей.

  • • Достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически развитых государств как по уровню доходов, так и по доступности благ в области получения образования, здравоохранения, чистоты окружающей среды, воспитания детей, по обеспечению экономических прав и свобод граждан, защите от преступности их личности и имущества.
  • • Обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на базе развития человеческого потенциала России.
  • • Граждане должны иметь возможность реализовать свои профессиональные знания, развиваться, строить карьеру.
  • • Обеспечение благоприятных экономических условий для укрепления суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, международного авторитета и влияния России.
  • • Развитие человеческого потенциала, гармонизация социальных отношений, высокая социальная мобильность населения (система социальных лифтов), поддержка социально приемлемой самореализации каждой личности, ослабление социальной поляризации, предотвращение дезинтеграции общества и чрезмерного усиления социальной дифференциации.
  • • Поддержка не только незащищенных групп населения, но и тех, которые способны к инновациям, т.е. средний, или, как его называют эксперты, креативный класс, доходы и социальные установки которого позволяют выбирать модели трудового поведения и потребления. Это не означает отказа от борьбы с бедностью – необходимо сохранять социальную стабильность.
  • • Восстановление авторитета профессиональной среды как специалистов, так и рабочих, чтобы можно было рассчитывать на мораль профессиональных сообществ, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов. Этому должно способствовать постепенное повышение заработной платы педагогов, медиков, научных сотрудников, работников учреждений культуры.
  • • Усиление адресной социальной помощи, особое внимание обратив па семьи с детьми, чтобы исключить ситуацию, когда рождение ребенка приводит семью на грань бедности.
  • • Пенсионная политика для среднего класса должна строиться на развитии накопительного компонента пенсионной системы и росте доходности пенсионных накоплений. При отсутствии серьезного накопительного компонента не удастся уменьшить разрыв между зарплатами представителей среднего класса и пенсиями, которые они получают после окончания трудовой деятельности. Государство должно гарантировать их сохранность.
  • • Рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах. Необходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. В России надо воссоздать класс высококвалифицированных рабочих.
  • • Система образования и воспитания должна обеспечить доступность образования, социальное равенство в его получении и повышение его качества. Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей. Необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства – на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Предстоят серьезное обновление программы и методов работы школы и модернизация и развитие среднего профессионального образования. Инвестиции в образование должны стать ключевым бюджетным приоритетом.
  • • Необходимо обеспечить государственную поддержку культуры, а также широкий, без каких-либо ограничений, доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям.
  • • Обеспечение условий для формирования здорового образа жизни, создание условий для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на работе, развитие амбулаторного лечения, повышение квалификации врачей, развитие отечественной фармацевтической промышленности.

Таким образом, Указ от 7 мая 2012 г. внес коренные изменения в государственную социальную политику, необходимость в которых назрела уже давно. Они направлены, прежде всего, на повышение ее эффективности, приведение объема и структуры обязательств в соответствие с реальными финансовыми возможностями государства, на выработку новых механизмов социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов. Поставленные задачи требуют целенаправленных усилий по осуществлению глубоких структурных преобразований во всех отраслях социальной сферы, реализация которых рассчитана на среднесрочную, а в некоторых случаях – и на долгосрочную перспективу.