Жил-был Петр Первый

На канале «Россия» прошел показ фильма Владимира Бортко «Петр Первый. Завещание»

Показ на канале «Россия» четырехсерийного телефильма Владимира Бортко «Петр Первый. Завещание» — рассказа о последних годах жизни императора — стал поводом порассуждать о проблемах российского исторического кино.

При просмотре нового телефильма «Петр Первый. Завещание» в голове постоянно крутится песенка Гладкова/Хренникова «Жил-был Анри Четвертый, он славный был король…». Действительно, экранный Петр очень напоминает своего коллегу Анри (более известного как Генрих IV Наваррский). В фильме он и «вино любил до черта», и «войну любил он страстно», и даже «еще любил он женщин и знал у них успех» — нежные взаимные чувства престарелого Петра и юной княжны Кантемир являются одной из магистральных линий картины. В тему и печальная концовка песни про приходящую с клюкой «смерть-старуху» — потому как второй магистральной линией четырехсерийного мини-сериала является медленное и мучительное умирание Петра. Увядание, надо сказать, весьма печальное – как только «надежа-государь» начал сдавать, все то грандиозное здание, что он возводил всю жизнь, тут же шатается и сыплется. Ближайшие соратники, все меньше робея, тянут под себя все, что плохо и хорошо лежит, на этой почве уже всерьез цапаются между собой, да и вообще ведут себя как заждавшиеся завещания родственники. В глаза улыбаются, сокрушаются и ластятся, а чуть скрывшись с глаз, начинают оживленно делить еще не объявленное наследство. «Славный король» все четыре серии изо всех сил спасает страну и препятствует мздоимцам-олигархам как может, но… Дальше вы в курсе — «но смерть, полна коварства, его подстерегла…»

Петровскими похоронами фильм, собственно, и заканчивается, за описанием последующей вакханалии милости просим в учебник истории.

По всему выходит, что телеканал «Россия», выпустивший «Завещание» к двойному юбилею – к круглой дате собственного вещания и 65-летию режиссера Владимира Бортко (соответственно, и продюсерами ленты стали директор ГТК «Телеканал «Россия» Антон Златопольский и Владимир Бортко) — сделал подарок не только себе и зрителю.

Однако праздника почему-то не получилось.

Сложно сказать – почему. Вроде бы все хорошо – и сценарий на основе романа Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим», и режиссерская работа на фоне нашего обычного уровня как минимум высокопрофессиональна, и актерский ансамбль выше всех похвал – сплошь живые классики: Маковецкий, Шакуров, Филиппенко… И даже на традиционную «ахиллесову пяту» исторических фильмов – помните, как Гекльберри Финн сетовал: «Она проговорилась, что этот самый Моисей давным-давно помер, и мне сразу стало неинтересно — какой смысл читать про покойников», — в данном случае не сошлешься. Потому как Бортко, выступивший в том числе и автором сценария, все возникающие злободневные исторические параллели не просто провел – он их акцентировал, сделав де-факто контрапунктом сценария. Ассоциаций с сегодняшним днем – не счесть — от яростных, но бессильных антикоррупционных стенаний царя: «Ну почему немцы не воруют! Ну почему французы не воруют?» до циничных «вертикалевластных» откровений: «Нельзя допускать во власть нового человека, это нарушает привычный порядок вещей в государстве».

Все хорошо, а вместе – не складывается.

Вместо берущих за душу уроков истории мы имеем очередной костюмный парад париков, кафтанов и фижм, пересыпанных долгими монологами, живости и актуальности в которых столько же, сколько и в париках с буклями. И опять непонятно – почему? Нет, конечно, можно цепляться к мелочам и искать, к примеру, недоработки в кастинге, сетуя на главную флегму российского кино Александра Балуева в роли истового холерика или привычно поминая Елизавете Боярской премию «Золотой дятел» в номинации «Худшая актриса года». Но дело-то не в этом, цепляние это непродуктивно хотя бы потому, что из маленьких придирок большого ответа не сложишь. А вопрос и впрямь глобальный – почему наши исторические фильмы проваливаются один за другим, несмотря на все очевидные достоинства.

Ответ, похоже, дал сам Бортко в недавнем интервью, объясняя, что он думает о претензиях многих историков к петровской деятельности: «Совершенно идиотская точка зрения. Даже азбуки такой не было, какой мы сейчас пользуемся. Не было бы границы на западе, которая доходила до Риги и Таллина. Не было бы границы на юге, которая была в городе Баку. Не было бы науки. Чего бы только не было!

Куда ни ткни — везде Петр Алексеевич, который спал по четыре часа в сутки». Спору нет, любить своего героя творцу не возбраняется.

Но не так же слепо. Достаточно вспомнить судьбу окольничего Ивана Милославского, которого Петр велел выкопать из могилы через 13 лет после погребения, на свиньях отвести останки к месту массовой казни стрельцов и установить гроб под помостом, чтобы кровь казненных капала на труп, чтобы догадаться – реальный Петр был кем угодно, но только не тем умиленно-благостным правителем, которого рисует Бортко. Наших популяризаторов истории губят столь любимые ими черно-белые краски, которые они нещадно используют во всех исторических проектах последнего времени. Меж тем каждый обладающий маломальским житейским опытом человек знает, что в жизни не бывает ни абсолютно хороших, ни стопроцентно плохих людей, даже правых и виноватых не всегда разберешь. И нет никаких поводов думать, что в прошлом было иначе.

Поэтому на очередную попытку подсунуть ему фигуру в белых одеждах реагирует привычным образом – щелкает пультом телевизора.

В конце концов, на мудрого правителя, днем и ночью радеющего о судьбах России, который давно бы устроил всеобщее счастье, да вороватые бояре мешают, можно и в новостях поглядеть.

Пётр Первый. Завещание (2011)

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Смотрите так же:  На сколько делается генеральная доверенность

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

По мотивам романа Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим».

Последние годы жизни великого самодержца. Кому достанется Россия и что произойдет со страной после смерти императора?
«При нем образовались министерства, промышленность, наука, и кому он это все оставил? Нам с вами». Такую интерпретацию завещания Петра I предлагает зрителям режиссер Владимир Бортко. В то же время это рассказ о больном, одиноком человеке, обеспокоенном, кому оставить свою страну. Никто, кроме молодой княжны, его не понимает, но жениться на ней он не успевает. А верные в прошлом соратники теперь озабочены лишь собственным выживанием после его смерти…

Сериал Петр Первый. Завещание

  • Жанры : Мелодрамы
  • Год создания : 2011
  • Страна : Россия
  • Студии : Ленфильм, Телеканал «Россия»

Актёры и команда 18

Сериал Петр Первый. Завещание

Сюжет сериала Петр Первый. Завещание

Зима 1721 года, Санкт-Петербург. Перешагнувший порог пятидесятилетия русский царь Петр Алексеевич (Александр Балуев) во время экзекуции над очередным недобросовестным исполнителем своей воли встречает двадцатилетнюю дочь союзника в войне с турками, молдавского господаря Дмитрия Кантемира (Михаил Боярский) Марию (Елизавета Боярская), которую знал когда-то еще маленькой девочкой.

За плечами у пожилого императора создание российского флота, реформа армии, учреждение Сената и Синода, другие грандиозные преобразования, им было одержано много славных побед над врагами России, он женат на Марте Скавронской (Ирина Розанова), которая скоро должна стать императрицей Екатериной I. Несмотря на все это, самодержец российский, государственный муж, полководец и реформатор влюбился в Марию, которая была моложе его на тридцать лет.

Через полгода Петр отправится в Каспийский поход, в котором сопровождать его будут и Екатерина, и Мария. Во время этого похода станет известно, что молдавская княжна носит под сердцем ребенка, отец которого – царь Петр Великий. Мария получит все шансы стать новой императрицей, чего, конечно же, не могут допустить ни царица, ни ее приближенные.

И вскоре закрутится новая придворная интрига, в центре которой окажутся не только юная красавица Кантемир и императорская чета, но и князь Александр Меньшиков (Сергей Маковецкий), князь-кесарь Ромодановский (Сергей Шакуров), верный соратник царя Петр Толстой (Александр Филиппенко) и другие.

Петр Первый. Завещание: за кадром

Сюжетной основой сценария, написанного Игорем Афанасьевым в соавторстве с Владимиром Бортко, послужила история, рассказанная Даниилом Граниным в романе «Вечера с Петром Великим», опубликованном в 2000 году. Известный петербургский писатель, который, работая над книгой, в течение 12 лет изучал редкие архивные документы и известные только узкому кругу специалистов материалы, также принял участие в создании телефильма. По словам Владимира Бортко, он дал очень ценные советы, которые помогли лучше воплотить на экране образы главных героев картины, особенно Марии Кантемир.

Декорациями для многих сцен картины «Петр Первый. Завещание» послужили улицы и площади Санкт-Петербурга, интерьеры исторических зданий, «петровских» мест Северной столицы и ее окрестностей – Александро-Невская лавра, музей-заповедник Петергоф, Елагин остров, набережная реки Монастырки, Стрельна, Петропавловская крепость, крепость «Орешек» в Шлиссельбурге.

Интересные факты о сериале Петр Первый. Завещание

– Роль Петра Первого была единственной, на которую актер был утвержден лишь после того, как он пройдет пробы. Исполнителем главной роли в фильме «Петр Первый. Завещание» стал Александр Балуев, для которого приглашение на съемки было полной неожиданностью – он никогда не думал, что имеет даже отдаленное сходство с царем-реформатором.

– Мария Кантемир – старшая сестра известного русского поэта Антиоха Кантемира.

– Отец и дочь Боярские (Михаил Сергеевич и Елизавета) сыграли в фильме отца и дочь (Дмитрия и Марию) Кантемир. «Петр Первый. Завещание» – третья совместная экранная работа Боярских. Ранее они снимались вместе в картинах «Вы не оставите меня», где также сыграли отца и дочь, и «Человек с бульвара КапуциноК».

– Свою поддержку режиссеру оказывали многие влиятельные люди города на Неве, в том числе и губернатор Валентина Матвиенко. Однако, несмотря на это, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский не разрешил Бортко снимать во вверенном ему Меншиковском дворце.

– На съемках фильма «Петр Первый. Завещание» не обошлись без курьезов. 16 января 2011 года петербуржцы, проезжавшие около полудня по Невскому проспекту в районе его пересечения с Большой Конюшенной улицей, наблюдали необычную картину: на разделительной полосе стоял, окруженный сотрудниками ДПС, гроб с телом. Как выяснилось позже, в этот день снимался эпизод похорон Петра Первого, и гроб на главной улице Петербурга был бутафорским. У съемочной группы был обеденный перерыв, и инспекторы дорожного движения любезно согласились посторожить реквизит.

– В Шлиссельбурге съемки проходили не только на суше, в крепости «Орешек», но и на воде – на борту двухмачтового брига «Триумф», давно уже ставшего местной достопримечательностью. Судно принадлежит учителю труда Борису Витальевичу Сидоровскому, который в 1986 году приобрел предназначенный на слом рыболовный траулер и переделал его в парусник. «Триумф» уже снялся в 15 картинах, среди которых – «Узник замка Иф», «Битва трех королей», «Гардемарины-3», «Повелитель луж», «Андерсен. Жизнь без любви».

Режиссер «Собачьего сердца» снял фильм о завещании Петра I

Художественный фильм «Скалолазка» — на канале «Россия 1» 2 и 3 мая в 16:10. Ирина и Леонид в горах Северной Осетии спасают девочку, уцелевшую в страшной автокатастрофе. Они думают, что вся семья девочки погибла, поэтому решают ее удочерить.

Проходят годы, и Нина (Татьяна Космачева) вырастает настоящей красавицей. Ее мама Ирина (Мария Аниканова) настаивает, чтобы дочь перевелась в Москву, закончила университет и получила диплом. Но Нина грезит лишь романтикой гор, она мечтает пойти по стопам отца — стать скалолазкой. В Москве она знакомится с Артуром (Станислав Бондаренко) — начальником группы промышленных альпинистов, который предлагает ей стать инструктором-проводником в горах Северного Кавказа. Тем временем в далекой Осетии старый монах находит родного брата Нины — Михаила (Александр Суворов). Монах рассказывает ему, что знает, кто спас Нину и где она может быть сейчас.

Съемки фильма проходили в Москве и в одном из самых живописных мест Северной Осетии — Цейском ущелье.

Смотрите так же:  Органы опеки и попечительства в биробиджане

Документальный фильм по истории полуострова Крым «Романовы. Судьба русского Крыма» — на «России 1» 4 и 5 мая 23:55. В центре исследования — история Крыма после присоединения его к России во время правления Екатерины Великой. Личности и дела представителей династии Романовых — вехи, связывающие отдельные части сериала. Крымский полуостров — это подлинное переплетение мировых культур и религий. Всю свою тысячелетнюю историю он был ареной бесчисленных войн, кто только не прошел по этой земле: греки и римляне, готы и гунны, хазары и Золотая Орда, осколком которой и стало в XV веке Крымское ханство.

Зритель узнает, как полуостров превратился из «разбойничьего гнезда и центра работорговли» в «жемчужину в короне Российской империи». Особенность проекта — участие в нём в качестве экспертов крымских историков и специалистов из Симферополя, Севастополя, Ялты, Евпатории и других городов.

4 мая в эфире первый фильм цикла, посвященный истории присоединения Крыма к России. Зрители узнают и о начале обустройства полуострова Потёмкиным, основании новых городов и строительстве базы Черноморского флота в Севастополе. Ярчайшим событием после присоединения Крыма стал беспрецедентный и овеянный легендами «Таврический вояж» — путешествие Екатерины II и ее двора на полуостров в 1787 году через Перекоп, Карасубазар, Бахчисарай, Феодосию, Ласпи и Севастополь. На рейде Севастополя ее встретил российский Черноморский флот, созданный Потёмкиным всего за четыре года.

Во втором фильме будет рассказано о Крыме XIX века — в годы правления Александра I, Николая I, Александра II и Александра III, когда российская власть последовательно занялась развитием полуострова. 5 мая в эфире третий фильм — он повествует о периоде наивысшего расцвета полуострова в годы правления Николая II.

Театр Камы Гинкаса

7 мая юбилей отмечает театральный режиссер Кама Гинкас. В этот день на «Культуре» — документальный фильм «Путешествие к началу жизни» (18:35) и спектакль «Комната смеха» (17:30).

В фильме Гинкас отправляется из Москвы в Литву, в Вильнюс, где прошла его юность, и Каунас — место, где его чудом спасли во время войны, когда он попал в гетто. Во время путешествия герой вспоминает основные этапы своей биографии, размышляет о смысле жизни и человеческом предназначении. В фильме принимают участие Генриетта Яновская, Анатолий Смелянский, Валерий Баринов, Владимир Оренов, Сергей Маковецкий, Томас Венцлова. Использованы фрагменты спектаклей «Сны и знания», «Черный монах», «Скрипка Ротшильда», «Записки сумасшедшего», «Дама с собачкой», «Медея», «Золотой петушок», «Роберто Зукко». Включены кино- и фотоматериалы из личного архива Камы Гинкаса и Генриетты Яновской.

Спектакль «Комната смеха» — лауреат «Золотой маски 2009». Он поставлен в Театре-студии п/р Олега Табакова с участием Олега Табакова, Павла Ильина, Марианны Шульц, Марины Салаковой и Александра Фисенко.

Завещание Петра I

7 мая исполняется 70 лет российскому кинорежиссеру, сценаристу и продюсеру Владимиру Бортко. К этой дате 7 и 8 мая в 19:20 на телеканале «Россия К» — телесериал «Петр I. Завещание». Зрителю режиссер Бортко полюбился за экранизацию повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», криминальный сериал «Бандитский Петербург», телефильмы «Идиот» и «Мастер и Маргарита», художественный фильм «Тарас Бульба».

Известность пришла к нему после комедии «Блондинка за углом» по сценарию Александра Червинского, на главные роли в которой режиссер пригласил Андрея Миронова и Татьяну Догилеву. В 1984 году фильм посмотрели 25 миллионов зрителей. Далее последовали драма «Единожды солгав» и экранизация «Собачьего сердца», принесшая Владимиру Бортко признание мировой кинообщественности — фильм был удостоен Гран-при кинофестиваля в Перудже.

Так же бережно и исторически точно Бортко перенес на экран и другие литературные произведения. Один из самых сложных русских романов «Идиот» Федора Достоевского не только стал одним из самых популярных сериалов, но и вывел хрестоматийный роман в лидеры продаж и потянул за собой новые сериалы по «Преступлению и наказанию», «Братьям Карамазовым» и «Анне Карениной».

В сериале «Петр I. Завещание» (7-8 мая, 19:20), снятом в 2011 году по мотивам романа Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим», Владимир Бортко ищет разгадку одной из самых манящих загадок русской истории — кому хотел завещать великое российское наследство Петр Великий. Режиссер присоединился к тем, кто пытается составить свою формулу вычисления невысказанных наказов первого российского императора. Он не скрывает, что фильм — это его авторский взгляд на исторические события. В главных ролях: Александр Балуев, Елизавета Боярская, Ирина Розанова, Александр Филиппенко, Сергей Маковецкий, Михаил Боярский, Анна Ковальчук, Сергей Шакуров.

Волшебная дирижерская палочка

4 мая отмечает юбилей дирижер Геннадий Рождественский. На «Культуре» — премьера документального фильма «Дирижер» (4 мая, 20:30), документальный фильм Бруно Монсенжона «Дирижер или волшебник?» (6 мая, 18:00) и записи концертов в рубрике «Исторические концерты дирижера» (4-5 мая, 18:00).

Документальный фильм «Дирижер» — редкая возможность увидеть творческий процесс подготовки к премьере оперы Н. Римского-Корсакова «Сервилия» в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского. Но, прежде всего, это увлекательный разговор с Геннадием Рождественским об уникальном опыте работы с великими композиторами ХХ века — Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном, Альфредом Шнитке, непревзойденной балериной Галиной Улановой.

В документальном фильме музыканта и кинематографиста Бруно Монсенжона «Дирижер или волшебник?» маэстро Геннадий Рождественский рассказывает о своем отношении к музыке и исполнительству,о совместной работе с такими исполнителями, как Иегуди Менухин и Мстислав Ростропович (включены архивные записи). В фильме звучит музыка Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, Петра Чайковского и других композиторов.

Петр Первый. Завещание смотреть онлайн

Популярный российский сериал «Петр Первый. Завещание» будет интересно посмотреть онлайн как взрослым, так и юному поколению. Его снял прекрасный режиссер, мастер сериального жанра Владимир Бортко, а в основу сценария лег роман Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим». Последние два года жизни Великого Петра были полны не только бременем государственных забот, но и большой любовью. Царь безумно влюбился в молдавскую принцессу Марию Кантемир. Красавица ответила ему взаимностью, и между ними начался бурный роман. Петр настолько увлекся двадцатилетней девушкой, что готов был развестись с Екатериной I. Однако князь Ромодановский удержал его от этого шага. Вскоре Мария забеременела, и, узнав об этом, Екатерина сделала все возможное, чтобы ребенок не родился. Петр ни на минуту не перестает укреплять армию и флот, активно участвует во всех своих начинаниях. Но однажды удача отвернулась от него. Спасая моряков из холодной воды, он смертельно заболел. Завещание осталось недописанным…

Смотрите так же:  Ответ по теме гражданство в рф

Сериал Петр Первый. Завещание доступен бесплатно на сайте. Приятного просмотра!

Вместе с сериалом «Петр Первый. Завещание» также смотрят

Съемочная группа

Сюжет повествует о последних годах жизни Петра Первого. Присутствуют как исторические факты, так и выдуманные истории.

Пётр, уставший от власти и постоянных интриг, случайно знакомится с Марией Кантемир и влюбляется в неё. Молдавская принцесса умна и образованна, что делает её в глазах двора серьёзным противником. Мария становится любовницей Петра, кто-то считает, что и самой великой любовью императора. Князь Ромадановский останавливает Петра от попытки лишить Екатерину I трона. Мария беременна, император собирается сделать ребёнка своим наследником. Екатерина I идёт на сговор с врачами и знатью, беременность прерывают медицинским вмешательством.

Вместе с любовными страстями полным ходом идёт государственная деятельность Петра: укрепление армии, развитие флота, борьба с казнокрадами. В один из «рабочих» дней император принимает участие в спасении моряков, тонущих в холодной воде. Пётр заболевает, врачи говорят о том, что это последняя болезнь императора. К умирающему никого не пускают, а дворцовые интриганы уже поделили между собой наследство. По словам придворных слуг, Пётр не успел дописать завещание. Были написаны только 2 слова: «Отдайте всё…».

Новости Культура

Тайну завещания Петра I откроет новый фильм Бортко

Елизавета Боярская — в роли покорившей Петра Первого Марии Кантемир: 19-летней красавицы, ставшей его последней страстью. Но это была именно любовь. И через эту историю в фильме раскрывается другой Петр: дряхлеющий император молодой империи, которой очень скоро стали свойственны все старые болячки нашего древнего царства. В мире окружавших его сплетников и интриганов, казнокрадов и мошенников, только на нее и мог он тогда опереться. И только по злой воле она не стала матерью наследника, которого у Петра не оставалось после казни сына Алексея.

Для Лизы Боярской эта роль — единственная, где ей разрешили говорить своим голосом, который раньше приходилось завышать. «Девушка с характером, и она очень настырная, сильная, волевая — она имеет право говорить таким голосом. И даже в каких-то местах мы это утрировали», — рассказывает актриса.

Михаил Боярский — князь Кантемир. Как шутили на съемочной площадке: отец Марии — папа Лизы. Он истый петербуржец, совсем с другой стороны открыл для себя и своего героя, и Петра, и нашу современную жизнь.

«Это чудовищно, но мы все возлагаем надежды на одного человека. От Петра до сегодняшнего дня. Вот как он скажет, так и будет, а мы здесь не при чем. И каждый пытается ухватить себе как можно больше. Начиная от Меншикова, кончая всеми чиновниками, работающими сегодня на благо нашей страны», — размышляет Боярский.

Петр Первый не успел завершить свои реформы, не успел достроить новую державу. Наследников нет, не оставил.

12 лет Даниил Гранин писал исторический роман «Вечера с Петром Великим», по крупицам собирая историю последних лет жизни «отца отечества». И почти год режиссер Владимир Бортко снимал четырехсерийный сериал.

«Кому он все оставит это?, — спрашивает режиссер Бортко, и сразу продолжает вопрос. — Если вы знаете, Петр не оставил завещание». И тут же, не дождавшись ответа, сам и отвечает: «Хотя нет, оставил. Вот то, что мы сейчас видим тут — это не лучшая его часть, но это тоже завещание. Это город, который он оставил, и страну — нам с вами».

Петр Первый-реформатор — этот традиционный образ на экране сформировал Николай Симонов. Александр Балуев играет, тирана, монстра, но уже старого и, что самое главное, одинокого.

«Хочется вот с памятника его стянуть и посмотреть, рассмотреть как человека», — признается исполнитель главной роли.

«Это художественный фильм», — говорит Александр Балуев. — Поэтому я многое домыслил».

Но главное, что хотел передать автор, — осталось. К концу жизни Петр понимает: он — один. А даже самые близкие соратники не строят, а набирают подряды. Окружение не понимает и боится бунтаря-реформатора. Вопросы звучат для любой России — царства, империи, федерации — вечные.

«А могут ли вообще такие люди любить или они созданы для политических решений, реформ, строительства городов? Способны любить, страдать и быть порой не на коне», — считает Балуев.

Создатели фильма уверены в исторической достоверности. Даниил Гранин тщательно изучил весь отснятый материал, костюмеры и декораторы постарались создать образ Петра без лишнего лоска и блеска. Съемки проходили в Петергофе и в Александро-Невской лавре — в самых петровских местах.

«Петр сделал нам благо? Или он бросил нас одиноких в полуевропейском диком городе? Но я надеюсь, глядя на него, что начало было задумано прекрасное. Ну а дальше нам с вами решать, как будет», — уверен Михаил Боярский.